Скоро вступительные экзамены?
Меню Услуги

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды. Часть 3.

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Страницы: 1 2 3


2.2 Проектирование развивающей предметно-пространственной среды по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

 

Цель: разработка педагогического проекта по созданию РППС по нравственному воспитанию в группе старшего дошкольного возраста.

Задачи проектной деятельности:

Определить содержание, состав, требования к организации ППРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ;

Разработать план реализации проекта «Конструируем в группе предметную среду по нравственному воспитанию детей»

Тип проекта: исследовательско-педагогический.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Проблема проекта: Каково содержание и структура ППРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта:

В теоретической части работы установлено, что содержательно насыщенная, педагогически выстроенная образовательная среда способна оказать на нравственное развитие ребенка не меньшее влияние, чем целенаправленное взаимодействие с педагогом. Проектирование развивающей образовательной среды особенно важно, т.к. это обеспечит оптимальна организацию и функционирование ППРС в образовательном процессе ДОУ, систему связей между всеми элементами образовательной среды. Организация связей такого характера, которые бы обеспечивали комплекс возможностей для личностного саморазвития всех субъектов образовательного процесса.Образовательный процесс, организованный в соответствии с данным критерием, можно считать развивающим образовательным процессом (или процессом развивающего образования).

Концептуальное обоснование проекта:

В основу проекта положены выводы, полученные нами в ходе теоретического обоснования проблемы исследования:

  1. Содействие нравственному развитию личности с раннего возраста — важнейшая задача современного образвания, реализация которой является необходим условием преодоления духовно-нравственного кризиса общества, позитивной социализации подрастающего поколения, его успешной интеграции в современный социум и социальной самореализации в нем.
  2. Дошкольное детство — начальный этап нравственного развития личности, период в котором происходит освоение ею элементов нравственной культуры общества, формирование основ нравственного сознания, чувств и поведения.
  3. Нравственное воспитание и среда являются определяющими факторами нравственного развития ребенка дошкольного возраста. Процесс воспитания обеспечивает целенаправленость, систематичность влияний на нравственное развитие личности; среда обеспечивает обогащение нравственного опыта ребенка, его нравственную активность, способствует приобетению детьми умений использовать нравственные знания и умения для решения социально-коммуникативных задач.
  4. Проектирование ППРС по нравственному воспитанию представляет последовательное решение задач определения содержания, структуры предметной среды в сответствии с возрастными особеностями нравственного развития детей, общими принципами ППРС и нравственного воспитания.

1.Ресурсное обеспечение проекта:

1.1.Нормативно-правовое:

-комплекс документов, регламентирующих конструирование ППРС в

ДОУ:

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 -13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26;

-письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14— 03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;

-письмо Минобразования России от 17.05.2013 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

1.2 Научно-методическое:

-Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 2014 г.); Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 2012 г.).

-научные разработки в области нравственного воспитания детей дошкольного возраста, структурирования и проектирования ППРС ДОУ.

-методические рекомендации исследователей по вопросам моделирования ППРС в ДОУ по различным направлениям образовательного процесса

1.3. Кадровое:

-система мероприятий по повышению готовности педагогов к организации ППРС в старшей группе детского сада.

-привлечение педагогов старших дошкольных групп к организации ППРС.

1.4 Информационное:

-информационный банк по реализации проекта (презентации), « Структура и содержание ППРС ДОУ по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста», « Конструируем и создаем среду по воспитанию у детей основ культуры поведения», компьютеры, стенды- макеты, раздаточный материал);

-мониторинговые мероприятия (включают в себя диагностику состояния и изменений ППРС в группах по нравственному воспитанию детей, аналитические процедуры, коррекционные процедуры и осуществляются на начальном и заключительном этапах).

1.5 Материально-техническое:

-оснащение ДОО соответствующими материалами и оборудованием в соответствии с требованиями к содержанию и составу ППРС, по решению задач нравственного воспитания детей.

1.6 Финансовое:

-смета расходов группы МКДОУ Детский сад № 2.п.Бисерть.

-спонсорская и благотворительная помощь;

Этапы разработки и реализации проекта

1 этап: аналитико-диагностический.

Задачи:

  1. Определить актуальность проекта.
  2. Определить концептуальные основания проектирования ППРС по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
  3. Выявить объективное состояние ППРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  4. Вывить степень профессиональной готовности педагогов к проектированию ППРС.

На данном этапе предполагается проведение следующей работы:

-анализ психолого-педагогической литературы по теме проекта;

-обобщение и синтез методической литературы по проблеме проектирования ППРС;

-разработка и опросника для педагогов;

-проведение диагностики педагогов группы.

-анализ ППРС группы.

Ожидаемый результат работы на данном этапе:

-выявлена актуальность проекта;

-определены его концептуальные идеи;

-выявлено объективное состояние ППРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста;

-выявлена степень готовности педагогов к проектированию ППРС.

2. Проектно — разработнический

Задачи этапа:

1. Определить нормативные основы проектирования ППРС,

2.Определить содержание, состав ППРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, принципы ее конструирования.

З. Разработать план реализации проекта. На данном этапе предполагается проведение следующей работы:

-анализ нормативной документации по проектированию ППРС;

-подбор принципов конструирования ППРС для нравственного воспитания старших дошкольников;

-составление плана для реализации проекта;

Ожидаемый результат работы на данном этапе.

-определены нормативные основы проектирования ППРС, содержание, состав ППРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, принципы ее конструирования;

-разработан план реализации проекта;

3 этап — внедренческий

-подготовка педагогических кадров к новой проектировочной практике;

-повторное анкетирование педагогов;

-обновление и обогащение РППС по нравственному воспитанию в группе;

-обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы группы по нравственному воспитанию детей перед родителями.

На данном этапе предполагается проведение следующей работы:

  1. Проведение повторной диагностической работы;
  2. Проведение консультаций, бесед с родителями по вопросам нравственного воспитания дошкольников;
  3. Оснащение группы материалом и оборудованием в соответствии с задачами нравственного воспитания дошкольников;

4 этап — результативный

Анализ результатов реализации проекта в старшей группе, корректировка содержания, подведение итогов;

-обобщение опыта работы педагогов;

-трансляция педагогического опыта на районных мероприятиях. На данном этапе предполагается проведение следующей работы:

  1. Проведение бесед с педагогами и родителями;
  2. Организация открытого мероприятия для педагогов и родителей; Описание перового этапа проектирования ППРС по нравственному

воспитанию детей.

Риски реализации проекта и пути их преодоления:

Таблица 2. Риски и пути их преодоления.

Предполагаемые риски Пути преодоления
-недостаточная теоретическая и практическая компетентность педагогов в вопросах реализации целей и задач нравственного воспитания дошкольников

 

-устранение этого риска возможно путем разработки методических рекомендаций для воспитателей, консультирования педагогов, организации практикумов для воспитателей, ознакомления педагогов с передовым педагогическим опытом по нравственному воспитанию и т.д.

 

-проявление участниками проекта недостаточного интереса и желания к участию в проекте

 

-данный риск можно преодолеть , заинтересовав педагогов новыми разработками в области нравственного воспитания, информированием об их развивающем потенциале и возможностях приобретения, предоставлением детям возможности познакомиться с такими новым оборудованием и материалами для проектирования ППРС с целью нравственного воспитания, организацией для педагогов и родителей просмотров фрагментов педагогического процесса, отражающих взаимодействие педагога и детей в ППРС, привлечением родителей к совместной с детьми деятельности

 

-недостаточность времени у родителей для участия в проекте.

 

данный риск можно преодолеть, заинтересовав родителей информацией: о необходимости развития нравственных чувств детей, отношений, культуры

поведения во время деятельности в ППРС, использованием ресурсов сайта ДОУ, средств наглядной агитации.

 

 

По мере обнаружения выше перечисленных рисков, можно вносить в проект необходимые коррективы в методическое сопровождение, в тематику и в форму проведения проект

Ожидаемые результаты проекта:

-повышение интереса детей к деятельности, стимулирующей проявление нравственных чувств, отношений;

-проявление детской инициативы в проявлении нравственных чувств и поведения;

-обогащение опыта педагогов использованию ППРС в решении задач нравственного развития детей;

-рост компетентности педагогов в вопросах нравственного воспитания старших дошкольников;

-обогащение содержания и состава ППРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Критерии оценки результативности проекта:

  1. Реализация проекта позволит педагогам не только повысить свою компетентность и приобрести теоретические знания, но позитивно и осознанно относятся к вопросам нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Правильная организация ППРС и деятельности в ней воспитанников приведет к развитию нравственных чувств и отношений, сформирует предпосылки психологического сближения детей.
  3. В ходе реализации проекта педагоги приобретут опыт конструирования ППРС по нравственному воспитанию детей и умения коррекции собственной деятельности по организации деятельности и общения воспитанников в условиях ППРС.
  4. Работа над проектом позволит существенно обогатить информационно-методический банк ДОУ по вопросам нравственного воспитания детей, проектирования ППРС и планирования воспитательно-образовательной работы по нравственному воспитанию детей средствами ППРС.
  5. 5. В результате участия в разработке и реализации проекта воспитатели получат возможность профессионального саморазвития и презентации достижений профессионально-педагогической деятельности по проектированию и использованию ресурсов ППРС в группе.

Для решения задач проекта на первом этапе необходимо определить содержание, состав, требования к организации ПРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ.

Одним из главных требований при создании предметно-развивающей среды мы считаем учет возрастных особенностей детей и половых различий.

В группе целесообразно оборудовать места для занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом в свободное от занятий время.

В старшей группе у детей поддерживается деятельность, умение сотрудничать, налаживать контакт. Поэтому целесообразно чаще привлекать детей к организации окружающей обстановки, спрашивать их мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать детей в сам процесс преобразований.

Предметно-пространственная среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии совместных игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, народных, хороводных, подвижных, строительно-конструктивных играх.

Для реализации гендерного подхода к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды необходимо, чтобы учитывались интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для ролевых игр. Атрибутика для старших дошкольников должна быть более детализирована. Большая часть оборудования должна храниться в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры, тогда дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.

Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию. Осуществляется расширение опыта, накопление знаний, которые приводят, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой — к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.).

 

 

 

2.3 Описание проекта

 

Образовательная цель проекта — способствовать созданию в группе

ДОУ благоприятных условий нравственного воспитания ребенка старшего

дошкольного возраста средствами ППРС.

Задачи:

-способствовать обогащению и систематизации нравственных представлений детей об этических нормах, правилах поведения и общения;

-формирование представлений о сверстнике как носителе нравственных качеств и свойств;

-развитие социально-нравственных эмоций и чувств;

-развитие эмоциональной отзывчивости;

-проявление нравственных качеств и поведения;

-организация совместной деятельности и общения детей.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОО.

Длительность: 3 месяца.

Таблица 2.План проекта по организации ППРС нравственного воспитания дошкольников.

Этап проектирования Задачи Система мероприятий Сроки Ответственные
1.Подготовительный 1.Сориентировать педагогов в задачах и содержании нравственного воспитания детей;

2. Разработать

план использования среды в решении задач нравственного воспитания

 

Беседа с педагогами, консультации диагностика

 

сентябрь воспитатели
2.Внедренческий 1.Способствовать обогащению и систематизации нравственных представлений детей об этических нормах, правилах поведения и общения;формирование представлений о сверстнике как носителе нравственных качеств и свойств;развитие социально-нравственных эмоций и чувств;развитие эмоциональной отзывчивости;

проявление нравственных качеств и поведения;

организация совместной деятельности и общения детей.

Обогатить ППРС оборудованием игровым, дид. материалом;

Провести совместные мероприятия с детьми, предусмотренные планом воспитательно-образовательной работы

Октябрь -ноябрь воспитатели
3.Рефлексия 1.Способствовать обогащению и систематизации нравственных представлений детей об этических нормах, правилах поведения и общения;формирование представлений о сверстнике как носителе нравственных качеств и свойств;развитие социально-нравственных эмоций и чувств;развитие эмоциональной отзывчивости;

проявление нравственных качеств и поведения;

организация совместной деятельности и

Беседа с педагогами;

Повторная диагностика детей и педагогов;

Семинары для педагогов, консультации для родителей.

ноябрь воспитатели

 

На подготовительном этапе осуществляется предварительный анализ целей, образовательных программ по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. В работу включается старший воспитатель для более эффективной подготовки к основному этапу работы.

Внедренческий этап должен учитывать условия построения ППРС:

— ППРС должна учитывать задачи и условия нравственного воспитания старших дошкольников по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений , чувств, привычек и т.д.) (Т. Нечаева).

Задачи нравственного воспитания необходимо сгруппировать в 4 блока:

-воспитание гуманных чувств и отношений;

-воспитание начал коллективизма;

-формированию нравственных представлений;

-формирование умений нравственного поведения.

В структуру ППРС по нравственному воспитанию детей старшего

дошкольного возраста входят:

  1. Художественные средства — художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).
  2. Природные объекты и их модели (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).
  3. Оборудование для организации самодеятельности общения по интересам детей.
  4. Материалы, обеспечивающие создание в группе атмосферы эмоционального благополучия, ощущения принятости, доверительности отношений между детьми и взрослыми.
  5. Игровое оборудование.
  6. Дидактические , развивающие пособия.

Большое внимание в процессе создания предметной развивающей среды необходимо уделять организации центров, активизирующих разные виды деятельности детей, направленные на нравственное воспитание:

В музыкальном центре представить портреты известных композиторов, музыкальные инструменты (гусли, бубны, трещотки , металлофон, барабан, дудки, свирель, и т.д.), музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски).Музыкально- дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото» , «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит и др. Картотека детских песен по разным нравственной тематике :

О семье: «Песня о маме», «Песенка про папу», «Я у бабушки живу», «Песенка мамонтенка», «Бабушка рядышком с дедушкой», «У меня есть бабушка», «Добрая сказка», «Бабушка — лучшая подружка», «Ты на свете лучше всех, мама».

О родине: «С чего начинается Родина», «Люблю тебя, мой край родной», «Что мы Родиной зовём?», «Это ты Родина моя, Россия!», «Край, в котором ты живёшь».

О добре: «Если добрый ты», «Дорогою добра», «Песня Фунтика о доброте», «Что такое доброта», «Мир, который нужен мне».

О труде: «Антошка», «Все успею, все сумею», «Без труда не проживешь», «Всегда найдется дело», «Я пеку, пеку, пеку».

О школе: «Песенка первоклассника», «Школьные годы чудесные» «Учат в школе», «Если б не было школ», «Звенит звонок».

О дружбе: «Вместе весело шагать», «Все мы делим пополам», «Неприятность эту мы переживем», «Когда мои друзья со мной», «Вот что значит настоящий друг», «От улыбки».

О детях: «Топ-топ топает малыш», «Девчонка из квартиры сорок пять», «Из чего же сделаны наши мальчишки».

О природе: «Оранжевая песня», «Веселый ветер», «Кабы не было зимы», «Облака».

О животных: «Я пушистый беленький котенок», «Четыре таракана и сверчок», «Песенка о медведях», «Два веселых гуся».

Для развития социально-коммуникативных навыков в конструктивной деятельности использовать различные наборы конструкторов, образцы совместного поэтапного возведения построек: «Избы», «Терема», «Жилого дома», «Подворье», «Транспорт», наборы мелких игрушек для обыгрывания готовых построек , альбом «Образец построек крепостей, домов, комнат и т.д., модели организации совместной деятельности, модели выполнения правил « работаем (играем, трудимся, строим) вместе».

В книжном уголке представить детские издания, портреты поэтов и писателей, фланелеграф, иллюстрации к литературным произведениям на нравственную тематику с изображением различных ситуаций, в которых герои совершают положительные и отрицательные поступки, произведения связанные с пословицей: «Малыш и Жучка»В. Дмитриева (Не бросай друга в несчастье.) «Косточка» Л. Толстой (Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.) «Лев и собачка» Л. Толстой (Старый друг лучше новых двух.) «Прыжок» Л. Толстой (Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.) «Шляпа» Н. Носов (У страха глаза велики.) «Горбушка» Б. Алмазов (Хлеб всему голова.) «Чук и Гек» А. Гайдар (Вся семья вместе, так и душа на месте.).Репродукции картин на нравственную тематику с изображением семьи, семейные портреты, отношения между детьми, детьми и взрослыми, ребенок и животное, школу, и т.д., сюжетные картины: Ф.Решетников «Опять двойка» , Ф. Морган «Прогулка» , И. Горюшкин «Мать с детьми», В. Перов «Дети сироты», А. Пластов «Жатва», В. Боровиковский «Дети с барашком», В. Перов «Чаепитие» и т.д.

В центре театрализованной деятельности и уголке ряженья -атрибуты к постановкам сказок, стимулирующие проявления эмоционально- нравственной отзывчивости, позволяющие воспроизводить в игровой форме наиболее традиционные образцы нравственного поведения, поступков и отношений. Картотеки: «Этюды на выражение основных эмоций», «Коммуникативные игры», «Контактные игры», «Объединяющие игры»,«Инсценировки», «Драматизации сказок». Костюмы с профессиональной направленностью, костюмы к сказкам, картотека театрализованных игр по нравственному воспитанию: Данные игры помогут подтолкнуть ребёнка к дружбе; воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми, гуманное отношение к людям; пополнят словарь детей волшебными, вежливыми словами. Игра «Муравьи» , «Добрые эльфы», «Ожившие игрушки», «Цветы и садовники», «Доброе животное» и т.д.

Центр дидактических игр — Игры:«Эмоциональная мозаика», «Моя семья», «Хорошо-плохо», «Как себя вести», «Что кому подарю», «Составь портрет», «Я назову настроение, найди изображение», «Научи послушанию», «Можно-нельзя», «Объясни, зачем?» и т.д.

Центр сюжетно-ролевых игр- игровой материал, спец. одежда, атрибуты для игр, картотека сюжетно-ролевых игр по нравственному воспитанию включает в себя следующие игры: «Сестра милосердия» , «Тайный друг», «Друг без друга нам нельзя», «Найди пару», «Добрые эльфы», «Моя семья», «Поликлиника», «Магазин», «Почта», «Детский сад», «Школа», «Ветеринарная лечебница», «Аптека» и т.д.

На третьем этапе необходимо проведение соответствующей работы с педагогами: тематические семинары по вопросам анализа проектирования РППС по нравственному воспитанию дошкольников (Приложение № 5). Семинары организовываются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: «Развивающая предметно- пространственная среда: какая она должна быть», «Нравственное воспитание дошкольников и РППС», «Подготовка наглядных и дидактических материалов для РППС» и др.

С родителями также целесообразно проведение родительских собраний встреч и консультаций(1-2 раза в месяц). Проведение собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода «сценария», только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Во время проведения родительского собрания создаются условия для активного включения каждого родителя. Обязательное использование рефлексивных приемов, особенно на этапе обсуждения результатов совместной деятельности. Темы собраний объявляются заранее, что бы родители могли подготовиться и проанализировать предстоящее событие. Например: «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей», «Воспитываем добротой», «Роль игровой предметно-пространственной среды в нравственном развитии детей». В ходе собрания можно использовать аудио и видео- записи с участием детей группы.

Таким образом, организация предметной среды предусматривает не только возможность обогащения дидактического поля по разным видам деятельности, но и способствует совместному взаимодействию детей друг с другом и со взрослыми, их диалоговому общению в целях нравственного воспитания.

 

Выводы по второй главе:

 

Проведенная диагностическая работа, выявила частичное соответствие организации развивающей предметно-пространственной среды целям и задачам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в группе создана ППРС сообразно требованиям нормативно- программных документов. Обнаружено некоторое соответствие элементов ППРС задачам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, содержанию нравственного воспитания, основным принципам конструирования ППРС. В то же время ППРС требует существенного обогащения материалами, которые бы обеспечили комплексное решение задач нравственного воспитания детей;

-представленные в среде материалы по нравственному воспитанию, недостаточно разнообразны, доступны и интересны детям; они частично активизируют нравственные проявления детей, способствуют формированию культуры поведения дошкольников и т.п. Состав материалов среды по нравственному воспитанию статичен, маловариативен, ориентирован только на актуальные достижения воспитанников в нравственном развитии.

-недостатки среды связаны с низким уровнем профессиональной компетентности воспитателей, что определяет необходимость проведения соответствующей работы с ними;

Исходя из полученных результатов диагностики, а также с учетом анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нами был составлен проект предметно — пространственной среды с целью нравственного развития и воспитания дошкольников. Проект направлен на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе проектирования решались следующие задачи нравственного воспитания: формирования представлений о сверстнике как носителе нравственных качеств и свойств; развития социально-нравственных эмоций и чувств; развития эмоциональной отзывчивости; проявления нравственных качеств и поведения; организации совместной деятельности и общения детей.

 

Заключение.

 

Рассмотрев психолого-педагогические исследования по проблеме нашей работы, мы выявили ее актуальность, которая заключается в необходимости проектирования ППРС для нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В процессе анализа исследований был выявлен потенциал ППРС в реализации задач нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста, который заключается в возможности эффективного обогащения и систематизации нравственных представлений детей об этических нормах, правилах поведения и общения; формирования представлений о сверстнике как носителе нравственных качеств и свойств; развития социально- нравственных эмоций и чувств; развития эмоциональной отзывчивости; проявления нравственных качеств и поведения; организации совместной деятельности и общения детей.

Изучив содержание, состояние и практику применения возможностей ППРС для решения задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста в МКДОУ, мы выявили необходимость проведения диагностики ППРС.

Проведенная диагностическая работа, которая осуществлялась на базе МКДОУ Детский сад № 2. п. Бисерть ,целью которой являлось выявление уровня построения развивающей предметно- пространственной среды в старшей группе ДОО по нравственному воспитанию и развитию, выявила частичное соответствие организации развивающей предметно-пространственной среды целям и задачам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Работа проводилась по программе «Истоки».

Подобная организация пространства дает педагогу возможность приблизиться к позиции ребенка. Однако в процессе диагностики были выявлены некоторые недостатки, которые были отражены в анализе. По результатам проведенной работы был принято решение о разработке проекта организации ППРС группы с целью нравственного воспитания старшего дошкольника.

Проект осуществляется поэтапно и имеет 3 этапа: подготовительный, внедренческий, рефлексия. Проект направлен на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе проектирования решались следующие задачи нравственного воспитания: формирования представлений о сверстнике как носителе нравственных качеств и свойств; развития социально-нравственных эмоций и чувств; развития эмоциональной отзывчивости; проявления нравственных качеств и поведения; организации совместной деятельности и общения детей и т.д. Был составлен план мероприятий, обозначены сроки и участники проекта.

Проект, включает в себя как работу педагогов, так и совместную подготовку воспитателей и детей к оборудованию игровой, зоны, уголка природы, уголка художественной литературы, творчества и т.д.

Обобщая результаты проектно-поискового исследования, отметим, что мы считаем, что при соблюдении рассмотренных требований к организации развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, общению детей, формированию культуры поведения, что в свою очередь способствует повышению эффективность нравственного воспитания ДОО.

Развивающая предметно-пространственная среда группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, помогает эффективно общаться, развивает эмоциональную отзывчивость, формирует культуру поведения, обогащает новыми нравственными знаниями и впечатлениями.

Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избранные психологические труды в 2-х т. — М.: Просвещение, 2007. — Т. 2. — 287 с.
  2. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. — № 5. — 2012 .
  3. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В.Запорожца и В.В.Давыдова. — М.: Просвещение, 2007. — 445 с.
  4. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке// Дошкольное воспитание. — 2011. — № 1. — С.8-11.
  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 2013. — 192 с.
  6. Бирюков Б.В. и др. Моделирование // БСЭ. 3-е изд. — М.: Наука, 2008. — С. 393-395.
  7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: ЭКСМО, 2011. — 464с.
  8. Волчкова, В.Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов МДОУ. — Воронеж: Наука, 2014.
  9. Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами // Дошкольное воспитание. — № 1. — 2008.
  10. Вульфов Б.З. Дети и взрослые : диалектика дистанции // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. — М.: НПЦ СПО ФДО, 2008. — С.96 — 100.
  11. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. -2009. — №6. — С. 62-76.
  12. Гогоберидзе А.Г. Вербенец А.М Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. — №4. — 2013. С. 64.
  13. Годовикова Д.Б. Форма общения с взрослым и познавательная активность дошкольника // Проблемы возрастной психологии. — М.: Просвещение, 2012.- 321 с.
  14. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е.И. Соколова /Под общей редакцией доктора пед. наук Н.Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 2008. -336 с.
  15. Давыдов В.В. Переверзев Л.Б. К исследованию предметной среды для детей // Техн. эстетика. — 2011. — № 3 — 4. — С. 4- 6.
  16. Денисенкова Н.С. Формирование познавательной направленности у детей шестилетнего возраста на занятиях в детском саду. — М.: Просвещение, 2008. -289 с.
  17. Доронова Т. Об эстетике оформления групповых помещений // Ребенок в детском саду. — №1. — 2008.
  18. Дусавицкий А.К. Формула интереса. — М.: Ас Т, 2007. — 176 с.
  19. 19.Зайко В.В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «Детский сад — школа»: Дисс. канд. пед. наук. — Майкоп, 2010. — 200 с.
  20. 20.Зохина Р.Е. Технология организации развивающей среды как фактора саморазвития учащихся в условиях инновационного учебного заведения: Автореф. дисс. канд. пед наук. — Саратов, 2012. — 17с.
  21. Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В., Малахова Н.Е. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада //Старший воспитатель. — № 5. — 2008.
  22. Кирьянова Р. Принципы построения развивающей среды в МДОУ // Дошкольное педагогика. — № 1. — 2009.
  23. Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в МДОУ. — М.: Айрис-Пресс, 2007.
  24. Короткова Н. Предметная развивающая среда // Ребенок в детском саду. — № 6. — 2008.
  25. Крынцалова И. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. — № 9. -2014.
  26. Лернер И.Я. Критерии уровня познавательной самостоятельности // Новые исследования в педагогических науках. — М.: Наука, 2007. — с. 38.
  27. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. — М.: Просвещение, 2010. — 207 с.
  28. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 2008. — №4. — С. 18-35.
  29. Макарова М. Игры в дизайн //Детский сад со всех сторон. — №3. — 2014.
  30. Марецкая Н. Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях //Дошкольная педагогика. — № 3,5. -2010.
  31. Маркова, В.А. Нравственное воспитание в отечественной педагогике / В.А. Маркова // Дошкольное воспитание. — 2013. — №12. — С. 104 — 110.
  32. Нищева Н.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей логопедической группе //Дошкольная педагогика. — № 3. — 2008.
  33. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. — Спб.: ЭКСМО, 2012. — 292 с.
  34. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. — № 4. — 2008.
  35. Организация развивающей личностно-ориентированной среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста: научно-практические рекомендации / под ред. А.А. Аксёнова. — Коломна: КГПИ, 2008. — 189 с.
  36. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О.В. Пастюк. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 196.
  37. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды дошкольном учреждении. — М.: Наука, 2015. — 211 с.
  38. Полякова    М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика№1,2/203.
  39. Потаповская, О.А. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей / О.А. Потаповская// Дошкольное воспитание. — 2011. — №1. — С.14-16.
  40. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост.Н.В. Нищева. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. — 128 с.
  41. Прейс Р. Создание преметно-развивающей среды в групповом помещении //Дошкольная педагогика. — № 5. — 2014.
  42. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. — 192 с.
  43. Создание образовательной и предметно-развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Авторы сост.: Кольцова О.В., Шедько С.Н. — Тамбов, 2012. — 265 с.
  44. Степина Н.Б. Экологическая тропа как элемент развивающей среды. // Старший воспитатель. — № 5. — 2008. С 61.
  45. Султанова Н.В Духовно-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Султанова // Дошкольное воспитание. — 2004. — №5. — С. 7 — 14.
  46. Усова А.П. Обучение в детском саду. — М.: Наука, 2011. — С. 67.
  47. Ушакова О.А., Емельяненко Е.М., Конина И.И. Среда как средство социализации развития личности дошкольника. // Старший воспитатель. — №1 — 2010.
  48. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 2012. — 419 с.
  49. Широбокова Г.В., Глухова Е.Ю. Организация зимнего сада в МДОУ. // Старший воспитатель. — № 1. — 2009. С.59
  50. 50.Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. / Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. — М., 2012. С. 56-61.

Страницы: 1 2 3

Помощь с обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф