Страницы: 1 2
ГЛАВА 2. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНОВ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
2.1. Виды мер социальной поддержки ветеранов
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»[13] является основным документом, который устанавливает необходимые и самые важные меры социальной поддержки ветеранов в текущем году. Главной задачей такой политики считается оказание помощи всем категориям ветеранов. Помощь может быть оказана в виде предоставления льгот, выплаты определенных видов компенсаций и пособий, доступа к какой -либо информации.
Социальная политика ветеранов представляет собой уникальную систему, которая основывается на нескольких ключевых особенностях. Во-первых, финансирование данной политики осуществляется за счет федерального бюджета, что гарантирует стабильность и надежность предоставления социальной поддержки. Во-вторых, правоотношения в рамках данной политики имеют алиментарный характер, то есть направлены на обеспечение основных потребностей ветеранов. В-третьих, социальная поддержка осуществляется посредством комбинации адресного и категориального (субъективного) принципов, что позволяет учесть индивидуальные потребности и степень нуждаемости каждого ветерана. И, наконец, разнообразие форм социальной поддержки включает в себя предоставление денежных выплат, натуральных и нематериальных благ, чтобы эффективно удовлетворить потребности ветеранов и помочь им в повседневной жизни [31].
Под осуществлением политики социальной поддержки ветеранов понимается совершение действий по реализации мер по выплате установленных законом пособий и компенсаций, обеспечению жильем, оказанию материальной помощи, а также возмещению расходов на оплату коммунальных услуг и содержания жилья, а также мер по предоставлению необходимого медицинского обслуживания, оказанию своевременной и качественной медицинской и помощи и обеспечению протезами при необходимости и надобности (см. рис.2)
Когда ветеран имеет несколько оснований, по которым ему может быть предоставлена какая- либо услуга или льгота в рамках социальной поддержки, то он должен выбрать какая услуга ему более необходима и в чем он больше всего нуждается, так как сразу по всем основаниям они не предоставляются, а лишь с учетом предпочтений ветерана.
В Российской Федерации статус ветерана можно получить в нескольких случаях. Во – первых, если имеются заслуги в труде, особые знаки с отличием или если лицо имеет высокий трудовой стаж. Для того, чтобы стать ветераном труда нужно иметь длительный опыт работы, оформить и предоставить соответствующие документы в компетентные органы [36, c. 223].
- Стаж работы может иметь различные требования.
- В случае наличия государственных наград, почетных званий, грамот, благодарностей Президента РФ или корпоративных наград, необходимый стаж для женщин составляет 20 лет, а для мужчин — 25 лет. Для государственных служащих требуется минимальное количество отработанных лет.
- Если нет соответсвующих наград, то на момент получения социальных выплат и льгот у них должен быть 35 лет стажа работы – для женщин, 40 лет – для мужчин, при условии, что они трудились во время ВОВ.
- Ветеран труда свой статус получать лишь единожды и является постоянным. Его можно лишить только через суд, например, при обнаружении фальшивых документов.
- Статус может быть федеральным (действующим во всех регионах страны) или региональным (где ветеран может претендовать только на льготы, установленные региональными властями). Например, жители Мурманской области могут получить статус ветерана труда, если работали именно в этом регионе в течение 35 лет (для женщин) или 40 лет (для мужчин).
В перечень льгот, которые применяются в отношении ветерана труда входят следующие:
- ежемесячная денежная выплата;
- пенсия;
- разовые пособия;
- компенсации оплаты жилья, ремонта, коммунальных услуг, топлива (при необходимости);
- медицинская помощь;
- протезно-ортопедическая помощь (рис. 3).
Рисунок 3.Меры социальной поддержки для ветеранов труда.
Ветеранами труда являются лица, которым присвоено данное почечное звания. Им предоставляются такие меры поддержки, как:
- медицинское обслуживание, которое сохраняется с момента прикрепления в медицинской организации еще во время работы при выходе на пенсию, также сохраняется возможность прохождения ежегодных профилактических осмотров в данном учреждении;
- Компенсации за оплату коммунальных услуг и иных выплат, связанных с содержанием жилья в размере 50% ежемесячно;
- Компенсация за съем жилья либо за пользование им также в размере 50% ежемесячно.
Если у вышесказанных категорий ветеранов имеются неработающие члены семьи, в том случае если ветераны являются единственными кормильцами в семье, то не работающие граждане освобождаются:
1) от оплаты содержания жилья и иные траты, связанные с ним в размере 50% ;
2) от оплаты, связанных с пользованием жильем также в размере 50%.
Меры социальной поддержки, ежемесячные денежные выплаты и пакет социальных услуг могут быль получены также лицами, которые с 1941 года 1945 год проработали в тылу, при условии что такой стаж работы составляет не менее 6 месяцев [37, c. 480].
На получение мер социальной поддержки также имеют право труженики туда. На них распространяются такие меры как сохранение медицинского обслуживания в прикрепленных еще во время работы в поликлиниках и иных медицинских учреждениях, сохраняется внеочередное и приоритетное устройство их в дома престарелых и другие подобные организации и бесплатная установка слухового аппарата.
На медицинское обслуживание вне очереди имеют право лица:
- Являющиеся участниками Великой Отечественной войны;
- Ветераны войны;
- Являющиеся ветеранами боевых действий;
- Проработавшие в оборонных предприятиях и на стройках оборонных сооружений во время ВОВ, при условии, что они работали не менее 6 месяцев в течении всего периода;
- Являющиеся военнослужащими, которые несли службу в местах ведения войны в период времени с 1941 года по 1945 год;
- Члены семьи умерших ветеранов ВОВ [37, c. 480].
В соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 14 декабря 2004 г. №199-пп «Об утверждении порядка предоставления ежемесячных денежных пособий ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным жертвами политических репрессий, с учетом право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг»[19], ежемесячное денежное пособие назначается указанным категориям жителей, которые постоянно проживают на территории Борисовского района, на основании регистрации по месту жительства и получения пенсии по старости в соответствии с федеральными законами от 15 декабря 2002 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[15] и 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[16].
Ежемесячное денежное пособие назначается на основании пакета документов, в список которых входят:
- Заявление о назначении пособия, оно должно быть оформлено надлежащим образом и аккуратно, без исправлений и дорисовок, иначе будет отказано в принятии такого заявления.
- Документ, удостоверяющий личность, то есть никакой иной документ кроме паспорта.
- Соответствующая справка, которая подтверждает, что лицо действительно имеет право на получение ЕДВ.
- Справка, выданная Пенсионным фондом о том, что лицо ранее не получал данное пособие из-за каких-либо причин.
- Сведения о личных доходах, за последние три месяца.
- Сведения о банковском счете, куда будут начислять денежные выплаты.
Важно учитывать, если у ветерана имеются несколько оснований для получения ежемесячных пособий, то оно назначается лишь по одному единственному основанию, которое предусматривает наибольшую сумму.
Граждане, имеющие право на получение ежемесячного денежного пособия в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. № 3061-1)[22] и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию радиации в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», и в соответствии с Социальным кодексом Белгородской области получают ежемесячные денежные пособия по двум основаниям.
Право на получение ежемесячного пособия имеют также и лица, обладающие почетным званием почетного донора СССР и Российской Федерации, а также лица, они его могут получить по двум основаниям.
Получить меры социальной поддержки и субсидии могут как и остальные категории ветеранов военнослужащие, которые несли службу в условиях чрезвычайных обстоятельств, а также военные, служившие в Чеченской республике в период времени с 1997 по 1999 год. Они имеют право получить такие меры поддержки, как компенсация в размере 50% от уплаты коммунальных платежей и принятие и устройство в дома престарелых и иные организации социального обеспечения вне очереди (рисунок 4).
Рисунок 4. Меры социальной поддержки для инвалидов и ветеранов боевых действий.
Размер ЕДВ по категориям в 2023 году составляет:
— для ветеранов труда и военной службы, а также для пострадавших от политических репрессиий лиц такая выплата составляет 1142 руб.
— для тружеников тыла и репрессированных лиц она составляет 1312 рублей.
Важно также отметить, основания прекращения ежемесячного денежного пособия. Ими являются :
- Переезд получателя пособия за пределы района либо города;
- Если он начал получать от ежемесячное пособие с федерального бюджета;
- Если получатель пособия искр либо признан судом безвестно отсутствующим.
2.2. Меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной Войны как отдельная категория ветеранов
Под участниками Великой Отечественной войны понимаются лица, который напрямую участвовали в боевых сражениях и служили в рядах армии СССР. К ним правильно отнести:
- Военнослужащих, которые несли службу в период с 1941 по 1945 года, в том числе и те, кто ушел в отставку либо был уволен;
- Работники всех государственных структур, которые выполняли задачи государства в интересах советской армии;
- Военнослужащие, которые в период времени с 1941 по 1945 года проходили военную службу в специализированных учебных заведениях, которые не являлись частью действующей армии, с учетом того, с учетом того, что стаж должен быть не менее 6 месяцев. Также к ним относятся даже те, кто был уволен по каким-либо причинам, либо ушко в отставку.
- Лица, которые награждены государственными наградами во время ВОВ;
- Лица, которые награждены медалями за оборону Ленинграда;
- Инвалиды с детства, которые получило ранения во время войны.
Льготы также положены людям, которые получили ранения или увечья, если группа инвалидности была оформлена до 31 декабря 1951 года. Если гражданин СССР занимался разминированием территорий и получил инвалидность ввиду этой деятельности, то льготы ему положены при оформлении группы инвалидности до 31 декабря 1957 года[25, C. 960-962].
Государственная политика социальной поддержки ветеранов означает во — первых, создание специализированных структур, которые будут решать вопросы, касающиеся социального обеспечения ветеранов, во-вторых, реализация мер поддержки как для самих ветеранов, так и для членов его семьи и, в -третьих, выделения из государственного бюджета необходимых средств для предоставления мер социальной поддержки.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «О ветеранах» содержатся перечень лиц, отнесенных законодателем к числу ветеранов Великой Отечественной войны. К ним относят военнослужащих, которые проходили службу в рядах армии СССР и проработавшие в тылу в период времени с 1941 по 1945 гг. не менее 6 месяцев, а также служащие, которые напрямую принимали участие в боевых действиях и сражениях во время войны. Для них законом установлены определенные привилегии и льготы, такие как право на пенсионное обеспечение и получение выплат и пособий, кроме этого же ежемесячная денежная выплата и предоставляется возможность получения жилья [27, C. 831-832].
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», дает ветеранам возможность получения два вида пенсии, во- первых, пенсия по инвалидности, во-вторых, трудовая пенсия по старости. Также ежегодно в честь праздника Победы им единожды осуществляют выплату материальной помощи в знак благодарности, проявления уважения к их заслугам перед Отечеством. Порядок осуществления выплаты пособий ветеранам ВОВ регулируется законом «О ветеранах». Ежемесячная денежная выплата была принята и введена Федеральным законом № 122 в качестве всех остальных отмененных выплат, пособий и льгот. Она подлежит индексации как и часть трудовой пенсии.
Социальная защита ветеранов подразумевает оказание помощи в содержании жилья, помощь в оплате коммунальных услуг. Ветеранам жилье предоставляется по договорам социального найма либо государство предоставляет им субсидии для приобретения его в собственность. Право на получение жилья имеют не все категории ветеранов, а только инвалиды войны, участники ВОВ, военнослужащие, которые проходили военную службу в образовательных учреждениях, не входивших в состав действующей армии, со сроком не менее 6 месяцев и лица, имеющие государственные награды. Также жилье могут получить лица, проработавшие длительное время в оборонных объектах и строительстве таких сооружений, на железной дороге, расположенной рядом с фронтом и на иных объектах стратегического назначения, лица со знаками жителя блокадного Ленинграда и члены умерших ветеранов.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2009 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (вступил в силу 4 января 2010 года), ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны имеют право на получение жилья независимо от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Социальная поддержка ветеранов осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Для этой цели предусмотрены субвенции из Федерального фонда компенсаций, которые рассчитываются исходя из числа лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. Расчет производится с учетом федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.
Ветераны Великой Отечественной войны также имеют право на льготу, касающуюся оплаты за ремонт и содержание жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), включая членов семей инвалидов, проживающих с ними. Кроме того, им предоставляется льготная оплата коммунальных услуг в размере 50%, а в домах без центрального отопления — также 50% стоимости топлива и транспортных услуг по его подвозу.
Учитывая значимый вклад Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы, которые принимали участие во Великой Отечественной войне, установлены особый статус и предоставлены соответствующие права и льготы законодателем, согласно Закону РФ от 15 января 1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы».
1.1. В отношении пенсионного обеспечения: все виды пенсий – по старости, за выслугу лет, по инвалидности и в случае потери кормильца, будут повышены до размера, предусмотренного пенсионным законодательством и другими нормативными актами РФ.
1.2. В отношении налогообложения: Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы будут освобождены от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствии с требованиями налогового законодательства и других нормативных актов РФ.
1.3. Герои, полные кавалеры ордена Славы и члены их семей, проживающие вместе с ними, будут освобождены от следующих выплат:
– оплата за жилье (включая техническое обслуживание и эксплуатацию жилья) и коммунальные услуги (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячая вода, центральное отопление, а в домах, не обладающих центральным отоплением, – предоставление топлива в пределах норм, доступных для продажи населению, и другие коммунальные услуги);
– платежи за использование вневедомственных охранных систем жилья независимо от типа жилищного фонда.
Расходы на оплату пользования домашним телефоном компенсируются в полном объеме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9.1 Закона РФ от 15 января 1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» героям или полным кавалерам ордена Славы по их заявлению ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере 36 410 рублей, которая устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
В случае смерти (гибели) Героя или полного кавалера ордена Славы его вдове (вдовцу), родителям, детям в возрасте до 18 лет, детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и детям в возрасте до 23 лет, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, выплачивается каждому единовременное пособие в размере 20000 рублей.
2.3. Анализ текущего состояния социальной поддержки ветеранов
По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2023 года в России ежемесячные денежные выплаты получают 91 687 ветеранов Великой Отечественной войны, из них 39 612 человек участвовали в боевых действиях.
Больше всего ветеранов ВОВ проживают в Санкт-Петербурге, Воронежской и Орловской областях. Наибольшее число участников ВОВ сохранилось в Воронежской, Орловской и Московской областях (см. рис. 5 и 6).
Тех, кто награжден знаком «Жителю блокадного Ленинграда», «Житель осажденного Севастополя», «Житель осажденного Сталинграда», насчитывается 52 044 человека.
Всего, по данным Росстата, в России насчитывается более 10 миллионов инвалидов, из них детей-инвалидов — 741 634 человека. Общая численность пенсионеров составляет 41 миллион 775 тысяч человек, 2,133 миллиона из них получают пенсии по инвалидности.
Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) назначаются инвалидам всех групп (1-ой, 2-ой и 3-ей группы, а также детям-инвалидам), лицам, пострадавшим в техногенных катастрофах (в частности, чернобыльцам), участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий и целому ряду других категорий федеральных льготников.
В феврале 2023 года произошла очередная индексация социальных выплат, которые получают миллионы российских граждан. Среди них и ЕДВ, которая выросла сразу на 11,9%. Данное пособие могут получать следующие граждане:
- Люди с инвалидностью – сюда относятся инвалиды 1, 2 и 3 группы, а также дети-инвалиды без назначения группы.
- Герои Советского Союза, Герои РФ, Герои Социалистического Труда;
- Ветераны боевых действий.
- Члены семьи погибших ветеранов.
- Люди, пережившие блокаду Ленинграда.
- Люди, ставшие жертвой радиации в результате аварий или ядерных испытаний.
- Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Для инвалидов. Набор социальных услуг в общей сложности составляет 1 469,74 рубля. Размер выплаты зависит от группы инвалидности. Если лицо с инвалидностью сохраняет право на весь набор социальных услуг (НСУ), то с 1 февраля размер единовременной денежной выплаты (ЕДВ) составит:
— Для лиц I группы инвалидности — 3 488,21 рубля;
— Для лиц II группы инвалидности и детей-инвалидов — 2 071,02 рубля;
— Для лиц III группы инвалидности — 1 364,67 рубля.
В случае полного отказа от набора социальных услуг, человеку будут выплачивать:
— Для лиц I группы инвалидности — 4 957,95 рубля;
— Для лиц II группы инвалидности и детей-инвалидов — 3 540,76 рубля;
— Для лиц III группы инвалидности — 2 834,40 рубля.
Дети-инвалиды будут получать ежемесячную выплату в размере 3 540 рублей.
В случае необходимости использования собаки-проводника, на её содержание будет выделено 32 170 рублей в год.
Инвалиды в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), а также ликвидаторы последствий этой аварии, смогут рассчитывать на выплату в размере 3 540,76 рубля ежемесячно.
Ветераны боевых действий будут получать ежемесячную выплату в размере 3896,19 рублей. Родственники тех, кто погиб или умер в бою, а также инвалиды войны будут получать 2125,80 рублей в месяц. Инвалиды войны с 1 февраля смогут получать единовременную денежную выплату в размере 7081,49 рублей. Участники Великой Отечественной войны теперь также получат повышенную выплату, составляющую 5311,9 рублей ежемесячно.
Размер ЕДВ для ветеранов, награжденных знаками «Жителю блокадного Ленинграда» и «Жителю осажденного Севастополя», составит 3896,19 рублей. Размер выплаты зависит от категории льготника. В частности, выплата Героям труда составляет 61 566 руб., а выплата Героям СССР, России и полным кавалерам ордена Славы уже 83 496 рублей (рис. 7).
Рисунок 7. Размеры ЕДВ на текущий год.
С 24 июля 2023 года произошли изменения в порядке назначения ежемесячной выплаты ветеранам боевых действий. Ранее, по умолчанию, этим лицам назначалась выплата с учетом натуральной формы предоставления социальных услуг. Однако, согласно новым правилам, выплата ежемесячной денежной помощи (ЕДВ) теперь устанавливается непосредственно в максимальном размере, что означает автоматический отказ от социального пакета. Одновременно с этим, если ветеран боевых действий желает воспользоваться положенным ему набором социальных услуг, он имеет право подать заявление в Социальный фонд. В рамках этого заявления ветеран может выбрать, какие из льгот будут предоставлены ему в натуральной форме. В таком случае, размер выплаты ЕДВ будет уменьшен на денежный эквивалент тех услуг, которые будут предоставлены льготнику в натуральном виде.
Конкретного понятия категории ветеранов боевых действий до 2000 года не существовало. Получается, что ветераном боевых действий мог стать любой гражданин, который участвует в подавленности военных действий. Они, как и другие категории, имеют различные льготы, но в этом плане постоянно происходят различные изменения.
Данная категория граждан имеет различные льготы, которые периодически претерпевают изменения. Рассмотрим последние изменения, произошедшие в 2023 году в части выплат и льгот ветеранов боевых действий.
В России социальные выплаты и пенсии каждый год подвергаются индексации. Таким образом, ветераны боевых действий продолжат их получать но в увеличенном за счет индексации размере. Общий размер и объем материально -финансовой помощи рассчитывается вместе с тремя другими выплатами, то есть ветеран одновременно может получать 3 вида пенсии сразу, включая военную пенсию, трудовую пенсию и пенсию по инвалидности, в том случае если она имеется и официально оформлена. При этом такие выплаты напрямую от государства получают только ветераны. Что касается ветеранов Великой Отечественной войны, то они дополнительно получают выплату в размере от 100 до 250%.
Важно отметить, что при назначении социальной выплаты ветеранам боевых действий учитываются несколько факторов. Например, то, сколько времени ветеран провел в горячей точке; какие награды он получил за время службы и какие ранения, были им получены, также имеется ли у него соответствующее звание либо определенная занимаемая должность. При расчете суммы выплаты, принимается и количество времени службы, то есть выслугу лет.
С целью улучшения качество жизни и благополучия ветеранов боевых действий ежегодно проводится индексация выплат, она проводится 1 февраля каждого года. Размер перерасчета полностью зависит от уровня инфляции и на 2024 год ожидается повышение не более, чем на 4%. Также кроме этого они продолжат получать ежемесячную денежную выплату в размере 3212,04 рублей, но лишь при соблюдении некоторых условий. В пользу данной выплаты ветеран должен отказаться от бесплатных лекарств, от бесплатного проезда в общественном транспорте, а также от путеводитель в санаторий. Это означает, что вышеперечисленные нужды он должен оплачивать самостоятельно, но зато ежемесячно получать денежную выплату. Если ветеран проигнорировал и воспользовался одной из этих услуг, то стоимость ежемесячной выплаты, соответственно, меняется в сторону снижения.
Многие ветераны проявляли интерес к вопросу о повышении в текущем 2023 году ежемесячной выплаты до размера минимального прожиточного минимума, но пока таких изменений вносить не планируется.
Также не планируется внесение изменений в Федеральный закон о ветеранах, значит и меры социальной поддержки ветеранов могут быть предоставлены всем. На данный момент ветераны боевых действий могут рассчитывать на такие меры поддержки, как компенсация в размере 50% оплаты коммунальных услуг, независимо от того, сколько человек прописан в жилище и проживает в нем. Ветераны боевых действий могу бесплатно ездить на общественном транспорте, ему раз в год предоставляется право на бесплатный проезд до места своего лечения либо до места жительства. Также остаются и сохраняются льготы, связанные с налоговыми вычетами, то есть им предоставляется соответствующая льгота на уплату налогов на транспорт либо недвижимость. При этом стоит учитывать, что льгота применяется лишь при уплате одного налога на один объект, одновременно на все налоги она не распространяется.
Также они могут воспользоваться медицинскими льготами, то есть они могут продолжать наблюдаться в том медицинском учреждении, где были прикреплены еще во время работы, вне очереди получать лечения в госпиталях и без очереди проходить медицинские обследования, также на них распространяется право на бесплатное обеспечение протезов и необходимого оборудования для реабилитации ветерана. Сохраняется и возможность пользоваться путевками в санатории и дома отдыха[26, c. 352].
В 2024 году в России вступят в силу новые изменения в системе льгот для ветеранов труда. Это связано с инфляцией и необходимостью обеспечить социальное обеспечение для людей, которые посвятили годы своей жизни труду на предприятиях и в организациях государственного сектора. В этой статье мы расскажем, какие изменения произойдут и как получить льготы ветеранам труда в 2024 году. Согласно новому постановлению, размер льгот будет повышен с 1 января 2024 года. Теперь ветераны труда смогут получать дополнительные выплаты и льготы, которые будут индексироваться в соответствии с уровнем инфляции. Для получения льгот необходимо будет предоставить определенный пакет документов и пройти процедуру оформления на сайте государственного учреждения.
В 2024 году будет повышен размер пенсии для ветеранов труда, также им будет назначена дополнительная выплата, то есть доплата за трудовой стаж. Помимо этого, им будет предоставлены дополнительные льготы в зависимости от того, в каком регионе страны они проживают. Соответственно, для получения дополнительных выплат и льгот они должны обратиться с заявлением в соответсвующий орган и предоставить необходимые подтверждающие статус льготника документы.
Стоит учитывать, что указанные льготы будут распространены не на всех, а лишь на тех, кто достиг определенного возраста и имеет достаточно трудового стажа. Согласно законодательству Росссийской Федерации с этих выплат будут взыскиваться также и страховые взносы. Кроме этого, льготы и доплаты будут ежегодно индексироваться согласно уровню инфляции. Таким подходом государство старается реализовать политику социальной поддержки ветеранов для сохранения их достойного уровня жизни.
В 2024 году также увеличится размер ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), он будет проиндексирован согласно уровня инфляции в стране. В 2023 году он составляет 12000 рублей, в 2024 году будет, соответственно, больше.
2.4. Актуальные проблемы социальной поддержки ветеранов и рекомендации по ее совершенствованию
В современном обществе самой актуальной темой является проблема социальной поддержки ветеранов. Это обусловлено тем, что ветераны, трудившиеся всю свою жизнь во благо государства, при возвращении в обычную жизнь сталкиваются с некоторыми проблемами[23, c. 240].
Одной из главных проблем является отсутствие социальной и экономической поддержки. Многие из них сталкиваются с безработицей, не способностью адаптироваться к обыденной жизни и отсутствием необходимых навыков для поиска работы. Кроме того, многие ветераны испытывают проблемы с материальным положением, что приводит к дополнительному стрессу и нервному напряжению.
Еще одной серьезной проблемой является отсутствие доступности и качества медицинской помощи для ветеранов. Многие из них страдают от посттравматического стрессового расстройства физических и психологических травм, полученных во время службы либо работы. Однако, они не всегда получают должное лечение и поддержку со стороны государства. Отсутствие доступа к качественной медицинской помощи ухудшает их физическое психическое состояние, что оказывает отрицательное влияние на их жизнь благополучие.
Также стоит отметить, проблемы социальной интеграции ветеранов. Некоторые из них испытывают трудности при возвращении в обычную гражданскую жизнь, неспособностью приспособиться к новым условиям и измененным ценностям [39, c.48]. Из- за того, что полностью отсутствует поддержка и уважение со стороны окружающих и государства, это усугубляет все трудности, что вследствие приводит к изоляции ветеранов от общества и к возникновению проблем со здоровьем. Данную проблему можно решить лишь совместными усилиями государства, общества и различных общественных объединений. Эффективным методом может быть предоставление ветеранам необходимой социально-экономической поддержки, в том числе и оказать помощь при трудоустройстве, профессиональной переподготовке, получении обучения и повышения квалификации. Также важно обеспечить доступ к качественному медицинскому обслуживанию со всеми оборудованиями, и психологической поддержки, особенно в случаях физических и психологических травм. Проводить различные мероприятия, информационные кампании, где может поучаствовать каждый ветеран и почувствовать себя нужным членом общества.
В рамках данного исследования я хочу представить свои рекомендации по усовершенствованию политики социальной поддержки ветеранов.
- Улучшить и расширить доступ к программам поддержки, то есть увеличить финансирование и повысить охват программы, чтобы в ней могли участвовать как можно больше ветеранов, даже те, кто проживает в отдельных районах. Также улучшить качество предоставляемых услуг, при этом учитывая все потребности, особенности и условия жизни каждого из них.
- Внедрение информационной поддержки означает, что необходимо создать онлайн- сайт, где будет находиться вся необходимая информация о доступных программах поддержки, о правах ветеранах, о льготных, которых имеют право получить каждый из них, а также контактные данные и электронные ссылки, где они подробно могут ознакамливаться с каждой программой и выбирать для себя более подходящую. Поскольку в настоящее время большинство граждан, в том числе и ветеранов, являются активными пользователями социальных сетей или сети Интернет, целесообразно было бы улучшить коммуникации с ними через электронную почту, смс- сообщения и социальные сети, чтобы они постоянно могли быть в курсе всего грядущих мероприятиях и программах поддержки.
- Необходимо ветеранам предоставить возможность для образования и профессионального развития. Оказывать помощь при получении ими высшего образования, прохождении курсов, при повышении квалификации, а также при обновлении уже имеющихся знаний и навыков. Можно также установить бесплатные и доступные обучающие программы для запуска бизнеса и программы поддержки для бизнес -стартапов, предоставляя финансовые, консалтинговые услуги для ветеранов, которые хотят создать и начать свой личный бизнес.
- Поддержка ветеранов с инвалидностью занимает, по моему мнению, особое место. Для них целесообразно создать программы для реабилитации и гарантировать, что каждый из них получит всю необходимую поддержку, помощь и льготы, а после оказать содействие при выборе ими сферы занятости и деятельности, также консультирование и помощь в поиске работы и трудоустройстве.
Как отмечалось выше, правовой статус всех категорий ветеранов определяются Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5 – ФЗ «О ветеранах». Данный закон устанавливает необходимые меры социальной поддержки, чтобы создать достойные условия жизни и активную деятельность для ветеранов, обеспечивает почет и уважение в обществе за их труд и воинский долг.
Целесообразно внести изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» и ввести для ветеранов боевых действий такие дополнительные меры, как досрочное назначение страховой пенсии, если они уже имеют соответствующий страховой стаж не менее 25 и 20 лет, при этом возраст для женщины должен быть 50 лет, а для мужчин -55 лет.
Также важно изменить порядок индексации ежемесячной выплаты. Стоит учитывать, что размер такой выплаты должен индексироваться не менее одного раза в год, поэтому процент индексации должен составлять 1% и всегда опережать темп роста цен.
Вопросы, касающиеся обеспечения жильем нуждающихся ветеранов боевых действий, которые содержатся в Федеральном законе «О ветеранах» (ст. 16), требуют также изменений, так как они нарушают права тех ветеранов, которые встали на учет после 1 января 2005 года и носят полностью дискриминирующий характер. По действующему закону меры социальной поддержки в виде получения жилья распространяются не на всех ветеранов боевых действий, а лишь на тех, кто встал на учет в качестве нуждающегося в жилище до 1 января 2005 года, а остальные, соответственно, не имеют права претендовать на такой вид меры из-за даты постановки на учет позднее установленного срока.
Чтобы все ветераны могли на равных условиях реализовать свое право на улучшение жилищных условий, необходимы изменения в данный закон, а именно продлить срок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилище граждан до 1 января 2025 года. Такой подход поспособствовало бы восстановлению социальной справедливости, оказанию поддержки в обеспечении всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, независимо от того, когда они встали на учет.
Подводя итоги по 2 главе, можно сделать следующие выводы. Социальная поддержка ветеранов играет важную роль в обеспечении достойных условий для их жизни и успешной реабилитации после военной со и длительной трудовой деятельности. С связи с этим политика социальной поддержки должна постоянно совершенствоваться, так как именно это является главной стратегической задачей государства. Считаю, что разработанные мною рекомендации помогут в улучшении условий жизни, развитии потенциала и успешной реабилитации всех ветеранов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Проблема социальной поддержки ветеранов является самой актуальной в настоящее время и требует особого внимания общества и государства, поскольку в современном обществе многие ветераны после окончания службы либо выхода на пенсию по возрасту либо по иным другим причинам, испытывают трудности в адаптации к обычной жизни. Обеспечение надлежащего уровня здравоохранения и медицинского обслуживания ветеранов является одним из ключевых аспектов данной проблемы, так как многие из них нуждаются в долгосрочном реабилитационном процессе, лечении психологических и физических травм, а также и специализированном медицинском оборудовании. Недостаток финансирования и доступности медицинских услуг для ветеранов создают серьезные трудности и ухудшает их жизненные условия.
Также от социальная поддержка ветерана должна включать в себя оказание помощи в осуществлении жилищных потребностей и обеспечении социальной защиты на должном уровне, так как некоторые из них сталкиваются с бездомностью либо живут в неблагоприятных условиях из — за отсутствия постоянного жилья и достаточных средств для существования. И чтобы такого не допустить, требуется принять активные меры для улучшения подобной ситуации путем обеспечения доступного жилья, а также оказания материальной поддержки.
Помимо этого, большинство ветеранов сталкиваются с трудностями в получении образовании и поиски работы после выхода на пенсию либо окончание службы. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что отсутствует необходимой квалификации, знаний и навыков для нынешнего места работы, а также работодатели не всегда ценят опыт, полученный на месте службы. Поэтому для ветеранов целесообразно создать и развивать программы профессиональной переориентации и повышения их компетенции и оказывать им содействие при трудоустройстве в различные сферы деятельности. При этом общество и государство должны осознавать, что обеспечение социальной поддержки необходимо для создания благоприятных условий для полноценной и достойной жизни всех граждан.
Таким образом, проблема социальной поддержки ветеранов требует системного и комплексного подхода со стороны государства и общества, для эффективного разрешения требует также активное участия каждого гражданина. Только совместными условиями и полной мобилизацией ресурсов можно создать условия для достойной жизни ветеранов и прекратить их социальное и экономическое уязвимое положение.
Существуют несколько категорий ветеранов
Ветераны Великой Отечественной войны представляют категорию людей, смело сражавшихся во имя защиты Отечества и обеспечения боеспособности воинских частей на территориях активных боевых действий. В данную категорию также включаются те, кто проходил службу или работал в тылу в период с 1941 по 1945 год, пробывшие там не меньше шести месяцев (исключая время проведенное на временно оккупированных территориях СССР) или были награждены орденами и медалями СССР.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
— участники событий Великой Отечественной войны, включая тех, кто работал на различных объектах противовоздушной обороны и строительстве защитных сооружений, на военно-морских базах, аэродромах и других военных объектах в границах задней зоны фронтовых действий, операционных зон флотов, в ближнезащитных участках железнодорожных и автомобильных магистралей; также люди, находившиеся в составе экипажей судов транспортного флота, которые были интернированы в портах других государств в начале Великой Отечественной войны;
— лица, которые награждены значком «Жителю блокадного Ленинграда»;
— люди, работавшие в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая время проведенное на временно оккупированных территориях СССР, а также те, которые были награждены орденами или медалями СССР за самоотверженный труд во время Великой Отечественной войны.
К ветеранам боевых действий относятся лица, которые служили на территории СССР, Российской Федерации и других стран. Эта категория включает в себя военнослужащих, в том числе и тех, кто ушел в запас или отставку, военнообязанных и призывников, а также полицейских и сотрудников органов безопасности, работников указанных органов, военных Министерств СССР и России, сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые были отправлены в другие страны органами государственной власти СССР и России и участвовали в боевых действиях в рамках исполнения своих обязанностей, а также тех, кто участвовал в боевых действиях на территории России в соответствии с решением органов государственной власти.
Также сюда относятся военнослужащие, в запасе или находящиеся в отставке, полицейские и сотрудники органов безопасности, а также лица, участвовавшие в разминировании территорий и объектов на территории СССР и других стран с 1945 года по 1951 год, включая боевое траление с 1945 года по 1957 год.
К категории ветеранов военной службы нужно отнести лиц, которые ранее служили в рядах Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации и других организаций, относящихся к военным. Кроме этого к данной категории относятся также военные, имеющие награды и почетные званиями СССР или Российской Федерации, а также обладающие ведомственными знаками отличия. Закон не обделяет правом на социальную поддержку лиц, получивших ранения и увечья в ходе несения военной службы, в следствии которого они стали инвалидами и лиц, находящихся в отставке либо уволенных с военной службы по иным причинам. Однако, важно отметить, что для попадания в программу политики социальной поддержки ветеранов и получения льгот и установленных выплат или иной помощи, они в обязательном порядке должны иметь стаж службы не менее 20 лет, такие требования распространяются на всех ветеранов военной службы.
К категории ветеранов государственной службы социальную помощь могут получить лица, которые длительное время работали на должностях государственной службы Российской Федерации и СССР, имеющие государственные награды, почетные звания и ведомственные знаки отличия, также инвалиды, ставшие таковыми из-за полученных в ходе несения службы ранений или заболеваний. Кроме этого, ветеранами являются и лица, находящиеся в отставке и уволенные со службы по иным причинам, но для оформления и получения социальных выплат и льгот они должны иметь определенный стаж работы – это является обязательным требованием политики социальной поддержки ветеранов.
К ветеранам труда законодательством отнесены люди, имеющие почетные звания и награды в труде, а также лица, начавшие работать перед началом войны (ВОВ) в не совершеннолетнем возрасте и на момент получения социальной поддержки имеющие стаж 40 и 35 лет, где 40 лет установлен для мужчин, а 35- для женщин). Для назначения пенсии и иных выплат, помимо этого и для получения социальных льгот они должны иметь определенное количество стажа, что является главным и основным требованием для участия в социальной политике и получения поддержки.
Политика социальной поддержки ветеранов осуществляется по нескольким основным направлениям. Во-первых, для предоставления и оказания необходимых услуг ветеранам в государственных органах создаются специализированные структуры, занимающиеся вопросами социальной поддержки. Во -вторых, данными специализированными структурами осуществляются определенные меры, направленные на оказание помощи и поддержки для ветеранов и их членов семьи. В-третьих, из федерального и регионального бюджета выделяются денежные средства для реализации такой политики и для осуществления защиты ветеранов. Через средства массовой информации и телекоммуникации распространяется пропаганда честной военной службы и трудовой деятельности. Также в ближайшем будущем можно актуализировать значение государственных наград за военные и трудовые достижения и подвиги.
Социальная политика ветеранов включает в себя несколько важных мер, которые положительно влияют на качество жизни ветеранов.
- Согласно законодательству Российской Федерации ветеранам гарантируется выплаты пенсий и пособий.
- Финансовая помощь предоставляется со счета государственного бюджета.
- Предоставляется жилье и гарантируется компенсация на их содержание.
- Помимо еще предоставляются льготы и преимущества при вступлении в жилищные и строительные кооперативы, а также садоводческие товарищества и объединения.
- Гарантируется оплата платежей по предоставлению коммунальных услуг.
- Качественное медицинское обслуживание со всеми обследованиями, в том числе и протезирование, реабилитация и адаптация.
В Российской Федерации статус ветерана можно получить в нескольких случаях. Во – первых, если имеются заслуги в труде, особые знаки с отличием или если лицо имеет высокий трудовой стаж. Для того, чтобы стать ветераном труда нужно иметь длительный опыт работы, оформить и предоставить соответствующие документы в компетентные органы.
- Стаж работы может иметь различные требования.
- В случае наличия государственных наград, почетных званий, грамот, благодарностей Президента РФ или корпоративных наград, необходимый стаж для женщин составляет 20 лет, а для мужчин — 25 лет. Для государственных служащих требуется минимальное количество отработанных лет.
- Если нет соответствующих наград, то на момент получения социальных выплат и льгот у них должен быть 35 лет стажа работы – для женщин, 40 лет – для мужчин, при условии, что они трудились во время ВОВ.
- Ветеран труда свой статус получать лишь единожды и является постоянным. Его можно лишить только через суд, например, при обнаружении фальшивых документов.
- Статус может быть федеральным (действующим во всех регионах страны) или региональным (где ветеран может претендовать только на льготы, установленные региональными властями). Например, жители Мурманской области могут получить статус ветерана труда, если работали именно в этом регионе в течение 35 лет (для женщин) или 40 лет (для мужчин).
В перечень льгот, которые применяются в отношении ветерана труда входят следующие:
- ежемесячная денежная выплата;
- пенсия;
- разовые пособия;
- компенсации оплаты жилья, ремонта, коммунальных услуг, топлива (при необходимости);
- медицинская помощь и протезно-ортопедическая помощь.
Под участниками Великой Отечественной войны понимаются лица, который напрямую участвовали в боевых сражениях и служили в рядах армии СССР. К ним правильно отнести:
1) Военнослужащих, которые несли службу в период с 1941 по 1945 года, в том числе и те, кто ушел в отставку либо был уволен;
2) Работники всех государственных структур, которые выполняли задачи государства в интересах советской армии;
3) Военнослужащие, которые в период времени с 1941 по 1945 года проходили военную службу в специализированных учебных заведениях, которые не являлись частью действующей армии, с учетом того, с учетом того, что стаж должен быть не менее 6 месяцев. Также к ним относятся даже те, кто был уволен по каким-либо причинам, либо ушко в отставку.
4) Лица, которые награждены государственными наградами во время ВОВ;
5) Лица, которые награждены медалями за оборону Ленинграда;
6) Инвалиды с детства, которые получило ранения во время войны.
Социальная защита ветеранов подразумевает оказание помощи в содержании жилья, помощь в оплате коммунальных услуг. Ветеранам жилье предоставляется по договорам социального найма либо государство предоставляет им субсидии для приобретения его в собственность. Право на получение жилья имеют не все категории ветеранов, а только инвалиды войны, участники ВОВ, военнослужащие, которые проходили военную службу в образовательных учреждениях, не входивших в состав действующей армии, со сроком не менее 6 месяцев и лица, имеющие государственные награды. Также жилье могут получить лица, проработавшие длительное время в оборонных объектах и строительстве таких сооружений, на железной дороге, расположенной рядом с фронтом и на иных объектах стратегического назначения, лица со знаками жителя блокадного Ленинграда и члены умерших ветеранов.
Ветераны Великой Отечественной войны также имеют право на льготу, касающуюся оплаты за ремонт и содержание жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), включая членов семей инвалидов, проживающих с ними. Кроме того, им предоставляется льготная оплата коммунальных услуг в размере 50%, а в домах без центрального отопления — также 50% стоимости топлива и транспортных услуг по его подвозу.
Одной из главных проблем является отсутствие социальной и экономической поддержки. Многие из них сталкиваются с безработицей, не способностью адаптироваться к обыденной жизни и отсутствием необходимых навыков для поиска работы. Кроме того, многие ветераны испытывают проблемы с материальным положением, что приводит к дополнительному стрессу и нервному напряжению.
Еще одной серьезной проблемой является отсутствие доступности и качества медицинской помощи для ветеранов. Многие из них страдают от посттравматического стрессового расстройства физических и психологических травм, полученных во время службы либо работы. Однако, они не всегда получают должное лечение и поддержку со стороны государства. Отсутствие доступа к качественной медицинской помощи ухудшает их физическое психическое состояние, что оказывает отрицательное влияние на их жизнь благополучие.
Также стоит отметить, проблемы социальной интеграции ветеранов. Некоторые из них испытывают трудности при возвращении в обычную гражданскую жизнь, неспособностью приспособиться к новым условиям и измененным ценностям [39, c.48]. Из- за того, что полностью отсутствует поддержка и уважение со стороны окружающих и государства, это усугубляет все трудности, что вследствие приводит к изоляции ветеранов от общества и к возникновению проблем со здоровьем. Данную проблему можно решить лишь совместными усилиями государства, общества и различных общественных объединений. Эффективным методом может быть предоставление ветеранам необходимой социально-экономической поддержки, в том числе и оказать помощь при трудоустройстве, профессиональной переподготовке, получении обучения и повышения квалификации. Также важно обеспечить доступ к качественному медицинскому обслуживанию со всеми оборудованиями, и психологической поддержки, особенно в случаях физических и психологических травм. Проводить различные мероприятия, информационные кампании, где может поучаствовать каждый ветеран и почувствовать себя нужным членом общества.
В рамках данного исследования я хочу представить свои рекомендации по усовершенствованию политики социальной поддержки ветеранов.
- Улучшить и расширить доступ к программам поддержки, то есть увеличить финансирование и повысить охват программы, чтобы в ней могли участвовать как можно больше ветеранов, даже те, кто проживает в отдельных районах. Также улучшить качество предоставляемых услуг, при этом учитывая все потребности, особенности и условия жизни каждого из них.
- Внедрение информационной поддержки означает, что необходимо создать онлайн- сайт, где будет находиться вся необходимая информация о доступных программах поддержки, о правах ветеранах, о льготных, которых имеют право получить каждый из них, а также контактные данные и электронные ссылки, где они подробно могут ознакамливаться с каждой программой и выбирать для себя более подходящую. Поскольку в настоящее время большинство граждан, в том числе и ветеранов, являются активными пользователями социальных сетей или сети Интернет, целесообразно было бы улучшить коммуникации с ними через электронную почту, смс- сообщения и социальные сети, чтобы они постоянно могли быть в курсе всего грядущих мероприятиях и программах поддержки.
- Необходимо ветеранам предоставить возможность для образования и профессионального развития. Оказывать помощь при получении ими высшего образования, прохождении курсов, при повышении квалификации, а также при обновлении уже имеющихся знаний и навыков. Можно также установить бесплатные и доступные обучающие программы для запуска бизнеса и программы поддержки для бизнес -стартапов, предоставляя финансовые, консалтинговые услуги для ветеранов, которые хотят создать и начать свой личный бизнес.
- Поддержка ветеранов с инвалидностью занимает, по моему мнению, особое место. Для них целесообразно создать программы для реабилитации и гарантировать, что каждый из них получит всю необходимую поддержку, помощь и льготы, а после оказать содействие при выборе ими сферы занятости и деятельности, также консультирование и помощь в поиске работы и трудоустройстве.
Как отмечалось выше, правовой статус всех категорий ветеранов определяются Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5 – ФЗ «О ветеранах». Данный закон устанавливает необходимые меры социальной поддержки, чтобы создать достойные условия жизни и активную деятельность для ветеранов, обеспечивает почет и уважение в обществе за их труд и воинский долг.
Целесообразно внести изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» и ввести для ветеранов боевых действий такие дополнительные меры, как досрочное назначение страховой пенсии, если они уже имеют соответствующий страховой стаж не менее 25 и 20 лет, при этом возраст для женщины должен быть 50 лет, а для мужчин -55 лет.
Также важно изменить порядок индексации ежемесячной выплаты. Стоит учитывать, что размер такой выплаты должен индексироваться не менее одного раза в год, поэтому процент индексации должен составлять 1% и всегда опережать темп роста цен.
Вопросы, касающиеся обеспечения жильем нуждающихся ветеранов боевых действий, которые содержатся в Федеральном законе «О ветеранах» (ст. 16), требуют также изменений, так как они нарушают права тех ветеранов, которые встали на учет после 1 января 2005 года и носят полностью дискриминирующий характер. По действующему закону меры социальной поддержки в виде получения жилья распространяются не на всех ветеранов боевых действий, а лишь на тех, кто встал на учет в качестве нуждающегося в жилище до 1 января 2005 года, а остальные, соответственно, не имеют права претендовать на такой вид меры из-за даты постановки на учет позднее установленного срока.
Чтобы все ветераны могли на равных условиях реализовать свое право на улучшение жилищных условий, необходимы изменения в данный закон, а именно продлить срок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилище граждан до 1 января 2025 года. Такой подход поспособствовало бы восстановлению социальной справедливости, оказанию поддержки в обеспечении всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, независимо от того, когда они встали на учет.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Нормативно – правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 23.11.2023).
- «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 23.11.2023).
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, который вступил в силу в СССР 3 января 1976 года // СПС Гарант (дата обращения: 15.11.2023).
- Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 55 -ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 17.02.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 26.11.2023).
- Федеральный закон от 16.07.1999 № 165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 14.07.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/(дата обращения: 17.11.2023).
- Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 23.11.2023).
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.11.2023).
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 10.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.11.2023).
- Федеральный закон от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/(дата обращения: 23.11.2023).
- Федеральный закон от 12.2001 № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2023).
- Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 24.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.11.2023).
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2023).
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2023).
- Федеральный закон от 12.01.1995 № 5 – ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/(дата обращения: 23.10.2023).
- Федеральный закон от 17.12.2001 № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред .от 08.12.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/(дата обращения: 17.11.2023).
- Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию радиации в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 23.11.2023).
- Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // СПС Гарант.
- Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 23.11.2023).
- Постановление Правительства Белгородской области от 14 декабря 2004 г. №199-пп «Об утверждении порядка предоставления ежемесячных денежных пособий ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным жертвами политических репрессий, с учетом право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» // СПС Гарант (дата обращения: 27.11.2023).
- Постановление Правительства Белгородской области от 14 декабря 2004 г. №199-пп «Об утверждении порядка предоставления ежемесячных денежных пособий ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным жертвами политических репрессий, с учетом право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» // СПС Гарант (дата обращения: 27.11.2023).
- Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 27.11.2023).
- Учебная и монографическая литература
- Афтахова, А. В. Пенсионное обеспечение : учеб. пособие для сред. проф. образования / А. В. Афтахова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 240 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/496235 / (дата обращения: 23.12.2023).
- Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. 184 с.
- Булутова, В. В. Государственная социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны / В. В. Булутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (114). — С. 960-962. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30269/ (дата обращения: 23.12.2023).
- Выплаты и льготы. Что вам должно государство? Ответы на все вопросы / А.Н. Кайль и др. — М.: Эксмо, 2022. — 352 c.
- Гусейнова, В. Э. Социальное обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны в РФ / В. Э. Гусейнова, М. Ф. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (89). — С. 831-832. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18313/ (дата обращения: 23.12.2023).
- Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учеб. и практикум для сред. проф. образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 426 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/489816 / (дата обращения: 23.12.2023).
- Кунилова Ксения. Социальная политика ветеранам // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 28.10.2023.URL https://spravochnick.ru/sociologiya/ponyatie_principy_i_funkcii_socialnoy_politiki/socialnaya_politika_veteranam/ (дата обращения: 27.11.2023).
- Козынкин, И. В. К вопросу о возможности установления субъектами РФ оснований для присвоения звания «Ветеран труда» / И. В. Козынкин, А. Г. Кутловский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (98). — С. 370-374. — URL: https://moluch.ru/archive/98/22110/ (дата обращения: 23.12.2023).
- Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учеб. для сред. проф. образования / Е. Е. Мачульская. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 449 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/490141 / (дата обращения: 20.12.2023).
- Наталья Николаевна Чувелева. Меры социальной поддержки ветеранов и проблемы их реализации // Образовательный портал «Справочник». — Дата написания статьи: 15.07.2021 — URL https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mery_socialnoy_podderzhki_veteranov_i_problemy_ih_realizacii (дата обращения: 22.12.2023).
- Право социального обеспечения. Учебное пособие / К.Н.Гусов. — М.: Проспект, 2020. — 344 c.
- Роик, В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения : учеб. пособие для сред. проф. образования / В. Д. Роик. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 400 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/494391 / (дата обращения: 23.12.2023).
- Роик, В. Д. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) : учеб. пособие для сред. проф. образования / В. Д. Роик. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 155 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].– URL: https://urait.ru/bcode/495350 / (дата обращения: 23.12.2023).
- Сурдаева, Ю. Н. Государственная социальная помощь и поддержка ветеранов Великой Отечественной войны в регионах / Ю. Н. Сурдаева, Д. А. Буркова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/181/9924/ (дата обращения: 23.12.2023).
- Сюзева, Н. В. Государственное социальное обеспечение : учеб. пособие для сред. проф. образования / Н. В. Сюзева. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 223 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/496782 / (дата обращения: 23.12.2023).
- Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. 480 с.
- Чупрова Е.В. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения / Е.В. Чупрова. — М.: Проспект, 2018. — 48 с.
III. Периодические издания
- Медкова Е.С. Безработица в Российской Федерации и пути ее преодоления // Аллея науки. — 2018. — Т. 1. — № 5. — С. 534-537.
- Григоренко А.С. Новые меры социальной поддержки в 2022 году: сборник трудов конференции. / А.С. Григоренко, М.И. Демьянов, М.И. Туаршева // Социально-экономические процессы современного общества: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, Dec 21, 2022) / editorial board: Э.В. Фомин [etc.] – Чебоксары: «Среда» издательство, 2022. – pp. 123-126. – ISBN 978-5-907561-94-6.
- Абдурахманова М.З. Некоторые тенденции в решении проблем пенсионного обеспечения / М.З. Абдурахманова // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. — 2017. — № 1. — С. 234-238.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф