Вид работы: Проект
Тема: Продвижение образовательного тура
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Теоретико — методологический анализ процесса управления и продвижения образовательного туризма. 6
1.1. Понятие, содержание и особенности образовательного тура. 6
1.2. Нормативно-правовые источники об образовательном туризме. 13
1.3. Характеристика инструментов в продвижении образовательного тура. 18
Разработка проекта образовательного тура. 27
2.1. Разработка структуры проекта. 27
2.2. Разработка бюджета проекта. 30
2.3. Управление проектом и ответственность сторон. 31
Разработка программы продвижения образовательного тура. 36
3.1. Подходы к обоснованию программы продвижения образовательного тура. 36
3.2. Оценка потенциальной аудитории. 41
3.3. Расчет эффективности от разработки программы продвижения образовательно тура. 43
Заключение. 48
Список использованных источников. 50
Введение
Среди средств и форм обучения и воспитания молодежи в настоящее время формируется такое новое направление как образовательный туризм. Согласно статистическим данным, подавляющее большинство молодых людей в мире склоняются в сторону «полезного отдыха» и свободного стиля путешествия. Более 85% путешественников отказываются называть себя туристами и ищут в поездках не стандартных туристических развлечений протоптанных экскурсионных маршрутов, а возможность увидеть страну изнутри, глазами местных жителей, почувствовать на себе новые социальные и культурные условия, а также совместить отдых с изучением или поддержанием существующего уровня иностранного языка.
Актуальность выбранной темы обусловлена интегрированным характером воздействия туризма на различные сферы деятельности, что позволяет решать задачи обучения, способствует более комплексному воздействию на процесс усвоения знаний и приобретение навыков. В настоящее время необходимым является выявление ресурсного потенциала образовательного туризма разных территорий и разработка предложений по его практическому использованию, создание базы данных, научно-методической литературы по системе работы в области образовательного туризма. При этом сложной задачей является оценка ресурсного потенциала образовательного туризма конкретной территории.
Туризм остается одной из сфер деятельности, которые демонстрируют устойчивый рост. Ежегодно количество международных турпоездок увеличивается в среднем на 4 %. Сегодня в рейтинге мировых экспортных отраслей туризм занимает третье место, в отрасли формируется порядка 7 % мирового экспорта в целом и почти треть мирового экспорта услуг.
Развитие туризма в России способствует увеличению доходов 53 отраслей экономики, росту занятости и самозанятости населения, вовлечению предприятий малого и среднего бизнеса в экспортную деятельность, улучшению условий жизни населения на местах. Значимую роль туризм также играет в сглаживании диспропорций развития отдельных территорий страны. Поэтому фокусирование внимания на каждом аспекте развития туристской индустрии, в том числе сфере маркетинга, в будущем должно обеспечить получение более высокого дохода.
Целью данной работы является разработка программы продвижения образовательного тура и оценка ее эффективности.
Исходя из поставленной цели, в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
— изучение понятия, содержания и особенностей образовательного тура;
— рассмотрение нормативно-правовых источников об образовательном туризме;
— характеристика инструментов в продвижении образовательного тура;
— разработка проекта образовательного тура;
— разработка программы продвижения образовательного тура и оценка ее эффективности.
Объектом исследования в работе выступает образовательный тур.
Предметом исследования в работе является продвижение образовательного тура.
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования продвижения в сфере туризма: Александровой А.Ю., Бабкина А.В., Воскресенского В.Ю., Горловой И.И., Морозова С.А., Зубковой А. Н., Леднева В.С., Лунина Э.А., Мунина Г. Б., Тимошенко С. О., Самарцева Е. О., Мураенко Е. Д., Печерицы Е.В., Сидорова В.А., Степанычевой Е. В., Джабраилова М. А., Солодовниковой Н. А., Халилова Д., Хуснутдиновой С.Р., Сафоновой М.В., Яковлевой Л. А., Зобовой Е. В., Косенковой Ю. Ю. и др.
В работе использовались федеральные законы, нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие сферу туризма, материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, материалы периодических изданий, а также информация официальных сайтов по вопросам продвижения в сфере туризма.
Практическая значимость работы состоит в разработке программы продвижения образовательного тура.
При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный, метод описания и изложения.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.
Первая глава представлена теоретико — методологическим анализом процесса управления и продвижения образовательного туризма. Вторая глава содержит разработку проекта образовательного тура, а именно разработку его структуры, бюджета и системы управления.
Третья глава представлена разработкой программы продвижения образовательного тура: приведены подходы к обоснованию программы продвижения образовательного тура, а так же расчет эффективности от разработки программы продвижения образовательно тура.
Понятие, содержание и особенности образовательного тура
Образовательный туризм, система его управления и направления развития – понятия далеко не новые, но на данный момент нет точного определения данного направления туризма.
Одна из особенностей изучения образовательного туризма — отсутствие в российском законодательстве устойчивого определения этого понятия. Такая ситуация оставляет за учёными право на самостоятельное исследование и описание явления, систематизацию знаний об образовательном туризме либо отдельных его элементах с последующей формулировкой определения. Однако, стоит отметить, что большинство исследователей, подчёркивая интегрированный характер изучаемого феномена, отдают предпочтение определениям, данным в рамках одной научной дисциплины или сферы. Часто это зависит от того, в какой именно научной области проводится исследование, и каков его предмет. На сегодняшний день большинство попыток сформулировать определение понятия «образовательный туризм» предпринято в рамках социально-экономических и педагогических наук, что легко объясняется двойственным происхождением исследуемого феномена. Однако, если отдельно проанализировать «экономические» и «педагогические» определения образовательного туризма, то можно заметить, что универсальной дефиниции не сформулировано ни в одной, ни в другой группе[1].
Рассмотрим различные подходы к формулировке данного определения. Один из подходов к определению образовательного туризма состоит в значении его как продолжения отечественного образования. То есть образовательный туризм является одной из составляющих форм отечественного образования. Так, в своей работе «Специальные виды туризма» 2015 г. А. В. Бабкин считает, что образовательный туризм – это «явление сравнительно новое, еще пять лет назад такой вид отдыха рассматривали немногие. Однако в свете современной динамики развития общемировой экономики, международных отношений популярность «полезного отдыха» существенно возросла»[2].
По данным Всемирной Молодежной, Студенческой и Образовательной Туристической Конфедерации за последние пять лет общее число студентов, готовых совместить приключения и отдых с пользой для собственного развития, возросло на 40%. В России эти показатели также растут, и, вероятно, очень скоро сравняются с общемировыми показателями, однако различия в развитии направления очевидно присутствуют.
Академик Российской академии образования В.С. Леднев рассматривает образовательный туризм с точки зрения проблематики сферы образовательного туризма, выделяя при этом наиболее значимые, на его взгляд проблемы:
– в целостном образовательном процессе непропорционально и однобоко представлены различные его составляющие;
– образованию не хватает практико-ориентированной направленности;
– недостаточно учитывается возраст обучающихся[3].
В образовательном процессе в системе общего образования России в наибольшей степени деформирован этап обучения. В первую очередь это относится к содержанию образования. Процесс обучения в учебных заведениях носит более аналитический, чем синтетический характер. В последние годы на это обратили внимание, введя в практику обучения проектирование. Однако сделаны только первые шаги в нужном направлении. Возможно, такое положение есть следствие нашего менталитета в данный исторический период времени. В России цикл общественного воспроизводства искажен, незавершен. У нас больше исследуют, обучают, но не доводят результаты до промышленного производства, из-за чего экономика неэффективна, а уровень жизни не достаточно высокий. Другими словами, все новшества и проекты у нас эффективны только на бумаге.
Исходя из вышеизложенных рассматриваемых подходов различных авторов, можно сделать вывод, что на данный момент образовательный туризм выступает совершенно новым направлением, имеющим особую актуальность. Но образовательный туризм, как специально организованная система в стране практически отсутствует. Рассмотрим, что может дать специально организованный туристский поход для обучения: возможность реализации межпредметных связей в образовательном процессе, организованном в форме туристского похода наиболее четко выявляется смысл, назначение, место отдельных предметов в системе учебных дисциплин. В процессе туристского похода студенты приобретают практические навыки по основным предметам, а также знания умения и навыки туристского характера[4].
Приобретаются и управленческие навыки, ведь сам поход и его образовательная составляющая должны быть предварительно подготовлены, спланированы, должны быть спрогнозированы возможные варианты развития событий. Образовательный туризм имеет большую профориентационную составляющую краеведческого, спортивного, туристского и другого характера. Высокий уровень эмоциональности, заинтересованности учащихся – деятельность, пронизанная эмоциональностью внутренне присуща образовательному туризму. Трудно найти другую сферу деятельности для воспитания множества положительных сторон личности как во время образовательного туристского похода. У студентов воспитывается воля, дисциплинированность, любовь к природе, родному краю, Родине, планете Земля. Вырабатываются знания и умения общения, быстрее происходит социализация личности. Быстрее усваиваются нормы и правила поведения в коллективе, познается их социальный смысл. В ряде образовательных теорий утверждается, что развитие идет вслед за обучением, считается, что человек развивается, обучаясь, и не надо его развивать специально. В других концепциях целенаправленному развитию личности уделяется специальное внимание. Считается, что развитие это основная ценность образования и личность нужно специально развивать в процессе обучения.
Традиционное российское образование в основном не является специально развивающим. В системах же развивающего обучения практика и технологии являются «кабинетными» и происходят в искусственной среде. Туризм есть та деятельность, в которой развиваются многие стороны личности: физические, психические, интеллектуальные, художественные, эмоциональные, поэтические. Причем, развитие этих сторон личности происходит в рамках целостной деятельности и способствует ее большей структуризации, формированию гуманистического мировоззрения.
Более точное определение образовательного туризма дается А. Ю. Александровой: это образовательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений[5]. Особенности программы, организации и проведения образовательного тура определяются комплексом факторов. Основным выступает образовательная цель тура, дополнительными – специфика региона посещения, продолжительность и сезон совершения поездки, возраст, опыт и подготовка участников тура, специфика туристской группы и региона, из которого группа прибывает, возможность финансовых затрат учебной группы. Туристские условия и ресурсы территории посещения имеют основополагающее значение в определении перспектив развития здесь специализированных видов образовательного туризма. Ресурсы образовательных туров обладают рядом отличительных признаков.
Так, особая роль при оценке образовательного туристского потенциала территории принадлежит информационной, экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности каждого ресурса, а также их сочетаний. К значимым параметрам ресурсов образовательного туризма, безусловно, относятся такие их характеристики, как емкость, устойчивость, надежность, доступность.
Не смотря на такое многообразие различных трактовок образовательного туризма, они вполне поддаются определенной классификации. Наиболее перспективные и популярные направления образовательного туризма, по мнению Е. В. Печерицы — это:
1) языковые программы;
2) профессиональное образование за границей;
3) образовательные туры естественнонаучного профиля;
4) историко-культурные образовательные туры;
5) спортивно-обучающие туры[6].
В зарубежной литературе автор Ричи Брос дает следующую трактовку образовательного туризма (educational tourism): «деятельность ночующих посетителей и экскурсантов, для которых образование и обучение – основная или второстепенная цель поездки»[7]. Другими словами есть определенный сегмент, для которого основная цель поездки – образование. К этому сегменту исследователь относит школьные экскурсии, учебу в языковых школах и университетах. Для другого сегмента первичным является туризм, а образование или обучение – есть второстепенная цель поездки. Сюда автор отнес экологический и культурный туризм, а также образовательный туризм для взрослых. Хотя встречаются и более узкие определения – школьные и студенческие туристские программы по изучению культурного наследия Греции, программы студенческих обменов, знакомство с укладом жизни, основными занятиями, производимыми продуктами.
На основе представленных выше мнений и подходов различных авторов, мы пришли к выводу, что наиболее полно и точно определение образовательного туризма содержится в работе ученой Печерица Е.В. в соответствии с которым, образовательный туризм – это туристическая поездка, в которой на первое место выходят образовательные цели, а отдых второстепенен.
Литература
[1] Горлова И.И., Морозов С.А. Образовательный туризм в современной России: сущность и специфика. // Электронное научное издание «Аналитика культурологи». — № 3— 2014. – с. 127-129.
[2] Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. — Феникс, 2016. — 252 с.
[3] Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. – М.: МГАУ. – 2014. –120 с.
[4] Мураенко Е. Д. Образовательный туризм: проблемы определения // Молодой ученый. – — № 8 – 2016. – с. 633.
[5] Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2014. – 470 с.
[6] Печерица Е.В. Основные виды образовательных туров. // Экономика и предпринимательство. — № 12 — 2014.— с. 589-592.
[7] Ritche B.W. Managing Educational Tourism (Aspects of Tourism). — Bristol: Channel View Publications. — 2013. — 304 с.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


