2 Проблемы осуществления социальной защиты населения и пути их решения (на примере Сургутского центра социальной помощи семье и детям)
2.1 Характеристика деятельности Сургутского центра социальной помощи семье и детям
Конец 20-го – начало 21-го веков в России сопровождались радикальными реформами в экономической сфере, специфика осуществления которых привела к частичному разрушению и перестроению социальной инфраструктуры и, как следствие, возрастанию количества малообеспеченных семей.
Объективной необходимостью в сложившихся условиях стало укрепление системы социального обслуживания населения, и прежде всего семьи и детей.
18 марта 1993 г. состоялось официальное открытие Бюджетного учреждения ХМАО-Югры «Реабилитационного центра «Зазеркалье» в качестве приюта для 30 детей. В 1995 г. учреждению присвоен статус опорно-экспериментального центра Государственного комитета молодежи РФ по социальной работе.
В 2001 г. изменилось название учреждения и его направления деятельности. В структуру Центра социальной помощи семье и детям «Зазеркалье» введено отделение социальной поддержки и реабилитации семьи (участковые специалисты по социальной работе). В 2018 г. Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье» переименован в Сургутский центр социальной помощи семье и детям (далее – Центр).
Центр представляет собой некоммерческую организацию, предоставляющую семьям, детям и гражданам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании, социальных услуг для обеспечения реализации полномочий по социальному обслуживанию населения, а также помощи в реализации законных прав и интересов граждан, в улучшении их материального и социального положения, а также психологического статуса.
Цели создания Центра — реализация права граждан на социальное обслуживание и помощь со стороны государства, предоставление социальных услуг получателям социальных услуг согласно индивидуальным программам и условиям договоров, которые заключены с получателями социальных услуг или их законными представителями, и предоставление срочных социальных услуг.
Основные направления деятельности Центра:
- стационарное социальное обслуживание;
- оказание психолого-педагогической помощи получателям социальных услуг в условиях полустационарной формы социального обслуживания;
- предоставление консультационных услуг по различным вопросам социального характера;
- содействие в предоставлении материальной помощи;
- организация мероприятий по обеспечению реабилитации и социальной адаптации граждан;
- адресная помощь и оказание поддержки семьям с детьми и отдельным гражданам в решении проблем по их самообеспечению, использованию собственных ресурсов для преодоления сложившихся критических жизненных ситуаций;
- участие в работе по профилактике социального сиротства, совершений правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав;
- разработка мероприятий, призванных повысить качество и объем представляемых услуг;
- полустационарное социальное обслуживание;
- профилактика ситуаций и обстоятельств, которые ведут к обострению нуждаемости граждан в социальной помощи;
- обеспечение социального сопровождения, включающее в себя содействие в адресном получении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи на основе межведомственного взаимодействия.
Организационная структура представлена на рис.1[1]. Ключевой аспект организации управления Центра — это формирование такой структуры учреждения, все составляющие элементы которого могли бы развиваться и действовать как единое целое.
Распределение задач и функций, прав и обязанностей работников вызывает движение информации, на основе которой в конечном итоге принимаются управленческие решения. В рамках переданных Центру полномочий по оказанию государственных услуг, между его структурными подразделениями определен следующий порядок распределения полномочий.
Рисунок 1 — Организационная структура Бюджетного учреждения ХМАО-Югры «Сургутский центр социальной помощи семье и детям»
Организационно-методическое отделение — структурное подразделение Центра, цель которого — обеспечить сопровождение организационной, методической, информационной деятельности учреждения для повышения качества предоставляемых социальных услуг.
Стационарное отделение — структурное подразделение Центра, осуществляющее социальную реабилитацию и адаптацию несовершеннолетних, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании, в условиях временного круглосуточного проживания.
Отделение психолого-педагогической помощи «Сектор семейного устройства детей и сопровождения замещающих родителей» «Сектор постинтернатного сопровождения детей-сирот» «Экстренная детская помощь» — структурное подразделение Центра, предоставляющее психолого-педагогическую помощь получателям социальных услуг в условиях полустационарной формы социального обслуживания.
Консультативное отделение — структурное подразделение Центра, предназначенное для организации приема граждан, в т. ч. по территориальному принципу, консультирования семей, граждан по вопросам социального обслуживания, предоставления социальных услуг, осуществления социального сопровождения.
Отделение дневного пребывания несовершеннолетних — структурное подразделение Центра, действующее в полустационарной форме социального обслуживания по адаптации и социализации несовершеннолетних, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании, по организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
Отделение социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи — структурное подразделение Центра, осуществляемое профилактику безнадзорности и социально опасного положения несовершеннолетних, содействует решению проблем несовершеннолетних, преступивших закон, в т.ч. с привлечением в процесс социальной адаптации всех членов семьи и социального окружения несовершеннолетних.
Деятельность Центра регламентируется целым рядом различных документов. Внешние процессы его деятельности — а именно взаимодействие с государственными органами, контрагентами и третьими лицами — регламентируют нормативные законодательные акты. Учреждение и Учредитель взаимодействуют на основе учредительных документов. Внутренние аспекты деятельности Центра регламентируются внутренними (локальными) документами. В организации своей работы учреждение руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъекта Федерации – г. Сургута, Департамента социальной развития ХМАО-Югры, Управления социальной защиты населения по г. Сургуту и Сургутскому району, своим Уставом[2].
Правовое обеспечение работы учреждения осуществляется его руководителем и иными должностными лицами в рамках предоставляемых им прав и полномочий при реализации ими трудовых функций. ГОСТ Р 53060-2008[3], начавший действовать 1 января 2010 г., в том числе, декларирует требования по ведению, составу и содержанию внутренней документации учреждения, в т. ч. и локальных нормативных документов, а именно:
- Устава учреждения, как основного рабочего документа, в котором определен порядок организации работа учреждения;
- правил, инструкций, методик, в т. ч. и регламентирующих процесс предоставления клиентам социальных услуг;
- документов, которые связаны с обслуживанием в учреждении, в т. ч. индивидуальные программы работы с клиентами;
- договоров коллектива учреждения с администрацией учреждения.
По мере того, как развивается деятельность учреждения, неизбежно возникает необходимость создания внутренних документов, которые определяет руководство Центра. К внутренним локальным документам относятся следующие: приказы, распоряжения, инструкции, положения, регламенты, должностные инструкции и т.д., имеющие условную иерархию (рис.2).
Рисунок 2 — Иерархия локальных документов Бюджетного учреждения ХМАО-Югры «Сургутский центр социальной помощи семье и детям»
Наличие в учреждении структурных подразделений, приводит к необходимости регламентации взаимодействия работников не только внутри структурного подразделения, но и между ними, схему которого по вопросам оказания тех или иных видов и форм социальной помощи клиентам учреждения содержит Регламент и Порядок работы с обращениями граждан. Взаимодействие специалистов внутри структурного подразделения регламентирует Положение об отделении. Локальные нормативные акты Центра группируются следующим образом: утверждаемые руководителем (организационно-распорядительная документация);
- утверждаемые руководителем с учетом мнения профсоюзного комитета;
- принятые решениями комиссий, действующих в учреждении, и вводимые в действие приказом руководителя.
Штатное расписание отделения утверждает Директор учреждения. Действующим трудовым законодательством не устанавливается обязательное наличие должностной инструкции в тех случаях, если функции, связанные с выполнением трудовой деятельности, в полном объеме отражены в Трудовом договоре. Но при этом, как показывает опыт, разработка и наличие собственной должностной инструкции формирует более понятные взаимоотношения администрации учреждения и работника. Должностные инструкции утверждает директор Центра в двух экземплярах, один из которых для работника, второй – для непосредственного руководителя. Каждый год работник ставит отметку о том, что ознакомлен с Должностной инструкцией.
Специалисты Центра при первичном обращении семьи, отдельного его члена, предоставляют информацию о работе всего учреждения в целом, о назначении и функциях его структурных подразделений, о возможности и требуемых условиях получения социальной помощи и поддержки. Способы обращений граждан в учреждение могут быть как в открытой форме, так и в анонимной: лично, по телефону, письменно, в т. ч. переданное через электронную почту.
Специалист Центра заполняет на семью Анкету (Приложение В), факт согласия семьи на оформление которой является основанием для постановки семьи на учет в Центре. В зависимости от заявленной нуждаемости семьи выдается перечень необходимых документов и оформляется Заявление о нуждаемости в помощи (Приложение Г). Любое обращение должно быть зафиксировано в Журнале учета обращений граждан, где, в числе прочего, указывается причина обращения (табл.1).
Возможна анонимная консультационная помощь. Тогда обратившийся направляется к специалисту по заявленной проблеме. Однако, имеется нюанс: в соответствие с законодательством[4] разовая услуга должна быть оформлена Актом выполненных работ, следовательно, это исключает анонимность. При этом, возможно только предоставление разовой услуги без постановки в учреждение на учет.
Таблица 1 — Журнал учета обращений граждан
№ п.п. | Дата обращения | ФИО обратившегося | Дата рождения | Паспортные данные | Адрес, телефон |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Категория | Количество детей | Даты рождения детей | Причина обращения | Принятые меры | Примечание |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Когда члены семьи предоставляют необходимые документы, в Центре формируется личное дело, номер которого проставляется в графе «Примечание» Журнала учета обращений граждан. После этого Заявление об оказании помощи социально-экономического характера будет направлено в структурное подразделение Центра по заявленной нуждаемости. Здесь проводится подтверждение нуждаемости в помощи и необходимости ее последующего оказания. Нуждаемость в помощи подтверждает Акт обследования материально-бытового положения семьи (Приложение Д), составляемый специалистами Центра с выходом на дом, оригинал Акта подшивается к Делу семьи.
Сведения о обратившихся в учреждение семьях, несовершеннолетних, полученные в результате работы по первичной профилактике, заносятся в электронную базу данных. Анкеты для постановки на учет семьи являются основой анализа потребностей семей, который проводят специалисты Центра, а также учета заявок по нуждаемости: в летнем, зимнем отдыхе детей; в содействии в организации досуга; в получении билетов на театральные постановки, концерты, выставки, музеи. Так же специалисты Центра сообщают заинтересованным семьям о поступлении определенных видов помощи, комплектуют группы на экскурсии, выдают билеты в театры, на концерты и т.д.
Для того, чтобы решать вопросы по определению адресности и объемов предоставляемой различным категориям семей с несовершеннолетними детьми социальной помощи и поддержки, продолжительности обслуживания, в Центре формируется Комиссия по преодолению проблем семей и детей (далее — Комиссия), работа которой основана на Положении, который утверждает приказом директор Центра.
Персональный состав Комиссии ежегодно утверждается приказом руководителя Центра. В состав Комиссии, как правило, входят сотрудники каждого из подразделений Центра для более комплексного подхода к нуждам обратившихся в учреждение за помощью и поддержкой семей с детьми.
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 2-3 недели. Что касается рассмотрения заявлений по оказанию помощи социально-экономического характера, заседания Комиссии проводятся еженедельно. Следует обратить внимание на то, что со вступлением в силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная помощь срочного характера оказывается в день обращения.
Непосредственно на заявлениях с просьбами оказать различные виды социальной помощи и поддержки руководителем данного учреждения производится запись о направлении заявления на рассмотрение Комиссии. Сроки рассмотрения каждого заявления, поступающего в Комиссию, ограничены 1 месяцем, но по вопросам оказания помощи социально-экономического характера -10 днями, а, как уже указывалось, в случаях острой нуждаемости заявителя — рассматривается в день обращения.
Информация о доведении до сведения гражданина по решению Комиссии отказать в оказании помощи должна быть зафиксирована на самом заявлении клиента, при этом обязательно указывается текущая дата, и ставится подпись специалиста, сообщившего об отказе. В тех случаях, когда на момент принятия решения по обращению гражданина за помощью, Центр не располагает необходимыми ресурсами и не может оказать помощь в должном объеме (например, из-за отсутствия требуемого товара или оборудования), в самом решении заседания Комиссии делается запись: «Вернуться к рассмотрению заявления при поступлении требуемых видов помощи», а на бланке принятого заявления клиента делается соответствующая отметка.
Каждое решение о предоставлении или об отказе предоставления помощи оформляется приказом директора Центра. В свою очередь, специализированное по данным вопросам структурное подразделение Центра получает Выписку из Приказа с первичными документами — заявлением, программой социальной реабилитации и т.д.
В отношении несовершеннолетних предусмотрен отдельный порядок зачисления на курс социально-реабилитационных мероприятий, которое производится на основании приказа директора Центра с представленной необходимой информацией от специалистов других подразделений Центра, а при необходимости – от учреждений образования, здравоохранения, внутренних дел, центров занятости, миграционных служб, некоммерческих общественных объединений. На каждого несовершеннолетнего, зачисленного на реабилитационный курс, комплектуется личное дело.
Продолжительность и периодичность предоставления социально-реабилитационных услуг несовершеннолетним в Центре определяется Комиссией индивидуально для каждой конкретной семьи с учетом условий жизни ребенка в конкретной семье. Предусмотрено формирование реабилитационных групп, численность участников в которых может достигать 10 человек. Комплектация таких групп осуществляется с учетом возраста подопечных и выявленных индивидуальных проблем.
При выборе направления работы с несовершеннолетними, обычно, рассматриваются общие проблемы детей и подростков, которые характерны для определенного возраста: неумение строить взаимоотношения со сверстниками, агрессивность, заниженная самооценка, конфликтность, тревожность, аддиктивность и т.д.
Анализ результативности работы Комиссии, учитывая индивидуальные результаты реабилитации каждого несовершеннолетнего, проводится не реже 1 раза в месяц, после чего создается заключение с результатами и, при необходимости, коррекцией направления реабилитационной работы.
В Центре ведут приемы специалисты по социальной работе, здесь всегда возможно получение квалифицированной помощи психолога и юрисконсульта. В должностные обязанности юрисконсульта Центра в качестве основных функций входит:
Социально-правовое сопровождение клиентов Центра:
- граждан, принявших на воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан;
- граждан, изъявивших желание принять на воспитание несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Консультативная:
- оказание консультативной помощи клиентам Центра;
- оказание консультативной помощи сотрудникам Центра;
- оказание бесплатной юридической помощи в виде устных и письменных консультаций и составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
Юрисконсульт имеет право в пределах своей компетенции:
- выбирать формы и методы работы с учетом их соответствия директивным и нормативным документам;
- разрабатывать инновационные подходы по улучшению деятельности Центра;
- применять поощрения и наказания по результатам оценки деятельности специалистов в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка;
- знакомиться с материалами своего личного дела и отзывами о своей работе;
- пользоваться специальными льготами и гарантиями, установленными законодательством РФ, а также льготами и материальной поддержкой, предоставляемыми работникам Центра согласно локальным правовым акта Центра.
По состоянию на август 2019 года, удовлетворенность получателей социальных услуг Центра в оказанных услугах составляет 100% (1979 опрошенных получателей социальных услуг удовлетворены их качеством).
Укомплектование организации специалистами, оказывающими социальные услуги составляет 98% при плановом показателе 95% (131 штатная единица занята специалистами, оказывающими социальные услуги, имеющими соответствующее образование, квалификацию и профессиональную подготовку; имеются 2 свободные вакансии).
Количество получателей социальных услуг, утвержденное государственным заданием на 2018 год, составляет 11 186 человек, в то время как численность граждан, фактически получивших социальные услуги за указанный год – 11 213 человек, что составляет 101% от годового объема. Оказание социальных услуг осуществляется в соответствии с требованиями стандарта услуг, предоставляемых в полустационарной форме социального обслуживания; отклонение от планового показателя составляет 1%, что является допустимым от установленных показателей объема государственной услуги.
Таблица 2 – Информация БУ «Сургутский центр социальной помощи семье и детям» о численности получателей и объеме предоставленных социальных услуг за 2018 год
Показатель | Количество получателей социальных услуг | |
утверждено в государственном задании на год | исполнено на отчетную дату | |
Общее количество граждан, получивших социальные услуги в полустационарной форме, из них | 11 186 | 11 213 |
граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании | 2 126 | |
граждане, обслуженные в рамках профилактики обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании | 9 087 |
Таблица 3 – Объем предоставляемых социальных услуг
Виды социальных услуг | Количество оказанных социальных услуг | |
Общее количество оказанных социальных услуг, в том числе | 181 300 | |
полустационарное социальное обслуживание: | 179 840 | |
— социально-бытовые | 94 540 | |
— социально-медицинские | 17 782 | |
— социально-психологические | 15 432 | |
— социально-педагогические | 17 216 | |
— социально-правовые | 1 373 | |
— социально-трудовые | 97 | |
— прочие услуги | 33 400 | |
срочное социальное обслуживание | 1 460 |
2.2 Рекомендации по усовершенствованию и расширению деятельности Сургутского центра социальной помощи семье и детям по социальной защите населения
Деятельность Центра ориентирована, прежде всего, на оказание социальной помощи семье и детям и их обслуживание, реализуемое в настоящее время за счет разных технологий социальной работы. Особое место среди таких технологий занимает социальная профилактика, поскольку она направлена в первую очередь на предупреждение возникающих в обществе проблем.
Под социальной профилактикой проблем семей и детей понимается реализация комплекса мер, предупреждающих возникновение социальных проблем названных объектов социальной защиты и обслуживания, позволяющих устранить причины или условия их появления в семье или у детей.
Профилактику в зависимости от широкого или узкого ее понимания рассматривают на трех уровнях: общесоциальном – общая профилактика; на уровне отдельной проблемы – специальная социальная профилактика; на уровне отдельного индивида или группы – индивидуальная профилактика[5].
Эти три уровня профилактики характеризуются по ряду параметров, обусловливающих их отличительные особенности (табл. 2).
Таблица 2 — Уровни социальной профилактики, их характеристика
Уровни Характеристики | Общая | Специальная | Индивидуальная | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Объект социальной профилактики | Все население государства | Социальная проблема | Индивид, социальная группа, имеющие социальные проблемы | |||
Субъекты, реализующие социальную профилактику | Государство, общество, социальные институты | Учреждения социальной сферы | Специалисты по социальной работе | |||
Цель социальной профилактики | • предотвращение тех или иных проблем в обозримом будущем, причин возникающих проблем; • разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно духовной сфере; • решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей | • целенаправленное воздействие на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем; • меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека | • противодействие конкретным проблемам конкретного индивида или группы лиц; • коррекция и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц или групп | |||
| ||||||
Продолжение таблицы 2
| ||||||
Формы представления целей социальной профилактики | • социальная политика государства, отраженная в нормативно правовых документах федерального, регионального и местного уровней | • нормативно правовые документы организации социальной защиты и обслуживания семей и детей, образовательных учреждений и др. | • планы работы конкретного специалиста по социальной работе | |||
Подход в реализации профилактики | Комплексный подход | Технологический подход | Индивидуальный подход | |||
Способ практической реализации | • приведение в действие систем и структур, способных предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи; • реализация системы мер по повышению качества жизни, минимизации факторов социального риска, | • меры, направленные на решение конкретной проблемы, задачи
| • профилактическая деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности; • деятельность, специально предназначенная для устранения конкретных причин и условий, способствующих нарушению нормального | |||
Согласованность с видом профилактики | Первичная профилактика | Вторичная профилактика | Вторичная, третичная профилактика | |||
Представляется, что зависимость общей, специальной и индивидуальной профилактики отражается в том, что индивидуальная является основой для определения целей специальной профилактики, а специальная (на уровне проблемы) обусловливает ориентиры общей профилактики, осуществляемой на государственном уровне. В то же время индивидуальная профилактика рождает потребность в специальной и общей профилактике: чем чаще на уровне отдельного клиента сталкиваются специалисты по социальной работе с конкретной проблемой, тем острее ощущается необходимость в ее решении, а значит и в предупреждении на уровне всего населения.
Выявив сущность социальной профилактики, следует рассмотреть ее технологические аспекты. Началом для реализации данной технологии является объект социальной защиты с его проблемой. В Сургутском центре социальной помощи семье и детям такими объектами общей социальной профилактики являются семья и дети.
Объектами социально-профилактической деятельности являются те семьи и такие дети, которые нуждаются в адресной помощи, и без нее не в силах справиться с возникшей проблемой. Это дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; беспризорные и безнадзорные дети; дети из малообеспеченных семей, семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, подвергшиеся физическому или психическому насилию; проживающие с родителями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни, пренебрегающими родительскими обязанностями и др.
Семьи, как объекты социальной профилактики – это семьи с различными формами неблагополучия: малообеспеченные, многодетные, неполные, бездетные; имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии; имеющие в своем составе инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов; с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально конфликтными отношениями и др.
Объект социальной профилактики определяет ее содержательную сторону, технологическая же сторона включает ряд обязательных компонентов, таких как: диагностика проблемы, выбор вида профилактики, целеполагание, планирование, реализация, контроль и оценка эффективности проведенных профилактических мероприятий. Данные компоненты-этапы в технологии располагаются в определенной последовательности, представляя процесс, направленный на достижение конкретной цели и определяемый объектом социальной профилактики и его проблемой. Четкая последовательность целенаправленных действий гарантированно обеспечивает достижение результата.
Представим пошагово (в виде алгоритма) технологию социальной профилактики проблем семей и детей в том виде, в каком она применяется в Центре. (Приложение 6).
Первый этап. Диагностика: выявление проблемы на основе частоты ее встречаемости у детей или семей, определение условий и факторов, провоцирующих ее появление.
Результатом данного этапа является постановка социального диагноза, который определит направление, содержание, характер, вид, уровень профилактики проблем семьи или ребенка.
Сущность социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всем его многообразии, в точном определении причинно-следственных связей, порожденных жизнедеятельностью людей. Особенность диагностики в технологии социальной профилактики заключается в том, что полученные данные послужат основанием для разработки следующих этапов профилактической деятельности.
Диагностика в рамках социальной защиты и обслуживания семей и детей определяется названными объектами социальной работы, которые становятся и объектами социальной профилактики; их проблемами, возникающими в процессе жизнедеятельности: например, на уровне семьи это проблемы материального неблагополучия, социальной незрелости родителей, алкоголизма, тунеядства, низкого воспитательного потенциала, асоциального поведения и др.; у детей — отклоняющегося поведения (безнадзорность, беспризорность, преступность, алкоголизм, проституция), социализации, социального сиротства, информационного и психологического насилия и др.
Второй этап. Выбор вида профилактики в зависимости от степени и уровня проблемности объекта профилактики (лица, группы) и социальной проблемы. Как правило, социальную профилактику делят на три вида: первичную, вторичную и третичную, в зависимости от ее направленности[6].
Первичная социальная профилактика – это целый выработанный комплекс мероприятий, предполагающих воздействие на семьи и детей, у которых пока не отмечено отклоняющееся поведение. Ее проводят с целью предупреждения возникновения проблемы. Например, предвосхищая проблемы пьянства и алкоголизма, первичная профилактическая работа включает комплекс мероприятий, предназначенных для родителей и их детей, которые пока не имеют склонности к данной пагубной привычке.
Первичная профилактика проблем семей и их детей ведется по направлениям:
- повышение качества социальной жизни людей;
- устранение таких социальных факторов, которые являются источниками формирования и проявления отклоняющегося поведения у детей или родителей;
- создание условий, для реабилитации и восстановления социального статуса тех, кто ранее имел пристрастие к алкоголизму;
- воспитательное воздействие с целью формирования позитивно-ориентированной личности в социуме;
- обеспечение защиты прав и законных интересов детей и семей и т.д.
В процессе реализации данного вида профилактики должны применяться в основном педагогические, психологические и социальные мероприятия, которые будут способствовать сохранению и поддержанию достойного уровня жизни людей.
Ко вторичной социальной профилактике относится комплекс мероприятий превентивного характера, используемых для предупреждения, устранения или нейтрализации главных причин и условий, вызывающих девиации поведения у детей или их родителей. Указанные мероприятия должны проводиться с индивидуумом, который нарушает (возможно, неоднократно) установленные нормы поведения, который впервые совершает противозаконные действия (такие как обман, хулиганство), либо который замечен в составе групп людей с проявляющимся девиантным поведением.
В таком комплексы могут объединяться меры, которые, во-первых, должны быть направлены на реабилитацию лиц, в отношение которых уже были зафиксированы случаи употребления алкоголя или наркотических веществ; во-вторых, на работу с несовершеннолетними, проявляющими асоциальное поведение (к примеру, пропускающими уроки, периодически конфликтующими со другими людьми, имеющими какие-либо проблемы в семье и т.п.); и в-третьих, на работу с так называемыми «трудными» подростками, а также неблагополучными семьями. В данном случае обязательным условием будет определение «группы риска» и интенсивная работа именно в этом направлении.
Основная цель вторичной профилактики — создание мотивации у объекта профилактики на то, чтобы изменить поведение, предотвратить или исключит возможность совершения более тяжелого проступка, который может привести к правонарушению; предоставление своевременной поддержки человеку (социальной, психологической), попавшему в сложную жизненную ситуацию; изменение и развитие адаптивных форм поведения.
Вот важные направления вторичной профилактики:
- выявление факторов риска и выделение по видам отклонений в поведении групп «профилактического учета»;
- своевременное выявление детей и родителей, у которых могут наблюдаться нервно-психические нарушения;
- психологическая и, в случаях необходимости, медицинская коррекция указанных нарушений.
В процессе реализации такой профилактики основной задачей специалиста становится направленное воздействие на объект профилактики, у которого наблюдается склонность к противоправным поступкам. Формы социальной работы, которые должны использоваться в этом случае следующие:
- посещение на дому детей, проживающих в социально-опасных семьях;
- посещение родителей таких детей.
Все это используется для установления доверительных отношений с клиентами, в процессе которых им доводится информация о существовании программ, их заинтересовывают, а впоследствии и привлекают к мероприятиям и акциям, которые проводятся социальными службами. Следующий этап работы — установление социального патроната, который будет на исправление поведения, восстановление семейных отношений и связей с родными, определение социальных ролей в семье.
К третичной социальной профилактике относятся мероприятия, основная цель которых — социальная адаптация лиц с медицинскими или социальными проблемами, предупреждение и недопущение срывов и рецидивов противоправных действий, физических, психических отклонений у членов семей (в том числе, детей). В Центре этот вид профилактики используется, к примеру, с клиентами, которые прошли курс реабилитации, но впоследствии возобновили употребление наркотиков. И необходимо отметить, что сегодня это один из наиболее слабо развитых видов профилактической деятельности.
Главная задача здесь – изменение поведенческих установок клиента, развитие его. Как результат – постепенное восстановление социального статуса индивидума, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, его возвращение в семью, продолжение деятельности до кризиса (учебной или профессиональной). И важным условием здесь будет формирование благоприятной среды для поддержания и развития (социально-поддерживающие сообщества, социальные программы – все то, что в своей совокупности может стать альтернативой злоупотреблению наркотиками, алкоголем).
В рамках данного вида профилактики оказание интенсивной помощи способно изменит социально отрицательные установки поведения клиента и сформировать новые – такие, которые будут отвечать требованиям общепринятых норм. И в этом случае должны в том числе использоваться положительно себя зарекомендовавшие индивидуальные и коллективные формы социальной работы (клубы по интересам, группы самостоятельной помощи, творческие студии, общественные объединения)[7]. В качестве примера организованного воздействия на объект социальной помощи можно привести патронажное сопровождение несовершеннолетних лиц, который освободились из мест лишения свободы, предоставление им помощи в получении жилья, вопросах трудоустройства, психологическое консультирование и т.д.
Третий этап. Целеполагание: постановка цели социальной профилактики в соответствии с выявленными причинами появления проблемы.
Целеполагание — важнейший этап технологического процесса в социальной работе, определяющий направленность и содержание как деятельности государства посредством социальной политики, так и действий специалистов. Целеполагание строится на основе выявленных социальных проблем и конкретных объектов, требующих внимания со стороны государства и социальных институтов, в т.ч. социальной работы.
Цель в социальной профилактике обеспечивает конкретизацию проблемы и помогает определить способы действия по ее предупреждению. Обобщенная цель социальной профилактики — предотвращение возможных социальных проблем или процессов, приводящих к росту обозначившихся социальных явлений; повышение качества жизни, минимизация факторов социального риска. Конкретные цели социальной профилактики – формирование таких предпосылок, которые могли бы обеспечить социально-приемлемое поведение и стабильное взаимодействие социума и каждого его члена.
Четвертый этап. Планирование: составление плана мероприятий, выбор оптимальных форм и методов социальной профилактики.
Планирование профилактических мероприятий основано на выбранной ранее цели и связано с объектом социально-профилактической деятельности, конкретными мероприятиями, направленными на достижение цели, сроками и ответственными за их проведение. Как правило, планирование отражается в плане профилактических мероприятий, программе профилактических действий и других формах. Традиционно такой план строится по следующим параметрам: направление, конкретные мероприятия, цели мероприятия, объекты профилактики, сроки, ответственные (табл. 3).
Таблица 3 — План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
№ | Мероприятие | Цель | Класс | Сроки | Ответственные |
Направление: Профилактическая работа с учащимися | |||||
1. | |||||
2. | |||||
Направление: Профилактическая работа с родителями (семьей) | |||||
1. | |||||
2. |
Программа социальной профилактики может строиться по следующему плану.
- Паспорт программы: наименование, разработчики, цели, сроки реализации, исполнители, ожидаемые результаты.
- Пояснительная записка: актуальность разработки программы, ее правовая основа и задачи, структура программы (блоки, направления) и их краткая характеристика.
- Содержание программы: план мероприятий — конкретные мероприятия по каждому направлению с описанием их цели, формы проведения, целевой аудитории, сроков и ответственных.
- Критерии оценки эффективности программы.
Пятый этап. Реализация плана: реализация запланированных мероприятий с помощью выбранных форм, методов и средств.
Планирование в технологии социальной профилактики находит свое практическое воплощение в организации социально-профилактической деятельности. Она включает виды и направления профилактических мероприятий, методы, формы и средства их реализации. В зависимости от того, какие цели преследуются, мероприятия делятся на нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие, устраняющие, контролирующие.
Профилактические мероприятия могут проводиться по следующим главным направлениям:
- оздоровительному, для обеспечения сохранения физического здоровья людей;
- социально-психологическому, для обеспечения сохранения механизмов регуляции деятельности;
- социокультурному, для сохранения и развития ценностных ориентаций личности.
Формы проведения этих мероприятий могут быть самыми разнообразными: от пассивных до активных (семинары, лекции, тренинги, симпозиумы, конференции, клубные заседания, спортивные мероприятия, творческие конкурсы, интеллектуальные соревнования и др.).
Методы социальной профилактики, существующие на сегодняшний день, также могут быть различными:
- медико-социальные — пропаганда здорового образа жизни, медико-социальное просвещение, социальный патронаж и т.п.;
- организационно-административные — социальный контроль и надзор, социальное управление и планирование и др.;
- правовые — правовое просвещение, контроль, правовые санкции и т.п.;
- педагогические – используются такие методы воспитания, как рассказ, беседа, упражнение, приучение; методы стимулирования — все для формирования у индивидуума общепринятой системы ценностей;
- экономические — экономическое стимулирование, поощрение, экономические льготы и поддержка и т.п.;
- политические — эффективная система политических прав, ценностей и ориентиров, позволяющая социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках[8].
Данные методы при их комплексном использовании способны показать существенный эффект при разработке системы социально-профилактических мероприятий и ее дальнейшей реализации.
Сегодня самые доступные (в том числе и в материально-техническом плане) и распространенные способы реализации технологии социальной профилактики это:
- социально-профилактическое информирование населения посредством плакатов и билбордов;
- доведение информации о последствиях употребления алкоголя, наркотических веществ, табака через издание и распространение буклетов, листовок, брошюр;
- актуальное информирование местными СМИ о профилактике, в т.ч. через выпуск специальных телепередач;
- агитационные посещения учреждений системы образования, здравоохранения, культуры;
- создание специальной телефонной линии, в том числе и для информирования о проводимых профилактических мероприятиях;
- игровые программы для детей в рамках профилактических мероприятий;
- индивидуальное консультирование, проведение уличных акций.
В Сургутском центре для этих целей используется волонтерская деятельность. Создан волонтерский отряд из подростков стационарного отделения и ребят, посещающих отделение дневного пребывания несовершеннолетних. Совместно со специалистами Центра, волонтеры в рамках движения «Шаги добра» посещают учебные и оздоровительные учреждения, составляют и реализуют планы профилактических мероприятий для привлечения внимания общественности к нравственности, духовности, взаимопомощи посредством:
- распространения информации (буклетов, листовок, плакатов, видеороликов);
- проведения массовых акций («Подарок другу», «Мы разные, но мы вместе», «Дом без одиночества»), выставок, соревнований.
Шестой этап. Контроль и оценка реализации плана: контроль и оценка эффективности реализованных мер на основе разработанных критериев и показателей.
Показателями эффективности реализации технологии социальной профилактики являются следующие: количественные (количество человек, изменивших отношение к проблеме, своему поведению; количество использованных средств профилактики (мероприятий и использованных носителей профилактической информации (буклетов, стендов, листовок и др.); качественные (демонстрация социально одобряемого (ответственного) поведения — изменения в сознании, поведении и отношении к другим людям).
Важным результатом социальной профилактики является формирование внутреннего контроля индивида, основанного на нормах и ценностях, усвоенных клиентом в процессе совместной деятельности со специалистом, повышение устойчивости ребенка или родителя к воздействию неблагоприятных факторов социальной среды.
На этапе анализа социальной профилактики Центра следует сказать о проблемах реализации данной технологии. К числу ее недостаточно проработанных, а следовательно и малоэффективных сторон можно отнести:
- во-первых, ее условную верифицируемость, то есть возможность достоверно проверить результативность, из чего следует, что практически невозможно подсчитать и измерить истинный эффект проделанной работы. Ведь по сути получаемый условный результат является лишь предположением — как бы развивались события, если бы не воздействие профилактических мероприятий;
- во-вторых, сложная организация анализа и оценки эффективности: подсчет экономической и социальной отдачи профилактики требует привлечения большого количества разно профильных экспертов, использование разнообразных специальных методик.
Таким образом, социальная профилактика является важнейшим направлением социальной работы. Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. Важнейшими условиями, определяющими эффективность этой социальной технологии, являются также профессионализм субъекта воздействия и комплексный характер профилактического применения.
Помимо указанных выше, более общий анализ деятельности Сургутского центра социальной помощи семье и детям определил и другие проблемы. Одной из них является невысокий и по сей день статус социальной работы в общественном сознании, ее слабый престиж и невысокий уровень заработной платы работников социальной сферы. Как следствие, недостача квалифицированных специалистов, способных на должном уровне обеспечивать оказание социальных услуг населению
Достаточно низкий уровень материально-технической базы учреждения. В распоряжении Центра находится всего одно здание, мощность стационарного отделения рассчитана на 46 койко-мест, что недостаточно в условиях возрастающего количества граждан (в том числе и детей), обращающихся в Центр за помощью. Учреждение владеет двумя единицами автотранспорта для обеспечения инфраструктуры Центра, которые не всегда способны обеспечить своевременную организацию выезда специалистов. Имеющееся в наличии реабилитационное оборудование, компьютерно-вычислительная техника не в состоянии покрыть все потребности клиентов Центра по получению социальных услуг.
Совершенно не развита или развита очень слабо координация деятельности с федеральными органами исполнительной власти, центрами занятости населения, общественными фондами и организациями в области социального обслуживания.
Не налажено сотрудничество с коммерческими и предпринимательскими структурами, несмотря на то, что среди коммерческих организаций в городе и области есть готовые к сотрудничеству как на постоянной (возможно, договорной) основе, так и в рамках проведения благотворительный акций. Подобное сотрудничество, в перспективе, способно частично решить проблему с материально-техническим обеспечением Центра (вплоть до предоставления помещений, автотранспорта), и, в результате, повысить качество оказания помощи клиентам учреждения.
Проведенный анализ деятельности Комиссии по преодолению проблем семей и детей показал, что заседания Комиссии более целесообразно проводить еженедельно по всем вопросам (выше было указано, что заседания проходят раз в 2-3 недели). Во-первых, такой порядок позволяет более своевременно реагировать на нужды и запросы клиентов Центра. Во-вторых, более короткие временные промежутки между заседаниями Комиссии делают их более результативными, т.к. большой поток заявлений рационально распределяется, и члены Комиссии получают возможность рассматривать их с меньшей для себя нагрузкой, что в свою очередь приводит к уменьшению сроков реагирования на запросы.
В связи со значительным упором деятельности Центра в социальную профилактику, следует отметить, как проблему, недостаточную полноту перечня мероприятий по профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании на законодательном уровне[9]. Как следствие – невозможность организовать полный спектр профилактических мероприятий с одной стороны, и нерегламентированность значительного объема реальной деятельности учреждения, с другой.
В качестве вероятного решения предлагается рассмотреть возможность добавления в п.1 ст.29 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» п.п.3, 4:
консультативной помощи по социально-педагогическим, социально-правовым, социально-медицинским вопросам;
организации форм, предполагающих взаимоподдержку и взаимопомощь отдельных категорий граждан, в т. ч. в рамках клубной деятельности.
В процессе непрерывной деятельности Центра необходимо уделять самое пристальное внимание профессиональной подготовке будущих специалистов учреждения, таких как социальные педагоги, юристы, психологи – тех, чьим главным инструментом будет профессиональное мастерство, умение найти подход к человеку, чтобы потом помочь ему стать полноценной социально-ориентированной личностью.
[1] Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский центр социальной помощи семье и детям» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – Режим доступа: http://zazerkalie86.su/ (дата обращения: 04.11.2019). [2] Устав Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский центр социальной помощи семье и детям» от 9 февраля 2015 г. №83-р [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – Режим доступа: http://zazerkalie86.su/userfiles/ufiles/documents/ustav_uchrezhdeniya.pdf (дата обращения: 04.11.2019). [3] ГОСТ Р 53060-2008 «Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания». — М.: Стандартинформ, 2009. – 7 с. [4] Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2013. — №52 (ч. I). — Ст.7007. [5] Бурмистрова Е.В. Методика и технология работы социального педагога. Организация досуговой деятельности: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2018. – С.13. [6] Бурмистрова Е.В. Методика и технология работы социального педагога. Организация досуговой деятельности: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2018. – 150 с.; Технология социальной работы: учебник / Под ред. Л.И. Кононовой, Е.И. Холстовой. – М.: Юрайт, 2017. – 504 с. [7] Крюкова Н.Ю. Особенности работы социального педагога по профилактике аддиктивного поведения // Ресурсы социальной педагогики в формировании нового человека и общества: сб. материалов Всероссийского научного круглого стола, посвященного Международному дню социального педагога. – М., 2013. — С.141-146. [8] Технология социальной работы: учебник / Под ред. Л.И. Кононовой, Е.И. Холстовой. – М.: Юрайт, 2017. – С.101. [9] Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ (ред. от 01.05.2019). – ст.29.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф