Заявка на расчет
Меню Услуги

Проблемы правового регулирования отношений в сфере института опеки и попечительства. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


1.3. Правовой статус опеки и попечительства

Сущность отношений по опеке и попечительству состоит обеспечения защиты прав, свобод и интересов недееспособных граждан,  а также обеспечение осиротевшим детям семейного воспитания.

Согласно ст. 145 СК РФ и ст. 10 Закона об опеке и попечительстве опекуном и попечителем может быть только совершеннолетний, полностью дееспособный гражданин, который по своим деловым и нравственным качествам в состоянии справиться с выполнением функций по опеке и попечительству, главное – с выполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних подопечных. Он должен обладать достаточным здоровьем, по крайней мере, настолько, чтобы, с одной стороны, справляться с обязанностями по уходу за несовершеннолетним, с другой – не создавать для него обстановку, опасную для его жизни и здоровья.

Орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы гражданина, который желает стать опекуном, а также способность его к воспитанию ребенка и отношения, сложившиеся между членами будущего опекуна.

Материальное положение лиц, которые хотят принять детей на воспитание в свои семьи, должно быть достаточным, чтобы не возникло соблазна воспользоваться в своих интересах имуществом и (или) денежными средствами, принадлежащими подопечному.

Бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры ребенка имеют преимущественное перед всеми другими лицами право быть назначенными его опекунами (попечителями).

Новым является то, что единственный родитель несовершеннолетнего ребенка вправе в своем заявлении, поданном в органы опеки и попечительства, определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку. Ребенок, достигший 14 лет, может обратиться в органы опеки и попечительства с просьбой назначить его попечителем указанное им лицо. В этих случаях органы опеки и попечительства, как правило, назначают опекуном (попечителем), лицо, указанное ребенком или его родителями.

Отказ от такого назначения допускается только в случаях, когда предложенный кандидат не соответствует требованиям, предъявляемым законом к личности опекуна или попечителя, а также, если такое назначение противоречит интересам ребенка.

Не каждый желающий может обрести семейно-правовой статус опекуна (попечителя). В соответствии со ст. 146 СК РФ в их роли не могут выступать:

а) несовершеннолетние лица. Надо полагать, что досрочное вступление в брак, эмансипация не позволяют приобрести право на воспитание подопечных детей;

б) лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

в) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

г) лица, не прошедшие подготовки. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется в соответствии с требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации.

д) больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;

е) лица, лишенные родительских прав;

ё) лица, ограниченные в родительских правах;

ж) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), поскольку их отстранение согласно п. 3 ст. 39 ГК РФ возможно:

— в случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей;

— при использовании опеки (попечительства) в корыстных целях;

— при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

з) бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, что равносильно лишению родительских прав, со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями для ребенка;

и) лица, не способные по состоянию своего здоровья исполнять обязанности по воспитанию ребенка.

Противопоказаниями к занятию должности опекуна (попечителя) служат заболевания, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 01.05.1996 г. №542.

Если эти правила установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними соблюдаются в полной мере, наступает этап воспитания ребенка в семье опекуна (попечителя), который по идее не нарушает интересов несовершеннолетнего.

После преодоления всех препятствий на пути обретения статуса опекуна (попечителя) можно уже говорить о правах и обязанностях опекуна (попечителя) над несовершеннолетними, лишившимися родительского попечения.

ФЗ об опеке и попечительстве определяет опекунов законными представителями своих подопечных, то есть они могут выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специальных полномочий.

Как уже отмечалось ранее, права и обязанности опекунов и попечителей по восполнению недостающей дееспособности несовершеннолетних определяются гражданским законодательством. Семейное законодательство регулирует лишь права опекунов (попечителей), связанные с обучением и воспитанием детей (п. 1 ст. 15 ФЗ об опеке и попечительстве).

Согласно п. 1 ст. 17 ФЗ  об опеке и попечительстве подопечные не имею право собственности на имущество опекунов (попечителей), а опекуны (попечители) в свою очередь не имеют право собственности на имущество своих подопечных, также на суммы алиментов, пособий, пенсий и других социальных выплат, которые предоставляются на содержание подопечных.

Имущество может принадлежать опекунам или попечителям и подопечным на праве общей собственности по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей только с их согласия.

Однако в отличие от родителей, которые по взаимной договоренности с детьми вправе владеть и пользоваться имуществом детей и управлять им, опекуны и попечители не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, за исключением тех случаев, когда с разрешения органов опеки и попечительства они вправе пользоваться их имуществом вместо вознаграждения по договору о возмездном осуществлении опеки и попечительства.

Тем не менее, и в этих случаях предусмотрен целый ряд ограничений в интересах подопечных. Во-первых, разрешение пользоваться их имуществом возможно лишь по просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющего свои обязанности. Во-вторых, в договоре о возмездном осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного.

В отличие от родителей, которые могут в принципе достаточно свободно распоряжаться имуществом своих детей, за исключением случаев, когда на совершение сделок по отчуждению их имущества требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства, опекуны и попечители обладают в этом отношении гораздо меньшей степенью свободы. В соответствии с п. 2 ст. 19 ФЗ об опеке и попечительстве органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных.

Опекун имеет право вносить денежные средства в размере не менее половины акций (долей) подопечного в кредитные организации, принадлежащих РФ, а попечитель дает согласие на внесение данных средств. Аккумулирование денежных средств, принадлежащих подопечному, которые внесены в кредитные организации, реализуется с соблюдением гражданского законодательства о дееспособности граждан.

Опекуну запрещено заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, который выступает заемщиком, в то время как попечитель не вправе давать согласие на заключение данных договоров, за исключением, если получение займа требуется для содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Вышеуказанные договоры заключаются от имени подопечного с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Подавая заявление на выдачу разрешения, опекун (попечитель) обязан указать за счет какого имущество будет реализовано заемное обязательство.

Имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит передаче в заем, если только возврат займа обеспечен залогом недвижимости, то есть ипотекой. Опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает 5 лет. Но если есть обстоятельства, которые свидетельствуют о выгоде такого договора, то заключение данного договора допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства, если федеральным законом не установлен иной предельный срок.

Специальные ограничения установлены в отношении распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечным. Так, в соответствии со ст. 20 Закона об опеке и попечительстве недвижимое имущество, которое принадлежит подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением следующих случаев:

— принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, установленном федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога;

— отчуждения по договорам ренты или мены, если такие договоры совершаются с выгодой для подопечного;

— отчуждения жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащие подопечному, при перемене места жительства подопечного;

— отчуждения недвижного имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения), если этого требуются в интересах подопечного.

Для заключения указанных выше сделок, которые направлены на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства. Если данные договоры совершены без предварительного разрешения орган опеки и попечительства, то последний обязан немедленно обратиться в суд от имени подопечного с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением, когда такой договор заключен с выгодой для подопечного.

Расторжение такого договора влечет за собой возврат имущества, принадлежащего подопечному, а также возмещение убытков опекуном или попечителем в размере и порядке, установленном законом, причиненным сторонам договора.

Опекун не вправе совершать без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, а попечитель не вправе давать согласие на заключение сделок по сдаче имущества, принадлежащего подопечному, внаем, аренду, залог, по отчуждению имущества подопечного, а также совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, а также сделок, который уменьшают стоимость имущества подопечного.

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется в тех случаях, когда действия опекуна (попечителя) повлекут за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе:

— при отказе от иска, поданного в интересах подопечного;

— при заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного;

— при заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, где подопечный является взыскателем.

Также указанное разрешение необходимо для выдачи доверенности от имени подопечного.

Однако опекуны и попечители, в отличие от родителей, не обязаны нести основную финансовую ответственность за благополучие детей, то есть содержать подопечных за счет собственных средств. Их содержание осуществляется из причитающихся им социальных выплат, таких как алименты, пенсии, пособия и т.п., а также за счет доходов от имущества подопечных, полученных как при распоряжении имуществом, которое могут осуществлять опекуны, или попечители, так и в результате доверительного управления их особо ценным имуществом, переданным органами опеки и попечительства по отдельно заключаемому договору с доверительном управляющим. В тех случаях, когда имущества подопечного для его содержания недостаточно, органы опеки и попечительства могут ставить перед компетентными органами государственной власти вопрос о выдаче пособий опекунам или попечителям на их содержание.

В случаях, когда опекун (попечитель) исполняет свои обязанности за вознаграждение, форма и размер вознаграждения определяются в договоре, заключаемом между опекуном и органом опеки и попечительства. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве вознаграждение опекуну (попечителю) может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ.

Предельный размер вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством РФ. Согласно Постановлению Правительства от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» предельный размер не может превышать 5% доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период. Случаи и порядок выплаты вознаграждения за счет средств бюджетов субъектов РФ устанавливаются законодательством этих субъектов. Закон разрешает органу опеки вместо выплаты опекуну или попечителю вознаграждения предоставить ему право безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. Данная форма вознаграждения возможна только по инициативе самого опекуна (попечителя) и при условии добросовестного исполнения им своих обязанностей. При этом в договоре должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, а также срок пользования имуществом подопечного.

Рассмотренные вопросы позволяют сделать следующие выводы:

  • опекунам и попечителями могут быть совершеннолетние дееспособные граждане, обладающие нравственными и деловыми качествами;
  • главной обязанностью данных лиц является воспитание несовершеннолетнего подопечного;
  • права опекунов и попечителей, связанные с обучением и воспитанием подопечных, регулируется семейным законодательством, а те права и обязанности, которые связаны с восполнение недостающей дееспособности несовершеннолетних устанавливаются гражданским законодательством.

 

Глава 2. Проблемы возникающие при установлении опеки и попечительства

2.1 Анализ нормативно-правовых актов регулирующих сферу института опеки и попечительства

Согласно пунктов «е», «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ опека и попечительство являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и регулируются, в соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

На сегодняшний день правовую основу деятельности по опеке и попечительству составляет ряд федеральных законодательных и подзаконных актов, регламентирующих данную сферу общественных отношений, такие как:

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Семейный кодекс РФ
  3. Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  6. Федеральный закон от 16.04.2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
  7. Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 года № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» и т. д.

В целях повышения социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных или не полностью дееспособных граждан 24 апреля 2008 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в силу вступил с 1 сентября 2008 года.

В литературе высказываются две точки зрения, одна из которых заключается в том, что «закрепление норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе не вполне целесообразно на фоне работы по кодификации федерального законодательства и перспективы создания Свода законов». В подтверждении данной точки зрения необходимо отметить, что имеющиеся в данном Федеральном законе нормы семейного права фактически «вытащены» из предмета ведения Семейного кодекса РФ, что делает законодательство об опеке и попечительстве неоправданно расчлененным на автономные источники права и по этой причине менее обозримым. Законодателю, с целью сохранения теоретически обоснованной правовой наукой тенденции к сокращению количества нормативных правовых актов в системе законодательства и обеспечению кодифицированного правового материала было необходимо, не принимать отдельный Федеральный закон об опеке и попечительстве, а включить соответствующие нормы права в гл. 20 Семейного кодекса РФ «Опека и попечительство над детьми» и в гл. 3 части 1 Гражданского кодекса РФ «Граждане (физические лица)». Закрепление же норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе привело к необоснованному увеличению нормативного материала за счет дублирования текстов федеральных законов в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве». Так, в частности:

ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об опеке и попечительстве», закрепляющая необходимость согласия лица на присвоение статуса опекуна либо попечителя, дублирует положения п. 3 ст. 35 Гражданского кодекса РФ;

права и обязанности опекунов и попечителей закреплены в ст. 15 ФЗ «Об опеке и попечительстве», в ст. 148 Семейного кодекса РФ, часть обязанностей опекуна и попечителя, содержится в тексте ст. 36 Гражданского кодекса РФ;

правовые основы распоряжения имуществом подопечного закреплены в ст. 19 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и в ст. 37 Гражданского кодекса РФ;

доверительному управлению имуществом подопечного посвящены ст. 38 Гражданского кодекса РФ и ст. 23 ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Кроме дублирования нормативного материала наблюдаются и случаи его распыления. Так, например, основания прекращения опеки и попечительства не сведены в одной статье закона, а распределены между ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и ст. 40 Гражданского кодекса РФ.

Выделение нормативного регулирования института опеки и попечительства в отдельный Федеральный закон имеет и другие недостатки, одним из которых является неполнота нового специального Федерального закона, который, закрепляя правовой статус опекуна и попечителя, ничего не говорит о комплексе прав опекаемых и подопечных лиц. Наличие подобного правового пробела красноречиво свидетельствует о том, что законодателю не было необходимости принимать самостоятельный нормативный правовой акт по вопросам опеки и попечительства, если он считает достаточным закрепление правового статуса основных субъектов регламентируемых таким законом правоотношений в другом нормативном правовом акте.

Ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» разрешает регулировать отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, на уровне нормотворчества субъектов РФ. Тем самым данная статья снимает возможные споры о компетенции между уровнями государственной власти по поводу нормативной регламентации отношений в сфере опеки и попечительства, фактически делегируя законодательным органам субъектов РФ право на принятие своих законов при наличии пробелов соответствующего федерального законодательства.

Согласно Письма Минобрнауки России от 25 июня 2007 г. № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, должны предусматривать:

  1. определение круга вопросов, относящихся к компетенции органов опеки и попечительства;
  2. установление категорий несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов;
  3. нормативы организации структуры органа опеки и попечительства, включая установление норматива численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав детей;
  4. порядок организации деятельности органов опеки и попечительства на региональном и муниципальном уровнях;
  5. порядок взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Многие регионы развивают, на основе федерального законодательства, свою нормативно-правовую базу организации деятельности по опеке и попечительству. В частности, в соответствии с нормой п.1 ст. 123 Семейного кодекса РФ, предоставлявшей субъектам РФ право предусматривать, помимо усыновления (удочерения), опеки (попечительства) и приемной семьи, иные формы устройства (эта норма утратила силу с 1 сентября 2008 года), во многих регионах были приняты законы о патронате (патронатном воспитании), как отдельной форме устройства. В субъектах РФ действуют также нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства. Многие регионы определяют на своем уровне различные меры поддержки приемных семей. Вместе с тем, в настоящее время нормативно-правовая база деятельности по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится в процессе активного реформирования. В качестве примеров нормативных актов субъектов РФ по вопросам опеки и попечительства можно назвать, на примере Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.07.2014 N 561 «О реализации главы 4 «Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»

Он раскрывает в себе порядок назначения денежных средств на содержание

подопечного ребенка (приемного ребенка, обучающегося).Такая денежная выплата на содержание приемного ребенка назначается на основании договора о приемной семье, заключенного между приемными родителями (приемным родителем) и ОМС. Решение о назначении денежных средств на содержание подопечного ребенка (обучающегося) оформляется актом ОМС с указанием срока назначения. Решение об отказе в назначении денежных средств на содержание подопечного ребенка (обучающегося) направляется заявителю с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Также устанавливает порядок выплаты этих денежных средств. Выплата денежных средств на содержание подопечного ребенка производится с месяца, следующего за месяцем принятия решения о назначении денежных средств на содержание подопечного ребенка , месяцем заключения договора о приемной семье, ежемесячно не позднее 20-го числа текущего месяца путем перечисления денежных средств на счета в кредитных организациях либо через отделение федеральной почтовой связи по месту жительства (пребывания) подопечного ребенка (приемного ребенка, обучающегося) в соответствии с данными, указанными в заявлении, договоре о приемной семье. Условия прекращения выплаты данных денежных средств предусмотренные в данном Постановлении состоят из следующих обстоятельств:

  1. Утраты права на получение денежных средств на содержание подопечного ребенка (приемного ребенка, обучающегося).
  2. Помещения подопечного ребенка (приемного ребенка, обучающегося) на полное государственное обеспечение в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или аналогичные организации и организации для детей, а также в учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы.
  3. Назначения и выплаты на территории другого субъекта Российской Федерации денежных средств на содержание подопечного ребенка (приемного ребенка, обучающегося), имеющего место пребывания на территории Санкт-Петербурга.
  4. Смерти опекуна или попечителя, приемного родителя.
  5. Смерти подопечного ребенка (приемного ребенка, обучающегося).

Данный нормативно-правовой акт был принят в рамках государственной программе Санкт-Петербурга «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы.

В пользу принятого Федерального закона «Об опеке и попечительстве» могут быть приведены следующие аргументы. Во-первых, Федеральный закон сосредоточил в себе принципы (начала) правового регулирования отношений в области опеки и попечительства, которые в настоящий период нигде четко не закреплены и даже скорее находятся между строк законодательного материала. Во-вторых, на уровне закона закреплены положения о распоряжении имуществом подопечных, о той роли, которую в этом играют органы опеки и попечительства, а также ответственность опекунов и попечителей за вред, причиненный личности или имуществу подопечного, также наиболее полным образом урегулирован порядок деятельности органов опеки и попечительства в данной сфере, что не удалось бы в настоящее время осуществить при помощи только норм ГК РФ. В соответствии с ФЗ «Об опеке и попечительстве» принято Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 года № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», в котором наиболее подробно урегулированы обязанности органов опеки и попечительства по выявлению и устройству под опеку или попечительство (если это необходимо и возможно) нуждающихся в попечении совершеннолетних лиц. В-третьих, обозначена эффективность опеки и попечительства за счет внедрения различных моделей, видов опеки — от абсолютно безвозмездной до опеки, осуществляемой на возмездных условиях.

Практика применения положений Гражданского и Семейного кодексов РФ показывает, что в правоприменительной деятельности возникает целый ряд проблем и затруднений (по вопросам назначения опекунов и попечителей, выдачи разрешений на отчуждение жилых помещений, привлечения опекунов и попечителей к ответственности и многим другим вопросам). Их разрешение связано с осуществлением субъективных гражданских прав подопечных (права собственности, права на выбор места жительства и пр.). Из признаков опеки или попечительства как форм устройства со всей очевидностью вытекает необходимость всеобъемлющего правового регулирования отношений, возникающих в связи с установлением опеки или попечительства. В этом институте присутствуют не только нормы о правах и обязанностях опекунов, но и нормы о правах, обязанностях и ответственности органа опеки и попечительства; не только нормы материального, но и нормы процессуального характера. Рассредоточение этих норм в разных актах не исключено, однако потребность института опеки и попечительства состояла в том, чтобы охватить их содержание общими для всего института принципами. С этой целью фиксация норм в специальном Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» отражена. Действующий Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», помимо принципов, содержит и основные нормы, непосредственно регулирующие отношения, входящие в предмет института.

Иными словами, институту опеки и попечительства требовалась общая часть, отвечающая требованиям времени и задачам охраны интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц. Аргументом в пользу принятого федерального закона служит и состояние практики действия регионального законодательства. Субъекты РФ, как уже отмечалось, устраняют пробелы в федеральном правовом поле с помощью своих актов. Часть таких законов не вызывает возражений — они носят название «Об организации работы (деятельности) органов опеки и попечительства» и регулируют именно организацию деятельности таких органов. Однако встречаются и акты, устанавливающие те или иные субъективные гражданские права и обязанности опекунов и попечителей, подопечных лиц или определяющие порядок их осуществления, что категорически недопустимо по обозначенной причине: данные отношения подлежат регулированию только с помощью норм гражданского законодательства, а следовательно, только с помощью федеральных актов.

Таким образом, за последнее время институт опеки и попечительства претерпел значительные изменения благодаря принятию Федерального закона «Об опеке и попечительстве», в котором сформулированы принципы государственного регулирования в этой области, определены права и обязанности органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, упорядочены процедуры установления и прекращения опеки и попечительства. Основные вопросы опеки и попечительства заслуживают именно законодательного, а не подзаконного урегулирования. Это утверждение следует из особой роли института опеки и попечительства в обеспечении субъективных гражданских прав личности. Подзаконный акт, исходящий от органов исполнительной власти, может регулировать лишь некоторые отдельные отношения. В этой связи правовые нормы, регулирующие такие отношения, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ не могут быть закреплены в законодательстве субъектов РФ.


Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф