Оглавление
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в коллективных играх
1.1. Специфика агрессивного поведения детей дошкольного возраста
1.2. Игровая деятельность как средство профилактики агрессивного поведения старших дошкольников
1.3. Методика проведения коллективных игр с детьми старшего дошкольного возраста
глава 2. Экспериментальное исследование профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в коллективных играх
2.1 Организация и методы исследования. Констатирующий этап
2.2. Описание хода работы по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в коллективных играх
2.3. Оценка эффективности проведенной работы. Контрольный этап
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. Период дошкольного детства является достаточно сложным ввиду необходимости подготовки перехода к новому этапу обучения и новым типам отношений. Меняются требования к поведению и деятельности детей, устанавливаются четкие нормы и правила. Возрастной кризис определяет характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и обусловливает дальнейший личностный рост ребенка.
Поведение ребенка регулируется как внешними установками, так и внутренними потребностями дошкольников, личными мотивами и т.д. Между тем, в данном возрасте мотивационно-ценностная сфера детей еще развита недостаточно. Кроме того, они не обладают сложившейся системой саморегуляции поведения и действий.
Указанные аспекты обусловливают повышенную стрессогенность, что, в свою очередь, сказывается на увеличении уровня тревожности, агрессивности, проявлений асоциального, отклоняющегося поведения.
Повышение уровня агрессивности старших дошкольников представляет актуальную и серьезную проблему – ввиду увеличения числа детей, имеющих данные отклонения. При этом адаптационные способности, самооценка и уровень саморегуляции агрессивных детей значительно снижена. Что не позволяет реализовать эффективные модели защиты.
Исследования таких ученых, как А.А. Аладьин, С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, и др. подтверждают, что среди старших дошкольников агрессивное поведение занимает одно из ведущих мест во всех случаях психологических девиаций. При этом значительное внимание педагогов и психологов современности (Антонова Т. В., Захарова И.Ю. Лепешев Д.В., Менджрицкая Д.В., Собирова К.А. и др.) уделяют повышенное внимание вопросам развития личности ребенка в игре. Между тем, методические особенности проведения игротерапии в коррекции агрессивного поведения старших дошкольников раскрыты в научной литературе недостаточно.
Коллективные игры позволяют в наилучшем виде раскрыться личности ребенка, способствуют самоутверждению, развивают настойчивость, стремление к успеху, умение взаимодействовать в команде и др. Воспитываясь и обучаясь в своей естественной деятельностной среде, ребенок эффективнее впитывает все воспитательные и образовательные воздействия. При этом, устанавливая в процессе игры со сверстниками позитивные межличностные отношения, дошкольники повышают свою самооценку, учатся эффективно сотрудничать, развивают эмоциональную сферу. Все эти моменты, при спланированной целенаправленной помощи и создании доброжелательной психологической атмосферы, могут способствовать снижению агрессии детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является агрессивное поведение у старших дошкольников.
Предмет исследования: возможности использования коллективных играх для коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить содержание профилактической работы по снижению агрессии у детей старшего дошкольного возраста посредством коллективных игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Сформулировать понятие агрессии, агрессивного поведения;
3. Раскрыть особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Охарактеризовать возможности коллективной игры как технологии реализации профилактической работы по снижению агрессии детей старшего дошкольного возраста.
6. Подобрать методики и провести диагностику уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
7. Разработать методические рекомендации по использованию коллективных игр в профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
8. Оценить эффективность разработанных рекомендаций, проведя их апробацию.
Гипотеза исследования: снижение агрессии у детей старшего дошкольного возраста может протекать успешнее, если использовать коллективные игры в составе комплексного личностно ориентированного подхода.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы, классификация, сравнение, обобщение.
2. Эмпирические: тестирование, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
3. Математические: статистическая обработка результатов исследования.
Структура работы отражает логику и содержание исследования и включает: введение, 2 главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы и Приложения.
Исследование проводилось на базе МБДОУ Д/С №3 «Кузнечик» г. Тулы.
В эксперименте участвовали 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 человек -экспериментальная группа «Солнышко» и 20 детей – контрольная группа «Родничок».
Этапы исследования:
— первый этап (с – по —) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы, разработке исходных позиций исследования: цель, гипотеза, методические рекомендации опытно-экспериментальной работы;
— второй этап — опытно-экспериментальный (с – по —).
— третий этап (с – по —) — заключительно-обобщающий, подразумевал обработку и систематизацию материала, обобщение и оформление результатов исследования, внедрение методических рекомендаций в практику коррекционной деятельности учебного учреждения.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и результаты исследования докладывались на педагогическом совете, семинарах, заседаниях кафедры института.
Теоретическая значимость исследования состоит в описании основных педагогических аспектов использования игровых технологий и их влияния на поведение и эмоциональный фон старших дошкольников.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов в практике психологов и педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, а также – при подготовке семинаров, лекций, курсов повышения квалификации психолого-педагогических работников.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в коллективных играх
1.1. Специфика агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Психика и поведение людей, особенно в уязвимые периоды возрастных кризисов, особенно уязвима к разного рода дестабилизирующим воздействиям социального окружения и условий жизни и воспитания. В связи с чем, современная социально-экономическая, культурно-политическая ситуация, обладающая динамичностью и неопределенностью изменений, критическими явлениями и повышенным уровнем стресса и напряжения в обществе, сказывается на формировании поведенческих реакций не только взрослого населения, но и в первую очередь, детей, не обладающих достаточно сформированными механизмами внутренней защиты [1; 13; 15; 21]. Экономическая и психологическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне, утрата нравственных, этических, моральных ориентиров в обществе приводит к формированию агрессивных, асоциальных проявлений – как механизма внутренней защиты от стресса, реальных и воображаемых угроз благополучию индивида [9; 16]. Кроме того, современные дети наблюдают картины насилия и агрессии в ближнем окружении, с экранов телевизоров и в сети интернет, что способствует выработке определенных образцов поведения, воспринимаемых ребенком как своего рода социальная норма.
В этой связи возникает необходимость более детального рассмотрения сущности и механизмов формирования агрессии как временного или постоянного свойства детской психики, а также – изучения особенностей ее развития на ранних этапах развития личности ребенка.
Согласно утверждениям Е.П. Ильина, В. А. Сластенина А.А. Реана и других ученых формирование основных образований психики, проявления темперамента и характера происходит в период дошкольного детства и обучения в начальной школе – примерно до 10 лет [1; 20; 31]. При этом отдельные проявления агрессии у ребенка могут быть ситуативной реакцией на определенные действия или условия среды, вызывающие у него особое беспокойство или тревогу. Оставленные без внимания взрослых, такие проявления могут перерасти в стойкое личностное образование, именуемое современными специалистами «личностной агрессивностью» [7, с. 45]. Следует отметить, что подходы к определению сущности, структуры и механизмов формирования агрессии и агрессивности у разных ученых не однозначны.
Агрессия нередко ассоциируется в сознании людей с активным нападением, намеренным причинением вреда кому-либо. Между тем, в науке существуют неоднозначные и даже диаметрально противоположные позиции в отношении описания данного феномена.
Е.В. Змановская относит к агрессии любую форму реального или воображаемого действия, направленного на подчинение себе других, стремление доминирования над окружающими [18, с.67].
Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и ряд других исследователей рассматривают агрессивность личности с позиций формы поведения, формирующейся на основе дефицита позитивного межличностного общения и социализации в детском возрасте [41].
А. Бандура рассматривает агрессивное поведение как «результат научения в ходе наблюдения за агрессивным поведением окружающих людей» [Бандура, с.27].
Иного мнения придерживается К. Лоренц, отмечая, что агрессия – это генетически, биологически детерминированная форма социального поведения, имеющая в своей основе адаптационные, приспособительные и защитные механизмы [24]. Подобные взгляды разделяют также: К.Бютнер, А.А. Реан, и ряд других авторов [31].
При этом А.А. Реан определяет агрессивность как «готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом» [31, с.223].
Современные ученые акцентируют на необходимости разграничения понятий агрессии (как определенного направленного действия) и агрессивности (как свойства психики и характера, проявляющегося в разных социальных условиях) [22]. Так Е. П. Ильин относит к агрессии любые формы поведения, содержащие в себе признаки и намерения причинения вреда окружающим [20]. Тогда как агрессивностью Е.П. Ильин называет «свойство личности, отражающее склонность к агрессивному реагированию, которое возникает во время конфликтной, либо просто незнакомой ситуации» [20].
Между тем, В. Клайн указывает, что агрессивность может выступать своего рода защитой, свойством помогающим вовремя реагировать на угрозы окружающего мира, сохранять настороженность и активную жизненную позицию, помогающую человеку отстаивать собственные границы, нормы, принципы и убеждения. К проявлениям подобной «позитивной агрессии» автор относит такие качества личности, как: инициативность, настойчивость, упорство в достижении цели, способность привлекать к себе внимание окружающих, вести за собой [21]. Другими словами, агрессивность является неотъемлемой чертой лидера, помогающей ему занять главенствующие позиции в группе, коллективе, обществе.
Э. Фромм также указывает на наличие конструктивных форм агрессии, которая помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, с самоутвердиться в коллективе, приспособиться к той или иной роли и ситуации [40]. В данном случае агрессивность ассоциируется с адаптивностью как свойством личности эффективно функционировать в изменившихся социальных условиях.
К. К. Платонов описывает агрессивность как «стремление к насильственным действиям в межличностных отношениях, могущее проявляться как ситуативный кратковременный психический процесс или состояние» [30, с. 10]. Другими исследователями данная характеристика понимается как психическое свойство, проявляющееся в «готовности к использованию насильственных средств для реализации своих целей и предпочтении таких средств» [16, с. 2].
При этом большинство авторов отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.
На сегодняшний день в научной литературе описаны два основных типа агрессивных реакций: целевая и инструментальная агрессия. Так, если целевая агрессия представляет собой заранее спланированный, целенаправленный акт причинения вреда другому существу, то инструментальная агрессия выступает лишь средством достижения желаемого результата, которого индивид хочет добиться любой ценой [15, с. 333]. Инструментальная агрессия может являться ситуативной, возникающей как ответ на стрессовые ситуации и эмоционально-психологический дискомфорт, оскорбления и обиды, несправедливое отношение окружающих, отказ удовлетворить желание или просьбу. У детей дошкольного возраста такое поведение встречается достаточно часто и характеризует попытки ребенка самоутвердиться и обозначить свои принципы и границы.
Указанные направления исследований сущности и содержания причин возникновения и особенностей проявления агрессии легли в основу формирования ведущих концепций, среди которых выделяются:
— фрустрационная теория агрессии, в основе которой лежит рассмотрение агрессии как способа фрустрации нереализованных базовых потребностей в безопасности и эмоциональном комфорте;
— инстинктивистская теория агрессии, рассматривающая агрессию ка генетически и биологически обусловленную форму поведения, ответную реакцию на происходящее вокруг;
— теория социального научения, в рамках которых агрессия человека понимается как усвоенный поведенческий стереотип, перенятый индивидом в процессе взросления от окружающих его людей или иных источников информации;
— теория переноса возбуждения, подразумевающая под агрессией способ снятия нервного напряжения и эмоциональной разрядки;
— когнитивная теория агрессии, основанная на понимании осознанных механизмов агрессивного поведения ка способа самоутверждения и самореализации личности в обществе [12].
Между тем, существует целый ряд исследований, соединяющих в себе разные взгляды и теории, либо демонстрирующих свое понимание данного феномена. Подобное многообразие позиций обусловило и различия в понимании причин и механизмов возникновения и проявления агрессии и агрессивности ребенка дошкольного возраста.
Наиболее часто агрессия в дошкольном возрасте формируется по причинам:
— недостатка внимания со стороны родителей и значимых взрослых;
— резкой смены социальных условий (переезд, смена детского садика, развод родителе и т.д.);
— увлечения ребенка компьютерными играми и гаджетами, нарушения режима дня и питания;
— диктаторского, авторитарного, жестокого отношения, частых наказаний со стороны родителей;
— социально-экономической нестабильности в семье;
— страхов и тревоги;
— попытки проявления самостоятельности и независимости;
— высокого эмоционального напряжения, перевозбуждения и др. [36].
Помимо внешних, социальных условий формирования агрессивности, исследователи выделяют и определенные свойства психики и характера, личностные качества и особенности, являющиеся потенциальными факторами риска в развитии агрессивности ребенка. К ним относятся:
— сниженный уровень когнитивного, интеллектуального и коммуникативного развития;
— недостаток саморегуляции;
— неразвитость игровой деятельности;
— низкая самооценка;
— отсутствие эмпатии;
— недостаточно сформированные компоненты эмоционального интеллекта и др. [32].
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Он видит в окружающем мире и людям скопление опасностей и угроз, негатива и сложностей. По этой причине он старается защититься, обезопасить себя, отстоять свои границы и право на самостоятельность.
Понимание причин возникновения агрессии у данного конкретного ребенка является необходимым условием организации эффективных мер профилактики и коррекции поведенческих реакций и психических свойств личности дошкольника [22, с. 56].
Агрессивность дошкольника может выражаться в разных формах:
— настороженное отношение к окружающим, избегание социального взаимодействие;
— использование физических способов причинения вреда другому;
— вербальная и психологическая агрессия – унижение, оскорбление другого человека, угрозы шантаж и т.д.;
— раздражительность и вспыльчивость в ответ даже на нейтральные действия и слова со стороны окружающих;
— негативизм, намеренное и демонстративное отрицание предписываемых норм и правил социального поведения и др. [26].
Кроме того, агрессия может быть явной (выраженной в конкретных прямых действиях в отношении другого лица) и скрытой (отрицание, избегание, игнорирование других людей, деятельности, правил поведения). Также она может принимать форму косвенной агрессии (распространение сплетен и дезинформации, крики в толпе, провокации и др.).
При этом О. В. Хухлаева на основе наблюдения за поведением дошкольников, приводит собственную классификацию агрессивности:
1. Защитная форма агрессивности, проявляющаяся в осознанном и неосознанном стремлении защитить себя от угроз окружающего мира;
2. Деструктивная форма агрессии, основанная на неспособности к принятию самостоятельных решений и осуществлению решительных действий о достижению поставленных целей;
3. Демонстративная форма агрессии, выраженная в стремлении обратить на себя внимание посредством демонстрации ненормативного поведения [44].
Таким образом, агрессивность представляет собой многоаспектное и разнообразное по проявлениям и причинам возникновения свойство психики, общим свойством которого является осуществление действий, тем или иным образом противоречащих нормам безопасного сосуществования людей в обществе. При этом в дошкольном возрасте агрессивность может быть закономерным и естественным явлением, сопровождающим процесс взросления, развития самости, самостоятельности, субъектности личности. Между тем, интенсивность и частота проявления агрессивности, а также – особенности реагирования на них со стороны взрослых обусловливают переход данных проявлений в конструктивные качества лидера и субъекта собственной деятельности и саморазвития либо в деструктивное свойство личности, толкающее человека к совершению негативных действий по отношению к окружающим.
С.М. Валявко, обобщая подходы к классификации и описанию агрессивных поведенческих реакций дошкольника выделяет следующие группы факторов, обусловливающих формирование данного качества:
1. Биологические причины:
— генетическая обусловленность;
— чрезмерная возбудимость нервной системы;
— аффективные стимулы.
2. Социальные причины:
— асоциальный тип семейных отношений;
— настороженное отношение к миру, реальные и воображаемые угрозы со стороны общества и людей;
— деструктивные типы семейного воспитания;
— позиция «изгоя», «отвергаемого» в группе сверстников;
— имитация, подражание агрессивному поведению других;
3. Психологические причины:
— нарушение исполнительного функционирования, синдром дефицита внимания и гиперактивность;
— сниженный уровень когнитивных способностей;
— потребность в психологической разрядке;
— реакция на фрустрацию, на адаптивный стресс;
— потребность в самоутверждении;
— положительное подкрепление (удовольствие от результата, достижение целей путем агрессии);
— отрицательное подкрепление (снижение эмоционального напряжения);
— удовлетворение эгоистических потребностей (подчинение других, контроль над ситуацией) [12].
Таким образом, проблема агрессивного поведения в специальной психологии на сегодняшний день остается малоизученной. При этом однозначно можно утверждать, что агрессивность дошкольников определенным образом возрастает, заставляя ученых искать причины и способы коррекции данного качества. Согласно положений возрастной периодизации (Эльконин, Эриксон, Давыдов, Ананьев), дошкольный возраст оказывается сенситивным к восприятию и копированию способов поведения других. В связи с чем, воспитатель должен стать для детей примером правильного, безопасного поведения.
По мере социализации, ребенок учится замещать физические формы агрессивности вербальными. Между тем, их неприятие со стороны общества побуждает нормально развивающегося ребенка искать альтернативные формы взаимодействия, формируя более мягкие формы проявления агрессивности, без прямого нападения на объект.
Нередко агрессивность обусловлена затруднениями в коммуникативной деятельности и дискомфортом, возникающим у детей в процессе межличностного взаимодействия. В связи с чем, возникает необходимость поиска эффективных способов снижения эмоционального напряжения и дискомфорта и формирования конструктивных отношений дошкольника с окружающими. На основании того, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, можно предположить что наиболее эффективными способами предупреждения и коррекции являются игровые методики, позволяющие детям в игровой форме выработать и закрепить навыки конструктивного взаимодействия.
1.2. Игровая деятельность как средство профилактики агрессивного поведения старших дошкольников
Анализ литературы, посвященной особенностям проявления агрессивности в старшем дошкольном возрасте показывает, что подобный стиль поведения может быть проявлен как в негативной форме (раздражительность, непослушание, неуправляемость, частые капризы, конфликты, негативизм и др.), так с точки зрения позитивного самовыражения (стремление к лидерству, соревновательным видам деятельности, конкуренции, дискуссии). При этом ребенок, переходя от одних форм социального взаимодействия к другим, имитирует действия взрослых, «примеряет» на себя разные роли, оценивает уровень комфорта при нахождении в той или иной ролевой позиции. Наиболее естественной и комфортной формой экспериментирования с поведением и ценностными установками выступает игровая деятельность, которая является ведущей в период дошкольного детства. Играя со сверстниками, ребенок учится разным способам коммуникации, осознает, какие типы общения приносят ему комфорт и удовлетворение, а какие – повышают уровень тревоги и заставляют искать выход из напряженных, конфликтных состояний и ситуаций. Другими словами, в игре дошкольник постигает мир, его отношения и закономерности, а также – познает и трансформирует самого себя, формирует и изменяет собственные цели, ценностные ориентиры, установки.
Наблюдая за деятельностью детей, ученые установили, что в игре во много раз снижается нервное и эмоциональное напряжение, преодолеваются конфликты, снижается страх негативной оценки или совершения ошибки. Именно поэтому на сегодняшний день все большее число исследований посвящается роли игровой деятельности в гармонизации характера и межличностных отношений дошкольников. При этом исследуются социальные, личностные, педагогические условия формирования агрессивных и неагрессивных форм поведения.
Результаты целого ряда социологических исследований показывают, что использование игровых технологий в воспитании дошкольников помогает существенно снизить риск искажений эмоционального реагирования у детей, препятствует формированию стереотипов поведения, приводящих к агрессивным проявлениям. Кроме того, в игре формируются навыки позитивного межличностного взаимодействия со сверстниками, которые впоследствии переносятся в условия реальных жизненных отношений.
Основными задачами профилактической работы, направленной на снижение у старших дошкольников проявлений агрессивного поведения, является:
— гармонизация отношений ребенка с окружающими;
— всестороннее развитие, самореализация и социализация дошкольников;
— формирование у ребенка адекватных способов удовлетворения значимых потребностей.
— устранение факторов, способствующих проявлению агрессии и закрепление устойчивых позитивных форм поведения.
Основная цель организации коллективных игр с детьми старшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы обеспечить им возможность «прожить» в игре травмирующие, сложные и противоречивые ситуации, вызывающие страх, тревогу и неуверенность в себе, подталкивающие к проявлению агрессии как защитного механизма. При этом конструктивны характер игры во многом зависит от того, насколько спланированы и продуманы педагогом все особенности и нюансы игры, предусмотрены риски и выработаны способы руководства и коррекции действий дошкольников в ходе игрового взаимодействия. Основным результатом таких игр становится формирование толерантности, взаимопонимания, взаимопомощи, эмпатии, сочувствия и сопереживания как факторов профилактики проявлений агрессии и конфликтности.
В практике педагогических игр выделяют директивные, недирективные и смешанные игры – в зависимости от четкости и неизменности условий, целей, задач, ролевых действий, определяемых педагогом. В современном дошкольном образовании основной упор делается на развитие самости, самостоятельности и индивидуальности личности ребенка, на поддержание его веры в себя, развитие творчества, воображения, социальной активности. В этой связи наиболее эффективными признаются игры с определенными правилами, но включающие в себя возможность трансформации действий героев или сюжета игры – без изменения основного результата. При этом наиболее перспективными являются игры, в основу которых положены реальные жизненные ситуации, знакомые детям сказочные сюжеты или небольшие рассказы, произведения кинематографа, мультфильмы.
В игре происходит моделирование системы социальных отношений, в которых вырабатывается способность к произвольной регуляции деятельности. При этом взрослый должен находиться в состоянии сопереживании ребенку, использовать приемы отражения и вербализации его чувств, обеспечивать атмосферу принятия ребенка и его действий. Основной фокус действий должен быть сосредоточен на чувствах и переживаниях ребенка; учете его возрастных индивидуальных особенностях, умении договариваться и находить компромиссные решения при несовпадении потребностей, идей, мнений разных участников игры [13, с. 10].
Коллектив дошкольников представляет собой определенную социальную группу, в которой устанавливаются собственные правила, нормы, характеристики коллективного субъекта. В структуру данного объединения входят воспитатели, психолог, социальный педагог или педагог-психолог, дети, родители, иные социальные институты. При этом профилактика и коррекция проявлений агрессии у отдельно взятого дошкольника и в коллективе в целом заключается в объединении. Интеграции и согласовании действий всех подструктур. Те приемы работы, которые ребенок видит в детском саду, должны реализовываться таже дома, в учреждениях дополнительного образования и т.д. В этой связи система педагогической профилактики и коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста представляет собой комплекс психолого-педагогических, диагностических, профилактических и коррекционных мероприятий по ее преодолению и нивелированию.
На сегодняшний день в передовых учреждениях дошкольного образования страны реализуются определенные модели профилактики агрессивности. Подобные модели включают в себя:
1. Мероприятия по диагностике и анализу уровня конструктивных или деструктивных форм агрессии.
2. Анализ содержания этапов коррекционно-педагогической деятельности.
3. Планирование педагогических воздействий и распределение функциональных обязанностей.
4. Реализацию психолого-педагогических условий, способствующих устранению или профилактике агрессивных проявлений характера.
5. Проведение контрольной диагностики уровня агрессии дошкольников.
Подобная модель раскрывает сущность и содержание поэтапного педагогического процесса профилактики, коррекции и терапии детской агрессивности, включающего четыре этапа (диагностический; аналитический; профилактики, коррекции и терапии; рефлексивный). Для объективной оценки используются критерии эффективности функционирования авторской системы социально-педагогической работы образовательного учреждения по профилактике агрессии детей:
— снижение уровня агрессии у детей;
— повышение профессиональной компетентности педагогов в области профилактики детской агрессии;
— повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах предупреждения агрессии [14].
Сущность педагогической профилактики состоит в отборе методов, средств, способов и приемов организации игрового взаимодействия дошкольников. При этом педагог уделяет внимание, как правило, тем детям, чье поведение можно назвать агрессивным, а также – воспитанникам, поведение которых отличается спонтанностью и непостоянством эмоциональных реакций.
Следует отметить, что в системе работы по преодолению агрессивности старших дошкольников немаловажную роль играет и включение в данный процесс родителей, общественности и т.д. Дело в том, что отсутствие целенаправленной работы по просвещению населения во многом снижает эффективность даже самой хорошо продуманной системы. В этой связи важно обеспечивать социально-просветительскую работу и консультирование, обучение родителей с целью развития у них родительской, педагогической компетенции.
Э.Р. Анненкова отмечает, что эффективность игрового взаимодействия дошкольников во многом зависит от уровня доброжелательности социальной, микроклимата в группе, семье, ближайшем окружении. Кроме того, важную роль играет создание психолого-педагогических условий; наличия педагогического проектирования игрового взаимодействия дошкольников; разработки методических особенностей профилактики и коррекции агрессии в процессе воспитания, обучения и развития личности ребенка; подготовки и повышения квалификации педагогов и психологов в направлении работы с агрессивными и эмоционально нестабильными детьми и их родителями [4].
С. Л. Рубинштейн, описывая особенности игровой технологии в развитии личности ребенка и коррекции психоэмоциональных нарушений, указывал, что игра – это естественное, спонтанное проявление побуждений, стремлений, желаний ребенка, которое строится на взаимопонимании и взаимодействии ребенка со взрослым или со сверстниками [34].
Среди наиболее характерных особенностей игровых технологий ученый отмечал:
— эмоциональную насыщенность и вовлеченность детей в игровой процесс;
— наличие общей цели и результата;
— необходимость договариваться и распределять роли;
— возможность для проявления самостоятельности и инициативы;
— активность и творчество.
При этом источником для выбора игрового сюжета может служить окружающий мир, жизнь и деятельность людей, отношения и процессы, происходящие в мире взрослых и сверстников.
Особенностью коллективной сюжетно-ролевой игры является наличие воображаемой ситуации, состоящей из сюжета и ролей. Под сюжетом в данном случае понимается ряд событий, объединенных общим мотивом и содержанием деятельности участников игры (характером действий и отношений, которыми связаны играющие).
В сюжетно-ролевой игре ребенок часто принимает на себя роль взрослого. При этом он не отождествляет себя с определенным человеком, а формирует некий обобщенный образ и действует от его имени.
Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомимике, использовании тех или иных принадлежностей и предметов, соответствующих ситуации взаимодействия и сюжету игры.
Следует отметить, что, несмотря на то, что игра является естественной, ведущей детальностью детей дошкольного возраста, педагогическая коллективная игра предполагает руководство со стороны взрослого, она не должна быть пущена на самотек и обязательно завершается достижением заранее обозначенного результата. При этом эффективность профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста при помощи ролевых игр может быть достигнута только при соблюдении определенных условий:
1. Использование игр должно осуществляться в системе: должны чередоваться игры на сплочение, эмоциональный комфорт и взаимодействие с играми на формирование самооценки, самопознания, навыков самовыражения и т.д.;
2. Роль педагога должна быть сведена к наблюдению и мягкой коррекции. Взаимодействие осуществляется на основе социального и эмоционального партнерства.
3. Должны использоваться методы, обеспечивающие расширение и обогащение индивидуального опыта совладания со стрессом, тревогой и негативными эмоциями.
Использование сюжетно-ролевых игр во взаимодействии с детьми способствует обучению их приемам саморегуляции, снятию эмоционального напряжения, развитию коммуникативных навыков, умения сотрудничать, повышению самооценки и уверенности в себе, что позитивно влияет на снижение агрессивности дошкольников и, как следствие, успешную социализацию.
Игра является отражением стремления и формирования потребности детей вступать во взаимоотношения с окружающим миром. Основная цель применения сюжетно-ролевой игры в ходе профилактики и коррекции агрессивного поведения – помочь детям выразить свои переживания наиболее приемлемым для них образом – через игру, так как она является ведущим видом деятельности для дошкольников.
Особую роль в играх на снятие агрессии и профилактику агрессивного поведения играют средства, атрибуты, предметная среда в которой осуществляется взаимодействие. Для снятия агрессии хорошо помогает игра с песком, водой, глиной, фасолью, крупами, горохом и др. при этом эти элементы могут быть использованы как в составе индивидуальной игровой работы, так и в качестве атрибутов коллективной игры.
При использовании подвижных коллективных игр важно соблюдать принцип соответствия возрасту, а также -чередования движения, деятельности и отдыха. Данным условиям удовлетворяет квест-технология, в которой дети, разбившись на команды, выполняют задания и ищут определенные предметы [36, с. 195].
Е.К. Лютова, Г.Б. Монина рекомендуют использовать мобильные игры, которые не только помогают реагировать на агрессию и снимать накопившееся напряжение, но и обучают детей эффективным методам общения [25].
С помощью игры ребенок выражает свои чувства радости, гнева, стресса и обиды, тем самым освобождая себя от негативных эмоций. Игры развивают эмоции и познание детей, мотивируют их в области потребностей и коммуникативных навыков. Кроме того, в игре вырабатываются важные качества личности дошкольника, которые впоследствии помогут ему быть эффективной, востребованной личностью. К таким качествам относятся:
— способность брать на себя ответственность за свои действия,
— способность выдвигать новые и креативные решения проблемы;
— сочувствие и уважение к мнению и чувствам других людей;
— стремление и готовность осваивать новые социальные навыки и отношения.
Таким образом, игра служит эффективным средством профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств. Деятельность в игре влияет на произвольность поведения и формирование всех психологических процессов — от самых элементарных до самых сложных. Исполняя роль в игре, ребенок подчиняет этой задаче все кратковременные и импульсивные формы поведения.
Коллективные игры также оказывают большое влияние на интеллектуальное развитие дошкольников. Играя разные роли, дети избавляются от сложностей и страха, учатся сочувствовать и понимать других.
1.3. Методика проведения коллективных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Детская психика очень восприимчива к разного рода негативным влияниям. Не имея достаточного опыта противодействия стразам, тревоге, конфликтам, а также – не владея навыками анализа ситуации и формирования адекватного ответа, дошкольники реализуют деструктивные механизмы копинга, проявляющиеся в девиация, уходе от реальности, агрессивном поведении и др. в этой связи единственным эффективным способом противодействия развитию агрессивности как свойства личности в старшем дошкольном возрасте является профилактика агрессивного поведения.
Профилактика нарушений социального поведения и психических реакций на воздействия извне основывается на выделении фактов риска определении ресурсов личности в преодолении негативных воздействий, гармонизации личностной сферы жизни ребенка.
Когда дошкольник оказывается в трудной или неоднозначной ситуации, перед ним стоит задача выбора способа реагирования и действия. При этом ведущими механизмами адаптации к непривычным условиям, как правило, выступают минимизация риска, нейтрализации воздействий и поглощение негативных влияний. Если в случае минимизации и нейтрализации от человека требуются активные осознанные действия по устранению или снижению интенсивности воздействия стрессовые факторов поиска выхода из сложной ситуации, то в случае поглощения в психике запускаются процессы эффективных защит. К таким механизмам можно отнести формирование у ребенка устойчивости к внешним воздействиям, сохранение продуктивности общения и деятельности в любой ситуации, адаптации к новым условиям, принятие и возможность действовать наиболее эффективно. Защиты могут быть как внешние, проявляющиеся в элементах комфортной, безопасной окружающей среды, так и внутренние: оптимизм, уверенность в себе творчество, готовность к сотрудничеству и др. Именно на выработку совокупности позитивных внешних и внутренних условий эффективной социализации ребенка и направлена профилактическая работа по преодолению агрессивного поведения дошкольников.
М.Д. Маханева отмечает, что максимально эффективно защитные факторы формируются в процессе сюжетно-ролевой, театрализованной игры, в которую включена вся группа (коллектив) воспитанников [26]. Коллективные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения. Построенные на определенных сюжетных линиях, взятых из сказок или художественной литературы, они имеют нравственную направленность, развивая у дошкольников представления о таких феноменах, как: дружба, доброта, честность, смелость и др. В коллективной игре ребенок познает мир, выражает свое отношение к явлениям и процессам окружающей жизни. При этом герои постановок становятся образцами для подражания и отождествления, что оказывает позитивное влияние на детей.
Непринужденное ролевое взаимодействие перевоплощение в персонажей произведений, действия от их лица помогают преодолеть неуверенность, страх, сомнения, учит выбирать разные способы поведения в той или иной ситуации. Таим образом, в коллективной игре накапливается опыт позитивного межличностного общения, эмпатии и взаимопомощи.
Коллективная игровая деятельность объединяет детей, формирует отношения партнерства, готовность к взаимовыручке, снимает скованность, способствует инициативе, ускоряет процесс овладения навыками публичного выступления, помогает поверить в себя, создает положительный настрой, снимает эмоциональное и психическое напряжение, помогает решить или предупредить конфликтные ситуации. При этом для повышении эффективности игрового взаимодействия подобная деятельность должна подкреплять игровым взаимодействием и позитивным общением со значимыми взрослыми, в частности – с родителями. Активное участие семьи в воспитании детей, организация совместных игр, приглашение родителей на театрализованные вечера в группу помогают наладить эмоциональный контакт, что очень важно для ребенка дошкольного возраста [29, с. 631].
Следует отметить, что в силу своих возрастных особенностей, старшие дошкольники проявляют активный интерес к познанию окружающего мира, любознательность, творчество и изобретательность. Они охотно усваивают правила поведения в социуме и отношения к объектам окружающего мира. При этом они достаточно коммуникабельны, открыты к сотрудничеству и творческому, игровому взаимодействию. При наличии эффективного сопровождения со стороны взрослого дети данного возраста могут адекватно оценить свои действия и их последствия, действия других, обстановку и причины поведения сверстников. Именно поэтому основным и наиболее эффективным средством профилактики агрессивного поведения могут выступать коллективные игры.
В коллективных играх дети осознанно принимают правильную линию поведения, задействованы в принятии общих решений для получения положительного результата. При этом под коллективной игрой современные исследователи понимают деятельность, направленную на взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. Коллективные игры способны создать доброжелательные отношения между участниками, а также способны задействовать всех представителей образовательного и воспитательного процесса.
В коллективных играх сохраняется возможность проявления своей индивидуальности и принятия, признания заслуг других. При этом любое достижение отмечается педагогом и подкрепляется теми или иными действия.
Для обеспечения эффективного взаимодействия старших дошкольников в процессе коллективных игр следует соблюдать определенные методические условия их организации:
— последовательность и логическая обусловленность типа игры;
— роли ребенка и взрослого представляют собой отношения полноправного партнера в игровой деятельности;
— сохранение эмоциональности, динамики, активности действий всех участников – основная цель и условие существования благополучной, сплоченной группы. Кроме того, на эффективность коллективной игры оказывает влияние окружающая обстановка; атмосфера непринужденности; оптимальный темп, помогающий избежать перегруза.
Глава 2. Экспериментальное исследование профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в коллективных играх
2.1 Организация и методы исследования. Констатирующий этап
Целью эмпирического исследования стала оценка влияния коллективных игр, целенаправленно организуемых педагогом или психологом ДОУ, для снижения и профилактики агрессивности поведения старших дошкольников.
Для проведения диагностики уровня агрессивных проявлений старших дошкольников были использованы методики:
1) Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»
(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) – разработанный для воспитателе ДОУ, психологов и педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Данная методика позволяет выявить уровень предрасположенности ребенка к агрессивному поведению по определенным критериям, описываемым в ходе наблюдения за деятельностью дошкольника в играх и режимных моментах.
2) Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова) – проективная методика, позволяющая выделить внутренние состояния и предрасположенность ребенка к агрессивности, импульсивности реакций, эгоцентричности, тревожности и иных психических состояний. В рамках нашего исследования уделялось внимание показателям агрессии, импульсивности и эгоцентричности.
3) Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого» (Методика А.Романова) – помогает зафиксировать и оценить степень выраженности нарушений, связанных с агрессивным, неустойчивым, неконтролируемым поведением. При этом автор выделяет 4 уровня агрессивности, из которых 3 и 4 относятся к клиническим проявлениям и требуют специализированной помощи (в том числе — медикаментозной).
По результатам диагностики самой частой формой агрессии в группах является физическая, направленная на другого, самой редко наблюдаемой – физическая, направленная на себя. Кроме того, достаточно часто дети прибегают к вербальной агрессии, угрозам, наблюдается демонстративное и импульсивное поведение.
Анализ распределения уровня агрессии по методике Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко на констатирующем этапе показал следующие результаты (Рис. 1).

Как можно видеть из результатов диагностики, среди испытуемых преобладает средний и высокий уровень агрессивности, что говорит о том, что агрессия может быть вызвана определенными личностными или социальными причинами.
Наличие у 30% испытуемых экспериментальной и 35% — контрольной группы высокого уровня агрессии позволяет говорить о нестабильности эмоциональных и поведенческих реакций данных респондентов. Агрессивность представляет собой качество, характеризующееся наличием деструктивных тенденций в области субъектно-субъектных отношений. В связи с чем, высокие показатели могут свидетельствовать о тех или иных проблемах психологического, либо социального плана. В некоторых случаях подобный вид активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. Между тем, в случаях, когда данное качество становится чрезмерным и преобладает в структуре личности, это может привести к негативным последствиям для развития и социализации.
Агрессивность как любое свойство личности, имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Как отмечают современные исследователи, каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Именно поэтому, для выявления нормативности проявления данного качества целесообразно оценивать всю совокупность показателей, входящих в состав понятия «агрессивность». В первую очередь, настораживающим является наличие сочетания высоких показателей агрессивности с импульсивностью и эгоцентризмом, что формирует личностную предрасположенность к демонстративному поведению и неготовности проявлять эмпатию по отношению к сверстникам и взрослым.
Подобные результаты позволяют сделать вывод, что большая часть дошкольников настроены к окружающим в средней степени агрессивно. Отдельные проявления агрессии могут вызываться особенностями ситуации и обстоятельствами жизни, а также эмоциональными состояниями в текущий момент или свойствами темперамента.
Для уточнения особенностей проявления агрессивности в отношениях дошкольников было проведено исследование с использованием теста «Кактус»
Как показал анализ рисунков, преобладающим уровнем агрессивности, импульсивности и эгоцентричности является средний, что говорит о том, что дошкольники склонны к проявлению ситуативного негативизма, агрессивных действий по отношению к окружающим. Они могу активно оспаривать мнение или требования, отстаивать свою точку зрения, навязывать другим свои идеалы и ценности. Между тем, большинство детей не переходят к открытому конфликту, стараясь разрешить противоречия на уровне вербальных споров. По результатам теста была установлена следующая закономерность в распределении агрессивности, импульсивности и эгоцентричности испытуемых (Рис. 2).
Рис. 2. Показатели агрессии, импульсивности и эгоцентричности у дошкольников по методике «Кактус» на констатирующем этапе
Наиболее настораживающим моментом в проявлениях агрессивного поведения дошкольников является наличие риска закрепления агрессивных проявлений в структуре личности. При этом в некоторых случаях педагогической и психологической коррекции данного отклонения оказывается недостаточно, что служит поводом для постанови клинических диагнозов и перевода ребенка на медикаментозную терапию. Между тем, в данной выборке подобный (четвертый) уровень выраженности агрессивности не обнаружен, что позволяет предположить возможность осуществления эффективных психолого-педагогических воздействий.
Результаты диагностики по методике А.Романова показали, что у большинства дошкольников уровень агрессии не достигает критических значений (Рис. 3).
Рис. 3. Показатели уровня агрессивности у дошкольников на констатирующем этапе по методике А.Романова
При этом наличие второго и третьего уровня агрессивности свидетельствует о необходимости организации направленной работы по профилактике и преодолению агрессивных проявлений у дошкольников.
Таким образом, преобладающим уровнем агрессивности в обеих группах является средний. При этом низкий уровень отмечен у незначительной части дошкольников. Что обусловило необходимость разработки программы коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на преодоление агрессии старших дошкольников.
В результате статистической обработки результатов диагностики на констатирующем этапе с помощью t критерия Стьюдента, в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе не выявлено статистически значимых различий в уровне агрессии.
2.2. Описание хода работы по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в коллективных играх
Для снижения уровня агрессивных проявлений была разработана система занятий, составленная на основе методических разработок Балагуровой Н.Н., Панфиловой М.А. и др. [29]. На формирующем этапе в экспериментальной группе детей было проведено 15 игровых занятий с использованием коллективных игр, направленных на ослабление негативных эмоций, методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Задачами формирующего этапа являлись: формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром, обучение способам регуляции эмоционального поведения, анализу своего внутреннего состояния, а также умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.
Данная программа включает ряд игр на ослабление негативных эмоций, методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей. В качестве методических приемов использовались беседы об эмоциональных состояниях детей, словесные и подвижные игры и игровые упражнения, анализ и инсценировка различных ситуаций и т.п. Структура каждого занятия включала в себя следующие элементы:
— Разминка. На этом этапе создается позитивный настрой, обеспечивается комфортное взаимодействие детей, актуализируются состояния и запросы детей. В процессе разминки организуются физкульт-минутки, пальчиковая гимнастика, используются шаблоны-приветствия. При этом на каждом занятии целесообразно вводить определенные элементы приветствия в рамках традиционного ритуала, чтобы закрепить навык позитивного начала дня у воспитанников. Можно также проводить беседы о самочувствии, переживаниях и радостных событиях, случившихся за предыдущий день.
— Основная часть. Во время основной части занятия проводится цикл игр и упражнений на обеспечение позитивного взаимодействия, снятие агрессии, устранение негативных эмоциональных реакций, тревоги и напряжения. Основной упор на этом этапе делается на обеспечении эффективной командной работы, толерантного взаимодействия, умение распределять роли, договариваться, стремиться к достижению общего результата.
— Заключительная часть. Завершать занятие важно упражнениями на закрепление навыка сотрудничества и проведением рефлексии. Во время этого этапа проводятся беседы о том, как чувствовали себя дети во время занятия, что понравилось больше всего, что вызвало напряжение или затруднение. Также используются ритуалы прощания, пожелания друг другу, комплименты и другие элементы обеспечения позитивного состояния и фиксации на положительных эмоциях и чувствах по отношению к себе и окружающим. Педагог дает поддерживающую обратную связь, вдохновляя детей на продолжение эффективного сотрудничества и взаимодействия в дальнейшем.
При этом в ходе проведения занятий руководствовались принципами организации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста:
— Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. Предполагает использование адекватных возрасту игр, упражнений, заданий и выбор содержания игрового взаимодействия на основе интересов и потребностей детей.
— Принцип системности, позволяющий объединить все воспитательные и образовательные воздействия в один целенаправленный процесс. При этом занятия, упражнения, игры на снижение агрессивных реакций проводятся регулярно и планомерно, не только в рамках реализации системы коррекционно-профилактической работы, но и во время образовательного процесса в ДОУ.
— Принцип целесообразности психолого-педагогического воздействия и его причинная обусловленность. Другими словами, все выбранные методы и формы работы должны иметь целью создание благоприятной атмосферы и помогать обеспечить оптимальное, комфортное взаимодействие детей. При этом важно не перегружать детей и использовать разнообразные формы деятельности (индивидуальная, коллективная, групповая и т.д.).
— Практическая направленность деятельности. Все используемые игры должны обеспечивать связь с жизнью и позволять детям проявлять творчество, фантазию, искать способы самовыражения, взаимодействия, решения проблемы, создания конечного продукта и т.д.
— Принцип целостности психолого-педагогических воздействий, имеющий целью достижение результата в процессе комплексного воздействия на личность. У каждого занятия должна быть логическая структура: эффективное начало, мотивационная часть, игровое взаимодействие общение, логическое завершение.
— Личностно-ориентированный подход, основанный на признании ценности и уникальности каждой личности, ее заслуг, способностей, возможностей и талантов. При этом педагог должен обеспечивать для каждого ребенка ситуацию успеха, в которой дошкольник может максимально эффективно и безопасно проявить себя. Детям также разъясняются правила бесконфликтного общения и необходимость уважительного, толерантного отношения к окружающим.
— Ценностная ориентированность, предполагающая формирование у дошкольников ценности личности, общения сотрудничества достижения общественно значимых целей. Все используемые игры и приемы должны носить воспитательный характер, формируя у детей те или иные мировозренческие установки и ценностные ориентиры (толерантность, осознанность действий, ответственность, саморазвитие, взаимопомощь, доверие и др.).
— Здоровьесберегающая направленность: использование элементов укрепления физического, психического здоровья, обеспечения эмоционального благополучия, самореализации и социализации ребенка.
Достаточно эффективными являются имитационные игры, предполагающие задание на имитационное изображение явлений окружающего мира по их основным характеристикам: «Изобрази животное», «Какая это профессия?», «Кто это сказал?», «Что происходит?» и т.д. Также целесообразно использовать игры, снимающие напряжение и развивающие двигательную активность, ловкость, мышление. К таким играм относится, например «Путаница», «Дракончик», «Атомы» и др.
К завершению старшего дошкольного возраста у воспитанников должна быть максимально сформирована психологическая готовность к переходу в новую среду и новую ситуацию развития – школьное обучение. В связи с чем, основной задачей воспитателей становится формирование готовности к школе. При этом педагоги часто сталкиваются с несформированностью и нестабильности основных психических процессов и характеристик личности ребенка, недостаточной произвольностью поведения, неспособностью к саморегуляции, слабым развитием навыков позитивной коммуникации, неадекватной самооценкой, сниженной адаптационной способностью и неразвитостью защитных психологических механизмов. На решение данных проблем может быть направлена работа педагога-психолога по формированию навыков социализации и самоконтроля. Между тем, элементы психологического комфорта и позитивной коммуникации воспитатель может развивать и в ходе обычных занятий в группе, организуя их по максимально целесообразной методике. В качестве наиболее эффективных форм и методов могут выступать коллективные игры, упражнения и занятия, конструирование, моделирование, театрализация, эксперимент и др.
Учитывая результаты диагностического исследования, были выбраны наиболее актуальные направления профилактики агрессивного поведения дошкольников, среди которых:
— развитие самоконтроля и саморегуляции;
— повышение позитивной мотивации к общению и участию в коллективных делах;
— развитие целенаправленности и произвольности психических процессов;
— навыки эмпатии;
— снятие тревожности и гармонизация эмоционально-волевой сферы.
Для решения поставленных задач был организован формирующий эксперимента и разработаны методические рекомендации по организации коллективных игр для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Содержание работы строилось с учетом возрастных особенностей дошкольников, в рамках нормального течения воспитательного процесса, с соблюдением поэтапности и регулярности занятий.
При разработке комплекса игровых занятий учитывалась возможность максимальной вовлеченности дошкольников в групповое и коллективное взаимодействие, повышения заинтересованности детей к установлению позитивных межличностных отношений.
При внедрении комплекса коллективных игр в воспитательный процесс экспериментальной группы исходили из возможности обеспечения тесного сотрудничества педагогов с психологом и родителями.
Занятия проводились 2 раза в неделю. Длительность каждого занятия составляла 30 минут.
Для обеспечения комплексного воздействия на личность ребенка, устранения факторов риска проявления агрессии, гармонизации эмоциональной сферы использовался комплекс вербальных игр, игр на развитие зрительной памяти и внимания, упражнений пальчиковой гимнастики, упражнений на развитие логики и творческого мышления, зрительно-моторной координации, произвольности, непосредственного общения и т.д. Игровые занятия, театрализации имитационные упражнения сопровождались вербальным и наглядным материалом, в зависимости от целей занятия и возможностей детей.
Этапы реализации целей и задач формирующего этапа:
1. Подготовительный
Анализ результатов диагностических исследований и выделение основных направлений развивающего воздействия.
2. Вводный
Установление эмоционального контакта с детьми, повышение мотивации и заинтересованности к занятиям.
3. Развивающий
Основной комплекс коллективных игр на преодоление, профилактику и коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников.
4. Итоговый
Заключительная диагностика, анализ ее результатов, общие выводы и планирование дальнейшей работы.
5. Заключительный
Знакомство родителей с результатами развивающей работы; индивидуальные беседы, определение направлений дальнейшей работы.
Так, на подготовительном этапе нами были выделены составляющие и факторы риска развития агрессии, на устранение которых следует направлять свою деятельность. Среди них: проблемы самооценки и саморегуляции; неблагополучное социальное окружение, деструктивные способы воспитания; неуверенность в себе, эмоциональное напряжение, негатив со стороны сверстников и др.
В ходе вводного этапа использовались упражнения на создание благоприятной обстановки, разработка и наполнение предметно-развивающей среды группы с учетом потребностей и интересов детей, выбор содержания занятий с учетом значимости для дошкольников. Дети с интересом создавали антураж группы, изготавливали атрибуты для игр и театрализаций, выбирали интересные им сказки, мультфильмы, рассказывали о любимых героях. После этого проводилось обсуждение того, какими чертами обладают эти герои, почему детям они нравятся.
Развивающий этап был направлен на коррекцию агрессивности и устранение негативных тенденций в развитии личности дошкольника. На этом этапе были организованы коллективные игры и театрализации на выбранные сюжеты и темы. В ходе игрового взаимодействия дети учились взаимодействовать и договариваться, распределять рои и достигать общего результата. При этом в начале опытной работы часто возникали споры, дети допускали обидные выражения, толкали друг друга, жаловались. Но по мере включения в игры и вхождения в роль такие проявления устранялись. После каждой игры проводилось обсуждение, которое помогало прояснить причины недовольства и претензии друг к другу, найти способы их решения. В итоге воспитанники учились договариваться и самостоятельно решать проблемы. Таким образом, к окончанию реализации системы занятий большинство дошкольников научились навыкам бесконфликтного общения, поддерживали друг друга вырабатывали совместные идеи, толерантно относились к промахам других помогали преодолеть трудности. Другими словами, у них сформировались навыки взаимодействия и взаимопомощи. При этом значительно снизилась частота и уровень агрессинах реакций. Успех и поддержка товарищей, а также- заинтересованность в игровом взаимодействии способствовали повышению самооценки, развитию самостоятельности и ответственности дошкольников, что обеспечивает оптимальный уровень коммуникации и социализации. При этом разнообразная тематика игр способствовала расширению кругозора и формированию ценностных ориентаций дошкольников, что является ценным приобретением на этапе перехода к школьному обучению.
Итоговый этап, на котором была организована повторная диагностика, помог качественно и количественно подтвердить значимость полученных результатов и достоверность снижения агрессивных проявлений в поведении дошкольников.
По итогам исследования сформулированы практические рекомендации по коррекции агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста. Важно понимать, что адекватному поведению и умению держать себя в руках ребенок учится у взрослых — педагогов и родителей. В связи с чем, в беседах с родителями давались рекомендации по организации позитивной коммуникации с ребенком во внеурочное время. Только при такой общности и преемственности, повышении педагогической компетенции родителей можно добиться стойких результатов профилактической работы.
На заключительном этапе родителям были даны рекомендации по организации взаимодействия с детьми и формирования у них эмоциональной устойчивости и навыков бесконфликтного общения.
В числе важных условий коммуникации родителей и дошкольников можно выделить: оптимистичное и спокойное состояние родителей, учет потребностей, желаний ребенка, умение разговаривать с ребенком спокойно и доверительно, объяснять причины своего недовольства. В таком случае дошкольник будет перенимать манеру поведения взрослого, вырабатывать свой стиль поведения.
В случаях, когда ребенок проявляет агрессию по отношению к окружающим, важно:
— Демонстрировать спокойное и уверенное поведение, стараться переключить внимание ребенка на какую-то приятную для него деятельность.
— Показывать понимание причин злобы и агрессии дошкольников, оказывать помощь в понимании себя, своих чувств, состояний, эмоций.
— Направляя деятельность ребенка, указывать не на недостатки личности, а на особенности поступка, ситуации.
— Обеспечивать контроль над собственными негативными эмоциями.
— Уделять внимание положительной репутации ребенка, поддерживая его и помогая построить доверительные отношения.
— Демонстрировать и отрабатывать в игровой форме модели неагрессивного поведения.
Организуя работу по преодолению детской агрессии, следует учитывать, что ведущим видом активности в старшем дошкольном возрасте служит игровая деятельность. Поэтому использование игр на урегулирование агрессивных проявлений является довольно эффективным способом воздействия на поведение детей.
В Приложении 3 представлены примеры игр на профилактику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возрасти. Данные игры могут быть включены в состав комплексного психолого-педагогического взаимодействия с целью преодоления и профилактики детской агрессии.
Также в ходе формирующего этапа были организованы мини-игры и упражнения на устранение признаков агрессивного поведения: «Уходи, злость», «Два барана», упражнение «Мимика», «Доброе животное», «Я хороший» и др. Наблюдения показали, что реализация коллективных игр и упражнений с дошкольниками с агрессивным поведением позволила добиться позитивной динамики в поведении детей, а именно:
снижение скованности в игре, проявления свободы в выражении эмоций;
положительный сдвиг в развитии мимики лица, снижение мышечного напряжения;
развитие умения понимать и рефлексировать, давать правильную оценку своим поступкам, а также поступкам других детей;
желание добиваться результата в деятельности, повышение активности в развивающих играх;
развитие базовых коммуникативных умений: приветствие и прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; вежливый отказ;
развитие умения выражать (выплескивать) свой гнев в приемлемой для окружающих форме;
овладение приемами саморегуляции, самообладания в различных ситуациях; формирование таких позитивных качеств, как эмпатия, доверие к людям, доброжелательность и т.д.
Таким образом, можно утверждать, что использование коллективных игр во взаимодействии с детьми способствовало обучению их приемам саморегуляции, снятию эмоционального напряжения, развитию коммуникативных навыков, умения сотрудничать, повышению самооценки и уверенности в себе, что позитивно влияет на снижение агрессивности дошкольников и, как следствие, успешную социализацию.
2.3. Оценка эффективности проведенной работы. Контрольный этап
Для оценки эффективности проведенных занятий нами было организовано контрольное исследование, направленное на оценку динамики агрессивных проявлений у детей экспериментальной группы. При этом было установлено объективное снижение данных показателей, в отличие от результатов контрольной группы.
Так, по методике Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко высокий уровень агрессии констатирован только у 1 ребенка, который проявляет импульсивность нестабильность психических реакций, вступает в вербальные конфликты со сверстниками, активно отстаивает свои интересы, не считаясь с товарищами. При этом 8 дошкольников экспериментальной группы (40%) демонстрируют низкий уровень агрессии и способность к конструктивному взаимодействию и эмпатии (Табл. 1).
Таблица 1
Показатели агрессивности по методике Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко на контрольном этапе
| Уровень агрессии / группа | Солнышко | Родничок |
| высокий | 5% | 30% |
| средний | 55% | 50% |
| низкий | 40% | 20% |
У 55% дошкольников из экспериментальной группы сохраняется средний уровень агрессивности поведения, что проявляется в эпизодических вспышках негативизма и неконтролируемой конфликтности. Однако, в большинстве случаев, дети могут сами успокоиться и объясняют причины своих действий или слов. При этом баллы агрессивности в рамках уровня несколько снижены по сравнению с показателями констатирующего этапа. В целом отмечена позитивная динамика благоприятных отношений в группе в ходе эксперимента чего не наблюдается у представителей контрольной группы, показатели которых почти не изменились (Рис. 4)
Рис. 4. Динамика агрессивности в экспериментальной группе
Анализ рисуночного теста «Кактус» показал, что признаки агрессивности, импульсивности и эгоцентризма существенно снизились: рисунки стали мягче, линии более плавными, размеры и положение рисунка гармонично и симметрично. При этом отмечаются определенные характеристики, свидетельствующие о проявлении лидерских качеств у детей. Однако данные маркеры сочетаются с признаками оптимизма и экстраверсивности (яркие краски, наличие других кактусов вокруг и т.д.).
Таким образом, явных проявлений агрессивной настроенности и тревожных состояний у дошкольников экспериментальной группы выявлено не было, хотя у 2 испытуемых (10%) отмечены склонности к импульсивным реакциям, а 3 ребенка (15%) демонстрируют эгоцентрическую направленность личности (Табл. 2)
Таблица 2
Показатели агрессивности, импульсивности и эгоцентризма дошкольников на контрольном этапе по методике «Кактус»
| Показатель / группа | Солнышко | Родничок |
| Агрессивность | 0% | 30% |
| Импульсивность
| 10% | 20% |
| Эгоцентризм | 15% | 10% |
Из таблицы видно, что в контрольной группе показатели агрессивности и импульсивности выражены у большей части детей, что практически соответствует данным констатирующего этапа (Рис. 5).
Рис. 5. Динамика агрессивности, импульсивности и эгоцентризма у дошкольников в ходе эксперимента
Степень выраженности признаков агрессии у детей с высоким и средним уровнем развития данной характеристики во многом определяются способностью детей контролировать приступы агрессии и осознавать причины и последствия своих поступков. Так, можно отметить, что, несмотря на наличие ситуативных вспышек агрессии и негативизма у дошкольников экспериментальной группы, они способны сдерживать гнев, самостоятельно успокаиваться и объяснять причины данных вспышек. При этом мероприятия по профилактике и коррекции агрессивного поведения, проводимые психологом ДОУ, показывают значительную эффективность, обусловливая снижение частоты и интенсивности подобных вспышек. Таким образом, ни у одного ребенка агрессия не доходит до критических показателей, граничащих с клиническими проявлениями, требующими специального медикаментозного вмешательства. По методике А.Романова 3 уровня, когда ребенку требуется серьезная квалифицированная психологическая и медикаментозная помощь, в экспериментальной группе не показал никто, а в контрольной – 1 ребенок. При этом в экспериментальной группе отмечено снижение числа детей с признаками 2 уровня агрессивности, которые требуют целенаправленного психологического сопровождения и повышение числа детей, достигших нормативного уровня эмоциональных реакций. При этом в контрольной группе подобной динамики не выявлено (Табл. 3)
Таблица 3
Показатели проявлений агрессии у дошкольников на контрольном этапе
| Уровень / группа | Солнышко | Родничок |
| 1 | 90% | 75% |
| 2 | 10% | 20% |
| 3 | 0% | 5% |
В целом, позитивная динамика наблюдается у 25 % дошкольников экспериментальной группы (3 ребенка перешли со 2 на 1 уровень; 2 ребенка – с третьего на второй) – Рис 6.
Рис. 6. Динамика проявлений агрессии у дошкольников экспериментальной группы
Оценка значимости различий между показателями экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования показала наличие значимых отличий по всем используемым методикам (Табл.4)
| Таблица 4 Итоги по проверке гипотезы | ||||
|
| Нулевая гипотеза | Критерий | знач.a,b | Решение |
| 1 | Распределение «агрессия» является одинаковым для групп | Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок | ,017c | Нулевая гипотеза отклоняется. |
| 2 | Распределение «уровни агрессивности» является одинаковым для групп | Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок | ,001c | Нулевая гипотеза отклоняется. |
| 3 | Распределение «агрессивность, импульсивность, эгоцентризм» является одинаковым для группп | Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок | ,030c | Нулевая гипотеза отклоняется. |
| a. Уровень значимости равен ,050. | ||||
| b. Выводится асимптотическая значимость. | ||||
| c. Приводится точная значимость критерия. | ||||
Таким образом, можно констатировать, что разработанная и реализованная система занятий с использованием коллективных игр способствовала нормализации эмоционального фона и снижению проявлений вербальной и физической агрессии у дошкольников экспериментальной группы. При этом у представителей контрольной группы подобной динамики выявлено не было. Полученные результаты доказывают эффективность разработанных занятий и позволяют рекомендовать данную систему педагогам и психологам ДОУ для организации работы со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивного поведения.
Заключение
Вопрос о становлении и проявлении особенностей нервной деятельности и их влияния на поведенческие и эмоциональные реакции детей, начиная с дошкольного возраста, занимает одно из ведущих мест в современной психологии. На сегодняшний день, когда отмечается повышение числа эмоциональных и психических расстройств, деструктивных проявлений в поведении детей, отклонений в социализации и адаптации дошкольников, исследование факторов, провоцирующих агрессивность и враждебность подрастающего поколения, а также – поиск эффективных методов и технологий профилактики и коррекции агрессивности может оказать существенную помощь в организации педагогической и психологической помощи.
В данной работе нами рассмотрены особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования продемонстрировано, что среди дошкольников значительны процент имеет ту или иную степень агрессивности и нестабильных поведенческих реакций, что проявляется в импульсивности, вербальной и физической агрессии, неспособности управлять собой. Кроме того, разработана система занятий с использованием командных игр, направленная на коррекцию агрессивного поведения дошкольников.
В ходе исследования проанализированы подходы к определению понятия «агрессивность» и «агрессивное поведение» в научной литературе; охарактеризованы особенности развития агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ проблемы агрессивного поведения дошкольников позволил выделить основные признаки и предпосылки его возникновения:
— повышенная эмоциональность детей в силу возрастных особенностей;
— неуверенность, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в группе;
— повышенная чувствительность;
— стремление к самоутверждению;
— сочетание индивидуалистических мотивов с потребностью во взаимодействии с группой сверстников и др.
Изучение специфики старшего дошкольного возраста позволило выделить основные факторы риска в развитии агрессивного поведения. К ним относится: нестабильность психики, находящейся в состоянии становления; неуверенность в себе; стремление к самостоятельности, при отсутствии достаточного социального опыта. Между тем, не всегда агрессивность является естественным следствием физиологических и психических особенностей дошкольников, отражая специфику воспитания и взаимодействия со взрослыми.
Как показало исследование, на формирование проявлений агрессии оказывает влияние комплекс внешних и внутренних факторов. При этом перед педагогами и психологами ДОУ стоит непростая задача: использовать имеющиеся ресурсы воспитательной и образовательной среды для коррекции и профилактики агрессивности дошкольников.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая, соблюдение принципов коллективных игр в образовательном процессе поможет перенаправить энергию растущего организма на формирование позитивной коммуникации. С этой целью нами был подобран комплекс игр, целью которых стало снижение агрессивности и устранение причин ее появления у дошкольников.
В ходе реализации системы занятий с использованием коллективных игр обращалось внимание на формирование навыков бесконфликтного общения дошкольника с окружающими. При этом до и после формирующего этапа были организованы диагностические исследования, направленные на оценку уровня агрессивности старших дошкольников. При этом отмечалась не только динамика характеристик в рамках одной группы, но и сравнивались показателей экспериментальной и контрольной групп. Так, если в начале исследования различий в уровнях агрессивности между обеими группами не отмечено, то на контрольном этапе представители экспериментальной группы показали значимую позитивную динамику, тогда как контрольная группа сохранила прежние показатели.
Таким образом, была достигнута цель и решены задачи исследования.
Полностью подтверждена гипотеза, основанная на предположении, что: снижение агрессии у детей старшего дошкольного возраста может протекать успешнее, если использовать коллективные игры в составе комплексного личностно ориентированного подхода.
Результаты исследования могут быть использованы в работе практикующих психологов и педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1. Адриенко, Е. В. Психология детства : учебное пособие для студентов [Текст]/ под редакцией В. А. Сластенина. — Москва : Современная школа, 2015. — 230 с.
2. Алиева, М. Р. Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры на основе развития самостоятельности в игровой деятельности [Текст]/ / М. Р. Алиева // Моя профессиональная карьера. – 2022. – Т. 1, № 34. – С. 166-171.
3. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия : учебное пособие [Текст]/ / А. А. Амельков. — Мозырь: Содействие, 2018. — 679 с.
4. Анненкова, Э.Р. Формирование позитивных отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками, в учебной группе: [Текст] автореф. дис. … канд. психол. Наук / Э.Р. Анненкова. — Ставрополь, 2003. – 18 с.
5. Бандура, А. Теория социального научения [Текст]/ / А. Бандура. — М. : Издательство Евразия, 2008. — 320 с.
6. Бардина, А. Ю. Коллективные игры как средство профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ А. Ю. Бардина, Л. Н. Макарова, Т. Н. Мартынова // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время — новые решения». – 2022. – № 1-1. – С. 16-20.
7. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль [Текст]/ Л. Берковиц. — М. : Издательство Прайм -Еврознак, 2007. 512 с.
8. Бернацкая, Л. В. Игротерапия как метод воспитательной практики в коррекции агрессивности и агрессивного поведения дошкольников [Текст]/ Л. В. Бернацкая // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 5. Гуманитарные науки. Технические науки. – 2022. – № 2(83). – С. 67-73.
9. Болотникова, О.П. Психология девиантного развития и поведения: Учеб.- метод. пособие [Текст] / О.П. Болотникова. – Тольятти: ТГУ, 2010. – 59 с. 2.
10. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. — М. : Педагогика, 1991. — 141 с.
11. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников: учебное пособие Реан А.А. Психология личности [Текст] / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с / М.Э. Вайнер. – Москва: Издательство «Педагогическое общество России», 2017. – 96 с.
12. Валявко, С. М. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд / С. М. Валявко, Ю. Ю. Аксёнова [Электронный ресурс]// Специальное образование. 2015. — №2. — URL: https://cvberleninka.ru/article/n/kontseptsii-agressivnogo-povedeniva-detev-doshkolnogovozrasta-sovremennvv-vzglyad (дата обращения: 10.01.2023).
13. Гонина, О. О. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста с помощью игротерапии [Текст] / О. О. Гонина, Р. С. Зинченко // Вестник экспериментального образования. – 2019. – № 3(20). – С. 8-18. – EDN WIRDNY.
14. Демко, Е. В. Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей 6-7 лет [Текст] / Е.В. Демко// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2013. — №2 (117). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-profilaktika-i-korrektsiya-agressivnosti-detey-6-7-let (дата обращения: 05.04.2023).
15. Диль-Илларионова, Т. В. Психологические особенности детской| агрессивности и варианты её социализации [Текст] / Т.В. Диль-Илларионова // АНИ: педагогика и психология. — 2016. — №4 (17). — С. 332-337.
16. Ениколопов, С.Н. Дети и психология агрессии [Текст] // Школа здоровья. —2010. Т.2. №3. — С.35-49.
17. Жильцова, Е.С. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Е.С. Жильцова // Материалы Международного научного культурно-образовательного форума. Том III. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Правительство Челябинской области, При поддержке Губернатора Челябинской области и др. – 2022. — С: 336-338.
18. Змановская Е.В. Девиантология : (Психология отклоняющегося поведения) [Текст] / Е.В. Змановская. — М. : Академия, 2008. — 288 с.
19. Ивлева, К. В. Профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / К. В. Ивлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 — С. 76-79.
20. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий[Текст] / Е.П. Ильин. — СПб. : Питер, 2011. 701 с.
21. Клайн, В. Как подготовить ребенка к жизни [Текст] / В. Клайн. — М.: Педагогика, 1991. — 163 с.
22. Корниенко, А. А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка [Текст] / А.А. Корниенко. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. — 200 с.
23. Ленкова, О. А. Метод игротерапии как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Текст] / О. А. Ленкова, Т. Г. Сироштаненко // Векторы образования: от традиций к инновациям : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Анапа, 14–15 сентября 2017 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом — Юг», 2017. – С. 86-88.
24. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. — М. : Издательская группа «Прогресс», — 1994. — 272 с.
25. Лютова, Е.К Шпаргалка для взрослых. Психокорекционная работа с гиперактивными агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова. — М.: Генезис , 2018. — 102 c.
26. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / М.Д. Маханева. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128 с.
27. Мусина, О. И. Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста / О. И. Мусина // Педагогический опыт: от теории к практике : Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 22 января 2018 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. – С. 93-95. – EDN YRTEUX.
28. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей/ М.А.Панфилова . — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2019. – 160 с.
29. Першин, А. В. Методические рекомендации по снижению рисков агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте средствами театрально-игровой деятельности [Текст] / А. В. Першин, Т. В. Першина // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 5(16). – С. 630-637. – EDN WYDXLV.
30. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К. К. Платонов. — М. : Высшая школа, 2011. – 210 с.
31. Психология детства [Текст] : учебник / под ред. А.А. Реана. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. — 368 с.
32. Романов, А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач / А.А. Романов. — М.: «Плэйт», 2017. — 32 с
33. Романов, А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей / А.А. Романов. — М.: «ПлэЙТ», 2020. — 48 с.
34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.
35. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст] // Вопросы психологии, —2007. – №1 —С. 81-87.
36. Скорик, Е. Д. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Д. Скорик // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 194-196.
37. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 158 с.
38. Суркова, Т. В. Применение метода направленной игротерапии в коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Суркова // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : Сборник статей, Нижневартовск, 03–04 апреля 2018 года. [Текст] Том Часть 7. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2018. – С. 413-417.
39. Федосова, Л. Е. Игра как средство снижения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Е. Федосова // Неделя Российской психологии в ГСГУ : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции; VIII Международной научно-практической конференции. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2020. – С. 58-60.
40. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] /Э.Фромм. — М., 2010. — 624 с.
41. Фурманов, И.А. Детская агрессивность [Текст] / И.А. Фурманов — М.,2007. — 192 с.
42. Харабаджах, М. Н. Игротерапия как метод коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Харабаджах // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-2. – С. 226-228.
43. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. [Текст] / А.В Хуторской. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
44. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст] О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», —2009.
45. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г.А. Широкова // Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2018. – 384 с
46. Щербина, Ю. В. Речевая агрессия. Территория вражды : учебное пособие [Текст] / Ю. В. Щербина.- Москва : Форум, 2013. – 183 с.
