Заявка на расчет
Меню Услуги

Профессиональное выгорание в социальной работе. Методы повышения профессиональной стрессоустойчивости.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1. Понятие, специфика, этапы профессионального выгорания
1.2. Отечественные и зарубежные методики выявления профессионального выгорания
1.3. Причины и возможные проследствия профессионального выгорания социальных работников
2. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: ПУТИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
2.1. Анализ деятельности учреждения социального обслуживания ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Усть-Кутского района»
2.2. Исследование выраженности профессионального выгорания у социальных работников ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Усть-Кутского района»
2.3. Профилактика профессионального выгорания социальных работников: пути и методы профессиональной стрессоустойчивости
2.4. Программа по профилактике профессионального выгорания социальных работников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 

ВВЕДЕНИЕ

Специалисты социальной сферы в процессе выполнения своих трудовых функций находятся в постоянном общении с людьми. Работа в сфере «человек-человек» предполагает построение эффективной коммуникации с людьми разного возраста, социального положения, взглядов, конфессий. Широкий спектр применения коммуникативного инструментария специалистами социальной сферы в сочетании с большими нагрузками, возникновениями внештатных ситуаций, столкновением с социальным неблагополучием приводит к возникновению такого явления как «профессионально выгорание».

По данным социологического исследования, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) более 35 % опрошенных россиян считают причинами проблем со здоровьем стресс на рабочем месте[1].

Термин «профессиональное выгорание» был введен немецким ученым Х. Фрейденберг в 1974 году для характеристики здоровых людей, которые находились в интенсивном общении с людьми в эмоционально заряженной организационной атмосфере, были крайне разочарованы и обессилены.

Еще одним основателем данного синдрома является Кристина Маслач. Автор определила его как синдром физического и эмоционального выгорания, включающий в себя развитие отрицательной самооценки, негативного отношения на работе, потерю понимания и сочувствия к клиентам.

Отечественных ученых также интересовал этот вопрос. Б. Г. Ананьев в своих работах отмечал отрицательное явление «эмоциональное сгорание» у представителей профессий «человек-человек». Занимались изучением данного феномена Л. А. Китаев-Смык, В. А. Бодров и др.[2]

Таким образом, проблема профессионального выгорания специалистов социальной сферы актуальна.

Объектом нашего исследования будут специалисты социальной сферы (социальные работники).

Предметом — профессиональное выгорание социальных работников.

Цель исследования — изучить проблему профессионального выгорания в социальной работе, разработать программу профилактики профессионального выгорания социальных работников.

Задачи:

  1. Дать характеристику понятий «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание», определить их взаимосвязь.
  2. Проанализировать причины и возможные последствия профессионального выгорания у социальных работников.
  3. Провести исследование выраженности профессионального выгорания у социальных работников (на примере ОГКУСО «ЦПД Усть-Кутского района»).
  4. Разработать программу профилактики профессионального выгорания социальных работников.

В данной работе были применены следующие методы исследования: анализ теоретической базы (изучение литературы, изучение нормативно-правовых документов), включенное наблюдение, проведение эмпирического исследования.

Практическая значимость работы заключается в разработке программы по профилактике профессионального выгорания социальных работников, содержащей данные эмпирического исследования и основывающейся на опыте отечественных и зарубежных авторов. Данная программа может тиражироваться среди социозащитных учреждений области.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1.1. Понятие, специфика, этапы профессионального выгорания

Первоначально синдром выгорания означал состояние истощения с ощущением тщетности. Позже симптоматика этого синдрома была значительно расширена за счет психосоматической составляющей. Исследователи стали все больше связывать синдром с психосоматическим состоянием и предрасположенностью к болезни.

Всемирная ассамблея здравоохранения, которая является высшим руководящим органом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)[3], официально признала болезнью синдром эмоционального выгорания как «синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удается справиться». Данное понятие входит в Международную классификацию болезней одиннадцатого пересмотра (МКБ-11)[4].

Английский вариант понятия «burnout» имел среди отечественных ученых вариации перевода: «эмоциональное сгорание» (Т. В. Форманюк)[5], В. В. Бойко — «эмоциональное выгорание»[6], В. Д. Вид, Е. И. Лозинская пишут об эмоциональном перегорании[7]. Н. Е. Водопьянова использует термин «психическое выгорание» [8], а Т. Н. Ронгинская — «профессиональное выгорание»[9] и др.

Вместе с тем разность переводов и подходов к толкованию данного явления все же обозначала единую суть явления, отличаются же термины широтой взглядов. Понятие «профессиональное выгорание», на наш взгляд наиболее полно отражает содержание и специфику толкования, так как возникает и распространяется на сферу профессиональных отношений[10].

Выгорание — процесс, разделенный во времени, длительный, этапный. Циклы потери ресурсов (без возможности их эффективного восстановления) малозаметны, условны.

Тем не менее, именно они истощают личностные ресурсы и приводят к выгоранию, что в дальнейшем способствует снижению профессиональной эффективности, снижению самооценки.

Выделяют составляющие и стадии выгорания. Остановимся на двух основных моментах выгорания:

  1. Наличие симптомов дисфункции, которые в первую очередь определяют эмоциональную сферу и снижение профессиональной работоспособности.
  2. Выгорание может произойти только в контексте профессиональной деятельности и у людей без психопатологии.

Как и у любой другой патологии, синдром выгорания имеет свои специфические симптомы.

Зарубежные ученые К. Маслач и С. Джекобсон выделяет три основные характеристики этого синдрома:

  1. Эмоциональное истощение — что представляет собой усталость от своей трудовой деятельности, рода занятий, постоянное чувство истощения.
  2. Снижение личных достижений — человек начинает воспринимать себя как некомпетентного специалиста, теряется его работоспособность, значимость достижений перестает признаваться.
  3. Деперсонализация — личная оторванность от собственной работы и предметов[11].

Приведем характерные черты синдрома эмоционального выгорания (согласно модели К. Маслач и С. Джексон).

Деперсонализация подразумевает циничное отношение к работе и объектам своей работы. Отрицательное отношение, которое проявляется вначале, может быть латентным и привести к раздражению, которое с течением времени неотвратимо приводит к конфликту. Воспитание профессиональных достижений происходит от чувства некомпетентности в профессиональной сфере, от осознания собственной неудачи в ней.

Под психическим истощением мы понимаем состояние физического, эмоционального и психического истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

Таблица 1.1

Характерные черты синдрома эмоционального выгорания согласно
модели К. Маслач и С. Джексон

Эмоциональное

Истощение

Деперсонализация
(цинизм)
Редукция

профессиональных

достижений

Данным симптом подразумевает собой состояние эмоционального опустошения и усталости, причиной этого состояние является трудовая деятельность.

Для человека характерны частые головные боли, раздражительность, проблемы с аппетитом, постоянная тревога, раздражительность, недоверие, неуверенность в себе

человек начинает относиться к работе цинично, что приводит к конфликтам на рабочем месте человек ошибочно воспринимает себя некомпетентным в своей сфере деятельности, осознает собственные неудачи

В последние годы «выгорание» рассматривается учеными — В. Н. Козиевым, Л. Ф. Колесниковой — как «болезнь связи», являющаяся следствием психического истощения. Отсутствие позитивного настроения один из нескольких признаков выгорания[12].

Определим три ключевых характеристики данного синдрома, представив их в таблице 1.2.

 

 

Таблица 1.2

Ключевые характеристики синдрома эмоционального истощения

Повышенная активность Личное расстояние Чувство потери эффективности или снижение самооценки
Полное погружение человека в профессиональную деятельность, работу, ограничение внимания на другие сферы своей жизни – основная характеристика данного синдрома. Человек напряжен, истощен, ему требуется дополнительное время на восстановление сил, отдых. Восстановив силы, человек заново поглощается в профессиональную деятельность ограничение реакций на действия клиента (эмоциональное дистанцирование). Снижается мотивация к работе, выполнение трудовых функций происходит автоматически без эмоциональной привязки. Теряется интерес к клиенту, он оценивается специалистом как неодушевленный объект работы, задачи которого требуется решить человек перестает замечать и осознавать перспективы работы. Его уверенность в своих профессиональных качествах, своем профессионализме снижается. Утрачивается интерес человека к работе, мотивация снижается

Человек в этот период полностью погружается в работу, отказывается от несвязанных потребностей, забывает о собственных нуждах, тогда появляется первый признак истощения. Это определяется как ощущение высокого напряжения и истощения эмоциональных и физических ресурсов, ощущение усталости, которое не проходит после ночного сна.

После отдыха эти явления уменьшаются, но возобновляются, когда происходит возврат к прежней рабочей ситуации.

Когда профессионалы меняют сострадание непосредственно к пациенту (клиенту), они воспринимают его как эмоциональное дистанцирование, попытку справиться с эмоциональными стрессами на работе. В крайности, нет почти ничего, что возбуждало бы работу, почти ничего, что провоцировало бы эмоциональную реакцию — ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Интерес к клиенту теряется, что воспринимается как неодушевленный объект, простое присутствие которого иногда смущает. Человеком не осознаются какие-то перспективы в работе, он не получает удовольствия от работы, пропадает уверенность в своем профессионализме уверенность в профессиональных качествах[13].

Таким образом, выгорание представляет собой сочетание физической, эмоциональной и когнитивной усталости, причем основным фактором является эмоциональная усталость.

Разделим термины «профессиональное выгорание» и «эмоциональное выгорание». Эмоциональное выгорание рассматривается как состояние человека, для которого характерно эмоциональное истощение.

При этом эмоциональное выгорание связано не только с профессиональной деятельностью, а со многими сферами жизни человека в целом (семья, работа, увлечения). Профессиональное выгорание рассматривает данный феномен лишь в контексте профессиональных отношений.

В. В. Бойко рассматривает выгорание с позиций общего адаптационного синдрома Г. Селье. Они выделяют 3 стадии в развитии выгорания, каждая из которых может проявиться в четырех симптомах:

  1. Фаза напряжения. Данная фаза характеризуется нарастанием напряжения. Человек не удовлетворен собой, для него характерны чувства тревоги, безнадежности и депрессии.
  2. Фаза сопротивления. Рассмотрение этой фазы как самостоятельной является довольно условным. Как только человек осознает наличие тревожного напряжения, он пытается избежать эмоциональных факторов, ограничивая эмоциональные реакции: неадекватные селективные эмоциональные реакции, эмоциональная и моральная дезориентация, расширение сферы эмоциональной экономии, сокращение профессиональных задач.
  3. Фаза истощения. Она характеризуется снижением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональным дефицитом, эмоциональной оторванностью, личностной оторванностью (деперсонализацией), психосоматическими и вегетативными проявлениями.

Таким образом, профессиональное выгорание — синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удается справиться, данное определение было предложено Всемирной ассамблеей здравоохранения.

Синдром выгорания имеет специфические черты: эмоциональное истощение, что представляет собой усталость от своей трудовой деятельности, рода занятий, постоянное чувство истощения; снижение личных достижений — человек начинает воспринимать себя как некомпетентного специалиста, теряется его работоспособность, значимость достижений перестает признаваться; деперсонализация — личная оторванность от собственной работы и предметов.

Профессиональное выгорание как процесс происходит поэтапно, выделяют следующие стадии выгорания: напряжение, сопротивление, истощение.

Сопоставляя понятия «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание», выделим главную отличительную черту — широту значения: профессиональное выгорание рассматривается как часть эмоционального выгорания, которое, помимо трудовых отношений затрагивает другие сферы человеческой жизни.

1.2. Отечественные и зарубежные методики выявления профессионального выгорания

Особенность деяельности специалистов социальной сферы заключается в поддержке людей, находящейся в сложной жизненной ситуации. Профессиональное выгорание создает трудности и проблемы в процессе труда, снижая эффективность работников, провоцируя избегание контактов с людьми. В целях недопущения и профилактики этих явлений специалистами используются различные методики.

Различают следующие инструменты и модели измерения синдрома выгорания: процессуально-динамические, интегрированные, структурно-результативные.

Исследование субъективных переживаний и внешних форм поведения характерно для структурно-результативной модели.

Рассмотрим зарубежные методики выявления профессионального выгорания в разрезе данной модели.

Методика MBI (Maslach Burnout Inventory) была разработана в 1986 году. Авторы методики — К. Маслач и С. Джексон. Впоследствии данный опросник был адаптирован Н. Е. Водопьяновой[14].

Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений трех шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений».

Рассмотрим шкалы более подробно. «Эмоциональное истощение» проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, эмоциональной лабильности, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью.

«Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях — в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.

«Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности социального работника собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.

Ответы оцениваются по семибалльной шкале измерений и варьируют от «никогда» (0 баллов) до «всегда» (6 баллов). О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие — по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений).

Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Методика ВМ («Измерение выгорания» — «burnout measure»). Данная методика была разработана в 1988 году. Авторы методики Пинес и Аронсон (Pines, Aronson)[15].

Авторы представляют синдром выгорания как состояние физического и психического истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально нагруженных ситуациях.

Опросник ВМ изначально позиционировался как одномерный, в нем различают три вида истощения. В исследованиях (Enzmann, 1989, 1998) проверялись структура и валидность опросника ВМ на голландской выборке. Результаты проверки показали, что вместо предполагаемых измерений физического, эмоционального и психического истощения факторами выступают деморализация, истощение и потеря мотивации.

Авторы пришли к выводу о том, что ВМ охватывает лишь определенный аспект выгорания и скорее измеряет общее самочувствие.

Рассмотрим структуру методики более подробно:

  1. Деморализация — 10 утверждений.
  2. Истощение — 6 утверждений.
  3. Потеря мотивации — 5 утверждений.

В противоположность MBI авторы ВМ не ограничивают возможность проявления выгорания только в строго определенном кругу профессий. ВМ содержит 21 утверждение. Ответы варьируются от «никогда» (1 балл) до «всегда» (7 баллов).

Процессуально-динамические модели выгорание рассматривается как динамический процесс, «фазовый», развивающийся во времени. Фазная концепция М. Буриша описывает стадии процесса выгорания.

Интегрированная модель объединяет предыдущие, ее представителем является А. А. Рукавишников.

Рассмотрим отечественные методики выявления профессионального выгорания.

Самой распространенной и применяемой является методика диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко, предназначенная для диагностики синдрома профессионального выгорания.

В этой методике автор предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания в несколько этапов. Каждая стадия характеризуется различными симптомами.

Методика содержит 84 утверждения, на которые респонденты дают положительный «да» или отрицательный «нет» ответ.

Выгорание — относительно стабильное состояние, симптомами которого являются снижение мотивации на работе, рост конфликтности и неудовлетворенности на работе, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т. д.

Подобно тому, как реакция на стрессовые ситуации у каждого человека своя, будучи индивидуальной реакцией, симптомы синдрома выгорания являются строго индивидуальными и не все проявляются одновременно, являясь индивидуальными вариациями.

Развитие синдрома зависит от сочетания профессиональных, организационных и личных стрессовых факторов. В зависимости от одной части процесса динамика развития синдрома будет различной.

Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (авторы — К. К. Яхин, Д. М. Менделевич). Этот опросник предназначен для диагностики уровня выраженности невротических симптомов, к которым авторы относят тревожность, склонность к депрессии, астенические состояния и истеричность, а также фобии, навязчивые состояния и некоторые соматические нарушения. Опросник включает 68 вопросов[16].

Испытуемый оценивает свое состояние, отвечая на каждый вопрос по пятибалльной шкале. Варианты ответов: 5 баллов — никогда не было, 4 балла — редко, 3 балла — иногда, 2 балла — часто, 1 балл — постоянно или всегда.

Результаты методики обрабатываются по ключам, в которых представлены коэффициенты ответов по шести шкалам: тревога; невротическая депрессия; астения; истерический тип реагирования; обсессивно-фобические нарушения; вегетативные нарушения.

Методика диагностики степени готовности к риску А. М. Шуберта. Методика позволяет оценить особенности поведенческих реакций человека в ситуациях, сопряженных с неопределенностью, опасностью для жизни, требующих нарушения установленных норм, правил.

Рекомендуется при подборе лиц, пригодных для работы в условиях, связанных с риском (работа с алкоголизированными семьями, людьми с психическими заболеваниями, наркоманами).

Тест состоит из двадцати пяти вопросов, на каждый из которых предлагается дать один из пяти предлагаемых вариантов ответов: от полного согласия до уверенного «нет».

Результат анкетирования определяется согласно набранным баллам, на основании которых выносится заключение о склонности человека к рисковому поведению. Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Общее время обследования — около семи минут.

Методика определения психического выгорания А. А. Рукавишникова.

  • Респондентам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Опросник состоит из 72 вопросов и включает четыре варианта ответа (обычно, часто, редко, никогда).

Рассматриваются характеристики шкал: психо-эмоциональное истощение, личностное отдаление, профессиональная мотивация.

Психо-эмоциональное истощение — процесс утраты эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим, с признаками депрессии и раздражительности.

Личностное отдаление — специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

Профессиональная мотивация — уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность по отношению к работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

Таким образом, подходы к выявлению синдрома профессионального выгорания различны. Некоторые из них со временем дополняются и адаптируются.

Нами приведены наиболее часто используемые методики как зарубежных, так и отечественных авторов.

Зарубежные методики: методика MBI (Maslach Burnout Inventory) авторы — К. Маслач и С. Джексон, впоследствии методика была адаптирована Н. Е. Водопьяновой); Методика ВМ («Измерение выгорания» — «burnout measure»), авторы — Пинес и Аронсон.

Отечественные методики: методика диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко, клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич), методика диагностики степени готовности к риску А. М. Шуберта, методика определения психического выгорания А. А. Рукавишникова.

Нами в процессе исследования степени выраженности профессионального выгорания среди социальных работников были использованы две методики: методика диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко, опросник «Профессиональное выгорание» К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н. Е. Водопьяновой. Проведение исследования и его анализ рассмотрены во второй главе работы.

1.3. Причины и возможные проследствия профессионального выгорания социальных работников

Причины возникновения профессионального выгорания сотрудников анализировалась на срезе данных исследований разных стран. В сравнительной характеристике полученных результатов, мы наблюдаем следующую картину.

Наиболее частыми причинами профессионального выгорания респонденты называли: потерю мотивации к работе (Испания), излишнюю эмоциональную нагрузка (Италия), большое напряжение (Япония), отсутствие интереса, потерю интереса к работе (Индия).

Интересны способы решения проблем руководителями организаций – организация встреч сотрудников за бокалом вина (Испания), создание спокойной благоприятной рабочей атмосферы (Италия), улучшение условий труда, создание комнат для снятия стресса, комнат для отдыха (Япония), сокращение рабочего дня (Индия)[17].

Факторы, влияющие на профессиональное выгорание человека, были исследованы В. В. Бойко. Автор утверждал, что данные факторы находятся между собой в непосредственной взаимосвязи и классифицировал факторы профессионального выгорания на две группы:

Группа организационных (внешних) факторов, которая состоит из условий материальной среды, содержания работы и социальнопсихологических условий деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания (условия работы, рабочий график, организационная культура, сложность работы и др.).

Работа может быть тяжелой по содержанию, но мало организованной, которая не цениться надлежащим образом, а характер руководства может не отвечать содержанию работы и т. п. Распространению синдрома также содействует неопределенность функций, которые предъявляются общественному работнику.

Рассмотрим их более подробно.

Во-первых, хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: непосредственно связана с активной формой общения.

Во-вторых, дестабилизирующая организация деятельности: неструктурированное выполнение профессиональных обязанностей, недостаток необходимого оборудования, несоответствие предъявляемых требований клиента реальным возможностям специалиста.

В-третьих, повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: профессиональная деятельность педагогов, медиков, юристов и других представителей массовых профессий строится в режиме повышенного внешнего и внутреннего контроля.

В-четвертых, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: конфликтность по вертикали, в системе «руководитель — подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега — коллега».

В-пятых, психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития.

Выделим группу внутренних факторов, обуславливающих профессиональное выгорание — это личностные особенности человека (особенности характера, темперамента, ценности человекаи др.).

Во-первых, склонность к эмоциональной ригидности: эмоциональная сдержанность как средство психологической защиты. Наиболее часто длительная задержка эмоций (регидность) возникает на основе неприятных переживаниях — чувстве вины, обиды, злобы, мести.

Во-вторых, интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: возникновение данного психологического явления характерно для людей с повышенным чувством ответственности за выполнение профессиональных обязанностей.

В-третьих, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности состоит из двух аспектов: нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать.

Феномен профессионализма рассматривается авторами как процесс развития личности, так как развитие личности в профессии — это одно из средств ее целостного развития.

А. Р. Фонарев выделил этапы развития профессионализма. На высшем этапе профессионал начинает выходить за рамки своей профессии, в стандартной профессиональной задаче находит новые грани и решать ее творческим, своеобразным способом.

Автор рассматривает возможность выхода за пределы профессии как обогащение профессиональной деятельностьи и создание условий для ее непрерывного совершенствования и развития.

Как мы отмечали «сгорают», обычно, не изначально безучастные и равнодушные к собственной работе, и не те, кто в профессиональной деятельности осуществят модус общественных достижений либо обладания, а, напротив, профессионалы, для которых деятельность исконно существенна, осознанно выбрана, предусматривает известное экспансивное отношение, ориентацию на прочих людей, то есть осуществляющие модус служения. Увлекающийся, сочувствующий, сориентированный на иных, при недостаточной связи с действительностью, неумении оценивать критически неблагоприятные факторы, небольшой устойчивости к стрессорам может стать носителем синдрома «эмоционального выгорания», который быстро прогрессирует[18].

Но имеется и противоположное мнение. В соответствии с Б. Махер, «низкая степень эмпатии» и «авторитаризм» в сочетании с фанатичной верностью делу и реакцией на стресс, апатией и агрессивностью при нереальности добиться в короткий срок желаемых итогов может инициировать появление симптомов синдрома «эмоционального выгорания».

Э. Э. Сыманюк и Э. Ф. Зеер подробно описали кризисы профессионального личностного становления, которые они разделили на нормативные (которые нередко встречаются при переходе от одной ступени профессионализации к иной) и ненормативные (которые вызваны психотравмирующими факторами, неблагоприятными либо случайными обстоятельствами).

Обозначим группу причин, которые повышают риск возникновнеия профессионального выгорания.

  1. Однообразие и рутинность в работе.
  2. Конфликты на работе, как следствие возникновение постоянного эмоционального стресса.
  3. Строгая регламентация рабочего времени, в особенности при нереальном времени ее выполнения.
  4. Вклад в работу больших ресурсов личности при положительной оценки и недостаточности признания.
  5. Конфликты и напряженность в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм.
  6. Работа с «немотивированными» клиентами, которые постоянно сопротивляются усилиям консультанта помочь им, и несущественные, тяжело ощутимые итоги подобной работы.
  7. Нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются инновации и экспериментирование.
  8. Работа без возможности профессионального усовершенствования и дальнейшего обучения.
  9. Неразрешенные личностные конфликты специалиста.

Выделим симптомы профессионального выгорания.

  1. Физические: усталость, физическое утомление, истощение, недостаточный сон, бессонница, затрудненное дыхание, тошнота, головокружение, дрожание (тремор), артериальная гипертония, болезни сердца, аритмии и т. д. Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости), снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды, частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
  2. Эмоциональные: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, ощущение беспомощности и безнадежности, раздражительность, агрессивность, тревожность, неспособность сосредоточиться, потеря идеалов и надежд или профессиональных перспектив, желание побыть в одиночестве после работы, любые мелочи буквально выводят из себя. Постоянное чувство усталости, падение мотивации, моральное и физическое истощение.
  3. Поведенческие: во время рабочего дня появляется желание прерваться и отдохнуть, нарастает безразличие к еде, а так же злоупотребление алкоголем, табаком, успокоительными средствами и антидепрессантами.
  4. Интеллектуальное состояние: уменьшение интересов к нововведениям в работе, увеличение скуки, тоски, апатии, формальное выполнение работы.
  5. Социальные: отсутствие энергии для социальной активности, уменьшение интереса к досугу, ограничение контактов, ощущение изоляции, недостатка поддержки со стороны семьи, детей, коллег и т. д.

Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационноустановочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья человека, его работоспособности и продуктивности трудовой деятельности.

  1. Затрагиваются личные отношения (от недопонимания, ссор и возникновения кризисав семье).
  2. Ухудшаются отношения с коллегами.
  3. Снижается эффективность работы, возникает недовольство со стороны руководства и клиентов.
  4. Возможны применения дисциплинарных мер – объявления взыскания, лишения премии или увольнения.
  5. Ухудшается состояние здоровья, которое может повлечь развитие хронических заболеваний.

Профессионал с «синдромом эмоционального выгорания» неотвратимо теряет собственный авторитет, как у коллег, так и клиентов. Авторитет связан, преимущественно, с личным обаянием и профессионализмом. Когда он из-за негативного отношения и равнодушия к своей работе не в состоянии внимательно, вдумчиво выслушать клиента, проявляет раздражительность и агрессивность — он теряет доверие к себе в качестве профессионала и уважение своих коллег и клиентов.

Таким образом, к факторам, оказывающим влияние на профессиональное выгорание относят организационные (внешние) — это условия работы, рабочий график, организационная культура, сложность работы и др., другим, не менее важным фактором являеюся внутренние факторы — личностные особенности человека (особенности характера, темперамента, ценности человекаи др.). Большое значение влияния этих факторов играет модус направленности человека.

Подведем итог, выгорание (эмоциональное выгорание) свойственно всем профессиям, при этом оно может быть не связано исключительно с трудовой деятельностью, а с любой сферой человеческой жизнедеятельности. Профессиональное выгорание связано с выполнением профессиональной деятельности непосредственно.

Выделяют три элемента выгорания: психоэмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию. Можно отметить две группы факторов, которые влияют на развитие и возникновение выгорания.

К группе внешних факторов относятся условия материальной среды, содержание труда и социально-психологические условия деятельности. Доминирующую роль в развитии синдрома выгорания играют: дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование работы, отсутствие оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация); повышенная ответственность за выполняемые функции и результаты работы; неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; сложная психологическая среда для специалиста.

К внутренним факторам, вызывающим эмоциональное истощение, относятся: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (это психологическое явление встречается у лиц с повышенной ответственностью за поставленную задачу); низкая мотивация к эмоциональному возвращению в профессиональную деятельность; моральные пороки и дезориентация личности.

Нами рассмотрены отечественные и зарубежные методики диагности профессионального выгорания. Зарубежные методики: методика MBI (Maslach Burnout Inventory) авторы — К. Маслач и С. Джексон, впоследствии методика была адаптирована Н. Е. Водопьяновой); Методика ВМ («Измерение выгорания» — «burnout measure») авторы — Пинес и Аронсон.

Отечественные методики: методика диагностики эмоционального вы-горания В. В. Бойко, клинический опросник для выявления и оценки невро-тических состояний (авторы — К. К. Яхин, Д. М. Менделевич), методика ди-агностики степени готовности к риску А. М. Шуберта, методика определения психического выгорания А. А. Рукавишникова.

Профилактика профессионального выгорания сотрудников социальной службы рассмотрена во второй главе выпускной квалификационной работы.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф