Скоро защита?
Меню Услуги

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Понятие многодетных семей и семей одиноких родителей
1.2 Правовое обеспечение многодетных семей и семей одиноких родителей
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Механизм реализации социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей
2.2 Проблемы и пути совершенствования социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что все проблемы страны и государственной власти в значительной мере сказываются на жизнедеятельности семьи. Рост количества безработных, понижение достатка граждан образуют большие препятствия в реализации основных ее функций. Заново ухудшается демографическая ситуация, возникают проблемы с улучшением жилищных условий, появляется напряженность в отношениях между членами семьи.
У большого числа семей возникают трудности с разрешением образующихся в их жизнедеятельности проблем, потому государство разрабатывает и развивает систему социальной поддержки этой малой ячейки общества. Создаются комфортные взаимодействия между семьей и организациями, которые способствуют разрешению появившихся в ней трудностей. В данном взаимодействии семья имеет возможность выступать, как в пассивной роли объекта, так и в роли активного субъекта. В первом случае, она только принимает ту поддержку, которую обеспечивает ей государство, а во втором семья сама стремится мобилизовать все имеющиеся возможности для достижения достойного уровня жизни. Таким образом, актуальность данной статьи обусловлена необходимостью совершенствования и модернизации социального обеспечения семей с детьми.
В части 2 ст. 7 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации гарантирована государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В Части 1 ст. 38 Конституции РФ закреплено, что материнство и детство, семья находятся под опекой государства. Таким образом, семья, брак, рождение детей это не только частное дело участников семейных правоотношений, но и особый объект внимания гражданского общества и государственной власти.
Социальная политика нашей страны в последнее время ориентирована на социальную защиту семьи, материнства и детства и должна смягчить современные демографические трудности в стране. В России главным видом социальной поддержки семей с детьми считается материальная, которая исполняется преимущественно посредством выплаты пособий, регулярных выплат и компенсации и др. Так же она несет фрагментарную форму: материальная поддержка в большинстве случаев направлена на побуждение к рождению ребенка, а не на предоставление обеспечения в процессе его дальнейшего воспитания и становления.
Не обращая внимания на то что с 2007 года возникла позитивная динамика в области обеспечения семей с детьми, выявлено, что результативность нынешних программ невысокая, вместе с этим наблюдается поэтапное сокращение части затрат на социальные нужды в отношении защиты и обеспечения семьи с детей.
Имеющиеся единовременные пособия при рождении ребенка и материнский (семейный) капитал носят временный характер и не могут ликвидировать масштабы бедности граждан (появление иногда даже первого ребенка увеличивает риск бедности семьи, а многодетность приводит к ней в значительном числе случаев). Еще ситуация ухудшается нестабильной экономической обстановкой в стране, которая понижает уровень жизни граждан, особенно в наибольшей степени уязвимой части населения — детей, многодетных семей, малоимущих семей с детьми.
Защита семьи, материнства и детства объявлена одним из первенствующих направлений сегодняшней социальной политики в Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как Е.А. Александрова, Ю.В. Валишина, Г.Л. Воронин, И.В. Карданова, М.Н. Кириллова, Н.А. Мезенцева, Э.Г. Тучкова, М.В. Филиппова и др.
Объект исследования: социальное обеспечение.
Предмет исследования: проблемы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей.
Цель исследования: рассмотреть проблемы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:
1) проанализировать понятие многодетных семей и семей одиноких родителей;
2) изучить правовое обеспечение многодетных семей и семей одиноких родителей;
3) рассмотреть механизм реализации многодетных семей и семей одиноких родителей;
4) выделить проблемы и пути совершенствования многодетных семей и семей одиноких родителей.
Методы исследования анализ и синтез, абстрагирование, описание, анализ документов, сравнительный анализ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ

1.1 Понятие многодетных семей и семей одиноких родителей

Многодетная семья в современном российском обществе с одной стороны выступает важнейшим социальным воспитательным институтом, с другой — способствует решению демографической проблемы нашего государства. В связи с наличием большого количества проблем, а именно социально- экономических, социально-бытовых, социально-психологических, проблем стабильности семьи, семейного воспитания, общественного мнения, информированности многодетные семьи в России характеризуются высокими социальными рисками. Именно поэтому многодетные семьи особенно нуждаются в различных мерах государственной социальной поддержки, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне. Зачастую законы, направленные на социально-правовое обеспечение многодетных семей не всегда эффективны ввиду социально-экономической нестабильности в стране .
Существующие проблемы данных семей определяют потребность в оказании им помощи со стороны общества. Социальная защита возможна при помощи проводимой социальной работы, поскольку многодетная семья активно и остро реагирует на все изменения, происходящие в обществе как позитивные, так и негативные.
Термин «многодетная семья» является привычным для правовой литературы. Однако история его происхождения и особенности статуса таких семей рассмотрены с теоретической точки зрения недостаточно. Отсутствуют комплексные научные исследования, которые давали бы представление об отличиях этой правовой категории от смежных и не менее значимых. Использование термина «многодетная семья» является само собой разумеющимся, но если проанализировать федеральное и региональное законодательство, то можно увидеть, что единства в его понимании нет, и чаще всего законодатель идет по пути определения количества детей, которое является решающим для признания семьи многодетной.
В тоже время этот вопрос является практически значимым, т.к. предоставление многих социальных гарантий зависит от наличия соответствующего статуса, а разные субъекты РФ могут по-разному толковать те или иные термины, что приведет к неравенству в рамках территории РФ.
Можно говорить о том, что особенность многодетных семей как субъектов права впервые стала особо подчеркиваться с начала 80-х годов. Так, в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» закрепило подчеркивалось, что с учетом сложной в некоторых регионах СССР демографической ситуации республики, края, области, автономные области и автономные округа должны были установить порядок обеспечения молодоженов при вступлении в брак как минимум комнатой, а при рождении первого ребенка — отдельной квартирой. При этом молодоженами признавались лица, вступившие в первый брак, если хотя бы один из супругов не достиг возраста 30 лет .
Далее эти критерии применялись уже к понятию многодетной семьи и позднее получили закрепление в нормативных актах и в правовой литературе. Поддержка многодетных семей в то время выражалась, в первую очередь, в предоставлении кредитов на развитие домашнего хозяйства и выделении комнат в общежитиях. Позднее семья, имеющая трех и более детей, стала рассматриваться как многодетная, что нашло отражение, например, в подп. 8 ст. 36 ЖК РСФСР 1983 года.
Примерно тогда же в правовой литературе получило закрепление представление о многодетной семье как об институте с особыми юридическими (а не просто демографическими!) признаками, влияние на который оказывает государство в целом, формируя государственную семейную политику и отражая существующие социальные и экономический факторы в стране.
Проиллюстрировать это положение может концептуальный подход к закреплению понятия многодетной семьи в законодательстве и обычаях. Если до 70 — 80-х годов XX в. многодетной считалась семья, имеющая пять и более несовершеннолетних детей, то Основы жилищного законодательства СССР 1982 года и ЖК РСФСР 1983 года говорят о трех и более детях, наличие которых имеет значение для отнесения семьи к многодетной .
В современном российском законодательстве понятие «многодетная семья» не имеет единого значения на всей территории РФ. Каждый субъект РФ сам определяет социальный статус такой семьи. В семейном законодательстве Российской Федерации не установлено однозначно, какая семья считается многодетной. Традиционно нормативно-правовые акты ограничиваются указанием на наличие трех и более детей, как основного критерия, относящего семью к многодетным. Именно этот признак нашел закрепление сначала в Жилищном кодексе РСФСР, а потом и в действующем Жилищном кодексе РФ. Аналогичный признак закрепляется и в региональном законодательстве, ведь именно на местах должен закрепляться критерий отнесения семьи к многодетной, в соответствие с положениями Указа Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Например, Закон Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области определяет, что «многодетная семья — лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее — одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц)» .
Овчарова Л.Н., Прокофьева Л.М., Гришанов В.И. в исследовании делают градацию понятия «многодетная семья» по субъектам РФ. Так, для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения, многодетной семьей считается семья с тремя и более детьми, включая: детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет; детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет .
Для субъектов Российской Федерации положительным естественным приростом населения выступает семья с четырьмя и более детьми. [3; с.40]. Так, в республике Марий Эл к многодетным относят семьи с четырьмя и более детьми, в Красноярском крае — с пятью и более детьми. В Ростовской области многодетной является семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
Исходя из вышесказанного, к основным характеристикам многодетности в Российской Федерации следует отнести :
доля многодетных семей в России невелика, составляет 2,6 % от общего числа домохозяйств и 6,6 % от числа семей с детьми. В многодетных семьях воспитывается 15,7 % всех детей: 10,6 % — в городах; 16,8 % — в сельской местности;
в последние десятилетия численность многодетных семей уменьшалась и осталось на минимально низком уровне;
распространенность многодетных семей в России зависит от конкретного региона проживания. Ключевым фактором являются национальные традиции. Около четверти детей из многодетных семей живут в четырех субъектах РФ, остальные распределены по субъектам РФ с частотой 1-3 % на каждый регион. Преобладание многодетных семей с тремя детьми — 75 % от общего количества многодетных семей в Российской Федерации; семей с 5 и более детьми составляют 7,7 % от общего количества многодетных семей.
Не смотря на то, что многодетные семьи чаще, чем все остальные семьи с детьми, пользуются поддержкой со стороны государства, в то же время, размер денежных пособий многодетным семьям не решает проблему дефицита семейных ресурсов. Анализ финансового благополучия многодетных семей выявляет, что дефицит их дохода в два раза превышает объем ресурсов, выделяемых на финансирование ежемесячного пособия для малообеспеченных семей.
Очевидные материальные проблемы в многодетных семьях влияют и на психологическое состояние детей из таких семей, для которых зачастую характерны неуверенность и уязвимость. Данные обстоятельства актуализируют обеспечение системных мероприятий, способствующих качественному росту условий, которые создадут достойный уровень образования и культуры, жилищные условия, полноценное питание, услуги здравоохранения, возможности для организации досуга .
В последние годы современная политика государства направлена на социальную поддержку семьи, материнства и детства, призвана ослабить имеющиеся демографические проблемы в стране. В России основной формой социальной поддержки многодетных семей является денежная, которая определяется в основном через пособия, ежемесячные выплаты и компенсации, материальную помощь. При этом она носит фрагментарный характер: финансовая поддержка в основном направлена на стимулирование рождения ребенка, а не на оказание поддержки в процессе его последующего воспитания и развития. Существующие единовременные выплаты при рождении ребенка и материнский капитал носят краткосрочный характер и не способны устранить масштабные проблемы многодетных семей.
Многодетные семьи нуждаются в более высоком уровне помощи, чем семьи, воспитывающие одного-двух детей. Разнообразная социальная и психолого-педагогическая работа с многодетной семьей включает в себя реализацию таких мероприятий как социальная и психолого-педагогическая диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное и психолого- педагогическое консультирование, мероприятия по адаптации и профилакти-
В связи с этим важную роль имеют меры, направленные на повышение авторитета многодетной семьи, разрешение не только материальных проблем данных семей, но и предоставление возможностей для реализации ее основных функций. В целях улучшения системы поддержки многодетных семей, содействия развитию моделей самообеспечения, программы социальной поддержки многодетных семей необходимо основывать на принципах «социального контракта», предусматривающего взаимные обязательства со стороны семьи и государства.
Наряду с обеспечением реальной социальной поддержки необходимо развертывание иных, альтернативных форм социально-правового обеспечения многодетных семей.
Российское законодательство не содержит определения «семья одинокого родителя». Только Налоговый кодекс РФ в пп. 4 п. 1. ст. 218. вводит термин «единственный родитель», к которым относит одинокого родителя или усыновителя, опекуна или попечителя . Одинокая мать, одинокий отец или опекун могут претендовать на ряд льгот и преимуществ, устанавливаемых государством, если они воспитывают ребёнка в одиночку по одной из причин, указанных Верховным Судом в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года» и постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 28.01.2014 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»: второй родитель (мать или отец ребёнка) умер или объявлен умершим; второй родитель лишен родительских прав или частично ограничен в них (по решению суда); второй родитель признан недееспособным или ограниченно дееспособным, что может препятствовать выполнению им своих родительских обязанностей; второй родитель по состоянию здоровья не может воспитывать ребёнка (при наличии соответствующих медицинских заключений, полученных в официальном порядке); второй родитель долгое время отсутствует или находится в местах лишения свободы; второй родитель не воспитывает ребёнка или уклоняется от этого; второй родитель отказался забрать ребёнка из учреждения социальной защиты, воспитательного или медицинского .
Статус «многодетная семья» в связи с предоставляемыми льготами и компенсационными выплатами часто становится предметом судебных споров. Рассмотрим Решение № 2-1878/2018 2-1878/2018 ~ М-278/2018 М-278/2018 от 27 февраля 2018 г. по делу № 2-1878/2018 Одинцовский городской суд (Московская область). «Истец обратился в суд с иском к ответчикам, просит признать факт проживания ФИО1 по адресу: АДРЕС, признать незаконным отказ Отдела социальной защиты населения г.Краснознаменска в установлении статуса « многодетная семья », обязать Отдел социальной защиты населения г.Краснознаменска выдать удостоверение « многодетная семья ». Требования истец мотивирует тем, что имеет четырех малолетних детей, с которыми, а так же вместе с женой ФИО1 проживает в Московской области. Обратился в Отдел социальной защиты населения г.Краснознаменска с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи , однако ему было отказано, в связи с тем, что у всех членов семьи должно быть наличие регистрации по месту жительства в Московской области, в связи с чем обратился в суд.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что совокупностью доказательств подтверждается совместное проживание истца с детьми, супругой в Московской области по месту жительства истца. При таких обстоятельствах право на получение удостоверения « Многодетной семьи » должно быть реализовано субъектом Российской Федерации по месту фактического проживания Министерством социального развития Московской области» .
В целом, основной причиной отказа в получении статуса многодетной семьи является расхождения в данных по регистрации заявителя и фактического места проживания. как показала рассмотренная судебная практика, в таких спорных случаях право на установление статуса и получение соответствующих льгот и компенсаций определяется по месту фактического проживания семьи.
П. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» закрепил, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства, а поэтому допускается признание членом семьи собственника жилого помещения и лиц, проживающих совместно с собственником без регистрации брака [4]. Это положение приобретает особую актуальность в современных условиях, когда много молодых людей предпочитают жить вместе без официальной регистрации брака, в т.ч. и после рождения детей.
В этой связи все чаще предлагается приравнять фактические брачные отношения к официально зарегистрированным в органах ЗАГСа, а самим совместно проживающим в «квазибрачных» отношениях лицам разрешить заключать брачный договор. Аналогичную точку зрения поддерживает и ряд других ученых .
Конечно, эта позиция распространяется только на ряд имущественных отношений, таких как заключение соглашения об уплате алиментов, брачного договора и т.п., но сам факт признания совместного проживания семейными отношениями имеет важное правовое последствие, хотя и не может применяться в публичных правоотношениях.
Справедливости ради следует заметить, что отечественному законодателю известны случаи придания юридической силы фактическим брачным отношениям. Так, юридическая сила придавалась таким союзам, возникшим в период с 1 января 1927 г. до 8 июля 1944 г. В дальнейшем законодатель отказался от подобной правовой конструкции, которая, конечно, была вызвана чрезвычайным обстоятельствами и не могла постоянно «прописаться» в законодательстве, хотя бы в целях обеспечения стабильности правого регулирования гражданских и семейных отношений.
Вторая проблема, которая связана с признанием юридической силы только за зарегистрированным браком, заключается в том, что не ясен статус многодетной семьи, в которой после развода родителей дети остаются жить с разными родителями. Утрачивает ли в таком случае каждый из родителей статус многодетной семьи. Данный вопрос в настоящее время однозначно не решен, хотя анализ регионального законодательства позволяет сделать вывод, что один из родителей, с которым остались трое и более детей, также признаются многодетной семьей. Но что делать, если дети «делятся» между бывшими супругами (например, двое детей проживают совместно с мамой, а один — с папой). Однозначного ответа на этот вопрос нет. Представляется, что если ранее семья получала какие-либо льготы, предусмотренные законодательством и предоставленные ей в порядке, установленном законе, то даже в случае прекращения брачных отношений в интересах детей эти льготы должны сохраняться.
Не ясен вопрос и о сохранении статуса многодетной семьи в случае лишения обоих родителей родительских прав или их смерти. Дети-сироты, как представляется не могут рассматриваться как полноценная семья в правовом смысле, но нуждаются в не меньшей правовой защите, например, при обеспечении жилыми помещениями [8. С. 55]. Но если один из детей достиг совершеннолетия, то он может самостоятельно выполнять функцию опекуна для своих братьев и сестер. Но можно ли признавать такую семью многодетной. Ответ на этот вопрос не дан ни в одном нормативно-правовом акте.
Таким образом, в настоящее время одним из существенных признаков, включаемых в понятие многодетной семьи, должен быть факт наличия брака, зарегистрированного в органах загс.
Еще одним спорным вопросом являются временные рамки, в течение которых статус многодетной семьи сохраняется. Сохраняется ли статус многодетной семьи после достижения одним ребенком 18 лет. Представляется более справедливой точка зрения, что статус должен быть сохранен о достижения последним ребенком совершеннолетнего возраста .
Понятно, что приведенные доводы нельзя считать неопровержимыми и универсальными, пригодными в любых условиях и для любой семьи. Однако ясно и то, что бесконечно продолжаться действие правового статуса многодетной семьи также не может, поэтому в данном вопросе позиция законодателя должна быть четкой и определенной. Таким образом, понятие «многодетная семья» учитывает количество несовершеннолетних детей. Однако из этого общего правила должно быть предусмотрено исключение: действие правового статуса многодетной семьи должно сохраняться до момента предоставления тех льгот и преимуществ, на которые она вправе была рассчитывать, но они не были ей предоставлены в течение установленного законом срока действия статуса многодетной семьи. В противном случае у органов и должностных лиц, ответственных за поддержку многодетной семьи, может возникнуть соблазн в целях экономии государственных средств всеми правдами и неправдами отсрочивать предоставление семье соответствующих льгот до истечения указанного срока. Поэтому если многодетная семья в период действия данного правового статуса заявила о своем желании получить соответствующую поддержку, то в случае отказа в ее предоставлении по мотивам истечения срока она вправе требовать по суду предоставления соответствующих льгот .
В заключение следует подчеркнуть, чтобы попытаться сформулировать понятие многодетной семьи и указать на его существенные признаки. Разумеется, как в теоретическом, так и особенно в практическом отношении было бы куда полезнее провести исчерпывающий анализ законодательства о правовом положении многодетной семьи. Однако такая цель была бы недостижима в принципе, так как состояние действующего законодательства не позволяет получить об этом даже самое общее представление. Таким образом, многодетной является семья, имеющая трех и более несовершеннолетних детей, а к семье одинокого родителя относятся единственные родители (усыновители, попечители, опекуны). Многодетная семья и семья одинокого родителя должна обладать особым пакетом социальных пособий, льгот, преференций. В силу того, что родители в таких семьях несут повышенную нагрузку по содержанию и воспитанию детей, у многодетных родителей меньше возможностей для получения средств для существования. Несмотря на внушительный перечень рекомендованных льгот, к сожалению, большинство из них не реализуется на практике, а, напрямую, зависит от состояния бюджета субъекта РФ.

1.2 Правовое обеспечение многодетных семей и семей одиноких родителей

Законодательство о государственной поддержке многодетных семей базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Семейном Кодексе Российской Федерации, иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Имеющаяся нормативно-правовая база позволяет осуществлять правовую поддержку многодетных семей, демонстрируя, что материнство, детство, семья находятся под защитой государства. При этом в настоящее время многодетные семьи все же являются одной из самых уязвимых категорий населения .
Основным документом, устанавливающим социальный статус многодетных семей в России на федеральном уровне является Указ Президента Российской Федерации № 431«О мерах по социальной поддержке многодетных семей» . В данном правовом акте закреплено понятие «многодетная семья», которое определяется «с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития региона». В соответствии с указом Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», многодетным семьям во всех субъектах России положены следующие льготы:
‒ компенсация расходов по оплате коммунальных услуг в размере от 30% (в зависимости от количества несовершеннолетних детей);
‒ право на первоочередное поступление в детские сады и другие дошкольные образовательные учреждения;
‒ бесплатное питание для обучающихся в общеобразовательных и профессиональных учреждениях;
‒ бесплатный проезд на общественном транспорте;
‒ бесплатный вход один раз в месяц в музеи, парки и на выставки;
‒ бесплатные лекарства по рецепту для детей моложе 6 лет;
‒ бесплатное обеспечение детей школьной и спортивной формой на весь период обучения;
‒ полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
‒ предоставление льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.
Единого закона, регламентирующего права многодетных семей, на сегодняшний день в Российской Федерации не существует. Существует большое количество нормативных актов, в которых подробно изложены все права данных семей. Федеральный Закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» включает в себя действующие правовые нормы, распространяемые на семьи с детьми .
Власть федерального уровня, власть субъектов РФ, местного самоуправления обладают предметами ведения и полномочиями, свойственными природе соответствующего уровня власти. Но есть и общие точки соприкосновения, выражаемые в предметах совместного ведения. Наличие собственных предметов ведения и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, а также предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ закреплено законодательно. Действующей нормативной базой разграничение предметов ведения и полномочий государственных и муниципальных органов власти определено в общих чертах. Сами же критерии, условия отнесения тех или иных предметов ведения и полномочий к компетенции РФ, субъектов РФ, местного самоуправления в законодательстве не устанавливаются.
Так, Конституция РФ дает общую схему разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти. Причем единая конструкция формирования предметов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов, местного самоуправления не выдерживается. К сожалению, конституционные нормы не дают ответа на вопросы, какие критерии, принципы были положены в основу определения предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ, почему отсутствуют конституционные критерии разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местным самоуправлением?
Исходя из Конституции РФ, границы собственной компетенции субъектов РФ определяются по остаточному принципу в рамках ст. 73 предметные сферы местного самоуправления закрепляются в ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Перечень вопросов местного значения является открытым. В уставе муниципального образования может быть предусмотрен дополнительный перечень вопросов местного значения. Это возможно в том случае, если они:
а) не отнесены к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований;
б) не отнесены к компетенции органов государственной власти;
в) не исключены из компетенции органов местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
На практике будет весьма затруднительным определить перечень вопросов, отвечающих данным требованиям. Причем эти дополнительные вопросы должны решаться только при наличии собственных финансовых ресурсов .
Следовательно, законодатель допускает существование нераспределенных между органами власти вопросов, которые независимо от их содержания будут являться вопросами местного значения, если тот или иной муниципальный орган вдруг обнаружит и обеспечит его решение собственными ресурсами. В противном случае, возможно, важный для общества вопрос останется вне поля зрения властных структур.
Что же относится к совместной компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления не ясно. Само же понятие «совместная компетенция» применительно к региональным и местным органам власти не используется, но характер деятельности данных органов указывает на наличие общих вопросов, предметных сфер, которые требуют соответствующего объема правового регулирования.
В результате на практике трудно понять, где заканчиваются полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и начинаются полномочия местных администраций .
Органы местного самоуправления, согласно ст. 12 Конституции, не входят в систему органов государственной власти. Данная формулировка не позволяет рассматривать аппарат местной администрации как низовое звено исполнительной вертикали, решающее задачи общегосударственного значения. Это противоречит федеративной природе государства, где органы местного самоуправления являются неотъемлемой частью системы управления государством. Муниципальные органы призваны обеспечивать исполнение на подведомственной им территории федеральных и региональных решений, а поэтому должны состоять в единой системе государственной политики.
Тем не менее, несмотря на их юридическую самостоятельность по отношению к органам государственной власти, предметы ведения органов местного самоуправления, пределы полномочий по их регулированию определены государственной властью законодательно, кроме того, местное самоуправление задействовано в осуществлении государственной политики путем наделения отдельными государственными полномочиями, федеральное правительство, принимая программы развития, определяет роль местного самоуправления в их реализации. Такое положение свидетельствует о недостаточной проработке концепции местного самоуправления и об отсутствии однообразно выработанных подходов к разграничению компетенции между уровнями власти.
Разграничение предметов ведения и полномочий между государственными органами по вертикали и местным самоуправлением рассматривается частью реформы федеративных отношений. Если мы действительно хотим построить федеративные отношения на более качественном уровне, то нужно в этом процессе определить и возможности местного самоуправления. Укрепление федеративных отношений – задача общегосударственная, и местное самоуправление решает ни какие-то собственные задачи, а включено в процесс решения тех же общегосударственных задач, но на ином территориальном уровне – муниципальном образовании .
Основные меры социальной поддержки многодетных семей устанавливаются на региональном уровне. Уровень и количество предоставляемых выплат и льгот определяются каждым регионом самостоятельно, исходя из финансовых возможностей.
Например, в Санкт-Петербурге действует Социальный Кодекс. Примечательные меры: оплата многодетной семье коммунальных услуг, всем членам многодетных семей предоставляется право на бесплатное посещение мест отдыха; в первоочередном порядке прием в государственные образовательные учреждения; первоочередное предоставление жилых помещений, нуждающимся. Семьям, имеющим в своем составе семь и более детей, предоставляется транспортное средство; возможность улучшения жилищных условий; другие социальных привилегии.
В Курской области в соответствии с законом от 21.09.2011 г. № 74- ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области» многодетным семьям предоставляются в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного (фермерского) хозяйства. А также в соответствии с целевой программой проводится оказание адресной социальной помощи на проведение газификации домов и квартир .
На территории Ростовской области действует целый ряд областных программ, призванных оказать содействие гражданам, и в т.ч. многодетным семьям, нуждающимся в предоставлении жилых помещений. При этом региональное законодательство конкретизирует понятие многодетной семьи, закрепляя, что многодетная семья — лица, состоящие в зарегистрированном браке, или неполная семья, состоящая из одного родителя, имеющие трех и более детей в возрасте до 16 лет, а продолжающих обучение — до 18 лет, не состоящих в браке. Особое внимание уделяется обеспечению жилыми помещениями детей-сирот [10. С. 55].
21 июля 2011 года Законодательным Собранием Ростовской области принят Областной закон от 1 августа 2011 года № 643-ЗС «О внесении изменений в Областной закон № 19-ЗС от 22 июля 2003 года «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», который предусматривает бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям. Статьей 83 закона определен порядок бесплатного предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам. Семья должна проживать на территории Ростовской области не менее 5 лет. Льгота распространяется на приемные и опекунские семьи, при условии воспитания указанных детей не менее 3 лет.
Предоставление жилых помещений многодетным гражданам регулируется в Ростовской области в рамках Подпрограммы «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан» Государственной программы Ростовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» .
Государственная поддержка оказывается при приобретении жилья с помощью средств жилищного (ипотечного) кредита. Срок субсидирования составляет 60 месяцев. Приобрести жилое помещение можно несколькими способами.
Порядок предоставления бюджетных субсидий для погашения задолженности по жилищным кредитам в случае рождения (усыновления) ребенка в период субсидирования процентных ставок по жилищным кредитам регламентирован постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2011 года № 137 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам социальных выплат в форме бюджетных субсидий для погашения задолженности по жилищным кредитам в случае рождения (усыновления) ребенка в период субсидирования процентных ставок по жилищным кредитам» .
Помимо указанных на территории Ростовской области действует еще целый ряд нормативных актов, обеспечивающих дополнительные гарантии многодетным семьям. В тоже время нельзя забывать, что региональное законодательство базируется на нормах федеральных, а поэтому именно на уровне Российской Федерации необходимо проводить грамотную и эффективную политику, направленную на поддержку многодетных семей. В первую очередь это касается жилищных прав этой категории граждан. Поскольку именно наличие благоустроенного жилого помещения или гарантий его приобретения будет стимулировать создание многодетных семей.
В зависимости от уровня социальной поддержки в регионе, выделяют несколько типов социальной защищенности. Слабая защищенность: 11 субъектов РФ, которые являются территориями преимущественно аграрными с высокой многодетностью и с небогатым бюджетом. Средняя социальная защищенность: наибольшее число регионов. Высокая социальная защищенность: города Москва и Санкт-Петербург; Тверская, Калининградская области и др., субъекты РФ — доноры федерального бюджета. Таким образом, социальный пакет многодетной семьи напрямую зависит от их места жительства .
На первый взгляд кажется, что федеральное и региональное законодательство предусматривает массу льгот для многодетных семей. Однако более подробное изучение вопроса показывает, что добиться реальных льгот многодетной семье на практике непросто, и еще сложнее понять, какие же льготы полагаются семье в отдельно взятом регионе, поэтому самой первой помощью от государства для многодетных семей должна быть ликвидация юридической безграмотности. Бесплатная правовая помощь особенно актуальна в связи с недостатком средств у таких семей, с помощью нее члены семьи могут получить образцы документов и разъяснения по доступным льготам.
Многодетные родители озабочены материальным обеспечением семьи пропорционально количеству детей. Но зарплаты или дохода от предпринимательской деятельности не всегда хватает, поэтому родителям приходится искать компромисс. Устраиваясь на работу через центр занятости, родители могут претендовать на неполный рабочий день, гибкий график или удаленную работу на дому. Если для данной работы родителям не хватает знаний и умений, им предоставляется возможность пройти переквалификацию или получить дополнительное обучение, в зависимости от потребностей рынка труда .
Нередко случается, что многодетные семьи или не знают о своих льготах, или не имеют возможности получить их из-за нехватки средств в региональном бюджете, в связи с этим государство на федеральном уровне должно следить за выполнением государственной социальной политики в субъектах РФ.
Финансовая помощь от государства позволит родителям уделять больше времени и внимания детям, приобщать их к культуре, труду и спорту, это позволит воспитать из них достойных граждан своей страны.
Программа поддержки многодетных семей продолжает приносить положительные результаты. Снизился уровень смертности в результате наркомании и алкоголизма. Кроме того, дети многодетных семей стали лучше учиться, видеть смысл своих стараний и строить счастливое будущее .
Таким образом, для создания эффективной структуры и механизма функционирования социального государства в РФ, необходимо использовать совокупность конституционных характеристик Российского государства. Социальная политика государства реализуется путем главных демократических составляющих, то есть через равенство прав и свобод человека и гражданина, приоритетное место при этом должно отдаваться материнству, отцовству и детству.
Подводя итоги, можно сказать, что в различных регионах РФ самым распространенной социальной программой являются ежемесячные или единовременные пособия. Если в Санкт-Петербурге или в Архангельской области льготы предоставляются всем без исключения семьям, то в ряде регионов России — при условии, что среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в регионе. Регионы присваивают статус многодетной семьи по различным критериям, определяют размер пособий, возраст ребенка, на которого оно выдается, также в зависимости от собственных предпочтений.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф