1 2
глава 2. Экспериментальное исследование профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в коллективных играх
2.1 Организация и методы исследования. Констатирующий этап
Целью эмпирического исследования стала оценка влияния коллективных игр, целенаправленно организуемых педагогом ДОУ, для снижения и профилактики агрессивности поведения старших дошкольников.
В исследовании приняли участие 40 детей старшей группы (5-6 лет) детского сада.
Дети были разделены на две группы по 20 человек – экспериментальную и контрольную.
Основные этапы исследования:
1 этап – констатирующий.
Проведение психодиагностического исследования агрессивного поведения детей контрольной и экспериментальной групп старшего дошкольного возраста.
Обработка и анализ полученных результатов.
2 этап – формирующий.
Разработка и реализация программы по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством коллективных игр.
3 этап – контрольный.
• Сравнение результатов диагностики агрессивного поведения у испытуемых контрольной и экспериментальной групп после проведения формирующего этапа.
Формирующий этап был проведен только с детьми экспериментальной группы, в то время как дети контрольной группы занимались в обычном режиме.
Для выявления уровня агрессивности детей дошкольного возраста нами были подобраны следующие методики:
— «Кактус» М.А. Панфиловой;
— «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич;
— Методика «Цветовой тест Люшера» в модификации О.Ф. Дубровской;
— Анкета «критерии агрессивности у ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко);
— Методика «Паровозик» (С.В. Велиева).
Рассмотрим методики более подробно.
1. «Кактус» М.А. Панфиловой (Приложение 1).
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
2. «Несуществующее животное» (Приложение 2).
Ребенку дается инструкция придумать и нарисовать несуществующее животное, затем назвать его несуществующим именем.
Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики (в частности, моторики доминантной руки), зафиксированное в виде графического следа движения (рисунка).
По своему характеру тест относится к проективной методике. Статистической проверке или стандартизации не подвергается, поэтому анализируется подобно свободному рисунку; результат анализа может быть представлен в описательных формах.
Высокий уровень агрессивности – 20 – 42 баллов.
Средний уровень агрессивности – 10 – 19 баллов.
Низкий уровень агрессивности – 1 – 9 баллов.
3. Методика «Цветовой тест Люшера» в модификации О.Ф. Дубровской (Приложение 3).
Тест предназначен для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов у детей и подростков.
Тест состоит из 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый – 0, темно-синий – 1, зеленый – 2, оранжево-красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7. Для получения достоверных результатов целесообразно использовать стандартные наборы карточек, например из методики, изданной Иматон.
Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке на примерно равном расстоянии друг от друга.
Оценка результатов
4 балла – в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый – в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.
3 балла – допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.
2 балла – смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый – на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное – требуется помощь психолога, педагога.
1 балл – черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).
4. Анкета «критерии агрессивности у ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) (Приложение 4).
С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко, 1992).
Данные критерии приводятся для того, чтобы педагог, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.
Высокая агрессивность – 15–20 баллов.
Средняя агрессивность – 7–14 баллов.
Низкая агрессивность – 1–6 баллов.
5. Методика «Паровозик» (С.В. Велиева) (Приложение 5).
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников). Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается:
менее 3-х, то психическое состояние оценивается как позитивное;
4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);
при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени;
больше 9 баллов — НПС высокой степени.
После проведения всех методик у нас получились следующие результаты.
По методике «Кактус» в контрольной группе высокий уровень агрессивности выявлен у 5 человек (25%), 11 детей находятся на среднем уровне (55%), у 4 детей (20%) выявлен низкий уровень агрессивности.
В экспериментальной группе высокий уровень агрессивности в 6 детей (30%), средний – у 12 детей (60%), на низком уровне агрессивности всего 2 ребенка (10%).
Для наглядности представим полученные денные в виде диаграммы (Рис. 1).
Рис. 1. Уровень агрессивности детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп по методике «Кактус» на констатирующем этапе эксперимента (%)
По второй методике «Несуществующее животное» у нас получились следующие результаты. В контрольной группе высокий уровень агрессивности выявлен у 4 детей (20%), средний уровень обнаружен у 9 детей (45%), на низком уровне 7 детей (35%).
В экспериментальной группе высокий уровень обнаружен у 4 детей (20%), средний уровень агрессивности выявили 10 детей (50%), низкий уровень обнаружен у 6 детей (30%).
Для наглядности представим данные в виде диаграммы (Рис. 2).
Рис. 2. Уровень агрессивности детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп по методике «Несуществующее животное» на констатирующем этапе эксперимента (%)
По третьей методике, «Цветовой тест Люшера» в модификации О.Ф. Дубровской, результаты следующие.
В контрольной группе Благоприятное эмоциональное состояние выявлено у 4 детей (20%). Удовлетворительное эмоциональное состояние у 8 детей (40%). Эмоциональное состояние неудовлетворительное у 8 детей (40%).
В экспериментальной группе благоприятное эмоциональное состояние выявлено у 4 детей (20%). Удовлетворительное эмоциональное состояние у 7 детей (35%). Эмоциональное состояние неудовлетворительное у 8 детей (40%). 1 ребенок (5%) находится в кризисном состоянии.
Для наглядности представим данные в виде диаграммы (Рис. 2).
Рис. 3. Уровень эмоционального состояния детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп по методике «Цветовой тест Люшера» в модификации О.Ф. Дубровской на констатирующем этапе эксперимента (%)
По четвертой методике, анкета «критерии агрессивности у ребенка»
(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) в контрольной группе высокий уровень агрессивности выявлен у 3 детей (15%), средний уровень обнаружен у 9 детей (45%), на низком уровне 8 детей (40%).
В экспериментальной группе высокий уровень обнаружен у 4 детей (20%), средний уровень агрессивности выявили 11 детей (55%), низкий уровень обнаружен у 5 детей (25%).
Для наглядности представим данные в виде диаграммы (Рис. 4).
Рис. 4. Уровень агрессивности детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп по методике анкета «критерии агрессивности у ребенка» на констатирующем этапе эксперимента (%)
5. По методике «Паровозик» (С.В. Велиева) в контрольной группе позитивное психическое состояние выявлено у 3 детей (15%), негативное психическое состояние низкой степени у 6 детей (30%), НПС средней степени у 7 детей (35%), НПС высокой степени у 4 детей (20%).
В экспериментальной группе позитивное психическое состояние выявлено у 2 детей (10%), негативное психическое состояние низкой степени у 8 детей (40%), НПС средней степени у 5 детей (25%), НПС высокой степени у 5 детей (25%).
Для наглядности представим полученные денные в виде диаграммы (Рис. 5).
Рис. 5. Уровень психического состояния детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп по методике «Паровозик» на констатирующем этапе эксперимента (%)
Таким образом, на основании полученных данных видно, что большинство детей обеих групп имеют высокий и средний уровни агрессивности. Результаты детей контрольной группы несколько лучше, чем результаты экспериментальной группы, но отличаются незначительно.
2.2. Описание хода работы по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в коллективных играх
Содержание работы строилось с учетом возрастных особенностей дошкольников, в рамках нормального течения воспитательного процесса, с соблюдением последовательности, целенаправленности и регулярности занятий.
При разработке комплекса игровых занятий учитывалась возможность максимальной вовлеченности дошкольников в групповое и коллективное взаимодействие, повышения заинтересованности детей к установлению позитивных межличностных отношений.
При внедрении комплекса коллективных игр в воспитательный процесс экспериментальной группы исходили из возможности обеспечения тесного сотрудничества педагогов с родителями.
Задачами формирующего этапа являлись: формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром, обучение способам регуляции эмоционального поведения, анализу своего внутреннего состояния, а также умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.
Для снижения уровня агрессивных проявлений была разработана система занятий, составленная на основе методических разработок Балагуровой Н.Н., Панфиловой М.А. и др. [29]. На формирующем этапе в экспериментальной группе детей было проведено 12 игровых занятий с использованием коллективных игр, направленных на ослабление негативных эмоций, методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей. В ходе работы использовались подвижные, имитационные игры, игры на ролевое взаимодействие в группе.
1 ЗАНЯТИЕ.
1 упражнение.
Снижение агрессивности посредством двигательной активности. После просьбы взрослого: «Давайте познакомимся», дети должны назвать себя по имени.
Игра «Снежный ком».
Дети становятся в круг, ведущий берёт мячик и кидает одному из детей, тот называет своё имя и кидает мячик следующему, который, помимо своего имени называет имя предыдущего ребёнка и т.д.
2 упражнение.
«Давайте поздороваемся».
Сначала ребятам рассказывается о разных формах приветствия реально существующих и шуточных. Далее детям предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной и т.д. и выдумать свои необычные способы приветствия и поздороваться ими.
3 упражнение.
«Те кто…»
Ведущий предлагает встать тем, кто…
— любит бегать;
— радуется хорошей погоде;
— имеет младшую сестру и т.д.
После ответов у детей спрашивают, кто же из них имеет младшую сестру, а кто любит бегать и т.д.
2 ЗАНЯТИЕ.
1 упражнение.
Снижаем агрессию, привлекая внимание детей к другим ребятам, обучая пониманию положительного и отрицательного отношения друг к другу. Дети приветствуют друг друга в кругу. А затем им предлагается игра «Запомни». Дети делятся по двое и встают спиной друг к другу. После этого описывают причёску, одежду, лицо партнёра. Описание сравнивается с оригиналом и определяется, на сколько ребёнок был точен.
2 упражнение.
«Что изменилось?!»
Каждый ребёнок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе происходит 2-3 изменения в одежде, перестановке мебели и т.д. В задачу водящего входит правильно подметить эти изменения.
3 упражнение.
«Прощание».
Обсуждаем разные формы прощания, а затем придумываем свои варианты и прощаемся.
3 ЗАНЯТИЕ.
1 упражнение.
Ребята учатся делать друг другу приятное, меняя свои установки о том, что агрессией и негативным поведением можно добиться внимания или расположения других.
Группа встаёт в круг и здоровается, а затем начинает игру «Цветик – Семицветик».
Дети рисуют отдельные части цветка – лепестки и разукрашивают разными цветами. Затем кладут на стол, собрав воедино. А после даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то, что бы ты подарил всем нам?» или «Если бы у тебя был цветик – семицветик, какое бы ты загадал желание?»
«Лети, лети лепесток через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели,
Вели чтобы …»
По окончанию можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех и нарисовать его всем вместе на листе ватмана.
4 ЗАНЯТИЕ.
1 упражнение.
«Руки знакомятся, ссорятся, мирятся».
Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами. Дети сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии (вытянутой руки). Ведущий говорит: «Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношения. Опустите руки».
«Снова вытяните ваши руки. Они ссорятся».
«Опустите их, а теперь они мирятся. Вы расстаётесь друзьями».
После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры.
2 упражнение.
«Кораблик»
Дети делают кораблик, встав так, чтобы один ребёнок уместился в середине.
Ведущий объясняет, что кораблик сначала плывёт в солнечную погоду, но вот он попадает в шторм, а тот, кто в середине – капитан корабля, и он не боится шторма. Назло бури и молниям, он должен крикнуть: «Я сильный и смелый капитан, я не боюсь бури!»
5 ЗАНЯТИЕ.
1 упражнение.
«Кто позвал, узнай по голосу».
Водящий отходит в дальний угол комнаты, отворачивается и закрывает глаза. Даётся инструкция: дети по очереди называют водящего по имени разными интонациями, а он должен отгадать, кто к нему обратился и как (нежно, грубо, зло и т.д.)
После упражнения обсуждаются чувства, возникшие при том или ином оклике.
2 упражнение.
«Мы рисуем».
Ведущий предлагает нарисовать доброе животное и назвать его ласковым именем.
После этого, все дети показывают своё животное и объясняют, что говорит о том, что животное доброе, какими добрыми качествами оно наделено.
6 ЗАНЯТИЕ.
1 упражнение.
«Походка».
Детям предлагается пройтись так как в их представлении ходит:
— маленькая девочка в хорошем настроении;
— старик;
— уставший человек;
— игрок в баскетбол;
— человек, который несёт тяжёлую сумку;
— кошечка и т.д.
Так же, дети могут сами выбрать себе персонаж, а другие будут отгадывать, кого он изображает.
2 упражнение.
«Вежливые слова»
Игра проводится с мячом и в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо назвать только слова:
— приветствия (здравствуйте, привет, добрый день и т.д.);
— благодарности (спасибо, благодарю и т.д.);
— извинения;
— прощания и т.д.
7 ЗАНЯТИЕ.
1 упражнение.
«Волшебные заросли».
Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижатыми «волшебными водорослями»- всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения. Водящий должен самыми добрыми словами и нежными движениями уговорить «водоросли» пропустить его в центр круга.
Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких условиях водоросли расступились, а при каких нет.
2 упражнение.
«То, что я люблю делать».
Дети стоят в кругу, водящий средствами пантомимы показывает то, что он любит больше всего делать. Дети отгадывают, и так по кругу.
Можно предложить и другие задания, например:
— какие животные нравятся;
— какие он любит подарки;
— любимое время года и т.д.
8 ЗАНЯТИЕ.
1 упражнение.
«Наши чувства»
На столе лежат карточки с названиями чувств:
— радость;
— огорчение;
— обида;
— вдохновение;
— страх;
— удовольствие;
— гнев;
— стыд;
— восхищение;
— благодарность;
— удивление;
— злость;
— отвращение;
— облегчение;
— нетерпение;
— испуг;
— смущение;
— печаль.
Детям предлагается разделить карточки на две группы: в первой группе будут карточки с положительными чувствами, а в другой – с отрицательными.
А потом постараться вместе придумать разные ситуации, в которых они будут проявляться.
После этого, ребёнку даётся задание нарисовать те чувства, которые ему больше всего нравятся и рассказать почему.
9 ЗАДАНИЕ.
1 упражнение.
«Коллаж».
1 вариант.
Берётся некоторое количество журналов и газет. Детям предлагается вырезать разных людей и приклеить на лист ватмана, но так, чтобы в одной группе были люди исключительно добрые, весёлые и улыбчивые, а в другой грустные, ссорящиеся, злые.
Дети придумывают про каждую группу свою историю и стараются объяснить, чем же доброта отличается от зла и каким человеком легче быть добрым или злым.
2 вариант.
Берётся некоторое количество журналов и газет. Детям предлагается вырезать разных людей и предметы, которые им понравились, приклеить их на общий лист ватмана.
Затем предлагается рассказать, почему они выбрали именно эти картинки, чем они понравились и придумать историю, задействовав все изображения, но так, чтобы следующий участник мог продолжить своей частью. В конце мы получаем общую сказку.
10 ЗАНЯТИЕ.
1 упражнение.
«Игрушки».
Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок из пары обладатель красивой, очень любимой игрушки, а другой очень хочет в неё поиграть. Важно, чтобы обладатель игрушки смог представить ту игрушку, которую он держит, самой, самой любимой. В задачу другого входит упросить напарника дать поиграть этой игрушкой. Как только хозяин игрушки отдаёт её просящему, игра прерывается, и у хозяина спрашивают, почему он отдал игрушку.
2 упражнение.
«Маленький секрет»
Детям предлагается сесть поудобнее, сделать 2-3 глубоких вдоха и закрыть глаза.
Детям даётся задание: вспомнить своё любимое место, где они любили бывать, где им спокойно и хорошо, если такого нет, его надо придумать. Звуки, цвета, окружающие предметы в этом месте, какие они…
Поиграйте там некоторое время.
— А теперь ещё раз глубоко вдохните, оглядитесь и запомните. Откройте глаза.
— Попробуйте нарисовать это место, что ты представил.
Затем вместе с детьми обсудить картинки, о чём они думали…
11 ЗАНЯТИЕ.
1 упражнение.
«Мы играем в приключения!»
Детям предлагается придумать сказку и выбрать похожих на них персонажей, а затем проиграть её перед другими (водящие- изображающие историю, 2-3 ребёнка). А остальные внимательно смотрят и пытаются проследить, насколько у «актёров» получилось вжиться в образ героев сказки.
Затем проходит беседа, насколько было сложно изобразить выбранный персонаж и передать содержание сказки.
12 ЗАНЯТИЕ.
1 упражнение.
«Итоги: каким бы я хотел быть и какой я сейчас».
Детям предлагается нарисовать себя какой он есть сейчас и каким бы хотел стать. После показа рисунков в кругу с каждым участником обсуждается (а ребята помогают советами – как стать лучше), какие шаги нужно предпринять, чтобы соответствовать своему образу, какие ему присущи черты, и как в себе их развить.
После этого каждый ребёнок рисует для себя поэтапную «дорожку – лестницу» к вершине своего совершенства, изображая себя на каждом этапе восхождения (какие качества он прибавляет себе с каждой ступенькой и какие поступки совершает, чтобы быть лучше).
Занятия проводились 2 раза в неделю. Длительность каждого занятия составляла 30 минут.
Для обеспечения комплексного воздействия на личность ребенка, устранения факторов риска проявления агрессии, гармонизации эмоциональной сферы комплекс коллективных игр дополнялся упражнениями на развитие эмпатии, творческого мышления, зрительно-моторной координации, произвольности, непосредственного общения и т.д. Игровые занятия, театрализации имитационные упражнения сопровождались вербальным и наглядным материалом, в зависимости от целей занятия и возможностей детей.
Таким образом, к окончанию реализации системы занятий большинство дошкольников научились навыкам бесконфликтного общения, поддерживали друг друга вырабатывали совместные идеи, толерантно относились к промахам других помогали преодолеть трудности. Другими словами, у них сформировались навыки взаимодействия и взаимопомощи. При этом значительно снизилась частота и уровень агрессинах реакций. Успех и поддержка товарищей, а также – заинтересованность в игровом взаимодействии способствовали повышению уровня позитивности коммуникации и успешной социализации ребенка. При этом разнообразная тематика игр способствовала расширению кругозора и формированию ценностных ориентаций дошкольников, что является ценным приобретением на этапе перехода к школьному обучению.
Также родителям были даны рекомендации по организации взаимодействия с детьми и формирования у них эмоциональной устойчивости и навыков бесконфликтного общения.
В числе важных условий коммуникации родителей и дошкольников можно выделить: оптимистичное и спокойное состояние родителей, учет потребностей, желаний ребенка, умение разговаривать с ребенком спокойно и доверительно, объяснять причины своего недовольства. В таком случае дошкольник будет перенимать манеру поведения взрослого, вырабатывать оптимальный стиль поведения.
В случаях, когда ребенок проявляет агрессию по отношению к окружающим, важно:
— Демонстрировать спокойное и уверенное поведение, стараться переключить внимание ребенка на какую-то приятную для него деятельность.
— Показывать понимание причин злобы и агрессии дошкольников, оказывать помощь в понимании себя, своих чувств, состояний, эмоций.
— Направляя деятельность ребенка, указывать не на недостатки личности, а на особенности поступка, ситуации.
— Обеспечивать контроль над собственными негативными эмоциями.
— Уделять внимание положительной репутации ребенка, поддерживая его и помогая построить доверительные отношения.
— Демонстрировать и отрабатывать в игровой форме модели неагрессивного поведения.
Организуя работу по преодолению детской агрессии, следует учитывать, что ведущим видом активности в старшем дошкольном возрасте служит игровая деятельность и общение со сверстниками. Поэтому использование коллективных игр на урегулирование агрессивных проявлений является довольно эффективным способом воздействия на поведение детей.
В Приложении 6 представлены примеры игр на коррекцию и профилактику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, которые также можно использовать в ДОУ. Данные игры могут быть включены в состав работы воспитателя и профилактики детской агрессии.
Наблюдения за поведением и взаимодействием детей в процессе формирующего этапа эксперимента показали, что реализация коллективных игр и упражнений с дошкольниками с агрессивным поведением позволила добиться позитивной динамики в поведении детей, а именно:
снижение скованности, проявления свободы в выражении эмоций;
снижение мышечного и эмоционального напряжения;
развитие умения давать правильную оценку своим поступкам, а также поступкам других детей, адекватно реагировать на действия окружающих;
повышение у каждого ребенка стремления добиваться результата в деятельности, проявление активности в коллективных играх;
развитие базовых коммуникативных умений: приветствие и прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; вежливый отказ;
развитие умения выражать свой гнев в приемлемой для окружающих форме;
овладение приемами саморегуляции, самообладания в различных ситуациях;
формирование эмпатии, доверия к людям, доброжелательности и т.д.
Таким образом, можно утверждать, что использование коллективных игр во взаимодействии с детьми способствовало обучению их приемам саморегуляции, снятию эмоционального напряжения, развитию коммуникативных навыков, умения сотрудничать, повышению самооценки и уверенности в себе, что позитивно влияет на снижение агрессивности дошкольников и, как следствие, успешную социализацию.
2.3. Оценка эффективности проведенной работы. Контрольный этап
Для выявления динамики уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста нами были проведены те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Мы получили следующие результаты.
По методике «Кактус» в контрольной группе высокий уровень агрессивности выявлен у 5 человек (25%), 10 детей находятся на среднем уровне (50%), у 5 детей (25%) выявлен низкий уровень агрессивности.
В экспериментальной группе высокий уровень агрессивности у 2 детей (10%), средний – у 11 детей (55%), на низком уровне агрессивности 7 детей (35%).
Для наглядности представим полученные денные в виде диаграммы (Рис. 6).
Рис. 6. Уровень агрессивности детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп по методике «Кактус» на контрольном этапе эксперимента (%).
По второй методике «Несуществующее животное» у нас получились следующие результаты. В контрольной группе высокий уровень агрессивности выявлен у 5 детей (25%), средний уровень обнаружен у 9 детей (45%), на низком уровне 6 детей (30%).
В экспериментальной группе высокий уровень обнаружен у 2 детей (10%), средний уровень агрессивности выявили 8 детей (40%), низкий уровень обнаружен у 10 детей (50%).
Для наглядности представим данные в виде диаграммы (Рис. 7).
Рис. 7. Уровень агрессивности детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп по методике «Несуществующее животное» на контрольном этапе эксперимента (%).
По третьей методике, «Цветовой тест Люшера» в модификации О.Ф. Дубровской, результаты следующие.
В контрольной группе Благоприятное эмоциональное состояние выявлено у 4 детей (20%). Удовлетворительное эмоциональное состояние у 9 детей (45%). Эмоциональное состояние неудовлетворительное у 7 детей (35%).
В экспериментальной группе благоприятное эмоциональное состояние выявлено у 8 детей (40%). Удовлетворительное эмоциональное состояние у 9 детей (45%). Эмоциональное состояние неудовлетворительное у 3 детей (15%). Кризисное состояние не выявлено.
Для наглядности представим данные в виде диаграммы (Рис. 8).
Рис. 8. Уровень эмоционального состояния детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп по методике «Цветовой тест Люшера» в модификации О.Ф. Дубровской на контрольном этапе эксперимента (%)
По четвертой методике, анкета «критерии агрессивности у ребенка»
(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) в контрольной группе высокий уровень агрессивности выявлен у 3 детей (15%), средний уровень обнаружен у 9 детей (45%), на низком уровне 8 детей (40%).
В экспериментальной группе высокий уровень обнаружен у 1 ребенка (5%), средний уровень агрессивности выявили 8 детей (40%), низкий уровень обнаружен у 11 детей (55%).
Для наглядности представим данные в виде диаграммы (Рис. 9).
Рис. 9. Уровень агрессивности детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп по методике анкета «критерии агрессивности у ребенка» на контрольном этапе эксперимента (%)
По методике «Паровозик» (С.В. Велиева) в контрольной группе позитивное психическое состояние выявлено у 4 детей (20%), негативное психическое состояние низкой степени у 6 детей (30%), НПС средней степени у 6 детей (30%), НПС высокой степени у 4 детей (20%).
В экспериментальной группе позитивное психическое состояние выявлено у 6 детей (30%), негативное психическое состояние низкой степени у 9 детей (45%), НПС средней степени у 5 детей (25%), НПС высокой степени не выявлено.
Для наглядности представим полученные денные в виде диаграммы (Рис. 10).
Рис. 10. Уровень психического состояния детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп по методике «Паровозик» на контрольном этапе эксперимента (%)
Таким образом, уровень агрессии у детей экспериментальной группы существенно понизился по всем методикам, в то время как уровень агрессии детей контрольной группы остался примерно на том же уровне.
А это значит, что наша работа по снижению уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста посредством коллективных игр была успешной.
Таким образом, можно констатировать, что разработанная и реализованная система занятий с использованием коллективных игр способствовала нормализации эмоционального фона и снижению проявлений вербальной и физической агрессии у дошкольников экспериментальной группы. При этом у представителей контрольной группы подобной динамики выявлено не было. Полученные результаты доказывают эффективность разработанных занятий и позволяют рекомендовать данную систему педагогам ДОУ для организации работы со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивного поведения.
Выводы по 2 главе
В исследовании приняли участие 40 детей старшей группы (5-6 лет) детского сада. Дети были разделены на две группы по 20 человек – экспериментальную и контрольную. Для выявления уровня агрессивности детей дошкольного возраста нами были подобраны следующие методики: «Кактус» М.А. Панфиловой; «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич; методика «Цветовой тест Люшера» в модификации О.Ф. Дубровской; анкета «критерии агрессивности у ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко); методика «Паровозик» (С.В. Велиева). После проведения всех методик и анализа полученных результатов было установлено, что большинство детей обеих групп имеют высокий и средний уровни агрессивности. Результаты детей контрольной группы несколько лучше, чем результаты экспериментальной группы, но отличаются незначительно.
На формирующем этапе в экспериментальной группе детей было проведено 12 игровых занятий с использованием коллективных игр, направленных на ослабление негативных эмоций, методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей. В ходе работы использовались подвижные, имитационные игры, игры на ролевое взаимодействие в группе.
Для выявления динамики уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста нами были проведены те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. По результатам повторной диагностики было выявлено, что разработанная и реализованная система занятий с использованием коллективных игр способствовала нормализации эмоционального фона и снижению проявлений вербальной и физической агрессии у дошкольников экспериментальной группы. При этом у представителей контрольной группы подобной динамики выявлено не было. Полученные результаты доказывают эффективность разработанных занятий и позволяют рекомендовать данную систему педагогам ДОУ для организации работы со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивного поведения.
Заключение
Вопрос о становлении и проявлении особенностей нервной деятельности и их влияния на поведенческие и эмоциональные реакции детей, начиная с дошкольного возраста, занимает одно из ведущих мест в современной педагогической науке. На сегодняшний день, когда отмечается повышение числа эмоциональных и психических расстройств, деструктивных проявлений в поведении детей, отклонений в социализации и адаптации дошкольников, исследование факторов, провоцирующих агрессивность и враждебность подрастающего поколения, а также – поиск эффективных методов и технологий профилактики и коррекции агрессивности может оказать существенную помощь в организации специального психолого-педагогического сопровождения.
В данной работе нами рассмотрены особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования продемонстрировано, что среди дошкольников значительный процент имеет ту или иную степень агрессивности и нестабильных поведенческих реакций, что проявляется в импульсивности, вербальной и физической агрессии, неспособности управлять собой. С целью коррекции данных проявлений разработана система занятий с использованием коллективных игр.
В ходе исследования проанализированы подходы к определению понятия «агрессивность» и «агрессивное поведение» в научной литературе; охарактеризованы особенности развития агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ проблемы агрессивного поведения дошкольников позволил выделить основные признаки и предпосылки его возникновения:
— повышенная эмоциональность детей в силу возрастных особенностей;
— неуверенность, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в группе;
— повышенная чувствительность;
— стремление к самоутверждению;
— сочетание индивидуалистических мотивов с потребностью во взаимодействии с группой сверстников и др.
Изучение специфики старшего дошкольного возраста позволило выделить основные факторы риска в развитии агрессивного поведения. К ним относится: нестабильность психики, находящейся в состоянии становления; неуверенность в себе; стремление к самостоятельности, при отсутствии достаточного социального опыта. Между тем, не всегда агрессивность является естественным следствием физиологических и психических особенностей дошкольников, отражая специфику воспитания и взаимодействия со взрослыми.
Как показало исследование, на формирование проявлений агрессии оказывает влияние комплекс внешних и внутренних факторов. При этом перед педагогами ДОУ стоит непростая задача: использовать имеющиеся ресурсы воспитательной и образовательной среды для коррекции и профилактики агрессивности дошкольников.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая, соблюдение принципов коллективных игр в образовательном процессе поможет перенаправить энергию растущего организма на формирование позитивной коммуникации. С этой целью нами был подобран комплекс игр, целью которых стало снижение агрессивности и устранение причин ее появления у дошкольников.
В ходе реализации системы занятий с использованием коллективных игр обращалось внимание на формирование навыков бесконфликтного общения дошкольника с окружающими. При этом до и после формирующего этапа были организованы диагностические исследования, направленные на оценку уровня агрессивности старших дошкольников. При этом отмечалась не только динамика характеристик в рамках одной группы, но и сравнивались показателей экспериментальной и контрольной групп. Так, если в начале исследования различий в уровнях агрессивности между обеими группами не отмечено, то на контрольном этапе представители экспериментальной группы показали значимую позитивную динамику, тогда как контрольная группа сохранила прежние показатели.
Таким образом, была достигнута цель и решены задачи исследования.
Полностью подтверждена гипотеза, основанная на предположении, что: снижение агрессии у детей старшего дошкольного возраста может протекать успешнее, если использовать коллективные игры в составе комплексного личностно ориентированного подхода.
Результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих особенности психического развития или поведенческие особенности.
Список использованной литературы
1. Адриенко, Е. В. Психология детства : учебное пособие для студентов [Текст]/ под редакцией В. А. Сластенина. — Москва : Современная школа, 2015. — 230 с.
2. Алиева, М. Р. Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры на основе развития самостоятельности в игровой деятельности [Текст]/ / М. Р. Алиева // Моя профессиональная карьера. – 2022. – Т. 1, № 34. – С. 166-171.
3. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия : учебное пособие [Текст]/ / А. А. Амельков. — Мозырь: Содействие, 2018. — 679 с.
4. Анненкова, Э.Р. Формирование позитивных отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками, в учебной группе: [Текст] автореф. дис. … канд. психол. Наук / Э.Р. Анненкова. — Ставрополь, 2003. – 18 с.
5. Бандура, А. Теория социального научения [Текст]/ / А. Бандура. — М. : Издательство Евразия, 2008. — 320 с.
6. Бардина, А. Ю. Коллективные игры как средство профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ А. Ю. Бардина, Л. Н. Макарова, Т. Н. Мартынова // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время — новые решения». – 2022. – № 1-1. – С. 16-20.
7. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль [Текст]/ Л. Берковиц. — М. : Издательство Прайм -Еврознак, 2007. 512 с.
8. Бернацкая, Л. В. Игротерапия как метод воспитательной практики в коррекции агрессивности и агрессивного поведения дошкольников [Текст]/ Л. В. Бернацкая // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 5. Гуманитарные науки. Технические науки. – 2022. – № 2(83). – С. 67-73.
9. Болотникова, О.П. Психология девиантного развития и поведения: Учеб.- метод. пособие [Текст] / О.П. Болотникова. – Тольятти: ТГУ, 2010. – 59 с. 2.
10. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. — М. : Педагогика, 1991. — 141 с.
11. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников: учебное пособие Реан А.А. Психология личности [Текст] / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с / М.Э. Вайнер. – Москва: Издательство «Педагогическое общество России», 2017. – 96 с.
12. Валявко, С. М. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд / С. М. Валявко, Ю. Ю. Аксёнова [Электронный ресурс]// Специальное образование. 2015. — №2. — URL: https://cvberleninka.ru/article/n/kontseptsii-agressivnogo-povedeniva-detev-doshkolnogovozrasta-sovremennvv-vzglyad (дата обращения: 10.01.2023).
13. Гонина, О. О. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста с помощью игротерапии [Текст] / О. О. Гонина, Р. С. Зинченко // Вестник экспериментального образования. – 2019. – № 3(20). – С. 8-18. – EDN WIRDNY.
14. Демко, Е. В. Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей 6-7 лет [Текст] / Е.В. Демко// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2013. — №2 (117). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-profilaktika-i-korrektsiya-agressivnosti-detey-6-7-let (дата обращения: 05.04.2023).
15. Диль-Илларионова, Т. В. Психологические особенности детской| агрессивности и варианты её социализации [Текст] / Т.В. Диль-Илларионова // АНИ: педагогика и психология. — 2016. — №4 (17). — С. 332-337.
16. Ениколопов, С.Н. Дети и психология агрессии [Текст] // Школа здоровья. —2010. Т.2. №3. — С.35-49.
17. Жильцова, Е.С. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Е.С. Жильцова // Материалы Международного научного культурно-образовательного форума. Том III. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Правительство Челябинской области, При поддержке Губернатора Челябинской области и др. – 2022. — С: 336-338.
18. Змановская Е.В. Девиантология : (Психология отклоняющегося поведения) [Текст] / Е.В. Змановская. — М. : Академия, 2008. — 288 с.
19. Ивлева, К. В. Профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / К. В. Ивлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 — С. 76-79.
20. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий[Текст] / Е.П. Ильин. — СПб. : Питер, 2011. 701 с.
21. Клайн, В. Как подготовить ребенка к жизни [Текст] / В. Клайн. — М.: Педагогика, 1991. — 163 с.
22. Корниенко, А. А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка [Текст] / А.А. Корниенко. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. — 200 с.
23. Ленкова, О. А. Метод игротерапии как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Текст] / О. А. Ленкова, Т. Г. Сироштаненко // Векторы образования: от традиций к инновациям : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Анапа, 14–15 сентября 2017 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом — Юг», 2017. – С. 86-88.
24. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. — М. : Издательская группа «Прогресс», — 1994. — 272 с.
25. Лютова, Е.К Шпаргалка для взрослых. Психокорекционная работа с гиперактивными агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова. — М.: Генезис , 2018. — 102 c.
26. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / М.Д. Маханева. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128 с.
27. Мусина, О. И. Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста / О. И. Мусина // Педагогический опыт: от теории к практике : Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 22 января 2018 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. – С. 93-95. – EDN YRTEUX.
28. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей/ М.А.Панфилова . — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2019. – 160 с.
29. Першин, А. В. Методические рекомендации по снижению рисков агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте средствами театрально-игровой деятельности [Текст] / А. В. Першин, Т. В. Першина // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 5(16). – С. 630-637. – EDN WYDXLV.
30. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К. К. Платонов. — М. : Высшая школа, 2011. – 210 с.
31. Психология детства [Текст] : учебник / под ред. А.А. Реана. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. — 368 с.
32. Романов, А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач / А.А. Романов. — М.: «Плэйт», 2017. — 32 с
33. Романов, А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей / А.А. Романов. — М.: «ПлэЙТ», 2020. — 48 с.
34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.
35. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст] // Вопросы психологии, —2007. – №1 —С. 81-87.
36. Скорик, Е. Д. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Д. Скорик // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 194-196.
37. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 158 с.
38. Суркова, Т. В. Применение метода направленной игротерапии в коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Суркова // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : Сборник статей, Нижневартовск, 03–04 апреля 2018 года. [Текст] Том Часть 7. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2018. – С. 413-417.
39. Федосова, Л. Е. Игра как средство снижения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Е. Федосова // Неделя Российской психологии в ГСГУ : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции; VIII Международной научно-практической конференции. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2020. – С. 58-60.
40. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] /Э.Фромм. — М., 2010. — 624 с.
41. Фурманов, И.А. Детская агрессивность [Текст] / И.А. Фурманов — М.,2007. — 192 с.
42. Харабаджах, М. Н. Игротерапия как метод коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Харабаджах // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-2. – С. 226-228.
43. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. [Текст] / А.В Хуторской. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
44. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст] О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», —2009.
45. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г.А. Широкова // Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2018. – 384 с
46. Щербина, Ю. В. Речевая агрессия. Территория вражды : учебное пособие [Текст] / Ю. В. Щербина.- Москва : Форум, 2013. – 183 с.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф