Заявка на расчет
Меню Услуги

Проблемы осуществления социальной защиты населения и пути их решения (на примере Сургутского центра социальной помощи семье и детям)

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


Содержание

 

Введение 3

1 Теоретические аспекты социальной защиты прав населения в России. 5

1.1 Система социальной защиты населения: основные понятия и подходы к изучению. 5

1.2 Проблемы формирования современной структуры системы социальной защиты населения 15

2 Проблемы осуществления социальной защиты населения и пути их решения (на примере Сургутского центра социальной помощи семье и детям) 24

2.1 Характеристика деятельности Сургутского центра социальной помощи семье и детям. 24

2.2 Рекомендации по усовершенствованию и расширению деятельности Сургутского центра социальной помощи семье и детям по социальной защите населения 35

Заключение 48

Список использованных источников 54

Приложения 57

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Стремление к обеспечению социальной стабильности в обществе является в настоящее время характерной особенностью развития цивилизации. Во многих странах мира усилия
правительств направлены не только на достижение экономического роста, но и на более справедливое распределение дохода, на усиление эффективности
системы социальной защиты населения. Социальная защита, как часть
социальной политики государства, является неотъемлемой функцией любого
государства. Организованная усилиями всего общества, она призвана
заботиться о социально уязвимых членах социума, гражданах, неспособных к
самообеспечению, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Система социальной защиты имеет свою специфику, связанную со сложившимися в этой сфере приоритетами, механизмами. Она несовершенна и нуждается в реформировании в соответствии с задачами демократического социально ориентированного рыночного государства.

Указанные обстоятельства обусловили актуальность исследования, его
важность для совершенствования системы социальной защиты в условиях усиления рыночных отношений и определили выбор темы, цель и задачи дипломной работы.

Объект исследования – деятельность бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский центр социальной помощи семье и детям».

Предмет исследования — правовые нормы отечественного законодательства, устанавливающие способы и порядок социальной защите населения.

Цель исследования – провести анализ состояния современной системы социальной защиты населения в России и разработать на его основе рекомендации по улучшению и расширению деятельности по социальной защите населения на примере Сургутского центра социальной помощи семье и детям.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть основные понятия и подходы к изучению системы социальной защиты населения;
  • выявить проблемы формирования современной структуры системы социальной защиты населения;
  • дать характеристику деятельности Сургутского центра социальной помощи семье и детям;
  • сформулировать рекомендации по усовершенствованию и расширению деятельности Сургутского центра социальной помощи семье и детям по социальной защите населения.

Степень научной разработанности проблемы. В литературе проблематика социальной защиты представлена работами известных отечественных ученых и специалистов, в т.ч.: Е.В. Бурмистровой, Е.Е. Мачульской, Е.П. Тавокина, Л.И. Кононовой, Е.И. Холстовой, И.В. Малофеева, В.И. Шарина и др.

Методологическая основа исследования. В работе использованы метод системного анализа, методы сравнений и аналогий, сбора и систематизации информации.

 

1 Теоретические аспекты социальной защиты прав населения в России

 

1.1 Система социальной защиты населения: основные понятия и подходы к изучению

 

В современных условиях существенно актуализируются вопросы социальной защиты населения, рассматриваемой как неотъемлемая составная часть социальной политики.

В социальном законодательстве понятие «социальная защита» не раскрывается, хотя в системе так называемых социальных нормативных актов есть определения таких важных понятий, как «социальное страхование», «социальная помощь», «социальное обслуживание» и «прожиточный минимум».

В учебных пособиях по праву социального обеспечения понятие «социальная защита населения» рассматривается как в широком, так и в узком смыслах.

В узком смысле социальную защиту понимают как помощь наиболее нуждающимся общностям и группам населения или как механизм реализации социальной политики государства.

В широком смысле социальную защиту рассматривают как «комплекс институтов, деятельность которых направлена на предупреждение или смягчение негативных последствий (в случае их наступления) для человека и его семьи и на сохранение приемлемого уровня материального и социального благополучия»[1].

Еще более широко понятие «социальная защита» рассматривается не только через основные положения прав человека на социальное обеспечение, но и в совокупности с институтами трудового права (его нормами о безработице и занятости, о социальных гарантиях в сфере труда), семейного права (положениями о государственной поддержке семьи и брака) и даже гражданского права, содержащего нормы об охране и защите частной собственности.

В качестве основных форм социальной защиты населения выступают:

  1. социальное обслуживание граждан;
  2. социальное страхование;
  3. социальная помощь.

При этом каждая из указанных форм урегулирована на законодательном уровне[2].

Следует отметить, что недостаточная информированность и разобщенное представление в плане функциональных характеристик института социальной защиты, а также его содержательной стороны, неизбежно приводит к смешению и приблизительному толкованию различных понятий, категорий, терминов — как раз и составляющих суть назначения данного института.

Рассмотрим, к примеру, понятие «социальное обеспечение», само это словосочетание было принято в качестве эквивалента используемого во многих странах термина «social security», несмотря на то, что перевести его можно на русский язык по-разному: «социальная защита», «социальная безопасность», «социальные гарантии», «социальная защищенность». При этом необходимо помнить, что по сути рассматриваемое понятие не может являться полным эквивалентом понятию «social security», поскольку несет в себе специфику развития института социальной защиты времен Советского Союза, когда преобладающими были принципы государственной организации социальной защиты населения с весьма ограниченным использованием инструментария социального страхования и абсолютным отсутствием альтернативных форм организации социальной защиты; в то время как изначальное понятие «social security» в значительной мере передает сущность организации социальной защиты на основе социального страхования.

Безусловно, разница в терминах «социальное обеспечение» и «social security» могут быть признаны несущественными, если характеризуется лишь предназначенность системы. В данном контексте понятие «социальное обеспечение» вполне годится для перевода термина «social security». Но если речь заходит о конкретике социально-экономических категорий, их системных характеристиках, то игнорирование указанных различий представляется недопустимым.

Также зачастую понятие «социальная защита» считают тождественным понятию «социальное обеспечение», но это является неправильным, поскольку второе из них является более узким и является частью первого.

Во-первых, это логически «вытекает» из положения п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ[3], в соответствии с которым в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся такие вопросы, как «социальная защита, включая социальное обеспечение».

Во-вторых, в большинстве учебных пособий по праву социального обеспечения, социальное обеспечение называется институтом социальной защиты населения.

Таким образом, социальное обеспечение является одним из блоков социальной защиты населения. Оно сложилось как система мер защиты граждан от наступления неблагоприятных жизненных обстоятельств, влекущих за собой такие последствия, как утрата или снижение дохода, повышенные расходы или малообеспеченность.

Но, согласно позиции такого компетентного органа, как созданная ООН в 1919 г. и занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений Международная организация труда (далее – МОТ), «социальная защита» и
«социальное обеспечение» – тождественные, разнозначные понятия. МОТ обобщает аналитические данные о состоянии деятельности механизма социальной защиты населения во всех странах мира и публикует их в виде документа под названием «Доклад о социальной защите в мире».

Согласно последнего Доклада МОТ о социальной защите в мире в 2017-2018 гг., социальная защита (социальное обеспечение) как одно из прав человека определяется как «совокупность мер и программ, направленных на сокращение и недопущение бедности и незащищѐнности в течение жизни всей человека»[4]. И, как следует из данных этого Доклада, Россия относится к странам, государственные расходы на социальную защиту населения (за исключением здравоохранения) в которых составляют 10-15% от ВВП.

Социальная защита, согласно Рекомендации МОТ №67, включает два основных направления:

  1. доступ к необходимой медицинской помощи;
  2. базовый уровень обеспеченности доходами на протяжении всей жизни, который должен быть гарантирован на государственном уровне[5].

Таким образом, МОТ считает гарантированность приемлемого уровня доходов (как для трудоспособного населения, так и для пожилых, неработающих людей) и возможность доступа к медицинской помощи главными составляющими социальной защиты.

В настоящий период времени институт социальной защиты населения в каждой отдельно взятой стране представляет собой совокупность видов социальной помощи и используемого инструментария социально-правовых форм. В самом общем виде его можно отобразить своеобразной матричной формой —  строки (горизонтали) – суть виды социальной помощи, которые напрямую зависят от наступления различного рода поражений и социальных рисков, а столбцы – суть организационно-правовые формы, в которых эти виды реализуются.

Социальная защита, кроме того, может быть предусмотрена по отношению к семьям с низким доходом в расчете на каждого члена такой семьи, то есть с доходом, который не может обеспечить необходимый прожиточный минимум в обществе, вследствие этого минимизация средств существования или их отсутствие для приобретения и оплаты жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, коммунальных услуг, медикаментов и подобное).

Рассмотрим комплекс основных направлений и организационно-правовые формы системы социальной защиты, сложившиеся в мировой практике (Приложение А)[6].

  1. Индексация доходов населения – система мероприятий, основанных на изменении либо перерасчете реальных денежных доходов граждан (заработных плат, пенсий, пособий, стипендий и т.д.), которая призвана возместить потери данных доходов, связанные с ростом цен на потребительские товары и услуги, то есть произошедшие в результате инфляции.
  2. Обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам. Основной гарантией является установление (законодательно) прожиточного минимума. Государством гарантируется выведение минимальных зарплат и пенсий на обусловленный нормативный уровень. Тем категориям граждан, которые не имеют дохода по прожиточному минимуму, устанавливается право на социальную помощь государства.
  3. Регулирование социальной инфраструктуры с помощью государственного минимума стандартов и нормативов. Здесь подразумевается установление и введение допустимого минимального уровня социальной защиты (в том числе и расходов бюджета на образование и здравоохранение, жилье, социальное обслуживание нетрудоспособного населения и т.п.). В настоящее время эти нормативы действуют в бюджетном регулировании на уровне, который далеко не отражает минимальные потребности в указанных областях.
  4. Предоставление льгот (скидок и субсидий) отдельным группам населения.
  5. Установление дотаций к ценам, государственное регулирование потребительских цен. В общегосударственном масштабе в той или иной форме происходит регулирование достаточно узкого круга цен, связанных, главным образом, либо с сектором госсобственности (газ, электричество, междугородние перевозки, связь), либо с деятельностью естественных монополий. На уровне местного муниципального или регионального управления регулируется содержание жилья, транспортные услуги населению, некоторые виды медикаментов и продуктов, предметов первой необходимости. Воздействие на цены осуществляется различными методами: с помощью льготного налогообложения, в виде бюджетных дотаций производителям (хлеб, городской транспорт, квартплата), в форме прямо фиксированных на определенное время цен и пр. При этом круг социально защищаемых распространяется на всех потребителей данного блага или услуги, поэтому данный метод рассматривается как самый затратный, а потому применение его в условиях переходного периода постепенно сокращается.
  6. Нормы прямого действия социально-трудового законодательства. Нормативы в обеспечение защиты трудовых прав: приема граждан на работу, их увольнения, распределения рабочего времени, некоторых разделов оплаты труда, где основным законодательным источником служит Трудовой кодекс. Утвержденная в масштабах страны Единая тарифная сетка бюджетников может рассматриваться в этом же контексте социально-защитных механизмов. Сюда же включается право на обжалование в суде — мощнейшее средство обеспечения прав и гарантий человека и т.п.
  7. Государственное обеспечение нетрудоспособных лиц — одна из государственно-правовых форм социальной защиты населения. Основными проявлениями этого непосредственного государственного обеспечения являются установление категорий лиц, нуждающихся в обеспечении и уровня их обеспеченности в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти и далее непосредственно покрытие расходов за счет государственного бюджета. В странах с развитой рыночной экономикой непосредственное государственное обеспечение имеет достаточно ограниченные масштабы применения.
  8. Альтернативными организационно-правовыми формами социальной защиты населения могут быть провидентные фонды, предусматривающие обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения сложных жизненных обстоятельств. Подобные фонды существуют в отдельных странах Азии и Африки (бывшие колонии), они являются общенациональными организациями и предназначены для формирования обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Главной целью этих фондов является обеспечение индивидуальной ответственности каждого работающего гражданина за свое благосостояние в будущем. Данные учреждения имеют сходство со своего рода сберегательным банком. Формируемым таким способом вкладом гражданин страны может воспользоваться в случае наступления временной нетрудоспособности, в случае потери работы и т.п. Главным отличием частных форм социальной защиты населения является необязательный порядок их создания и функционирования, то есть они не учреждаются законодательно, а существуют в результате частной инициативы субъектов отношений в рассматриваемой среде. Таковые устанавливают и принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Объектом частных форм становятся такие виды социальной защиты, оказание медицинской помощи, обеспечение в случаях временной нетрудоспособности, пенсионное обеспечение и подобное.
  9. Обязательное социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве экономически развитых стран в отношении многих видов социальной защиты. Данное страхование распространяется на работающих членов общества, и включает в себя три стороны: работодатель, работник, государство.
  10. Социальное обеспечение и социальная помощь. Социальное обеспечение в соответствии с законодательством предполагает материальное обеспечение и обслуживание граждан в старости, с утраченной трудоспособностью, либо в случае потери кормильца, которое осуществляется из 2-х источников: бюджета и фондов социального страхования. Из средств бюджета производится обеспечение нетрудоспособных граждан, которые не были застрахованы в обязательном порядке (престарелых, не имеющих трудового стажа, детей и т.п.); граждан, у которых имеются какие-либо профессиональные особенности трудовой деятельности и положения. Трудовые пенсии и пособия застрахованным гражданам выплачиваются за счет страховых средств.

Важной формой социальной помощи является социальное обслуживание незащищенных групп населения[7].

В рамках системы социального обслуживания оказываются следующие виды социальных услуг: социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые, социально-бытовые, социально-консультативные, совокупность гарантированных услуг, социальная адаптация граждан с асоциальным поведением, реабилитация инвалидов.

Социальное обслуживание предоставляется следующим категориям населения:

  • гражданам пожилого возраста; инвалидам;
  • детям-инвалидам;
  • детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
  • семьям, состоящим из лиц пожилого возраста и инвалидов;
  • многодетным и неполным семьям;
  • семьям, имеющим детей-инвалидов;
  • малообеспеченным семьям с детьми;
  • гражданам без определенного места жительства;
  • вынужденным переселенцам.

К формам социального обслуживания относится:

  • стационарное,
  • нестационарное,
  • срочное,
  • социальное обслуживание на дому.

Социальная помощь не носит постоянного характера и не распространяется на всех без исключения нуждающихся в социальном иждивении и поддержке. Она конкретна, предполагает заявительный характер и проверку нуждаемости лиц, претендующих на ее получение, их величины доходов и имущества. Социальную помощь оказывают людям, которые попадают в кризисную ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина.

Социальное партнерство между работающими и их работодателями. Помимо социальных гарантий, предусмотренных государством, на предприятиях усиление системы социальной защиты работников и членов их семей осуществляется согласно комплексу коллективных договоров всех уровней (генеральное, отраслевое, территориальные).

В подобного рода соглашения включаются важнейшие вопросы, предусматривающие увеличение размера минимальной оплаты труда, от которой зависят остальные уровни заработной платы. Также в условия договоров включаются порядки проведения индексации в связи с ростом цен, определяются меры по занятости и предупреждению массовых увольнений, состояние условий и охраны труда, организация отдыха детей работников, дополнительное страхование здоровья, предлагаются негосударственные пенсионные системы и пр.

Рассмотренную классификацию разновидностей социальной защиты населения можно и расширить, детализировать, а также сузить или сгруппировать по какому-либо иному признаку, при этом ее основополагающие элементы в любом варианте обязательно должны быть предусмотрены, модификации возможны в связи с потребностями времени, то есть каждый раз с современных позиций. Так, к примеру, роль механизма индексации доходов может быть уменьшена относительно других указанных способов за счет снижения темпов инфляции.

Однако, сама проблема не устраняется вплоть до стабилизации, а в последствие – до восстановления достаточного уровня жизни. В случае заметного улучшения экономического положения в стране возможен перенос акцентов с методов прямой денежной помощи на косвенные. К таковым относятся:

  • усиление налоговых льгот и скидок,
  • относительное сужение значимости расходов из бюджета и расширение расходов за счет социального страхования.

Но вне зависимости от разновидностей и комбинаций разделов социальной защиты, их сочетания и соподчиненности, непосредственно для нуждающихся категорий граждан их непосредственная реализация производится практически в трех известных и общепринятых форматах:

  1. денежные выплаты, наличные и безналичные (социальные трансферты, субсидии, дотации, и льготы разного рода);
  2. натуральные поступления (бесплатные столовые, раздача промтоваров, временное жилье, протезы и т.д.);
  3. бесплатные или льготные услуги (прежде всего образование, здравоохранение, социальное обслуживание и пр.).

При определении путей повышения эффективности функционирования программ социальной помощи важное значение имеет такое направление как адресность. Адресность социальной услуги это попытка сконцентрировать благоприятное воздействие этой услуги на наиболее нуждающихся.

Преиму­щество адресности состоит в более эффективном использовании средств для оказания помощи нуждающимся. В неадресной программе на бедных выделяется лишь некоторая доля всего бюджета, в адресной — большая часть бюджета расходуется в пользу бедных.

Вместе с тем реализация адресных программ сопровождается двумя видами ошибок. Зачастую не нуждающиеся семьи включаются в программу, предназначенную только для нуждающихся, т.е. имеет место «ошибка включения», вследствие чего программа расходует средства на лиц, не относящимся к наиболее приоритетным группам, что снижает эффективность программ. Еще один вид ошибки происходит в тех случаях, когда нуждающиеся ошибочно не включаются в программу, это называют «ошибкой невключения» или иногда неполным охватом.

Право на социальную защиту является одним из важнейших социальных прав. По сравнению с личными и политическими правами, социальные права менее универсальны и более статичны, т.е. подвижны, поскольку по мере роста экономического благосостояния любой страны данный вид прав может расширяться.

Кроме того, они применяются не только ко всем гражданам страны, но и к отдельным категориям населения. Также к отличительным признакам социальных прав относится их прямая зависимость от состояния экономики страны – чем богаче страна, тем действенней механизм их реализации и больше размеры социальных пособий и пенсий.

«Обеспечение гарантий социальной защиты», по мнению законодателя, – одно из условий социального государства, каким названа Россия в ст.7 Конституции РФ. Поэтому социальная защита населения является важнейшим направлением социальной политики российского государства, которое заключается в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества, как экономически активных, так и не работающих.

 

1.2 Проблемы формирования современной структуры системы социальной защиты населения

 

В настоящее время лишь четверть населения мира имеет доступ к социальной защите. Аргументы в пользу ее расширения набирают силу в международных дискуссиях, которые сосредоточены на том, как лучше разработать систему социальной защиты, должна ли она быть универсальной или ориентированной на самые социально незащищенные группы, кто должен ее обеспечивать и финансировать. Социальная защита является инструментом политики, традиционно используемым для защиты населения и домашних хозяйств от нехватки доходов или нищеты, когда они сталкиваются с такими непредвиденными обстоятельствами, как болезнь, увольнение или последствия экономического кризиса. Различные программы социальной помощи являются одной из форм социальной защиты.

В последние годы вопросы социальной защиты все чаще включаются в
повестку дня международных организаций. Однако это понятие обременено идеологией, и существует целый ряд важных нюансов в том, как различные организации используют этот термин.

Социальная защита населения в условиях развития цифровой экономики предполагает сочетание формальных и неформальных инициатив для поддержки бедных и уязвимых семей, чтобы:

  1. выступать в качестве защиты для крайне бедных слоев населения;
  2. защищать людей от рисков и последствий утраты средств к существованию;
  3. помочь людям выбраться из нищеты;
  4. обеспечивать поддержку социальной справедливости.

Причины одобрения или поощрения политики социальной защиты в
развивающихся странах могут быть различными. Сторонники социальной защиты делятся на два лагеря:

  • инструменталисты;
  • активисты.

Инструменталисты отмечают, что крайняя нищета и уязвимость социальных слоев препятствуют достижению целей в области развития. Они предлагают создать механизмы управления рисками, которые будут действовать до тех пор, пока рынок не позволит частному страхованию играть более заметную роль.

Активисты рассматривают крайнюю нищету и неравенство как симптомы структурного неравенства и социальной несправедливости. Они рассматривают помощь как необходимый шаг на пути к «идеалу гарантированного всеобщего социального минимума», где право распространяется далеко за пределы денежных или продовольственных трансфертов и основано на гражданстве, а не на благотворительности. Эта точка зрения отражает дух правозащитного подхода, который гласит, что никто не должен быть лишен доступа к социальному обеспечению, независимо от пола, возраста, семейного положения, этнической принадлежности и т.д.[8]

В ст.ст.22 и 25 Всеобщей декларации прав человека[9] признается право на социальное обеспечение каждого члена общества. Этот принцип, с которым мало кто будет принципиально не согласен, не исключает расхождений во мнениях относительно того, кто должен быть основным бенефициаром программ социальной защиты и каковы должны быть их масштабы.

Для того чтобы социальная защита способствовала сокращению масштабов нищеты, необходимо начать с понимания того, кто беден и почему.
Социальная защита важна как способ содействия инвестиций в человеческий капитал[10]. Действующая в России система социальной защиты населения при всей ее внешней стройности все-таки развивается как система реагирования на множество возникающих постоянно обостряющихся социально-экономических проблем.

  1. Небольшие размеры денежных выплат, пособий, льгот способствуют скорее стабилизации (в лучшем случае) возникших проблем, а не их преодолению и выходу из рисковых ситуаций.
  2. Зачастую, как показывает практика, предоставление материальных средств существования пожилым, больным людям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации не является адресным и справедливым: пособия в ряде случаев выплачиваются не тем, кому они предназначены в первую очередь; устанавливаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан; предельно узким является перечень социальных услуг и др.
  3. При создании системы социальной защиты населения принцип системного подхода практически не соблюдается. Координация множества органов, устанавливающих, назначающих и реализующих различные социальные льготы и выплаты организована довольно слабо. Как результат – получение их людьми в урезанном объеме или их полное отсутствие.
  4. Сложившаяся на сегодняшний день сеть учреждений, созданных для обеспечения социальной защиты населения, является чрезвычайно консервативной и ориентирована в основном на оказание неизменных видов социальной помощи, которые нередко не соответствуют требованиям какой-либо конкретной ситуации. Одна из основных причин этого противоречия – устоявшаяся система финансирования сети социальных учреждений на основе затратных принципов. Доступ государственных организаций к оказанию социальной помощи, более чувствительных к изменениям в характере необходимой помощи, жестко ограничен. Сотрудничество государственных организаций по оказанию социальной помощи населению с благотворительными и религиозными организациями практически не развито.
  5. Отсутствие стимулов к снижению административных издержек в организации работы учреждений социальной защиты населения обычно влечет за собой значительное ограничение финансовой базы социальной помощи. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной защиты населения практически отсутствует[11].

Для ослабления остроты возникших социальных проблем не в полной мере используются современные механизмы:

  • индексация социальных пособий и льгот с учетом официальных данных об уровне инфляции;
  • разработка и применение новых форм и эффективных методов социальной защиты;
  • создание специальных учреждений (центров) для поддержки социально уязвимых групп населения и введение новых пособий и льгот на федеральном, региональном, местном уровнях;
  • формирование внебюджетных социальных фондов.

В настоящий момент одна из серьезных проблем государственной социальной поддержки населения в России состоит в отсутствии единого федерального закона, который позволял бы в полной мере регулировать поддержку российских семей, осуществляемую государством. На сегодняшний день пока только разработан проект закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации»[12] (следует отметить, что проект внесен на рассмотрение Государственной Думы еще в 2007 году), в нем предусмотрено установление правовых основ государственной поддержки семьи, определены цели, указаны принципы, выделены приоритеты государственной поддержки семьи в качестве важного направления государственной социальной политики.

Другая острая проблема – состояние современной пенсионной системы в РФ. Сложившаяся экономическая и демографическая ситуация в стране привела к увеличению соотношения неработающих граждан (в том числе и достигших пенсионного возраста) к работающим, что, в числе прочих последствий, породило дефицит Пенсионного фонда России. Государством инициирован и претворятся целый комплекс мер, в перспективе призванных улучшить материальное положение пенсионеров, однако некоторые из избранных для этого способов уже вызывают резкое непринятие общества (в частности, речь идет о сложном вопросе о возрасте выхода на пенсию). Кроме того, озвучиваются разнообразные предложения по развитию пенсионной системы посредством отмены обязательных пенсионных накоплений и перехода на добровольные накопления, которые будут стимулироваться государством и т.д. Очевидно, что разрешение этих и подобного рода задач будет зависеть как от состояния экономики страны, так и от новой концепции системы пенсионного обеспечения.

Среди наиболее актуальных проблем по-прежнему остается предоставление социальной поддержки людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. К данной категории населения можно отнести бездомных, беженцев, мигрантов и переселенцев.

Для каких-либо положительных сдвигов в этом направлении необходимо объединить усилия территориальных органов социальной защиты с прочими задействованными службами и решить вопросы посредством организации учреждений ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Важно свести к минимуму случаи отказа в помощи людям, которые попали в экстренную ситуацию.

В России имеет место и проблема предоставления некоторых мер социальной поддержки населению по категориальному признаку, т.е. по определенному федеральным, региональным законодательством статусу гражданина[13]. К примеру, при таком подходе меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, а также отдельным категориям сельских специалистов. Другие меры социальной поддержки предоставляются с учетом нуждаемости, определяемой по доходам, имуществу или потребности в жилье.

Подавляющее количество мероприятий по оказанию социальной помощи и поддержки обеспечивается при помощи финансовых средств из
бюджетов субъектов Федерации. При этом можно наблюдать тенденцию региональной дифференциации удельного веса этих мер социальной поддержки в общем числе предоставляемых форм социальной помощи.

На нормальное функционирование системы социальной защиты населения оказывает негативное влияние слабая межведомственная координация работы органов, ответственных за установление, назначение и предоставление различных социальных выплат и льгот, которая часто приводит к дублированию расходов на социальные цели. В последние годы практически во всех регионах России наблюдается падение реальных размеров социальных пособий и льгот, обусловленное резким повсеместным ростом потребительских цен на товары и услуги массового потребления в результате масштабного обесценения российского рубля, вызванного непрерывным снижением мировых цен на углеводородное сырье[14].

Уменьшение размеров социальных пособий и льгот в реальном выражении не могло не сказаться на материальном положении наиболее социально уязвимых групп населения. Многодетные семьи, пенсионеры,
инвалиды, доходы которых ниже величины прожиточного минимума, оказались в числе не просто бедных, а крайне нуждающихся. Небывалый ранее рост неимущих, бедных по доходам, малоимущих способствует обострению социальной напряженности в российском обществе.

Еще одна проблема социальной поддержки населения — присутствие
иждивенческого настроя у населения и отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния.

В связи с вышеизложенным, необходимость реформирования действующей системы социальной защиты населения становится все более очевидной. Приоритетными в современном преобразовании системы социальной защиты признаются следующие направления: приведение расходов в соответствие с возможностями государства; замена бюджетных субсидий на адресную помощь; согласование социальной поддержки с материальным положением семей; перевод небедных на социальную страховую основу по принципу обязательности и солидарности.

Все те полномочия, которые касаются определения размеров и форм социальной помощи необходимо передать региональным и местным органам, ибо механизмы адресности могут различаться по регионам в зависимости от конкретных возможностей и условий. Потребности в адресной помощи, определяемые регионами, могут учитываться по формуле межбюджетного выравнивания в формате определения величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности[15].

Приоритетным направлением социальной защиты населения является
ограждение социальной защиты уязвимых слоев общества от бедности и нищеты. Ныне в России формируются специальные фонды дешевого муниципального жилья, студенты из бедных семей получают социальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы. Лицам с низким уровнем денежных доходов или с определенными хроническими заболеваниями предоставляется бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении дорогостоящих медикаментов, необходимых для лечения. Проводится социальная работа по созданию специализированных центров комплексного социального обслуживания нуждающихся, отделений по оказанию социальной помощи на дому.

Несмотря на тяжелое финансово-экономическое положение, сложившееся в России в результате действия внешних и внутренних социально-экономических факторов, российская государственная власть официально заявила о недопустимости снижения средств на социальные расходы из бюджета. В 2016 г. был принят «План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год и плановый период до 2021 года»[16], в котором были определены пять приоритетных целей государства (Приложение Б):

  • достойный труд, справедливая зарплата;
  • достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд;
  • улучшение демографической ситуации;
  • социальная защита приблизится к человеку;
  • государственная гражданская служба должна стать открытой и профессиональной.

Исходя из всего изложенного выше, следует вывод, что в нашем государстве существует действительно большое количество проблем, напрямую связанных с социальной поддержкой населения. Намечены способы и определены пути их оптимально верного решения, однако государству в настоящее время необходимо сосредоточить усилия и переместить акценты к социальной сфере, поскольку именно социальная защита дает человеку уверенность в своем государстве, чувство спокойствия и желание развиваться, помогая своей стране идти вперед.

[1] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. для вузов. – М.: Юрайт, 2019. – С.211.

[2] Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2013. — №52 (ч. I). — Ст.7007; О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ (ред. от 01.10.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1999. — №29. — Ст.3699.

[3] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. — 2014. — №31. — Ст.4398.

[4] Доклад о социальной защите в мире 2017-18. Всеобщая социальная защита для достижения Целей в области устойчивого развития: доклад Международной организации труда [Электронный ресурс] // Официальный сайт МОТ. – Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/—soc_sec/documents/ publication/wcms_614330.pdf (дата обращения: 05.11.2019).

[5] Об обеспечении дохода: Рекомендация №67 Международной организации труда: принята в г. Филадельфии 12 мая 1944 г. на 26-й сессии Генеральной конференции МОТ // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919–1956. Т. I. – Женева: Международное бюро труда, 1991. – С.591-612.

[6] Шарин В.И. Экономические основы социальной работы. – М.: Инфра-М, 2013. – С.112.

[7] Холостова Е.И., Малофеев И.В. Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: монография. — М.: Дашков и К°, 2016. – С.37.

[8] Ржевская М.А., Степаненко В.В. Проблемы системы государственного социального страхования в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2018. — №3 (72). — С.134-137.

[9] Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. – 1998. – 10 декабря.

[10] Шевченко А.А., Кузнецова М.Ю. Перспективы развития социального страхования в России // Экономика и социум. — 2017. — №5-2 (36). — С.459-465.

[11] Тавокин Е.П. Социальная политика. — М.: Инфра-М, 2014. – С.113-114.

[12] О проекте Федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации»: постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 октября 2007 г. №425-СФ // Собрание законодательства РФ. – 2007. — №43. — Ст.5101.

[13] Севостьянов И.А. Проблемы действующего механизма взимания налоговой задолженности // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. — Саратов, 2016. — С.203-210.

[14] Заводило О.В. Смена стратегических приоритетов российских компаний в условиях санкций // Структурные изменения в экономике России в условиях торгово-экономических санкций и политики импортозамещения: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. — Саратов, 2017. — С.35-36.

[15] Правительство РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – Режим доступа:  http://government.ru/ (дата обращения: 07.11.2019).

[16] План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год и плановый период до 2021 года: утв. Минтрудом России 26 мая 2016 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минтруда России. – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/15 (дата обращения: 07.11.2019).


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф