Вид работы: Научная статья
Тема: Проблемы правового регулирования договора займа
Правовые особенности договора государственного займа
Аннотация
Государственный бюджет российской Федерации как основной финансовый документ страны включает статьи расходов и доходов. Государству для пополнения доходной части приходится привлекать средства заёмщиков.
Одним из видов пополнения государственного бюджета в качестве заимствований выступает государственный заем, где заемщиком выступает Российская Федерация или ее субъект, а займодавцем – гражданин или юридическое лицо.
В настоящей статье рассмотрим правовые особенности договора государственного займа.
Ключевые слова: государственный займ, ценные бумаги, заёмщик, займодавец, облигации.
Legal features of the state loan agreement
Annotation
The state budget of the Russian Federation as the main financial document of the country includes items of expenditure and income. The state has to attract borrowers to replenish the revenue side.
One of the types of replenishment of the state budget as loans is the state loan, where the borrower is the Russian Federation or its subject, and the lender – a citizen or a legal entity.
In this article we consider the legal features of the state loan agreement.
Keywords: government loan, securities, borrower, lender, bonds.
Государством для покрытия превышенной суммы бюджетных расходов могут использоваться как внешние, так и внутренние заимствования финансовых ресурсов. Одним из таких источников заимствования являются государственные займы.
Следует отметить, что универсальным видом заемных обязательств в действующем законодательстве является договор займа. В частности основы договора государственного займа регулируются главой 42 «Заем и кредит» Гражданского кодекса Российской Федерации.[2]
Непосредственным нормативно-правовым основанием по регулированию договора государственного займа является статья 817 Гражданского кодекса РФ, однако с 01.06.2018 г. глава 42 ГК РФ будет обновлена Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно принятого новшества будут внесены изменения пункт 3 статьи 817 будет дополнен новым абзацем: «Договор государственного займа может быть заключен также в иных формах, предусмотренных бюджетным законодательством».[3]
В настоящее время договор государственного займа заключается в сроки… «предусмотренные условиями выпуска займа в обращение».[2]
Согласно пункту 1 статьи 817 ГК РФ по договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем – гражданин или юридическое лицо. Таким образом, речь идёт о специальном субъекте гражданско-правовых отношений, в лице государства – Российской Федерация или её субъектов.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что государственные займы являются добровольными, то есть, правовыми принципами государственного внутреннего (и соответственно внешнего) долга является добровольность,возвратность, срочность и возмездность.[2]
Заключение договора происходит посредством приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или иного имущества, а также установленных процентов.
Как упоминалось ранее, субъект Российской Федерации может выступать в роли заёмщика, например, в случае дефицита местного бюджета, поэтому муниципальные образования также могут выпускать в обращение займы, что установлено пунктом 5 статьи 817 ГК РФ.
Как уже было сказано выше, специфика договора государственного займа состоит в том, что в качестве заемщика по такому договору выступает либо сама Российская Федерация, либо любой из ее субъектов.[1] Следовательно, и погашение займа будет осуществляться из соответствующего бюджета.
В связи с этим к договорам государственного займа также применяются нормы бюджетного законодательства, а также положения Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», так как государственные займы оформляются только при помощи облигаций либо векселей.[7]
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в качестве заемщика по договору государственного займа может выступать либо сама Российская Федерация, либо любой из ее субъектов. Со стороны кредиторов государства выступают граждане и юридические лица.Напомним, что законодательно субъектный состав кредиторов не ограничен, следовательно, в качестве заимодавцев могут выступать как российские, так и иностранные физические и юридические лица.
Договор государственного займа заключается добровольно и набирает юридическую силу с момента приобретения заимодавцем выпущенных государственных ценных бумаг. Как и любой договор, он может быть признан недействительным в силу ряда условий, например, при нарушении порядка заключения договора.[2]
Договор государственного займа является односторонним договором, поэтому обязанности по договору возникают у заемщика, соответственно права возникают только у держателя государственных ценных бумаг.
Так, заимодавец имеет право в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение, требовать от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств, или в зависимости от условий займа иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении заемщиком договора займа кредитор в силу статьи 811 ГК РФ вправе требовать от заемщика уплаты процентов за неисполнение денежного обязательства, предусмотренных пунктом 1 статьи 395 ГК РФ. Проценты уплачиваются со дня, когда заем должен быть возвращен, и до дня его фактического возврата.
В качестве иных ценных бумаг, используемых для оформления отношений государственного займа, могут применяться казначейские обязательства, казначейские векселя или «золотые сертификаты», именные беспроцентные облигации, погашаемые золотом.
В настоящее время выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации возложено на Минфин России, как на высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.[6]
Подчеркнём, что в зависимости от вида эмитента государственные займы можно разделить на:
- Федеральные– выпускает Правительство России.
- Региональные–выпускает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
- Муниципальные–выпускает местная администрация.
Также важно отметить сроки обращения государственных ценных бумаг:
- краткосрочные – срок обращения не превышает 1 год;
- среднесрочные – срок обращения составляет от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные – срок обращения составляет от 5 до 30 лет.
По способу получения дохода государственные займы могут быть процентные, выигрышные и смешанные.
При продаже государственных ценных бумаг их держателям следует обратить внимание на то, что утвержден.
Перечень государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода, это следующие ценные бумаги:
- Облигации федеральных займов.
- Государственные краткосрочные бескупонные облигации;
- Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации.
- Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа.
- Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации.
- Муниципальные ценные бумаги.
Литература:
- Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998;
- Гражданский кодекс РФ от 22.12.1995;
- Федеральный закон № 212 «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»от 26.07.2017;
- Федеральный закон № 39 «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996;
- Федерального закона № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»от 29.07.1998;
- Постановление Правительства РФ № 379 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации»от 16.05.2001;
- Приказ Министерства финансов РФ№ 45 «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации»от 15.06.2001.
Прикрепленные файлы:
Pravovye_osobennosti_dogovora_gosudarstvennogo_zayma
Pravovye_posledstviya_narusheniya_zaemschikom_dogovora_zayma
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


