Меню Услуги

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды. Часть 2.

Страницы: 1 2 3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





1.3. Теоретико-прикладные аспекты проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

 

Основополагающие идеи построения развивающей среды в МДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в МДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.). В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды:

  • дистанции, позиции при взаимодействии — ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», установления оптимального контакта с детьми;
  • активности, самостоятельности, творчества — возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения; создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
  • стабильности — динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
  • комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
  • открытости – закрытости , т. е. готовности среды к изменению, корректировке , развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»);
  • половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Авторы Концепции, определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально- культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей. Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие[18].

Волосовец Т. В. выделяет и классифицирует характеристики компонентов развивающей предметно-пространственной среды, которые необходимо учесть при планировании [5].

Первая категория — это характеристики, относящиеся, в основном, к уже сформированной среде: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, доступность, безопасность.

Вторая категория — это те, которые можно отнести к каждой ее компоненте, например, к каждой отдельной игрушке. Такие, как виды деятельности ребенка, образовательные области, уровень развития ребенка.

Третья категория — характеристики, которые проявляются под влиянием конкретной программы. В законе Об Образовании РФ, ключевой деятельностью детей дошкольного возраста является игра[23]. Соответственно, предметно-пространственная развивающая среда должна быть наполнена игровым оборудованием соответствующим возрастным потребностям детей, но не всегда, получается, грамотно наполнить среду.

Изобилие игрушек и их новизна обостряют вопросы психолого- педагогической и социальной экспертизы игрушек, а также научно- методического сопровождения игровой продукции. В Российской и зарубежной науке имеются работы, описывающие влияние игрушки и предметов, заменяющих ее (предметов-заместителей) на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни. При выборе игрушек важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект для развития ребенка [16].Игрушки не должны вызывать у детей агрессию по отношению к детям в группе, другим людям, животным. Игрушка, так же не должна вызывать ранний сексуальный интерес у детей[16].

При проектировании предметно-пространственной развивающей среды необходимо учитывать все вышесказанное, но для характеристики развивающей предметно-пространственной среды на современном этапе, необходимо проанализировать требования федерального государственного образовательного стандарта, в котором представлены основные требования к среде на современном этапе.

Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, и условий ее осуществления. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная [26, с. 184].

Проектирование развивающей образовательной среды — это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды; организация связей такого характера, которые бы обеспечивали комплекс возможностей для личностного саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Образовательный процесс, организованный в соответствии с данным критерием, можно считать развивающим образовательным процессом (или процессом развивающего образования) [6, с. 103].

Проектирование образовательной среды ДОУ основано на выделении взаимосвязей между компонентами «внешняя социокультурная среда прямого воздействия -внутренняя социокультурная среда МДОУ -внешняя социокультурная среда косвенного воздействия. Во внутренней социокультурной среде МДОУ выделены взаимосвязи между компонентами «культурная педагогическая среда МДОУ — традиции — инновации», также обозначен компонент «организационная культура» как новый, только еще нарождающийся аспект взаимосвязей между компонентами «внутренняя социокультурная среда МДОУ — внешняя социокультурная среда косвенного воздействия», обращенный к особенностям новой социокультурной ситуации.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие[9].Нравственное развитие ребенка — часть социально- коммуникативного развития, поэтому в ППРС необходимо создавать условия для решения всего комплекса задач такого развития: обогащение и систематизация нравственных представлений; развитие социально- нравственных чувств и эмоций, поддержка и развитие начал нравственной мотивации поведения и общения, обогащение практики нравственного поведения; развитие способности к сознательному нравственному выбору, воспитание интереса к нравственным аспектам жизни и деятельности взрослых и сверстников.

Общеизвестно, что деятельность — ведущий факто и условие развития личности. В дошкольном детстве все сферы личностного развития формируются в условиях и благодаря детским видам деятельности. Нравственное развитие ребенка происходит в таких видах деятельности как: познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, изобразительная, конструктивная, восприятие художественной литературы и др. В ППРС ДОУ создаются условия для освоения и реализации детьми всех видов детской деятельности, которая при условии их содержательного наполнения и особой организации приобретают качество средств воспитания, в том числе нравственного[9]. Так, если деятельность актуализирует эмоциональные переживания воспитанников, пробуждает нравственные чувства, требует от детей применения нравственных знаний, совершения нравственных поступков — то такая деятельность оказывает существенное влияние на нравственное развитие детей.

Наполнение развивающей среды должно обеспечиваться таким образом, чтобы можно было успешно решать, педагогические задачи в той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе[10]. В исследованиях показано, что нравственное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в единстве и взаимосвязи с познавательным (когнитивный компонент нравственности), с эстетическим (эмоциональный компонент нравственности), социальным (нравственные нормы, правила, способы поведения — это часть социальной культуры), речевым ( коммуникативный компонент нравственного поведения). В связи с этим в ППРС по нравственному воспитанию необходимо предусмотреть возможности наполнения элементами, способствующими нравственному развитию и само проявлению ребенка, в различных образовательных центрах: центре экспериментирования и познания, в игровом центра, в центре художественного и музыкального творчества, в литературном центре и т.д.

Также в стандарте говорится, что предметно-пространственная развивающая среда должна быть вариативной, насыщенной, полифункциональной [24].

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей и соответствовать особенностям программы. Данный принцип предполагает с одной стороны обеспеченность воспитанников разнообразным оборудованием и материалами, позволяющими организовать разнообразное по содержанию общение и деятельность сообразно индивидуальным интересам, с другой -доступность материалов среды с точки зрения их самостоятельного применения воспитанниками. [2].По отношению к нравственному воспитанию насыщенность среды обеспечивается тем, что ее элементы позволяют решать разнообразные задачи такого воспитания, а так же доступные к применению материалы среды позволяют воспитанникам вступать в содержательное общение, совместную деятельность и их ходе проявлять себя субъектами нравственной активности.

Игрушки для ППРС должны быть подобраны с учетом возрастных возможностей детей, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать нравственные и гуманистические ценности и идеалы [2].

Вариативность среды предполагает наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую, социально- нравственную активность детей [24].Вариативность развивающей среды дошкольной образовательной организации обусловлена спецификой ее деятельности в целом и дошкольного звена в частности, особенностями контингента детей (продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, индивидуально-типологическими характеристиками, предпочтениями, возможностями)[10].Так учет данного принципа применительно к нравственному развитию и воспитанию детей может быть обеспечен внесением в ПППРС материалов, игрушек, оборудования, стимулирующего ребенка к нравственной активности с учетом его половой принадлежности, доминирующих интересов к той или иной составляющей нравственно культуры, отношений к сверстнику и т.д.

Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, когда «новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы». В условиях дошкольного образования это выражается в том, что среда в разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой – постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения [10].Сообразно этому среда по нравственному воспитанию детей должна включать в себя набор разнообразных элементов для решения актуальных задач нравственного воспитания детей определенного возраста , с другой — создавать зону ближайшего нравственного развития, то есть предлагать ребенку пособия, игры и игрушки, действия с которыми будут способствовать продвижению воспитанников на качественно новый уровень нравственного развития, служить основой дл социально-нравственного экспериментирования и открытия «нового» нравственного содержания.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной среды — психологическая безопасность. Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия[2].Применительно к нравственному развитию и воспитанию детей данный принцип требует наполнения среды материалами и оборудованием , деятельность с которыми будет вызывать у воспитанников положительные переживания, стимулировать эмоциональный отклик на те или иные события, поступки, действия окружающих, побуждать проявлениям заботы о них, создавать ощущение, что окружающая обстановка, сверстники и взрослые настроены доброжелательно, годы разделить переживания, оказать помощь.

Предметно-пространственная среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно: для детей третьего года жизни — это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; для детей четвертого года жизни — это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами; для детей пятого года жизни необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками, особенность уединяться: для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.

Необходимо отметить, что с учетом взросления (развития)детей предметно-пространственная среда определяется воспитателем с учетом интересов детей в младшем возрасте, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов. Задача для педагога заключается в том, как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения, т.к. нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом. Многие материалы полифункциональные — они могут использоваться и для игровой , и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.

Созданное самостоятельно или с помощью воспитателя пространство среды должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих . Это очень важно в аспекте групповой динамики-тенденции дошкольников увлекаться текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

В соответствии с возрастными особенностями можно определить примерные перечни образовательно-развивающих центров среды в старшей группе ДОУ: Спокойное пространство: книжный центр. «Активная» пространство:, центр театрализации, спортивный центр, уголок дежурств, музыкальный центр. Рабочее пространство: центр ручного труда и ИЗО, центр природы, центр экспериментирования.

Прежде чем педагог приступит к организации ППРС группы, он должен ее спроектировать, то есть образно представить как продукт собственной деятельности и деятельности воспитанников. Алгоритм процесса педагогического проектирования образовательной среды МДОУ включает следующие этапы:

  1. Анализ состояния культурной педагогической среды дошкольного образовательного учреждения по параметрам «традиции» и «инновации», определение совокупности проблем, требующих решения;
  2. Оценка состояния культурной педагогической среды дошкольного образовательного учреждения по параметрам «традиции»и «инновации»; прогнозирование возможных путей развития на основе вероятностных сценариев (О.Г. Прикот) и выбор оптимального;
  3. Определение возможных партнеров в развивающей среде прямого воздействия и косвенного воздействия — реальных и потенциальных. Оценка степени готовности МДОУ к взаимодействию с ними;
  4. Оценка ресурсов развития образовательной среды МДОУ и определение условий, необходимых для их улучшения;
  5. Разработка программы мероприятий по реализации целей и задач проекта;
  6. Проектирование аксиологического пространства образовательной среды МДОУ на основе ценностного самоопределения участников-разработчиков проекта, в том числе к ценностным приоритетам лиц, принимающих решение, по инициации проекта;
  7. Разработка программы мероприятий по созданию системы методического сопровождения и инновационной деятельности педагогов, стимулирующей развитие творческой позиции педагога [26, с. 46].

Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-развивающая среда проектируется на основе:

  • реализуемой в детском саду образовательной программы; требований нормативных документов;
  • материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);
  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
  • общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка) [1, с. 24].

Обозначенные этапы и ориентиры проектирования ППРС были учтены нами при решении задачи проектирования ППРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Выводы по первой главе:

  1. Содействие нравственному развитию личности с раннего возраста — важнейшая задача современного образования, реализация которой является необходимым условием преодоления духовно-нравственного кризиса общества, позитивной социализации подрастающего поколения, его успешной интеграции в современный социум и социальной самореализации в нем.
  2. Дошкольное детство — начальный этап нравственного развития личности, период в котором происходит освоение ею элементов нравствнной культуры общества, формирование основ нравственного сознания, чувств и поведения.
  3. Нравственное воспитание и среда являются определяющими фактрами нравсвенного развития ребенка дошкольного возраста. Процесс воспитания обеспечивает целенаправленость, систематичность влияний на нравственное развитие личности; среда обеспечивает обогащение нравственного опыта ребенка, его нравственную активность, способствует приобетению детьми умений использовать нравственные знания и умения для решения социально-коммуникативных задач.
  4. Проектирование ППРС по нравственному воспитанию представляет последовательное решение задач определения содержания, структуры и пространственной организации предметной среды в сответствии с возрастными особеностями нравственного развития детей, общими принципами ППРС и нравственного воспитания.

 

Глава 2. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: опытно-поисковое исследование

 

2.1. Изучение состояния ППРС ДОУ и реализации ее потенциала в нравственном развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста

 

Для эффективного решения задач проектирования состава, содержания и организации ППРС по нравственному воспитанию детей в группе ДОУ необходимо ориентироваться на исходное состояние объекта проектирования, учет этого состояния в процессе достижения проектных целей и задач. Диагностика объекта преобразований, выявление его соответствия основным требованиям нормативного, педагогического, организационного характера — необходимый этап педагогического проектирования.

Педагогический анализ и диагноз как начальная стадия педагогического проектирования, предполагает проведение диагностических процедур, в ходе которых собираются и анализируются эмпирические данные об исходном состоянии объекта проектирования (Вербенец А.М., Гогоберидзе А.Г., Новоселова С.Л).

Диагностическая часть нашего исследования осуществлялась на базе МКДОУ детский сад, в дошкольной группе для детей старшего дошкольного возраста в период с 2015 г. по 2017 г.

Цель: выявить соответствие содержания и организации предметно- пространственной развивающей среды в старшей группе ДОУ по нравственному воспитанию требованиям нормативных документов, задачам нравственного воспитания.

Задачи:

  1. Определить и систематизировать критерии и показатели анализа и оценки ППРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  2. Разработать диагностические материалы по изучению ППРС в соответствии с критериями и показателями.
  3. Провести диагностическую процедуру, собрать, проанализировать и систематизировать эмпирический материал.
  4. Обобщить результаты диагностики ППРС в дошкольной группе по нравственному воспитанию детей.

На основе анализа образовательной программы ДОУ было установлено, что нормативно-правовой базой к отбору оборудования, учебно-методических и игровых материалов в данном учреждении являются

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Мин. обр. науки Россииот 17.10.2013 г. №1155.
  • Концепция дошкольного воспитания (2015 г.);
  • Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (2013 г.);
  • Методическое письмо Министерства образования РФ от 17.05.2012 г. №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
  • СанПиН2.4.1.3049-13 от 19.07.2013 г.;
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003 г.;
  • Приказ МО РФ «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» (26.06.2010 г.);
  • приказ Мин. обр. науки РФ от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

В ходе проведения педагогической диагностики среды и анализа полученных эмпирических данных было установлено, что ППРС в старшей группе ДОУ в основном соответствует требованиям выше перечисленных нормативных документов.

Для анализа и оценки ППРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста нами были выделены критерии и показатели анализа и оценки ППРС. Их состав и краткое содержание представлены в таблице № 1.

Таблица №1.Критерии и показатели анализа и оценки ППРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Критерии Показатели
1.Соответствие элементов ППРС задачам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста В среде имеются в достаточном количестве игрушки, игры, дидактические материалы для решения задач:

— обогащения и систематизации нравственных представлений детей о этических нормах, правилах поведения и общения;

-формирования представлений о сверстнике как носителе нравственных качеств и свойств;

-развития социально-нравственных эмоций и чувств

-развития эмоциональной отзывчивости

-проявления нравственных качеств и поведения

-организации совместной деятельности и общения детей.

2.Соответствие содержания ППРС по нравственному воспитанию основным принципам конструирования ППРС

-активность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-полуфункциональнолти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-вариативности

 

 

 

 

-доступности

— в среде представлены материалы и оборудование, действия с которыми стимулирует воспитанниковк

нравственным переживаниям, проявлению нравственного отношения к сверстникам (доброжелательности, гуманности, честности, справедливости и др.), совершению нравственных поступков общении и взаимодействию с сверстниками и взрослыми, отражению нравственной позиции;

— материалы и оборудование, игрушки, отражающие социокультурные объекты, ценности могут быть использованы воспитанниками для решения разнообразных социально-коммуникативных и нравственных задач;

-состав оборудования, материалов и игрушек в среде обеспечивает учет приоритетных интересов, желаний воспитанников, их полоролевые предпочтения, отражает разнообразие социокультурных ситуаций;

-оборудование, материалы игры и игрушки с социокультурным содержанием соответствуют возрастным закономерностям нравственного развития детей старшего дошкольного возраста (интерес к сверстнику, к нормам и правилам поведения, их социальной функции, интерес к нравственным проявлениям сверстников, желание быть нравственно самостоятельными и др.)

-среда содержит стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и

 

 

 

-эмоциогенности

 

 

 

 

 

 

 

-безопасности

 

 

 

 

 

 

способами нравственного поведения и построения нравственно-целесообразных отношений; проявлению разными способами нравственных чувств и переживаний, их постоянному обогащению.

-материалы, пособия, игрушки, игры не способствуют проявлению детьми агрессивного отношения и поведения, не побуждают к антинравственным поступкам, сертифицированы, безопасны с точки зрения их ежедневно использования .

 

3.Организация среды и ее применение в целях решения задач нравственного воспитания детей

 

 

 

 

 

— среда представлена необходимым для старшего дошкольного возраста набором образовательно-развивающих центров; материалы размещены с учетом особенностей их практического использования детьми;

— в состав элементов образовательно-развивающих центров включены материалы, пособия, игры и игрушки, использование которых связано с нравственным развитием и саморазвитием воспитанников;

-элементы среды регулярно сменяются и пополняются;

-воспитанники принимают участие в конструировании среды и ее наполнении, свободно ориентируются в среде, организуют общение и совместную деятельность в средовом пространстве;

-педагог планирует процесс изменений в среде, организует

деятельность и общение детей в среде, обеспечивая нравственную направленность, отслеживает степень и характер влияния средового окружения на нравственные проявления воспитанников.

 

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Для выявления качества и особенностей проявления обозначенных критериев показателей были подобраны диагностические методики.

1.Педагогическое наблюдение проводилось для решения задач выявления степени соответствия содержания и организации ППРС задачам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, общим принципам построения ППРС, особенностей организации и применения ППРС для нравственного воспитания детей, выявления особенностей деятельности и общения детей в организованном предметном кружении. Для проведения наблюдения была разработана программа.(Приложение № 1).

Для выявления готовности воспитателей к организации ППРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, умений проектировать ППРС по нравственному воспитанию, реализовать ее потенциал в образовательном процессе был проведен опрос воспитателей дошкольных групп.

Опрос включает в себя несколько блоков вопросов: первая группа вопросов (№ 1-3) направлена на выявление отношения и профессиональной позиции воспитателей к нравственному воспитанию детей как направлению социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, вторая группа вопросов (№4-6) связана с выявлением представлений педагогов о возможностях ППРС группы в решении задач нравственного воспитания детей; третья группа (№7-9) позволяет выявить степень ориентации педагогов в том, каким образом должна быть наполнена средапо нравственному воспитанию детей и как она может быть использована; четвертая группа вопросов (№ 10-12) связана с выявлением реальной практики использования педагогами возможностей ППРС в решении задач нравственного воспитания. Содержание опроса представлено в приложении №2.

Для изучения практики планирования процесса нравственного воспитания и использования ресурсов ППРС в этом процессе был разработан план анализа планов воспитательно-образовательной работы в старшей группе. Анализ плана был направлен на выявление состава образовательных задач, связанных с нравственным развитием детей, систематичностью их решения в целостном образовательном процессе, выявление связи работы по нравственному воспитанию с другими направлениями воспитательной работы и использованием педагогами возможностей ППРС в решении задач нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. План анализа воспитательно-образовательной работы в старшей группе представлен в приложении № 3.

На основании рассмотренных уровней и показателей определены уровни соответствия содержания и организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе ДОУ по нравственному воспитания детей требованиям нормативных документов, задачам нравственного воспитания детей:

1 уровень — несоответствие: в воспитательно-образовательном процессе планируются и решаются отдельные (1-2) задачи нравственного воспитания детей; решение задач осуществляется эпизодично и бессистемно; ресурсы ППРС практически не используются для решения задач нравственного воспитания; состав элементов ППРС, связанных с нравственным воспитанием детей ограничен отдельными игровыми пособиями, игрушками, дидактическими играми. Педагоги ставят в планах задачи по нравственному воспитанию, но с помощью ППРС их не решаю. Воспитанники используют эти материалы среды эпизодически. Педагогом не планируется работа по нравственному воспитанию с использованием ресурсов ППРС.

2 уровень частичное соответствие: педагог планирует комплекс задач по нравственному воспитанию детей (3-4 вида задач), но не отражает в плане воспитательно-образовательной работы материалы и оборудование, которые могут быть использованы для этого из ППРС группы. В среде представлены отдельные элементы, потенциально содержащие возможности влияния на нравственное развитие детей, прежде всего они связаны с развитием когнитивной составляющей нравственности; воспитанники пользуются материалами среды, но преимущественно под побуждающим влиянием педагога. Состав материалов среды по нравственному воспитанию статичен, маловариативен, ориентирован только на актуальные достижения воспитанников в нравственном развитии.

3 уровень полное соответствие: педагог планирует весь комплекс задач по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста , в плане представлен разнообразный по содержанию и составу дидактический материал, игровые материалы среды, обеспечивающие эффективное решение зада нравственного воспитания, систематически планируются задачи обогащения и вариации ППРС по нравственному воспитанию, учитывается принцип инд. подхода в наполнении предметной среды по нравственному воспитанию ; воспитанники свободно ориентируются в ПППРС, организуют разные виды деятельности с ее материалами по собственной инициативе, проявляют нравственную активность.

Ход и анализ результатов диагностики уровня соответствия ППРС по нравственному воспитанию задачам воспитательного процесса и общим требованиям к ППРС.

В процессе наблюдения было выявлено, что оборудование ППРС не в полной мере соответствует задачам обогащения и систематизации нравственных представлений детей об этических нормах, правилах поведения и общения, а также формирования представлений о сверстнике как носителе нравственных качеств и свойств. В то же время, можно констатировать, что оно соответствует и стимулирует развитие социально- нравственных эмоций и чувств, развитию эмоциональной отзывчивости, проявлению нравственных качеств и поведения. Организации совместной деятельности и общения детей может эффективно осуществляться с помощью оборудования ППРС.

В ходе наблюдения так же выявлено, что не всё оборудование соответствует принципам активности, полифункциональности ,вариативности, доступности, эмоциогенности, безопасности. Было установлено, что не все материалы и оборудование стимулируют воспитанников к нравственным переживаниям, проявлению нравственного отношения к сверстникам (доброжелательности, гуманности, честности, справедливости и др.), совершению нравственных поступков общении и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, отражению нравственной позиции. Не достаточно материалов в среде, которые могут быть использованы воспитанниками для решения разнообразных социально- коммуникативных и нравственных задач. Состав оборудования, материалов и игрушек ограниченно обеспечивает учет приоритетных интересов, желаний воспитанников, их полоролевые предпочтения, не отражает все разнообразие социокультурных ситуаций. В целом, оборудование, материалы игры и игрушки с социокультурным содержанием соответствуют возрастным закономерностям нравственного развития детей старшего дошкольного возраста (интерес к сверстнику, к нормам и правилам поведения, их социальной функции, интерес к нравственным проявлениям сверстников, желание быть нравственно самостоятельными и др.).

Мы обратили внимание на то, что среда содержит стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами нравственного поведения и построения нравственно-целесообразных отношений; проявлению разными способами нравственных чувств и переживаний, их постоянному обогащению. Все материалы, пособия, игрушки, игры не побуждают проявление детьми агрессивного отношения и поведения, стремления к анти нравственным поступкам, сертифицированы, безопасны с точки зрения их ежедневного использования.

С целью решения задач нравственного воспитания используются возможности среды детьми и воспитателями. Например, с целью решения задачи формирования норм и правил поведения, была педагогами используется художественная литература, но недостаточное количество книг, дидактических пособий к ним не позволяет полностью решить данную задачу. Исходя из этого, встает необходимость дополнительного обогащения ППРС наглядным материалом.

Эффективность решения задач нравственного воспитания на основе использования ресурсов ППРС во многом связана с тем, насколько педагог профессионально готов к этому. Для выявления такой готовности было проанализированы ответы педагогов, полученные с помощью проведения опроса.

В ходе анализа данных опроса было установлено, что педагоги не знают, как могут быть использованы игры детей для нравственного воспитания, потому и в среде группы эти игры не представлены, или используются для решения других задач образования детей. Педагоги не ориентированы на комплексное решение задачи нравственного воспитания в комплексе с помощью возможности среды. В среде группы представлены материалы по решению отдельных задач нравственного воспитания, а именно уточнения и систематизации нравственных представлений, формирования опыта поведения в ситуациях игрового взаимодействия детей.

Дидактические пособия не в полной мере используются в играх, хотя представлены дидактическими и настольно-печатными играми, иллюстрированными материалом разной тематики, игровыми панно и многим другим. Весь материал имеет соответствующие пояснения к использованию.

Недооценка возможности использования разнообразного материала и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании) может привести к обеднению детского опыта, при этом невозможно обогащение и систематизация нравственных представлений детей об этических нормах, правилах поведения и общения. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, «устаревших» игрушек, дидактических игр — коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов), что не соответствует задачам нравственного воспитания дошкольников.

Также было установлено, что художественная литература также не в полной мере используется для решении задач нравственного воспитания, особенно — для формирования культуры поведения, развития социально- нравственных эмоций и чувств, организации совместной деятельности и общения детей.

Для анализа соответствия среды задачам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, мы также проанализировали педагогическую документацию педагогов.

В ходе анализа содержания календарных планов педагогов было выявлено, что воспитатели недостаточно используют ресурсы среды группы для нравственного воспитания детей. В планах обнаружено некоторое несоответствие образовательных тем и задач нравственного воспитания и развития детей. Задачи, представленные в программном содержании к НОД и другим формам работы с детьми, не в полной мере соответствуют потенциалу нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста, что свидетельствует о недостаточной компетентности педагогов в данном вопросе. Задачи нравственного воспитания планируется в основном в непосредственно образовательной деятельности, в планах не находит отражения содержание и процесс пополнения ППРС по нравственному воспитанию.

Педагогами планируются игры с социально-нравственной тематикой «Больница», «Дочки-матери» и др., но при этом не выделяются задачи, содержание работы, оборудование, которые были бы направлены на решение задач воспитания нравственных чувств и качеств у детей.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Недостаточно уделено внимание вопросам нравственного воспитания на планируемых педагогами консультациях и родительских собраниях. Не представлены задачи и содержание работы по организации предметно- пространственной среды для нравственного воспитания в условиях семейного воспитания.

Анализ диагностических карт, заполненных воспитателями, также выявил неумение педагогами охватывать весь спектр особенностей построения предметно-пространственной среды с целью нравственного воспитания дошкольников, в частности диагностируются в основном навыки культуры поведения и развития нравственных чувств, не принимая во внимание особенности деятельности детей в среде. Только один педагог сумел отразить проявления нравственной воспитанности детей, обозначил соответствующий методический инструментарий.

Таким образом, в ходе анализа педагогической документации педагогов выявились факты недостаточно профессиональной компетентности педагогов в реализации задач использования потенциала предметно-пространственной среды, проведения диагностики нравственной воспитанности дошкольников, организации взаимодействия с родителями детей в целях повышения нравственной воспитанности дошкольников.

Анализ полученных результатов диагностики развивающей предметно- пространственной среды в старшей группе показал, что предметно- развивающая среда организуется по принципу небольших полузамкнутых мини-пространств, для того, чтобы дети имели возможность играть небольшими подгруппами по 2-4 человека. Все групповое пространство структурировано по центрам. Все центры развивающей среды в группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр- инсценировок.

Рассмотрим содержание центров с точки зрения их соответствия изучаемым критериям (соответствие задачам нравственного воспитания, активизирующая направленность, полифункциональность и т.д.). Подробнее проанализируем игровой центр «Жилая комната».

В центре «Жилая комната» подобраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, а затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием для коллективного времяпрепровождения. Это , прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности позволяют отражать в играх нравственно адекватные образы людей и модели их поведения.

В группе имеется специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Больница», «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская», «Почта»; в отдельных нижних ящиках находится строительный материал, которым дети с удовольствием пользуются во время игры.

В игровых центрах находятся все атрибуты по темам. Например, для игры в «Больницу» в наличии имеются халаты и медицинские приборы (инструменты) , всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток; для уголка дорожного движения — различные машины, дорожные знаки, для игры в «Парикмахерскую» — пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками. Очевидно, что в игровой среде обеспечены условия для разыгрывания детьми в сюжетных играх, играх-драматизациях, хороводных и режиссерских играх, играх с использованием конструктивных материалов сюжетов, событий, отражающих социально-нравственные отношения людей, героев произведений.

Оборудование представлено в достаточном количестве, но так организовано, что дети не могут играть совместно, следовательно не могут приобрести опыт выполнения правил игрового и нравственного поведения, моделирования нравственных отношений и поступков в игровой форме.

Наблюдения за свободной игровой деятельностью воспитанников показывает, что дети с удовольствием самостоятельно играют с предложенными в среде материалами, с их помощью отражают разные модели нравственного поведения, стремятся выразить нравственные отношения к игровым образам, сверстникам и т.д. К недостаткам состава, содержания и организации игрового оборудования в группе с точки зрения его использования для решения задач нравственного воспитания можно отнести:

-материала больше ориентировано на интересы для мальчиков, чем девочек;

-оборудование не позволяет в полной мере использовать возможности коллективной деятельности детей в решении задач нравственного воспитания;

-количество дидактических пособий ограничено;

-лишь незначительная часть дидактического материала соответствует задачам нравственного воспитания дошкольников.

-недостаточно пособий в уголке с изображением различных ситуаций, в которых герои совершают положительные и отрицательные поступки, а также наглядных пособий с изображениями неправильных действий, которые перечеркнуты красной полосой, что является отрицательной оценкой и одновременно запрещающим знаком «бегать нельзя», «громкие звуки запрещаются» и т.д.

Мы полагаем, что среду необходимо дополнить атрибутами для сюжетно — ролевых игр: «Богатыри», «Подводная лодка», «Экскурсия в музей военной техники», «Военные моряки», «Пограничники», «Служба спасения», «Тур агенство», «Семья», и другие. Это интересная для детей старшего дошкольного возраста тематика; содержание данных игр существенно расширяет социально-нравственный опыт детей, позволяя моделировать различные поведенческие тактики, отражать отношения гуманности, заботы, взаимопомощи, справедливости между людьми, эмоционально переживать отражаемые социально-нравственные отношения.

Таким образом, в группе создана ППРС сообразно требованиям нормативно — программных документов. Обнаружено некоторое соответствие элементов ППРС задачам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, содержанию нравственного воспитания, основным принципам конструирования ППРС. В то же время ППРС требует существенного обогащения материалами, которые бы обеспечили комплексное решение задач нравственного воспитания детей;

-представленные в среде материалы по нравственному воспитанию, недостаточно разнообразны, доступны и интересны детям; они частично активизирую нравственные проявления детей, способствуют формированию культуры поведения дошкольников и т.п. Состав материалов среды по нравственному воспитанию статичен, мало вариативен, ориентирован только на актуальные достижения воспитанников в нравственном развитии.

-недостатки среды связаны с низким уровнем профессиональной компетентности воспитателей, что определяет необходимость проведения соответствующей работы с ними;

Исходя из полученных результатов диагностики, а также с учетом анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нами был составлен проект предметно-пространственной среды с целью нравственного развития и воспитания дошкольников.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы: 1 2 3