2.2. Особенности организации социального обслуживания населения в муниципальных образованиях
Социальная защита является , во-первых, основным механизмом реализации социальной политики РФ, которая включает в себя социальное обслуживание и социальное обеспечение, которое в свою очередь состоит из социальной помощи и социального страхования.
Необходимо отметить, что реализацией социальной защиты граждан занимается широкий круг субъектов, в том числе органы местного самоуправления. Так же существенно изменились технологии деятельности субъектов социальной защиты[1].
В настоящее время социальная защита населения, как составляющая социальной политики РФ, перешла стадию модернизации – осуществила переход к электронному правительству. Система предоставления услуг в сфере социальной защиты на территории муниципального образования включает муниципальные и социальные услуги, которые представлены следующими субъектами: федеральными и региональными органами государственной власти, внебюджетными фонами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, а также коммерческими и некоммерческими организациями.
Основным видом услуг в сфере социальной защиты выступают такие услуги, субъектом оказания которых являются федеральные и региональные органы государственной власти, т.к. именно РФ и субъектам РФ принадлежит большинство полномочий в данной сфере.
Надо отметить, что заметно меньшим объемом полномочий по оказанию услуг в сфере социальной защиты обладают органы местного самоуправления согласно вопросам местного значения, предусмотренным федеральным законом № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в РФ»[2].
В то же время органы местного самоуправления могут оказывать государственные услуги в рамках переданных им государственных полномочий. Количество государственных и муниципальных услуг на территории разных муниципальных образований может отличаться — это определяется как региональной, так и собственно муниципальной спецификой[3].
От особенностей муниципального образования здесь зависит и количество поставщиков услуг. Естественно, такое разнообразие социальных услуг создает определенные трудности для потребителей данных услуг.
Однако большинство усилий по обеспечению доступности социальных услуг сосредоточено на услугах, предоставляемых органами власти и местного самоуправления, а также внебюджетными фондами. Это касается, прежде всего, возможность получения услуг в электронной форме и через многофункциональные центры (далее — МФЦ), представленные по принципу «одного окна».
Еще одной мерой по упрощению для граждан возможности получения социальных услуг по оптимизации и регламентации комплексных сервисов «по определенным жизненным ситуациям»[4].
Однако в связи с тем, что муниципальные образования самостоятельно определили перечни жизненных ситуаций и набор услуг, которые в них входят, единства в этом вопросе не смогли достичь.
Мало доступна для граждан информация о муниципальных услугах подведомственных учреждений, а также социальных услугах. Официальный сайт для размещения и информации о муниципальных учреждениях, несмотря на то, что и содержит перечень данных учреждений, размещенные сведения о них, в том числе об услугах, носят минимальный, чаще всего неактуальный характер.
Мониторинг эффективности, проводимый органами местного самоуправления РФ по вопросу предоставления социальных услуг показывает, что несмотря на динамично развивающуюся систему, в данный момент необходимо реформирование. Это в первую очередь касается механизмов предоставления муниципальных услуг через МФЦ, через Портал государственных и муниципальных услуг, а также электронного взаимодействия различных исполнительных органов государственной власти.
Одной из основных проблем является несовершенство нормативно-правовой базы, строго регламентирующей предоставление социальных услуг.
Это связано с тем, что действующая в настоящее время законодательная база создана еще в таких социально-экономических условиях, которые значительно отличаются от ныне действующих социальных реалий, а быстро изменяющееся в силу своего развития общество уходит далеко вперед от определенных регламентов предоставления муниципальных услуг.
К примеру, для законодательства следует внести различия между подачей документов через МФЦ и через Портал государственных услуг. Для каждой социальной услуги, например, для назначения единовременной компенсационной выплаты при рождении ребенка, независимо от способа подачи документов, существует лишь один регламент предоставления услуги. Это не отражает объективной реальности и дискредитирует работу Портала государственных услуг, так как существует множество справок, которые принимаются только в оригинале и на бумажном носителе.
Таким образом, законодательная база в сфере социального обслуживания населения в РФ требует определенной модернизации, т.е. современных подходов к развитию и принципа оптимальности предоставления различных социальных услуг[5].
Подводя итоги, отметим сложность сложившейся системы предоставления услуг в сфере социальной защиты населения, проживающих на территории муниципальных образований, что находит свое проявление в значительном разнообразии самих услуг, так и их поставщиков. В то же время это снижает доступность получения социальных услуг для их получателей, что требует совершенствования технологий их оказания.
Социальная деятельность любого цивилизованного государства направлена на создание комфортных условий для жизни и развития, а также поддержания и преумножения благополучия каждого гражданина этого государства. Иными словами, социальная деятельность государства направлена на социум, так как оно априори является ее главным объектом.
Анализируя мировую практику, на сегодняшний день в мире существует две основные модели социального обслуживания ‒ скандинавская и американская.
Скандинавская модель системы социальной защиты базируется на теории государства всеобщего благосостояния. Приоритетной задачей является формирование развитой системы социальной помощи всем гражданам, доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других услуг.
Американская модель системы социальной защиты предполагает минимальное участие государства в социальном обеспечении граждан. Государственная поддержка оказывается только беднейшим слоям населения. Дополнительно в каждом штате свои социальные программы, работает система частного социального страхования и добровольные организации.
На наш взгляд, в Российской Федерации актуальным было бы создание центров помощи по типу шведских, куда обращаются в кризисных ситуациях обычные люди. При этом охватываются все сферы жизнедеятельности – от производственно-трудовой активности до интимных отношений, а также все этапы жизни – от младенчества до старости.
Из американского опыта можно было бы заимствовать практику развития некоммерческих социальных организаций, которые открываются на добровольные пожертвования общественности. Это организации с высокими бюджетами и большим количеством добровольцев и волонтеров.
Определение понятия «социальное обслуживание граждан» дается в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442–ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Согласно данному нормативному акту, социальное обслуживание граждан представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. При этом социальная услуга подразумевает под собой действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности .
Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Ямальский район» (далее: ГБУ ЯНАО «ЦСОН в МО Ямальский район») ‒ это учреждение, которое осуществляет социальное обслуживание на дому, в полустационарной форме, оказывает срочные социальные услуги гражданам, признанным нуждающимися.
В 2019 году количество получателей социальных услуг составило 495 человек, из них: количество получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания – 93 чел., количество получателей срочных социальных услуг – 261 чел., количество получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому – 218 чел.
Количество получателей социальных услуг, учтенных единожды, составило – 482 граждан. Количество получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания составило – 94 чел., количество получателей срочных социальных услуг – 242 чел., количество получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому – 224 чел.
Общая сумма объема платных услуг в 2019 году составила 430219,31 руб., что на 62% больше, чем в 2018 году, в котором платных услуг было предоставлено на общую сумму 265949,46 руб.
Средняя оценка выполнения показателей государственного задания – 134,85% .
По итогам 2019 года, наблюдается незначительное снижение показателя количества получателей срочных социальных услуг, что обусловлено снижением количества обращений граждан за получением данного вида социальных услуг, а также выездом граждан пожилого возраста, являвшихся постоянными получателями срочных социальных услуг, на постоянное место жительства за пределы автономного округа.
В целом можно отметить следующие проблемы исследуемого учреждения:
- Основополагающей проблемой, из которой вытекают все последующие, является недостаток финансирования ГБУ ЯНАО «ЦСОН в МО Ямальский район».
- Неудовлетворительное материально–техническое обеспечение.
- Следующей немаловажной проблемой является низкая заработная плата сотрудников ГБУ ЯНАО «ЦСОН в МО Ямальский район».
На базе ГБУ ЯНАО «ЦСОН в МО Ямальский район» предлагается организовать деятельность, направленную на повышение правовой культуры пожилых людей и инвалидов, в рамках программы «Клуб правовой грамотности», предполагаемые результаты которой являются:
– увеличение количества граждан пожилого возраста и инвалидов, заинтересованных в получении правовых знаний и посещении данного клуба;
– создание уверенности у граждан пожилого возраста и инвалидов, что они находятся под защитой государства в любых случаях противоправного к ним отношения, и, исходя из этого, должны иметь решимость в отстаивании своих прав и интересов;
– расширение правовых и культурных связей граждан пожилого возраста и инвалидов во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами и судебными.
В перспективе уже заложен путь дальнейшего развитие программы «Клуб правовой грамотности», планирование новых мероприятий, новых практических занятий, создание новых, интересных и креативных методов и способов реализации будущих программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нормативно-правовая база, касаемо социального обеспечения в России является сложным конгломератом разрозненных законодательных актов, вследствие чего правоприменительная практика в данной сфере общественной жизни достаточно противоречив
В конституционном законодательстве определено основные права и свободы человека и гражданина, принципы их реализации и защиты. К таким можно отнести конституционные права социальной защиты и социального обеспечения.
Определение понятия «социальное обслуживание граждан» дается в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442–ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Согласно данному нормативному акту, социальное обслуживание граждан представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. При этом социальная услуга подразумевает под собой действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
На федеральном уровне регулирование социальной работы осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ и регулируется регулируется Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Семейным кодексом РФ и федеральными законами.
Конституция РФ включает большое количество правовых норм, которые содержат словосочетания «социальная защита» и «социальное обеспечение». Тем не менее, однозначное понимание содержания этих правовых терминов отсутствует. Конституционные нормы, затрагивающие социальную защиту и социальное обеспечение, разбросано по нескольким статьям 1 и 2 главы Конституции РФ, их не выстроено в систему, не представлено их соотношение и взаимодействие, и, в конце концов, все же неясно правовое содержание данных категорий.
На региональном уровне регулирование социальной работы осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
На местном уровне деятельность, связанная с социальным обслуживанием населения, осуществляется при районной администрации. В муниципальных образованиях социальной работой с населением занимаются такие организации как: Управление социальной защиты населения, Комплексный центр социального обслуживания населения.
В настоящее время все больше значения в области регулирования социальной дифференциации принадлежит региональному и местному уровням государственной власти, которые находятся значительно ближе к нуждам и требованиям общества. В то же время стоит задача сформировать экономически активный тип гражданина, который рассчитывает на свои собственные силы, для которого государство – это защитник экономических и социальных прав
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
- «ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст) (ред. от 17.10.2013). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Постановление Правительства ЯНАО от 29.12.2014 г No 1137-П О создании государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Ямальский район» // Официальный сайт Правительства Ямало-Ненецкого округа. — Режим доступа: https://www.yanao.ru/
- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 декабря 2014 года N 109-ЗАО «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Ямало-Ненецком автономном округе». // Официальный сайт Правительства Ямало-Ненецкого округа. — Режим доступа: https://www.yanao.ru/
- Постановлением Правительства Ямало–Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2015 года № 1087-П «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг» // Официальный сайт Правительства Ямало-Ненецкого округа. — Режим доступа: https://www.yanao.ru/
- Постановление Правительства Ямало–Ненецкого автономного округа от 14.09.2015 г. № 863-П Об организации работы службы проката технических средств реабилитации. // Официальный сайт Правительства Ямало-Ненецкого округа. — Режим доступа: https://www.yanao.ru/
- Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 сентября 2018 года N 963-П О внесении изменений в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2014 года n 1087-п // Официальный сайт Правительства Ямало-Ненецкого округа. — Режим доступа: https://www.yanao.ru/
II. Специальная литература
- Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2019.– 359 с.
- Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А. и др. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” / Под ред. Э.Р. Курманова, 2019. – 25 с.
- Бигеев Р.Р. Возможности использования опыта зарубежных стран для развития системы социальной защиты России // Научно-технический прогресс и современное общество. – 2017. – №1. – С. 53 – 60.
- Бондаренко Н. А. , Демьянова И. О. Социальная защита населения и ее нормативно-правовое регулирование в РФ. // Ученые заметки ТОГУ. – 2017. — Том 8. — № 1. — С. 429 – 433.
- Владимиров И.А., Шлемова Е.С. Основные проблемы организации стандартизации социального обслуживания населения на муниципальном уровне. // Новаинфо. – 2018. — №42-1. – С. 103-111.
- Деятельность органов прокуратуры по защите прав социально незащищенных категорий граждан: сб. материалов круглого стола (г. Москва, 22 апреля 2016 г.) / под общ. ред. А.Ю. Винокурова. – М., 2016. – 168 с.
- Евдокимова Т.В. Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе. // Информационно-образовательный журнал для работников социальной сферы. – 2018. — №5. – С. 28-30.
- Замараева З.П. Нормативно-правовые основы современной системы социальной защиты населения в России // Научный журнал Вестник. – 2019. -№ 12 (30). -С.26.
- Зуева Н. Л. Современное состояние социального обслуживания населения в условиях модернизации государственного управления. // Вестник ВГУ. Серия: Право. – 2018. — №7. – С. 29-35.
- Казибекова Н.А. Субъекты, объекты и механизмы социальной защиты в современной России – М.: ИКЦ «Март», 2019. – 236 с.
- Молоткова Т.Л. Проблемы организации социальной защиты населения в субъекте РФ // Вестник Челябинского государственного университета. — 2019.- № 24 (353).-С. 27-30.
- Мясищева Ю. Н. Современная система социального обслуживания населения // Молодой ученый. — 2018. — №38. — С. 173-175.
- Сафаров Н. У. Мировой опыт социальной защиты и борьбы с бедностью // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 5. – С.37 – 40.
- Слиткова А.Н. Социальное обслуживание в России: законодательные новации. // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2018. — №9.- С. 50-59.
- Сынах Е. Социальная защита населения: современная система государственного и муниципального управления. // Сборник материалов IХ Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Россия молодая». – М., 2017. – С. 169-178.
- Холостова Е. И. Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: Монография. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 368 с.
- Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2017. — 905 с.
- Шаяхметова А. И. Система социальной защиты населения как объект государственной политики: зарубежный опыт. // Молодой ученый. – 2017. – №34. – С. 60 – 68.
- Эфрикян Р.А. Полномочия органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания / Р.Я. Эфрикян // Власть. – № 3. – 2017. – С. 71-74.
III. Интернет-источники
- Официальный сайт Государственного бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Ямальский район». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cson-yamalskiy.yanao.ru/
