СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ. 1
ВВЕДЕНИЕ. 2
1 ПОСТАНОВОЧНАЯ ЧАСТЬ. 5
1.1 Формулировка задачи. 5
1.2 Описание входной и выходной информации. 5
1.3 Требования к интерфейсу приложения. 6
2 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. 9
2.1 Структура базы данных. 9
2.2 Организация интерфейса пользователя. 25
2.3 Разработка форм приложения, меню, отчетов. 30
3 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРАБОТКИ.. 33
3.1 Краткая характеристика веб-сервера Apache. 33
3.2 Используемые языки программирования. 35
3.3 Выбор базы данных. 37
4 ЭКСПЛУАТАЦИЯ.. 39
4.1 Требования к аппаратному обеспечению.. 39
4.2 Инструкция пользователя. 41
5 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 43
6 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.. 52
6.1 Общие принципы и законодательство по охране труда. 52
6.2 Пожарная безопасность при работе на персональном компьютере. 53
6.3 Мероприятия по охране окружающей среды.. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 60
Приложение А. Листинг страницы index.php. 61
Приложение Б. Листинг страницы login.php. 64
Приложение В. Листинг файла menu.php. 68
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время все большее и большее количество информации окружает нас – все это буквально опутывает человека паутиной информации. Растущие потоки, объемы и скорость поступления, генерирования, хранения и обработки информации обязывают использовать электронные средства – персональные компьютеры.
Связанные между собой компьютеры в Американской локальной сети Arpanet родили международную сеть под названием Internet. Международная сеть сейчас объединяет практически все маломальски «умные» smart-вещи: смартфоны, часы, телевизоры, холодильники и даже лампочки.
Интернет внедрился в нашу жизнь и стал полноправным ее участником. В процессе серфинга по страничкам в сети, мы посещаем разные веб-сайты. Это и торговые площадки, это и социальные сети, это и ресурсы с новостями. Есть и личные странички людей и компаний. Таковы реалии современной жизни – чтобы стать успешным, нужно в первую очередь заявить о себе в международном сообществе интернета. Получается, персональная страничка должна присутствовать у каждой организации. Однако простой сайт-визитка не всегда приносит максимум пользы. Высшие учебные заведения для
По всему миру постоянно функционируют миллионы учебных заведений, начиная дошкольными учреждениями образования и заканчивая высшими учебными заведениями. Ежедневно сотни миллионов людей обучаются либо в другом качестве участвуют в образовательном процессе – все они нуждаются в оперативной информации. Обеспечение свежей актуальной информацией – одна из потребностей современных технологий обучения. Самый простой способ – создание и использование специализированных информационных систем, что и реализовано на данный момент во многих организациях. Однако имеются весомые проблемы: как правило, пусть даже это электронные документы, но это оффлайн-версии, не имеющие возможностей одновременного многопользовательского доступа, а также не являются адаптированными к различным операционным средам. Совершенно другое дело –информационная система в виде веб-портала, доступ к которому возможен из-под любой операционной системы, оснащенной браузером, а также к веб-порталу может подключаться одновременно несколько человек и выполнять свои функции параллельно, не мешая работе друг друга. Причем доступ можно получить к порталу учебного заведения, находясь дома, в дороге, в командировке – везде, где есть доступ к сети Интернет.
Эта проблема не является новой и поэтому на рынке программного обеспечения уже существует ряд продуктов, так или иначе пытающихся устранить коммуникационный провал. За решение этой задачи взялись как небольшие частные фирмы, так и организации типа банков и университетов.
В данный момент на рынке существует большое количество компаний, предоставляющих сервис электронных дневников. Каждая из них обладает своими достоинствами и недостатками.
Так, например, на рынке имеются масштабные решения, такие как dnevnik.ru, своим функционалом повторяющие полноценные социальные сети. Пользователям помимо основной функциональности электронного дневника предлагается также сервис хранения файлов, фотографий, видеозаписей, возможность объединения людей в сообщества, создание различных событий и прочие, полезные на первый взгляд, возможности. Но родителям трудно освоить весь предлагаемый им функционал, что приводит к путанице и полному непониманию программного продукта. Преподавателям же разобраться в системе еще сложнее. Поэтому одной из задач при реализации электронного дневника было обеспечение максимальной простоты для работы в системе.
Большинство проектов имеют бизнес-модель, предполагающую значительные траты со стороны образовательного учреждения. Например, проект 1dnevnik.ru берет за одно лишь подключение к системе 50000 руб. Некоторые проекты готовы предоставлять свои услуги с помесячной оплатой и бесплатным подключением.
Ведущими электронными дневниками на сегодняшний день являются 1dnevnik.ru [2], dnevnik.ru [3], ballov.net [4]. Кроме приведенных выше примеров существует множество других, менее известных и распространённых систем.
В основном, эти ресурсы предназначены для школ, а для высших учебных заведений, где несколько иная специфика, каждому ВУЗу приходится действовать самостоятельно и разрабатывать свою информационную систему.
Объект нашего исследования – информационная система для ВУЗа.
Результатом работы представляется обеспечить возможность пользователю в любой точке мира доступ к информации об успеваемости, посещаемости и расписании — для студента, о нагрузке и расписанию — для преподавателей.
Целью работы является проектирование информационная система для ВУЗа.
Таким образом, указаны актуальность данной дипломной работы, а также предмет и объект исследования, сформулирована основная цель дипломного проекта.
1 ПОСТАНОВОЧНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Формулировка задачи
Целью данной дипломной работы является реализация веб-сервиса «Электронный дневник» с изучением сопутствующих его реализации обеспечению бесперебойного высоконагруженного функционирования технологий.
Таким образом, необходимо:
- изучить необходимый минимум для реализации
Качественного веб-сервиса:
- стандарты веб-разработки;
- шаблоны проектирования;
- изучить способы ускорения высоконагруженных веб-приложений;
- выбрать конечную концепцию электронного дневника;
- реализовать веб-сервис «Электронный Дневник».
1.2 Описание входной и выходной информации
Входная информация:
- списки кафедр,
- списки преподавателей,
- списки учебных групп,
- списки студентов каждой учебной группы,
- список типов занятий (лекции, лабораторные занятия, семинары, экзамены, зачеты, практические занятия и прочее),
- учебное расписание каждой учебной группы,
- список типов отметок (обычная, зачет, семинар, курсовой проект, экзамен),
- список возможных отметок (пропуск, отметки от 1 до 10, «зачет-незачет», неявка на экзамен/зачет),
- список времени начала и окончания учебных пар,
- списки родителей студентов,
- списки старост, кураторов групп,
- отметки студентов по предметам.
Выходная информация:
- учебное расписание в разрезе учебных недель,
- нагрузка преподавателей,
- нагрузка студентов,
- отчет по успеваемости студентов,
- 5отчет по посещаемости студентов.
1.3 Требования к интерфейсу приложения
Основные требования к интерфейсу перечислены в таблице 1.
Таблица 1 – Требования к интерфейсу
| Описание | Приоритет | Сценарии юзабилити-тестирования |
| Интерфейс должен быть спроектирован с учетом экранных разрешений режимов отображения планшета: ни для одного сценария работы с приложением кнопки доступа к основным функциям не должны оказаться вне видимой области окна; для размещенных вне видимой области элементов управления должна быть предусмотрена возможность прокрутки; для всех допускающих прокрутку областей сам факт возможности прокрутки и метод прокрутки должен быть интуитивно понятен не менее чем 95% пользователей | Высокий | Сценарии юзабилити-тестирования |
| Кнопки доступа к основным функциям приложения должны быть спроектированы с учетом антропометрической совместимости: пространственная компоновка форм и размерные характеристики кнопок должны обеспечивать быстрый доступ к функциям приложения большими пальцами рук без стилуса и клавиатуры | Высокий | Сценарии юзабилити-тестирования |
| Должна быть предусмотрена возможность подключения и смены тем оформления интерфейса пользователя, включающих цветовую гамму, значки | Низкий | Сценарии настройки интерфейса |
| Должна быть предусмотрена возможность индивидуальной настройки функционала кнопок (назначения кнопкам функций из допустимого набора) | Низкий | Сценарии настройки интерфейса |
Главное требование – наличие самой информации на сайте и насколько удобно, оперативно, доступно и современно она публикуется на сайте. Это также во многом зависит от системы управления сайтами и её свойств, которые это обеспечивают:
- Невысокие требования к квалификации пользователей
- Визуальное управление шаблонами (макетами)
- Неограниченный объем публикуемой информации
- Версионность хранения всех данных
- Богатство и удобство функционала для управления данными
- Неделимость функционала на модули, принцип «все включено»
2 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Структура базы данных
Схема базы данных разработана в программе MysqlWorkbench в виде EER-диаграммы (рис.1).
У каждой таблицы задан первичный ключ (как правило, id), благодаря которому можно однозначно идентифицировать любую запись таблицы.
Рис. 1 – Схема базы данных.
На рис.2 приведена структура таблицы departments (кафедры). Назначение и смысл полей таблицы понятен из столбца «комментарии».
Рис. 2 – Структура таблицыDepartments
На рис. 3 приведен пример содержимого таблицы departments. Всего в таблице будет достаточно много строк.
Рис. 3 – Содержание таблицы departments
На рис.4 приведена структура таблицы form_type (формы обучения). Назначение и смысл полей таблицы понятен из столбца «комментарии».
Рис. 4 – Структура таблицы form_type
На рис. 5 приведен пример содержимого таблицы form_type.
Рис. 5 – Содержание таблицы form_type
На рис.6 приведена структура таблицы groups (группы). Назначение и смысл полей таблицы понятен из столбца «комментарии».
Рис. 6 – Структура таблицы groups
Headman – староста группы. Он выбирается и назначается в программе позже. Course – номер курса группы. Form – id формы обучения из таблицы form_type.
На рис. 7 приведен пример содержимого таблицы groups.
Рис. 7 – Содержание таблицы groups
На рис.8 приведена структура таблицы lesson_time (время занятий). Назначение и смысл полей таблицы понятен из столбца «комментарии».
Рис. 8 – Структура таблицы lesson_time
Headman – староста группы. Он выбирается и назначается в программе позже. Course – номер курса группы. Form – id формы обучения из таблицы form_type.
На рис. 9 приведено содержимое таблицы lesson_time.
Рис. 9 – Содержание таблицы lesson_time
На рис.10 приведена структура таблицы lesson_type (типы занятий). Назначение и смысл полей таблицы понятен из столбца «комментарии».
Рис. 10 – Структура таблицы lesson_type
Поле abbr будет удобно использовать при отображении расписания.
На рис. 11 приведено содержимое таблицы lesson_type.
Рис. 11 – Содержание таблицы lesson_type
На рис.12 приведена структура таблицы levels (уровни доступа). Назначение и смысл полей таблицы понятен из столбца «комментарии».
Рис. 12 – Структура таблицы levels
Данная таблица содержит описания различных видов пользователей. В зависимости от принадлежности к определенному виду пользователь будет иметь свой функционал в программе.
На рис. 13 приведено содержимое таблицы levels .
Рис. 13 – Содержание таблицы levels
На рис.14 приведена структура таблицы log (лог). Назначение и смысл полей таблицы понятен из столбца «комментарии».
Рис. 14 – Структура таблицы log
Данная таблица может использоваться для сохранения информации о действиях пользователей (например, вход-выход из программы, изменение информации).
На рис. 15 приведено содержимое таблицы log .
Рис. 15 – Содержание таблицы log
На рис.16 приведена структура таблицы marks (отметки). Назначение и смысл полей таблицы понятен из столбца «комментарии».
Рис. 16 – Структура таблицы marks
На рис. 17 приведено содержимое таблицы marks .
Рис. 17 – Содержание таблицы marks
На рис.18 приведена структура таблицы mark_type (типы отметок). Назначение и смысл полей таблицы понятен из столбца «комментарии».
Рис. 18 – Структура таблицы mark_type
На рис. 19 приведено содержимое таблицы mark_type .
Рис. 19 – Содержание таблицы mark_type
На рис.20 приведена структура таблицы parents (родители). Назначение и смысл полей таблицы понятен из столбца «комментарии».
Рис. 20 – Структура таблицы parents
User_id – id пользователя из таблицы users.
На рис. 21 приведено содержимое таблицы parents .
Рис. 21 – Содержание таблицы parents
На рис.22 приведена структура таблицы students (студенты). Назначение и смысл полей таблицы понятен из столбца «комментарии».
Рис. 22 – Структура таблицы students
User_id – id пользователя из таблицы users.
На рис. 23 приведен пример содержимого таблицы students .
Рис. 23 – Содержание таблицы students
На рис.24 приведена структура таблицы subjects (учебные предметы). Назначение и смысл полей таблицы понятен из столбца «комментарии».
Рис. 24 – Структура таблицы subjects
На рис. 25 приведен пример содержимого таблицы subjects.
Рис. 25 – Содержание таблицы subjects
На рис.26 приведена структура таблицы teachers (преподаватели). Назначение и смысл полей таблицы понятен из столбца «комментарии».
Рис. 26 – Структура таблицы teachers
Rank – ученое звание.
User_id – id пользователя из таблицы users.
На рис. 27 приведен пример содержимого таблицы teachers.
Рис. 27 – Содержание таблицы teachers
На рис.28 приведена структура таблицы timetables (расписание). Назначение и смысл полей таблицы понятен из столбца «комментарии».
Рис. 28 – Структура таблицы timetables
На рис. 29 приведен пример содержимого таблицы timetables.
Рис. 29 – Содержание таблицы timetables
На рис.30 приведена структура таблицы users (пользователи). Назначение и смысл полей таблицы понятен из столбца «комментарии».
Рис. 30 – Структура таблицы users
На рис. 31 приведен пример содержимого таблицы users.
Рис. 31 – Содержание таблицы users
