Меню Услуги

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды.

Страницы: 1 2 3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
  • 1.1. Среда и воспитание как факторы нравственного развития ребенка дошкольного возраста
  • 1.2. Развивающая предметно-пространственная среда как средство и условие нравственного развития ребенка дошкольного возраста
  • 1.3. Теоретико-прикладные аспекты проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: опытно- поисковое исследование
  • 2.1. Изучение состояния ППРС ДОУ и реализации ее потенциала в нравственном развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста
  • 2.2. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
  • 2.3. Описание проекта
  • Выводы по 2 главе
  • Заключение
  • Список используемой литературы

 

Введение

 

В условиях нравственного кризиса общества поиск путей и средств педагогического содействия своевременному нравственному развитию ребенка дошкольного возраста приобретает особое значение. В 2015 году к обсуждению педагогической и родительской общественности была представлена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Приоритетной задачей в сфере воспитания детей в ней было определено развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Реализация основных положений, целей и задач данной стратегии в массовой образовательной практике требует пересмотра целей и содержания воспитания личности в процессе образования, уточнения и расширения состава задач такого воспитания, создания разнообразных условий для своевременного и эффективного развития нравственности в образовательном процессе.

В России в 2013 год Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Одной из задач дошкольного образования согласно данному документу является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В настоящем документе обозначается и подтверждается роль нравственного воспитания в целостном социально-коммуникативном развитии детей на этапе дошкольного детства.

В истории дошкольного образования и дошкольной педагогики нравственное воспитание рассматривается в качестве важнейшего фактора нравственного развития личности и определяется как целенаправленный, научно обоснованный, содержательной наполненный, технологически разработанный и результативно диагностируемый процесс содействия своевременному развитию нравственности личности(Я.А. Коменский, К.А. Гельвеций, П.Ф. Каптерев, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).Общим в педагогических трудах прошлого и настоящего является понимание того, что данная нравственность является стержневой характеристикой личности, признается роль активности человека в нравственном развитии и саморазвитии, воспитание же должно способствовать активности человека в процессе нравственного саморазвития.

Обретение человеком такого интегративного качества как нравственность — это длительный по времени и противоречивый по характеру процесс. Начала этого процесса относятся в периоду дошкольного детства . Именно на этом возрастном этапе, как отмечают В.А Маркова, Т.Д.Стульник и другие авторы, происходит первоначальное освоение и осмысление этической культуры общества, формируется комплекс нравственных чувств и мотивов, личностью приобретается первый опыт поведения, основанного на принятии и признании этических и гуманистических ценностей.

Все большее значение в теории нравственного воспитания личности на этапе дошкольного детства приобретает проблема выявления закономерностей и особенностей влияния социокультурной среды на растущего ребенка в современном мире. Установлено, что содержательно насыщенная, педагогически выстроенная образовательная среда способна оказать на нравственное развитие ребенка не меньшее влияние, чем целенаправленное взаимодействие с педагогом (Комарова Т.С., Филипс О.Ю.). Среда признается равнозначным фактором развития личности наряду с воспитательным процессом. Средовые влияния особо значимы в развитии детей дошкольного возраста, который определяется учеными как «старт» и определенная ступень постижения культуры и «выращивания» в ней личности Р.С. Буре, Г.В. Иванова, Л.Д. Короткова отмечают, что среда создает у ребенка образ того или иного процесса, настраивает на определенный эмоциональный лад , гармонизирует отношения между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

Среда воспитания — это богатое по источникам влияния и содержанию окружение ребенка, включающее в себя сверстников, взрослых, элементы культуры, взаимодействие с ними. Предметно-пространственный мир детского сада — часть такой среды. Учреждения дошкольного образования призваны обеспечить такую образовательную среду для детей, которая будет способствовать своевременному и позитивному нравственному развитию ребенка, оптимизировать процесс его нравственного воспитания.

В то же время ресурсная составляющая процесса нравственного воспитания раскрывается крайне схематично и недостаточно конкретно: не представлены рекомендации по содержательному наполнению ППРС по нравственному воспитанию; крайне ограничен состав элементов такой среды, отсутствуют методические рекомендации по организации деятельности и общения детей в такой среде. В связи с этим на первый план в теории и практике образования выдвигаются задачи средового оснащения процесса нравственного воспитания подрастающего поколения с учетом новых реалий дошкольного образования и воспитания, требований ФГОС ДО. Их решение связано с созданием условий для формирования и сознания осмысления ребенком своей нравственной позиции, развития комплекса нравственных качеств и обогащения практики нравственного поведения. Социокультурная среда, в том числе ее предметная составляющая, является источником нравственных переживаний ребенка, представлений о взаимоотношениях людей и их поведении, своеобразным «полем» нравственного поведения, социального экспериментирования для детей (Н.Г. Аверина, Н.В. Архангельский, Е.Ю. Александрова).

Таким образом, объективные предпосылки исследования связаны с противоречием между необходимостью оптимизации процесса нравственного воспитания посредством создания средовых условий для развития нравственной активности, самостоятельности и самореализации ребенка и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по содержательному наполнению, структурному оформлению и практическому применению ПРРС МДОУ для решения задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Проблема исследования : каково содержание и структура ППРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, каким образом должна проектироваться среда для наиболее полной реализации образовательного и развивающего потенциала такой среды?

Цель исследования: теоретическое обоснование образовательно- развивающего потенциала предметно-развивающей среды по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста; разработка проекта ППРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: содержание и структура ППРС по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс проектирования предметно — пространственной развивающей среды нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Контингент исследования: воспитатели и воспитанники старшей группы дошкольного возраста.

Задачи:

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.
  1. Выявить и обосновать актуальность изучаемой проблемы.
  2. Теоретически обосновать потенциал ППРС в реализации задач нравственного развития и воспитания старшего детей дошкольного возраста и процесс проектирования развивающей предметно- пространственной среды дошкольного образовательного учреждения по нравственному воспитанию.
  3. Изучить содержание, состояние ППРС и практику применения ее возможностей для решения задач нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в МДОУ.
  4. Разработать проект ППРС по нравственному воспитанию в старшей группе ДОУ.
  5. Обобщить результаты проектно-поискового исследования.

Теоретические основы исследования.

  • положения отечественной теории дошкольного воспитания о сущности , механизмах, целях и задачах нравственного воспитания детей дошкольного возраста (Л. В. Артемова , Р.С.Буре, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова, Я.З. Неверович, А.М. Виноградова, Г.В. Ивановой, С.А. Козлова, A. Д. Кошелева, Л.Д. Короткова, Л.В. Коломийченко, В.Г. Нечаева и др.;
  • положения средового подхода в образовании о среде как факторе и условии развития личности, ее социализации (А.С. Макаренко, М.М. Пистрак, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский, Д. В. Григорьев, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова);
  • положения о сущности , функциях, содержании и структурировании предметно-пространственной развивающей среды как средства и условия развития и воспитания детей дошкольного возраста (Р.С. Буре, Г.В. Иванова, Л.Д. Короткова, Н.П. Сазоновой, А.Н. Сидоровой, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Ревуцкая,B.С., Мухина, В.А. Горянина).

Методы исследования: теоретический анализ психолого- педагогической литературы, изучение федеральных, региональных, местных директивных документов по дошкольному образованию; диагностические методы исследования: опрос; метод педагогического проектирования. Этапы исследования: Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап — постановочный (09.16-10. 2016 г.) — выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, определение научных характеристик исследования, его категориального аппарата;

Второй этап — исследовательский (11. 2016-12.2016 г.) — определение параметральных характеристик объекта исследования, проведение диагностической процедуры.

Третий этап (01.2017- 05.2017 г.) — проектировочный — разработка проекта ПРС по нравственному воспитанию для детей 6-7лет, обобщение и оформление результатов исследования.

База исследования: детский сад № 2 р.п. Бисерть, Свердловской области.

Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы , количество- 50

 

Глава 1. Теоретические основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

 

1.1. Среда и воспитание как факторы нравственного развития ребенка дошкольного возраста

 

В течение всей жизни человека происходит его нравственное развитие, в трудах А. Ветохиной отмечается, что «основы нравственности закладываются в раннем детстве, в дошкольном возрасте. За это время дети в своем нравственном развитии проходят сложный путь, от простейших умений поведения до нравственных убеждений и прочных привычек нравственного поведения, основанных на глубоко осознанных этических понятиях и освещаемых высокими нравственными чувствами» [4, с. 17].

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения[5,с. 123].

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывая огромное влияние и на умственное развитие, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов. Собственно, здесь имеет место сложнейшее взаимопроникновение влияний всех развивающихся сторон личности. «Человек не воспитывается по частям, — писал А.С. Макаренко, — он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается» [23,с. 29]. Участие в общественно полезном труде способствует формированию важнейших нравственных качеств личности.

Процесс нравственного развития ребенка на этапе дошкольного детства — сложный и противоречивый. Он имеет свои факторы, закономерности и особенности.

В ряду факторов, влияющих на направленность, характер, темпы такого развития, ученые выделяют средовой фактор и целенаправленное воспитание.

Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение, нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Задачи изучения и проектирования процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста решаются исследователями различным образом, то есть на основе выделения различных оснований нравственного развития как доминирующих. С этим связана многозначность и вариативность определений понятий «нравственное воспитание» и «нравственное развитие». Так, Р.С. Буре полагает, что психолого — педагогические исследования в области морального и нравственного развития детей дошкольного возраста можно условно разделить на два разных пересекающихся направления: нормативно-ориентированное и эмоционально-ориентированное [3, с. 38].

В исследованиях, выполненных в русле первого направления, ведущим является положение о социальной природе морали, ее регулятивной функции. Мораль как форма сознания не дана человеку от рождения.

Моральные качества приобретаются индивидом в процессе его социального развития.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

В. Савченко пишет: «Целенаправленное воспитание имеет своей задачей приобщение ребенка к моральному содержанию и формирование на этой основе поведения, соответствующего основным нормам и правилам морали. Следствием процесса освоения личностью морали и ее регулятивной функции является формирование механизма моральной (нормативной) регуляции, обеспечивающего добровольное и обязательное следование моральным предписаний, независимо от конкретных условий и личных интересов. То есть противоречие интересов выступает для ребенка в форме противоречия между собственными желаниями и их собственной моральной оценкой» [26, с. 4].

Приверженцы эмоционально-ориентированного направления теории нравственного развития и воспитания ставят на первое место в нравственном воспитании развитие социальных эмоций и нравственных чувств, к которым относятся сопереживание и сочувствие. В связи с этим ученые определяют в качестве необходимого этапа приобщения ребенка к нравственной культуре общества этап развития социальных эмоций и чувств ребенка, обогащения практики их проживания и переживания[5,с. 123]. В связи с этим нравственное воспитание рассматривается как процесс, направленный на развитие социальных эмоций, чувств детей, мотивов поведения, направляемых осознанным стремлением ребенка следовать нормам и правилам в интересах другого человека.

С позиций культурологического подхода нравственное воспитание — это процесс и механизм введения ребенка в мир этической культуры и развитие на этой основе нравственности как интегративного качества личности, определяющего его активность и осознанный нравственный выбор в ситуациях взаимодействия и общения с окружающими людьми. В этом случае процесс нравственного развития осуществляется как поэтапное освоение этической культуры, ее присвоение и культуротворчество [27;30;44].

В зависимости от понимания сущности нравственного воспитания, его соотнесения с механизмами и закономерностями нравственного развития личности выстраивается образовательный процесс. Мы полагаем, что культурологический подход в нравственном воспитании детей является в настоящее время наиболее актуальным, соответствующим социальному запросу и природе развития и социализации ребенка дошкольного возраста. Он интегрирует в себе положения двух предыдущих подходов, обеспечивает такое построение процесса нравственного воспитания, при котором обеспечивается поступательно продвижение ребенка к самостоятельному нравственному поведению и нравственному культуротворчеству, выражающему нравственную позицию растущей личности, ее способность к самостоятельному осознанному нравственному выбору.

Общим для всех обозначенных выше подходов к пониманию процесса нравственного воспитания является признание, в нем роли деятельности и активности самого ребенка. Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется, прежде всего, в процессе деятельности, в условиях коллективного образа жизни в детском саду. В играх, занятиях, в труде под руководством педагога дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. Формируется ценное для нравственного развития ребенка стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках. Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать данным отношениям положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку выполнять требования взрослого и постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру [22; 39].

Таким образом, современные исследователи обращают внимание на то, что нравственное развитие ребенка — это, прежде всего, процесс активного освоения воспитанниками морального содержания, в результате чего формируются индивидуальные нравственные ориентации, ценности, опыт. С точки зрения личностно-ориентированного и субъектно — деятельностного подходов нравственная воспитанность — это результат самовоспитания ребенка, его нравственной практики, общения в окружающей культурно- нравственной среде [11; 44].

Воспитание призвано содействовать тому , чтобы ребенок своевременно мог освоить, осознать и прожить культурно-нравственное содержание, сформировать на этой основе личное, субъективно-окрашенное отношение к окружающим людям, их поступкам, приобрести способности к нравственному выбору и поведению нравственное воспитание рассматривают в качестве важнейшего фактора нравственного развития личности и определяют его как целенаправленный, научно обоснованный, содержательной наполненный, технологически разработанный и результативно диагностируемый процесс содействия своевременному развитию нравственности личности.

Как указывали исследователи, одним из важных средств нравственного воспитания является организация предметно-пространственной среды [22;34].В общенаучном смысле среда -это совокупность материальных и духовных условий существования, формирования и деятельности человека. В самом общем виде среда определяется как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении» [27, с. 181]. В то же время, образовательная среда представляет собой часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Отметим, что воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающей среды. Именно воспитывающей, т.е. целенаправленно и позитивно влияющей на процесс развития личности.

Методологическую основу исследований проблемы взаимопредставленности, личности и среды составляют концептуальные воззрения Б.Д. Парыгина, И. Бестужева-Лада , В.И. Толстых и др. феноменологические интенции М.М. Бахтина , Л.И. Новиковой, В.И. Слободчикова, М.Хайдеггерана то, что именуется способом бытия, а также взгляды современных натурфилософов на проблему коэволюционного развития Человека и окружающей его среды (Р.С.Карпинская, И.К.Лисеев, Н.Н.Моисеев , А.П.Огурцовидр.) [24, с. 69].

Мануйлов Ю.С. полагает, что средовой подход представляет собой теорию осуществляемого через специально формируемую среду управления процессом формирования и развития учащегося. Средовой подход обладает такими базовыми процедурами: средообразование, наполнение, инверсия среды (она направлена на восстановление понимания среды самим учащимся), осреднение, типизация [16, с. 241].

В рамках данной работы мы рассматриваем воспитание и развитие нравственного поведения личности в условиях целенаправленного и спонтанного влияния развивающей предметно-пространственной среды. Под такой средой мы, вслед за Р.С.Карпинской, понимаем «часть образовательной среды, представленной специально организованным пространством (помещениями, участками т. п. , материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возрастав соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития» [33, с. 67].

ППРС детского сада должна быть построена в соответствии с основными закономерностями воспитания и обучения детей, а также в соответствии с функциями развивающей образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС.

Так, функция стимулирования активности детей, имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. Не менее важным является информационная функция ППРС. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Особое значение в современной образовательной практике имеет функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения»и пр.) деятельности.

Среда как фактор развития ребенка в условиях образовательного процесса призвана реализовать воспитывающую функцию. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда, среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным [23, с. 41].

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в МДОУ педагог обеспечивает возможности разностороннего, природосообразного развития ребенка.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Применительно к нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста ППРС ДОУ является тем опосредующим фактором, которые обеспечивает с одной стороны обогащение нравственных представлений детей, через предъявления им элементов культуры, отражающих нравственные ценности, идеалы, другой — стимулирование нравственной активности детей, их нравственного поведения через действия с этими элементами культуры, с третьей — активизируя общение по поводу деятельности с составляющими такой среды, с четвертой — актуализируя весь комплекс социально-нравственных эмоций и чувств.

В настоящее время в научное, методической литературе, некоторых нормативных документах детальное освещение получили вопросы использования возможностей ППРС для познавательного, физического, эстетического, речевого и социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста. В то же время недостаточно раскрыты возможности ППРС для решения конкретных задач образования и воспитания ребенка, в частности, нравственного. Выявление потенциала ППРС в решении задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста представляет собой актуальную задачу для теории и практики воспитания детей в ДОУ.

 

1.2 Развивающая предметно-пространственная среда как средство и условие нравственного развития ребенка дошкольного возраста

 

Нравственное воспитание молодого поколения позволяет обеспечить развитие, несколько опережающие общий уровень морального развития общества. Процесс нравственного воспитания — часть процесса социального воспитания ребенка, направленная на нравственное развитие личности посредством приобщения к нравственной культуре . Активное освоение, осознание и осмысление ребенком нравственных знаний, способов поведения обеспечивает становление нравственных ориентаций, чувств, поведения[18,с. 4-6].

На процессы нравственного развития ребенка оказывает влияние предметно-пространственная среда, которая является частью образовательной среды ДОУ.

В исследованиях В.А. Ясвина образовательная среда — та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса»[27].

«Предметная развивающая среда» — это система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств[6].

С психологической точки зрения развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др).О воспитательных возможностях среды писали Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, П.П. Блонский.Они отмечали необходимость использования ППРС в целях эстетического, умственного, а также нравственного воспитания дошкольников.

В качестве одного из структурных компонентов образовательной среды ученые выделяют предметное окружение. Для обозначения рассматриваемого окружения, максимально стимулирующего развитие личности, введен термин «развивающая среда» (Н. А. Ветлугина, В. А. Петровский, О. А. Радионова и др.)[18;27].

Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание её как совокупности предметов, представляющих собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований [3;26;40].

Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это — условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик); удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.

Можно выделить несколько компонентов предметно-пространственной среды.

Социальный. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Кузьмин и др. выделяют основные характеристики данного компонента [6;40]:

  • взаимопонимание всех субъектов и их удовлетворенность взаимоотношениями;
  • преобладающее позитивное настроение;
  • авторитетность руководителей;
  • степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
  • сплоченность;
  • продуктивность взаимоотношений.

Пространственно-предметный. В.В. Давыдов выделяет главные требования: среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; связной, позволяющей ему, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты; гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого [15].

Психодидактический. Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка — оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, обеспечивающими комплекс возможностей для личностного развития [3], что особенно важно для нравственного развития ребенка.

Предметно-развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок смог заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по интересам. Особенности проектирования среды будут рассмотрены ниже.


Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Страницы: 1 2 3