Заявка на расчет
Меню Услуги

Проблемы обеспечения социальной помощи несовершеннолетним в пенитенциарных учреждениях РФ. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:  1  2  3


Раздел 2. Организация социальной работы с несовершеннолетними заключенными

2.1. Основные направления социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в специализированных учреждениях

Организационные основы взаимодействия специализированных учреждений с другими субъектами профилактики по интеграции несовершеннолетних правонарушителей в социум. Эффективность реабилитации детей и подростков в отдельно взятом специализированном учреждении достаточно низка. Продуктивность деятельности этих учреждений во многом зависит от степени их взаимодействия с другими учреждениями и ведомствами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, от создания системы социальной интеграции несовершеннолетних через сеть институтов его реабилитационного пространства. Реабилитационное пространство — это территориальная система ведомств, служб, учреждений и общественных организаций, осуществляющих во взаимодействии с населением профилактику и реабилитацию дезадаптированных детей и подростков.

Основная задача реабилитационного пространства – обеспечение непрерывности и единого подхода к проведению профилактических и реабилитационных мероприятий для полного и всестороннего восстановления детей и подростков психосоматического, социального, правового. На сегодняшний день основным правовым документом, определяющим перечень учреждений и организаций, входящих в реабилитационное пространство, является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года.[6]

Введение в действие этого закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Наиболее результативной является деятельность служб и учреждений по работе с дезадаптированными детьми, осуществляемая на основе следующих принципов взаимодействие, комплексность, адресность, законность, информированность.

Принцип взаимодействия предполагает координацию деятельности служб и общественных объединений города посредством согласования в работе с целью снижения количества социально неблагополучных семей и улучшения социального фона города. Принцип адресности предполагает выявление конкретных исполнителей и закрепление за ними определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленной цели. Принцип комплексности предполагает реализацию системного подхода в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении и воздействие на них всех аспектов экономического, социального, духовного, психологического. Принцип законности предполагает исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении. Принцип информированности предполагает регулярное освещение проводимой работы в средствах массовой информации. [6]

Для работы с правонарушениями подростков очень важно взаимодействие органов, организаций и специалистов на разных уровнях первый — структуры муниципальных органов управление образования, здравоохранения, МВД, Комиссии по делам несовершеннолетних, второй — отдельные учреждения, третий — специалисты.[6] Взаимодействие социально-реабилитационных центров с соответствующими структурами осуществляется на основе общности задач, направленных на решение проблем неблагополучного детства. Общность задач определяет и формы взаимодействия субъектов государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних взаимная информация о неблагополучных семьях, безнадзорных детях мерах, принимаемых разными субъектами для изменения сложившегося положения совместная деятельность разных структур, ориентированная на выявление неблагополучных семей и безнадзорных детей создания совместных программ социальной профилактики и социальной реабилитации детей организация разностороннего влияния на семью и детей с целью снятия или нивелирования их проблем. Центральная роль координатора действий всей системы принадлежит Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В практике наметились точки соприкосновения в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и социально- реабилитационных центров комиссии и сотрудники центров выявляют неблагополучные семьи, семьи группы риска анализируют состояние воспитательно-профилактической работы с семьями и детьми на данной территории и предоставляют соответствующую информацию всем участникам системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и центры совместно с другими субъектами профилактики участвуют в проведении широких социальных акций комиссии помогают центрам привлечь различные учреждения к решению проблем материальной поддержки нуждающихся семей и детей организация бесплатного питания, обеспечение путевками в оздоровительные учреждения, продуктами питания осуществляют привлечение граждан, не выполняющих родительский обязанностей, к административной ответственности, укрепляя тем самым позиции центров в работе с асоциальными семьями. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних содержание и организация деятельности.[6]

Большую роль в реабилитации дезадаптированных детей и подростков играют учреждения здравоохранения. Они принимают участие в выявлении семей, находящихся в социально опасном положении и передают информацию в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдел опеки и попечительства управления образования распространяют санитарно-гигиенические знания среди детей, их родителей или законных представителей, осуществляют пропаганду здорового образа жизни. Эта работа осуществляется посредством индивидуальных бесед с родителями на дому при проведении патронажа, в кабинете здорового ребенка, школе-лектории молодых родителей. Лечебно-оздоровительные учреждения здравоохранения осуществляют клиническое обследование, медицинское обслуживание, в случае необходимости оказывают на стационарной основе лечение детей и подростков, осуществляют круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения для оказания им медицинской помощи.

Помощь социально-реабилитационному центру в жизнеустройстве подростка может оказать центр занятости. Работники центра занятости обладают полной информацией о возможностях трудоустройства, осуществляют подбор рабочего места с учетом не только половых, возрастных, образовательных, но и тех ограничений, которые накладывает семейная ситуация. Сотрудники центра занятости также участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, проводя беседы, мероприятия. [6]

Разносторонние связи складываются у социально-реабилитационных центров с органами образования. Управление образования контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования несовершеннолетних, разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на повышение общей культуры субъектов образовательного пространства формирование на обучающихся навыков ведения здорового и безопасного образ жизни, правовой культуры, законопослушного поведения. Органами управления образования уделяется значительное внимание развитию сети дополнительного образования, организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей. Общеобразовательные учреждения в свою очередь оказывают социально-психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении, проводят воспитательную работу с такими детьми.

Социально-реабилитационные центры сотрудничают также и с органами опеки и попечительства управления образования. Их основная задача — обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их личных и имущественных прав. Социально-реабилитационные центры сотрудничают с органами опеки и попечительства при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для жизнедеятельности в семье. Специалисты центров проводят предварительную работу с потенциальными усыновителями и опекунами, тестируют их, не оставляя без внимания в первые месяцы совместной жизни с детьми. Центры взаимодействуют с органами опеки и попечительства в случае возбуждения в суде исков, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов детей. В решении вопросов профилактики правонарушений помощь может оказать и управление культуры и спорта. Они не только принимают участие в организации спортивных и культурных мероприятий, как в самом образовательном учреждении, так и в социально-реабилитационном центре, но и ведут работу по развитию сети учреждений для организации досуга несовершеннолетних. Для более тесного контакта с учреждениями, занимающимися профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ежегодно проводятся совместные семинары и методические объединения, на которых решаются актуальные вопросы профилактики. [6]

Тесное взаимодействие в целях профилактики правонарушений осуществляется и с органами внутренних дел. Органы внутренних дел обеспечивают координацию деятельности по оперативному выявлению в общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних по установлению личности и перевозке несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений по месту жительства. ОВД активизируют работу по выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и совершающие в отношении несовершеннолетних другие противоправные действия. Осуществляют по запросу центра меры по выявлению несовершеннолетних, самовольно оставивших учреждение и возвращению их обратно. Сотрудники ОВД участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия. Индивидуальная профилактика правонарушений несовершеннолетних в подразделениях МВД осуществляется в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Меры индивидуальной профилактики должны непосредственно воздействовать как на саму личность правонарушителя, так и на окружающую его среду. Целью индивидуальной профилактики правонарушений является исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации.[6]

2.2. Реабилитационная деятельность: оптимизация путей решения

Развитие, изучение и совершенствование реабилитационной работы с несовершеннолетними правонарушителями — одна из важных задач любого развитого общества. Это связано с ее огромной значимостью для решения проблем улучшения нравственного состояния общества, профилактики девиантного поведения. Для подростков-правонарушителей реабилитация — один из основных путей интеграции в социум. Одним из важных направлений реабилитационной деятельности с несовершеннолетними правонарушителями является трудовая реабилитация.[29]

Практика показывает, что поступающие в центр подростки в большинстве случаев не имеют трудовых навыков. Поэтому важно, чтобы при организации трудовой реабилитации воспитанников обязательным условием было сочетание труда с профориентационной работой, а также их психологическое сопровождение в процессе трудовой деятельности. Целесообразно было бы организовать систематический производительный труд старших подростков, выполняя заказы населения и организаций.[29]

Благодаря труду они приобретают опыт коллективной деятельности, получают профессиональную подготовку по различным специальностям, получают за свой труд материальной поощрение, что также является дополнительным стимулом.

Огромную воспитательную роль играют организованные в специализированных учреждениях всеобщие мероприятия. При проведении в специализированных учреждениях таких мероприятий наблюдается отсутствие участия в их организации детей.[13,стр.15] На взгляд автора дипломной работы, включение детей в подготовительный процесс мероприятия будет способствовать формированию у них уважительного отношения к чужому труду, формированию такого качества как ответственность, способствует большей активности подростков.

Наблюдаются, на взгляд автора дипломной работы, недостатки организации в специализированных учреждениях досуга детей. Часто он направлен только на развлечение детей. Досуговые мероприятия должны носить коррекционный характер и являться дополнением к основной работе или учебе, заполнять вакуум свободного времени, позитивными, развивающими формами работы. Досуг для подростков-правонарушителей должен носить коррекционную направленность, учитывать специфические психологические и возрастные характеристики, должен быть ориентирован на создание условий для самообеспечения, саморазвития, оказания им поддержки в реализации собственных возможностей.

Для выполнения этих целей необходимо развитие сотрудничества, сотворчества детей во всех видах досуговой деятельности. Немаловажной проблемой является деформация правовых ориентаций несовершеннолетних. Правосознание является существенным регулятором, значимым в правовом отношении поведения.

Оно помогает подростку правильно разграничивать правомерные и противоправные требования и побуждения, дает верное представление о возможных последствиях их реализации. В виду того, что теоретических элементов в правосознание несовершеннолетних правонарушителей очень мало и что их моральные взгляды уже искажены, а социальный опыт имеет много отрицательных моментов, правовые представления у них часто не соответствуют действительному содержанию права.

Важно, чтобы дети знали свои права и обязанности с раннего возраста, до вступления их на путь преступности. Это, на взгляд автора, позволило бы сократить число случайных правонарушителей. Необходимо активизировать работу по созданию в составе центра семейных воспитательных групп. Это один из реальных и эффективных путей реабилитации, при котором восстанавливаются утраченные ребенком социальные, нравственные, духовные связи с окружающим миром. На сегодняшний день одной из причин низкой эффективности процесса социальной реабилитации подростков-правонарушителей является недостаточно тесное взаимодействие всех заинтересованных министерств и ведомств. Сегодня недостаточно четко определены механизмы и организационно-правовые формы взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Оказание помощи детям различными организациями всех уровней зачастую проводится параллельно, а не комплексно, что малоэффективно и не дает желаемого результата. В связи с этим Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, управлению образования, центру занятости, отделу по делам молодежи, необходимо оптимизировать реабилитационную деятельность.

Управлению образования — систематизировать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере выявления и учета детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях оказания им необходимой помощи, обеспечения получения ими обязательного основного общего образования. Активизировать работу родительских комитетов образовательных учреждений всех типов, возобновить работу родительских лекториев способствовать развитию физической культуры и спорта, активного творческого досуга и занятости несовершеннолетних в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных и других учреждений на бесплатной основе ускорить открытие специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания. Реализовать мероприятия по информационно-методическому обеспечению деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений осуществлять мероприятия по организации подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе, работающих с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями обеспечение органов управления образования и социальной защиты методическими материалами по проблемам профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних создать межведомственную систему социальной адаптации выпускников детских интернатных учреждений несовершеннолетних, выпущенных из воспитательных колоний, обеспечивающих условия для их жизнеустройства.

Центру занятости — реализовать комплекс мер по обеспечению социальной адаптации и общественно-полезной занятости несовершеннолетних обеспечить оптимизацию механизма организации и финансирования трудовой занятости несовершеннолетних. Трудоустроив подростка, осуществлять строгий контроль за обеспечением работодателями трудового законодательства в отношении него. Отделу по делам молодежи — активизировать работу детских и молодежных общественных объединений организовать работу по проведению досуга несовершеннолетних в период летних каникул. Всем учреждениям профилактики обеспечить взаимодействие со средствами массовой информации, общественными объединениями по вопросам защиты прав, профилактики безнадзорности и правонарушений.

2.3. Вопросы ювенальной юстиции

Государство и общество должны реагировать на преступления подростков так, чтобы возвращать их в качестве полноценных личностей.
Законодатель подчеркивает особый подход как к привлечению к уголовной ответственности, так и к назначению наказания несовершеннолетним в силу социальных, морально-этических и психических факторов. Социальная потребность закрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних заключается в том, что с учетом пластичности и особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута в большинстве случаев применением к ним смягченных или специфичных мер воздействия. Но для того чтобы избежать при этом избыточности репрессии или обратной ошибки, необходимо в каждом случае детально выяснять особенности уровня развития несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, физической и психической характеристик, социального статуса. [19,стр.15] Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. общественно опасных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. В среднем, каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Подростки занимаются попрошайничеством, бродяжничеством. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 60 тыс. детей и подростков.

Глава 14 Уголовного кодекса Российской Федерации называется «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Законодатель подчеркивает особый подход как к привлечению к уголовной ответственности, так и к назначению наказания несовершеннолетним в силу социальных, морально-этических и психических факторов. Тем не менее, указанная глава не является ни сводом отклонений и отступлений из общих норм УК РФ, ни поблажкой несовершеннолетним в силу исключительно их возраста.[2] Социальная потребность закрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних заключается в том, что с учетом пластичности и особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута в большинстве случаев применением к ним смягченных или специфичных мер воздействия. Но для того чтобы избежать при этом избыточности репрессии или обратной ошибки, необходимо в каждом случае детально выяснять особенности уровня развития несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, физической и психической характеристик, социального статуса. [13,стр.37]

Уголовное законодательство РФ предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, которыми признаются лица достигшие возраста 14 лет, но которым еще не исполнилось 18 лет. В таком возрасте подростки, как правило, психически и социально незрелы, личность подростка еще не сформировалась окончательно и поэтому исправительное воздействие применительно к несовершеннолетнему должно носить, прежде всего воспитательный характер.

Ювенальная юстиция термин международный, система правосудия в отношении несовершеннолетних граждан, главным звеном которой является суд по делам несовершеннолетних. Основные принципы Ювенальной юстиции: ценность личности несовершеннолетнего, представшего перед судом; активное использование в судебном процессе по делам несовершеннолетних данных о несовершеннолетних, полученных судом от специализированных вспомогательных юридических учреждений (служб, органов); усиление охранительной функции суда по отношению к несовершеннолетнему (повышенная судебная защита несовершеннолетнего в качестве потерпевшего, свидетеля, подсудимого, осуждённого и т.п. посредством закрытия судебного заседания по всем делам о преступлениях несовершеннолетних или о преступных посягательствах на них, уменьшение размера наказания по факту несовершеннолетия в соответствии с Уголовным кодексом РФ; предпочтение принудительным мерам средств воспитательного воздействия и др.); специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; особый упрощённый (неформальный) порядок судопроизводства в отношении несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб. [15,стр.5-7]

Важнейшее отличие ювенального правосудия, что оно рассматривает ребенка не как объект для репрессии, а как субъект реабилитации. В центре рассмотрения ребенок и его проблемы, а не ведомственная отчетность, очерченная нормами права. Данный подход позволяет избежать рецидива, уберечь оступившегося от криминальной жизни.

В международных стандартах выражена мысль о том, что для соответствия современным требованиям необходима совершенно новая система судопроизводства в отношении несовершеннолетних. В частности, в п. 3 ст. 40 Конвенции о правах ребенка (1989 г.) закреплено, что «государства участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении».[8] Основу правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних устанавливает Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».[5]

Современный этап развития российского общества сопровождается ростом социальных и экономических проблем, ослабление института семьи, увеличение разводов и неполных семей, насилием в семьях и многих других факторов, что оказывает значительное воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса явился рост числа безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним
Конституция РФ (ст. 38) регламентирует особую защиту детства со стороны государства. В силу пункта 4 ст. 15 Конституции РФ к составной части правовой системы Российской Федерации, регулирующей вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних, относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»).[1]

Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как особенностям личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения (пункт 5.1 «Пекинских правил»). [10]Из этого следует, что возрастные пределы зависят от положения каждой правовой системы, тем самым полностью учитывая экономические, социальные, политические, культурные и правовые системы различных государств.

Статья 87 УК РФ применяется с учетом ст. 20 УК, которая предусматривает «ступенчатые» пороги наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних (14, 16, 18 лет), кроме того, предусматривает случаи, когда лицо, формально достигшее установленного в УК возраста привлечения к уголовной ответственности, тем не менее, не может нести ее вследствие отставания в психическом развитии. [2] Одним из основных предметов доказывания при производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего это возраст несовершеннолетнего.

Руководствуясь общими началами назначения наказания, суд, назначая наказание несовершеннолетнему, учитывает, кроме того:

  1. условия его жизни и воспитания;
  2. уровень психического развития, иные особенности личности;
  3. влияние на него старших по возрасту лиц.

В основной массе случаев, на преступление ребенка толкает социальная среда его жизни. Родители алкоголики, наркоманы. Неполные, неполноценные семьи. Отсутствие нормального питания толкает на мелкие кражи, девочки часто на панель.

Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал судам, при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, в соответствии с частью 3 статьи 427 УПК РФ, получив уголовное дело с обвинительным заключением или с обвинительным актом по обвинению несовершеннолетнего в совершении преступление небольшой или средней тяжести, решать вопросы о возможности прекратить дело и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия, если в ходе предварительного расследования уголовного дела будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания. [4]

Согласно ст. 61 и 89 УК несовершеннолетие виновного, само по себе являясь обстоятельством, смягчающим наказание, должно учитываться в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что «в случае совершения лицом нескольких преступлений, одни из которых были совершены в несовершеннолетнем возрасте, а другие в совершеннолетнем возрасте, суд при назначении наказания по совокупности преступлений вначале назначает наказание за преступления, совершенные в возрасте до восемнадцати лет, с учетом требований статьи 88 УК РФ, а затем за преступления, совершенные после достижения совершеннолетия, и окончательное наказание по правилам статьи 69 УК РФ». При этом срок окончательного наказания может превысить 10 лет. Сходным образом решается и вопрос о назначении наказания за преступления, некоторые из которых совершены в возрасте до 16 лет, а другие в возрасте 16 лет или старше.
При назначении наказания суды должны учитывать, условия жизни и воспитания подростка. [19,стр.66]

Уровень психического развития подростка связан с состоянием его интеллекта, воли, чувств, определяющих способность управлять своим поведением, способность предвидеть и правильно оценить последствия своих действий и планировать их, способность правильно определить свои цели и добиваться поставленной цели. Уровень психического развития характеризуют и иные факторы. Иные особенности личности определяются как совокупность потребностей и интересов, взглядов несовершеннолетнего. В частности необходимо оценивать такие характеристики личности как жестокость или способность к сопереживанию, сочувствию, эгоизм, эгоцентризм или альтруизм, нервозность или сдержанность, внешний и внутренний контроль, наличие реальных жизненных планов, привычек, навыков, физическое и психическое состояние подростка.
Выяснение указанных обстоятельств позволяет определить отношение подростка к совершенному преступлению, причины его совершения — случайность или закономерность и иные факторы, совокупность которых позволяет суду правильно определить судьбу несовершеннолетнего.

Применение к несовершеннолетнему лицу принудительные меры воспитательного воздействия является исключительной компетенцией суда. Статья УПК РФ предусматривает возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия как в ходе предварительного расследования уголовного дела, так и на стадии судебного производства. [19,стр.68]

Суд вправе прекратить уголовное дело и применить принудительные меры воспитательного воздействия также по собственной инициативе после поступления уголовного дела в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом.

Возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия в случаях, предусмотренных статьями 90 и 91 УК РФ, относится к одному из вопросов, разрешаемых судом в совещательной комнате при постановлении приговора (ст. 299 УПК РФ).
В отличие от наказания принудительные меры воспитательного воздействия не влекут судимости, назначаются на основе данных о личности виновного и условий его жизни.

Уголовный кодекс предусматривает следующие виды принудительных мер воспитательного воздействия ст. 90-91 УК РФ:

  1. предупреждение;
  2. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  3. возложение обязанности загладить причиненный вред;
  4. ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. [2]

Как показывает судебная практика, Мировой судья судебного участка №139 Невского района города Санкт-Петербурга вынес решение по делу Беляковой Н.В. обвиняемую в совершении покушения на кражу, то есть тайное хищение чужого имущества, при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам, а именно 12.02.2015, в период времени с 18 часов 50 минут до 19 часов 50 минут, находясь в торговом зале магазина «Бершка» торгового комплекса «Мега Дыбенко», умышленно из корыстных побуждений, с целью тайного хищения путем свободного доступа, со стеллажа свободной выкладки товара тайно похитила женскую куртку черного цвета фирмы «Аморак», стоимостью 830 рублей 51 копейки и куртку женскую черного цвета фирмы «Аморак» стоимостью 830 рублей 49 копеек, а всего на сумму 1661 рубль, прошла через расчетно — кассовый узел, не предъявив товар к оплате и не оплатив его стоимости, намереваясь причинить ООО «Бершка-СНГ» ущерб на указанную сумму. Однако свой преступный умысел до конца довести не сумела по независящим от нее обстоятельствам, так как была задержана охраной за сигнализационными турникетами при попытке выхода из магазина, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст. 158 УК РФ. В судебном заседании Белякова Н.В. вину в содеянном признала полностью, в содеянном раскаивается, считает, что данное преступление совершила по глупости, больше такого никогда не повторится, просит строго не наказывать.

Согласно ст. 431 УПК РФ суд вправе прекратить уголовное преследование о преступлении небольшой или средней тяжести, если обвиняемый совершил преступление впервые и его исправление может быть достигнуто без применения наказания. Согласно ст. 90 УК РФ несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. В судебном заседании установлено, что подсудимая ранее не судима, преступление совершено в несовершеннолетнем возрасте, совершенное преступление относится к категории преступлений небольшой тяжести. Согласно ч.4 ст. 90 УК РФ в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.212-214 УПК РФ, мировой судья постановил: прекратить уголовное дело в отношении Беляковой Н.В., освободив её от уголовной ответственности и применить к ней принудительные меры воспитательного воздействия в виде предупреждения. Вещественное доказательство, хранящееся у потерпевшего под сохранной распиской, возвратить потерпевшему, освободив от сохранной расписки.

Перечень видов принудительных мер является исчерпывающим, т.е. суд не вправе назначить несовершеннолетнему принудительные меры, не указанные в ч. 2 ст. 90 УК РФ. Однако суд вправе самостоятельно определять содержание той или иной меры.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению (ходатайству) специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются прокурору для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (п. 4 ст. 90 УК, п. 5 ст. 427 УПК), если не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 94 УК. [2] При этом под систематическим неисполнением принудительных мер следует признать невыполнение несовершеннолетним предписанных или совершение запрещенных действий более двух раз в течение определенного промежутка времени. [15,стр.171]

Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры.

Правовые последствия применения ч. 1 ст. 92 и ст. 90 УК различаются. Несмотря на то, что в обоих случаях применяются принудительные меры воспитательного воздействия, несовершеннолетний, освобождение от наказания в соответствии с ч. 1 ст. 92 УК, влечет судимость. Лицо, освобожденное от уголовной ответственности в соответствии со ст. 90 УК, таковую не влечет. [2]

Таким образом, для осуществления эффективной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей необходимо скоординированная, комплексная деятельность всех служб и организаций, входящих в реабилитационное пространство. На сегодняшний день, несмотря на некоторые недостатки, ведется достаточно комплексное взаимодействие со всеми учреждениями и ведомствами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


Страницы:  1  2  3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф