Меню Услуги

Социальная работа c подростками по профилактике игровой зависимости в образовательных учреждениях

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты по профилактике игровой зависимости у подростков
  • 1.1. Причины возникновения игровой зависимости у подростков
  • 1.2. Психолого-педагогические особенности подростков, увлеченных компьютерными играми
  • 1.3. Механизмы реализации социально-педагогической работы по профилактике игровой зависимости у подростков
  • Глава 2. Опыт социальной работы с подростками по профилактике игровой зависимости в образовательном учреждении
  • 2.1. Методика исследования
  • 2.2. Особенности формирования игровой зависимости
  • 2.3. Программа профилактики игровой зависимости у подростков в образовательном учреждении
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

Введение

Во все времена физическое и психическое здоровье молодого поколения имело большое значение для российского общества. Однако в настоящее время сохранение здоровья детей и подростков приобрело особую значимость в контексте глобальной информатизации современного общества.

Существующая политическая и экономическая нестабильность российского общества влечет за собой увеличение количества людей, подверженных вредным привычкам, имеющих различные зависимости, к которым относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков, пристрастие к азартным играм, в том числе компьютерным. Данные тенденции проявляются также в процессе социализации подрастающего поколения. Так, специалисты отмечают рост среди подростков игровой зависимости.

При этом родители недооценивают разрушительное воздействие гемблинговой и компьютерной аддикций на формирующуюся личность подростка.

Исследователями В.В. Зайцевым, М.С. Ивановым, Л.К. Фортовой доказано, что алкогольная, наркотическая и игровая зависимости имею множество схожих признаков, в том числе механизмы возникновения и развития.

Организация профилактической работы в образовательных учреждениях является важным условием успешного предупреждения формирующихся зависимостей в подростковом и юношеском возрасте. В этом контексте отсутствие у педагогов четкого представления о причинах возникновения игровой зависимости, психолого-педагогических особенностях детей, страдающих такой рода зависимостями, не позволяет успешно осуществлять профилактическую деятельность в системе образования.

Поэтому для решения проблемы игровой зависимости среди подростков необходима разработка и применение на практике комплексных программ профилактической работы в образовательных учреждениях, которые позволят эффективно осуществлять деятельность в данном направлении.

Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью предупреждения возникновения игровой зависимости среди подростков и поиском эффективных методических инструментов для профилактики игровой зависимости в образовательных учреждениях.

Степень научной разработанности данной темы постоянно увеличивается, поскольку на современном этапе развития российской науки и практики разрабатываются различные подходы к созданию теоретической, методологической и практической базы педагогической профилактики игровой зависимости.

Однако пока образовательные учреждения идут лишь в направлении вовлечения подростков в альтернативную досуговую деятельность и не имеют специальных методических пособий по подготовке педагогов и родителей к осуществлению профилактики возникновения данных видов зависимостей.

Одними из наиболее известных исследователей социальной работы по профилактике игровой зависимости у подростков в образовательном учреждении являются В.В. Зайцев, М.С. Иванов, С.А. Беличева, С.А. Завражин, А.Г. Макеева, П.С. Братусь, Т.В. Волкова, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева и другие.

При написании выпускной квалификационной работы исследовалась научная литература, диссертации и монографии, а также пособия и материалы периодических изданий.

Объект исследования – подростки, обучающиеся в образовательных учреждениях.

Предмет исследования — социальная работа c подростками по профилактике игровой зависимости в образовательных учреждениях.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов социальной работы по профилактике игровой зависимости у подростков и разработка программы профилактики игровой зависимости в образовательном учреждении.

В рамках достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме исследования.
  2. Выявить особенности формирования игровой зависимости у подростков.
  3. Разработать программу профилактики игровой зависимости подростков в образовательном учреждении.

Методы исследования: методы педагогического моделирования, анализа и синтеза, анкетирование.

Практическая значимость работы заключается в возможном дальнейшем использовании результатов исследования для разработки методических рекомендаций по педагогической профилактике игровой зависимости у подростков в образовательном учреждении.

База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 202 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с подростками по профилактике игровой зависимости в образовательных учреждениях

1.1. Причины возникновения игровой зависимости у подростков

В эпоху научно-технической революции компьютерные игры стали «полноправным элементом культуры» [31, с. 288]. Современное состояние компьютерных технологий с их огромными коммуникативными, информационными и развлекательными возможностями представляет собой мощное средство интеллектуального развития.

Компьютер и интернет в настоящее время являются неотъемлемой частью жизни современного человека. Сегодня любой человек хотя бы раз в день для общения, работы или развлечения посещает сети всемирной паутины.

Однако вместе с тем, компьютерные технологии могут выступать и средствами разрушения личности, в определенный момент, подменяя реальную жизнь компьютерными моделями [53, с. 80].

В современном мире актуальность проблемы противодействия игровой зависимости признана на государственном уровне. Данные общероссийского мониторинга показывают, что численность детей и подростков в возрасте от 7 до 14 лет, которые имеют различную степень выраженность игровой зависимости, колеблется от 2 % до 10 %.

Данная неблагоприятная ситуация требует пристального внимания и определения эффективных методов и средств по предупреждению и профилактике такой игровой зависимости.

Важность решения данной проблемы обусловлена также тем, что игровая зависимость возникает не в социально неблагоприятной среде, как другие виды зависимостей, например, алкогольная или наркотическая, а в относительно благоприятной среде, то есть в обычной жизни подростка.

Поэтому зависимость подростка от компьютерных игр воспринимается не как нарушение его социальной жизни и развития, а как нормальное или даже желательное времяпровождение [31, c. 288].

На сегодняшний день почти каждый подросток имеет доступ к компьютеру, поскольку в связи с действующими образовательными программами компьютер необходим в каждой семье.

Поэтому зачастую компьютер вытесняет собой все остальные стороны жизни подростка, формируя компьютерную зависимость у даже внешне благополучных детей [25, с. 32.].

Игровая зависимость у подростков является одной из форм психологической зависимости, которая проявляется в виде паталогического влечения к играм, в том числе онлайн-играм.

В последнее время среди подростков широкое распространение получили сетевые игры. В мире известны даже летальные случаи, особенно среди подростков, от многочасовых или многосуточных игр.

Так, например, в октябре 2005 года китайская школьница умерла от истощения после многочасового онлайн-сеанса в игре World of Warcraft [34].

Мир компьютерной игры настолько захватывает ребенка, что он перестает испытывать необходимость в общении с близкими людьми либо общается с ними только посредством компьютера и интернета.

В чем причины того, что люди, а особенно подростки начинают постоянно играть в компьютерные игры? Выделяют разные причины возникновения компьютерной зависимости: способ заполнения свободного времени, попытка отвлечься от скуки, способ добиться превосходства без определенных усилий. Так, достичь успехов в спорте или учебе гораздо сложнее, чем, например, в компьютерной игре «World of Tanks».

Таким образом, можно выделить основные причины возникновения игровой зависимости у подростков в возрасте от 7 до 14 лет [48]:

  • Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоций от родителей и иных членов семьи.

Так, в случае, если ребенку недостаточно внимания со стороны родителей, других близких родственников, никто не интересуется его мыслями и чувствами, переживаниями и тревогами, то подросток пытается скрыть свою нехватку внимания в компьютерных играх.

По такой причине может развиться не только игровая зависимость, но и все другие зависимости, а также различные отклонения в поведении, когда ребенок через совершение противоправных поступков будет пытаться привлечь к себе внимание родителей [50, с. 115].

  • Отсутствие у подростка серьезных увлечений, интересов и хобби, которые никак не связаны с компьютером и компьютерными играми.

Так, игровая зависимость часто развивается у подростков, которые все свободное время ничем не заняты и ничем заниматься не стремятся, не проявляют интереса к учебе и другим важным занятиям, а их родители не обращают внимания на свободное времяпровождение их ребенка [44, с. 23].

  • Неумение ребенка налаживать контакты с окружающими и отсутствие друзей.

Например, застенчивому ребенку без поддержки со стороны родителей, других взрослых или сверстников очень сложно найти общий язык с другими подростками.

Неумение налаживать контакт может быть также вызвано какими-либо физическими недостатками ребенка, внешней некрасивостью либо наличием черт характера, которые препятствуют установления дружеских связей, например, замкнутость, злобность, наглость, обидчивость, жадность, агрессивность и другие [44, с. 23].

  • Общая неудачливость ребенка.

В чем-то данная причина связана с предыдущей, так в случае если ребенок плохо учится в школе, в компании ребят не является лидером, иногда испытывает насмешки от других подростков, то мир компьютерных игр в противовес делает его успешным и удачливым.

Такой ребенок создает себе в игре образ, который является противоположным реальному образу. Так, часто подростки называют себя другим именем, выбирают в виде героя более взрослого и внешне сильного игрока.

  • Наличие инвалидности или серьезного заболевания.

Как правило, в настоящее время многие дети-инвалиды учатся дистанционно, на дому и совсем не посещают школы. Соответственно круг общения такого ребенка сильно ограничен, и компьютер, как средство общения, становится повседневным развлечением подростка.

Несмотря на то, что для детей-инвалидов компьютер является важным средством для познания мира, получения образования и прочего, неконтролируемое нахождение за ним может повлечь за собой появление зависимости, в том числе игровой [40, с. 788].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Игровая зависимость у детей-инвалидов появляется также по той причине, что в игре такие дети являются здоровыми и популярными героями, не испытывающими никаких проблем и ограничений.

Вместе с тем, все указанные причины не являются исчерпывающими, ведь даже у здорового, активного и успешного подростка может появиться игровая зависимость по причине слабой детской психики, несформированного до конца характера, влечения к «соблазнам» и наличия в компьютерных играх эффектов скрытого психологического влияния [48].

Один из разработчиков онлайн-игр Дэвид Вонг, который защитил диссертацию по особенностям работы человеческого мозга, подчеркивал, что всякая зависимость возникает из трех составляющих – активности, времени и поощрения, которые лежат в основе манипулирования поведением игрока по задумке разработчика [38].

Таким образом, игровая зависимость у подростков является одной из форм психологической зависимости, которая проявляется в виде паталогического влечения к играм, в том числе онлайн-играм.

Выделяются следующие основные причины возникновения игровой зависимости у подростков:

— отсутствие или недостаток общения и теплых эмоций от родителей и иных членов семьи;

— отсутствие у подростка серьезных увлечений, интересов и хобби, которые никак не связаны с компьютером и компьютерными играми;

— неумение ребенка налаживать контакты с окружающими и отсутствие друзей;

— общая неудачливость ребенка;

— наличие у подростка инвалидности или серьезного заболевания.

Вместе с тем, все указанные причины не являются исчерпывающими, ведь даже у здорового, активного и успешного подростка может появиться игровая зависимость по причине слабой детской психики, несформированного до конца характера, влечения к «соблазнам» и наличия в компьютерных играх эффектов скрытого психологического влияния.

Таким образом, выделяют разнообразные причины формирования игровой зависимости у подростка. Основными являются отсутствие или недостаток общения и теплых эмоций от родителей и иных членов семьи; отсутствие у подростка серьезных увлечений, интересов и хобби, которые никак не связаны с компьютером и компьютерными играми; неумение ребенка налаживать контакты с окружающими и отсутствие друзей; общая неудачливость ребенка; наличие у подростка инвалидности или серьезного заболевания.

Своевременный учет выделенных причин в процессе профилактической работы в образовательном учреждении позволит эффективно формировать защитные механизмы противостояния данной зависимости у подростков.

1.2. Психолого-педагогические особенности подростков, увлеченных компьютерными играми

Подростковый возраст является особым периодом в развитии ребенка, требующим от взрослых особого внимания. [45, с. 4].

Современный подросток получает информацию из многочисленных источников. Ребенок в подростковом возрасте начинает критически относиться к поведению и высказываниям взрослых.

Вместе с этим, у него присутствует недостаточная самокритичность, неумение объективно оценивать свои способности, а также нежелание признавать свою вину [51, с. 35].

Вся психическая деятельность подростков обладает соответствующими противоречиями [21, с. 34]:

  1. Подросток активно противится злу, неправде и готов без промедления вступить в борьбу с ними, но в, то, же время, не может самостоятельно разобраться в сложных явлениях жизни.
  2. Подросток старается быть хорошим, идеальным, но в то же время не выносит, когда его воспитывают и чему-то пытаются научить.
  3. Подросток очень мечтает самоутвердиться, но в то же время не представляет, как это сделать.
  4. Подросток нуждается в советах со стороны старших и их помощи, но в то же время не желает обращаться к кому-либо с просьбой о помощи.
  5. Подросток обладает множеством желаний, но в то же время, имеет ограниченные силы, опыт и возможность осуществить такие желания.
  6. Подросток показывает полное отрицание авторитетов, стремиться к идеалу, но в то же время, сомневается в том, что идеальное существует.
  7. Подросток презирает любые эгоистические проявления, но в то же время, обладает чувствительным самолюбием.
  8. Подросток стремится многому научиться, переживает вдохновение и радость от интеллектуального труда, но в то же время, легкомысленно и поверхностно относится к учебе и к необходимости выполнять ежедневные задания.
  9. Подросток обладает романтической восторженностью, восхищается красотой, но в то же время, допускает грубые выходки, невежество и иронию к красоте.

Ребенок, становясь подростком, теряет способность управлять своим бурным развитием и своими переживаниями. Такие переживания не являются какими-либо причинами отклонений в поведении. Данные отклонения возникают из-за ошибок, которые допускают родители при воспитании подростка, не зная или игнорируя его возрастные особенности [3, с. 45].

Подростки по сравнению с детьми младшего школьного возраста обладают большей организованностью, осознанностью и целенаправленностью. Однако восприятие подростков носит исключительно избирательный характер.

Подросток может быть внимателен к тому, что его интересует, и такой работой может заниматься достаточно сосредоточенно и долго, не чувствуя при этом усталости. Однако в силу большой возбудимости дети в подростковом возрасте обладают неустойчивым вниманием [8].

Память подростка с каждым годом совершенствуется и изменяется в качественную сторону, а также развиваются его логические запоминания. Подросток пытается понять весь изучаемый материал в школе и рассказать его своими словами.

Пытаясь казаться самостоятельным, подросток часто отказывается от проверки своих знаний со стороны родителей, не дает им проверять выполнение домашнего задания, а в результате этого возникает непрочность, а также запущенность знаний ребенка.

У подростка развивается более совершенное мышление и речь, причем доминирует логическое мышление и расширяется круг абстрактных понятий. Увеличивается перечень конкретных образов и представлений, обогащается их содержание [9].

Подростковая речь становится более усложненной, в предложениях часто употребляются абстрактные выражения.

Дети в подростковом возрасте стремятся высказывать свое мнение и доказывать свои суждения. Стремление самому во всем разбираться порождает у подростка самостоятельные взгляды и убеждения, что оказывает большое значение в формировании его личности.

Под влиянием всех окружающих факторов у подростка увеличивается круг интересов и повышается его любознательность [3].

Подросток больше чем младший школьник осознает такие чувства как любовь и дружба.

Причем дружба чаще всего возникает с теми людьми, которые разделяют с подростком его игровую, спортивную, общественную или учебную деятельность, а также обладают схожими интересами и склонностями. Подросток высоко ценит дружбу и готов вступиться за своего друга в любой ситуации.

Дружба также оказывает на подростка положительное влияние, поскольку в нем воспитываются такие высокие нравственные качества, как внимательность, доброжелательность, честность и ответственность, а также взаимопомощь и взаимовыручка [4].

Очень остро у детей в подростковом возрасте проявляется чувство коллективизма. Подростки нуждаются в общей коллективной деятельности, стремятся определить свое место в школьном коллективе. Подросток считается с мнением своих одноклассников и всячески старается заслужить их одобрения в своих поступках.

Причем в случае если подросток не находит свое место в коллективе, то он становится замкнутым, одиноким, что может повлечь за собой нарушение им дисциплины, а также поиск какой-либо деятельности вне коллектива сверстников.

Исследования педагогов и психологов показывают, что большинство школьников, находящихся в подростковом возрасте, занимаются нестабильным самовоспитанием [4, с. 36].

Вместе с тем, их стремление активно воздействовать на себя не всегда совпадает, а порой и вступает в противоречие с его привычками, а также стихийно возникшими желаниями [51, с. 35].

В результате этого, подросток становится неорганизованным и недисциплинированным. При этом школьник осознает необходимость дисциплины, пытается развивать ее в себе, но в то же время и нарушает ее. То есть в сознании и характере подростка одновременно начинают уживаться и детство и зрелость.

В современном обществе дети и подростки зачастую усваивают модель поведения из сюжетов компьютерных игр, ТВ-программ, различных фильмов и иных средств массовой коммуникации.

Причем символическое содержание данных СМИ влияет на процесс социализации подростка, из-за чего у него складываются подмененные ценности и образцы поведения.

Подростковый период развития является своеобразным переломным моментом в формировании личности человека, а увлечение компьютерными играми может повлечь за собой как дальнейший прогресс в таком становлении, так и сформировать пассивную зависимость от компьютера, тормозящую ее развитие [55, с. 58].

Когда подросток увлекается компьютерной игрой, он взаимодействует с определенными объектами, подчиняющимися соответствующим законам. Подросток в игре может испытывать различные явления, в том числе неожиданные и постоянно обновляющиеся.

Любимые персонажи игры у подростка живут и развиваются, бывают и плохими и хорошими. Игра, таким образом, дает подростку ощущение проживания чужой жизни по тем правилам, по которым он бы хотел построить свою жизнь.

Игра дает подростку те положительные и отрицательные эмоции, которые он не может получить в реальной жизни. Причем находясь в игре, можно не бояться какой-либо ответственности или последствий совершения действий и поступков [57, с. 98].

Во время игры подросток испытывает целый спектр эмоций. Это и восторг, удовольствие, злость, радость, раздражение и другие. Игра позволяет подростку выбросить все накопившиеся негативные эмоции, дать выход избыточным жизненным силам, отдохнуть и расслабиться.

Кроме того, подросток может получить в игре чувство превосходства и лидерства, удовлетворить невозможные в реальной жизни желания, осуществить тренировку каких-то своих качеств [18, с. 23].

В игре подростки чувствуют себя хорошо. В игре они становятся сильными, смелыми и успешными. В игре ребенок получает превосходство над миром, фактически не прилагая к этому никаких усилий, а действуя лишь одной компьютерной мышью [44, с. 23].

Причем в случае проигрыша у подростка, всегда есть возможность вернуться назад и все изменить, в то время как в реальной жизни такой возможности нет.

Поэтому игра захватывает подростка, который может ощущать свою неуспешность в жизни, а также пытаться через игру избавиться от своих комплексов, быстро получить удовольствие и представить себя в различных образах.

В результате этого у подростка может возникнуть компьютерная или игровая зависимость, которая дезадаптирует его и выбивает из реальной жизни вплоть до того, что у подростка остается только один интерес – игра [42, с. 547].

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

В случае если в какой-то момент у ребенка пропадает возможность играть в свою любимую игру, то у него может развиться депрессия и тревога.

Игровую зависимость можно в чем-то сравнить с наркотической. У подростка формируется влечение и тяга к игре, с которыми он зачастую не в состоянии справиться самостоятельно.

Поведение подростка начинает отличаться неадекватностью поступков и реакции на различные жизненные ситуации. Например, появляется раздражительность, агрессивность, быстрая утомляемость, чувство мнимого превосходства над сверстниками, нарушение сна и аппетита вплоть до замедления общего развития ребенка [51, с. 36].

Когда подросток испытывает игровую зависимость, то он теряет способность контролировать и рассчитывать свое время, особенно проведенное за компьютером, начинает лгать и утаивать, а также переоценивать роль компьютера в своей жизни.

Даже тогда, когда подросток занимается иной деятельностью, он может быть погружен в так называемую, виртуальную активность, то есть, погружен в себя и занимается размышлениями о том, как пройти следующий уровень и что сделать для того, чтобы выполнить какое-то задание в игре.

Впоследствии подросток начинает «сбегать» в игровой мир от возникающих проблем и для того, чтобы избежать каких-либо заданий в реальной жизни [52, с. 18].

Зависимый от игры подросток при нахождении в реальной жизни начинает испытывать дискомфорт и чувствует себя слабым и беспомощным в среде, которая, по его мнению, относится к нему враждебно.

Игра компенсирует подростку жизненные неудачи и проблемы. Подросток реализует себя посредством игры.

Игровая зависимость часто возникает у тех подростков, которые имеют заниженную или завышенную самооценку. Первые из них находят в игре друга и собеседника, а другие пытаются достичь успеха при минимуме усилий [52, с. 19].

Зависимый подросток теряет возможность приобретать жизненный опыт, становится инфантильным, не может решить простые бытовые задачи, испытывает трудности в социальной адаптации.

Поэтому можно сделать вывод, что детский и подростковый возраст является наиболее подверженным развитию игровой зависимости в силу соответствующих психолого-педагогических особенностей [54].

Таким образом, поведение подростка с игровой зависимостью начинает отличаться неадекватностью поступков и реакции на различные жизненные ситуации. Например, появляется раздражительность, агрессивность, быстрая утомляемость, чувство мнимого превосходства над сверстниками, нарушение сна и аппетита вплоть до замедления общего развития ребенка. Ребенок с игровой зависимостью ограничивает свой круг общения только общением с компьютером. Компьютерная игра становится для подростка важнее, чем учеба, друзья и семья, а также другое окружение.

1.3. Механизмы реализации социально-педагогической работы по профилактике игровой зависимости у подростков

На сегодняшний день важная роль в формировании и укреплении здоровья молодого поколения отводится системе образования, поэтому формирование здоровой личности ребенка является такой же целью образовательного процесса, как и получение образования [45, с. 4].

Так большое значение имеет профилактика различных видов зависимостей среди подростков, в том числе игровой зависимости, как часть единого процесса воспитания и обучения детей и подростков [43, с. 970].

Подтверждение этому можно найти в принципах государственной политики в области образования, которые сформулированы в Федеральном законе «Об образовании».

Основными из них являются: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, адаптации к жизни в обществе, обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, формирование духовно-нравственной личности [27, с. 22].

Современные образовательные учреждения остро нуждаются в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Это связано, в первую очередь, с ростом детской преступности, подростковой наркомании, компьютерной зависимости и связанной с ней агрессией среди детей, а также снижением системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения [60, с. 785].

Деятельность социального педагога представляет собой деятельность, которая направлена на конкретного ребенка и способствует решению его индивидуальных проблем через изучение его личности и окружающего социума, а также поиск адекватных способов общения с ребенком и выявление средств, дающих возможность ребенку самостоятельно решить свои проблемы.

То есть работа социального педагога в образовательном учреждении имеет огромное значение, поскольку помогает решить проблемы современных подростков.

В сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с детьми, подростками и их родителями, взрослыми в семейно-бытовой среде, с подростковыми группами и объединениями.

Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности заключается в организации профилактический и социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

И.В. Бурлаков выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику [43, с. 973]:

— первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями;

— вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента;

— третичная профилактика имеет отношение к людям с патологической зависимостью и призвана способствовать предотвращению срывов в период ремиссии.

Социально-педагогическая деятельность включает в себя комплекс диагностических, профилактических, реабилитационных и коррекционных мероприятий, а также организацию деятельности детей в различных жизненных сферах [59, с. 46].

Диагностика представляет собой изучение особенностей личности, которые могут оказывать влияние на формирование аддиктивного поведения [26, с. 49].

Примеры диагностических исследований уже были рассмотрены в предыдущем параграфе. Кроме этого, существуют иные диагностические программы, которые позволяют определить положение ребенка в семье, характер взаимоотношений между подростком и его ближайшим окружением, об увлечениях и интересах подростка, о взаимоотношениях с друзьями и обществом.

В свою очередь профилактика представляет собой систему государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, которые направлены на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, стимулирующих различные социальные отклонения в поведении подростков [43, с. 974].

Социально-педагогическая профилактика в образовательном учреждении выражается в виде основных технологий работы с подростками аддиктивного поведения, а также подростками, которые подвержены игровой зависимости.

Вообще профилактика зависимого поведения среди подростков является актуальной проблемой современного российского общества, которое должно стремиться к обеспечению здорового будущего поколений [45, с. 9].

Профилактика игровой зависимости должна выражаться в комплексе социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, которые будут направлены на выявление и устранение причин и условий, стимулирующих появление такого зависимого поведения, а также предупреждение и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий такого поведения.

Профилактика в деятельности социального педагога включает в себя научно обоснованные и своевременно предпринятые меры, которые направлены на следующие цели:

— сохранение, поддержание и защиту стабильного уровня жизни, а также здоровья ребенка;

— помощь ребенку в выполнении социально значимых целей, а также раскрытие его внутреннего потенциала.

Вообще под профилактикой понимается комплекс запланированных мероприятий по предупреждению каких-либо негативных событий, то есть устранение причин, которые могут вызвать нежелательные последствия [21, с. 14].

Социально-педагогическая профилактика игровой зависимости включает в себя комплекс педагогических мер, направленных на выявление и нивелирование влияния причин, провоцирующих возникновение такого поведения, на конструирование адекватных типов взаимодействия со средой через нормализацию процесса социализации подростка [10, с. 25].

Сюда можно включить обеспечение полноценного развития интересов и способностей у подростков, организацию их досуга во внеурочное время, защиту подростков от жестокости и насилия со стороны, как родителей, так и иных лиц, а также защиту от негативного влияния асоциальной среды.

Все профилактические мероприятия можно подразделить на несколько типов, в зависимости от причин и обстоятельств социальных отклонений [23, с. 34]:

— нейтрализующие мероприятия;

— компенсирующие мероприятия;

— мероприятия, предупреждающие появление обстоятельств, которые способствуют социальным отклонениям;

— мероприятия, которые устраняют эти обстоятельства;

— мероприятия, контролирующие осуществляемую профилактическую работу и достижение ее результатов.

Для эффективности выполнения профилактических мероприятий обязательно соблюдение следующих условий [23, с. 35]:

— направленность на уничтожение источников дискомфорта, существующих как в самом ребенке, так и социальном и природном окружении;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




— направленность на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для самостоятельного решения появляющихся проблем;

— обучение подростка новым навыкам и умениям, способным помочь достичь ему поставленных целей и сохранить свое здоровье;

— предупреждение возникновения новых проблем.

Профилактическая работа должна включать в себя ряд важных требований [15, с. 284]:

— содержательность, конкретную направленность и непрерывность процесса воспитания;

— исследование требований общества к подростку, а также индивидуальных особенностей и направлений развития личности подростка;

— поддержку и развитие внутренних общественно важных и полезных интересов и способностей ребенка;

— активность самого подростка, его понимание оказываемого влияния для самостоятельного проявления инициативы и волевого усилия.

Профилактическая работа социального педагога должна осуществляться в тесном взаимодействии с различными социальными институтами, например, семьей, досуговой средой и прочими [33, с. 36].

В направлениях профилактической работы по игровой зависимости среди подростков выделяют следующие [43, с. 970]:

— работа с подростком;

— работа с семейным окружением подростка;

— работа образовательного учреждения, а также учреждений дополнительного образования.

Когда ребенку исполняется одиннадцать лет, он становится менее подвержен влиянию со стороны взрослых и начинает больше подвергаться влиянию со стороны сверстников. Причем чем ниже социальный статус такого подростка, тем меньше он оказывает влияния на такую группу, а сам подстраивается под нее и совершает зачастую поступки, поддаваясь групповому влиянию.

Отсюда работа социального педагога с таким подростками в направлении профилактик игровой зависимости должна строиться через влияние на всю группу в следующих направлениях [43, с. 971]:

— профилактика причин и последствий игровой зависимости;

— организация досуга подростков.

Профилактика причин и последствий игровой зависимости может включать в себя проведение групповых дискуссий на темы, которые связаны с различными видами зависимостей. Результаты таких дискуссий должны выразиться в формировании у всей группы негативного мнения к таким зависимостям, а также сформировать у подростков навыки межличностных отношений, самодостаточность и самозначимость.

Еще одним направление работы социального педагога с зависимыми от игр подростками является их реабилитация.

Реабилитация может выражаться в системе мер, которые будут направлены на решение различных задач, от формирования навыков общения и других до полной интеграции подростка в общество [13, с. 73].

Социально-педагогическая реабилитация включает в себя комплекс мер воспитательного характера, которые направлены на формирование личных качеств подростка для постепенной интеграции его в общество.

Выделяют следующие традиционные направления социально-педагогической реабилитации [15, с. 290]:

— осуществление социального контроля за условиями семейного воспитания и поведения подростка;

— социальная поддержка детей, испытывающих трудности в неблагоприятном окружении;

— помощь в преодолении внутриличностного конфликта, который связан с негативным окружением;

— предупреждение и пресечение различных отклонений в поведении подростка;

— координация отношений ребенка с окружающим его коллективом;

— оздоровление;

— психологическая профилактика.

Социально-педагогическая реабилитация подростков состоит в [13, с. 73]:

— выявлении причин возникновения игровой зависимости у подростков;

— поиске средств и способов устранения игровой зависимости;

— оптимизации условий жизни, воспитания и обучения;

— построении адекватного педагогического процесса, который поможет в формировании нормальной личности;

— своевременном выявлении детей, которые подвержены зависимости;

— оздоровлении внутреннего мира таких подростков, преодолении ими психологических кризисов.

Наконец, коррекция представляет собой работу с имеющимися отклонениями у подростков с игровой зависимостью.

Коррекция обладает следующими функциями [21, с. 20]:

— восстановительная функция, то есть восстановление социальных норм поведения подростков;

— компенсирующая функция, то есть формирование у зависимого подростка стремления заменить определенный недостаток успехов в иной деятельности;

— стимулирующая функция, то есть активизация положительной полезной деятельности подростка через небезразличное отношение к самому подростку и его действиям;

— исправительная функция, то есть исправление зависимого поведения через применение различных методов коррекции поведения.

Коррекция применятся, в первую очередь, для выявления неблагополучия во взаимодействии подростка со взрослыми и сверстниками, а также изменения позиций учителей для разрешения внутренних конфликтных ситуаций подростка [15, с. 295].

Исследователи игровой зависимости среди подростков отмечают, что такая зависимость формируется у тех подростков, которые имеют много свободного времени.

Поэтому для профилактики игровой зависимости таких подростков необходимо организовать различные сферы их жизнедеятельности, в том числе досуга.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1   2   3