Меню Услуги

Современные проблемы ликвидации юридических лиц и перспективы развития законодательства по ликвидации юридических лиц


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Правовые основы ликвидации юридических лиц
  • 1.1. Нормативно правовая база для ликвидации юридических лиц
  • 1.2. Основания и порядок ликвидации юридических лиц
  • Глава 2. Способы ликвидации юридических лиц
  • 2.1. Добровольная ликвидация юридических лиц
  • 2.2. Принудительная ликвидация юридических лиц
  • 2.3. Институт банкротства как особый способ ликвидации юридических лиц
  • Глава 3. Современные проблемы ликвидации юридических лиц и перспективы развития законодательства по ликвидации юридических лиц
  • 3.1. Проблемы ликвидации юридических лиц
  • 3.2. Перспективы развития
  • Заключение
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

При ликвидации юридического лица происходит прекращение его деятельности без права перехода прав и обязанностей к другим лицам. Гражданский кодекс содержит большой перечень оснований ликвидации юридического лица, который может носить, как добровольный, так и принудительный характер.

Вопросы, которые связанны с ликвидацией юридического лица, актуальны в наше время, потому что в условиях современного общества организации возникают и исчезают очень часто. В законодательстве существует много проблем и нерешенных вопросов, которые связанны с возникновением, реорганизацией и ликвидацией юридического лица.

Правоспособность юридических лиц возникает во время его создания. Поэтому, вопрос о необходимости создания юридического лица – это санкция государства и вопрос о его возникновении и его правоспособности. Теория фикций – это такая санкция, которая необходима, а ее сторонники считают, что юридическое лицо является общественной реальностью.

В большинстве современных юридических источников ликвидированные юридических лиц часто определяется, как особенность прекращения деятельности, сравнивая, таким образом, закрытие организации с упрощением ее деятельности, как юридического лица. Однако, нужно признать, что закрытие юридического лица обычно влечет его прекращение, а заключение означает, что юридическое лицо больше не существует. Можно быть согласным с определением о закрытии юридического лица и связать ее с прекращением его право активности, которая наступает с внесения записи в Единый реестр для юридических лиц или его исключение.

Целью данной работы является подробное изучение правовой базы по вопросу ликвидации юридических лиц.

В ходе работы передо мной были поставлены следующие задачи:

  1. изучить нормативно правовая база для ликвидации юридических лиц;
  2. выявить основания и порядок ликвидации юридических лиц;
  3. дать понятие добровольной ликвидации юридических лиц;
  4. дать понятие принудительной ликвидации юридических лиц;
  5. представить институт банкротства;
  6. перечислить современные проблемы ликвидации юридических лиц;
  7. определить перспективы развития законодательства по ликвидации юридических лиц.

Предмет данного исследования – это правовые нормы, которые устанавливают порядок для ликвидации юридического лица.

Объектом этого исследования являются правовые отношения, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в связи с ликвидацией юридического лица.

Методы, которые были использованы в ходе работы исторический, логический, системный, сравнительный.

Глава 1. Правовые основы ликвидации юридических лиц

1.1. Нормативно правовая база для ликвидации юридических лиц

Основополагающим законом, регулирующим отношения, в сфере ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Этот нормативный правовой акт закрепляет не только принципы регулирования в данном процессе, но и содержит нормы, регламентирующие детально процедуру тех или иных регистрационных действий (устанавливает сроки регистрации, перечни предоставляемых документов, основания для отказа в регистрации и т.п.).

Гражданский кодекс РФ — этот документ содержит не только основные положения о юридических лицах различных организационно-правовых форм, но и подробно определяет порядок определенных процедур. Например, вопросы, связанные с добровольной ликвидацией юридического лица, так подробно более нигде не прописаны (последовательность действий при ликвидации, требования к промежуточному и ликвидационному балансам и др.).

Законы об отдельных видах юридических лиц,- это Федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах» и т.п. Они содержат нормы, определяющие статус и функционирование юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Подзаконные нормативно-правовые акты: к таковым относятся, в частности, постановления правительства («О Едином государственном реестре юридических лиц», «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»), акты федеральных органов исполнительной власти.

Особо следовало бы отметить письма Федеральной налоговой службы. Нормативно-правовыми актами они не являются, но оказывают большое влияние на принятие решений регистрирующими органами.

В частности, нередко в решениях регистрирующих органов об отказе в регистрационных действиях присутствуют ссылки на письма ФНС, регулирующие тот или иной вопрос.

В большинстве современных юридических источников ликвидированные юридических лиц часто определяется, как особенность прекращения деятельности, сравнивая, таким образом, закрытие организации с упрощением ее деятельности, как юридического лица. Однако, нужно признать, что закрытие юридического лица обычно влечет его прекращение, а заключение означает, что юридическое лицо больше не существует. Можно быть согласным с определением о закрытии юридического лица и связать ее с прекращением его право активности, которая наступает с внесения записи в Единый реестр для юридических лиц или его исключение.

Последствия в организации ликвидации содержит п. 1 ст. 61 ГК, в котором из ликвидации, как юридического лица следует его закрытие без наследования его прав и обязанностей в виде правопередачи другим лицам. Подобное положение приведено в словаре юридических терминов. А то, что нужно понимать под «ликвидацией юридического лица», законодательство не показывает.

Исходя из ст. 49 ГК РФ право активности юридических лиц начинается в момент создания и его прекращается во время внесения записи об его исключении. В данном понимании эта запись будет иметь право закрывающее значение и выглядит, как юридический фактор право прекращающего вида, форма реализации, как исполнение воли государственной власти, учредители в прекращении юридического лица, как субъект права. Можно связать ликвидацию юр. лица с его завершение, как субъекта права или участника гражданских правоотношений без передачи прав и возможности его оригинального правопреемства другим лицам.

А.В. Габов писал о том, что фактическая ликвидация выглядит, как юридический вид, а его прекращение — это следствие его свершения и данный юридический факт, является последним в данном составе.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Ликвидация выглядит, как различные явления и будет соотнесена с разными правовыми формами. Часто в различных источниках и правовой практике ее смысл раскрывается через такие слова, как ответственность, юридическая процедура, правоотношение, сделка и юридический факт. Если опереться на достигнутых результатах исследований в этой области, остановимся на этих вопросах, которые требуют анализа, и исследуем, насколько верно употреблять обозначенные инструкции для выявления ликвидируемого юридического лица.

Судебный опыт даст возможность для использования категорий ответственности и мер защиты права и законного интереса других лиц для начала ликвидация организации происходит в принудительном порядке. Если проверить конституционность приложения ст. 61 ГК РФ, Конституционный Суд России указал на то, что в ликвидации юридического лица, предусмотренной этой нормой, которая будет санкцией за нарушение обязательного для юридического лица нормативного акта. Данная санкция по этому правовому признаку не может назначаться лишь для формального обоснования нарушения законодательства, а должна быть применена в соответствии с главным принципом для собственности и быть соразмерной допущенным юридическими лицами нарушениям и вызванным ими последствиям.

Под юридической ответственностью в негативном смысле, можно понять обязанность объекта нарушения претерпевать последствия неудачи. Это зависит от области принадлежности норм, которые закрепляют юридические факты, в которых различаются гражданско-правовые, административные, уголовные, дисциплинарные ответственности. Применение данного вида ответственности может зависеть от вида правонарушения и от отрасли права, к которой принадлежит данный институт. Институт гражданского права, в котором ликвидация лиц в приказном порядке вступает в силу в качестве средства правовой ответственности. Ликвидация юридического лица является взаимодействием между частным и публичным правом. В случай таких отношений, в котором институт гражданского отношения будет широко применим в гражданском праве. Это выглядит так, межотраслевые связи в гражданском праве. Возможности использования последнего при исследовании организации по ликвидации юридических лиц, которая будет подтверждена профессором М.Ю. Челышевым о межотраслевых связях гражданского права. которые проявятся при исследовании самого понятия ликвидация. Прекращение юридически лица в области воздействия гражданских прав в виде ликвидации, значит прекратить его существование для данного объекта в других правовых отраслях. Поэтому исчезнут частноправовые и публично-правовые факты юридических лиц, как объекта права. Ликвидация, как общественное событие, которое имеет само по себе огромное значение. Это выглядит как, будь то в гражданском праве предусмотрены нормы по ликвидации, но они будут закреплены в нормах других правовых организаций.

В юридических источниках были высказаны точки зрения о том, что ликвидация любой организации выглядит, как отношение.

С этой точки зрения, ликвидация выглядит, как сложный и длительный факт, который состоит из разных этапов и мероприятий, в этих рамках возникли различные правоотношения. Они в общности образовали данную систему, которые возникают в связи с ликвидацией организации. Это понимание фактов будет сведено к форме для организации чего то, что представляет собой единство закономерностей, которые расположены и находящиеся во взаимной связи элементов. Данное определение отмечает , что ликвидированные юридические лица образуют целостную структуру последовательностей, которые взаимосвязаны элементами.

В связи с этим можно определить ликвидацию организации, как систему правоотношений, которые находятся в динамике, и влекут полное завершение юридических лиц без передачи прав и обязательств в порядок универсального права к другим организациям. Логично будет оперировать понятием правоотношений, который возникают в ходе ликвидации юридического лица.

Ликвидация организации может обозначить, как юридическую процедуру, представляющую собой целостную структурированную систему последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов), находящихся в динамике, при возникновении, изменений или прекращение которых будет комплекс разных юридических факторов и реальных составов.

Такая юридическая процедура повлечет остановку юридических лиц без перехода прав и обязательств в порядке универсальных прав к некоторым лицам и сопровождаемый определенными действиями органов юридических лиц, и органов государственной власти и завершается внесением соответствующей записи исключении организации.

По правилам, юридических лиц можно ликвидировать как добровольно, так и принудительно на основании судебных актов.

Интересно, что в большинстве юридических лиц добровольная ликвидация не будет препятствовать в обращении в суд о принудительном ликвидации при наличии для этого оснований. В этом случае, невыполнение условий участников юридических лиц при добровольной ликвидации, и принятие решения о ликвидации без должного назначения комиссии и без определений порядков и срока не являются основанием для подачи иска в суд с о принудительном ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых норм.

В своем правовом последствии, институт по ликвидации юридических лиц разделяется на несколько институтами – это реорганизация и ликвидация. Таким образом, они разделяются в законодательстве:, например, в статье 57 ГК РФ тут говорится о реорганизации юридического лица и в статье 61 ГК РФ – об ликвидации юридических лиц.

Таким образом, ликвидация юридического лица может происходить в разных формах. По статье 58 ГК РФ, при объединении юридических лиц их права и обязанности наследуются вновь возникшим юридическим лицом в соответствии с актом. При объединении юридических лиц, к последнему переходят все права и обязанности присоединенной стороны в соответствии с нужным актом. При раздвоении юридических лиц его права и обязанности наследуются вновь возникшими юридическими лицами в соответствии с разделительным правилом. Если выделить из состава юридического лица нескольких юридических лиц, то к каждому из них перейдут права и обязанности разделенного юридического лица в связи с разделительным правилом. При изменении юридического лица одной формы в юридическое лицо другой формы к новому юридическому лицу перейдут все права и обязанности разделенного юридического лица в соответствии с передаточным балансом. При полном различии данных форм, общность между ними заключена в правах и обязанностях прежде действовавшего юридического лица, перейдут к новому юридическому лицу.

Отличие всех форм реорганизации ликвидация приведет к прекращению правоспособности и прежде действовавших юридических лиц без какой-либо передачи прав и обязанностей ликвидированного юридического лица к другим его правам.

Ликвидация юридических лиц, которая рассматривается в ГК РФ как следствие прекращения обязательств. По статье 419 ГК РФ, обязательства прекращаются при ликвидации юридических лиц, когда правовыми актами исполнятся обязательства ликвидированного юридического лица, которые будут возложены на другое лицо.

В указании п. 1 статьи 61 ГК РФ по прекращению действия юридического лица без передачи его прав и обязанностей в порядке права следует изучать исходя из нормы п.7 ст.63 об имуществе ликвидированных юридически лиц, которые остаются после удовлетворения различных требований. По данному пункту, то, что осталось после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица, делится между его учредителями, которые имеют равные права на данное им имущество или основные права в отношении данного юридического лица, если обратное не оговорено законом или другими правовыми документами или основными документами юридических лиц. Отсюда вытекает то, что лица, которые имеют права на оставшиеся объекты, сохранят те права, которыми они обладали до ликвидации юридического лица. Распределение всего имущества между законами или учредительными документами лиц, в частности тем, кто имеет обязательства в отношении данного юридического лица и носит другой характер. По комментариям авторов к ГК РФ, «поскольку ГК, в отличие от некоторых других законодательных систем, не требует обязательной продажи оставшегося имущества и последующего распределения вырученных сумм, оставшееся имущество может быть распределено в натуре с соблюдением требований п.7 ст.63. В этом случае к указанным лицам переходит право, которым обладало ликвидированное юридическое лицо. Правила ст.61 – 64 ГК не исключают возможности возникновения по поводу этого права коллизий и споров с третьими лицами» [2,c. 16].

Таким образом, ликвидация юридических лиц представляет собой способ завершения его деятельности при отсутствии преемственности в его правах и обязанностях [3,c. 12].

1.2. Основания и порядок ликвидации юридических лиц

Основания по ликвидации юридического лица прописаны в п. 2 ст.61 ГК РФ, а также в других законах РФ.

Юридическое лицо будет ликвидировано принудительно по таким основаниям как:

  1. организация деятельности без надлежащего разрешения;
  2. многократное или грубое нарушение закона или иных правовых актов.

По закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [3,c. 28], регистрирующий орган может обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если оно допустило грубое нарушение закона или других нормативных актов государственной регистрации.

Органы налоговой на основе прав обращаются в суд с иском о ликвидации юридических лиц и в случае многократного или очень грубого нарушения законодательства.

Такое нарушение – это систематическое отклонение организацией от формирования отчетов о ее финансовой деятельности и документов для исчисления и уплаты налогов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  1. систематическое осуществление объединением, деятельности, противоречащей его уставным целям.

Согласно п. 1 ст.49 ГК юридическое лицо имеет гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, которые предусмотрены в его учредительных документах, и связанные с данной деятельностью обязательства. В п. 2 ст. 52 ГК РФ указано, что в документах коммерческих организаций должна быть определена цели ее деятельности.

  1. Общественная организация может быть ликвидирована в случае многократного представления в установленный срок обновленных сведений.

Юридическое лицо ликвидируется добровольно — по решению его участников. При этом принимается во внимание то что:

  1. Акционерное общество ликвидируется по решению на собрании акционеров большинством голосов;
  2. ООО – только по единогласному решению его участников;
  3. По истечении срока, до которое создано предприятие;
  4. По достижении цели, ее создания.

Самоликвидация будет проведена без вмешательства суда или гос. службы. Этот процесс будет осуществляется ликвидатором и контролироваться кредиторами. Этот способ самый эффективный, потому что не связан с финансовыми издержками и экономит время проведения.

Основание для применения процедуры добровольной ликвидации юридического лица в отношении федеральных государственных предприятий будет решение Федерального учреждения о признании формы баланса предприятия отрицательной и об отсутствии действительной возможности восстановить его платежеспособность, принимаемое по результатам анализа экономического состояния предприятия на основании системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса ненадежных предприятий.

Добровольная ликвидация будет инициирована Федеральным Собранием. В данном случае учредитель предприятия в течение нескольких дней с начала получения данного распоряжения Федерального собрания должен организовать собрания кредиторов. Общее решение учредителя предприятия и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия связанной с отсутствием возможности, чтобы восстановить его платежеспособность большинством от общей массы голосов. В таком случае, если уполномоченное лицо не принимает решение о ликвидации организации, то он имеет право принимать решение о подаче заявления о признании предприятия банкротом в суд и принудить руководство организации подать данное заявление.

Если руководство государственной организации в ходе установленного срока не соблюдал указ Федеральной организации ликвидирующей предприятие либо если собранием кредиторов оно было отклонено, Федеральное учреждение дает распоряжение, которое содержит обязательство для руководства организации и предписание о заявке в суд по делу об организации. Продажа ликвидируемой организации осуществляется согласно плану ликвидации [6, c. 23].

Средства, которые были выручены от продажи имущества ликвидируемой организации, поступают на расчетный счет сторонней комиссии и используются для удовлетворения требования кредиторов в определенном порядке.

Органы, которые приняли решение о ликвидации предприятия:

  • будут устанавливать порядок ликвидации,
  • сроки ликвидации,
  • назначают комиссию.

Таким образом, ликвидационная комиссия выполняет важные функции:

  • публикация информации о ликвидации юридического лица,
  • порядок и сроки заявлений по требованиям кредиторов,
  • проводит принятие мер к выявлению кредиторов( письменное уведомление о ликвидации, получение дебиторской задолженности),
  • оставляет промежуточный баланс, где указываются сведения о составе имущества ликвидируемых юридических лиц,
  • проводит перечень предъявленных требований и результатов их рассмотрения;
  • составляет ликвидационный баланс по завершению.

Ликвидация юридического лица будет завершена после внесения записи в государственный реестр юридических лиц.

При выплате денежных сумм кредиторам ликвидируемых юридических лиц ликвидационной комиссией в порядке очередности.

В первую очередь будут удовлетворены требования граждан, перед которыми юридическое лицо несло ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; при ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся их кредиторами, т.е. вкладчиками;

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор Гражданское право России: Учебник для вузов. – М.: ЗАО Юстицин- форм, 2008. – С. 60

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Рузакова О.А. Гражданское право [7 c. 169].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Одним из оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица является банкротство.

  1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
  2. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
  3. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
  1. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
  2. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
  3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
  4. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
  5. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
  6. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его участникам, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
  7. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В качестве вывода к данной главе можно указать то, что ликвидация юридических лиц представляет собой способ завершения его деятельности при отсутствии преемственности в его правах и обязанностях [3,c. 12].

Глава 2. Способы ликвидации юридических лиц

2.1. Добровольная ликвидация юридических лиц

Добровольная ликвидация осуществляется на основании статьи 61 ГК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных для каждого из видов юридических лиц. Фактически процедура ликвидации для всех юридических лиц одинакова, различия возникают только на этапе принятия и оформления решения о ликвидации.

Ликвидация осуществляется в несколько этапов:

  • Принятие решения о ликвидации юридического лица, порядке его ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.
  • Извещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в прессе и иными способами.
  • Выявление кредиторской и дебиторской задолженности и составление промежуточного ликвидационного баланса.
  • Расчеты с кредиторами, составление окончательного ликвидационного баланса и ликвидация юридического лица.

О принятии решений о ликвидации юридического лица, сроке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, а также о завершении последующих этапов уведомляется регистрирующий орган – налоговая инспекция. В г. Санкт-Петербурге вопросы регистрации ликвидации юридических лиц отнесены к компетенции Инспекции ФНС России № 15.

Рассмотрим подробно каждый из этапов ликвидации и его документальное оформление.

Первым этапом является принятие решения о ликвидации юридического лица. Такое решение может быть принято по любым основаниям – в связи с тем, что юридическое лицо достигло цели, ради которой было создано, либо истек срок действия юридического лица, указный в учредительных документах, а также без объяснения таких причин – для этого достаточно решения собственников (учредителей, акционеров).

В обществах с ограниченной ответственностью такое решение принимается всеми учредителями единогласно, при этом нельзя предусмотреть в уставе, что для принятия решения о ликвидации учитывается меньшее количество голосов – например, 85% от количества участников.

В акционерных обществах по общему правилу достаточно принятия такого решения квалифицированным большинством акционеров, то есть проголосовать за ликвидацию должно 3/4 от общего числа акционеров, принявших участие в общем собрании. Уставом или иными внутренними документами акционерного общества может быть установлено большее количество голосов, необходимое для принятия такого решения.

Производственные и потребительские кооперативы ликвидируются по решению их членов. Ликвидация кооператива влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей кооператива в порядке правопреемства к другим лицам.

Согласно ст.42 Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О сельскохозяйственной кооперации»

1) по решению общего собрания, в том числе в связи с истечением срока, на который создан кооператив, с достижением цели, ради которой он создан;(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями настоящего Федерального закона, иных законов или правовых актов; (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

3) в случае признания судом кооператива банкротом либо в случае объявления им о своем банкротстве в порядке, установленном законом;

4) в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2003 N 73-ФЗ)


Страницы:   1   2   3