ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Предложения по развитию туристско-рекреационной сферы Московской области
Развитие мирового туристского рынка способствует повышению интереса к поиску путей эффективного развития туризма в России. Туризм – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Однако в настоящее время туризм в Московской области не является значительным источником дохода в бюджеты всех уровней.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического и культурного развития региона.
Важными факторами, оказывающими влияние на доходность туризма, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма. Сочетание богатого культурно-исторического наследия Московской области с ее природно-ресурсными возможностями должно способствовать развитию в регионе различных видов туризма – культурно-познавательного, делового, оздоровительного, событийного, паломнического, водного, активного и др.
Рис. 7. Составляющие туристско-рекреационного потенциала Московской области
Эффективно развивающийся туризм может значительно увеличить бюджеты городов и районов за счет налоговых поступлений.
Велико и значение туризма как одного из важных факторов духовного развития человека, а также его социальный аспект, реализующий право человека на отдых.
Развитие туризма может принести не только такие значительные выгоды как занятость и дополнительный доход, но и помочь в содержании музеев, культурных объектов, выставочных залов, кафе, ресторанов, транспортной инфраструктуры и других объектов, оказать содействие в реализации программ сохранения исторической и природной среды, что в высшей степени отвечает интересам местных жителей.
Туристский потенциал Московской области наиболее ярко выражен в северном, юго-западном, западном, северо-западном территориальных секторах области.
Доля туристских территорий определяется при сопоставлении спроса на туристские услуги и перспектив развития производственных, транспортных и других отраслей, требующих для своего размещения крупных площадей.
По данным управления туризмом правительства Московской области расчет потребностей в территориях для основных видов туризма показывает, что леса пригородной зоны Москвы должны выполнять преимущественно функции лесопарков для кратковременного отдыха (без ночлега), а пригодные для этого территории могут обеспечить только 25-30% спроса. Таким образом, при сопоставлении параметров природных ресурсов и потребности в них сразу выявляется территориальный дефицит, что обуславливает необходимость вовлечения в туристскую сферу всех пригодных для туризма территорий.
Чрезвычайно важным в стратегии развития туризма является планирование развития туризма в контексте мероприятий по сохранению культурного и природного наследия, поддержание исторической, культурной и национальной самобытности.
В результате комплексной оценки выявляются приоритетные категории ресурсов, на которых базируется полифункциональный туристский комплекс.
Очевидно, что для полноценного участия в туристском потенциале все его компоненты (различные виды ресурсов) – должны быть доведены до определенного состояния: памятники должны быть экспонентоспособны, природные зоны – благоустроены и т.п. (и только в таком состоянии для них может быть рассчитана величина пропускной способности).
Перспективные виды туризма для Московской области находятся в прямой зависимости от специфики потенциала туристского региона, диктующего выбор из широкого спектра видов туризма, существующих в мировой практике и характерных именно для Подмосковья, с учетом их творческого развития, дополнения местными особенностями.
Сейчас на туристском рынке сложилась тенденция, когда даже всемирно известные исторические и художественные памятники с традиционными экскурсионными программами энтузиазма у туристов не вызывают; во всяком случае у платежеспособной части взрослого населения. Люди хотят не только осматривать достопримечательности, но и отдыхать и развлекаться. Поэтому должен развиваться культурный туризм как комплекс мероприятий событийного, музейного и этнографического характера.
Мировая туристская практика показывает, что масштабные культурные акции, зрелищные представления, ярмарки, фестивали, художественные аукционы и вернисажи привлекают людей не менее чем исторические и природные памятники.
Осуществление разнообразных культурных программ, которые станут мотивацией туристских посещений исторических городов Подмосковья, способно привести к значительному улучшению городской среды и повышению уровня жизни жителей. Это подтверждается опытом многочисленных маленьких европейских городов. Своеобразная «культурная индустрия» не опирается на дорогостоящие проекты, связанные с капитальным строительством; для нее характерно «раскручивать» города, привлекая внимание к особенностям их культуры через фестивали, праздники, ярмарки изделий народных промыслов.
Общеизвестно, что в программе туристского развития экологическая составляющая должна быть подкреплена экономической. В охранных природных зонах должна осуществляться стратегия «защита через использование». При таком подходе эти зоны эксплуатируются методами, сочетающими охрану природы и получение экономической выгоды.
К экологическому туризму относятся следующие виды, обусловленные спецификой рельефа и ландшафтов Московской области, а также режимом ограничения нагрузок на территорию.
— отдых в природной среде – традиционный для Подмосковья, культивируется в течение многих десятилетий и часто рассматривается (ошибочно) как единственно возможный;
— оздоровительный, связанный с использованием лечебно-профилактической санаторно-курортной базы, а также созданием специализированных центров. Пользуется в последние годы повышенным спросом.
Рис. 8. Зоны спортивного туризма Московской области
Источник:[7]
Спортивные виды туризма для зимнего и летнего сезонов, способные привлечь широкий круг клиентуры, испытывающий потребность в хорошо организованных комплексах для активного отдыха.
Деловой туризм будет развиваться по мере роста деловой активности во многих городах области, в том числе и в исторических городах, наукоградах. Одним из направлений в этом сегменте является инсентив-туризм (поощрительное путешествие за счёт фирмы, часто совмещённое с деловой целью). Преимущественные сегменты рынка: сотрудники отечественных и иностранных компаний и фирм, частные предприниматели (включая страны СНГ). Продолжительность пребывания – 3-7 дней.
Рис. 9. Зоны делового туризма Московской области
Источник:[7]
Конгрессный туризм требует создания высоко комфортной базы, оборудованных залов и специальных бизнес-центров. Увеличивает наполняемость туристских центров в несезонный период. Приносит значительно больший доход, чем другие виды туризма. Продолжительность пребывания не превышает 5 дней.
Круизный туризм для области является транзитным (путешествия из Москвы в Санкт-Петербург, по Волге, Оке), пользуется повышенным спросом у иностранных туристов.
Основной проблемой формирования туристкой системы Подмосковья становится удовлетворение потребностей в различных видах и формах туризма при сохранении природного и историко-культурного комплекса. При решении этой проблемы особое значение приобретает определение места туристских территорий в общей системе функционального зонирования, выявление и резервирование туристских ресурсов и их рациональное использование.
Для Московской области характерна пространственная неравномерность туристской деятельности, которая определяется как потенциалом территории, так и отношением к освоению этого потенциала организаторов туризма.
Образовались сплошные полосы урбанизированных территорий на радиальных транспортных направлениях, на расстоянии 30-40 км от МКАД и на периферии вокруг новых и развивающихся городов.
Происходит центробежное распространение рекреационных зон от Москвы к периферии. Расстояние от Москвы – центра формирования туристского спроса – пока остается одним из главных факторов территориальной дифференциации туристского хозяйства. Эта тенденция будет реформироваться в силу следующих основных факторов:
— с развитием транспортной сети расстояние от Москвы не будет являться определяющим фактором;
— Москва останется основным поставщиком туристской клиентуры.
Наиболее важные специфические черты в характере туристских территорий области: плотность туристов, или туристских объектов, преобладающие туристские функции, характер ресурсов, транспортные условия, традиция туристского освоения. Удаленные от Москвы города притягивают к себе туристские предприятия, вокруг них образуются ядра. По мере приближения городов к Москве, их роль меняется – они начинают «отталкивать» от себя новые объекты. Города, расположенные в лесопарковом поясе, существенно отличаются от остальных городов Московской агломерации особенностями своих трудовых связей – здесь наблюдается наиболее высокая плотность населения, сгущение транспортных магистралей, остро ощущается дефицит территорий, а значит, невозможен существенный рост сети туристских объектов.
Почти вся лесопарковая зона Москвы представляет собой зону конфликта между рекреационными и другими формами хозяйственного использования территории с неудовлетворительным для рекреации состоянием ландшафтов. Это нашло отражение в формировании зон отдыха, расположенных в радиусе 5-20 км вокруг Московской кольцевой дороги. Сокращение ресурсов происходит прежде всего в ближайшей к Москве зоне. Ускоренная территориальная экспансия всех видов городской застройки и строительства коттеджей увеличивает дефицит рекреационных территорий. При этом обостряется противоречие между ростом потребности населения в рекреации и сокращением незастроенных пространств, пригодных для организации туризма. Территориальный дефицит усугубляется рядом санитарно-гигиенических и режимных факторов. А также деградацией природной среды.
Анализ существующей ситуации выявил ряд проблем, негативно влияющих на развитие туризма, а именно:
— недостаточное использование историко-культурного потенциала, в значительной степени обусловленное плохим состоянием памятников и исторических зон;
— нерациональное, экономически неэффективное использование уникальных природных зон, практически не приносящее дохода, вследствие перекоса в сторону строительства дач и коттеджей, недостаточного развития современных многофункциональных и специализированных туристских и туристско-рекреационных комплексов;
— интенсивное использование территорий в ряде зон, расположенных на водохранилищах и озерах, деградация природной среды в лесопарках (особенно в радиусе до 5 км от Москвы), наличие неконтролируемых и нерегулируемых потоков неорганизованных отдыхающих, в том числе автотуристов, на территориях природоохранного назначения, приводящие к нарушению экологического равновесия;
— необходимость разработки рекреационного реестра;
— совершенствование существующей системы статистической отчетности, которая охватывает примерно 45% объектов, зарегистрированных на территории области;
— несоответствие существующей структуры туристско-рекреационного комплекса спросу и изменившимся потребностям клиентуры (преобладание мало комфортных объектов, часть из которых – примерно 30% в последние годы закрылась или не функционирует);
— низкая экономическая эффективность деятельности значительной части существующих объектов вследствие их ориентации на потребителей с низким уровнем дохода (платежеспособный спрос которых резко упал в последние годы), недостаточной предпринимательской активности и уровня управления, отсутствия рекламы, несоответствия цены услуг предложению и т.п.;
— недостаточно разнообразное предложение, ориентированное на население с высоким и средним уровнем дохода и иностранных посетителей; относительно низкий уровень обслуживания во многих объектах обслуживания туристов;
— недостаточное развитие туристской инфраструктуры: гостиниц эконом-класса, тематических парков, аквапарков, кафе, баров, магазинов, стоянок автотранспорта, пунктов проката, досуговых и спортивных центров, парковых дорог и т.д.;
— большой физический и моральный износ основных фондов значительной части существующих объектов, требующих реконструкции, вследствие отсутствия собственных средств на проведение ремонта и модернизации; безликая архитектура и низкий уровень благоустройства территорий зон и объектов;
— криминогенная обстановка;
— недостаточный уровень развития рекламы и информации.
Как было нами отмечено в предыдущем разделе дипломной работы, на территории области практически отсутствует система информации о туристских достопримечательностях региона и отдельных зон, объектах размещения всех типов, туристской инфраструктуры и т.д. (нет информационных центров, каталогов, схем, информации на дорогах, вокзалах, станциях и т.д.).
В последние годы административными органами, занимающимися вопросами развития туризма в регионе и туристскими фирмами проводится работа по расширению информационных услуг: участию в туристских выставках, изданию каталогов и буклетов и т.д. Однако, этого совершенно недостаточно. Необходимо значительно увеличить информацию и рекламу в средствах массовой информации, в Интернете; обеспечить систему бронирования мест во всех средствах размещения туристов, в том числе в режиме реального времени, создать единую сеть информационных центров в регионе, включая Москву.
Основными ограничивающими факторами развития туризма и рекреации в Подмосковье в настоящее время являются:
— недостаточность организационно-правовых и экономических механизмов, стимулирующих развитие туризма и рекреации как одной из приоритетных отраслей хозяйственной специализации области;
— недостаточный уровень инвестиций как в сохранение историко-культурной и природной среды, так и в развитие туристской инфраструктуры (в последние 2-3 года наметился существенный сдвиг в создании новых высоко комфортабельных объектов и спортивно — досуговых комплексов);
— недостаточная пропускная способность основных автотрасс особенно на подступах к Москве;
— устаревший уровень комфорта и сервиса и недружелюбие обслуживающего персонала.
Сложность и высокая интегрированность туристской отрасли с другими отраслями экономики определяет необходимость систематизации туристского потенциала Московской области по принципу зонирования.
Исходя из вышеизложенного, предлагается:
- Создание опорных туристско-рекреационных зон в соответствии со специализацией и определение основных направлений развития каждой.
- Использование транспортного потенциала Московской области в целях развития внутреннего и въездного туризма.
- Развитие туристско-рекреационного потенциала территорий, не вошедших в опорные туристско-рекреационные зоны и перспективных видов внутреннего и въездного туризма в Московской области.
Для удовлетворения спроса потребителей на туристские услуги на территории Московской области необходимо формирование современных туристско-рекреационных центров, объединенных в туристско-рекреационные кластеры.
Предполагаемые опорные туристско-рекреационные зоны в Московской области — табл. 17.
Таблица 17
Предполагаемые опорные туристско-рекреационные зоны в Московской области
Зоны | Районы | Объекты притяжения | Специализация |
«Северная» | Сергиево-Посадский, г.п. Сергиев-Посад, Пушкинский, Талдомский, Клинский, Дмитровский, Солнечногорский, Мытищинский, г.о. Дубна. | Свято-Троицкая Сергиева Лавра, дом-музей П.И. Чайковского, Клинско-Дмитровская гряда, музей-заповедник «Дмитровский кремль», канал им. Москвы, музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока, музей-заповедник «Усадьба «Мураново», оз. Сенеж, Клязьминское и Пироговское водохранилища. | культурно-познавательный, событийный, научно-образовательный, деловой, транзитный, паломнический туризм, активный отдых, водный туризм. |
«Западная» | Волоколамский, Рузский, Наро-Фоминский, Истринский, Можайский, Шаховской, Одинцовский. | Саввино-Сторожевский монастырь, Бородинский военно-исторический музей-заповедник, Иосифо-Волоцкий монастырь, Новоиерусалимский монастырь, новый музейный комплекс в г. Истра, Волоколамский кремль, мемориальный музей Зои Космодемьянской, музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, историко-литературный заповедник А.С. Пушкина (усадьбы Вяземы и Захарово) | культурно-познавательный, событийный, паломнический, оздоровительный, патриотический.
|
«Южная» | Чеховский, Павлово-Посадский, Серпуховский, Коломенский, Луховицкий, Зарайский, Подольский, г. Пущино. | музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово», усадьба Лопасня-Зачатьевское, Приокско-Террасный заповедник, исторические поселения – г. Коломна и г. Зарайск (Коломенский кремль, Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь, Богородице рождественский Бобренев монастырь, Девичье поле, страусиная ферма, Зарайский кремль), с. Дединово, Вознесенская Давидова пустынь, обсерватория, церковь Знамения пресвятой Богородицы в Дубровицах, усадьба в Остафьево. | культурно-познавательный, паломнический, научно-образовательный, деловой, событийный туризм.
|
«Восточная» | Орехово-Зуевский, Ногинский, Павлово-Посадский. | зимний театр, Военно-технический музей, Морозовские места, Павлово-Посадская платочная мануфактура. | культурно-познавательный, паломнический, научно-образовательный, деловой, событийный туризм. |
Источник: составлено автором
Развитие на их основе культурно-познавательного, событийного, религиозного, делового, социального и других видов туризма позволит сформировать туристскую инфраструктуру и ближе познакомить широкие слои населения с культурно-историческим наследием Подмосковья, неразрывно связанным с историей всей нашей страны, достижениями в различных сферах науки, техники, искусства.
Использование культурно-исторического потенциала подмосковных усадеб, музейных комплексов, заповедников и природных территорий, мест традиционного бытования народных промыслов, являющихся смысловыми доминантами при формировании туристско-рекреационных кластеров, играет важную роль в повышении туристической привлекательности региона, а разработка и продвижение новых тематических маршрутов с включением объектов культурного наследия, мемориальных объектов: «Культура Серебряного века», «Подмосковная усадьба», «Пушкинское Подмосковье», «Кремли Подмосковья», «Героические страницы периода Смутного времени в Подмосковье», «Литературные жемчужины Подмосковья» и др. позволит превратить Московскую область из категории «транзитной» туристической территории в центр российского туризма и повысит ее инвестиционную привлекательность.
При разработке границ развития туристско-рекреационного кластера требуется выделение комплекса взаимосвязанных объектов – коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой (объекты канализационной сети и очистные сооружения, транспортная и инженерная инфраструктуры, сети электроснабжения, связи и теплоснабжения, газопровод, водопровод, канализация и др.). Первоочередным является строительство коллективных средств размещения (гостиниц, гостиничных комплексов, кемпингов).
Системное развитие туризма позволит значительно увеличить поток туристов в Московскую область и, как следствие, обеспечить рост поступлений в бюджет, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
3.2. Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий
В тоже время, реализация перечисленных задач, стоящих перед отраслью, требует бюджетных расходов на государственную поддержку развития туризма. Необходимость ежегодных ассигнований из регионального бюджета продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия в формировании и продвижении туристского продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристских выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры и др.
Так, в Московской области действуют меры поддержки инвестиций и в гостиничный бизнес. В частности, Правительство возобновляет программу туристического кешбэка [10], которая предполагает частичный возврат средств за покупку туров по России. Её новый, уже третий по счёту этап стартует в марте 2021 года. Точные даты начала и окончания продаж туруслуг с кешбэком и сроки самих поездок будут позднее объявлены Ростуризмом. При этом условия самой программы останутся прежними. Продолжительность тура или проживания в гостинице должна составлять не менее 2 ночей. Сумма возврата – 20% стоимости тура, но не более 20 тыс. рублей. Кешбэк начисляется только за поездки, оплаченные картой «Мир». Деньги на неё поступают автоматически в течение пяти дней с момента оплаты поездки. Выделенные средства позволят снизить для граждан стоимость около 300 тыс. туристических услуг и дадут возможность активнее развивать внутренний туризм.
Порядка 330 млн. рублей получат наукограды Московской области на поддержку и развитие научно-технического потенциала в 2021 году [7]. Из регионального бюджета на развитие наукоградов в этому году будет направлено почти 158 млн. рублей, еще более 138 млн. подмосковные технополисы получат из федерального бюджета. Собственные затраты муниципалитетов на поддержку научно-технического потенциала составят более 32 млн. рублей. Выделенные средства будут направлены на сохранение и развитие инфраструктуры наукоградов и реализацию инновационных проектов. На развитие сферы туризма Московской области в 2021 году будет направлено более 370 млн. руб. около 100 млн руб. из этих средств будет направлено на информационные кампании в сфере туризма [7].
В качестве основного ожидаемого результата реализации предложенных мероприятий предполагается создание условий для удовлетворения потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, и, как следствие, активизация внутреннего и въездного туризма.
Результат предложенных мероприятий предполагает устойчивое долговременное развитие туризма в Московской области, что позволит решить следующие социальные и экономические задачи:
— упорядочить рынок туризма в Московской области, развить материальную базу и инфраструктуру туризма, укрепить позиции Московской области в сфере туризма на российском и международном рынках, открыть новые туристские маршруты по Московской области, в т.ч. с элементами активного отдыха и рекреации;
— содействовать устойчивому развитию отдельных населенных пунктов и Московской области в целом;
— повысить занятость населения в туристической сфере Московской области;
— повысить инвестиционную привлекательность Московской области;
— содействовать сохранению природного, культурного и исторического наследия Московской области, развитию музейно-выставочного дела, народных художественных промыслов и ремесленничества.
Выводы по главе
В результате разработки мероприятий по развитию туристско-рекреационной сферы Московской области отметим, что необходимо создать эталонные туристические зоны и зоны отдыха в соответствии со специализацией и определением основных направлений каждого развития, улучшить потенциал использования транспорта в Московской области для развития внутреннего и въездного туризма, активизировать развитие туристско-рекреационных возможностей в районах, не входящих в базовые туристско-рекреационные зоны внутреннего и въездного туризма в Московской области.
Культурно-познавательный, событийный, религиозный, деловой, социальный и другие виды развития на основе туризма формируют туристическую инфраструктуру и культуру Московской области, которая тесно связана с историей нашей страны.
Результат предложенных мер обеспечит устойчивое и долгосрочное развитие туризма в Московской области, что позволит решить следующие социальные и экономические проблемы: развитие туристической материальной инфраструктуры, укрепление позиций Московской области в туристическом секторе российского и международных рынков и открытие новых туристических маршрутов в Московской области; способствовать устойчивому развитию отдельных населенных пунктов и всей Московской области; увеличить занятость в туристической отрасли Московской области; увеличить привлекательность инвестиций в Московской области; способствовать сохранению природы, культуры и исторического наследия в Московской области, музейных и выставочных проектов, народных промыслов и ремесел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по результатам проведенного исследования можем сделать следующие выводы.
До пандемии сфера туризма в России активно развивалась, хотя доля туризма в валовом добавленном продукте страны составляла около 4%, в тоже время стабильно увеличивались доходы от туристической деятельности, увеличивалась численность иностранных туристов. Пандемия внесла существенные коррективы в деятельность всех стран мира, в том числе и России, наиболее существенно пострадала сфера услуг, в частности –туризм. Значительное влияние на туризм отмечено во 2-м квартале 2020 года, общее снижение доходов от туризма против 2019 года составило более 60%, значительно уменьшилось количество турфирм, многие перешли на удаленную работу.
Для развития туризма в регионах Росси во время пандемии был применен программно –целевой метод, в частности финансовая поддержка отрасли. Так, программа кэшбека позволила увеличить внутренний туризм в России, всего участие в программе приняли около 300 тыс. человек. По сравнению с октябрем 2020 года в ноябре 2020 года продажи туров по России выросли на 60%. В сравнении с ноябрем 2019 года — вообще на 190%, то есть почти в три раза. этапа программой воспользовались около 300 тыс. человек, а сумма возвращенных денежных средств достигла 1,2 млрд. руб. Несмотря на карантинные ограничения и закрытие границ, российская туристическая отрасль смогла предложить гражданам ряд новых отечественных туристических направлений. Например, впервые были запущены чартерные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга в республики Алтай и Хакасия, перелеты в Республику Бурятия с дальнейшим трансфером туристов на Байкал, а также в города-курорты на Балтийском море — Светлогорск, Зеленоградск, Янтарный.
Также, были утверждены Правительством РФ инвестиционные проекты развития туристической отрасли в регионах, наиболее эффективными мерами правительственной поддержки оказались постановление об отсрочке обязательств по турам, приобретенным до закрытия границ.
Московская область имеет значительный туристско-рекреационный потенциал, благодаря которому в регионе активно развивается паломнический, экологический, культурно-познавательный, событийный, активный, оздоровительный туризм. Не смотря на уменьшение количества культурно-досуговых учреждений в последние годы, в то же время увеличилось количество событийных мероприятий, фестивалей, при уменьшении количества музеев – увеличилось количество экспонатов и численность экскурсантов. Положительным показателем развития туризма в Подмосковье является увеличение количества гостиниц и специализированных средств размещения.
Туризм в Подмосковье активно развивается, чему способствует поддержка Правительства области. Увеличивается количество гостиниц и аналогичных средств размещения, основная масса туристов размещается в регионе на 1-4 ночи, при этом, основными туристами являются граждане России. В тоже время, не смотря на существенную государственную поддержку туризма в Московской области, все же существуют проблемы в качестве обслуживающей инфраструктуры, в частности уровень сервиса как в гостиницах, так и в учреждениях общественного питания не соответствует требованиям международных стандартов. Также недостаточно информации о достопримечательностях региона.
В результате разработки мероприятий по развитию туристско-рекреационной сферы Московской области отметим, что необходимо создать эталонные туристические зоны и зоны отдыха в соответствии со специализацией и определением основных направлений каждого развития, улучшить потенциал использования транспорта в Московской области для развития внутреннего и въездного туризма, активизировать развитие туристско-рекреационных возможностей в районах, не входящих в базовые туристско-рекреационные зоны внутреннего и въездного туризма в Московской области.
Культурно-познавательный, событийный, религиозный, деловой, социальный и другие виды развития на основе туризма формируют туристическую инфраструктуру и культуру Московской области, которая тесно связана с историей нашей страны.
Результат предложенных мер обеспечит устойчивое и долгосрочное развитие туризма в Московской области, что позволит решить следующие социальные и экономические проблемы: развитие туристической материальной инфраструктуры, укрепление позиций Московской области в туристическом секторе российского и международных рынков и открытие новых туристических маршрутов в Московской области; способствовать устойчивому развитию отдельных населенных пунктов и всей Московской области; увеличить занятость в туристической отрасли Московской области;
увеличить привлекательность инвестиций в Московской области; способствовать сохранению природы, культуры и исторического наследия в Московской области, музейных и выставочных проектов, народных промыслов и ремесел.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Ассоциация туроператоров URL: https://www.atorus.ru/about.html.
- Банк России. Мониторинг отраслевых финансовых потоков // URL: http://cbr.ru/Collection/Collection/File/29129/finflows_20200806.pdf.
- Комитет по туризму Московской области URL: https://tourism.mosreg.ru/.
- О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области: Закон Московской области от 26 декабря 2014 года N 186/2014-ОЗ (с изменениями на 22 декабря 2020 года) URL: http://docs.cntd.ru/document/537967822.
- Об основах туристической деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ, с поправками и изменениями URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102044374.
- Правила предоставления субсидий организациям воздушного транспорта на возмещение затрат при вывозе граждан из иностранных государств, в которых сложилась неблагоприятная ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 года №466.
- Правительство Московской области: Туризм: URL: https://mosreg.ru/services/kultura-otdyh-sport/turizm.
- План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции. По состоянию на 22.07.2020 г. Подготовлено Правительством РФ. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/plan_preodoleniya_ekonomicheskih_posledstviy_novoy_koronaviru snoy_infekcii.html.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 1567 О внесении изменений в Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Национальная система платежных карт» на стимулирование доступных внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 № 360 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 2020 г. № 1200» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103160013?index=1&rangeSize=1.
- СОТИ: Московская область URL: https://nbcrs.org/regions/moskovskaya-oblast/general-information/.
- СТРАТЕГИЯ развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/fb8a4b084460e064e787d6f199dba82e/strategiya_razvitiya_turizma.pdf.
- Управление федеральной службы государственной статистики по г. Москва и Московской области URL: https://mosstat.gks.ru/storage/mediabank/MTaTDg7F/%D0%9C%D0%9E%20%D0%B2%20%D1%86%D0%B8%D1%84% 80%D0%B0%D1%85%202019.pdf.
- Федеральное агентство по туризму URL: https://tourism.gov.ru/.
- Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457.
- Tourism and COVID-19 unprecedented economic impacts // URL: https://www.unwto.org/tourism-and-covid-19.
- Tourism Policy Responses to the coronavirus (COVID-19). OECD. URL: http://www.oecd.org/coronavirus/policyresponses/tourism-policy-responses-to-the-coronavirus-covid-19-6466aa20/#figure-d1e253.
- Арбузова Н.Ю. Технология и организация гостиничных услуг [Текст]: учеб. пособие / Н.Ю. Арбузова. — М.: «Академия», 2019. — 224 с.
- Артемова Е.Н. Введение в гостеприимство и туризм [Текст]: учеб. пособие / Е.Н. Артемова, В.А. Козлова. — Орел: Орел ГТУ, 2019. — 100 с.
- Балабанов И.Т. Экономика туризма [Текст]: учеб. пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, 2018. — 174 с.
- Барчуков И. Методы научных исследований в туризме [Текст]: учеб. пособие / И. Барчуков. — М.: Академия, 2019. с. 97.
- Безрукова С.В. Индустриальная база гостиниц и туристских комплексов [Текст]: учеб. пособие / С.В. Безрукова, Т.Л. Игнатьева, И.Ю. Ляпина. — М.: Academia, 2018. — 272 с.
- Виноградова В.С. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства [Текст]: учеб. пособие / В.С. Виноградова. — М.: «Дашков и К», 2019. — 280 с.
- Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве [Текст]: учеб. пособие / В.С. Боголюбов. — М.: Академия, 2019. — 400 с.
- Бурговова Г.Н. Гостиничный и туристский бизнес: особенности бухгалтерского учета и налогообложения [Текст]: учеб. пособие / Г.Н. Бургова, Н.А. Каморджанова. — М.: Финансы и статистика, 2019. — 352 с.
- Ветитнев А.М. Маркетинг санаторно-курортных услуг [Текст]: учеб. пособие / А.М. Ветитнев. — М.: Издательский центр «Академия», 2019. — 368 с.
- Волков Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания [Текст]: учеб. пособие / Ю.Ф. Волков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. — 384 с.
- Грачева О.Ю. Организация туристического бизнеса. Технология создания турпродукта: учебно-методическое пособие. — Москва: Дашков и К, 2019. – 276 с.
- Дмитриевский Ю.Д. Организация деятельности туристско-рекреационных комплексов [Текст]: учеб. пособие Ю.Д. Дмитриевский. — М.: Финансы и статистика, 2018. — 224 с.
- Дурович А.П. Организация туризма: уч. пособие. – СПб.: Питер — пресс, 2019. – 320 с.
- Елканова Е.И. Основы индустрии гостеприимства [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Елканова. — М.: ИД «Дашков и К», 2019. — 248 с.
- Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов [Текст]: учеб. пособие / О.П. Ефимова, Н.А. Ефимова; Под ред. Н.И. Кабушкина. — М. Новое знание, 2020. — 392 с.
- Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. / М.А. Жукова — М.: Финансы и статистика, 2019. — 490 с.
- Жулевич Е.В., Копанев А.С. Организация туризма: Учебно-практ. пособие. 2-е изд. — Мн.: ГЭУ, 2018. — 156 с.
- Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2019 — 272 с.
- Карпова Г.А., Хорева Л.В. Экономика и управление туристской деятельностью: учебное пособие в 2-х частях. Ч. 1. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2019. – 268 с.
- Каурова А.Д., Организация сферы туризма: Учебное пособие – СПб.: «Издательский дом Герда», 2018 – 320 с.
- Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. / В.А. Квартальнов — М.: Финансы и статистика, 2018. — 328 с.
- Квартальнов В.А. Туризм; уч. пособие. – Москва: Финансы и статистика, 2018. – 320 с.
- Кусков А.С. Основы туризма: учебник. – Москва.; КноРус. 2018. 400 с.
- Кусков А.С. Рекреационная география [Текст]: учебник / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. — М.: Флинта, 2019. — 496 с.
- Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география: учебник. — Москва.: Флинт. — 2017. – 496 с.
- Лукьянова Л.Г. Рекреационные комплексы [Текст]: учеб. пособие / Л.Г. Лукьянова, В.И. Цыбух. — М.: Высшая школа, 2019. — 346 с.
- Лысакова Л.А., Карпова Е.М. Туризм: уч. пособие. — Москва.: МПСИ. — 2019. – 144 с.
- Малахова М.С. Инновации в туризме и сервисе [Текст]: учеб. пособие / М.С. Малахова. — М.: Феникс, 2019. — 244 с.
- Молчанов А.С. Санаторно-курортное дело [Текст]: учебник / А.С. Молчанов. — М.: Альфа-М, 2018. — 400 с.
- Николаенко Д.В. Рекреационная география [Текст]: учеб. пособие / Д.В. Николаенко. — М.: Владос, 2018. — 288 с.
- Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: Обеспечение рыночной позиции. Учеб. пособие. — М: Совесткий спорт, 2018, с. 192.
- Пенкина Н.В., Шахова О.Ю., Никифорова А.А., Чернявская О.В. Туристско-рекреационная система: теория и практика организации: учебно-методическое пособие / Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2020. – 122 с.
- Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2019. – 302 с.
- Самойленко А.А. География туризма: уч. пособие. — Ростов.: Феникс. -2018. – 368 с.
- Севастьянова Н.С. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства [Текст]: учеб. пособие / Н.С. Севастьянова. — М.: КноРус, 2019. — 256 с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф