Заявка на расчет
Меню Услуги

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Изучение уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Исследование проводилось на базе …. № … города ….
Этапы исследования:
1. подбор методов и методик исследования мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
2. диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
3. реализация методики по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
4. контрольное исследование уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста;
5. анализ результатов исследования.
Цель исследования – исследовать особенности мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, а также разработать, обосновать и апробировать методику работы, направленную на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с исследовательской целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
1. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Разработать и реализовать методику работы, направленную на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
3. Исследовать эффективность разработанной методики, направленной на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Целью первого (констатирующего) эксперимента нашего общего исследования явилось выявление уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Целью второго (формирующего) эксперимента нашего общего исследования явилось проведение с детьми работы, направленной на развитие мелкой моторики у исследуемых детей младшего дошкольного возраста.
Целью третьего (контрольного) эксперимента нашего общего исследования явилась проверка эффективности проведенной работы.
В эксперименте приняло участие 8 детей младшего дошкольного возраста (мальчики и девочки), в возрасте 3-4 лет.
Половой состав выборки исследуемых детей представим в виде рисунка 10

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 

Были определены критерии исследования и показатели мелкой моторики у детей:

— кинетический праксис;

— динамический праксис;

— графический навык;

— координации движений рук и глаз.

Для выявления уровня развития мелкой моторики у детей использовались следующие методики:

Методика на определение уровня развития мелкой моторики ребенка Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич.

Цель методики. Методика предназначена для диагностики уровня развития мелкой моторики ребенка.

Данная методика состоит из 3-х блоков заданий: 1 блок. Упражнения на фигуры из пальцев. 2 блок. Работа с бумагой. 3 блок. Упражнения на координацию движений.

Интерпретация результатов:

— 2   балла и ниже – низкий уровень;

— 2-2,5 баллов – средний уровень;

— 3-4 баллов – высокий уровень развития мелкой моторики.

Методика «Проба на динамический праксис» А.Р. Лурия.

Цель методики: исследование возможности усвоения двигательной программы при наглядной демонстрации образца и сформированности механизмов серийной организации движений ребенка.

Процедура проведения пробы состоит в последовательном заучивании и воспроизведении двигательной программы («кулак–ребро–ладонь») сначала правой, а затем левой рукой. Экспериментатор три раза демонстрирует ребенку последовательность движений, после чего предлагает ему самостоятельно воспроизвести ее правой рукой. Если ребенок не может правильно воспроизвести последовательность, образец демонстрируется повторно. Затем ребенку предлагается выполнить задание левой рукой.

Проба включает в себя три серии:

— серия А: выполнение задания по зрительному образцу;

— серия Б: выполнение задания без зрительного контроля, экспериментатор просит испытуемого продолжать выполнение задания с закрытыми глазами;

— серия В: выполнение задания с ограничением речевого контроля, экспериментатор просит испытуемого открыть глаза, не прерывая выполнения задания, и зажать язык между зубами.

Интерпретация результатов. Выполнение каждой серии оценивалось по 4-балльной системе: от 0 до 3 баллов, где 0 – наивысшая оценка, означающая, что ребенок сразу понял инструкцию, самостоятельно и правильно выполнил задание; 3 – инструкцию понимает не сразу, задание выполняется с серьезными ошибками или выполнение задания недоступно.

Оценка выполнения пробы на динамический праксис А.Р. Лурия:

— 0 баллов – плавное, безошибочное выполнение задания;

— 1 балл – переход от поэлементного к плавному выполнению, единичные сбои, самоисправление, замедление темпа;

— 2 балла – «пачками», отделяя паузами одну серию от другой, расширение структуры: один из элементов дублируется или переходное движение становится отдельным элементом;

— 3 балла – сплошное инертное воспроизведение искаженной серии движений: например, инертное повторение упрощенной или расширенной структуры (низкий уровень).

Затем подсчитывается общее количество баллов по всем сериям и определяется уровень развития динамического праксиса ребенка.

— 0-2 балла – высокий уровень развития динамического праксиса;

— 3-5 баллов – средний уровень развития динамического праксиса ребенка;

— 6-8 баллов – уровень развития динамического праксиса ниже среднего;

— 9 баллов – низкий уровень развития динамического праксиса ребенка.

Методика «Исследование мелкой моторики ребенка» Н.В. Нижегородцевой.

Цель методики. Методика предназначена для диагностики уровня развития мелкой моторики ребенка.

Данная методика состоит из 3-х блоков заданий: 1 блок. Выявление кинетического праксиса. 2 блок. Определение графического навыка. 3 блок. Определение развития уровня координации рук и глаз.

Интерпретация результатов: Оценка каждого блока проводится по трехбалльной системе: 1 балл – ребенок не справился с заданием;

2 балла – справился с заданием при помощи взрослого;

3 балла – справился с заданием самостоятельно.

Затем подсчитывается общее количество баллов по всем блокам и определяется уровень развития мелкой моторики ребенка.

— 0-5 баллов – низкий уровень развития мелкой моторики ребенка;

— 6-8 баллов – средний уровень развития мелкой моторики;

— 9 баллов – высокий уровень развития мелкой моторики ребенка.

Данные обследования для исследуемых детей младшего дошкольного возраста по всем методикам (констатирующий этап) представлены в Приложении 1.

Согласно данным методики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич установлено, что большая часть испытуемых детей младшего дошкольного возраста (5 человек или 62%) характеризуются наличием низкого уровня развития мелкой моторики. Для таких детей младшего дошкольного возраста характерно наличие отставания в развитии мелкой моторики от критериев возрастных норм. Так, у этих детей весь ряд движений скованный, содружество пальцев отсутствует, ловкости практически нет. Процесс координации движений рук у таких дошкольников сильно нарушен. Для таких детей характерно затруднение в процессе выполнения работы с ножницами; сгибании листа бумаги пополам, наличие нарушений в общей координации движений, их целенаправленности, точности. У них вызывает затруднения процесс выполнения действий по словесной инструкции.

И у 3 исследуемых детей дошкольного возраста (38%) наблюдается средний уровень развития мелкой моторики. Для этих детей характерно достаточное развитие мелкой моторики. Но зачастую бывает, что такой ребенок испытывает ряд трудностей в процессе быстрой смены упражнений из пальчиков, задания на вырезание, на конструирование из бумаги.

И ни один из исследуемых в работе детей младшего дошкольного возраста не показал наличие высокого уровня развития мелкой моторики, что является негативной тенденцией.

Процентное соотношение уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста представим в виде рисунка 11.

Рис. 11. Процентное соотношение уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по методике Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич, %

 

Средние значения уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по методике Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич представлены в виде таблицы 1.

Таблица 1

Средние значения уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по методике Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич, баллы

Наименование Кол-во баллов (ср. значения)
Упражнения на фигуры из пальцев 0,81
Работа с бумагой 0,44
Упражнения на координацию движений 0,31
Уровень развития мелкой

моторики

1,56

 

Средние значения, полученные по методике выявления уровня развития мелкой моторики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич для исследуемых детей младшего дошкольного возраста представлены на рисунке 12.

Рис.12. Средние значения, полученные по методике выявления уровня развития мелкой моторики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич для исследуемых детей младшего дошкольного возраста, баллы

Для выявления актуального уровня развития динамического праксиса исследуемых детей младшего дошкольного возраста использовали методику А.Р. Лурия.

Согласно данным методики А.Р. Лурия выявлено, что значительная часть испытуемых детей младшего дошкольного возраста (3 человека или 38%) характеризуются наличием уровня развития динамического праксиса ниже среднего.

Для таких дошкольников характерно воспроизведение серии движений «пачками», отделяя паузами одну серию от другой, расширение структуры: один из элементов дублируется или переходное движение становится отдельным элементом.

2 испытуемых детей младшего дошкольного возраста (24%) характеризуются наличием низкого уровня развития динамического праксиса. Для таких дошкольников характерно сплошное инертное воспроизведение искаженной серии движений: например, инертное повторение упрощенной или расширенной структуры.

И 3 испытуемых ребенка младшего дошкольного возраста (38%) характеризуются наличием среднего уровня развития динамического праксиса.

Для таких дошкольников характерно правильное воспроизведение серии движений, но с переходом от поэлементного к плавному выполнению, единичные сбои, самоисправление, замедление темпа.

И ни один из исследуемых в работе детей младшего дошкольного возраста не показал наличие высокого уровня развития динамического праксиса, что является негативной тенденцией.

Процентное соотношение уровня развития динамического праксиса исследуемых детей младшего дошкольного возраста по методике А.Р. Лурия представим в виде рисунка 13.

 

Рис. 13. Процентное соотношение уровня развития динамического праксиса детей младшего дошкольного возраста по методике А.Р. Лурия, %

 

Средние значения уровня развития динамического праксиса детей младшего дошкольного возраста по методике А.Р. Лурия представлены в виде таблицы 2.

 

Таблица 2

Средние значения уровня развития динамического праксиса детей младшего дошкольного возраста по методике А.Р. Лурия, баллы

Наименование Кол-во баллов (ср. значения)
Выполнение задания по зрительному образцу 1,88
Выполнение задания без зрительного контроля 2,13
Выполнение задания с ограничением речевого контроля 2
Уровень развития динамического праксиса 6

 

Средние значения, полученные по методике выявления уровня развития динамического праксиса А.Р. Лурия для исследуемых детей младшего дошкольного возраста представлены на рисунке 14.

Рис. 14. Средние значения, полученные по методике выявления уровня развития динамического праксиса А.Р. Лурия для исследуемых детей младшего дошкольного возраста, баллы

 

Для выявления актуального уровня развития мелкой моторики исследуемых детей младшего дошкольного возраста использовали методику Н.В. Нижегородцевой.

Согласно данным методики Н.В. Нижегородцевой выявлено, что значительная часть испытуемых детей младшего дошкольного возраста (5 человек или 62%) характеризуются наличием низкого уровня развития мелкой моторики. Для таких дошкольников характерны недостаточное развитие координации рук и глаз, кинетического праксиса и графического навыка.

3 испытуемых детей младшего дошкольного возраста (38%) характеризуются наличием среднего уровня развития мелкой моторики, координации рук и глаз, кинетического праксиса и графического навыка.

И ни один из исследуемых в работе детей младшего дошкольного возраста не показал наличие высокого уровня развития мелкой моторики, координации рук и глаз, кинетического праксиса и графического навыка, что является негативной тенденцией.

Процентное соотношение уровня развития мелкой исследуемых детей младшего дошкольного возраста по методике методики Н.В. Нижегородцевой представим в виде рисунка 15.

Рис. 15. Процентное соотношение уровня развития динамического праксиса детей младшего дошкольного возраста по методике методики Н.В. Нижегородцевой, %

 

Средние значения уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по методике Н.В. Нижегородцевой представлены в виде таблицы 3.

Таблица 3

Средние значения уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по методике Н.В. Нижегородцевой, баллы

Наименование Кол-во баллов (ср. значения)
Кинетический праксис 1,63
Графические навыки 1,38
Координация глаз и рук 1,13
Уровень развития мелкой

моторики

4,13

 

Средние значения, полученные по методике выявления уровня развития мелкой моторики Н.В. Нижегородцевой для исследуемых детей младшего дошкольного возраста представлены на рисунке 16.

Рис. 16. Средние значения, полученные по методике выявления уровня развития мелкой моторики Н.В. Нижегородцевой для исследуемых детей младшего дошкольного возраста, баллы

 

Таким образом, по результатам исследования пришли к выводам, что для большинства исследуемых детей младшего дошкольного возраста характерно наличие низкого уровня развития мелкой моторики. У детей не развиты кинетический праксис, динамический праксис, графический навык и координация движений рук и глаз. Все это говорит о необходимости проведения с детьми младшего дошкольного возраста работы, направленной на развитие мелкой моторики. Большой потенциал в данной работе имеют гимнастические дидактические игры.

2.2. Разработка методики по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

В рамках формирующего этапа эксперимента нами была разработана и реализована методика развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Цель методики: повысить уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Задачи методики работы:

1) повысить общий уровень развития мелкой моторики детей;

2) развить кинетический праксис детей;

3) развить динамический праксис;

4) развить координацию рук и глаз;

5) развить графический навык детей.

Считаем, что работа, направленная на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, будет эффективна при обязательной реализации следующих условий:

— обязательное использование в процессе работы гимнастических дидактических игр;

— ход каждого занятия должен быть тщательно продуман с точки зрения его цели и задач и обеспечен заранее подготовленными средствами;

— велика значимость применения разнообразных способов активизации двигательной, эмоциональной и коммуникативно-речевой деятельности детей на занятиях;

— обязателен учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их возможностей;

— обязательно включение интегрированных форм работы.

Методика работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр базируется на ряде принципов, представленных на рисунке 17.

Рис. 17. Принципы методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр

 

Технология, используемая в рамках методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр: игра.

В процессе реализации методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр необходимо обязательно придерживаться следующих положений, которые представлены на рисунке 18.

Рис. 18. Основные положения организации методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр

План методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр включает в себя 3 блока:

  1. Организационный блок.
  2. Познавательно-игровой блок.
  3. Заключительный блок.

Содержание разработанной методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр представлено в виде таблицы 4 и Приложении 2.

 

Таблица 4

Содержание методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр

Блок Раздел Время проведения Цель работы Содержание работы
Организационный блок Введение 30 минут Знакомство Приветствие. Знакомство с детьми.

Вводная

беседа

Познавательно-игровой блок 1. Развитие мелких движений рук 100 минут Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения, формирование основных сенсорных эталонов Игровые упражнения

«Сухой бассейн», «Коробочка тактильных ощущений», «Собери бусы», «Лыжник», «Волшебные палочки», «Заплети косичку», «Черепашка», «Рисование по манке (муке)», «Прищепки», «Дидактическая игра с крышками»

 

 

Окончание таблицы 4

2. Развитие кинетического праксиса 60 минут Развить кинетический праксис «Шалтай-болтай», «Пешеходы идут», «Выразительные движения», «Зоопарк»,  «Иностранец», «Через стекло»,  «Иголка и нитка», «Назойливая муха»
3. Развитие динамического праксиса 100 минут Развить динамический праксис, реакции выбора движений по инструкции Игровые упражнения

«Озорные обезьянки», «Цветные флажки», «Повтори мой танец»,

«Вертящийся бубен»,

«Спящий бубен»,

«Волшебный ящик»,

«Мышки»,

«Что я делаю?»,

«Дaтcкий бокс»,

«Бумажные мячики»,

«Затейники»,

«Король мавров»,

«Выполняй правильно»

4. Развитие графического навыка 60 минут Развить графические навыки «Графический диктант», «Нарисуй», «Рисование линий», «Штриховки», «Театр теней»
Заключительный блок Подведение итогов 10 минут Рефлексия занятий
Награждение 10 минут Вручение призов (конфеты, жвачки).

Спасибо за работу.

 

Планируемые результаты развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр представлены на рисунке 19.

Рис. 19. Планируемые результаты развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр

 

Предлагаемые в работе гимнастические дидактические игры помогут детям младшего дошкольного возраста повысить уровень мелкой моторики, кинетического и динамического праксиса, координации движения рук и глаз, графического навыка.

Таким образом, реализация разработанной методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с элементами гимнастиками будет способствовать повышению уровня развития мелкой моторики детей. Цель методики: повысить уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Задачи методики работы: 1) повысить общий уровень развития мелкой моторики детей; 2) развить кинетический праксис детей; 3) развить динамический праксис; 4) развить координацию рук и глаз; 5) развить графический навык детей. Считаем, что работа, направленная на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, будет эффективна при обязательной реализации следующих условий: обязательное использование в процессе работы гимнастических дидактических игр; ход каждого занятия должен быть тщательно продуман с точки зрения его цели и задач и обеспечен заранее подготовленными средствами; велика значимость применения разнообразных способов активизации двигательной, эмоциональной и коммуникативно-речевой деятельности детей на занятиях; обязателен учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их возможностей; обязательно включение интегрированных форм работы.

2.3. Эффективность методики развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 

В рамках контрольного этапа экспериментального исследования проведена проверка эффективности реализации методики развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Провели контрольную диагностику детей, с которыми проводилась работа, по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Сырые данные для исследуемых детей младшего дошкольного возраста по всем методикам (контрольный этап) представлены в Приложении 3.

Для контрольного исследования мелкой моторики исследуемых детей младшего дошкольного возраста после реализации методики развития мелкой моторики использовали методику на определение уровня развития мелкой моторики детей Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич.

По результатам контрольного исследования видно, что уровень развития мелкой моторики у исследуемых младших дошкольников повысился.

Так, количество младших дошкольников со средним уровнем развития мелкой моторики на контрольном этапе после реализации методики развития мелкой моторики возросло до 74% против 32% на констатирующем этапе исследования.

Количество исследуемых детей младшего дошкольного возраста с низким уровнем развития мелкой моторики снизилось с 68% на констатирующем этапе исследования до 26% на контрольном этапе.

Процентное соотношение уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах представим в виде рисунка 20.

Рис. 20. Процентное соотношение уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по методике Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич на констатирующем и контрольном этапах, %

 

Все это говорит о том, что уровень развития мелкой моторики исследуемых детей после реализации с ними работы значительно повысился, что указывает на эффективность разработанной методики развития мелкой моторики.

Средние значения, полученные по методике выявления уровня развития мелкой моторики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич для исследуемых детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах представлены на рисунке 21.

Рис.21. Средние значения, полученные по методике выявления уровня развития мелкой моторики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич для исследуемых детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах, баллы

 

По результатам контрольного исследования видно, что уровень развития мелкой моторики у исследуемых младших дошкольников на контрольном этапе повысился, что указывает на эффективность реализации разработанной методики.

Для контрольного исследования уровня развития динамического праксиса у исследуемых детей младшего дошкольного возраста после реализации методики развития мелкой моторики использовали методику на оценку динамического праксиса детей А.Р. Лурия.

Так, количество младших дошкольников со средним уровнем развития динамического праксиса на контрольном этапе после реализации методики развития мелкой моторики возросло на контрольном этапе до 61% против 38% на констатирующем этапе исследования.

Количество исследуемых детей младшего дошкольного возраста с уровнем развития динамического праксиса ниже среднего снизилось с 38% на констатирующем этапе исследования до 13% на контрольном этапе.

Количество исследуемых детей младшего дошкольного возраста с низким уровнем развития динамического праксиса снизилось с 38% на констатирующем этапе исследования до 13% на контрольном этапе.

Количество младших дошкольников с высоким уровнем развития динамического праксиса на контрольном этапе после реализации методики развития мелкой моторики возросло до 13% против 0% на констатирующем этапе исследования.

Процентное соотношение уровня развития динамического праксиса детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах представим в виде рисунка 22.

 

Рис. 22. Процентное соотношение уровня развития динамического праксиса детей младшего дошкольного возраста по методике А.Р. Лурия на констатирующем и контрольном этапах, %

Средние значения, полученные по методике выявления уровня развития динамического праксиса А.Р. Лурия для исследуемых детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах представлены на рисунке 23.

Рис.23. Средние значения, полученные по методике выявления уровня развития динамического праксиса А.Р. Лурия для исследуемых детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах, баллы

Примечание: чем ниже балл, тем выше уровень.

 

По результатам контрольного исследования видно, что уровень развития динамического праксиса у исследуемых младших дошкольников на контрольном этапе повысился, что указывает на эффективность реализации разработанной методики.

Для контрольного исследования мелкой моторики, графических навыков и кинетического праксиса исследуемых детей младшего дошкольного возраста после реализации методики развития мелкой моторики использовали методику Н.В. Нижегородцевой.

По результатам контрольного исследования видно, что уровень развития мелкой моторики, графических навыков и кинетического праксиса у исследуемых младших дошкольников повысился.

Так, количество младших дошкольников со средним уровнем развития мелкой моторики, графических навыков и кинетического праксиса на контрольном этапе после реализации методики развития мелкой моторики возросло до 62% против 38% на констатирующем этапе исследования.

Количество исследуемых детей младшего дошкольного возраста с низким уровнем развития мелкой моторики, графических навыков и кинетического праксиса снизилось с 62% на констатирующем этапе исследования до 25% на контрольном этапе.

Количество исследуемых детей младшего дошкольного возраста с высоким уровнем развития мелкой моторики, графических навыков и кинетического праксиса выросло с 0% на констатирующем этапе исследования до 13% на контрольном этапе.

Процентное соотношение уровня развития мелкой моторики, графических навыков и кинетического праксиса детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах представим в виде рисунка 24.

Рис. 24. Процентное соотношение уровня развития мелкой моторики графических навыков и кинетического праксиса детей младшего дошкольного возраста по методике Н.В. Нижегородцевой на констатирующем и контрольном этапах, %

 

Это говорит о том, что уровень развития динамического праксиса исследуемых детей после реализации с ними работы значительно повысился, что указывает на эффективность разработанной методики развития мелкой моторики.

Средние значения, полученные по методике выявления уровня развития мелкой моторики, графических навыков и кинетического праксиса Н.В. Нижегородцевой для исследуемых детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах представлены на рисунке 25.

Рис.25. Средние значения, полученные по методике выявления уровня развития мелкой моторики, графических навыков и кинетического праксиса Н.В. Нижегородцевой для исследуемых детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах, баллы

Таким образом, сделаны следующие выводы. После реализации разработанной методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр, направленных на коррекцию мелкой моторики, произошло повышение уровня развития мелкой моторики исследуемых детей младшего дошкольного возраста. У детей повысился уровень развития мелких движений рук, динамического праксиса, кинетического праксиса, координации глаз и рук и графического навыка. Все это говорит об эффективности реализации разработанной методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр.

Выводы по II главе 

  1. По результатам исследования пришли к выводам, что для большинства исследуемых детей младшего дошкольного возраста характерно наличие низкого уровня развития мелкой моторики. У детей не развиты кинетический праксис, динамический праксис, графический навык и координация движений рук и глаз. Все это говорит о необходимости проведения с детьми младшего дошкольного возраста работы, направленной на развитие мелкой моторики. Большой потенциал в данной работе имеют гимнастические дидактические игры. Для таких детей младшего дошкольного возраста характерно наличие отставания в развитии мелкой моторики от критериев возрастных норм. Так, у этих детей весь ряд движений скованный, содружество пальцев отсутствует, ловкости практически нет. Процесс координации движений рук у таких дошкольников сильно нарушен. Для таких детей характерно затруднение в процессе выполнения работы с ножницами; сгибании листа бумаги пополам, наличие нарушений в общей координации движений, их целенаправленности, точности. У них вызывает затруднения процесс выполнения действий по словесной инструкции. Для таких дошкольников характерно воспроизведение серии движений «пачками», отделяя паузами одну серию от другой, расширение структуры: один из элементов дублируется или переходное движение становится отдельным элементом. Для таких дошкольников характерны недостаточное развитие координации рук и глаз, кинетического праксиса и графического навыка.
  2. Реализация разработанной методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с элементами гимнастиками будет способствовать повышению уровня развития мелкой моторики детей. Цель методики: повысить уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Задачи методики работы: 1) повысить общий уровень развития мелкой моторики детей; 2) развить кинетический праксис детей; 3) развить динамический праксис; 4) развить координацию рук и глаз; 5) развить графический навык детей. Считаем, что работа, направленная на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, будет эффективна при обязательной реализации следующих условий: обязательное использование в процессе работы гимнастических дидактических игр; ход каждого занятия должен быть тщательно продуман с точки зрения его цели и задач и обеспечен заранее подготовленными средствами; велика значимость применения разнообразных способов активизации двигательной, эмоциональной и коммуникативно-речевой деятельности детей на занятиях; обязателен учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их возможностей; обязательно включение интегрированных форм работы.
  3. После реализации разработанной методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр, направленных на коррекцию мелкой моторики, произошло повышение уровня развития мелкой моторики исследуемых детей младшего дошкольного возраста. У детей повысился уровень развития мелких движений рук, динамического праксиса, кинетического праксиса, координации глаз и рук и графического навыка. Все это говорит об эффективности реализации разработанной методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Настоящая работа посвящена изучению проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Были определены критерии исследования и показатели мелкой моторики у детей:

— кинетический праксис;

— динамический праксис;

— графический навык;

— координации движений рук и глаз.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовали следующие методики: методика «Исследование мелкой моторики, кинетического праксиса и графического навыка» В.Н. Нижегородцевой; методика «Определение уровня развития мелкой моторики (координации рук) детей» Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич; методика «Проба на динамический праксис» А.Р. Лурия.

Подобранный диагностический инструментарий позволяет решить задачи, поставленные в ходе планирования исследования, и достигнуть исследовательской цели.

По результатам исследования актуального уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, пришли к выводам, что для большинства исследуемых детей младшего дошкольного возраста характерно наличие низкого уровня развития мелкой моторики. У детей не развиты кинетический праксис, динамический праксис, графический навык и координация движений рук и глаз. Для таких детей младшего дошкольного возраста характерно наличие отставания в развитии мелкой моторики от критериев возрастных норм. Так, у этих детей весь ряд движений скованный, содружество пальцев отсутствует, ловкости практически нет. Процесс координации движений рук у таких дошкольников сильно нарушен. Для таких детей характерно затруднение в процессе выполнения работы с ножницами; сгибании листа бумаги пополам, наличие нарушений в общей координации движений, их целенаправленности, точности. У них вызывает затруднения процесс выполнения действий по словесной инструкции. Для таких дошкольников характерно воспроизведение серии движений «пачками», отделяя паузами одну серию от другой, расширение структуры: один из элементов дублируется или переходное движение становится отдельным элементом. Для таких дошкольников характерны недостаточное развитие координации рук и глаз, кинетического праксиса и графического навыка.

Все это говорит о необходимости проведения с детьми младшего дошкольного возраста работы, направленной на развитие мелкой моторики. Большой потенциал в данной работе имеют гимнастические дидактические игры.

В рамках формирующего этапа эксперимента нами была разработана и реализована методика развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Реализация разработанной методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с элементами гимнастиками будет способствовать повышению уровня развития мелкой моторики детей.

Цель методики: повысить уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Задачи методики работы:

1) повысить общий уровень развития мелкой моторики детей;

2) развить кинетический праксис детей;

3) развить динамический праксис;

4) развить координацию рук и глаз;

5) развить графический навык детей.

Считаем, что работа, направленная на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, будет эффективна при обязательной реализации следующих условий: обязательное использование в процессе работы гимнастических дидактических игр; ход каждого занятия должен быть тщательно продуман с точки зрения его цели и задач и обеспечен заранее подготовленными средствами; велика значимость применения разнообразных способов активизации двигательной, эмоциональной и коммуникативно-речевой деятельности детей на занятиях; обязателен учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их возможностей; обязательно включение интегрированных форм работы.

В рамках контрольного этапа экспериментального исследования проведена проверка эффективности реализации методики развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Провели контрольную диагностику детей, с которыми проводилась работа, по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента.

После реализации разработанной методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр, направленных на коррекцию мелкой моторики, произошло повышение уровня развития мелкой моторики исследуемых детей младшего дошкольного возраста.  У детей повысился уровень развития мелких движений рук, динамического праксиса, кинетического праксиса, координации глаз и рук и графического навыка. Все это говорит об эффективности реализации разработанной методики развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством гимнастических дидактических игр.

Цель работы достигнута. Задачи решены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. I. Учебная и монографическая литература

 

  1. Асмолов, А.Г. Ребенок в культуре взрослых [Текст] / А.Г. Асмолов, Н.А. Пастернак. – М.: Юрайт, 2019. – 150 с.
  2. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / В.Н. Белкина. – М.: Юрайт, 2020. – 171 с.
  3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Р. Болотина. – М.: Юрайт, 2020. – 219 с.
  4. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Н. Галигузова. – М.: Юрайт, 2020. – 254 с.
  5. Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.
  6. Дмитриева, В.Г. Готовим руку к письму. 100 упражнений для развития мелкой моторики [Текст] / В.Г. Дмитриева. – М.: Астрель, 2020. – 523 c.
  7. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика [Текст] / Н.С. Ежкова. – М.: Юрайт, 2020. – 184 с.
  8. Изотова, Е.И. Психология дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Изотова. – М.: Юрайт, 2020. – 223 с.
  9. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
  10. Клименко, В.В. Механизм психомоторики человека [Текст] / В.В. Клименко. – К.: Школьный мир, 1997. – 192 с.
  11. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: НПФ «Смысл», 2020. – 880 с.
  12. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика [Текст] / Н.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2020. – 412 с.
  13. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека [Текст] / В.П. Озеров. – М.: АСТ, 2002. – 320 с.
  14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: АСТ, 2020. – 960 с.

 

  1. Периодические издания

 

  1. Беляченкова, И.М., Филатова, М.Г. Применение игр и игровых упражнений для психомоторного развития детей в индивидуальной и групповой работе [Текст] / И.М. Беляченкова, М.Г. Филатова // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2020. – № 2 (15). – С. 6-8.
  2. Букаева, О.В., Файзуллина, Г.Ч. Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством пальчиковой гимнастики [Текст] / О.В. Букаева, Г.Ч. Файзуллина // В сборнике: MENDELEEV. New Generation. Сборник материалов LIII Региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Киров, 2022. – С. 81-83.
  3. Васильева, Р.В. Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики у младших дошкольников [Текст] / Р.В. Васильева // В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 156-158.
  4. Доровская, М.А., Ларюшкина, О.И. Развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия младших дошкольников посредством организации комплексного взаимодействия все участников образовательных отношений [Текст] / М.А. Доровская, О.И. Ларюшкина // Вестник Воронежского института развития образования. – 2022. – № 10. – С. 28-33.
  5. Ильина, З.А. Пальчиковые игры как средство развития речи младших дошкольников [Текст] / З.А. Ильина // В сборнике: Проблемы марийской и сравнительной филологии. Сборник статей. Сост. Т.Н. Беляева, под общей научной редакцией Р.А. Кудрявцевой. Йошкар-Ола, 2022. – С. 274-277.
  6. Илькевич, Б.В., Самсонова, Ю.А. Педагогические условия повышения эффективности пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики у младших дошкольников [Текст] / Б.В. Илькевич, Ю.А. Самсонова // В сборнике: Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура». Сборник научных статей в 5 частях. Гжельский государственный университет. – 2021. – С. 151-154.
  7. Кикина, С.О. Роль мелкой моторики в развитии речи младших дошкольников [Текст] / С.О. Кикина // В сборнике: Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. Липецк, 2021. – С. 69-74.
  8. Корлякова, С.Г., Ханина, Н.А. Возрастные особенности психомоторного развития детей [Текст] / С.Г. Корлякова, Н.А. Ханина // Modern Science. – 2022. – № 6-4. – С. 117-121.
  9. Королева, Н.А. Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи, мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Королева // В сборнике: Дошкольное детство: индикаторы развития. Йошкар-Ола, 2021. – С. 260-263.
  10. Кузьмина, Ю.С. Средства развития мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте [Текст] / Ю.С. Кузьмина // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях. Под редакцией Н.А. Кузь, Е.В. Шмаковой. Новосибирск, 2023. – С. 134-135.
  11. Миназова, З.М. Предупреждение задержки речевого развития младших дошкольников посредством развития мелкой моторики [Текст] / З.М. Миназова // В сборнике: Педагогическая деятельность как творческий процесс. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). – 2019. – С. 426-432.
  12. Суранова, Т.А., Журавлев, А.В., Васякина, Л.С. Значимость развития общей моторики у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Суранова, А.В. Журавлев, Л.С. Васякина // Обществознание и социальная психология. – 2022. – № 9 (39). – С. 38-42.
  13. Терещенко, М.Н. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами пальчиковой гимнастики [Текст] / М.Н. Терещенко // В книге: Психология и педагогика в контексте современных исследований проблем развития личности ребёнка-дошкольника. Челябинск, 2020. – С. 120-144.
  14. Янусь, А.Н. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Янусь // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2020. – № 6 (10). – С. 92-99.

 

III. Интернет-ресурсы

 

  1. Калмуратова, Х.Р. Развитие психомоторных способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Х.Р. Калмуратова // Экономика и социум, 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-psihomotornyh-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta (Дата обращения: 16.06.23).
  2. Фомина, Д.В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Д.В. Фомина // Мировая наука, 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (Дата обращения: 18.06.23).

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф