Заявка на расчет
Меню Услуги

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГРАХ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Оглавление

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в коллективных играх

1.1. Специфика агрессивного поведения детей дошкольного возраста

1.2. Игровая деятельность как средство профилактики агрессивного поведения старших дошкольников

1.3. Методика проведения коллективных игр с детьми старшего дошкольного возраста

Выводы по 1 главе

глава 2. Экспериментальное исследование профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в коллективных играх

2.1 Организация и методы исследования. Констатирующий этап

2.2. Описание хода работы по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в коллективных играх

2.3. Оценка эффективности проведенной работы. Контрольный этап

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. Период дошкольного детства является достаточно сложным ввиду необходимости подготовки перехода к новому этапу обучения и новым типам отношений. Меняются требования к поведению и деятельности детей, устанавливаются четкие нормы и правила. Возрастной кризис определяет характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и обусловливает дальнейший личностный рост ребенка.

Поведение ребенка регулируется как внешними установками, так и внутренними потребностями дошкольников, личными мотивами и т.д. Между тем, в данном возрасте мотивационно-ценностная сфера детей еще развита недостаточно. Кроме того, они не обладают сложившейся системой саморегуляции поведения и действий.

Указанные аспекты обусловливают повышенную стрессогенность, что, в свою очередь, сказывается на увеличении уровня тревожности, агрессивности, проявлений асоциального, отклоняющегося поведения.

Повышение уровня агрессивности старших дошкольников представляет актуальную и серьезную проблему – ввиду увеличения числа детей, имеющих данные отклонения. При этом адаптационные способности, самооценка и уровень саморегуляции агрессивных детей значительно снижена. Что не позволяет реализовать эффективные модели защиты.

Исследования таких ученых, как А.А. Аладьин, С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, и др. подтверждают, что среди старших дошкольников агрессивное поведение занимает одно из ведущих мест во всех случаях психологических девиаций. При этом значительное внимание педагогов и психологов современности (Антонова Т. В., Захарова И.Ю. Лепешев Д.В., Менджрицкая Д.В., Собирова К.А. и др.) уделяют повышенное внимание вопросам развития личности ребенка в игре. Между тем, методические особенности проведения игротерапии в коррекции агрессивного поведения старших дошкольников раскрыты в научной литературе недостаточно.

Коллективные игры позволяют в наилучшем виде раскрыться личности ребенка, способствуют самоутверждению, развивают настойчивость, стремление к успеху, умение взаимодействовать в группе и др. Воспитываясь и обучаясь в своей естественной деятельностной среде, ребенок эффективнее впитывает все воспитательные и образовательные воздействия. При этом, устанавливая в процессе игры со сверстниками позитивные межличностные отношения, дошкольники повышают свою самооценку, учатся эффективно сотрудничать, развивают эмоциональную сферу. Все эти моменты, при спланированной целенаправленной помощи и создании доброжелательной психологической атмосферы, могут способствовать снижению агрессии детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является агрессивное поведение у старших дошкольников.

Предмет исследования: возможности использования коллективных играх для коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить содержание профилактической работы по снижению агрессии у детей старшего дошкольного возраста посредством коллективных игр.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2. Сформулировать понятие агрессии, агрессивного поведения;

3. Раскрыть особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

4. Охарактеризовать возможности коллективной игры как технологии реализации профилактической работы по снижению агрессии детей старшего дошкольного возраста.

6. Подобрать методики и провести диагностику уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

7. Разработать методические рекомендации по использованию коллективных игр в профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

8. Оценить эффективность разработанных рекомендаций, проведя их апробацию.

Гипотеза исследования: снижение агрессии у детей старшего дошкольного возраста может протекать успешнее, если использовать коллективные игры в составе комплексного личностно-ориентированного подхода.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ научной литературы, классификация, сравнение, обобщение.

2. Эмпирические: тестирование, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

Структура работы отражает логику и содержание исследования и включает: введение, 2 главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы и Приложения.

Исследование проводилось на базе МБДОУ Д/С №3 «Кузнечик» г. Тулы.

В эксперименте участвовали 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 человек -экспериментальная группа и 20 детей – контрольная группа.

Этапы исследования:

— первый этап (с – по —) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы, разработке исходных позиций исследования: цель, гипотеза, методические рекомендации опытно-экспериментальной работы;

— второй этап — опытно-экспериментальный (с – по —).

— третий этап (с – по —) — заключительно-обобщающий, подразумевал обработку и систематизацию материала, обобщение и оформление результатов исследования, внедрение методических рекомендаций в практику коррекционной деятельности учебного учреждения.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и результаты исследования докладывались на педагогическом совете, семинарах, заседаниях кафедры института.

Теоретическая значимость исследования состоит в описании основных педагогических аспектов использования игровых технологий и их влияния на поведение и эмоциональный фон старших дошкольников.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов в практике педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, а также – при подготовке семинаров, лекций, курсов повышения квалификации педагогических работников.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в коллективных играх

1.1. Специфика агрессивного поведения детей дошкольного возраста

 

Психика и поведение людей, особенно в уязвимые периоды возрастных кризисов, особенно уязвима к разного рода дестабилизирующим воздействиям социального окружения и условий жизни и воспитания. В связи с чем, современная социально-экономическая, культурно-политическая ситуация, обладающая динамичностью и неопределенностью изменений, критическими явлениями и повышенным уровнем стресса и напряжения в обществе, сказывается на формировании поведенческих реакций не только взрослого населения, но и в первую очередь, детей, не обладающих достаточно сформированными механизмами внутренней защиты [1; 13; 15; 21]. Экономическая и психологическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне, утрата нравственных, этических, моральных ориентиров в обществе приводит к формированию агрессивных, асоциальных проявлений – как механизма внутренней защиты от стресса, реальных и воображаемых угроз благополучию индивида [9; 16]. Кроме того, современные дети наблюдают картины насилия и агрессии в ближнем окружении, с экранов телевизоров и в сети интернет, что способствует выработке определенных образцов поведения, воспринимаемых ребенком как своего рода социальная норма.

В этой связи возникает необходимость более детального рассмотрения сущности и механизмов формирования агрессии как временного или постоянного свойства детской психики, а также – изучения особенностей ее развития на ранних этапах развития личности ребенка.

Согласно утверждениям Е.П. Ильина, В. А. Сластенина А.А. Реана и других ученых формирование основных образований психики, проявления темперамента и характера происходит в период дошкольного детства и обучения в начальной школе – примерно до 10 лет [1; 20; 31]. При этом отдельные проявления агрессии у ребенка могут быть ситуативной реакцией на определенные действия или условия среды, вызывающие у него особое беспокойство или тревогу. Оставленные без внимания взрослых, такие проявления могут перерасти в стойкое личностное образование, именуемое современными специалистами «личностной агрессивностью» [7, с. 45]. Следует отметить, что подходы к определению сущности, структуры и механизмов формирования агрессии и агрессивности у разных ученых не однозначны.

Агрессия нередко ассоциируется в сознании людей с активным нападением, намеренным причинением вреда кому-либо. Между тем, в науке существуют неоднозначные и даже диаметрально противоположные позиции в отношении описания данного феномена.

Е.В. Змановская относит к агрессии любую форму реального или воображаемого действия, направленного на подчинение себе других, стремление доминирования над окружающими [18, с.67].

Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и ряд других исследователей рассматривают агрессивность личности с позиций формы поведения, формирующейся на основе дефицита позитивного межличностного общения и социализации в детском возрасте [41].

А. Бандура рассматривает агрессивное поведение как «результат научения в ходе наблюдения за агрессивным поведением окружающих людей» [Бандура, с.27].

Иного мнения придерживается К. Лоренц, отмечая, что агрессия – это генетически, биологически детерминированная форма социального поведения, имеющая в своей основе адаптационные, приспособительные и защитные механизмы [24]. Подобные взгляды разделяют также: К.Бютнер, А.А. Реан, и ряд других авторов [31].

При этом А.А. Реан определяет агрессивность как «готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом» [31, с.223].

Современные ученые акцентируют на необходимости разграничения понятий агрессии (как определенного направленного действия) и агрессивности (как свойства психики и характера, проявляющегося в разных социальных условиях) [22]. Так Е. П. Ильин относит к агрессии любые формы поведения, содержащие в себе признаки и намерения причинения вреда окружающим [20]. Тогда как агрессивностью Е.П. Ильин называет «свойство личности, отражающее склонность к агрессивному реагированию, которое возникает во время конфликтной, либо просто незнакомой ситуации» [20].

Между тем, В. Клайн указывает, что агрессивность может выступать своего рода защитой, свойством помогающим вовремя реагировать на угрозы окружающего мира, сохранять настороженность и активную жизненную позицию, помогающую человеку отстаивать собственные границы, нормы, принципы и убеждения. К проявлениям подобной «позитивной агрессии» автор относит такие качества личности, как: инициативность, настойчивость, упорство в достижении цели, способность привлекать к себе внимание окружающих, вести за собой [21]. Другими словами, агрессивность является неотъемлемой чертой лидера, помогающей ему занять главенствующие позиции в группе, коллективе, обществе.

Э. Фромм также указывает на наличие конструктивных форм агрессии, которая помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, с самоутвердиться в коллективе, приспособиться к той или иной роли и ситуации [40]. В данном случае агрессивность ассоциируется с адаптивностью как свойством личности эффективно функционировать в изменившихся социальных условиях.

К. К. Платонов описывает агрессивность как «стремление к насильственным действиям в межличностных отношениях, могущее проявляться как ситуативный кратковременный психический процесс или состояние» [30, с. 10]. Другими исследователями данная характеристика понимается как психическое свойство, проявляющееся в «готовности к использованию насильственных средств для реализации своих целей и предпочтении таких средств» [16, с. 2].

При этом большинство авторов отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.

На сегодняшний день в научной литературе описаны два основных типа агрессивных реакций: целевая и инструментальная агрессия. Так, если целевая агрессия представляет собой заранее спланированный, целенаправленный акт причинения вреда другому существу, то инструментальная агрессия выступает лишь средством достижения желаемого результата, которого индивид хочет добиться любой ценой [15, с. 333]. Инструментальная агрессия может являться ситуативной, возникающей как ответ на стрессовые ситуации и эмоционально-психологический дискомфорт, оскорбления и обиды, несправедливое отношение окружающих, отказ удовлетворить желание или просьбу. У детей дошкольного возраста такое поведение встречается достаточно часто и характеризует попытки ребенка самоутвердиться и обозначить свои принципы и границы.

Указанные направления исследований сущности и содержания причин возникновения и особенностей проявления агрессии легли в основу формирования ведущих концепций, среди которых выделяются:

— фрустрационная теория агрессии, в основе которой лежит рассмотрение агрессии как способа фрустрации нереализованных базовых потребностей в безопасности и эмоциональном комфорте;

— инстинктивистская теория агрессии, рассматривающая агрессию ка генетически и биологически обусловленную форму поведения, ответную реакцию на происходящее вокруг;

— теория социального научения, в рамках которых агрессия человека понимается как усвоенный поведенческий стереотип, перенятый индивидом в процессе взросления от окружающих его людей или иных источников информации;

— теория переноса возбуждения, подразумевающая под агрессией способ снятия нервного напряжения и эмоциональной разрядки;

— когнитивная теория агрессии, основанная на понимании осознанных механизмов агрессивного поведения ка способа самоутверждения и самореализации личности в обществе [12].

Между тем, существует целый ряд исследований, соединяющих в себе разные взгляды и теории, либо демонстрирующих свое понимание данного феномена. Подобное многообразие позиций обусловило и различия в понимании причин и механизмов возникновения и проявления агрессии и агрессивности ребенка дошкольного возраста.

Наиболее часто агрессия в дошкольном возрасте формируется по причинам:

— недостатка внимания со стороны родителей и значимых взрослых;

— резкой смены социальных условий (переезд, смена детского садика, развод родителе и т.д.);

— увлечения ребенка компьютерными играми и гаджетами, нарушения режима дня и питания;

— диктаторского, авторитарного, жестокого отношения, частых наказаний со стороны родителей;

— социально-экономической нестабильности в семье;

— страхов и тревоги;

— попытки проявления самостоятельности и независимости;

— высокого эмоционального напряжения, перевозбуждения и др. [36].

Помимо внешних, социальных условий формирования агрессивности, исследователи выделяют и определенные свойства психики и характера, личностные качества и особенности, являющиеся потенциальными факторами риска в развитии агрессивности ребенка. К ним относятся:

— сниженный уровень когнитивного, интеллектуального и коммуникативного развития;

— недостаток саморегуляции;

— неразвитость игровой деятельности;

— низкая самооценка;

— отсутствие эмпатии;

— недостаточно сформированные компоненты эмоционального интеллекта и др. [32].

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Он видит в окружающем мире и людям скопление опасностей и угроз, негатива и сложностей. По этой причине он старается защититься, обезопасить себя, отстоять свои границы и право на самостоятельность.

Понимание причин возникновения агрессии у данного конкретного ребенка является необходимым условием организации эффективных мер профилактики и коррекции поведенческих реакций и психических свойств личности дошкольника [22, с. 56].

Агрессивность дошкольника может выражаться в разных формах:

— настороженное отношение к окружающим, избегание социального взаимодействие;

— использование физических способов причинения вреда другому;

— вербальная и психологическая агрессия – унижение, оскорбление другого человека, угрозы шантаж и т.д.;

— раздражительность и вспыльчивость в ответ даже на нейтральные действия и слова со стороны окружающих;

— негативизм, намеренное и демонстративное отрицание предписываемых норм и правил социального поведения и др. [26].

Кроме того, агрессия может быть явной (выраженной в конкретных прямых действиях в отношении другого лица) и скрытой (отрицание, избегание, игнорирование других людей, деятельности, правил поведения). Также она может принимать форму косвенной агрессии (распространение сплетен и дезинформации, крики в толпе, провокации и др.).

При этом О. В. Хухлаева на основе наблюдения за поведением дошкольников, приводит собственную классификацию агрессивности:

1. Защитная форма агрессивности, проявляющаяся в осознанном и неосознанном стремлении защитить себя от угроз окружающего мира;

2. Деструктивная форма агрессии, основанная на неспособности к принятию самостоятельных решений и осуществлению решительных действий о достижении поставленных целей;

3. Демонстративная форма агрессии, выраженная в стремлении обратить на себя внимание посредством демонстрации ненормативного поведения [44].

Таким образом, агрессивность представляет собой многоаспектное и разнообразное по проявлениям и причинам возникновения свойство психики, общим свойством которого является осуществление действий, тем или иным образом противоречащих нормам безопасного сосуществования людей в обществе. При этом в дошкольном возрасте агрессивность может быть закономерным и естественным явлением, сопровождающим процесс взросления, развития самости, самостоятельности, субъектности личности. Между тем, интенсивность и частота проявления агрессивности, а также – особенности реагирования на них со стороны взрослых обусловливают переход данных проявлений в конструктивные качества лидера и субъекта собственной деятельности и саморазвития либо в деструктивное свойство личности, толкающее человека к совершению негативных действий по отношению к окружающим.

С.М. Валявко, обобщая подходы к классификации и описанию агрессивных поведенческих реакций дошкольника выделяет следующие группы факторов, обусловливающих формирование данного качества:

1. Биологические причины:

— генетическая обусловленность;

— чрезмерная возбудимость нервной системы;

— аффективные стимулы.

2. Социальные причины:

— асоциальный тип семейных отношений;

— настороженное отношение к миру, реальные и воображаемые угрозы со стороны общества и людей;

— деструктивные типы семейного воспитания;

— позиция «изгоя», «отвергаемого» в группе сверстников;

— имитация, подражание агрессивному поведению других;

3. Психологические причины:

— нарушение исполнительного функционирования, синдром дефицита внимания и гиперактивность;

— сниженный уровень когнитивных способностей;

— потребность в психологической разрядке;

— реакция на фрустрацию, на адаптивный стресс;

— потребность в самоутверждении;

— положительное подкрепление (удовольствие от результата, достижение целей путем агрессии);

— отрицательное подкрепление (снижение эмоционального напряжения);

— удовлетворение эгоистических потребностей (подчинение других, контроль над ситуацией) [12].

Таким образом, проблема агрессивного поведения в специальной психологии на сегодняшний день остается малоизученной. При этом однозначно можно утверждать, что агрессивность дошкольников определенным образом возрастает, заставляя ученых искать причины и способы коррекции данного качества. Согласно положениям возрастной периодизации (Эльконин, Эриксон, Давыдов, Ананьев), дошкольный возраст оказывается сенситивным к восприятию и копированию способов поведения других. В связи с чем, воспитатель должен стать для детей примером правильного, безопасного поведения.

По мере социализации, ребенок учится замещать физические формы агрессивности вербальными. Между тем, их неприятие со стороны общества побуждает нормально развивающегося ребенка искать альтернативные формы взаимодействия, формируя более мягкие формы проявления агрессивности, без прямого нападения на объект.

Нередко агрессивность обусловлена затруднениями в коммуникативной деятельности и дискомфортом, возникающим у детей в процессе межличностного взаимодействия. В связи с чем, возникает необходимость поиска эффективных способов снижения эмоционального напряжения и дискомфорта и формирования конструктивных отношений дошкольника с окружающими. На основании того, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, можно предположить что наиболее эффективными способами предупреждения и коррекции являются игровые методики, позволяющие детям в игровой форме выработать и закрепить навыки конструктивного взаимодействия.

1.2. Игровая деятельность как средство профилактики агрессивного поведения старших дошкольников

 

Анализ литературы, посвященной особенностям проявления агрессивности в старшем дошкольном возрасте показывает, что подобный стиль поведения может быть проявлен как в негативной форме (раздражительность, непослушание, неуправляемость, частые капризы, конфликты, негативизм и др.), так с точки зрения позитивного самовыражения (стремление к лидерству, соревновательным видам деятельности, конкуренции, дискуссии). При этом ребенок, переходя от одних форм социального взаимодействия к другим, имитирует действия взрослых, «примеряет» на себя разные роли, оценивает уровень комфорта при нахождении в той или иной ролевой позиции. Наиболее естественной и комфортной формой экспериментирования с поведением и ценностными установками выступает игровая деятельность, которая является ведущей в период дошкольного детства. Играя со сверстниками, ребенок учится разным способам коммуникации, осознает, какие типы общения приносят ему комфорт и удовлетворение, а какие – повышают уровень тревоги и заставляют искать выход из напряженных, конфликтных состояний и ситуаций. Другими словами, в игре дошкольник постигает мир, его отношения и закономерности, а также – познает и трансформирует самого себя, формирует и изменяет собственные цели, ценностные ориентиры, установки.

Наблюдая за деятельностью детей, ученые установили, что в игре во много раз снижается нервное и эмоциональное напряжение, преодолеваются конфликты, снижается страх негативной оценки или совершения ошибки. Именно поэтому на сегодняшний день все большее число исследований посвящается роли игровой деятельности в гармонизации характера и межличностных отношений дошкольников. При этом исследуются социальные, личностные, педагогические условия формирования агрессивных и неагрессивных форм поведения.

Результаты целого ряда социологических исследований показывают, что использование игровых технологий в воспитании дошкольников помогает существенно снизить риск искажений эмоционального реагирования у детей, препятствует формированию стереотипов поведения, приводящих к агрессивным проявлениям. Кроме того, в игре формируются навыки позитивного межличностного взаимодействия со сверстниками, которые впоследствии переносятся в условия реальных жизненных отношений.

Основными задачами профилактической работы, направленной на снижение у старших дошкольников проявлений агрессивного поведения, является:

— гармонизация отношений ребенка с окружающими;

— всестороннее развитие, самореализация и социализация дошкольников;

— формирование у ребенка адекватных способов удовлетворения значимых потребностей.

— устранение факторов, способствующих проявлению агрессии и закрепление устойчивых позитивных форм поведения.

Основная цель организации коллективных игр с детьми старшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы обеспечить им возможность «прожить» в игре травмирующие, сложные и противоречивые ситуации, вызывающие страх, тревогу и неуверенность в себе, подталкивающие к проявлению агрессии как защитного механизма. При этом конструктивный характер игры во многом зависит от того, насколько спланированы и продуманы педагогом все особенности и нюансы игры, предусмотрены риски и выработаны способы руководства и коррекции действий дошкольников в ходе игрового взаимодействия. Основным результатом таких игр становится формирование толерантности, взаимопонимания, взаимопомощи, эмпатии, сочувствия и сопереживания как факторов профилактики проявлений агрессии и конфликтности.

В практике педагогических игр выделяют директивные, недирективные и смешанные игры – в зависимости от четкости и неизменности условий, целей, задач, ролевых действий, определяемых педагогом. В современном дошкольном образовании основной упор делается на развитие самости, самостоятельности и индивидуальности личности ребенка, на поддержание его веры в себя, развитие творчества, воображения, социальной активности. В этой связи наиболее эффективными признаются игры с определенными правилами, но включающие в себя возможность трансформации действий героев или сюжета игры – без изменения основного результата. При этом наиболее перспективными являются игры, в основу которых положены реальные жизненные ситуации, знакомые детям сказочные сюжеты или небольшие рассказы, произведения кинематографа, мультфильмы.

В игре происходит моделирование системы социальных отношений, в которых вырабатывается способность к произвольной регуляции деятельности. При этом взрослый должен находиться в состоянии сопереживании ребенку, использовать приемы отражения и вербализации его чувств, обеспечивать атмосферу принятия ребенка и его действий. Основной фокус действий должен быть сосредоточен на чувствах и переживаниях ребенка; учете его возрастных, индивидуальных особенностей, умении договариваться и находить компромиссные решения при несовпадении потребностей, идей, мнений разных участников игры [13, с. 10].

Коллектив дошкольников представляет собой определенную социальную группу, в которой устанавливаются собственные правила, нормы, характеристики коллективного субъекта. В структуру данного объединения входят воспитатели, психолог, социальный педагог или педагог-психолог, дети, родители, иные социальные институты. При этом профилактика и коррекция проявлений агрессии у отдельно взятого дошкольника и в коллективе в целом заключается в объединении, интеграции и согласовании действий всех подструктур. Следует отметить, что правила поведения и общения, которые ребенок видит в детском саду, должны реализовываться таже дома, в учреждениях дополнительного образования и т.д. В этой связи система педагогической профилактики и коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста представляет собой комплекс психолого-педагогических условий, диагностических, профилактических и коррекционных мероприятий по ее преодолению и нивелированию.

На сегодняшний день в ведущих учреждениях дошкольного образования страны реализуются определенные модели профилактики агрессивности. Подобные модели включают в себя:

1. Мероприятия по диагностике и анализу уровня конструктивных или деструктивных форм агрессии.

2. Анализ содержания этапов коррекционно-педагогической деятельности.

3. Планирование педагогических воздействий и распределение функциональных обязанностей.

4. Реализацию психолого-педагогических условий, способствующих устранению или профилактике агрессивных проявлений характера.

5. Проведение контрольной диагностики уровня агрессии дошкольников.

Подобная модель раскрывает сущность и содержание педагогического процесса профилактики и коррекции детской агрессивности, включающего четыре этапа (диагностический; аналитический; подготовительный; основной; рефлексивный). Для объективной оценки используются критерии эффективности функционирования авторской системы социально-педагогической работы образовательного учреждения по профилактике агрессии детей. Основными показателями успешности проводимой коррекционной работы большинство ученых называют:

— снижение уровня агрессии у детей;

— повышение профессиональной компетентности педагогов в области профилактики и коррекции детской агрессии;

— повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах предупреждения агрессии [14].

Сущность педагогической профилактики состоит в отборе методов, средств, способов и приемов организации игрового взаимодействия дошкольников. При этом педагог уделяет внимание, как правило, тем детям, чье поведение можно назвать агрессивным, а также – воспитанникам, поведение которых отличается спонтанностью и непостоянством эмоциональных реакций.

Следует отметить, что в системе работы по преодолению агрессивности старших дошкольников немаловажную роль играет и включение в данный процесс родителей, общественности и т.д. Дело в том, что отсутствие целенаправленной работы по просвещению населения во многом снижает эффективность даже самой хорошо продуманной системы. В этой связи важно обеспечивать социально-просветительскую работу и консультирование, обучение родителей с целью развития у них родительской, педагогической компетенции.

Э.Р. Анненкова отмечает, что эффективность игрового взаимодействия дошкольников во многом зависит от уровня доброжелательности социальной, микроклимата в группе, семье, ближайшем окружении. Кроме того, важную роль играет создание психолого-педагогических условий; наличия педагогического проектирования игрового взаимодействия дошкольников; разработки методических особенностей профилактики и коррекции агрессии в процессе воспитания, обучения и развития личности ребенка; подготовки и повышения квалификации педагогов в направлении работы с агрессивными и эмоционально нестабильными детьми и их родителями [4].

С. Л. Рубинштейн, описывая особенности игровой технологии в развитии личности ребенка и коррекции психоэмоциональных нарушений, указывал, что игра – это естественное, спонтанное проявление побуждений, стремлений, желаний ребенка, которое строится на взаимопонимании и взаимодействии ребенка со взрослым или со сверстниками [34].

Среди наиболее характерных особенностей игровых технологий ученый отмечал:

— эмоциональную насыщенность и вовлеченность детей в игровой процесс;

— наличие общей цели и результата;

— необходимость договариваться и распределять роли;

— возможность для проявления самостоятельности и инициативы;

— активность и творчество.

При этом источником для выбора игрового сюжета может служить окружающий мир, жизнь и деятельность людей, отношения и процессы, происходящие в мире взрослых и сверстников.

Особенностью коллективной сюжетно-ролевой игры является наличие воображаемой ситуации, состоящей из сюжета и ролей. Под сюжетом в данном случае понимается ряд событий, объединенных общим мотивом и содержанием деятельности участников игры (характером действий и отношений, которыми связаны играющие).

В сюжетно-ролевой игре ребенок часто принимает на себя роль взрослого. При этом он не отождествляет себя с определенным человеком, а формирует некий обобщенный образ и действует от его имени.

Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомимике, использовании тех или иных принадлежностей и предметов, соответствующих ситуации взаимодействия и сюжету игры.

Следует отметить, что, несмотря на то, что игра является естественной, ведущей детальностью детей дошкольного возраста, педагогическая коллективная игра предполагает руководство со стороны взрослого, она не должна быть пущена на самотек и обязательно завершается достижением заранее обозначенного результата. При этом эффективность профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста при помощи ролевых игр может быть достигнута только при соблюдении определенных условий:

1. Использование игр должно осуществляться в системе: должны чередоваться игры на сплочение, эмоциональный комфорт и взаимодействие с играми на формирование самооценки, самопознания, навыков самовыражения и т.д.;

2. Роль педагога должна быть сведена к наблюдению и мягкой коррекции. Взаимодействие осуществляется на основе социального и эмоционального партнерства.

3. Должны использоваться методы, обеспечивающие расширение и обогащение индивидуального опыта совладания со стрессом, тревогой и негативными эмоциями.

Использование сюжетно-ролевых игр во взаимодействии с детьми способствует обучению их приемам саморегуляции, снятию эмоционального напряжения, развитию коммуникативных навыков, умения сотрудничать, повышению самооценки и уверенности в себе, что позитивно влияет на снижение агрессивности дошкольников и, как следствие, успешную социализацию.

Игра является отражением стремления и формирования потребности детей вступать во взаимоотношения с окружающим миром. Основная цель применения сюжетно-ролевой игры в ходе профилактики и коррекции агрессивного поведения – помочь детям выразить свои переживания наиболее приемлемым для них образом – через игру, так как она является ведущим видом деятельности для дошкольников.

Особую роль в играх на снятие агрессии и профилактику агрессивного поведения играют средства, атрибуты, предметная среда в которой осуществляется взаимодействие. Для снятия агрессии хорошо помогает игра с песком, водой, глиной, фасолью, крупами, горохом и др. При этом эти элементы могут быть использованы как в составе индивидуальной игровой работы, так и в качестве атрибутов коллективной игры.

Многими исследователями коллективная игра выделяется как наиболее эффективная форма организации взаимодействия и сотрудничества в группе дошкольников и устранения негативных поведенческих проявлений (агрессия, тревожность, замкнутость и др.).

Коллективная игра представляет собой взаимодействие субъектов воспитательного процесса, организованного в игровой форме. В коллективных играх в ДОУ, как правило задействован весь детский коллектив (группа). Результатом регулярного проведения коллективных игр являются взаимные изменения эмоций, личности и поведения всех участников.

При использовании коллективных игр важно соблюдать принцип соответствия возрасту, а также – чередования движения, деятельности и отдыха. Данным условиям удовлетворяет квест-технология, в которой дети, разбившись на команды, выполняют задания и ищут определенные предметы [36, с. 195].

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина рекомендуют использовать мобильные игры, которые не только помогают реагировать на агрессию и снимать накопившееся напряжение, но и обучают детей эффективным методам общения [25].

С помощью игры ребенок выражает свои чувства радости, гнева, стресса и обиды, тем самым освобождая себя от негативных эмоций. Игры развивают эмоции и познание детей, мотивируют их в области потребностей и коммуникативных навыков. Кроме того, в игре вырабатываются важные качества личности дошкольника, которые впоследствии помогут ему быть эффективной, востребованной личностью. К таким качествам относятся:

— способность брать на себя ответственность за свои действия,

— способность выдвигать новые и креативные решения проблемы;

— сочувствие и уважение к мнению и чувствам других людей;

— стремление и готовность осваивать новые социальные навыки и отношения.

Таким образом, игра, особенно – коллективная, служит эффективным средством профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, тревожности, агрессии и гнева у детей старшего дошкольного возраста. Деятельность в игре влияет на произвольность поведения и формирование всех психологических процессов – от самых элементарных до самых сложных. Исполняя роль в игре, ребенок подчиняет этой задаче все кратковременные и импульсивные формы поведения.

Коллективные игры также оказывают большое влияние на интеллектуальное развитие дошкольников. Играя разные роли, дети избавляются от сложностей и страха, учатся сочувствовать и понимать других.

Итак, можно утверждать, что, организуя коррекционное и профилактическое воздействие на личность и поведение ребенка старшего дошкольного возраста для преодоления агрессии и агрессивности в игровой форме, можно добиться комплексного воспитательного и развивающего эффекта, сформировать позитивную атмосферу в группе и развить у воспитанников навыки эффективного общения, что способствует успешной социализации самореализации ребенка в дальнейшей жизни. при этом, организуя коллективные игры для преодоления агрессии, важно придерживаться определенных методических принципов и приемов.

1.3. Методика проведения коллективных игр с детьми старшего дошкольного возраста

Детская психика очень восприимчива к разного рода негативным влияниям. Не имея достаточного опыта противодействия стразам, тревоге, конфликтам, а также – не владея навыками анализа ситуации и формирования адекватного ответа, дошкольники реализуют деструктивные механизмы копинга, проявляющиеся в девиация, уходе от реальности, агрессивном поведении и др. В этой связи единственным эффективным способом противодействия развитию агрессивности как свойства личности в старшем дошкольном возрасте является профилактика агрессивного поведения и коррекции отдельных проявлений негативизма, тревоги, гнева, асоциальных действий.

Профилактика и коррекция нарушений социального поведения и психических реакций на воздействия извне основывается на выделении фактов риска, определении ресурсов личности в преодолении негативных факторов, гармонизации личностной сферы жизни ребенка.

Когда дошкольник оказывается в трудной или неоднозначной ситуации, перед ним стоит задача выбора способа реагирования и действия. При этом ведущими механизмами адаптации к непривычным условиям, как правило, выступают минимизация риска, нейтрализации воздействий и поглощение негативных влияний. Если в случае минимизации и нейтрализации от человека требуются активные осознанные действия по устранению или снижению интенсивности воздействия стрессовые факторов поиска выхода из сложной ситуации, то в случае поглощения в психике запускаются процессы эффективных защит. К таким механизмам можно отнести формирование у ребенка устойчивости к внешним воздействиям, сохранение продуктивности общения и деятельности в любой ситуации, адаптации к новым условиям, принятие и возможность действовать наиболее эффективно. Защиты могут быть как внешние, проявляющиеся в элементах комфортной, безопасной окружающей среды, так и внутренние: оптимизм, уверенность в себе творчество, готовность к сотрудничеству и др. Именно на выработку совокупности позитивных внешних и внутренних условий эффективной социализации ребенка и направлена профилактическая работа по преодолению агрессивного поведения дошкольников.

М.Д. Маханева отмечает, что максимально эффективно защитные факторы формируются в процессе сюжетно-ролевой, театрализованной игры, в которую включена вся группа (коллектив) воспитанников [26]. Коллективные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения. Построенные на определенных сюжетных линиях, взятых из сказок или художественной литературы, они имеют нравственную направленность, развивая у дошкольников представления о таких феноменах, как: дружба, доброта, честность, смелость и др. В коллективной игре ребенок познает мир, выражает свое отношение к явлениям и процессам окружающей жизни. При этом герои постановок становятся образцами для подражания и отождествления, что оказывает позитивное влияние на детей.

Коллективная детская игра – это коллективное взаимодействие субъектов процесса воспитания в игровой деятельности. Ее нужно рассматривать как один из способов игрового взаимодействия, где участвует весь детский коллектив. В этом случае игровое взаимодействие – это общая деятельность всех участников игрового действа, результатом которого являются их взаимные изменения.

Именно в коллективной игре достаточно эффективно воспроизводятся и интерпретируются правила поведения, которые соответствуют потребностям детей, их интересам, стремлениям, а также обогащают их опыт, развивая собственное отношение к действительности.

Коллективная игра продуктивно используется в любом виде деятельности, в частности, трудовой, творческой, бытовой, организационной, что говорит о большом влиянии этого вида игры на развитие познавательного интереса.

Непринужденное ролевое взаимодействие, перевоплощение в персонажей произведений, действия от их лица помогают преодолеть неуверенность, страх, сомнения, учит выбирать разные способы поведения в той или иной ситуации. Таким образом, в коллективной игре накапливается опыт позитивного межличностного общения, эмпатии и взаимопомощи.

Коллективные игры объединяют детей, помогают формировать отношения партнерства, готовность к взаимовыручке, способствуют проявлению инициативы, ускоряют процесс овладения навыками публичного выступления, повышают веру в себя, создают положительный настрой, снимают эмоциональное и психическое напряжение, позволяют решить или предупредить конфликтные ситуации. При этом для повышения эффективности коллективных игр в развитии личности ребенка и коррекции его поведения их важно дополнять позитивным общением со значимыми взрослыми, в частности – с родителями. Активное участие семьи в воспитании детей, организация совместных игр, приглашение родителей на театрализованные вечера в группу помогают наладить эмоциональный контакт, что очень важно для ребенка дошкольного возраста [29, с. 631].

Следует отметить, что в силу своих возрастных особенностей, старшие дошкольники проявляют активный интерес к познанию окружающего мира, любознательность, творчество и изобретательность. Они охотно усваивают правила поведения в социуме и отношения к объектам окружающего мира. При этом они достаточно коммуникабельны, открыты к сотрудничеству и творческому, игровому взаимодействию. При наличии эффективного сопровождения со стороны взрослого дети данного возраста могут адекватно оценить свои действия и их последствия, действия других, обстановку и причины поведения сверстников. Именно поэтому основным и наиболее эффективным средством профилактики агрессивного поведения могут выступать коллективные игры.

В коллективных играх дети осознанно принимают правильную линию поведения, задействованы в принятии общих решений для получения положительного результата. При этом под коллективной игрой современные исследователи понимают деятельность, направленную на взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. Коллективные игры способны создать доброжелательные отношения между участниками, в них можно задействовать всех представителей образовательного и воспитательного процесса.

В коллективных играх сохраняется возможность проявления своей индивидуальности и принятия, признания заслуг других. При этом любое достижение отмечается педагогом и подкрепляется теми или иными действиями.

Для обеспечения эффективного взаимодействия старших дошкольников в процессе коллективных игр следует соблюдать определенные методические условия их организации:

— должна обеспечиваться последовательность и логическая обусловленность типа игры;

— роли ребенка и взрослого должны выстраиваться как отношения полноправного партнерства в игровой деятельности;

— сохранение эмоциональности, динамики, активности действий всех участников представляет собой основную цель и условие существования благополучной, сплоченной группы.

Кроме того, на эффективность коллективной игры оказывает влияние окружающая обстановка, атмосфера непринужденности, оптимальный темп, помогающие избежать перегрузок.

К завершению старшего дошкольного возраста у воспитанников должна быть максимально сформирована психологическая готовность к переходу в новую среду и новую ситуацию развития – школьное обучение, предполагающее соблюдение правил позитивной коммуникации и дисциплины. В связи с чем, основной задачей воспитателей становится формирование бесконфликтных стратегий поведения дошкольника. При этом педагоги часто сталкиваются с несформированностью и нестабильности основных психических процессов и характеристик личности ребенка, недостаточной произвольностью поведения, неспособностью к саморегуляции, слабым развитием навыков позитивной коммуникации, неадекватной самооценкой, сниженной адаптационной способностью и неразвитостью защитных психологических механизмов. На решение данных проблем может быть направлена коррекционно-развивающая работа педагога. Между тем, элементы психологического комфорта и позитивной коммуникации воспитатель может развивать и в ходе обычных занятий в группе, организуя их по максимально целесообразной методике. В качестве наиболее эффективных форм и методов могут выступать коллективные игры, театрализация, совместные праздники и др.

 Выводы по 1 главе

 

Таким образом, в ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования было выявлено, что агрессивность представляет собой многоаспектное и разнообразное по проявлениям и причинам возникновения свойство психики, общим свойством которого является осуществление действий, тем или иным образом противоречащих нормам безопасного сосуществования людей в обществе. При этом в дошкольном возрасте агрессивность может быть закономерным и естественным явлением, сопровождающим процесс взросления, развития самости, самостоятельности, субъектности личности. Нередко агрессивность обусловлена затруднениями в коммуникативной деятельности и дискомфортом, возникающим у детей в процессе межличностного взаимодействия.

Эффективность игрового взаимодействия дошкольников с целью профилактики агрессивного поведения во многом зависит от уровня доброжелательности социальной, микроклимата в группе, семье, ближайшем окружении. Кроме того, важную роль играет создание психолого-педагогических условий; наличия педагогического проектирования игрового взаимодействия дошкольников; разработки методических особенностей профилактики и коррекции агрессии в процессе воспитания, обучения и развития личности ребенка; подготовки и повышения квалификации педагогов в направлении работы с агрессивными и эмоционально нестабильными детьми и их родителями.

В коллективных играх дети осознанно принимают правильную линию поведения, задействованы в принятии общих решений для получения положительного результата. При этом под коллективной игрой современные исследователи понимают деятельность, направленную на взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. Коллективные игры способны создать доброжелательные отношения между участниками, в них можно задействовать всех представителей образовательного и воспитательного процесса. Все это свидетельствует об их эффективности в профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф