Введение
Техническая эксплуатация машин – это совокупность процессов по использованию машин в соответствии с её назначением и по осуществлению мероприятий по максимальному сохранению характеристик, установленных нормативно-технической документацией.
Эксплуатация машин как прикладная техническая дисциплина формировалась и развивалась по мере становления и развития механизации технологических процессов во всех областях человеческой деятельности.
К настоящему времени сформировались различные системы технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР). Среди которых можно выделить две основные: планово-предупредительную (ППР) и систему ТО и Т.Р. По потребности, основанные на использовании технического диагностирования, с помощью которого определяют состояние машины в данный момент и дают рекомендации по объему и времени обязательных технических воздействий, необходимых для поддержания машины в оптимальном техническом состоянии.
Сущность планово-предупредительной системы ТОР состоит в том, что техническое обслуживание осуществляется по плану, а ремонт – по потребности.
Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Техническое обслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехническое и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на
специальных стендах и приборах. По периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ техническое обслуживание согласно действующему Положению подразделяется на следующие виды: ежедневное (Е.О.), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (С.О.) технические обслуживания.
Положением предусматривается два вида ремонта автомобилей и его агрегатов: текущий ремонт (ТР), выполняемый в автотранспортных предприятиях, и капитальный ремонт (КР), выполняемый на специализированных предприятиях.
1.1. Характеристика авторемонтного предприятия
В исследовательской части рассмотрим АРП (авторемонтное предприятие воинской части 62250)
Предприятие создано в целях обеспечения работы автотранспорта войсковой части 62250
По производственному назначению автотранспортное подразделение является грузовым и обеспечивает транспортные работы, хранение и неполный частичный объём работ по ТО и ТР подвижного состава:
- перевозка грузов;
- обеспечение деятельности войсковой части;
- погрузочно-разгрузочные работы;
- техническое обслуживание и ремонт техники;
- разработка и внедрение более совершенных методов работ по обслуживанию и ремонту техники, основанных на современных технологиях.
Предприятие вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
Органом управления данной организации является командир ему, подчинены:
-Бухгалтерия
-Отдел кадров
-Планово-экономический отдел
-Финансовый отдел
-Отдел по охране труда
-юрисконсульт
-главный инженер
Бухгалтерия ведет учет доходов и расходов предприятия, расчет заработной платы, налоговых платежей, стоимости оказываемых услуг.
В задачи отдела кадров входит приём и увольнение работников, оформление приказов по персоналу, расчет времени отпуска, и другие подобные вопросы. Работа планово-экономического отдела состоит в расчете экономических аспектов деятельности предприятия, обобщения материалов бухгалтерии, составления отчетов, анализу результатов хозяйственной деятельности. Отдел охраны труда проводит плановые инструктажи по технике безопасности, следит за состоянием рабочих мест, соблюдением различных норм и правил, проводит медицинские осмотры и т д. В обязанности главного инженера входит разработка и утверждение графиков проведения различного рода работ, в том числе по обслуживанию автопарка, контроль за техническим состоянием, приходом и расходом ГСМ, качеством выполняемых работ, своевременной закупкой необходимых запасных частей.
Структура авторемонтного предприятия (АРП) определяется в основном производственной программой, объёмом и характером выполняемых ремонтных работ, а также группой предприятия по оплате труда. Наибольший перечень работ и соответственно наиболее развитая организационная структура характерна для предприятий серийного типа по КР полнокомплектных автомобилей.
Организационная структура такого предприятия включает руководство (директор, главный инженер, заместители директора), подразделения управления производством (производственно-диспетчерский отдел), службы и подразделения главного инженера (службы главного конструктора, главного технолога, главного механика и главного энергетика, отдел механизации и автоматизации производственных процессов, заводская лаборатория), подразделения обеспечения производства (бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел технического контроля, отдел труда и заработной платы, отдел кадров), подразделения снабжения и сбыта (административно хозяйственный отдел, отдел снабжения, отдел сбыта, транспортный отдел и др), производственные подразделения (основные производственные цехи или участки, службы вспомогательного производства и склады).
Производственные подразделения АРП— это пять цехов: разборочно-моечный, сборочный, моторный цех, кузнечно-термический и слесарно-механический. Ниже приведена схема структуры управления АРП рис.1 и производственная структура на рис.2
Рисунок 1 — Структура управления АРП
Рисунок 2 — Производственная структура АРП
В настоящий момент парк подвижного состава в/ч 62250 насчитывает 76 единиц подвижного состава:
ЗИЛ-130 АКПМ-3 предназначена для уборки взлетной полосы- 10 ед.
Урал -4320(ДЭ-226) ротор для уборки снега -2.ед
ЗИЛ -130 ММЗ самосвал– 2 ед.
Бульдозер Т-130 –2 ед.
КрАЗ-260 бортовой -3 ед.
КрАЗ-256 бензовоз-5 ед.
КрАЗ -258 седельник -5ед.
ЗИЛ -131 (УПГ)-9 ед. (обслуживание самолетов)
ЗИЛ -131(АПА)-10ед. (обслуживание самолетов)
ЗИЛ 131(ВЗ) 8ед. (обслуживание самолетов)
ЗИЛ 131(УМП) 10ед. (обслуживание самолетов)
Газ 66(МЗ)- 10ед. (обслуживание самолетов)
Эксплуатация подвижного состава происходит в условиях умеренно-холодного климата.Категория условий эксплуатации – пятая. Хранение подвижного состава осуществляется на открытых стоянках и в гаражах.
АРП работает пятидневную рабочую неделю, также на постоянном дежурстве диспетчер и два слесаря -техника 4 и 5 разряда, а также водители АТП.
1.2. Перспективы развития предприятия
Анализ хозяйственной деятельности организации показывает, что услуги автотранспорта являются одним из необходимых видов деятельности по обеспечению жизнедеятельности. Несмотря на то, что показатели использования автопарка растут, происходит увеличение себестоимости перевозок, то есть увеличивается расход масла, износ и поломка деталей и агрегатов.
По данным АТП при эксплуатации подвижного состава наблюдалось снижение коэффициента технической готовности, а, следовательно, и коэффициента выпуска.
Основными объективными показателями, характеризующими качество технического обслуживания и ремонта подвижного состава, являются: вынужденные остановки на линии из-за технической неисправности; опоздание с выездом на работу из-за технической неподготовленности; преждевременный возврат в гараж по причине технической неисправности.
АРП постоянно анализирует и внедряет новые технологии, последний анализ работы выявил следующие недостатки:
1) увеличение расходов на ТО и ТР подвижного состава, вызванное износом как автомобилей, так и оборудования производственно-технической базы (ПТБ);
2) снижение коэффициента технической готовности и выпуска подвижного состава предприятия, связанное с износом подвижного состава и несовершенством ПТБ.
Следствием этого являются простои транспорта в техническом обслуживании и ремонте, что превышает нормативную величину.
На основе вывода АРП сразу разработало программу повышения эффективности – внедрение дополнительного современного оборудования.
Предполагаемая программа АТП позволит решить следующие основные задачи:
снизить себестоимость работ по ТО и ТР автомобилей;
улучшить обслуживание и ремонт подвижного состава;
повысить качество работ ТО и ТР автомобилей;
задействовать в производственном процессе ранее не достаточно эффективно используемую территорию организации;
создать дополнительное количество рабочих мест на предприятии.
Такой анализ работы ведется постоянно и сразу же предполагается программа устранения недостатков, на основе выводов. Если рассматривать АРП — как одну из структур в/ч –то несомненно – в таких АРП Министерство Обороны будет нуждаться всегда – в современных, постоянно анализирующих свою работу и устраняющих выявленные недочеты.
1.3. Назначение проектируемого участка
Участок предназначен для ремонта и испытания агрегатов и приборов электрооборудования автомобилей – генераторов, стартеров, прерывателей-распределителей, а также для комплектования проводки.
Неисправное электрооборудование, поступившее на участок, распределяют по рабочим местам, очищают от пыли и грязи, разбирают на узлы и детали. Детали без обмоток моют в машине раствором препарата МЛ, обдувают сжатым воздухом и тщательно протирают.
После чистки детали дефектуют, проверяют их основные геометрические размеры и электрические параметры В соответствии с техническим состоянием деталей их сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Годные детали используют при сборке, требующие ремонта – ремонтируют. Генераторы, стартеры для капитального ремонта отправляют на специализированные цеха.
Перед сборкой детали направляют на участок окраски.
Из отремонтированных, годных, новых и окрашенных деталей собирают приборы и агрегаты электрооборудования на специализированных постах. Регулируют и испытывают электрооборудование на контрольно-испытательных стендах.
После сборки, регулировки и испытания приборы и агрегаты электрооборудования, требующие окраски, направляют на участок окраски. Оттуда отремонтированные изделия сдают на промежуточный склад.
На участке могут быть установлены в зависимости от типа обслуживаемых машин: универсальный прибор для проверки электрооборудования автомобилей, прибор для проверки установки фар, набор инструментов электрика, передвижной столик электрика, машина для мойки деталей; контрольно-испытательный стенд для проверки генераторов, реле-регуляторов и стартеров, стенд для проверки приборов системы зажигания, прибор для проверки контрольно-измерительных приборов автомобиля, прибор для очистки и проверки свечей зажигания; прибор для проверки якорей, генераторов и стартеров; станок для проточки коллекторов якорей генераторов и стартеров, набор инструментов электрика, паяльник электрический 90 Вт, верстаки, стеллажи, подставки, тележка для транспортирования агрегатов.
