Меню Услуги

Продвижение продуктов и услуг в научной библиотеке (на примере центральной научной библиотеки имени Н.И. Железнова)


Страницы:   1   2   3


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы продвижения продуктов и услуг вузовской библиотеки

1.1. Роль научных библиотек в современной информационной среде научной коммуникации

1.2. Услуги и возможности библиотеки в условиях конкуренции

Глава 2. Продвижение продуктов и услуг научной библиотечно-информационной системы

2.1. Моделирование ассортимента библиотечных услуг

2.2. Автоматизация библиотечно-информационного оборудования

2.3. Центральная научная библиотека имени Н.И. Железнова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы связана с тем, что в настоящее время процесс продвижения продуктов и услуг касается не только производственной, технической и технологической областей деятельности общества, но и  информационное пространство; а именно библиотечную информационную систему. Уже сложно представить жизнь общества без таких понятий как интернет, средства телекоммуникации и т.д. Библиотеки, как главные информационные центры, сильнее испытывают на себе все эти новые явления.

Современная информационная система библиотек позволяет работникам библиотечной сферы уйти от рутинного процесса, что обеспечивает наиболее быстрое, полное и качественное обслуживание пользователей информацией, потоки которой с каждым годом (в настоящее время с каждым часом) увеличиваются.

В настоящее время вузовские библиотеки сталкиваются с необходимостью переосмысления своей роли и функции в системе научной  коммуникации, с проблемой поиска новых путей информационно-библиотечного обеспечения научно-исследовательской деятельности и предоставления услуг, отвечающих запросам современных пользователей. Как замечает J. MacColl, «окружающая среда перестраивает библиотеку».

Особенностью современного этапа развития библиотек является их причастность к последствиям сразу двух революций – ментальной и технологической. Среди новых проблем, непосредственно затрагивающих деятельность библиотек, указываются: изменение роли библиотечной деятельности в обществе; обработка быстрорастущего сегмента электронных информационных ресурсов; овладение онлайновыми формами информационного обслуживания; стихийность процесса информатизации общества и распространение кризиса управления информационно-документальными потоками в социальных коммуникациях.

Библиотеки стремятся занять более активную позицию и выступают активными партнерами на всех стадиях жизненного цикла (research lifecycle) научного исследования: от информирования и предоставления доступа к коллекциям документов до публикации и далее анализа и оценки результатов исследований. В качестве приоритетных направлений деятельности научных библиотек называются: создание и сопровождение репозиториев открытого доступа; управление научными данными (research data management, RDM); курирование научных данных (data curation); информетрия (библиометрия, наукометрия, вебометрия, альтметрия); службы поддержки электронных публикаций(e-publishing services) и пр.

Научные организации все больше обращаются к рассмотрению важности управления научными данными в рамках решения задачи управления научной информацией. Под управлением научными данными понимается организация данных, начиная от их ввода в цикл исследования до распространения и архивирования полученных результатов. Заметим, что понятие «научные данные» (research data) пока не имеет четкого определения. Данные, могут принимать разнообразные формы например: публикации, отчеты, файлы изображений, информация об исследователях, исторические фотографии, записи устных историй, звукозаписи, рисунки, карты, физические объекты и другие материалы.

 Степень разработанности темы. Исходя из темы исследования, можно выделить несколько направлений в имеющейся литературе:

Первое направление включает работы, изучающие историю формирования различных типов библиотек, включая и вузовские библиотеки. Среди исследователей: Б. Ф. Володин, Е. С. Ляхович, А. С. Ревушкин, А. П. Колесникова и др. Также внимание уделяется проблеме истории отдельно взятых вузовских библиотек. Эти вопросы раскрываются в работах М. Т. Белявским, Ю. Д. Марголисом, Г. А. Тишкиным и др.

Вторая группа включает работы, изучающую проблему определения миссии вузовских библиотек. К исследователям этой группы относятся Г. Ю. Кудряшова, И. А. Ильяева, В. Н. Маркова, В. Г. Дригайло, В. С. Лазарев, Д. Ю. Гуреев и др.

Следующим направлением являются работы, рассматривающие проблемы, связанные с информатизацией вузовских библиотек. Процесс внедрения новых информационных технологий, автоматизация библиотечных процессов  изучают Я.Л. Шрайберг, Г. В. Феонов, Т. В. Еременко, Л. К. Сагитова, Л. М. Федюнина, В. А. Глухов и др.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

О влиянии Болонского процесса на деятельность вузовских библиотек говорится в работах В. И. Байденко, В. Б. Касевича, Г. Ю. Кудряшовой и др.

Также, в литературе изучаются и другие аспекты деятельности вузовских библиотек, а именно финансирование, комплектование фондов, повышение квалификации сотрудников и др. Эти вопросы освящают в работах Л. Л. Батова, Л. П. Вершинина, Р. В. Данилов, О. Б. Забелина, Р. А. Казакова, С. Карлсон, О. В. Чех и др.

Подытоживая анализ литературы по теме исследования, можно сказать, что отечественное библиотековедение достаточно хорошо представлено в работах авторов, где освещается история  вузовских библиотек,  и направления их деятельности.

Объект исследования: информационная деятельность вузовских научных библиотек.

Предмет исследования: продвижение продуктов и услуг ЦНБ имени Н.И. Железнова.

Цель дипломной работы — раскрыть сущность процессов продвижения продуктов и услуг ЦНБ.

Задачи дипломной работы заключаются в следующем:

— раскрыть особенности формирования информационной системы научной библиотеки;

— изучить современное состояние библиотек;

— определить особенности продуктов и услуг научных библиотек;

— рассмотреть и выявить проблемы и перспективы развития продвижения продуктов и услуг вузовской ЦНБ.

Структура дипломной работы.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

Глава 1. Теоретические основы продвижения продуктов и услуг вузовской библиотеки

1.1. Роль научных библиотек в современной информационной среде научной коммуникации

В настоящее время информационная среда научной коммуникации, в которой создается и распространяется научное знание, претерпевает быстрые и глубокие изменения. Динамичные, многоаспектные процессы развития информационной среды оказывают существенное влияние и в значительной степени предопределяют тенденции в развитии системы научной коммуникации. Известно, что система научной коммуникации является продуктом исторического развития, и каждая эпоха развития науки вносит в нее свои изменения. Однако одна из важных особенностей системы научной коммуникации заключается в том, что прежние методы и средства не устраняются новыми, а лишь дополняются ими.

Прогресс в области информационно-коммуникационных технологий коренным образом изменил не только процессы поиска, обработки, хранения и распространения информации. Сегодня изменяются информационные потребности пользователей научной информации, научно-издательская среда, формируются новые модели научной информационной культуры и информационного поведения, реализуются новые формы взаимодействия участников системы научной коммуникации.

Экспертами IFLA выявлены пять основных тенденций, определяющих формирование информационной экосистемы будущего: (1) новые технологии как расширяют, так и ограничивают круг тех, кто имеет доступ к информации; (2) онлайн-образование способствует демократизации и одновременно деформирует сложившуюся глобальную систему обучения; (3) границы конфиденциальности и защиты персональных данных будут пересмотрены; (4) в гиперсвязанном обществе (hyper-connected societies) будут услышаны и получат значение новые голоса и новые сообщества; (5) глобальная информационная экономика будет трансформироваться под воздействием новых технологий.

В результате столкновения указанных тенденций возникают новые проблемы, непосредственно затрагивающие деятельность библиотек.

Проанализируем и выявим существенные особенности современной информационной среды научной коммуникации, рассмотрим и  новые роли  вузовских библиотек в этих условиях.

Информационная среда научной коммуникации: современные тенденции.

Еще несколько лет назад к «новшествам» в организации научной коммуникации относили компьютеры, интернет, мобильные телефоны, электронную почту, программы для обработки текста, электронные публикации, беспроводные сети. Современные тенденции связаны, в первую очередь, с изменениями в способах публикации (издательских технологиях), в системе распространения и оценки научных результатов.

По мнению Р. Болла[7], само понятие «публикация» приобретает новое значение. Становится реальностью, что научное знание создается коллегиально, в публичных сообществах и независимо от времени и пространства. Сужается качественный разрыв, ранее существовавший между препринтом и окончательной публикацией. Усиливается размывание до сих пор хорошо сложившихся определенных границ между формальной и неформальной коммуникациями.

Научный информационный универсум, указывает П. Е. Дедик, стал включать в себя информационные объекты самой различной природы: не только различные текстовые документы и графические объекты, но и электронные препринты, материалы исследовательских лабораторий, институциональных репозиториев и научных конференций, виртуальные модели, всевозможные мультимедиа-ресурсы, а также программное обеспечение.

Национальный научный фонд США оперирует понятием «научный продукт» (research products), которое включает (но не ограничивает) публикации, наборы данных, программное обеспечение, патенты и авторские права.

Действительность такова, что сегодня пользователи могут воспользоваться как традиционным каналом размещения своих результатов в печатных изданиях, так и обратиться к современным разработкам. К ним,

в  частности, относятся: электронные журналы, электронные архивы, электронные репозитории, электронные библиотеки и пр.

Кроме этого, можно «выложить» результаты в блоге, сделать и разместить в Сети презентацию или видеоролик, разместить результаты в Википедию и пр. Инструменты Web 2.0 предоставляют пользователям еще более быстрые и менее формальные пути к коммуникации внутри и вне научного сообщества. В последние годы все большее количество  пользователей использует в профессиональных коммуникациях разнообразные социальные медиа, такие, как блоги, микроблоги (Twitter), социальные сети (Facebook, Google+ и др.), онлайновые платформы для работы с библиографическими данными (CiteULike, Mendeley, Zotero) и др.

С развитием интернета вообще, и web 2.0 технологий, в частности, научная деятельность во всем мире стала более распределенной во времени и пространстве. Стремительными темпами набирает силу международное движение открытого доступа к научным знаниям.

В соответствии с Будапештской инициативой открытого доступа (Budapest Open Access Initiative, 2002) и Берлинской декларацией по открытому доступу к научному и гуманитарному знанию (Berlin Declaration on Open Access to Knowledge in the Sciences and Humanities, 2003), научным учреждениям рекомендовано создавать институциональные и  электронные архивы открытого доступа к научным публикациям, а пользователем  самим —  архивировать свои публикации в этих архивах. К 2020г. в Европе в соответствии с программой Horizon планируется свободный доступ ко всему научному и образовательному контенту. Получают распространение информационные системы управления научными журналами и публикациями, обеспечивающие автоматизацию всего жизненного цикла научной публикации от удаленного представления статей в научный журнал до их дальнейшей обработки для окончательной публикации. Кроме этого, в функционале таких систем присутствуют редакционные сервисы; веб-сервисы взаимодействия редколлегии журнала с авторами и читателями; управления информационными потоками и электронными контентом; сервисы получения  наукометрических  данных и др.

Среди существенных особенностей современной информационной среды в научной коммуникации; формирование виртуального научного пространства (виртуальное сотрудничество, виртуальные научные коллективы); создание и развитие цифровой научной инфраструктуры (электронные библиотеки, издательства, журналы, архивы, институциональные репозитории); формирование системы идентификации авторов и объектов (ResearcherID WoS , Author Identifier Scopus, DOI, ORCID, SPIN код РИНЦ); развитие облачных технологий; широкое распространение мобильных устройств и приложений.

Система научной коммуникации предоставляет не только методы и средства обмена и распространения информации, но и оценки научным сообществом результатов исследовательской деятельности ученого. Сегодня в мировой практике для оценки научной продуктивности, наряду с экспертными оценками, активно применяются библиометрические и наукометрические показатели. Библиометрия и наукометрия используются в научной политике и управлении финансированием науки; в национальных программах развития науки и национальных системах оценки результатов научных исследований, при составлении международных и национальных рейтингов вузов. Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года и в Указе Президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В настоящих условиях основная задача заключается в построении системы идентификации научного и социального воздействия научного контента на основе различных моделей научной коммуникации (бумажной, электронной, гибридной). При этом необходимо объединить различные существующие подходы к оценке результатов научной деятельности: экспертная оценка (отзывы, рецензии, мнения экспертов, рецензентов, научных редакторов и др.), наукометрические и библиометрические показатели (количество публикаций, их цитируемость, импакт-фактор журнала, h-индекс автора и др.) и сетевые подходы (вебометрия, альтметрия (altmetrics)).

В этой связи на первый план выдвигаются задачи формирования единого научно-образовательного пространства; агрегации и обработки больших массивов информации, накопленной в научных и образовательных учреждениях; выбора форм и организации систем интеграции научно-образовательной информации в мировое информационное пространство. В России, например, в настоящее время реализуются такие проекты, как проект по созданию единой информационной системы доступа к электронным каталогам библиотек в сфере образования и науки, проекты «Карта российской науки», «Российский индекс научного цитирования». Основными результатами должны стать создание системы оперативной навигации по фондодержателям научной и образовательной литературы, формирование унифицированного сводного каталога, предоставление единой точки доступа, мониторинг научной деятельности российских ученых и организаций. Среди участников проектов – библиотеки университетов, научных организаций, областные универсальные научные библиотеки.

Научные библиотеки в современной информационной среде.

Наблюдаемый в последние годы переход парадигмы от книжной и устной коммуникации, к коммуникации цифровой, является, по мнению Р. Болла, весьма важным как для науки, так и для библиотек, т.к. научная коммуникация и библиотеки всегда были взаимозависимы. В настоящее время научные и вузовские библиотеки сталкиваются с необходимостью переосмысления своей роли и функций в системе научной коммуникации, с проблемой поиска новых путей информационно-библиотечного обеспечения научно-исследовательской деятельности и предоставления услуг, отвечающих запросам современных пользователей. Как замечает J. MacColl, «окружающая среда перестраивает библиотеку».

По мнению Т.А.Колесниковой, особенностью современного этапа развития библиотек является их причастность к последствиям сразу двух революций – ментальной и технологической. Среди новых проблем, непосредственно затрагивающих деятельность библиотек, указываются: изменение роли библиотечной деятельности в обществе; обработка быстрорастущего сегмента электронных информационных ресурсов; овладение онлайновыми формами информационного обслуживания; стихийность процесса информатизации общества и распространение кризиса управления информационно-документальными потоками в социальных коммуникациях.

Современная информационная среда способствует реализации новых типов сотрудничества ученых, издателей, библиотекарей и появлению новых ролей для библиотек и библиотекарей. Новая парадигма, согласно C.L.Borgman, заключается в смещении роли научных библиотек от внимания к услугам для читателя, к вниманию к услугам для автора.

Библиотеки стремятся занять более активную позицию и выступают активными партнерами на всех стадиях жизненного цикла (research lifecycle) научного исследования: от информирования и предоставления доступа к коллекциям документов до публикации и далее анализа и оценки результатов исследований. В качестве приоритетных направлений деятельности научных библиотек называются: создание и сопровождение репозиториев открытого доступа; управление научными данными (research data management, RDM); курирование научных данных (data curation); информетрия (библиометрия, наукометрия, вебометрия, альтметрия); службы поддержки электронных публикаций(e-publishing services) и пр..

Научные организации все больше обращаются к рассмотрению важности управления научными данными в рамках решения задачи управления научной информацией. Под управлением научными данными понимается организация данных, начиная от их ввода в цикл исследования до распространения и архивирования полученных результатов. Заметим, что понятие «научные данные» (research data) пока не имеет четкого определения. Данные могут иметь разную форму: [публикации,       отчеты, файлы изображений, информацию об исследователях, исторические фотографии, записи устных историй, звукозаписи, рисунки, карты, физические объекты и другие материалы].

Многофункциональное использование наборов научных данных становится принципиально иным. С одной стороны, многие информационные объекты стали распределёнными, созданными виртуально на основе реальных объектов, расположенных на различных информационных носителях. С другой стороны, составные части электронных научных ресурсов (такие, как обзоры, списки литературы, таблицы перекрестных ссылок и т.д.) стали приобретать самостоятельную ценность и включаться в систему научных коммуникаций.

Современные мировые тенденции развития сетевых технологий характеризуются переходом:  от «паутины документов» —  к «паутине данных». Сегодня пользователь  нуждается не столько в «информационном сопровождении» проводимых им исследований, а прежде всего, как писал Ю.А. Шрейдер; в совершенной системе метаинформации, которая структурирует эту новую информационную среду, обеспечивает комфортную навигацию в ней и механизмы интерактивного взаимодействия.

В новой парадигме сотрудничества и партнерства, в ответ на быстро изменяющуюся информационную среду, библиотеки выступают частью новых гибридных организаций, создаваемых в университетах для осуществления совместных действий по управлению научными данными, их аналитикой, интерпретацией и eResearch3 системами. В результате происходит соединение различных служб (вычислительных, юридических, административных и пр.) в университетском городке с целью поддержки развивающихся стандартов исследований. Например, в университетах Австралии специализированные службы RDM включают библиотекарей по поддержке исследований (research support librarians), сотрудников репозитория, IT-отдела, отдела авторского права, отдела коммерциализации и др..

Ведущие научные библиотеки активно осваивают новые функции, ранее доступные только издательствам. Например, библиотека  Мичиганского университета (США) финансирует создание системы mPach, обеспечивающей автоматизацию полного публикационного цикла электронного научного журнала. Местом для архивации и предоставления доступа к журнальным публикациям, а также их долгосрочного хранения и обеспечения режима видимости служит электронный репозиторий HathiTrust.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В университете Вены (Австрия) создан библиометрический отдел (Bibliometrics Department) в составе библиотеки и службы архива. В функции отдела входят проведение библиометрических исследований и предоставление библиометрических услуг; сбор, структурирование, координация и интерпретация библиометрических данных; организация консультаций для ректората, отделов и штата университета; проведение исследований научной продуктивности, национального и международного сотрудничества; разработка и поддержка специализированного веб-сайта (см. http://bibliometrie.univie.ac.at).

По мнению и отечественных, и зарубежных специалистов, именно библиотеки и информационные центры являются независимыми и междисциплинарными учреждениями, способными взять на себя поставку  библиометрических данных, необходимых для управления наукой, и именно специалисты в библиотеках изучают как рынок научных публикаций, так и потребности ученых. Директор Библиотеки естественных наук РАН.

Н.Е.Калёнов подчеркивает: «библиометрический анализ публикаций ученых должны проводить квалифицированные специалисты, для которых эта деятельность является профессиональной. В Российской академии наук такими специалистами являются сотрудники библиотек». Библиотекари, отмечает Я.Л. Шрайберг, являясь связующим звеном между создателями, распространителями и потребителями научной информации, способны влиять на любое из звеньев, контролировать процесс и занимать значительную позицию при работе с документами.

Согласно Концепции интеллектуализации библиотечной профессии, разработанной Т.А. Колесниковой, в настоящее время формируется новый тип библиотечно-информационных специалистов. Среди отличительных черт библиотекарей новой формации: максимальная ориентация на потребности пользователей как информационных доноров и акцепторов знаний, понимание интеллектуальной многоаспектной среды вокруг пользователя и способность выделить носителей новых знаний в насыщенных потоках информации. Новый тип библиотечно-информационного специалиста (по мнению американского библиотековеда Кейт Уитенберг) способен быть учёным, способен мыслить как учёный и предоставить реальную помощь в процессах обмена знаниями в университетской среде.

Таким образом, фундаментальные изменения связаны с тем, что библиотеки от традиционных функций обслуживания и информационного обеспечения ученых переходят к функциям распространения, анализа и оценки научного знания. В связи с этим библиотеки активно вовлекаются во все фазы научного исследования, начиная от предоставления доступа к информации до её использования при принятии решений.

Процессы формирования и развития современной информационной среды научной коммуникации требуют поиска новых способов реализации профессиональной роли, функций и задач библиотек в обществе и системе научной коммуникации; выдвигают новые требования к использованию существующих и развитию новых компетенций информационно-библиотечных специалистов. Более того, по мнению В.К. Степанова  «реорганизация системы информационных коммуникаций требует кардинальной реформы всей теории и методики библиотечной деятельности». Система непрерывного информационно-библиотечного образования не может и не должна оставаться в стороне от решения поставленных задач.

Библиотека – особое социальное учреждение, играющее ведущую роль не только в деле образования, но культурного и государственного строительства. Накапливая в своих фондах документные ресурсы  в традиционной и электронной формах, библиотека как социальный институт в наибольшей мере удовлетворяет потребность общества в информации. На сегодняшний день основная масса Вузовских научных библиотек работает с применением новых современных технологий в области накопления, хранения и передачи данных. Задача библиотеки на современном этапе – не просто накопить материал, но и снабдить его облегченной системой поиска и  своевременно довести до потребителя. Внедрение современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в библиотеки высших учебных заведений существенно облегчает решение стоящих перед ними задач: формирование информационно – технологической инфраструктуры системы образования, включение в федеральную систему информационного и научно – методического обеспечения; организация использования электронных учебных ресурсов наряду с традиционными учебными материалами.   За 10 лет в библиотечной сфере принципиально изменились:

– информационная среда;

– технические средства и библиотечные технологии;

– информационные потребности и подготовка пользователей;

– законодательство;

– финансирование и материальное обеспечение;

– управление и межбиблиотечное взаимодействие;

– профессиональная подготовленность библиотечных кадров.

Всесторонние изменения ставят вопрос о путях развития библиотек в новых условиях. Формирование фондов электронных ресурсов вузовских библиотек, релевантных по содержанию к учебным планам, является одним из факторов в развитии качества высшего образования. Сформировавшаяся структура ресурсов Интернет, содержащих актуальную для учебной деятельности информацию, объем информационных ресурсов, доступных в конкретной библиотеке. Сайт библиотеки обеспечивает возможность, предоставления и продвижения информации о библиотеке, информационных ресурсах, продукции и услугах. Появление значительного ассортимента информационных продуктов и услуг на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, отражается на каждой из технологических подсистем вузовской библиотеки. Продукты на базе компьютерных технологий. 1.Электронный каталог 2. Электронная библиотека 3. Список новых поступлений 4.Тематический список 5.Электронные учебники 6. Учебные планы 7. Материалы для практических занятий 8. Лекционные материалы и т.д. Услуги на базе компьютерных технологий 1. Семинары 2. Стажировки 3.Прайс на услуги 4.Обслуживание пользователей 5.Резервирование книг 7. Электронная книговыдача 8. Копирование и сканирование материалов 9. Доступ  к web-ресурсам и базам данных.  Научные библиотеки, обслуживающие определенное учреждение, зародились в Академии наук в начале XIX в., когда в ходе научной деятельности ученым потребовалась помощь в собирании (выявлении, приобретении, доставке, каталогизации и хранении) нужных документов. В то время предложения книжного рынка и стоимость желаемых изданий уже превысили возможности отдельного пользователя. Эти библиотеки максимально приближались к месту работы, так как для пользователей фактор времени всегда был очень важен. Во второй половине XIX в. начали развиваться библиотеки высшей школы (университетов и других высших учебных заведений, факультетов, кафедр), имеющие общие черты с академическими библиотеками. В середине ХХ века, сформировалась централизованная библиотечная сеть в системе Академии наук. Она облегчила анализ их деятельности и поиск общих закономерностей. В связи с произошедшими переменами можно попытаться ответить на три важных вопроса отражающих их развитие: изменились ли цель, задачи и функции научных библиотек; какие важные традиционные элементы библиотеки, изменяются вместе с информационной средой и технологиями; какие элементы научных библиотек надо менять в ближайшем будущем и есть ли для этого технические, технологические и материальные возможности.

Целью специальных научных библиотек является информационная помощь пользователям в их профессиональной деятельности во всех ее формах. За 200 лет своего развития научная деятельность разветвилась и переплелась во множестве форм, условно подразделяясь на теоретические и прикладные исследования, экспериментальную работу и обработку данных, научную экспертизу, профессиональное образование и подготовку научных кадров, научно-издательскую деятельность, организационную работу, поддержку научных коммуникаций, включая библиотечную, архивную и музейную деятельность и др. Понятно, что принципиально цель информационно-библиотечного труда не изменилась. Но она потребовала развития новых форм и средств, для успешного сопровождения научной работы и гибкого информационного обеспечения пользователей. Перечисленные выше формы научного труда продолжают развиваться: например, патентование, научно-внедренческая деятельность, экспертная (в частности, экспертиза глобальных проектов для органов власти). В то же время структурно-функциональное усложнение науки как общественной системы не меняет цель ее информационно-библиотечной подсистемы. Задачи библиотек можно подразделить на «постоянные» и «временные». «Постоянные» задачи практически не менялись на протяжении всей библиотечной истории – это комплектование фонда, обеспечение его сохранности, обслуживание пользователей. «Временные» задачи менялись в различные исторические периоды. В частности, в первой половине ХХ в. библиотеки боролись с неграмотностью населения, а во второй половине на академические библиотеки, например, возлагалась задача «воспитательной работы» среди ученых (примерами могут служить обязательная подписка на общественно-политическую литературу, участие библиотек в подготовке и проведении политинформаций, выставок к ноябрьским и майским праздникам и др.). Эта группа задач ставится обществом для достижения определенных социальных целей, и они изменяются вместе с обществом.

Так, задачей нового времени – XXI в. – мы считаем организацию библиотеками электронной информационной среды для развития науки, культуры и образования. При этом общественные публичные библиотеки формируют электронное пространство для преемственности и взаимодействия культур, для самообразования личности, а научные библиотеки создают электронную среду для информационного сопровождения науки и образования, обеспечения их развития и преемственности. В нашей стране эта задача легла на библиотеки и институты научной информации, поскольку именно они обслуживают как научные и образовательные учреждения, так и отдельных пользователей, ощущают необходимость этой работы и располагают информационными, техническими и кадровыми ресурсами. По сравнению с издательствами научные библиотеки совсем не занимались коммерческой деятельностью (практически единственной платной услугой было ксерокопирование статей), а институты занимались ею частично – перечень платных услуг был шире, но предусматривались механизмы оплаты информационных услуг из бюджетных средств заказчикам из государственных учреждений. Кроме того, в библиотеках и родственных им структурах работали энтузиасты, готовые вложить большой труд для общественной пользы – что они и делали последние годы. Их труд в этой области был практически бесплатным, поскольку государство библиотекам на решение этих задач средств не выделяло, а общественная потребность уже назрела и требовала расширения электронного пространства. Но данная задача все еще не выполнена в нужном объеме, в том числе из-за проблем с законодательством и финансами.

Наиболее заметные изменения в работе научных библиотек произошли на уровне функций, так как проблемы с материальным, техническим и кадровым обеспечением фактически поставили каждую библиотеку перед выбором: от каких видов работ и каких обязательств перед пользователями можно отказаться, чтобы сохранить данную библиотеку как таковую? Заметно пострадали фонды, так как многие библиотеки, осуществлявшие депозитарное или архивное хранение, имевшие обменные или дублетные фонды, аннулировали или сильно сократили их объем, отказавшись от соответствующих функций из-за проблем с помещениями, финансами, кадрами. Также проводились активные чистки фондов для освобождения хранилищ, которые зачастую изымались у библиотек для иных целей. Во второй половине 1990-х годов представители контор, занимающихся сбором и переработкой макулатуры, в плановом порядке (по городским телефонным справочникам) обзванивали библиотеки и организации, предлагая массовый вывоз библиотечных фондов и архивов учреждений «в макулатуру». Это не могло не отразиться на объеме и качестве фондов, степени их физической сохранности, однако библиотеки поддерживают комплектование и обеспечивают сохранность своих основных фондов, насколько это возможно в современных условиях многолетнего недофинансирования.

Еще одна из основных функций библиотеки – это формирование каталогов и картотек: читательского и служебного справочного аппарата (СПА). Она также существенно изменилась. Очень многие библиотеки имеют элементы СПА, которые законсервированы и не пополняются. В первую очередь – это различные картотеки (аналитической росписи журналов, трудов конференций, трудов сотрудников своего учреждения и др.), но также и карточные каталоги или их части. Особенно часто страдали топографические и реальные каталоги. В рамках этой же функции появились и поддерживаются электронные каталоги, а в ряде библиотек и картотеки. Но между отказом от карточной формы и появлением электронной версии СПА нередко имеется временной интервал, вызванный нехваткой или недостаточной квалификацией кадров.


Страницы:   1   2   3