Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие мелкой моторики как психолого-педагогическая проблема
1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
1.3. Возможности гимнастики рук в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Выводы по I главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
2.2. Разработка методики по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
2.3. Эффективность методики развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Выводы по II главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития общества в РФ наблюдается непрерывная тенденция к росту числа детей с нарушениями мелкой моторики рук, обусловленными различными негативными факторами, которые действовали на нервную систему ребенка во время внутриутробного развития, рождения и первых месяцев или лет жизни.
Вопросы изучения особенностей развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста весьма актуальны в современном обществе. Многие дети младшего дошкольного возраста имеют недостаточный уровень развития мелкой моторики пальцев и кистей рук. В результате нарушения мелкой моторики возникают нарушения звукопроизношения и фонематических процессов, что ведет к системным нарушениям речи. Большинство таких детей имеют низкий уровень социальной адаптации, поэтому такие дети нуждаются в проведении специальных реабилитационных мероприятий.
Поиск эффективных методов развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста побуждает к апробации применения средств пальчиковой гимнастики как метода развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук ребенка трудно переоценить. Пальчиковые игры разрабатывают руку к письму, также они хорошо влияют на развитие внимания и учат дошкольников быть более терпеливыми, развивают воображение ребенка, улучшают координацию тела. Актуальность выбранной темы определяется тем, что вопрос развития мелкой моторики рук младших дошкольников на сегодняшний день остается актуальным предметом изучения, в частности недостаточно изучены особенности использования пальчиковых игр у детей с разной степенью нарушений моторики, которые дают возможность предотвратить или минимизировать проявления двигательных и речевых нарушений.
Вопросам развития мелкой моторики как психолого-педагогической проблемы уделяли значительное внимание А.Г. Асмолов [1], В.Г. Дмитриева [6], Е.П. Ильин [9], В.В. Клименко [10], Н.В. Микляева [12], В.П. Озеров [13], С.Л. Рубинштейн [14], Д.В. Фомина [30] и многие другие.
Изучение особенностей развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста представлено в исследованиях В.Н. Белкиной [2], М.А. Доровской [18], С.О. Кикиной [21], С.Г. Корляковой [22], Ю.С. Кузьминой [24], З.М. Миназовой [25], Т.А. Сурановой [26] и многих других.
Возможности гимнастики рук в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста изучались в работах И.М. Беляченковой [15], О.В. Букаевой [16], Р.В. Васильевой [17], З.А. Ильиной [19], Б.В. Илькевич [20], Н.А. Королевой [23], М.Н. Терещенко [27], А.Н. Янусь [28] и многих других.
Однако, несмотря на значительные научные достижения ученых в исследовании данной проблемы, актуальными остаются вопросы развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Поэтому, данная тема является актуальной, интересной, и требует дальнейшего рассмотрения в современных условиях.
Объект исследования – мелкая моторика детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие мелкой моторики у младших дошкольников средствами пальчиковой гимнастики.
Цель исследования – теоретическим и опытно-экспериментальным путем изучить особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, а также на основе проведенной диагностики разработать и апробировать методику по развитию мелкой моторики рук у младших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Определить критерии и показатели развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, подобрать методики диагностики и осуществить экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики у младших дошкольников.
3. Разработать и апробировать методику по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
4. Осуществить оценку эффективности разработанной методики по развитию мелкой моторики рук у младших дошкольников.
Методы исследования:
1. Теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирические: эксперимент, тестирование.
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе … города … В эксперименте приняло участие 8 детей младшего дошкольного возраста (мальчики и девочки), в возрасте 3-4 лет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие мелкой моторики как психолого-педагогическая проблема
В современной специальной литературе термин «моторика» обозначает двигательную активность организма, отдельных его органов и частей, а термин «моторика» детей происходит от лат. motor – что представляется совокупностью двигательных реакций, которые свойственны детскому возрасту.
Согласно Е.П. Ильину мелкая моторика является двигательной деятельностью, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц, обычно рук и глаз. К навыкам мелкой моторики относятся: способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить; способность рисовать, листать страницы и прочее [9].
По мнению В.В. Клименко мелкая моторика – совокупность скоординированных движений человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук [10].
В.П. Озеров пишет, что, мелкая моторика – это свойство работать руками, выполнять скоординированные движения пальцами рук и ног с помощью костей, мышц и нервной системы. Тонкие движения кистей и пальцев рук человека, являются необходимой составляющей многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых – произведенных в ходе культурного развития человеческого общества. Эта моторика имеет большое значение благодаря ей человек может выполнять множество движений – от простых до сложных [13].
Развитие мелкой моторики очень важно для общего развития человека особенно с раннего возраста. Активность рук и ног очень хорошо влияет на нервную систему, память, внимание, зрение, восприятие и особенно хорошо влияет на речь ребенка, поскольку при стимуляции пальцев рук в мозг идут сигналы, что активизирует еще не сформированные клетки коры головного мозга, которые отвечают за формирование речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики нужно проводить с раннего возраста, если развивается речь ребенка, то и развивается мышление, а это улучшает интеллект ребенка [1].
Моторика человека начинает формироваться с рождения ребенка, именно тогда он делает первые движения руками и ногами. С возрастом ребенок учиться управлять своими руками, держать речь. Благодаря этому мелкая моторика развивается сама. Сначала движения ребенка будут не уверенными, но именно так он учится, у каждого ребенка свой темп развития. Когда ребенок научится делать повседневные дела, он станет себя чувствовать более уверенно. Но если никто не будет помогать ребенку возможно это приведет к задержке развития, что в свою очередь повлияет на самооценку и речь ребенка. Поэтому нужно помогать ребенку делать гимнастику для рук, рисовать, играть с пластилином, бегать, прыгать – все это хорошо повлияет на ребенка [14].
В онтогенезе у детей с нормой в развитии выделяют следующие периоды развития мелкой моторики.
В развитии детей грудного возраста выделяется 3 главных этапа развития психомоторной деятельности детей, представленные на рисунке 1 [2].
Первый год жизни ребенка – это очень важный этап в процессе развития систем мозга и психической деятельности, связанных с процессом формирования произвольного движения и речи. Примерно до трех лет происходит синхронное развитие всех двигательных и речевых функций. На 2-3 месяц жизни крики ребенка становятся интонационными. Во время крика очевиден процесс усиления неконтролируемых движений рук и ног [7].
К двум-трем месяцам жизни у ребенка начинает появляться ряд специфических голосовых реакций, таких как процесс гуления. К 3-ему месяцу жизни ребенка происходит возникновение нового важного двигательного процесса – направления рук к предметам. В этом возрасте время удержания предметов в руках начинает постепенно увеличиваться. К концу данного возрастного периода полностью нормализуется мышечный тонус ребенка, что способствует росту произвольных движений, особенно в руках ребенка [22].
В период между 5 и 6 месяцами в жизни ребенка происходит следующий этап развития моторной и речевой активности. Течение этого периода соответствует процессу формирования у ребенка функций «сидения». Раньше дети пытались присаживаться. Со временем у детей начинает увеличиваться умение удерживать туловище в сидячем положении, которое в конечном итоге полностью формируется в конце шести месяцев жизни ребенка. В течении этого периода развивается лепетная речь. Лепетная речь – ритмически организованная и тесным образом связана с процессом появления ритмического движения у детей.
Уже к семи-восьмимесячному возрасту ребенок начинает давать активные реакции на слово и фразу, сопровождающиеся рядом соответствующих жестов и мимикой. К примеру, дети поворачивают головку и глазки в ответ на вопросы: «Где твоя бабушка?», «Где мамуля?» и т.п. К девяти-десяти месяцам дети уже могут указывать на предметы указательными пальцами, способны к противопоставлению большого пальца руки. Начинают полноценно ползать, вставать, держаться за опору, бросать игрушки и тому подобное [11].
К окончанию 2-го года жизни ребенка происходит формирование элементарной фразовой речи. Дети уже начинают достаточно много бегать, ударять ножкой по мячу, ходить без помощи родителей по лесенке, ступать обеими ногами на каждую ступень.
Третий год жизни ребенка характеризуется развитием координации движений у детей. К четырем годам жизни происходит усложнение фразовой речи детей. К пяти годам дети уже сами одеваются и раздеваются. Пытаются оказать помощь по хозяйству. Называют четыре цвета. Считают десять предметов. Задают вопросы о значении слов. Равновесие характеризуется значительным улучшением, и ребенок уже может ходить на гимнастическом бревне, стоять на одной ноге и т.д. Происходит процесс развития правильной координации движений рук и ног при осуществлении ходьбы [3].
К шести-семи годам происходит улучшение мелкой моторики, что выражается в способности детей к застегиванию и расстегиванию одежды, выучиванию завязывания шнурков. К шести годам моторная сфера детей уже является достаточно развитой, и характеризуется осваиванием профессиональных видов деятельности, таких как занятие спортом, игра на музыкальных инструментах, танцы и тому подобное.
Так как, развитие моторики у ребенка начинается с самого рождения, поэтому рассмотрим, какие именно навыки ребенок приобретает во время ее развития, и к каким последствиям может привести задержка ее развития:
1. Малыш до 6 месяцев. С рождения ребенок рефлекторно пытается хватать предметы руками. С трех месяцев он уже старается руками дотянуться до предметов. Также в три месяца ребенок может уже принимать тот или иной предмет, может охватывать предметы двумя руками и держать их. В пять месяцев малыш уже умеет брать и держать предметы одной рукой. В 6 месяцев ребенок уже с определенной целью тянется к предмету.
Негативные последствия, при недоразвитии моторики в данный возрастной период, следующие:
— у ребенка могут быть недоразвиты органы чувств;
— ребенок не может самостоятельно играть;
— у него плохая координация;
— недостаточно развитые мышцы [12].
2. Ребенок в возрасте от 6 до 12 месяцев. Может самостоятельно принимать предметы и класть их в рот. Ребенок берет предметы и отдает их, умеет работать большим и указательными пальцами, подкидывает предметы. Ребенок умеет сознательно менять руку во время содержания предмета.
Негативные последствия, при недоразвитии моторики в данный возрастной период, следующие:
— ребенок может иметь задержку развития из-за недостаточности игровой деятельности;
— также у него плохо сформирована сила рук;
— ребенок имеет недостаточно навыков для работы с предметами.
3. Дети от 1 до 2 лет жизни. В этом возрасте ребенок уже умеет перелистывать страницы в книге, тетради. Самостоятельно умеет пользоваться чашкой, ложкой, может есть при небольшой помощи родителей. Составляет башню из кубиков и пирамиду с колец, рисует простые линии и фигуры, при этом меняет руку.
Негативные последствия, при недоразвитии моторики в данный возрастной период, следующие:
— также недоразвита сила рук и пальцев;
— недоразвита игровая деятельность;
— ребенок не может самостоятельно принимать пищу [29].
4. Возраст от 2 до 3 лет. Ребенок умеет резать ножницами, умеет держать ручку с помощью большого и указательного пальцев. При рисовании ребенок использует кисти рук, играет с пластилином, может размять его и слепить шар. Работает преимущественно одной рукой. Есть умеет без посторонней помощи.
Негативные последствия, при недоразвитии моторики в данный возрастной период, следующие:
— ребенок не готов к письменной деятельности;
— он не уверенно держит карандаш;
— все еще не умеет самостоятельно принимать пищу.
5. Ребенок от 3 до 4 лет. Умеет рисовать фигуры и линии по образцу, вырезать фигуры из бумаги. Работает с пластилином, делает различные фигуры. Имеет доминантную руку и использует другую для помощи.
Негативные последствия, при недоразвитии моторики в данный возрастной период, следующие:
— ребенок принимает пищу с помощью других;
— плохо играет с мелкими предметами;
— не готов к усвоению навыков письма [4].
6. Дети от 4 до 5 лет. Ребенок умеет писать свое имя и буквы, рисует геометрические фигуры, вырезает ножницами по контору, знает и пишет цифры. Навыки ухода за собой на хорошем уровне, ребенок умеет сам одеваться и раздеваться.
Негативные последствия, при недоразвитии моторики в данный возрастной период, следующие:
— ребенок плохо держит карандаш;
— чувствует определенные затруднения при письме;
— не может самостоятельно одеваться и раздеваться [30].
7. Возраст от 5 до 6 лет. Ребенок раскрашивает рисунки, почти не выходя за контур, правильно держит карандаш. Умеет делать простые аппликации. Рисует простые рисунки.
Негативные последствия, при недоразвитии моторики в данный возрастной период, следующие:
— ребенок не может правильно писать буквы и числа;
— ребенок быстро устает во время письма или рисования;
— сложности в выполнении письменных заданий.
8. Дети в возрасте от 6 до 7 лет. У ребенка уже развиты навыки для письма, он может писать большинство букв и цифр. Ребенок самостоятельно застегивает пуговицы и зашнуровывает шнурки. Уверенно работает с ручкой и карандашом.
Негативные последствия, при недоразвитии моторики в данный возрастной период, следующие:
— во время письменной деятельности ребенок быстро устает;
— Имеет осложнения с переносом мыслей в письмо;
— имеет плохой почерк;
— из-за трудностей письма имеет низкую самооценку.
9. Ребенок от 7 до 8 лет уже умеет хорошо писать диктанты.
Негативные последствия, при недоразвитии моторики в данный возрастной период, следующие:
— усталость при письме;
— неспособность выполнять письменные задания за выделенное время;
— ребенок сторонится письменных работ [26].
Перечисленные навыки, помогут узнать достаточно ли развита мелкая моторика ребенка относительно его возраста. И если у ребенка не сходятся навыки возраста с вышеперечисленными, надо срочно обратиться к специалисту за помощью, так как промедление может вызвать негативные последствия.
Таким образом, мелкая моторика – это свойство работать руками, выполнять скоординированные движения пальцами рук и ног с помощью костей, мышц и нервной системы. Процесс развития детей идет в соответствии с определенной схемой. Формирование моторной сферы ребенка играет огромную роль в его полноценном развитии, так как психофизическое развитие дошкольника в большой степени зависит от своевременного поэтапного становления моторной и речевой сферы, каждая из которых имеет определенные особенности развития в каждом возрастном периоде нормального онтогенеза.
1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое и умственное развитие. Данный возраст характеризуется повышенной активностью детей, повышенной целеустремленностью, движения детей в этом возрасте более разнообразные и скоординированные, включая мелкую моторику рук. Достаточное развитие мелкой моторики младшего дошкольника – важный показатель развития ребенка.
Развитие мелкой моторики у младшего дошкольника предопределяет успешное развитие его важных будущих качеств: речевых способностей, внимания, координации в пространстве, концентрации и воображения. Так как, центры коры головного мозга, которые отвечают за перечисленные способности находятся в непосредственной связи с пальцами и их нервными окончаниями, выполнение упражнений и занятий, с участием маленьких пальчиков младшего дошкольника, является очень важным для умственного и психического развития ребенка. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений являются ключевыми понятиями для младшего дошкольного возраста [6].
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) в норме мелкая моторика в сравнении с 1-2 годами уже разнообразнее и сложнее. Манипуляции, которые требуют согласования действий рук проводятся детьми гораздо чаще.
Чтобы способствовать эффективному дальнейшему развитию мелкой моторики младшего дошкольника необходимо знать возрастные особенности развития мелкой моторики у детей 3-4 лет (рис. 2) [15].
Рис. 2. Возрастные особенности развития мелкой моторики у детей 3-4 лет
Процесс развития мелкой моторики рук у младших дошкольников идет постепенно, в определенной последовательности. Для начала дети учатся дотягиваться до предметов, чтобы схватить их, и только потом учатся осуществлению манипуляций с этими предметами. Главную роль в развитии мелкой моторики младших дошкольников отводят координации движений обеих рук и глаз ребенка. Педагогами, психологами, физиологами определены нормы и отклонения в процессе развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Так, процесс развития мелкой моторики у дошкольников 3-4 лет должен соответствовать нормативным требованиям, представленным на рисунке 3 [18].
Рис. 3. Нормативные требования к развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет
В случае, когда процесс развития мелкой моторики у младших дошкольников недостаточный для данного возрастного периода, младший дошкольник характеризуется определенными отклонениями от нормы в развитии (рис. 4) [22].
Рис. 4. Отклонения от нормы в развитии мелкой моторики младших дошкольников
Развитие мелкой моторики младшего дошкольника не должно быть чисто механической тренировкой. Необходимо осуществление осознанной, творческой работы с каждым дошкольником (даже при выполнении простых заданий) под руководством и при помощи взрослых.
Развитием мелких мышц кистей рук у младших дошкольников нужно заниматься систематически, и использовать упражнения, которые доступны младшим дошкольникам в соответствии с их возрастом. Особое внимание следует уделять пальчиковой гимнастике, сопровождая ее выполнение стихотворной речью. Так как, процесс формирование речевых областей в головном мозге ребенка проходит под влиянием импульсов от движений рук. Соответственно, речевое развитие ребенка напрямую зависит от развития мелкой моторки его рук [21].
Согласно В.Г. Дмитриевой процесс развития мелкой моторики рук младших дошкольников должен включать в себя следующие основные направления, представленные на рисунке 5 [6].
Рис. 5. Основные направления развитии мелкой моторики младших дошкольников
Осуществление правильного захвата карандаша включает процесс его захвата и удерживания тремя пальцами (щепоть): большой, указательный и средний пальцы. При этом карандаш ложится на левую сторону среднего пальца. Большим пальцем карандаш поддерживается слева, а указательным – сверху. Верхний конец карандаша направляется на плечо. Если захват карандаша осуществлен правильно, то указательный палец легко поднимается, и карандаш при этом не падает. Чтобы развить щепоть у ребенка часто используют пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом.
Правильное распределение мышечной нагрузки включает в себя процессы напряжения (чтобы удержать орудие письма в руке) и быстрого чередования силового напряжения и расслабления. Как раз при такой последовательности смены тонуса мускулатуры рук возможно осуществление ребенком правильного письма. Для отработки навыков распределения мышечной нагрузки используются разнообразные упражнения, представленные: лепкой; разнообразными видами ручного труда (особенно работой с иголкой, так как иголка – посредник между пальцами и поверхностью, т.е. происходит имитация процесса письма); работой со штампами и т.д. [24].
С целью развития мелкой моторики рук у младших дошкольников используют следующие приемы (рис. 6) [5].
Рис. 6. Приемы развития мелкой моторики рук у младших дошкольников
В процессе развития тактильных ощущений младшие дошкольники должны на ощупь определять предметы, из чего они изготовлены, их форму. Успешное выполнение данных упражнений говорит о том, насколько ребенок усвоил навыки планомерного исследования предметов, научился анализировать ощущения и тому подобное.
Пальчиковые игры включают огромное количество упражнений и вариаций, направленных на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук младших дошкольников включают использование цветных палочек; скороговорок; стихов; пальчикового алфавита; пальчикового театра. По началу для трёхлетнего ребенка норма заключается в повторении движений вслед за взрослыми. К концу же 4 года, младший дошкольник, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, уже должен уметь делать их самостоятельно [17].
Работа со штампами формирует у ребенка возможность удержания штампа за ручку при захвате щепотью. Данный процесс способствует быстрой смене тонуса мускулатуры рук: напряжения, расслабления, силового напряжения. Это выглядит следующим образом (рис. 7) [25].
Рис. 7. Приемы развития мелкой моторики рук у младших дошкольников
Ниткопись представлена выкладыванием ниток по контуру разных изображений, нанесенных на бархатную бумагу либо вырезанных из нее. Ниткопись способствует развитию у младших дошкольников внимания, глазомера, зрительной памяти, усидчивости, аккуратности, фантазии, образного мышления и, конечно, мелкой моторики пальцев рук.
Бисерография представлена выкладыванием изображения предмета (сюжета) с использованием бисера, бусинок, мелких пластмассовых шариков. Бисерография способствует развитию щепоти руки дошкольника, качественно корригирует мышцы пальцев рук ребенка, способствуют воспитанию у младших дошкольников усидчивости, внимания. Бисерография является трудным приемом развития мелкой моторики рук дошкольника, которая требует конкретной подготовки [24].
Таким образом, процесс развития мелкой моторики рук у младших дошкольников идет постепенно, в определенной последовательности. Ребенок от 3 до 4 лет умеет рисовать фигуры и линии по образцу, вырезать фигуры из бумаги. Работает с пластилином, делает различные фигуры. Имеет доминантную руку и использует другую для помощи. Для начала дети учатся дотягиваться до предметов, чтобы схватить их, и только потом учатся осуществлению манипуляций с этими предметами. Главную роль в развитии мелкой моторики младших дошкольников отводят координации движений обеих рук и глаз ребенка. Педагогами, психологами, физиологами определены нормы и отклонения в процессе развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Так, процесс развития мелкой моторики у дошкольников 3-4 лет должен соответствовать нормативным требованиям.
1.3. Возможности гимнастики рук в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Особую роль в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отводят гимнастике рук. Основным приемом для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста является именно пальчиковая гимнастика, так как она помогает ребенку сделать большой шаг в развитии речи. Пальчиковая гимнастика разрабатывает руку к письму, также она хорошо влияет на развитие внимания и учит дошкольников быть более терпеливыми, развивает воображение ребенка, улучшает координацию тела [19].
При осуществлении работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики необходимо придерживаться основного правила: работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда можно будет достигнут наибольшего эффекта.
Пальчиковая гимнастика представлена играми с пластилином, камешками и горошинами, играми с пуговками и шнуровкой. Пальчиковая гимнастика способствует развитию двигательных навыков и умений кисти и пальцев, совершению сложных манипуляций с предметами [28].
Осуществление упражнений при пальчиковой гимнастике способствует возникновению индуктивного возбуждения в речевых центрах коры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Пальчиковая гимнастика способствует созданию благоприятного эмоционального фона, развивает умение подражания взрослом, способствует развитию у ребенка умения слушания и понимания смысла речи, приводит к повышению речевой активности младших дошкольников.
При выполнении пальчиковой гимнастики младший дошкольник концентрирует свое внимание и учится его правильному распределению. В случае если дети выполняют упражнения, с сопровождением их короткими стихотворными строчками, то речь ребенка становится более четкая, ритмичная, яркая, усиливается контроль за выполняемыми ребенком движениями [16].
Также в процессе выполнения упражнений по пальчиковой гимнастике происходит развитие памяти младших дошкольников, дети запоминают конкретные положения рук и последовательность выполняемых движений. Пальчиковая гимнастика также способствует развитию воображения и фантазии младших дошкольников. В результате выполнения упражнений пальчиковой гимнастики кисти рук, пальцы ребенка становятся сильнее, улучшается их подвижность и гибкость [27].
Упражнения пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук делятся на три основные группы, представленные упражнениями для кистей рук, условно статическими упражнениями для пальцев, динамическими упражнениями для пальцев (рис. 8) [23].
Рис. 8. Виды упражнений пальчиковой гимнастики и их возможности при развитии мелкой моторики рук младших дошкольников
В процессе проведения пальчиковой гимнастики при развитии мелкой моторики рук младших дошкольников необходимо соблюдать следующие правила (рис. 9) [20].
Рис. 9. Правила проведения пальчиковой гимнастики
Рекомендуемые игровые пальчиковые упражнения для развития мелкой моторики могут быть представлены:
1. пассивной гимнастикой пальцев;
2. пальчиковыми играми с использованием предметов:
— рисованием пальцами;
— играми с пластилином;
— играми с паззлами;
— вырезанием фигур ножницами;
— сматыванием нити в клубок;
— играми с конструктором;
— играми с матрешкой;
— раскрашиванием рисунков по контуру;
3. активной пальчиковой гимнастикой для рук:
— звери из пальчиков;
— упражнениями с речевым сопровождением;
— активными пальчиковыми играми [17].
Таким образом, основной прием для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста представлен пальчиковой гимнастикой, так как она помогает ребенку сделать большой шаг в развитии речи. Упражнения пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук делятся на три основные группы, представленные упражнениями для кистей рук, условно статическими упражнениями для пальцев, динамическими упражнениями для пальцев. Осуществление упражнений при пальчиковой гимнастике способствует возникновению индуктивного возбуждения в речевых центрах коры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Пальчиковая гимнастика способствует созданию благоприятного эмоционального фона, развивает умение подражания взрослом, способствует развитию у ребенка умения слушания и понимания смысла речи, приводит к повышению речевой активности младших дошкольников.
Выводы по I главе
1. Мелкая моторика – это свойство работать руками, выполнять скоординированные движения пальцами рук и ног с помощью костей, мышц и нервной системы. Процесс развития детей идет в соответствии с определенной схемой. Формирование моторной сферы ребенка играет огромную роль в его полноценном развитии, так как психофизическое развитие дошкольника в большой степени зависит от своевременного поэтапного становления моторной и речевой сферы, каждая из которых имеет определенные особенности развития в каждом возрастном периоде нормального онтогенеза.
2. Процесс развития мелкой моторики рук у младших дошкольников идет постепенно, в определенной последовательности. Ребенок от 3 до 4 лет умеет рисовать фигуры и линии по образцу, вырезать фигуры из бумаги. Работает с пластилином, делает различные фигуры. Имеет доминантную руку и использует другую для помощи. Для начала младшие дошкольники учатся дотягиваться до предметов, чтобы схватить их, и только потом учатся осуществлению манипуляций с этими предметами. Главную роль в развитии мелкой моторики младших дошкольников отводят координации движений обеих рук и глаз ребенка. Педагогами, психологами, физиологами и другими специалистами определены нормы и отклонения в процессе развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Так, процесс развития мелкой моторики у дошкольников 3-4 лет должен соответствовать нормативным требованиям.
3. Основной прием для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста представлен пальчиковой гимнастикой, так как она помогает ребенку сделать большой шаг в развитии речи. Упражнения пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук делятся на три основные группы, представленные упражнениями для кистей рук, условно статическими упражнениями для пальцев, динамическими упражнениями для пальцев. Пальчиковая гимнастика разрабатывает руку к письму, также она хорошо влияет на развитие внимания и учит дошкольников быть более терпеливыми, развивает воображение ребенка, улучшает координацию тела. Осуществление упражнений при пальчиковой гимнастике способствует возникновению индуктивного возбуждения в речевых центрах коры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Пальчиковая гимнастика способствует созданию благоприятного эмоционального фона, развивает умение подражания взрослом, способствует развитию у ребенка умения слушания и понимания смысла речи, приводит к повышению речевой активности младших дошкольников.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф