Скоро защита?
Меню Услуги

ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. ЧАСТЬ 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

  2


1.3. Пути решения проблем занятости и трудоустройства инвалидов на примере Тверской области

 

Одним из первых регионов России, Тверская область приняла областную целевую программу, в которой был разработан комплекс мер по решению проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающий увеличение доступности окружающей среды в различных ее проявлениях: физической, психологической, нормативно — правовой. Программа была составлена на основе предложений региональных общественных организаций и наиболее активных представителей маломобильных групп населения: именно они оценивали ситуацию в доступности объектов и услуг.

Серьезным шагом в развитии межведомственного взаимодействия явилось создание Координационного совета по вопросам социальной защиты инвалидов при Администрации Тверской области. Благодаря взаимодействию в рамках программы многое удалось. Была создана экспериментальная площадка для организации отдыха инвалидов на туристической базе «Чайка», где построено 7 одноэтажных деревянных домиков со всеми удобствами, имеющих адаптационное оборудование для инвалидов — колясочников. Ежегодно на базе отдыха за счет средств областного бюджета (около 2-х миллионов рублей ежегодно) проходят курс оздоровления более 100 инвалидов — колясочников с сопровождающими. Всего за эти годы на базе отдыха прошли реабилитацию около 600 человек.

Главным управлением ведется список оснащенных мест для трудоустройства инвалидов, оборудование ведется под конкретные кандидатуры с учетом рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации.

Одним из путей решения вопроса трудовой занятости инвалидов является квотирование рабочих мест. За 9 месяцев текущего года по договорам с предприятиями органами службы занятости для трудоустройства инвалидов подписано около 2,3 тыс. рабочих мест, из них работающими лица с ограниченными возможностями составляет 2 тысячи.

Для повышения информированности граждан данной категории по вопросам трудоустройства, в каждом центре занятости работает «горячая линия». На портале службы размещены сборники для работодателей и лиц с ограниченными возможностями, желающих трудоустроиться, а также данные о вакантных местах.

Существует государственная программа Тверской области «Социальная поддержка и защита населения Тверской области». Цель государственной программы осуществить социальную поддержку и улучшения качество жизни социально уязвимых категорий граждан. Действующая программа по социальной поддержки инвалидов обеспечивает социальные гарантии, в частности реализацию льгот, установленных действующим законодательством. Среды получателей выплат, в число которых входят лица с ограниченными возможностями составляет всего 368 тысяч человек.

Эта программа направлена на социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями, позволяющая им правильно приспособиться к социальной среде, заниматься общественно — полезным трудом и чувствовать себя полноценным членом общества.

Именно для этого и существует благотворительные организации, чтобы пожертвования носили адресный характер. Всем не поможешь — верно, лишь отчасти, помочь нельзя только тем людям, которые этого не хотят, всем остальным — можно, главное — это правильная организация подобной помощи. Благотворительный фонд существует более 10 лет и за это время сумели оказать поддержку многим людям, в том числе и детям — инвалидам. Конечно, все это невозможно сделать без активного участия многих жителей Твери и Тверской области.

Комплекс мер, направленных на эффективность реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов предусмотрен в государственной программе Тверской области «Содействие занятости населения Тверской области» на 2017 – 2022 годы.

В числе мер: трудоустройство на имеющиеся вакансии, а также на условиях временной занятости с материальной поддержкой на период временных работ, профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования, профессиональная ориентация, информирование и консультирование, психологическая поддержка и социальная адаптация безработных граждан, содействие самозанятости и пр. Безработным инвалидам выплачивается пособие по безработице, а в период прохождения профессионального обучения – стипендия.

В рамках действующего законодательства служба занятости населения Тверской области оказывает содействие в поиске подходящей работы всем инвалидам в соответствии с трудовыми рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА инвалида), выданной в установленном порядке. В работе службы занятости с инвалидами в основном применяются индивидуальные формы работы.

С января по декабрь 2020 года в органы службы занятости (далее – центры занятости) с целью поиска работы обратилось 1119 инвалидов (на 7,3% меньше, чем в 2019 году). При содействии центров занятости нашли работу 308 инвалидов (или каждый четвертый из обратившихся), в том числе в счет квоты 21 человек.

Из числа обратившихся за содействием в трудоустройстве получили государственные услуги  по:

— организации временного трудоустройства безработных граждан,  испытывающих трудности в поиске работы, – 45 инвалида;

— профессиональному обучению и получению дополнительного профессионального образования по направлению центров занятости – 45 безработных инвалидов;

— профессиональной ориентации – 700 инвалидов;

— психологической поддержке – 266, социальной адаптации на рынке труда – 282 безработных инвалида;

— содействию самозанятости – 11 безработных инвалидов.

Один из путей решения проблемы трудовой занятости инвалидов – квотирование рабочих мест, которое осуществляется в соответствии с законом Тверской области от 17.09.1997 № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите».

По состоянию на 31.12.2020 при содействии центров занятости заквотировано  более 2,3 тыс. рабочих мест для трудоустройства инвалидов, из них около 1,7 тыс. рабочих мест занято работающими инвалидами.

В 2020 году осуществлялось субсидирование работодателей, трудоустраивающих незанятых инвалидов трудоспособного возраста, за счет средств областного бюджета Тверской области.

На условиях возмещения работодателям затрат по заработной плате инвалидов было трудоустроено 15 незанятых инвалидов, организовано наставничество при трудоустройстве 3 инвалидов, оборудовано (оснащено) 5 рабочих мест для инвалидов.  Между центрами занятости и органами медико-социальной экспертизы продолжается обмен сведениями в установленном Минтрудом России порядке.

Из сведений ИПРА формируется персонифицированный реестр инвалидов для последующей работы центров занятости с каждым неработающим инвалидом трудоспособного возраста (по состоянию на 31.12.2020 – около 15,5 тыс. инвалидов).

Вся работа по трудоустройству инвалидов проводится службой занятости в тесном сотрудничестве с общественными организациями инвалидов. На интерактивном портале службы занятости населения Тверской области http://trudzan.tverreg.ru (далее – интерактивный портал службы занятости) в разделе «Деятельность» страницы «Служба занятости» размещена информация о трудоустройстве инвалидов, в том числе о квотировании рабочих мест для инвалидов и иных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Для повышения информированности инвалидов по вопросам трудоустройства в Главном управлении по труду и занятости населения Тверской области работает «горячая линия» (4822) 47-73-93. Контактные сведения о центрах занятости размещены на интерактивном портале службы занятости.  Вакансии для инвалидов размещаются на интерактивном портале службы занятости и государственном портале «Работа в России» http://www.trudvsem.ru. По состоянию на 31.12.2020 в банке данных службы занятости имелись сведения о 659 вакантных рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Банк вакансий на порталах обновляется в ежедневном режиме. Существует множество программ обеспечивающие беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в наиважнейших сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Тверской области.

Задачи каждой программы заключается в:

— совершенствование нормативно — правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности лиц с ограниченными

возможностями в Тверской области;

— увеличение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями в Тверской области;

— продвижение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной объединений инвалидов) в Тверской области;

— информационно — методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Тверской области;

— преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями в Тверской области;

— содействие объединений инвалидов в общество, развитие сотрудничества с социально ориентированными некоммерческими организациями [21.23].

Таким образом, в настоящее время существует множество программ обеспечивающие беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в наиважнейших сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Тверской области.

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов

 

2.1. Квотирование и резервирование рабочих мест для инвалидов

 

Обязанность по квотированию рабочих мест установлена Законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Квота – это то минимальное количество рабочих мест, на которые организация должна трудоустроить инвалидов.

При исчислении квоты в среднюю  численность  работников  не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и  (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В соответствии с 25 статьёй Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно предоставлять информацию в ЦЗН о выполнении квоты по трудоустройству  инвалидов,  включая информацию  о  локальных нормативных актах, содержащих  сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов. Отчёт сдают раз в месяц, но единого для всех срока нет — каждый регион утверждает его сам. В Тверской области работодатели эту информацию обязаны представлять органам службы занятости ежемесячно до 25 числа, на основании Закона Тверской области от 24.12.2013г. №130-ЗО.  В Московской области отчет подают до 10 числа следующего за отчетным месяца на основании распоряжения Мособлтруда от 16.05.2014 № РВ-24. А в Нижегородской области работодатели представляют информацию ежемесячно до 2 числа месяца, следующего за отчетным, в соответствующий ЦЗН на основании Постановления Правительства от 6 октября 2014 года № 670

Службы занятости предлагает следующие меры для выполнения квоты по трудоустройству инвалидов:

  1. Провести анализ работников организации на предмет наличия инвалидности. Не всегда сотрудники сообщают данную информацию своему работодателю по ряду личных причин.
  2. Провести анализ имеющихся в организации вакансий с целью их квотирования для трудоустройства инвалидов.
  3. В случае отсутствия необходимого количества работающих инвалидов и вакансий – внести изменения в штатное расписание в части введения дополнительных единиц (возможно трудоустройство инвалидов, имеющих показания к работе: не более 4 часов на 0,5 ставки)
  4. Подать в ЦЗН или в личном кабинете на портале «Работа в России» информацию о наличии вакансий для приёма инвалидов.
  5. Заключить договор аренды рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Под арендой рабочего места у другого работодателя понимается предоставление работодателем другому работодателю рабочих мест для инвалидов, в том числе специальных, во временное владение и пользование за арендную плату на основе договора аренды. Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя. В организацию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.

В приоритетном порядке договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счёт такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с ограниченными возможностями здоровья могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора.

Работодатель возмещает затраты на выплату заработанной платы работнику в размере не ниже МРОТ и обязательных отчислений во внебюджетные фонды.

Квотирование рабочих мест в Тверской области осуществляется в соответствии с законом Тверской области от 17.09.1997 № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите» (далее – Закон о квотировании), который принят на основе федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановлением Правительства Тверской области от 26.03.2014 № 149-пп «Об утверждении Порядка заключения договоров о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся  в социальной защите, и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации Тверской области и Правительства Тверской области».

Квотирование рабочих мест устанавливается для следующих категорий граждан:

— инвалидов;

— несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (оставивших учебу, отчисленных из образовательных организаций, освобожденных из воспитательных колоний);

— детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

— одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;

— лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Органы государственной власти Тверской области содействуют трудовой занятости инвалидов, в том числе путем стимулирования создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается для организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов, в соответствии с Постановлением администрации Тверской области от 07.04.2005 № 130-па «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на предприятиях, учреждениях, организациях Тверской области».

Квотирование рабочих мест осуществляется на основе договоров, заключаемых с работодателями на срок не менее одного календарного года, с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, в порядке, установленном Правительством Тверской области.

Ликвидация рабочих мест, созданных в рамках квот, производится в соответствии с условиями договора при обязательном уведомлении органа службы занятости Тверской области.

Работодатели в соответствии с установленной квотой в месячный срок создают или выделяют необходимое количество рабочих мест для трудоустройства указанных категорий граждан.

Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно либо по направлению органа службы занятости Тверской области с учетом предложений комиссий по делам несовершеннолетних, органов социальной защиты населения, органов, осуществляющих управление в сфере образования, органов по делам молодежи и общественных организаций инвалидов.

В течение срока действия договора о квотировании увольнение работников, трудоустроенных в счет квоты, по инициативе работодателя осуществляется при обязательном уведомлении органа службы занятости Тверской области в течение 3 дней со дня увольнения работника.

Работодатели обязаны ежемесячно до 25 числа представлять органам службы занятости Тверской области информацию:

— о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;

— о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Главного управления по труду и занятости населения Тверской области (далее – Главное управление).

Рабочие места для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, создаются за счет средств областного бюджета Тверской области, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Организации ежегодно не позднее 1 декабря текущего года представляют в центры занятости населения по месту нахождения организации проекты договоров о квотировании в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Главного управления.

Одновременно с проектом договора о квотировании организации представляют в центры занятости сведения по форме, утвержденной приказом Главного управления (далее – сведения):

а) о среднесписочной численности работников, которая исчисляется в порядке, определенном Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тверской области;

б) о числе работающих в организации граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в разрезе категорий, указанных в статье 1 Закона о квотировании;

в) предложения о количестве рабочих мест, выделяемых или создаваемых в счет квоты, на которые могут быть приняты граждане, особо нуждающиеся в социальной защите (при расчетах применяется правило округления до целых единиц);

г) сформированный перечень профессий и рабочих мест, предназначенных для создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе за счет средств областного бюджета Тверской области.

С момента представления проекта договора и сведений центр занятости в месячный срок заключает с организацией договор о квотировании.

В рамках квотирования рабочих мест работодатель обязан:

— выделить или создать рабочие места в соответствии с квотой;

— обеспечить принятым в организацию гражданам условия труда в соответствии с действующим законодательством, в том числе с индивидуальной программой реабилитации инвалида (для инвалидов) и с учетом результатов аттестации рабочих мест;

— представлять в установленном порядке службе занятости информацию, необходимую для организации занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Центры занятости населения на основе заключенных договоров и сведений, поступивших от работодателей:

— формируют банк вакансий рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

— выдают гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, направления для трудоустройства на квотируемые рабочие места.

Работодатель принимает граждан, лично обратившихся к нему для приема на работу, а также имеющих направление центра занятости населения.

В течение пяти дней после приема на работу направленных граждан работодатель представляет в центр занятости населения копии приказов об их зачислении на квотируемые рабочие места.

 

2.2. Проекты усовершенствования механизма квотирования

 

Проанализировав действующее законодательство о трудоустройстве инвалидов на территории Тверской области и, несмотря на разработанную государством систему поддержки инвалидов, мы видим, что процесс трудоустройства таких граждан достаточно сложный и содержит множество проблем для эффективной реализации механизма квотирования рабочих мест.

Одной из главных проблем является то, что большинство инвалидов нуждаются в специальных условиях труда. Работодателям в настоящее время невыгодно принимать на работу категорию таких граждан. Установленные Федеральным законодательством налоговые льготы для работодателей, использующих труд инвалидов и организующих их обучение, не компенсируют требуемые расходы.

Меры по оборудованию специальных рабочих мест принимаются в рамках установленной квоты.  Для того, чтобы применять труд инвалидов, работодателю часто бывает нужно изменить не только рабочее место, где будет работать инвалид, но и внести изменения в отдельные элементы, если они могут быть не удобны для инвалидов, например, расширить дверные проемы, сделать пандус. Для работодателя это достаточно затратный вариант трудоустройства инвалидов.

Так же для многих инвалидов является проблемой тот факт, что им бывает сложно добираться до места работы из-за своих физических особенностей.

Немаловажной проблемой для инвалидов в трудоустройстве Тверской области является отсутствие требуемого образования и навыков пользования техническими средствами, в связи с чем, инвалиды испытывают трудности и могут рассчитывать только на низкоквалифицированную работу. Безусловно, эта область особо нуждается в совершенствовании для более эффективной занятости инвалидов.

Считаем, не стоит обходить стороной проблему ответственности работодателей. Многие работодатели не принимают систему квотирования и при возможности откупаются от выполнения своих обязанностей, принимая на работу здоровых людей.

Так же, инвалидность ставит перед человеком множество психологических проблем. Лица с ограниченными возможностями по состоянию здоровья сталкиваются с различными проявлениями дискриминации в сфере трудоустройства. Некоторые работодатели и работники воспринимают инвалидов исключительно как обузу на производстве. В основном это психологически обусловлено отсутствием понимания положения инвалидов, их потребностей и возможностей.

Многие инвалиды испытывают комплексы относительно своих физических особенностей, недооценивают свои знания и возможности и боятся работать среди полноценных людей. Кроме того, работодатели не всегда понимают, насколько важен для инвалидов труд, как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения собственной самооценки и реализации себя наравне с полноценными людьми.

На территории Тверской области система квотирования рабочих мест для инвалидов требует преобразования для более удобного и эффективного трудоустройства граждан с ограниченными возможностями, учитывая интересы, как инвалидов, так и работодателей.

Для реализации совершенствования правового механизма квотирования рабочих мест в Тверской области необходимо провести ряд изменений и дополнений в действующее законодательство.

Считаю необходимым расширить права и обязанности работодателей в предоставлении квоты и предлагаю внести дополнения:

  1. О праве работодателя предоставить возможность для инвалидов, кому это необходимо, работать удаленно.

С введением в Трудовой кодекс РФ норм, связанных с трудом дистанционных работников, возможности трудоустройства людей с ограниченными возможностями возросли. Для работодателей отпадет проблема создания им специальных рабочих мест, специальных условий работы, и они более охотно будут принимать на работу таких работников.

  1. Возможность создания совместных рабочих мест. Заключается в создании несколькими работодателями Тверской области по договоренности между собой полноценного цеха или участка, оборудованного под нужды работников-инвалидов нескольких организаций.

Работодатель имеет право создавать по договоренности между несколькими работодателями совместные специальные цеха, участки в счет установленной квоты.

Данное сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется возможность инвалидам выполнять работу в благоприятной для них среде.

  1. Помощь инвалидам и работникам свободно чувствовать себя в коллективе, беспрепятственно общаться друг с другом нужно в решении психологических проблем.

Решение психологических проблем предполагает процесс психологической реабилитации и адаптации. Необходимо проводить мероприятия, психологические консультации, как с инвалидами, так и с работодателями и работниками предприятий. Для того, чтобы инвалиды могли успешно работать в благоприятной для себя обстановке, не испытывали трудностей в общении с другими работниками и работодателями.

  1. Стоит внести изменения в статью об ответственности за неисполнение Закона. Ужесточение ответственности работодателей путем применения результативных санкций могло бы снизить количество нарушений в исполнении квоты.
  2. Обратиться к опыту других стран в вопросах трудовой занятости инвалидов, где можно позаимствовать нечто полезное для решения проблем занятости в России.

— В Канаде программой содействия трудоустройству инвалидов предусматривается возможность получения молодежью специального или высшего образования, а также опыта работы для последующего трудоустройства. В рамках специальной программы «Стратегия трудоустройства молодежи» существуют определенные льготы для работодателей, трудоустраивающих инвалидов в возрасте до 30 лет, а также компенсируется стоимость специального, необходимого для них оборудования.

—  Передовая система предоставления работы людям с инвалидностью, действует в США. После того, как еще в 1990 году в стране принят закон “Об американцах-инвалидах”, там начала проводиться в жизнь новая антидискриминационная модель социальной политики. Тут люди с инвалидностью рассматриваются как равноправные члены общества, поэтому внимание уделяется тому, чтобы самореализации, продвижению по службе, заработку не мешали никакие надуманные ограничения. В Соединенных Штатах нет специальных квот, обязывающих работодателей выделять места таким сотрудникам. Вопрос решается методом “пряника” – организации и предприятия, принимающие на работу таких людей, получают налоговые льготы.

Таким образом, бразды правления относительно принуждения работодателей к трудоустройству инвалидов в основном переданы на локальный уровень, тогда как раньше они находились в руках федеральных властей. Кроме того, с 01.01.2005 отменена уплата в федеральный бюджет компенсаций, ранее перечисляемых работодателями, которые по каким-то причинам не заполнили существующую квоту. Это новшество было раскритиковано правозащитными организациями как устранившее единственный экономический стимул к найму льготников и создавшее новые трудности по трудоустройству людей с ограниченными возможностями.

Наличие инвалидности – не является препятствием к трудовой деятельности, но нежелание работодателей трудоустраивать инвалидов, а также ограниченное количество вакансий приводят к тому, что для большинства из них пенсия является единственным источником дохода.

Проанализировав действующее законодательство на территории Тверской области, действительно, можно убедиться в проблемах правового механизма квотирования рабочих мест для инвалидов. Это обусловлено рядом причин. Нет благоприятных условий труда, затрагивающих интересы как самого инвалида, так и для работодателя.

Предложенные методы по совершенствованию правового механизма квотирования рабочих мест для инвалидов на территории Тверской области, обеспечивают качественное соответствие работника требованиям рабочего места, а также эффективное использование навыков и уровня квалификации работника с инвалидностью на рабочем месте.

Решение проблем трудоустройства могут способствовать увеличению уровня благосостояния инвалидов, обеспечить их профессиональный рост, образование и успешную адаптацию в обществе, а также облегчит работодателям исполнение установленной квоты.  Что в свою очередь должно повысить процент занятости инвалидов в Тверской области.

Не стоит забывать, что низкий процент трудоустройства инвалидов установлен на всей территории России. Это показывает необходимость в усовершенствовании правового механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и на Федеральном уровне. В комплексе все эти преобразования могут показать достаточно высокую эффективность системы квотирования.

Заключение

 

В статье 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Инвалидность не является исключением из права на труд. Однако люди с ограниченными возможностями сталкиваются с трудностями и дискриминацией в сфере занятости.

Инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Для помощи реализации прав в сфере занятости инвалидов наше государство приняло ряд мер, закрепленных в нормативных правовых актах как на Федеральном, так и на региональных уровнях.

Одним из способов трудоустройства инвалидов была создана система квотирования рабочих мест для данной категории граждан.

Квотирование рабочих мест — это определение минимального количества рабочих мест (в процентах к среднесписочной численности работников) для лиц, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вопрос об установлении квоты полностью передан на уровень субъектов РФ, конечно, в рамках тех параметров, которые уже установлены в Федеральном законе. Если этот вопрос находится в ведении субъектов РФ, то они и должны решать вопрос о том, какой механизм квотирования рабочих мест для инвалидов предпочтительнее в том или ином субъекте РФ.

Анализируя проблему трудоустройства и занятости инвалидов, можно отметить, что она носит двусторонний характер, то есть проблема трудоустройства исходит не только со стороны государства и предприятий, но и со стороны самих инвалидов. Инвалиды испытывают трудности в поиске работы и дальнейшем трудоустройстве по многим причинам. Одной из таких причин является отсутствие желания работодателя принимать на работу лиц, с ограниченными возможностями, в связи с лишними затратами, необходимостью лечения, отсутствием возможности привлечения их к сверхурочной работе.

Кроме того, проблема трудоустройства инвалидов состоит в том, что на рынке труда отсутствуют подходящие рабочие места, для осуществления трудовых функций инвалидами, которые не в состоянии конкурировать с работниками, не имеющими ограничений в трудовой деятельности и не нуждающимися по медицинским показаниям в сокращении рабочего дня и других трудовых льготах. При таких условиях многие работодатели, способные принять на работу инвалидов, испытывают потребность в дополнительных инвестициях на оборудование (оснащение) рабочих мест.

Одной из основных направлений государственной политики в сфере занятости и трудоустройства инвалидов является усиление роли и значения деятельности субъектов РФ в регулировании рынка труда путем передачи им значительной части федеральных полномочий в области занятости населения, с выделением субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в соответствующем субъекте РФ. Реализация мероприятий программы направлена на реализацию прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, снижение социальной напряженности, предоставления гражданам работы, позволяющей обеспечивать более высокий жизненный уровень, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.

Для повышения конкурентоспособности на рынке труда государственные гарантии трудовой занятости инвалидов предусматривают комплекс мер. Одной из наиболее эффективных – является квотирование рабочих мест.

Практика показывает, что применение системы квот может в значительной степени обеспечить рост уровня занятости среди инвалидов, а система обязательных выплат и субсидий помогает исправить финансовое неравенство между работодателями, которые готовы брать на работу инвалидов, и теми, кто от этого уклоняется. Производимые работодателями выплаты в свою очередь способствуют накоплению средств, необходимых для финансирования профессиональной реабилитации инвалидов и стимулирования работодателей. Работодатели, которые не заполняют всю квоту рабочих мест для инвалидов, вынуждены платить дополнительные налоги и сборы, которые в свою очередь, распределяются государством для создания и улучшения уже созданных рабочих мест для инвалидов на предприятиях и организациях государственного сектора.

Кроме того, в настоящее время практически не решен вопрос о привлечении работодателей к ответственности за отказ в приеме на работу инвалида, направленного к нему в счет квоты. За невыполнение этой обязанности работодатели несут лишь административную ответственность по статье 5.42 КоАП (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правовое регулирование квотирования рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья в России в настоящее время носит фрагментарный характер, что усложняет его применение на практике. Поэтому главной проблемой при трудоустройстве инвалидов является отсутствие единого, детализированного проработанного правового акта, который регулировал бы вопросы квотирования рабочих мест для лиц с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, определял требования к рабочим местам для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Список источников и литературы

Источники

  1. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года.
  2. Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» от 20 июня 1983 года.
  3. Рекомендация № 168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов».
  4. Рекомендации № 99 от 1955 г. «О переквалификации инвалидов».
  5. Рекомендация № 88 от 30 июня 1950 г. «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов».
  6. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  7. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 28.12.2020 г.) [электронный ресурс] // СЗ РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
  8. О занятости населения в Российской Федерации: закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (в ред. 02.07.2020 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1915.
  9. Трудовой кодекс Российской Федерации: ФЗ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.12.2020 г. № 421-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 97 – Ст. 424.
  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: ФЗ от 30.12.2001 г. № 195 — ФЗ (в ред. ФЗ от 28.12.2020 г.) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
  11. О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий: Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 385-ФЗ (ред. от 22.11.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  12. Об утверждении плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017–2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 10.05.2017 г. № 893-р (ред. от 14.08.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.05.2017.
  13. О проведении мониторинга создания оборудованных (оснащенных) рабочих мест и трудоустройства на них незанятых инвалидов, а также закрепляемости на указанных рабочих местах: приказ Минтруда России от 30.01.2014 г. № 63 // Министерство труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru. (дата обращения 18.03.2021).

Литература

  1. Жаворонков Р.Н. Совершенствование правового регулирования труда инвалидов / Р.Н. Жаворонков // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2018. – № 10. – С. 33-36.
  2. Корсаненкова Ю.Б Квотирование рабочих мест для инвалидов: проблемы правового регулирования / Корсаненкова Ю.Б. // Трудовое право в России и за рубежом. – 2019. – № 2. – С. 23–26.
  3. Пескова Ю.В. Некоторые проблемы трудоустройства инвалидов в Российской Федерации / Ю.В. Пескова // Социальное и пенсионное право. – № 3. – С. 39–40.
  4. Численность инвалидов // Пенсионный Фонд Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://sfri.ru/ analitika/chislennost/ chislennost?territory=1 (дата обращения 21.03.2021).
  5. Показатели занятости и безработицы лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность (по данным выборочного обследования рабочей силы) // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: https://www.gks.ru/folder/13964 (дата обращения 21.03.2021).
  6. Уровень трудоустройства инвалидов при содействии службы занятости существенно увеличился, 29.03.2018 // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://rosmintrud. ru/employment/resettlement/9 (дата обращения 20.03.2021).
  7. Количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов // ЕМИСС [Электронный ресурс] URL: https://www.fedstat.ru/indicator/43933 (дата обращения 17.03.2021).
  8. Сведения о достижении показателей госпрограммы «Содействие занятости населения» // Портал Госпрограмм РФ [Электронный ресурс] URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/reportIndicators?gpId=07&year=2013 (дата обращения 21.03.2021).
  9. Сведения о достижении показателей госпрограммы «Доступная среда» // Портал Госпрограмм РФ [Электронный ресурс] URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/reportIndicators/04 (дата обращения 21.03.2021).
  10. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.. Право социального обеспечения России: Учебник. — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Издательство БЕК, 2018.  — 560 с. ISBN 9-114-74189-1.
  11. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития. — М.: Проспект, 2015. — 310 с. ISBN 9-182-3893-9.
  12. Комарова Е.В. Проблемы формирования пенсионной системы РФ на современном этапе: концептуальный, инструментальный, прикладной уровни // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. — 2018. — N 7. -С. 71 -79.
  13. Курикалова Р.А., Кононова О.В. Проблемы пенсионной системы Российской Федерации // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. — 2018. -С. 278 -282.
  14. Кузнецова О.В. Пенсия. Порядок расчета и выплаты. – М.: КноРус, 2017. – 208 с. ISBN 9-123-45678-9.
  15. Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. — М.: Юстицинформ, 2018. — 656 c. ISBN 9-112-92317-9.
  16. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. -М.: Дашков и Ко, 2018. — 464 c. ISBN 9-123-45678-9.

 


  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф