Меню Услуги

Психологические условия профилактики наркомании в школе. Часть 2.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Глава 2. Экспериментальное исследование результативности программы профилактики наркомании в школе 

2.1. План сбора эмпирических данных, характеристика испытуемых и методов исследования

Для определения причин употребления подростками наркотических веществ и уточнения психологических условий профилактики наркомании на базе МБОУ СОШ с. Леонидово, Сахалинской области, мной был разработан план сбора эмпирических данных, включающий четыре основные этапа:

  1. Диагностическое уточнение:

— уровня качеств личности педагогов, обеспечивающих качественное планирование и реализацию профилактических мероприятий по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы, проверить педагогов умение находить признаки и проявлять активную позицию в ходе взаимодействия с подростками;

— поведения учащихся 13-16 лет 8 детей (3 учащихся 7-го, 2 учащихся 8-го и 3 учащихся 9-го классов школы) из группы наркотического риска, чтобы убедиться в последующем в результатах реализации профилактической программы психолого-педагогической работы по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы.

  1. Разработка рекомендаций по профилактической работе с учащимися.

группы наркотического риска, а также по реализации программы профилактической психолого-педагогической работы, направленной на предотвращение распространения наркомании среди учащихся школы.

  1. Реализация профилактических мероприятий по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы.
  2. Повторная диагностика:

— уровня качеств личности педагогов, проверить знание педагогов умение находить признаки в ходе взаимодействия с подростками, обеспечивающих качественное планирование и реализацию профилактических мероприятий по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы;

— поведения учащихся 13-16 лет. 8 детей (3 учащихся 7-го, 2 учащихся 8-го и 3 учащихся 9-го классов школы), включённых в группу наркотического риска.

Экспериментальную базу исследования составил коллектив общеобразовательной средней школы МБОУ СОШ с. Леонидово, Сахалинской области.

Это работники школы:

заместитель директора по воспитательной работе;

заведующая учебной частью школы;

психолог;

11 учителей-предметников, участвующих в профилактических мероприятиях.

Кроме того, для сбора эмпирических данных были привлечены 8 детей, ранее включённых в группу наркотического риска:

3 учащихся 7-го класса,

2 учащихся 8-го класса,

3 учащихся 9-го класса.

Для начала практической психологической работы с детьми группы риска, мне было необходимо провести их предварительное изучение и уточнить социально-психологические характеристики:

Возраст учащихся составляет от 13-16 лет (подростки), из них 37,5%  учащихся имеют братьев и сестер, 62,5% являются единственными детьми в семье. В свободное время заняты в секциях и кружках 50% и 50% гуляют на улице. Отношение к труду : 37,5 % охотно предлагают помощь школе, дома; 62,5% не охотно. Отношение с одноклассниками, учителями, со старшими: у 75%  учащихся хорошие дружеские отношения с одноклассниками и учителями, у 25% возникают с ними конфликтные ситуации. Имеют  отклонения от нормального поведения 50% и 50% не имеют отклонение в поведении. Имеют наклонности к дурным привычкам: курение, пробовали пить спиртные напитки, употребление наркотиков -75%.  . Состоят на учете в ОДН — 12,5 %, на ВШК — 87,5%. За время обучения проявили себя как ученики со слабой стороны — 37,5% учащихся, со средней — 37,5%, с сильной стороны — 25%.

А также была уточнены социально-психологические характеристики педагогов, которые ведут с ними профилактическую работу.

Это педагогический коллектив школы, состоящий из 14 человек.

заместитель директора по воспитательной работе;

заведующая учебной частью школы;

психолог;

11 учителей-предметников, участвующих в профилактических мероприятиях.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Возраст педагогического коллектива испытуемых из 14 человек составляет от 29 до 35 лет — 14%; от 36 до 47 лет —  36%; от 48 и выше —  50%.

Педагогический стаж : до 5 лет-  14%; от 6 до 15 лет — 14%; от 16 до 30 лет-  14%; от 31 и выше — 57%. Квалификационная категория: высшую имеют 28,5 %; первую — 50%; не имеют —  21,5%. Уровень педагогического образования: высшее педагогическое имеют 71%; средне специальное —  29%. Состав семьи всех участвовавших в исследовании педагогов — полный, в т.ч. имеют детей подросткового возраста — 28,5% педагогов; не имеют детей подросткового возраста- 71%. Ведущий учебный предмет в школе: естественные науки — 14%; гуманитарные науки — 64%. Педагоги отличаются наличием специальных способностей, в том числе: музыкальных — 21%; спортивных — 37%; художественных — 28,5%. Наблюдательностью и памятью обладают 14% педагогов.

Значительная часть педагогов, как, оказалось, имеют увлечения и хобби, которые они реализуют совместно с учащимися.

Два педагога занимаются нумизматикой и филателизмом. Они на факультативных неформальных беседах с учениками рассказывали о своих увлечениях и привлекли к этому занятию 4 подростка из «группы риска».

Три педагога в свои студенческие годы выступали за сборные своих институтов и университетов по волейболу и баскетболу. Они активно популяризировали эти виды спорта и сами участвовали в соревнованиях, которые проводились в школе. Одним из наиболее запоминающихся событий стало проведение матча между педагогами и учащимися. В волейбольную секцию, открытую в школе, было привлечено 18 учащихся, в т.ч. 2 учащихся из «группы риска». Буквально недавно, – в апреле 2014 года, в баскетбольную секцию записалось 3 мальчика из «группы риска».

Учителя активно реализуя свою гражданскую позицию и непримиримость к фактам распространения наркомании, ведут внеклассную работу. Их обязанности распределились следующим образом:

— проблемно–ценностное общение как вид внеурочной деятельности — 7%;

— спортивно-оздоровительная внеурочная деятельность —  14%;

— трудовой вид внеурочной деятельности  — 7%;

— социально преобразующая внеурочная деятельность —  64%;

— художественное творчество как вид внеурочной деятельности  — 7%.

Из выше изложенного можно сделать вывод. Педагогическая деятельность становиться любые черты человека, в виде стилеобразующих признаков можно принимать практически любые психические качества: динамические характеристики, ориентацию учителя на процесс или результат труда, результативность, способности и др., а также внешние признаки, отношения. Перечисление можно продолжать практически без ограничения. В школьной практике можно использовать все предлагаемые подходы к определению стиля: каждый на них добавляет свой штрих в характеристику индивидуальности учителя, а их наложение позволяет полнее выявить своеобразие каждого конкретного учителя. Однако на уровне определения стиля деятельности возможно установление творческой индивидуальности только как типа педагога, обладающего творческим потенциалом, творческой проницательности, в отличие от тех учителей, кто нацелен на репродуктивный характер деятельности. Не зависимо от стажа, образования, состава семьи  педагог имеет возможность задуматься над своим совершенствованием, отношением к деятельности и улучшить профессиональные показатели. Педагог не мыслит себя вне профессии. Он ощущает себя профессионалом, выполняющим высокую духовную миссию, высокоразвито чувство собственного личного и профессионального достоинства.

Рассматривается содержание этапов практической работы.

Первый этап:

Для определения уровня качеств личности педагогов проверить активную позицию в знание находить признаки в ходе взаимодействия с подростками, использовали наиболее часто применяемый метод изучения — анкетирование — метод массового сбора материала, с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. С помощью анкетирования можно быстро опросить большое количество участников и обработать собранный материал.

При этом  использовались различные типы анкет:

— открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа;

— закрытые, в которых приходится выбирать один из готовых ответов;

— именные, требующие указать фамилию испытуемого;

— анонимные, обходящиеся без ней;

— «полярные» — с балльной системой, которую мы и использовали в своем исследовании.

В исследовании при составлении анкеты применили десятибалльную шкалу, имеющую следующую градацию: если опрашиваемый обводит баллы от 1-3 -низкий уровень, 4-7- средний уровень, 8-10 — высокий уровень. Количественная обработка шла в оценивании предложенных заданий в баллах. Определяли в процентном соотношении, сколько педагогов обвели 1-3 балла, 4-7 баллов и 8-10 баллов. Брали только высокий уровень для определения результата на констатирующем и контрольном этапе.

Оценивание педагогов осуществлялось по 10 балльной системе и подсчитывалось среднее количество баллов.

Высокий уровень: 80 — 100 баллов.

Средний уровень: 62- 80 балла

Низкий уровень: 62 и меньше балла. Приложение 6

Также в своем исследовании я использовала ранжирование, которое проводила со всей группой педагогов (Приложение А). В тесте даны 10 произвольно перечисленных компонентов, которые нужно пронумеровать в соответствии со значимостью результативности педагогической деятельности — основа продуктивной профилактической работы педагога.

Ранжирование — это один из разновидностей тестов, их признают наиболее объективными измерителями (с английского тест-испытание, проба, исследование). Тест — это стандартизированное задание, по результатам, которого судят о знаниях, умениях и навыках обучаемых. Тест имеет преимущества перед традиционными методами контроля:

  1. Более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля.
  2. При тестировании исключаются личностные факторы оценки, взаимоотношения.
  3. Оценка, полученная с помощью теста, может быть более дифференцированной.
  4. Тестирование обладает более высокой эффективностью

Позволяет при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент случайности в выборе контрольных заданий.

Тестирование — завершающий этап во всей системе комплексного контроля. Перед началом тестирования давалась краткая инструкция по выполнению задания.

Второй этап:

Большую помощь в обучении и проектирование педагогов по разработке профилактической программы имеет большое значение укрепление материально-технической базы, что расширяет возможности для проведения мероприятий и формированию основ здорового образа жизни. Оказание методической помощи по реализации профилактических мероприятий по предотвращению распространению наркомании среди учащихся школы. Обучение осуществляется в рамках специально организованных семинаров с использованием инновационных образовательных технологий:

  • социальное проектирование,
  • интерактивные формы обучения,
  • участие в дискуссионных клубах,
  • круглые столы,
  • психолого-педагогические тренинги,
  • ролевые игры;
  • учебно-методическая и консультативная поддержка по всем аспектам.

Третий этап:

Педагог должен суметь правильно реализовать составленную программу профилактических мероприятий, которые основаны на следующих формах работы:

— Установочные лекции.

— Анализ проблемных ситуаций.

— Работа в проектных группах.

— Методические комментарии.

— Интерактивные психолого-педагогические технологии групповой работы.

— Тренинговые технологии.

— «Круглый стол».

Материалы, необходимые для занятий. Участники обеспечиваются:

  1. Комплектом учебно-методических материалов на CD- дисках и раздаточными учебными материалами.
  2. Возможностью доступа к информационно-образовательным порталам федеральных центров, порталу Единой Образовательной Информационной Системы (ЕОИС eois.mskobr.ru).
  3. Возможностью доступа на иные полезные международные и российские информационно-образовательные порталы, связанные с вопросами профилактики наркомании среди несовершеннолетних.

В рамках реализации программы изучаются организационные формы психолого-педагогических технологий в профилактике девиантного и аддиктивного поведения:

— интерактивные технологии,

— тренинговые технологии,

— проектные технологии.

К интерактивным технологиям относятся: дискуссии, дебаты, ролевые игры, работа в малых группах — они способствуют развитию коммуникативных навыков, выявлению личностных позиций к проблеме.

Тренинговые технологии развивают навыки ассертивного поведения и психической само регуляции – выбору эффективных способов решения проблемных ситуаций, противодействию ситуациям, связанных с манипуляциями личностью или принуждением к употреблению ПАВ.

Использование проектных технологий позволяет выработать социальные инициативы среди самих основных целевых групп профилактики, направленных на формирование и развитие ресурсов личности и социокультурной образовательно-воспитательной среды. Проектная деятельность направлена на формирование субъектности в профилактических мероприятиях.

В ходе освоения программы педагоги изучают методологию тренинговой работы и непосредственно принимают участие в системе занятий, направленных на развитие специфической профилактики аддиктивных форм поведения (Приложение Б).

Четвёртый этап:

Результативность профилактической психолого-педагогической деятельности — критерий продуктивности этого труда педагога, который должен:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  1. Обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
  • креативного мышления и построения учебно-воспитательного процесса;
  • действовать в соответствии со стандартами, принятыми в данной сфере деятельности;
  • добиваться результатов в работе, путем реализации социально значимых проектов;
  • иметь опыт работы с подростками и молодёжью, в т.ч. с проблемными детьми;
  • получать и адекватно интерпретировать информацию о психологических факторах зависимого поведения;
  • обладать личностной и социальной компетентностью, предполагающей приверженность здоровье сберегающему стилю жизни;
  • формирования у учащихся молодежных социальных инициатив, волонтерской активности;
  • владеть знаниями о признаках и умение находить эти признаки в ходе взаимодействия с подростками.
  1. Владеть:
  • интернет технологиями, способностью подготовки мультимедийных презентаций;
  • современными образовательными технологиями (социального проектирования, интерактивного взаимодействия, психической саморегуляции, навыками эффективной коммуникации и ассертивного поведения, справляться с конфликтными ситуациями и ситуациями стресса);
  • быть способным донести до обучающихся и их родителей ценности социально-ответственного поведения и толерантного отношения к наркотикам -положительным людям и их ближайшему окружению.
  1. Уметь:
  • организовывать профилактические мероприятия с обучающимися и их родителями/законными представителями (мониторинговые, интерактивные, тренинговые и проектные технологии);
  • применять личностные и профессиональные качества эффективного консультанта;
  • формировать и развивать добровольческое движение в ученической и преподавательской среде, ориентированное на здоровый образ жизни.
  1. Знать:
  • психолого-педагогические особенности несовершеннолетних и молодежи;
  • обладать знаниями по блоку общепсихологических дисциплин (общая психология, психология развития и возрастная психология), общепедагогических дисциплин, а также специальных дисциплин (общие вопросы медицины, общие вопросы наркологии, психиатрии);
  • выявлять признаки формирования аддиктивного (зависимого) поведения и наркотической зависимости в целях предотвращения употребления психоактивных веществ среди учащихся ;
  • использовать основные теоретические положения психологии зависимости;
  • определять основные виды и степень выраженности зависимого поведения;
  • определять признаки в ходе взаимодействия с подростками.

2.2. Результаты исследования психолого-педагогических условий и описание результативности профилактики наркомании в СОШ

Чтобы убедиться в последующей эффективности результатах реализации профилактической программы психолого-педагогической работы по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы. Результаты исследования проводились по следующей схеме. Для определения ценностно-личностных качеств педагогов и активной позиции в борьбе с признаками наркомании по планированию и реализации профилактических мероприятий по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы на начальном и конечном этапе было проведено анкетирование педагогов и учащихся, а также. В исследовании приняли  участие 14 педагогов МБОУ СОШ с. Леонидово, а для исследования уровня поведения учащихся — 8 детей из группы наркотического риска (3 учащихся 7-го, 2 учащихся 8-го и 3 учащихся 9-го классов школы).

Сводная таблица результатов диагностирования показала различные формы ориентирования активной позиции в борьбе с признаками наркомании личностных качеств педагогов  в реализации профилактических мероприятий  по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы (таблица 2.1).

Таблица 2.1

ФИО педагога Низкий

Уровень (балы )

Средний уровень балы Высокий уровень

Балы

11. Кузьменкова Ольга Федоровна 60
22. Звонарева Татьяна Олеговна 69
33. Мартынова Ольга Вадимовна 72
44. Хан Анжела Анатольевна 56
55. Ковалева Наталья Александровна 77
66. Бирюкова Людмила Егоровна 59
77. Никитина Елена Борисовна 49
88. Шибанова Елена Анатольевна 50
99. Багдасарова Галина Рубеновна 93
110. Белов Сергей Дмитриевич 67
111. Холодова Оксана Сергеевна 69
112. Харина Оксана Евгеньевна 62
113. Мельник Галина Александровна 61
114. Погожева Елена Васильевна 57
  Итого 8 5 1

 

Таким образом, анкетирование показало: педагоги с низким уровнем качеств личности — 57,1% ; средним уровнем — 35,7 % и с высоким уровнем —  7,2% (всего 1 педагог).

Было проведено анкетирование  8 учащихся : 3 учащихся 7-го класса , 2 учащихся 8-го класса и 3 учащихся 9-го классов школы  из группы наркотического риска, направленное на получение сведений об употреблении наркотических веществ и отношении подростков к ним. (Таблица 2.2). Анкета  состоит из 8 вопросов с несколькими вариантами ответов. Учащийся, набравший 8- 6 ответов «да»,  имеет высокий уровень — (73% -100%); средний уровень 4-5 ответов «да»-  (62%- 73%); низкий уровень 1-3 ответе «да»-  (42% и ниже).

Таблица 2.2

ФИ учащихся Да Нет не знаю % соотношение ответов да для определения уровня
11. Воронов Иван 1 6 1 12,5% низкий уровень
22. Виноградова Кристина 2 5 1 25% низкий уровень
33. Бельченко Дмитрий 4 4 50% низкий уровень
44. Еремеев Дмитрий 5 3 62,5% средний уровень
55. Сердюкова Ульяна 6 1 1 75% высокий уровень
66. Попов Артем 3 7 1 37,5% низкий уровень
77. Долотин Иван 2 6 25% низкий уровень
88. Николаенко Ольга 5 1 2 62% средний уровень

 

Таким образом, проведенное анкетирование об отношении подростков к употребление наркотических средств учащихся показало: низкий уровень  — 62 % ;  средний уровень  — 25% ;  высокий уровень — 12,5% учащийся.

Под методической работой сегодня понимается любая деятельность, направленная на успешную организацию учебно-воспитательного процесса. Методическая работа — это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогического коллектива, направленная на повышение их личностных качеств и психолого-педагогической подготовки педагогов к разработке и планированию программ.

После внедрения рекомендаций по профилактической работе совместно с педагогами  разнообразны  формы  и методы по предотвращению наркомании в школе. Получены следующие результаты (Таблица 2.3).

Таблица 2.3

        ФИО педагога Уровни в баллах
Низкий Средний Высокий
11. Кузьменкова Ольга Федоровна 68
22. Звонарева Татьяна Олеговна 81
33. Мартынова Ольга Вадимовна 72
44. Хан Анжела Анатольевна 56
55. Ковалева Наталья Александровна 92
66. Бирюкова Людмила Егоровна 65
77. Никитина Елена Борисовна 85
88. Шибанова Елена Анатольевна 50
99. Багдасарова Галина Рубеновна 93
110. Белов Сергей Дмитриевич 67
111. Холодова Оксана Сергеевна 69
112. Харина Оксана Евгеньевна 60
113. Мельник Галина Александровна 61
114. Погожева Елена Васильевна 78
  Итого 4 6 4

 

Из таблицы 2.3 можно увидеть уровень личности качеств педагога и активную позицию по  выявлению учащегося по признаком употребление наркотиков по планированию и реализации профилактических мероприятий педагога с низким уровня ориентирование активной позиции с признаками наркомании качеств личности — 28,5% ; средним уровнем — 42, 8% % и 28,5% педагог с высоким уровнем.

После внедрения программы педагогами и реализованная в СОШ. Нами была проведена повторная анкета с 8 учащимися  3 учащихся 7-го класса , 2 учащихся 8-го  класса и 3 учащихся 9-го классов школы из группы наркотического риска.  Направленная на получение сведений об употреблении наркотических веществ и отношении подростков к ним после внедрение новых методик педагогами по предупреждению и профилактике наркомании в школе (Таблица 2.3).

Таблица 2.3

ФИ учащихся Да Нет не знаю % соотношение ответов да для определения уровня
1 Воронов Иван 4 3 50% низкий уровень
2 Виноградова Кристина 6 2 75% высокий уровень
3 Бельченко Дмитрий 7 1 87% высокий уровень
4 Еремеев Дмитрий 5 3 62,5% средний уровень
5 Сердюкова Ульяна 6 1 1 75% высокий уровень
6 Попов Артем 3 7 1 37,5% низкий уровень
7 Долотин Иван 5 2 62% средний уровень
8 Николаенко Ольга 5 1 2 62% средний уровень

 

Таким образом, проведенное анкетирование об употреблении наркотических веществ и отношении подростков  показало:  в данной группе учащиеся с низким уровнем составляют  25,5% ,  со средним уровнем — 37,5%; с высоким уровнем — 37,5%.

Сводная таблица педагогов и учащихся на начальном уровне и на конечном уровне.  (Таблица 2.4)

Таблица 2.4

Участники исследования Уровни Начальный результат Конечный результат динамика
Коллектив МБОУ СОШ  с. Леонидово (14 человек) Низкий

Средний

Высокий

57,1%

37,7 %

7,2%

28,5%

42,8%

28,5%

— на 26%

 

+ на 7,1%

+ на 21%

 

Учащиеся 7,8,9классов

(8 человек)

Низкий

Средний

Высокий

62%

25%

12%

25%

37,5%

37,5%

— на 37%

 

+ на 12,5%

+ на 25%

 

Анализ таблицы 2.4 показывает, что процент числа педагогов и учащихся с высоким уровнем мотивационной сферы вырос на 21% у педагогов ; и на 25% у учащихся.

Таким образом, исследование психолого-педагогической работы по предотвращению распространению наркомании среди учащихся школы и уровень поведения учащихся по отношению к наркомании,  показало положительный результат.

Полученные данные могут быть использованы как в работе с наркотизирующимися подростками в условиях специализированных учреждений, так и в работе социальных педагогов-психологов в массовой школе.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!