Меню Услуги

Психологические условия профилактики наркомании в школе. Часть 3.


Страницы:   1   2   3


2.3. Проект профилактической программы психолого-педагогической работы по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы. Рекомендации по профилактической работе по предотвращению наркомании в СОШ

Многие привычные сегодня учебно-воспитательные процессы уходят в небытие или кардинально меняются. Современные педагоги, сохранив лучшие качества профессионала прошлого, должны быть готовыми мобильно приспосабливаться к новым технологиям, успешно овладевать ими.

Для необходимости создания в школе системы работы по профилактике наркомании, позволяющей правильно развиваться учащимся в благоприятной среде, разработана программа «Профилактика наркомании в школе». Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних определяются признаки той или иной зависимостей.

Программа «Профилактика наркомании в школе» рассчитана на 48 часов и включает в себя 4 модуля:

  1. Профилактическая работа по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы.
  2. Анализ психолого-педагогической научно-исследовательской литературы;
  3. Определение средств и методов профилактической работы по предотвращению распространения наркомании с учетом возрастных особенностей учащихся;
  4. Профилактические мероприятия, реализуемые в современной школе, по предупреждению наркомании среди учащихся и условия их результативности (табл. 2.5).

Задачи программы:

— проанализировать профилактическую работу по предотвращению распространения наркомании среди учащихся в школе;

— изучить психолого-педагогическую научно-исследовательскую литературу;

-определить средства и методы профилактической работы по предотвращению распространения наркомании с учетом возрастных особенностей учащихся школы;

— разработать рекомендации по профилактической работе по предотвращению наркомании в школе.

Потенциальные пользователи программы: педагоги МБОУ СОШ с. Леонидово.

Входные требования к освоению программы не ограничены исходным уровнем и направлением образования, стажем профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты:

М.1.Понимание необходимости профилактической работы по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы; диагностирование поведения учащихся в рамках профилактической работы по предотвращению распространения наркомании.

М.2.Умение использовать в практической деятельности педагога психолого-педагогическую научно-исследовательскую литературу по предотвращению распространения наркомании во всех видах деятельности учащихся школы.

М.3.Определение средств и методов профилактической работы по предотвращению распространения наркомании в школе в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

М.4.Разработка рекомендаций по профилактической работе по предотвращению наркомании в школе.

Таблица 2.5. Программа «Профилактика наркомании в школе» Утверждена приказом директора: Решение педагогического совета: от 05.09. 2013г. протокола № 2 .

Модуль Всего Лекции Распределение количества часов по видам занятий
Деловые игры Конкретные ситуации Дискуссии Форма контроля
Модуль 1.

Профилактическая работа по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы

110 1,5 3 4 1,5 Разработка диагностического инструментария поведения учащихся в рамках профилактической работы по предотвращению распространения наркомании
11.

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

Проблема употребления детьми наркотических средств

Диагностика компонентов поведения учащихся в рамках профилактической работы по предотвращению распространения наркомании

 

Измерение параметров поведения учащихся в рамках профилактической работы по предотвращению распространения наркомании

 

0,5

 

 

0,5

 

 

 

 

0,5

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

0,5

 

 

0,5

 

 

 

 

0,5

 

 

 

Модуль 2. Анализ психолого-педагогической научно-исследовательской литературы 6 2 2 1 1  

 

 

 

 

 

 

Реферат

21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.

«О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи»

 

Образовательные программы МБОУ СОШ с. Леонидово

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

Модуль 3. Определение средств и методов профилактической работы по предотвращению распространения наркомании с учетом возрастных особенностей учащихся  

 

 

 

 

 

 

8

2 2 2 2  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.Обоснование

различных видов деятельности учащихся в результате проведения профилактических мероприятий по предотвращению распространения наркомании

 

3.2.Разработка ситуаций, заданий по предотвращению распространения наркомании в школе

 

31.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.

 

 

Управление деятельностью учащихся по предотвращению распространения наркомании с учетом возрастных особенностей

 

 

Профилактические мероприятия по предотвращению распространения наркомании

в школе с учетом возрастных особенностей

учащихся.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Модуль 4. Профилактические мероприятия, реализуемые в современной школе, по предупреждению наркомании среди учащихся и условия их результативности  

 

24

6 9 6 3
41.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42.

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогические условия  по предотвращению распространения наркомании

в школе

 

 

Методические разработки психологических условий наркомании в школе ориентированных конспектов различных видов деятельности

2

 

 

 

 

 

 

 

 

4

3

 

 

 

 

 

 

 

 

6

2

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

4.1.Определение перечня психолого-психологических условий по предотвращению распространения наркомании

в школе

 

 

 

4.2.Разработка рекомендаций по профилактической работе по предотвращению наркомании в школе

итого 48 11,5 16 13 7,5

 

Анализ таблицы 2.5 показывает, что разработанная программа для педагогов несет профилактическую направленность по предотвращению наркомании в школе.

Для реализации программы целесообразно сформировать 3 команды педагогов по возрасту учащихся (среднего звена) и составить расписание занятий в неурочное время. Педагоги нарабатывают материал для обновления содержания методических материалов через включение в них профилактических мероприятий и различных ситуаций, доступных для понимания учащихся.

Учащиеся 7, 8, 9 — х классов стоят на пике эмоциональной неуравновешенности. Настроение подростков подвержено резким перепадам (переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции. Проявляет большой интерес к названию не знакомых ему психотропных веществ, предметов, их особенности, свойства, качества, действия с ними, отличиями и сходствами между предметами. Познание помогает ребенку адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность.

В ходе освоения каждой темы педагоги разрабатывают конкретное методическое обеспечение по предотвращению наркомании в школе. В условиях эксперимента возрастает роль методической службы (заместителя по воспитательной работе, психолога), которая переходит от функций простого информирования к научному обеспечению педагогических процессов, диагностике и анализу эффективности обучения по программе, компетентной помощи педагогу во внедрении новшеств.

Управление методической работой протекает эффективно, если ее задачи, содержание, организационные основы четко и ясно представляет для себя не только руководство, но и педагоги.

В ходе исследования сформулированы задачи методической работы:

  1. Организация работы по внедрению профилактической программы психолого-педагогической работы по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы.
  2. Организация работ по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.
  3. Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами, акцентирования внимания учащихся на ситуациях связанных с распространения наркомании среди учащихся школы.
  4. Повышение мотивационной и операциональной составляющих качеств педагога по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы.
  5. Оказание научно-методической помощи педагогам на диагностическом уровне.
  6. Оказание консультативной помощи педагогам в организации самообразования.

Формы организации методической работы в МБОУ СОШ с. Леонидово:

Традиционные:

  1. Индивидуальные: Консультации, самообразование, стажировка, наставничество, творческие мастерские, работа над личной методической темой
  2. Групповые: заседания методических объединений, педсовет при директоре, творческие отчеты педагогов, теоретические семинары, диспуты, дискуссии
  3. Коллективные: научно-практические педагогической конференции, конкурсы педагогического мастерства, деловые и ролевые игры, лекции по психолого-педагогическим проблемам, выставки. Отчеты по самообразованию в виде докладов, рефератов обсуждение новейших методик, технологий, достижений науки, авторских программ, работа педагогического коллектива над единой методической темой.

Нетрадиционные:

1.«Психолого-педагогический консилиум». Представляет собой совещание или взаимную консультацию специалистов (экспертов) в той или иной области.

2.«Школа профессионала». Имеет цель — реализация принципа дифференцированного подхода к определению уровня профессионализма педагога.

3.«Школа молодого педагога» — ее задачей является оказание помощи в становлении молодого педагога.

4.«Школа передового опыта». Цель — распространение опыта работы лучших педагогов МБОУ СОШ среди молодых и малоопытных педагогов.

5.«Педагогическое ателье или педагогическая мастерская». Цель — передача опытными педагогами и остальным членам педагогического коллектива основных идей своей воспитательно-образовательной системы, практических способов ее реализации. Основная задача педагогического ателье – познакомить педагога МБОУ СОШ с методами, технологиями.

6.«Мастер класс». Является разовой и одновременно выездной формой работы педагогов, с целью распространения своего опыта среди других учебных учреждений района, города. Основной метод — прямой и комментированный показ приемов своей работы.

7.«Творческие микро группы». Это стихийное объединение 2-3 педагогов, с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Группы создаются для нахождения способа решения проблемы.

8.«Мозговая атака» или «мозговой штурм» Организуются для поиска решения той или иной проблемы.

9.ВТК (временные творческие коллективы) Создаются для срочного решения, какой либо проблемы. Их главным методом является «мозговой штурм» например решения проблемы от нескольких часов до 2-3 суток.

10.ВНИК (временные научно — исследовательские коллективы) необходимость в предварительном изучении и анализе ситуации, данных через анкетирование или интервью.

11.«Творческие лаборатории». Задачами является теоретическая разработка материала, апробация его на практике, отслеживание результата, распространение опыта работы опытных педагогов (Таблица 2.6.).

Таблица 2.6. Формы методической работы

Традиционные (классические) Нетрадиционные (модернизированные)
Индивидуальные Педсовет, банк идей, панельная дискуссия, круглый стол, форум, дебаты, симпозиум, пед. ринг, техника «аквариума», деловая игра, защита новых идей
Групповые КТД — коллективное творческое дело, КМД (коллективная мыследеятельность), аукцион, презентация, мастер-класс, ярмарка пед. идей, решение пед. кроссвордов, деловая игра (ролевая, проблемно-ситуативная), пед. викторина, «Педагогический поиск»
Коллективные Создание банка мет. идей, методическая неделя, стажерская площадка, кружок качества, школа проф. мастерства, педагогическая студия, открытый профессиональный клуб, педагогическое ателье, диалогическая пара, ВТК – временные творческие коллективы, школа исследователей

ВНИКи -временные научно-исследовательские и проектные команды: познавательные экскурсии, брифинги, литературная газета, тренинги, фестивали, панорамы, художественная копилка, эстафета пед. мастерства, творческие гостиные.

 

Анализ таблицы  2.6  показывает, что в организации методической работы, не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как их эффект зависит от индивидуальных групповых или коллективных потребностей и возможностей.

Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов, основные из которых: государственная политика в сфере образования, экономики; законодательные акты и документы; уровень педагогической культуры, методическая грамотность педагогов. Выявленные в процессе диагностических измерений личностные и профессионально — деятельностные показатели; морально-психологический климат в педагогическом коллективе; материально-технические возможности организации методической работы; изучение внутреннего педагогического опыта; открытость и активность педагогов; уровень профессиональной готовности руководителей образовательного учреждения к внедрению экспериментальных программ; конкретная ситуация в коллективе (в отношениях между педагогами и учащимися, педагогами и руководителями).

Сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов профилактических мероприятий, повысят результативность профилактической работы по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы.

Участие педагогов в методической и психологической деятельности способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы или технологии, формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности и разработка технологий по формированию правильного развития школьного возраста.

Результатом проектирования содержания стало наполнение модулей программы учебными элементами, способствующими повышению мотивационной и операциональной составляющих качеств педагогов.

Рекомендации педагогам по профилактической работе по предотвращению наркомании в СОШ :

— совместно с администрацией утвердить план для проведения мероприятий в СОШ по профилактике наркомании, круглый стол, конференция, семинар, педсовет. Педагогам использовать в работе направления на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, профилактики наркомании, по усилению в решении проблем;

— создать в школе социально-психолого-педагогической службу (выявление причин возникающих проблем на начальной стадии, работа по ликвидации проблем через тренинги, индивидуальные занятия, беседы и т.д.);

— проводить постоянные консультации медиков, психолога, педагогов, работников, с целью оказания помощи несовершеннолетним по проблемам в обучении, развитии, поведении;

— консультироваться с психологом по вопросу планирования воспитательной работы по профилактике правонарушений, наркомании среди учащихся.

— использовать уроки биологии, химии, литературы, обществознания и другие для работы с детьми по антинаркотической пропаганде;

— психологу школы создать службу доверия по оказанию помощи подросткам из «группы риска». Использовать технические средства для более яркого показа последствий употребления наркотиков подростками (кинофильмы, диафильмы, видео);

— вовлечение подростков в социально значимую деятельность. Проводить работу по формированию потребности вести здоровый образ жизни (классные часы, лекции, спортивные секции и соревнования, экскурсии, проведение дней Здоровья, организация активного общественно-полезного зимнего и летнего отдыха);

— так же каждому педагогу необходимо быть внимательным к тем изменениям, которые происходят в детях, чтобы заметить опасность.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

 

Заключение

Проведенная нами исследование апробация результатов исследования подтвердила гипотезу о повышении уровня личностных качеств педагогов умение держать активную позицию по выявлению учащегося те или иные признаки по употребление наркотиков в проблеме употреблении учащимися наркотических веществ в СОШ. Путем внедрения современных подходов, разработки методик, технологий и позволила сделать выводы:

  1. На основе изучения научной литературы исследований были выявлены тенденции повышения уровня качеств личности педагогов умение держать активную позицию по выявлению учащегося по признаком употребление наркотиков , что позволило считать правильным постановку и решение актуальной на современном этапе проблему его повышения у педагогов на базе СОШ и выявить уровень поведения 8 учащихся из группы наркотического риска. Спроектировать содержание программы совместно с педагогами. Реализация подходов носит системный характер, т.е. рассматривалась: система повышения личностных качеств педагогов умение держать активную позицию по выявлению учащегося  признаком употребление наркотиков и отношение учащихся к наркомании – процессы её реализации – контроль результатов.

Использовались  различные способы и методы при обучении педагогов, программа реализовывалась в рамках учебного образования педагогов в условиях СОШ.

В повышении личностных качеств педагогов умение держать активную позицию по выявлению учащегося по признаком употребление наркотиков и учащихся в психолого – педагогических условиях направленная психологические условия профилактики наркомании в школе. Был использован личностный и деятельностный подходы в обучении, которые обеспечивают всем участникам внутреннюю мотивацию, содействующую восстановлению гармонии системы «учитель- ученик ».

  1. Опираясь на выдвинутые подходы исследования, разработаны:

— функциональная модель повышения личностных качеств педагогов умение вовремя и правильно выявить активную позицию педагога, по выявлению учащегося   тех или иных признаков  употребление наркотиков СОШ через управление качеством технологии обучения;

— повышения уровни поведения учащихся 8 детей из группы наркотического риска. (3 учащихся 7-го, 2 учащихся 8-го и 3 учащихся 9-го классов школы)

В рамках профилактической работы по предотвращению распространения наркомании учащихся.

-диагностический инструментарий повышения личностных качеств педагогов, умение держать активную позицию. Правильно  выявить   признаком употребления наркотиков и уровень  поведения учащихся 8 детей из группы наркотического риска (3 учащихся 7-го, 2 учащихся 8-го и 3 учащихся 9-го классов школы). В рамках профилактической работы по предотвращению распространения наркомании учащихся в СОШ.

Определены показатели повышения личностных качеств педагогов.  Умение держать активную позицию по выявлению признаков   употребления наркотических  средств. Уровни поведения учащихся 8 детей из группы наркотического риска (3 учащихся 7-го, 2 учащихся 8-го и 3 учащихся 9-го классов школы. Уровень сформированной их мотивационной и практической сфере и критерии достижения гарантированного результата.

Полученные результаты,  достигнуты с помощью надежной, реализуемой  технологии по повышению  личностных качеств педагогов. Изучили  активную позицию  учащихся   по выявлению признаком употребление наркотиков и уровни поведения. Достигнутые  гарантированные  результаты,  могут быть использованы не только в МБОУ СОШ  с. Леонидово но и в других учебных учреждениях.

Настоящее исследование не исчерпывает всех сторон и аспектов рассматриваемой проблемы, и позволяет обозначить следующие направления:

-совершенствование модели повышения личностных качеств педагогов и уровни поведения 8 учащихся  из группы наркотического риска в условиях СОШ. (3 учащихся 7-го, 2 учащихся 8-го и 3 учащихся 9-го классов школы).

Таким образом, практическая значимость исследования состоит в том, что результаты экспериментальной работы и содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейших поисков в области теории и практики профилактики наркомании в общеобразовательной школе; для совершенствования подготовки специалистов в плане планирование программ отношении подростков-потребителей наркотиков.

 

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
         1 Аддиктивное поведение стремление к уходу от реальности путем изменения своего сознания.
2 Анкетирование подростков средство первой ориентировки, средство предварительной разведки, для выявления подростков, склонных к девиантному поведению.
3 Асоциальное поведение соведение, уклоняющегося от выполнения моральных, нравственных норм, непосредственно угрожающих благополучию личностных отношений.
4 Агрессивное поведение наиболее распространённый способ реагирования на срыв со скалы или парапета.
5 Антинаркотическая профилактика комплекс мероприятий направленный на противодействия распространению табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ.
6 Аутрич – работа внешний контакт. Охват во вне, то есть вне больничного учреждения.
7 Абсолютная пустота пустое место в глоссарии
8 Безнадзорность (бесконтрольность) несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие ненадлежащего исполнения родительских обязанностей.
9 Гипотеза исследования предложение, выдвигаемое для объединения какого либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто.
       10 Девиантное поведение совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.
       11 Наркомания (токсикомания) заболевание, характеризующее патологическим влечением к различным психоактивным веществам.
       12 Необихевиоризм направление в американской психологии, возникшее в 1930 – х г.г.
      13 Образовательная модель профилактики образовательная система, включающая в себя общие пели и содержание образования.
      14 Образовательная модель профилактики основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических
     15 Образовательные программы документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные и профессиональные программы.
     16 Переходный возраст промежуток времени у подростка, в который происходит переход от детства к настоящей взрослой жизни.
      17 Потребность переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее в сознании нужды и выступающее источником активности.
     18 Психоактивные вещества химические соединения растительного и синтетического происхождения, которые влияют на психическое состояние человека.
     19 Просоциальное поведение  поведение человека в обстановке, при которой требуется оказать помощь другому человеку.

Список использованных источников

1. Аверина Е.В. Антинаркотическое воспитание в школе. // Педагогика, 2002. № 1.

2. Аменд А., Жукова М., Фролова Е. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде. // Педагогика, 2004. № 4.

3. Антипов В.А. Первичная профилактика наркомании в молодежной среде на основе формирования физической культуры личности. / Автореферат дис. … Санкт-Петербург, 2013.- 205с.

4. Аршинова В.Б. Психологическая устойчивость как фактор формирования антинаркотнческой установки у подростков: Автореф…дисс…канд. псих. наук. – М., 2007. № 4

5. Баймухаметов С. Омут: Что должны знать и что должны рассказать учителя и родители своим детям о наркомании // Смена, 2001. № 12.

6. Березин С.В. Психология созависимой личности: монография / С. В. Березин; Федер. агентство по образованию, Самар. гос. ун-т, психоп. фак. – Самара: Универс-групп, 2008. – 203с.

7. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 334с.

8. Дедловская В.И. Заложники «белой смерти»: (Наркомания). // Физическая культура в школе, 2004. № 6.

9. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. (Части 4-9). – СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. — 543с.

10. Еделева Е.Г. Интерактивный «форум-театр»: профилактика наркозависимости. // Психологическая газета, – 2002. № 6

11. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 184с.

12. Исакова О.П. Психологические основы профилактики наркозависимости (Вдали от пропасти и рядом с нею). – СПб.: КАРО, 2010. — 435с.

13. Кабачков В.А. Социально-педагогические подходы к профилактике подростковой наркомании средствами физической культуры и спорта. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003. № 1.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

14. Климович В.Ю. Профилактика наркомании и алкоголизма в школе: Программа. // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2004. № 7

15. Колесова Л.С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции. // Педагогика. – 2002. №

16. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Проект. // Учительская газета, 1999. №

17. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 922с.

18. Косяков В.Г. «Черные буквы»: (Мероприятия по профилактике наркомании). // Классный руководитель, 2002. №7.

19. Кривулин Е.Н., Шпаков А.В. и др. Позитивная наркопрофилактика среди детей и молодежи. // Наркология, 2008. № 7.

20. Лисецкий К. Подростковая наркомания и алкоголизм: факторы риска и защиты // Основы безопасности жизнедеятельности, 2004. №

21. Машер Н. Начни с себя: (Профилактика наркомании). // Семья и школа, 2000. № 1.

22. Медведева И., Шишова Т. Почему буксуют наши методики борьбы с наркоманией // Воспитание школьников, 2003. № 7.

23. Мочалов А. Деликатный подход к кричащей проблеме: Наркомания: профилактика и помощь. // Основы безопасности жизни, 2002. №5.

24. Наркоситуация в среде детей и молодежи. // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2003. №7.

25. Наркотики и возраст: (Отношение детей, подростков и молодежи к наркотикам в зависимости от возрастной группы) // Основы безопасности жизни, 2000. №6.

26. Павлов О. Мнимое наслаждение: (Наркомания). // Народное образование, 2000. № 1.

27. Панина Г., Пиликян К., Штукатурова В. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход. // Воспитание школьников, 2001. № 9.

28. Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 111с.

29. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2010. — 635с.

30. Родионов А.В., Родионов В.А. Подросток и наркотики. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними. – Ярославль: Академия развития, 2011. — 736с.

31. Салматова Г. Профилактика употребления психоактивных веществ: (программа занятий с подростками). // Воспитание школьников, 2003. №

Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Сирота, В. М. Ялтонский. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. -155 с.

33. Ушмудина О.А. Развитие психологической устойчивости личности как условие профилактики наркомании в вузе. // Педагогика и психология, 2008. № 2.

34. Шишова Т. Детская наркомания – современная ситуация. // Воспитание школьников, 2003. № 4

35. Школы. Просветительная работа в школах по вопросам профилактики злоупотребления наркотиками. / Организация Объединенных Наций. – Нью-Йорк, 2003. -126 с.

36. Шуминова И.О. Всем миром против общей беды: практическое пособие для библиотек по профилактике наркомании. / О.И. Шуминова, Н.Ф. Потехина. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2012. – 95 с.

37. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие, М, 1999. — 563 с.

38. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие для преподавателей педагогических Вузов. Под ред. Л.М.Шипицыной. – М., 2006. — 213 с.

39. Источник: http://mybloginfo.ru/socped/socdocblank/226-shema-harakteristiki-uchaschegosya.html Блог социального педагога, психолога © mybloginfo.ru1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления / под. ред. Эрика Ф. Вагнера и Холли Б. Уолдрон; пер. с англ. А. В. Александровой. – М.: Академия, 2006. – 415 с. – ISBN 5-86072-074-1.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!