Заявка на расчет
Меню Услуги

Проектирование предметно-пространственной развивающей среды дошкольных организаций. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


2. Опыт работы педагогического коллектива МБДОУ детский сад №25 с. Богородское по проектированию предметно-пространственной среды

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Цель, гипотеза и задачи исследования

Объект исследования: предметно-пространственная развивающая среда дошкольной организации (ДО).

Предмет исследования: проектирование предметно-пространственной развивающей среды дошкольных организаций в соответствии требованиями ФГОС ДО. Цель исследования: провести исследование особенностей проектирования предметно-пространственной развивающей среды в ДО.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать существующую предметно-пространственную среду МБДОУ детский сад №25 с. Богородское.
  2. Спроектировать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с ФГОС ДО.
  3. Разработать рекомендации по проектированию предметно-пространственной развивающей среды ДО.

Методы исследования: проектирование.

Гипотеза исследования: Проектирование развивающей предметно-пространственной среды будет способствовать успешному созданию развивающей предметно-пространственной среды, которая будет оказывать благоприятное влияние на развитие дошкольников.

 

2.1. Анализ предметно-пространственной среды МБДОУ детский сад №25 с. Богородкое

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 (далее по тексту МБДОУ) создано в качестве юридического лица в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», зарегистрировано Администрацией Ульчского муниципального района Хабаровского края «3» июня 1998 г. № 127 и является гражданским некоммерческим учреждением.

Полное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25

Сокращенное наименование: МБДОУ детский сад №25

Организационно-правовая форма: муниципальное бюджетное учреждение.

Учредителем МБДОУ является Комитет образования Ульчского муниципального рацона (Учредитель). Отношения между Учредителем и МБДОУ регулируются договором, заключенным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

МБДОУ осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными актами, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, настоящим Уставом, договором между МБДОУ и Учредителем и иными локальными правовыми актами.

МБДОУ является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетного сметы.

Основным предметом деятельности МБДОУ является реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

МБДОУ может реализовывать дополнительные образовательные программы при наличии соответствующих лицензий.

Деятельность МБДОУ направлена на создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.[23]

Нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольной организации по проектированию предметно-пространственной среды:

  1. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990, Конвенция ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I)
  2. Федеральный Закон «Об Образовании» от 29.12.2012г.№ 273.
  3. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
  4. Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад№25 с. Богородское
  5. Основная Образовательная программа МБДОУ детский сад№25
  6. Годовой календарный учебный график МДОУ детский сад №25.

Помещение детского сада расположено в двух зданиях, рассчитано на 3 группы здание имеет 1 этаж. группы имеют отдельные помещения, в которых расположены спальни,1 помещение переоборудовано в спортивный и музыкальный зал, который оснащен необходимым оборудованием. Так же имеется методический кабинет, в котором представлена методическая литература, периодические печатные издания, библиотека дошкольников, рассчитанная на разные возраста. Детский сад расположен в центре поселка, рядом находится дом культуры, библиотека, сквер, где установлен памятник герою Советского союза летчика В.И. Сластину. Детский сад работает по ООП, разработанной коллективом ДО на основе Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой .

На наш взгляд предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Поскольку, развивающая предметно пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни. Визуальные характеристики дошкольного образовательного учреждения, то есть то, что ребёнок видит вокруг себя,- важное условие эмоционального воспитания. Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы убранства и оборудования, в нашем детском саду, представляют собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, всё, что окружает ребёнка развивает не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт.

Особенности предметно-пространственной среды ДОУ определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Таким образом предметно-пространственная среда способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности. Однако предметно-пространственная среда не всегда отвечает требованиям ФГОС ДО, ввиду недосточного финансирования. И в своей работе мы постоянно сталкиваемся с непреодолимым для нас препятствием отсутствием полноценного материально-технического обеспечения воспитательно образовательного процесса.

Поэтому мы находимся в постоянном поиске путей решения данной проблемы. В виду отсутствия возможности закупить современное оборудование для организации игрового пространства ДОУ, мы пришли к выводу, что одним из выходов из сложившейся ситуации может стать активное привлечение родителей и детей к организации ППРС в группах и на участках ДОУ. Изготовление оборудования «своими руками», которое, на наш взгляд (ориентируясь на результаты наблюдений в процессе проводимой работы, педагогами групп), имеет огромную воспитательную ценность, поскольку способствует включению детей и родителей как активных участников в данный процесс, индивидуализирует ППРС группы на конкретных детей, их интересы и склонности. Что даёт возможность всем участникам проявить инициативу, творческую активность, развивает организаторские способности, целеустремлённость, активизирует развитие познавательной сферы дошкольников в процессе деятельностного подхода, воспитывает самостоятельность, свободу выбора, бережливость, аккуратность и т.д.. Опыт показал, что изменение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, оказывает желаемый эффект и превращает среду в действительно развивающий компонент лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной партнёрской деятельности с детьми и родителями. Таким образом, насыщенная предметно — пространственная среда обеспечивает применение разнообразных образовательных технологий и наоборот, образовательные технологии способствуют обогащению и пополнению предметно — пространственной среды. Мы считаем, что использование данных педагогических технологий способствует социализации и индивидуализации детей и отвечает требованиям ФГОС ДО , так как отражает характер взаимодействия с взрослыми, с другими детьми, «включает» дошкольника в систему отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

Проявление разных видов активности – главный показатель развития личности. Мы старались строить предметно-развивающую среду в детском саду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Так как организация предметно-пространственной среды – это главный аспект реализации индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку. Среда — одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования. Наша обязанность в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов. Проектирование предметно-пространственной среды, создающее основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, предполагает соблюдение следующих принципов: — обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; — организации «зон приватности»; — предоставления правд и свободы выбора; — создания условий для моделирования, поиска и экспериментирования; — полифункциональности использования помещений и оборудования; — возрастной и полоролевой адресованности оборудования и материалов. Очень важным, по- нашему мнению, является создание образовательной среды группы на основе интересов детей, поскольку если ребёнку интересно, то он будет активнее действовать, а, следовательно- развиваться.

В групповых помещениях созданы центры активности. Подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки. Приемные оформлены информационными стендами, выставками детских работ. Коридоры оформлены выставками творчества детей, в фойе устроены выставки поделок детей и родителей, в спортивно-музыкальном зале меняется оформление к каждому времени году, эстетичное оформление к различным праздничным и памятным датам. Территория детского сада озеленена, около каждого здания разбиты клумбы, в летний период установлены садовые фигуры, в зимнее время лепятся поделки из снега, льда. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей[18], связана между собой по стилю и состоянию[18].

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, деятельности; потребность в общении; потребность в познании. Среда групп, в нашем детском саду, эти потребности удовлетворяются. Мы стараемся организовать все так , чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сенситивными периодами. Так, например, на третьем году жизни это развитие движений и речи. Поэтому у нас оборудованы горки, большие мячи (за которыми ребенок будет ходить, перекатывать их), каталки, простые сюжетные картинки, прочные книжки с предметными картинками.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование размещано так, чтобы детям удобно было организовывать совместную деятельность. В этом же возрасте начинает развиваться «режиссерская» игра – поэтому у нас имеется настольный театр и соответствующая атрибутика.

Высота мебели в групповом помещении такая, чтобы ребенок мог сам достать игрушку с самой высокой полки (примерно 75—85 см).

Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель: предмет, игрушка, оказавшиеся в зоне внимания. Поэтому в группе имеются стеллажи без дверей.

Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • учет национально – культурных климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
  • среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функцию.

Развивающая предметно – пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно – пространственной среде, педагоги стремятся к тому чтобы сделать среду:

  • содержательно – насыщенной,
  • трансформируемой,
  • полифункциональной,
  • вариативной,
  • доступной,
  • безопасной.

Организованная предметно — пространственная среда позволяет каждому найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Большое значение при создании действительно развивающей среды, у нас имеется свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве — для двигательной деятельности, ролевых игр, для «неопрятных» игр (манипуляций с водой, песком, глиной), для спокойных игр и занятий в одиночестве. Эти «пространства» созданы так, чтобы дети могли их использовать для освоения не только ценностей, но и всей палитры значимых отношений в мире — от ценностей до антиценностей. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только искать и осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазию, в грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Свободное пространство занимает не менее трети и не более половины общего пространства групповой комнаты. Кроме того, детям хорошо видно, как передвигаться по групповой комнате, чтобы не помешать деятельности других детей. Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате.

Каждый воспитатель нашего дошкольного учреждения ежегодно обновляет развивающую предметно-пространственную среду в своей группе. Предметно – развивающую среду в своей группе организуем так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, склонностей и уровня активности.

День в нашей группе начинается с утреннего приёма. Приём воспитанников осуществляется в раздевалке группы, где есть много интересного: информация и советы для родителей (законных представителей), выставка детского творчества, красочные рекомендации, напоминающие о том, как вести себя на улице и дома. В раздевалке расположен уголок творчества наших воспитанников, где мы устраиваем тематические выставки.

В учебной зоне размещены следующие центры:

  • познавательно — исследовательский центр;
  • центр ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)
  • уголок «Любознайка»;
  • творческая мастерская;
  • уголок театрального и музыкального развития;
  • книжный центр
  • уголок сенсорного развития.

Здесь воспитанники могут по желанию заняться любым видом деятельности, развивая любознательность, творческие способности, мышление, познавательную активность.

В учебной зоне находится познавательно-исследовательский центр, который включает в себя различные приборы: энциклопедии, иллюстративный наглядный материал, оборудования для опыта, микроскоскопы, мерные стаканчики, предметы из различных материалов. Дети проводят опыты, учатся наблюдать, делать выводы, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, что способствует развитию познавательного интереса.

Центр ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) особенно привлекателен для воспитанников, хотя основная часть деятельности в этом центре организуется как совместная деятельность педагогов и детей. В данном центре имеется интерактивное и мультимедийное оборудование, воспитанникам представляется возможность побывать в виртуальных путешествиях, стать участниками интерактивных игр и др.

Часть учебной зоны мы выделили под уголок «Любознайка», где разместили материалы по математике, развитию речи, наборы дидактических игр, плакаты, карты, материал о нашей стране, родном крае, о космосе, иллюстраций.

Целью создания творческой мастерской является формирование творческого потенциала воспитанников, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Материал по конструированию в специально отведённых для него коробках, передвижных ящиках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне в шкафу.

Уголок театрального и музыкального развития способствует формированию интереса к театральному искусству, музыке, знакомит с музыкальными инструментами.

В книжном центре находятся художественная литература, азбуки, энциклопедии, журналы, иллюстрации детских писателей. Воспитанники могут выбрать книгу по желанию, посмотреть, почитать совместно с воспитателем или самостоятельно.

В игровой зоне (социально-коммуникативного развития) созданы все условия для игровой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между воспитанниками. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Парикмахерская», «Больница», «Строители», «Автомастерская», «Семья», «Аптека» подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В развивающей среде определенное место отведено настольным и настольно-печатным играм. Разнообразие настольных игр дают возможность детям выбрать игру по желанию: шашки, шахматы, дидактические игры, конструктор и т. д. Все эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, внимания, усидчивости.

Оборудован центр активности, его оснащение способствует развитию двигательной активности, физических качеств воспитанников и укреплению здоровья. Предметное наполнение центра применяется в играх, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности воспитанников.

В группе есть центр «Безопасности», где находятся дидактические игры, наглядно — дидактические пособия, макет города, атрибуты для сюжетно- ролевых игр (жезлы, свистки, фуражка сотрудника ГИБДД, игрушки транспорт, дорожные знаки). Здесь ребята закрепляют знания по правилам дорожного движения и безопасного поведения в помещениях и на улице. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Развивающую среду конструирует для детей воспитатель. Педагог решает конкретные образовательные задачи, вовлекая воспитанников в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.При этом он старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно . Организуя среду, воспитатель учитывает мнение каждого ребенка, всех детей группы, выслушивает их предложения и по возможности их удовлетворяет или же тактично объяснить причину отказа.

Перед первым приходом ребенка в детский сад, или после летнего перерыва воспитатели интересуются у родителей, о том, чем увлекается их сын или дочь, к чему проявляет склонности, способности, какие любит игрушки. Так же спрашивают об этом самого ребенка и вносят в обстановку те игры (игрушки, материалы), которые доставят малышу радость и удовольствие.

Мы стараемся учитывать мнение ребенка при создании предметно-пространственной среды, чтобы группа детского сада стала для него роднее, уютнее, комфортнее — ведь это дом, который создан и им тоже!

 

2.2.Проектирование предметно-пространственной среды в группах МБДОУ детского сада №25

 

2.2.1 Предметно-развивающая среда в младшей группе учреждения

 

«Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов…»

Для детей младшего возраста необходимо достаточное количество пространства в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. При правильной организации развивающей среды, каждый маленький ребенок сможет найти себе занятие по душе, научиться делать первые мыслительные действия с игрушками и разнообразными предметами, приобретая сенсорный опыт взаимодействия. Далее идет приобретение нового опыта взаимодействия с взрослыми и одногруппниками. Создавая развивающее пространство в младшей группе педагоги помнили, что ведущая роль в процессе обучения – игровая, и ей мы отдаем предпочтение.

Предметно-пространственная среда в нашем саду начинаеться уже в раздевалке. Создавая уютную атмосферу в этом помещении, воспитатели сформировали маленьким детям положительный настрой еще до того момента, пока они не вошли в группу. В раздевалке нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей, а так же доска-экспозиция для поделок и рисунков ребят.

Для того чтобы все дети смогли найти себе дело и занятие по душе в группе созданы условия для разных видов деятельности. Оборудование для игр выполняет функции для создания оптимально насыщенной и многофункциональной среды. Для игр создано пространство – это важно, данное условие стоит учесть педагогу при моделировании среды в группе.

Пройдем по уголкам.

Первый – театральный уголок. Центр театрального развития очень важен и необходим в развивающей среде. Он помогает в адаптации детей к дошкольному учреждению. Воспитание в театральном уголке идет как бы ни от лица взрослого, а от кукол. В театре педагоги поместили ширму, маски сказочных персонажей и несколько видов театров: кукольный, плоскостной, пальчиковый, настольный.

Рядом с театральным уголком разместили центр ряженья. Юбки, платья, платки. Вся атрибутика подобрана яркой и привлекает внимание детей. Большое количество расцветок создаст радостное настроение и желание примерить.

Следующими организованы центры «Сообразительности» или «Лабораторию». Наличие в группе удобных столов при освещении с левой стороны организует место для исследовательской деятельности.

Центр «Умка» будет направлен на развитие у детей интеллектуальных способностей. В центре расположены различные мозаики, лото. Здесь же находятся развивающие игры. Весь представленный игровой материал легкодоступен.

Создан центр строительства. Дети играют в нем с конструкторами, пирамидками, кубиками.

Наличие в группе мягкой мебели придает уютный вид. Маленькие дошкольники любят возиться с мягкими элементами декора. Мягкую мебель используют и для построения машин. Тогда еще к строительному уголку, поместили полочки с машинами, присоединили различные игрушки.

Центр «Книжный уголок» позволит малышам рассмотреть любую картинку в книге или прочитать любимую сказку. Тут жене расположили предметные и сюжетные картинки.

Находясь в уголке природы учреждения, создаеться впечатление, что мы очутились на лесной поляне. Комнатные растения подобраны в соответствии с возрастом детей, размещены так, чтобы воспитателям и детям удобно за ними ухаживать. Имеется всё необходимое оборудование: лейки, палочки для рыхления, ведерки, совочки, лопатки, пульверизаторы. В уголке располагают календарь природы, настольные игры, содержание которых соответствуют природной теме, а так же детскую художественную литературу с красочными, доступными иллюстрациями.

Когда малыш устает от шума, то может пойти в уголок тишины. Это тихое место, организованное педагогами чуть дальше от центра группы.

В группе существует музыкальный центр.

Для центра творчества отводено самое светлое место в группе. Дети, находясь в этом уголке, могут и посмотреть в окно, и сразу зарисовать увиденный пейзаж. Рисование для детей, наряду с игровой деятельностью, имеет большое значение потому, что изобразительная деятельность — это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира.

Одним из самых любимых уголков в группе у детей Центр двигательной активности. Его популярность у детей легко объяснима, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь находиться массажный коврик, специальные мячики и мелкие игрушки, гимнастические палочки, обручи, резиновые мячи разного размера, арки для лазания, султанчики, вертушки.

Создание игрового центра с сюжетно-ролевыми играми помогают дошкольникам младшего возраста формированию основ культурного общения. В учреждении правильно подобран игровой материал, поэтому дети комбинируют разные сюжеты, появится возможность создания новых игровых образов. Весь игровой материал расположен в свободном доступе. Но важно отметить, что дети могут не только свободно брать, но и без проблем убирать на место то, что они брали. В игровом центре помещены игрушки, которые осуществляют знакомство воспитанников учреждения с окружающими нас предметами быта. Среда соответствовут интересам мальчиков и девочек, поэтому потребности их удовлетворены . Для девочек наибольший интерес представляют кухня, парикмахерская, медицинский кабинет. Супермаркет будет пользоваться популярностью, как у мальчиков, так и у девочек. Тут проигрываются жизненные ситуации, в которых закладываются первоначальные экономические знания и отношения. Как хочется мальчикам вырасти поскорее и сесть за руль! Поэтому стоит создан уголок «Безопасное движение». Его оснащение подводить к дорожным сюжетным играм, занятиям по закреплению правил дорожного движения. В подобном уголке представлены различные по цвету и назначению транспортные средства, макеты улиц, жезлы, светофоры и, конечно же, нельзя обойтись без дидактических игр.

Основное правило при размещении уголков – свободный доступ к каждому. Развивающая среда детского сада №25 вызывает у детей радость, эмоционально-положительного отношения, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждать к активной творческой деятельности и проявлять желание каждый день идти в детский сад с удовольствием.

 

2.2.2.Предметно-пространственная среда в средней группе детского сада №25

 

В среднем возрасте детки 3-4 лет уже имеют определенные представления и обладают начальными навыками и умениями. В средней группе детского сада перед воспитателем стоит задача «учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений» В этом помогает педагогам учреждения правильно созданная развивающая среда, подходящая конкретно для данного возраста.

Мы смоделировали среду для средней группы нашего образовательного учреждения. Итак, начнем.

О чем не стоит забывать, создавая среду в средней группе, так это о том, что в данном возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие организма. Двигательный режим должен быть налажен таким образом, чтобы обеспечить разумную активность, разнообразить подвижные игры и задания.

Воспитатели обеспечили дальнейшее развитие в понимании окружающего мира, продолжают создавать доброжелательное отношение и стремление к взаимодействию с другими людьми.

При организации предметно-пространственной среды учтены возрастные возможности детей, а также их стремление заниматься в группах по интересам. Пособия расположенытаким образом, чтобы они не являются преградой в свободном перемещении детей по группе. И не забыт уголок уединения. Его наличие обязательно так же, как и в младших группах. Дети имеют право на уединение и возможность подумать или помечтать.

В средней группе среда претерпевает радикальные изменения. Вместо сюжетных наборов, которые можно было сочетать друг с другом, появляются гибкие сочетания игрушек, которые могут образовывать сюжет. Дошкольники в этом возрасте уже сами свободно могут организовать сюжетную среду, подстроенную под их замыслы.В подобной возрастной категории, дети проявляют повышенный интерес к сюжетно-ролевым играм. Они обозначают границы игровых территорий. На подобном разграничении могут образовываться конфликты между участниками различных групп по интересам. Воспитатели заранее продумали, как избежать подобных ситуаций. В группе расставлены легкие ширмочки, легко трансформирующиеся, шнурочки или коврики для игры. Подобными деталями четко разграничено игровое пространство.

Дети среднего возраста любят многократно проигрывать одни и те же полюбившиеся сюжеты, поэтому побуждение их к игре в таком случае будет излишним. Новые атрибуты вносились с осторожностью, педагоги объясняли их назначение и давали понять, что игровой замысел от этого не изменится, а приобретет новые дополнительные функции. Сигналом для воспитателя о кардинальных изменениях в игровой зоне следует считать снижение эмоционального фона играющих и их речевой активности. Поэтому в групповое помещение добавлены атрибуты для возникновения новых сюжетных линий. Сюжетно-ролевые игры в возрасте 3-4 лет у детей отличаются простотой, это все то, с чем ребенок сталкивается в повседневной жизни: дом, семья, магазин, детский сад.

Обязательно наличие в группе разнополых кукол, игрушек животных, наборы мебели и посуды, разнообразный транспорт и одежда. В группе педагоги запасли дополнительный игровой материал: трубочки, палочки, катушки, лоскутки. Все эти предметы находят применение в игровой деятельности воспитанников этой группы.

В уголок ряженья него стоит добавлены украшения, костюмы различных профессий и сказочных героев, масок животных. Воспитатели не забыли о наличие зеркала, чтобы ребенок смог увидеть процесс и конечный результат. Пластиковые контейнеры, корзины, коробки в необходимом количестве сформируют у детей желание убирать игрушки.

Еще раз перечислим зоны, которые необходимы в группе для детей среднего возраста: игровой центр (врач, шофер, мотоциклист, повар, летчик, машинист, парикмахер, моряк, капитан), центр театральной деятельности (9 различных видов театра, маски, шапочки, элементы костюмов, сюда же отнесем уголок ряженья), центр занимательной математики (очень широкое поле деятельности для оснащения, но не забывать о возрастных ограничениях), центр строительных игр и конструкторов, центр музыкального развития, уголки «магазин», «парикмахерская», «спальня», «кухня», «прачечная», «больница».

Конечно, то, что описано у нас в параграфе не является обязательной инструкцией к действию. Возможны различные вариации зонального построения и наполнения уголков. Но, однако, воспитате ДОУ не забывают о пресыщении развивающей среды, Как говорится «много хорошо – тоже не хорошо».

 

2.2.3.Предметно-пространственная среда в старшей и подготовительной группах дошкольного образовательного учреждения

 

В данном учреждении объединенены две возрастные категории: старший и дошкольный период. После пяти лет развитие детей происходит ускоренными темпами. И оно очень отличается и от развития детей в среднем возрасте, и уж тем более в младшем. При формировании предметно-пространственной среды сохранены в группах старшего и подготовительного возрастов все тот же принцип зонирования. Это легко объяснить: при современных условиях воспитания, в группах не очень много свободного пространства. Именно с помощью зонирования можно достичь желаемого уровня в развитии и воспитании подрастающего поколения. А теперь перейдем к построению конкретной среды. Для подготовительной и старшей групп они будут похожими, просто необходимо учесть, что подготовительный возраст требует большего насыщения, чем развивающая среда в старшем.

Первый центр – это, так называемая «творческая мастерская». Здесь воспитанники находят новые идеи для своей продуктивной деятельности. В художественно-творческой зоне обязательно присутствие материалов для рисования, лепки и аппликации. В нашем учрежденииподобного рода материалы помещены в шкафы. Но при желании, дети пользуются всем необходимым. Свободный доступ в данном центре – залог успешного развития дошкольника в творчестве.

Переходим к следующему центру – это центр речевого развития. О чем хочется сказать, прежде всего, так это о книжном уголке. Содержание его в этих группах нашего сада соответствует возрастным особенностям воспитанников. Не забывают воспитатели о фотографиях писателей, с творчеством которых происходит знакомство детей в разные периоды времени. Ну и конечно, о иллюстрациях к произведениям.

Далее следует центр «Грамотности». Здесь предусмотрено наличие разных дидактических игр по развитию речи, картин и иллюстраций для наиболее эффективного развития речи ребят.

Далее рассмотрим направления познавательного развития.

Здесь центры в учреждении организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа. Педагоги правильно подобрали наглядный дидактический материал, поэтому дети лучше запоминают материал-представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

Центр «Экология». Присутствие в группе разнообразных видов комнатных растений и наличие инструментов по уходу за ними (фартуки, нарукавники, оборудование для рыхления, лопатки и грабельки, лейки). Весной педагоги совместно с детьми садят мини-огород для наблюдений. Еще в этом центре достаточное количество дидактических игр экологической тематики, муляжи овощей, фруктов, насекомых. Очень важным пунктом – наличие календарей природы и погоды. Сюда же размещены макеты разнообразных климатических зон. Работая с макетами, развивается у детей старшего и дошкольного возрастов творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.

Недалеко находится и опытно-экспериментальный центр. В нем имеются лупы, микроскоп, мерные стаканчики, часы, весы. Дети под руководством воспитателей ведут дневники наблюдений. Здесь же представлены разнообразные коллекции природных материалов.

Переходим к центру «Математики». Он несет в себе функционально важное значение. Магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, различные виды мозаик, современные паззлы – все это должно лежать в математическом уголке Центр «Математики» решает следующие задачи:

  • формирование у дошкольников заинтересованности к математической деятельности.
  • воспитание потребности занимать себя не только интересными, но и требующими умственного напряжения и интеллектуального усилия играми.
  • Здесь каждый ребенок должен найти себе игру по интересам.
  • создавать в группе уголок нравственно-патриотического воспитания, родного края.
  • Конструктивный уголок. Наполнение в нем самое разнообразное
  • Музыкально-театрализованный центр. Эта зона имеет огромное значение в жизни группы. Она объединяет детей в творческом порыве, в актерском замысле. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь воспитатели вместе с музыкальным руководителем учреждения разместили ширму и различные виды театров. А также маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.

В групповом помещении старших воспитанников учреждения, созданы обязательные центры согласно ФГОС:

  • центр безопасности
  • центр сюжетно-ролевых игр
  • центр «юного пожарника»
  • центр физического развития

И еще сделан островок тишины. Ведь все мы, порой, хотим покоя, чтобы никто не трогал и не тревожил. И дети не исключение. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, то в своей группе нашего детского сада он может пойти в уголок уединения и релаксации Мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

Основным преимуществом модулирования и конструирования предметно- пространственной среды в нашем учреждении педагоги считали появление возможности приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок может останавливать свой выбор на занятии по интересам в любом центре.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в МБДОУ детском саду №25продолжается и главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

 

2.3.Участие родителей МБДОУ детский сад №25 в проектировании и пополнении развивающей предметно-пространственной среды.

 

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Однако, в современной ситуации, когда возможности семьи претерпевают серьезные трансформации, педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.

Педагоги стремятся помочь семье, создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Одним из направлений взаимодействия является создание комфортной, развивающей среды в группе.

Участие родителей в пополнении развивающей среды группы наиболее целенаправленно и естественно происходит в ходе проектной деятельности.

Проектный метод в последние годы прочно завоевал ведущее место в воспитательно-образовательном процессе как эффективная технология, позволяющая максимально развивать активность, творчество и самостоятельность ребенка.

Работа по проектному методу строится по схеме шести «П» проекта:

  1. Проблема;
  2. Планирование;
  3. Поиск информации;
  4. Продукт;
  5. Презентация;

Портфолио проекта (папка, в которой собраны все материалы по проекту).

В работе с дошкольниками необходимо больше внимания уделять продуктивной части проекта, потому что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и без наглядности и эмоциональности общий язык с ребёнком не найти. Очень важно, чтобы в развивающей среде после работы над проектом осталось то, что будет напоминать о коллективной исследовательской работе (игры, альбомы, макеты), иначе у ребенка быстро угаснет интерес к данной теме, и она быстро

Начиная работу по проекту, заранее совместно с детьми и родителями воспитатели спланировали пополнение развивающей среды. Например, планирование пополнения развивающей среды по теме «Семья»

Таблица №1

Образовательная область Самостоятельная и совместная деятельность детей и педагогов Работа с родителями
Познавательное развитие Составление альбома иллюстраций: «Семья Схемы приготовления блюд: «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной книги
Речевое развитие «Придумай имя и фамилию», «Придумай кличку» (коллективный коллаж) Рассказы к рисункам: «Познакомьтесь с моей семьёй»
Художественно-эстетическое развитие 1.Наша Армия родная» — коллективная аппликация
2.Выставки портретов ( мама, папа, автопортрет)
3.Изготовление шумовых инструментов для музыкально-дидактических игр: «Где мои детки?», «Мама и детки».
«Генеалогическое древо моей семьи».

Конкурс плакатов (газет): «У нас дружная семья!»

Физическое развитие Выставка «На все руки мастера» (нестандартное спортивное оборудование руками детей и педагогов) Фотовыставка: «Спортивная семья»
Выставка «На все руки мастера» (нестандартное спортивное оборудование руками родителей)
Социально-коммуникативное развитие Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Новоселье», «Ремонт в квартире», «Встречаем гостей», «Моряки», «Летчики», «Водители», «Поезд» Помощь в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Альбом с фотографиями после мероприятий «Встречи с интересными людьми: профессии родителей»

 

Таким образом, работая над проектами, педагоги, воспитанники и их родители насыщают развивающую среду в учреждении новыми элементами. Развивающая среда за счет проектов постоянно видоизменяется и пополняется. Приведем некоторые примеры из совместного с родителями опыта работы по проектам:

  • после проекта «Добрые волшебники» в группе появилась «Поляна добрых дел» с цветами, которые дети вместе с родителями вырезали и раскрасили, а на лепестках воспитатель вместе с детьми записывала добрые дела ребенка;
  • проекты «Берегу здоровье» и «Мой веселый звонкий мяч» оставили в спортивном уголке фотовыставки, газеты, грамоты и двадцать веселых разноцветных мячей, сделанных родителями и детьми из бросового материала;
  • после проекта «Космос» дети любовались на чудесную выставку ко Дню космонавтики, а потом все было задействовано в игре
  • игра с макетами «Мир динозавров», «Мой дом», «Наша улица», «Сказочная страна» стала любимым занятием детей после оформления их вместе с родителями.

Причем, если макеты стоят недалеко друг от друга, то это наталкивает детей на придумывание необычных сюжетов с участием персонажей из разных макетов. Например, рядом находились макеты «Мир динозавров» и «Сказочная страна» и дети придумывали сюжеты о том, как Буратино, принцесса, поросенок и другие герои побывали у динозавров.

Включение дошкольников вместе с родителями в общий процесс создания развивающей среды способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя достаточно комфортно.

 

Заключение

 

Таким образом, проектирование и создание развивающей предметно-пространственной среды приближенной к требованиям ФГОС, является актуальной в связи с тем, что переход на стандарт дошкольного образования в дошкольных организациях практичней начинать с материально-технического оснащения. Но на кардинальные изменения зачастую не хватает материальных ресурсов, поэтому необходимо перерабатывать уже имеющуюся предметно-пространственную среду.

Современные условия в образовании заставляют сотрудников образовательных учреждений совершенствоваться, творить, обучаться. Конечно, порой, кажется, зачем что-то менять, если было и так хорошо. Но движение вперед – это двигатель прогресса.

Дошкольное образование тоже претерпело многочисленные видоизменения в последние года. Создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования конкретизировало подходы к обучению детей.

Во-первых, дошкольное образование стало первой ступенькой всего образования человека. Это качественно новый подход. Но функционально он должен превознести лишь положительные моменты. Ведь при поступлении в школу, когда имеется преемственность дошкольного и школьного образований, ребенку легче адаптироваться в изменившихся условиях. А это означает минимальное возникновение стрессовых ситуаций, что позволит лучше развить начальное образование в школе.

Во-вторых, Образовательный стандарт характеризует дошкольника как самостоятельную единицу, личность, субъект. Теперь говорим «нет» шаблонному мышлению, и приветствуем самостоятельность, креативность, выдумку и фантазию.

В-третьих, хочется отметить, что в Стандарте прописаны определенные условия для создания предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.

Среда: образовательная и предметно-пространственная, вторая является составной частью первой. Они разные, но могут взаимодополнять друг друга.

Следует помнить, что создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в дошкольном образовательном учреждении, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно — развивающей и игровой среды детского сада.

И последнее, что хочется отметить, что воспитатели должны творить, не бояться экспериментировать, и тогда создание предметно-пространственной среды будет радостным событием не только для детей, но и для самих сотрудников. А дети будут усиленно развиваться, и процесс этот будет идти качественно.

Считаю, что Федеральный государственный образовательный стандарт это большой плюс для дошкольного образования. Ребенок, он особенен, индивидуален, и стандарт призван показать это всем. Нет необходимости у работников дошкольных учреждений загонять всех в одни жесткие рамки.

И так хочется надеяться, что с каждым последующим поколением выпускники детских образовательных учреждений будут становиться более талантливыми, развитыми, активными, смышлеными…

 

Список литературы

 

  1. Веракса, Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с.
  2. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№8.
  3. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.-М.:Перспектива,2011.
  4. Епачинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ: автореф.дисс….канд.пед.наук/Н. Д. Епачинцева.-Белгород:БГУ,2001
  5. Кларина Л. М.Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников/Л. М. Кларина.-СПб.,1999.-144с.-С.9-18.
  6. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
  7. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
  8. Конвенция о правах ребенка
  9. Конституция РФ
  10. Красношлык З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-34
  11. Кудрявцев В.П. «О «неожиданном» образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. 2014 №2.
  12. Полякова М. Н .Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада/М. Н. Полякова//Дошкольная педагогика.-2001.-№ 1.
  13. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном учреждении»
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. 56 с.
  15. Федеральный Закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 18.07.2011 г. с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 1.08.2011 г.)
  16. Федеральный закон «Об Образовании» №273 от 29.12.12г.
  17. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/В. А. Ясвин.-М.,2001.
  18. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды доу : учебное пособие для СПО / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 165 с.
  19. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. С. Ежкова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 182 с.
  20. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — Спб.: Питер, 2013. — 464 с.
  21. Тихомирова О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с.
  22. Управление дошкольным образованием : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Бойцова [и др.] ; под ред. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 394 с.

1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф