Меню Услуги

Психологические условия профилактики наркомании в школе


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Профилактика наркомании в условиях средней школы, как направление психолого – педагогической и воспитательной работы
  • 1.1 Проблема употребления детьми наркотических средств в зеркале психолого-педагогической научно-исследовательской литературы
  • 1.2 Профилактические мероприятия, реализуемые в современной школе, по предупреждению наркомании среди учащихся и условия их результативности
  • 1.3  Возможности профилактической психолого-педагогической работы по предотвращению наркомании
  • Глава 2. Экспериментальное исследование результативности программы профилактики наркомании в школе
  • 2.1 План сбора эмпирических данных, характеристика испытуемых и методов исследования
  • 2.2 Результаты исследования психолого-педагогических условий и описание результативности профилактики наркомании в СОШ
  • 2.3 Проект профилактической программы психолого-педагогической работы по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы. Рекомендации по профилактической работе по предотвращению наркомании в СОШ
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список использованных источников

 

Введение

Актуальность выбранной для исследования темы. Наркомания подростков представляет серьезную угрозу физическому, психическому и нравственному здоровью нации. Наркотизация подрастающего поколения – процесс, который обусловливает общую аморализацию и деградацию личности, деформацию ее ценностных ориентации и нравственных установок и требует скорейшего педагогического вмешательства. Этим обусловлена проблема профилактики, поиск путей предупреждения наркомании.

Важная роль в данном процессе принадлежит школе, поскольку она призвана быть ядром взаимодействия семьи и общества. При этом имеется в виду не просто сумма влияний, а организованная система воспитательного воздействия.

Для понимания особенностей учебно-воспитательной работы в современной школе представляется важным анализ взаимодействия в контексте социокультурных репрезентаций трех элементов школьной среды – педагог, ученик и его родители.

Однако деструктивные процессы в российском обществе привели к возникновению социокультурных барьеров. Между ними обусловили конфликт интересов семьи и школы. Поэтому профилактика наркомании, прежде всего, должна начинаться с гармонизации отношений между всеми ее участниками, с налаживания партнерских связей между ними, формирования доверия. Кроме того, при ведении профилактической работы в школе необходимо помнить, что антинаркотическая деятельность – это не едино разовые акции, а целенаправленный постоянный процесс.

Цель работы: на основе изучения психолого-педагогических и организационно-методических документов, опираясь на результаты экспериментальной работы по определению психолого-педагогических условий результативности профилактической работы со школьниками, разработать проект профилактической Программы психолого-педагогической работы по предотвращению распространения наркомании среди учащихся школы. Объект исследования: деятельность сотрудников школы по проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наркомании среди учащихся.

Предмет исследования: результативность профилактических мероприятий, проводимых со школьниками группы наркотического риска.

В качестве исследовательских гипотез выступили научные предположения о том, что:

1)      Результативность профилактики наркомании определяется активностью педагогического состава и психолога школы, по пропаганде здорового образа жизнедеятельности учащихся;

2)      Наиболее важным психолого-педагогическим условием профилактики наркомании среди учащихся школы выступает знание педагогами признаков распространения наркотиков и первичных признаков наркотизации личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение таких задач, как:

1)      Проанализировать руководящие, организационно-методические и психолого-педагогические документы, определяющие ведение в школах внеурочной профилактической работы с учащимися;

2)      Выяснить и описать условия результативности профилактической работы, проводимой в современных школах;

3)      Уточнить возможности педагогического состава школы по реализации задач поддержки и профилактической работы, по предотвращению наркомании среди учащихся;

4)      Подобрать для практической части исследования эмпирическую базу, методические средства исследования и спланировать сбор данных

5)      Обработать эмпирические данные и описать выявленные психолого-педагогические условия результативности профилактики наркомании в СОШ;

6)      Разработать проект Программы профилактической психолого-педагогической работы по предотвращению распространения наркомании среди учащихся и предложить его к реализации руководству школы.

Методы исследования включали комплекс взаимно дополняющих друг друга теоретических, эмпирических, экспериментальных и статистических методов.

Теоретические методы – изучение и анализ научной литературы (документации), интерпретация.

Эмпирические методы – наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование.

Статистические методы – количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования с применением коэффициента корреляции Пирсона для дихотомических данных.

В качестве экспериментальной базы исследования был взят коллектив общеобразовательной средней школы МБОУ СОШ с. Леонидово ,Сахалинской области, в том числе заместитель директора по воспитательной работе, заведующая учебной частью школы, психолог и 11 учителей-предметников, участвующих в профилактических мероприятиях. Кроме того, для сбора эмпирических данных были привлечены 8 детей (3 учащихся 7-го, 2 учащихся 8-го и 3 учащихся 9-го классов школы) из группы наркотического риска.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Методический замысел исследования:

  • рассмотреть взгляды зарубежных и отечественных учёных-психологов на проблему наркомании и научных основ предупреждения наркомании, проведения профилактической работы;
  • изучить проблему употребления детьми (школьниками и молодёжью) наркотических средств в современных условиях Сахалинской области;
  • проанализировать организацию и содержание работы, проводимой в школах своего региона по профилактике наркомании среди учащихся;
  • выявить основные научно-психологические подходы, стратегии и психологические приёмы предупреждения наркозависимого поведения, а также и подготовить методы получения нужной мне информации и сбора эмпирических данных;
  • определить экспериментальную базу исследования и составить план поэтапного сбора эмпирических данных;
  • провести практическое изучение состояния антинаркотической работы в школе, деятельность педагогических работников и выявить эффективность профилактики по реакциям испытуемых группы риска;
  • провести интерпретацию полученных данных, направляя её на доказательство исследовательских гипотез, на основе чего уточнить психологические условия эффективной профилактической работы
  • исходя из проведённой исследовательской работы по теме ВКР, наметить, меры по совершенствованию деятельности педагогов школы по предупреждению наркомании среди учащихся;
  • совместно с психологом и методистом школы разработать проект Программы профилактической психолого-педагогической работы по предотвращению распространения наркомании среди учащихся и предложить его к реализации руководству школы.

В качестве нормативной основы дипломной работы послужили:

  • Указ Президента РФ от 09,06.2010 N 690 (ред. от 28.09.2011) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;
  • Приказ Минобразования РФ от 28.02.2000 N 619 «О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»;
  • Письмо Минобразования РФ от 15.09.1998 N 15/329-6 Об аналитических материалах «Состояние преступности несовершеннолетних в Российской Федерации в 1997 году», «О состоянии работы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту».

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в ходе исследования теоретические и практические выводы могут быть использованы в целях дальнейшей научной разработки проблем, связанных с изучением психологических условий профилактике наркомании в школе.

Структурно работа состоит из введения, 2-х глав, каждая из которых включает 3 параграфа, заключения, глоссария и списка использованных литературных источников.

 

 

Глава 1.Профилактика наркомании в условиях средней школы, как направление психолого-педагогической и воспитательной работы

1.1. Проблема употребления детьми наркотических средств в зеркале психолого-педагогической научно-исследовательской литературы

Наркотизм — социальный феномен, выражающийся в относительно распространенном, статистически устойчивом употреблении части популяции наркотических (или иных токсических, психотропных) средств, влекущим определенные медицинские (заболеваемость наркоманией) и социальные последствия.

В процессе формирования зависимости существует одно исключение: у несовершеннолетних зависимость может сформироваться в результате однократного употребления наркотического вещества.

В зависимости от того, какие именно из наркотиков употребляются, наркомания подразделяется на виды:

  • опийная наркомания;
  • наркомания при употреблении препаратов конопли;
  • наркомания, обусловленная употреблением эфедрина;
  • лекарственная наркомания;
  • кокаиновая наркомания;
  • наркомания вследствие употребления галлюциногенов;
  • токсикомания при злоупотреблении летучими органическими веществами;
  • полинаркомания (когда употребляются вещества сразу нескольких групп).

Употребление наркотических и психактивных веществ является одной из основных социальных опасностей всего мирового сообщества.

За последние несколько лет произошли серьезные изменения в причинно-следственных связях, характерных для процесса наркотизации. Наркотики в сегодняшнем мире имеют свои закономерные пути распространения, отличные от существовавших в прошлом. Причина этого — в изменившихся мотивах потребления и более «прозрачных» границах между странами. Один из главных мотивов наркотизации сегодня — поиск эйфории, при этом характер эйфории, как правило, определяется культурно-социальными факторами.

Меняется схема распространения наркотиков: от бедных к богатым (или преступным элементам), затем от более обеспеченных к менее обеспеченным, что обостряет криминальную ситуацию в стране. Хотя исторически наркомания возникла в элитарных слоях общества, долгое время считалось, что ей подвержены малообеспеченные группы, она сосредоточена в низшем социально-экономическом слое и в определенных группах этого слоя: антисоциальных и асоциальных. В настоящее время порогом социальной опасности следует считать выход наркотизации за пределы традиционно поражаемых групп, в нее вовлечена молодежь всех социальных слоев.

Рядом исследований образа жизни подростков, приобщившихся к наркотикам, установлено, что у 45% опрошенных родители состоятельны или богаты, и только около 7% утверждают, что они живут в бедности или нуждаются.

Появились новые источники пополнения числа наркоманов. К наркотикам приобщаются как дети родителей, потерявших свой социальный статус, так и дети родителей, приобретших принципиально новый социальный статус.

Согласно социологическому опросу, проведенному среди жителей стран, входящих в Европейский Союз, проблемой, которая больше всего волнует население, было названо распространение наркомании в обществе. Наркомания достаточно давно является проблемой социологии. Уже Р. Мертоном были намечены пути исследования причин и тенденций употребления наркотиков («теория девиантной аномии» Р. Мертона).

Значительный вклад в разработку проблемы (в рамках разработки общей теории девиантного поведения) внес в XIX веке итальянский врач Чезаре Ломброзо. Он предположил связь между криминальным поведением и физическими чертами. Он считал, что люди, предрасположенные к определенным типам поведения, по своему биологическому складу относятся также к определенному типу, что «криминальный тип есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции».

Уильям Шелдон, известный американский психолог и врач, подчеркивал влияние строения тела на склонность к потреблению наркотиков. Так, мезоморф, чье тело отличается силой и стройностью (в отличие от эндоморфа, чье тело склонно к умеренной полноте, мягкости и округлости), проявляет склонность к беспокойству и к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью; он более предрасположен к девиации, в частности к наркомании.

Зигмунд Фрейд ввел понятие «преступники с чувством вины». Он имел в виду людей, которые желают, чтобы их поймали и наказали, потому что они чувствуют себя виноватыми из-за своего влечения к разрушению. Хотя более поздние исследования показали, что девиантное поведение нельзя объяснить полностью ни одной из теорий, оно, скорее всего, объясняется сочетанием социальных и психологических факторов. Важность этих концепций для изучения наркомании сохраняется.

Как упоминалось выше, наркомания — это болезнь. Специалистам, работающим в наркологии, это известно давно и признается ими безоговорочно. Наркомания включена в медицинские справочники и каталоги болезней наряду с другими заболеваниями. Она относится к группе так называемых аддиктивных болезней, или болезней зависимости. Поскольку зависимость у наркомана проявляется от химических веществ-наркотиков, то наркоманию (наряду с некоторыми другими видами зависимости — например, алкоголизмом) еще называют «химической зависимостью». Если наркотическое вещество перестает поступать в организм, человек переживает тяжелейшее состояние, которое называется абстинентным синдромом. Потребность в наркотике, сопровождающаяся «ломкой» в его отсутствие, никак не зависит от воли человека, от черт его характера или свойств личности — так же, как, например, кашель больного туберкулезом не зависит от его желания.

Следовательно, наркомания как болезнь, может диагностироваться, когда проявляются три основных ее симптома: эмоциональное влечение к наркотику, систематическое употребление этого наркотика и вынужденное увеличение дозы, связанное с повышением толерантности.

И далее наркозависимый продолжает принимать наркотики уже не ради удовольствия, а стремясь избежать абстинентного синдрома (ломки).

Критические дозы могут спровоцировать глубокую спячку, и даже смерть от паралича дыхательного центра мозга.

В процессе привыкания к наркотику меняется и общее состояние личности.

1.2. Профилактические мероприятия, реализуемые в современной школе, по предупреждению наркомании среди учащихся и условия их результативности

Профилактика (от греческого prophulaktikos – предохранительный) – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия. Социально-педагогическая профилактика в вопросах злоупотребления психоактивными веществами рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В соответствии с классификацией Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную.

  1. Первичная профилактика наркомании имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть доступно несколькими путями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует; б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды; в) усиление адаптационных факторов агрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни; г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения; д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самосознанием, развитием); е) развитие социально-поддерживающего процесса.

Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Её воздействия направлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей.

В результате первичной профилактики предполагается достичь полного избегания патологических исходов, редуцирования числа лиц, у которых может быть начат патологический процесс, что определяет её наибольшую эффективность. Она влияет прежде всего на формирование здоровья путем замены одних развивающих процессов на другие. Сформировав активный, функциональный адаптивный жизненный стиль человека, можно укрепить его здоровье и предупредить развитие болезни. Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные результаты.

Первичная профилактика наркомании проводится посредством нескольких стратегий: 1) информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие; 2) формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение; 3) развитие проективных факторов социального эффективного поведения; 4) развитие навыков решения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.

Контингенты воздействия – дети и подростки, посещающие школу; учащаяся молодежь; родители (семья); учителя; внешкольные подростковые молодежные коллективы и группы; дети, не посещающие школу; дети, лишенные родителей и постоянного места жительства; неорганизованные группы населения.

В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.

  1. Социальные и педагогические технологии первичной профилактики: воздействие средств массовой информации; антинаркотическое обучение; использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодёжной активности; создание социально — поддерживающих систем (социальные службы, молодёжные про социальные организации и т.д.); проведение антинаркотических мотивационных акций; организация деятельности социальных работников и волонтеров; деятельность системы ювенальной юстиции.
  2. Психологические технологии первичной профилактики: развитие личностных ресурсов; формирование социальной и профессиональной компетентности; развитие адаптивных стратегий поведения; формирование функциональной семьи.
  3. Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются посредством определения генетических и биологических маркеров поведения риска и их коррекции на медицинском уровне.
  4. Вторичная профилактика имеет своей целью изменение дезадаптивных и псевдо адаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Поведение риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств; характеристиками среды, действующей на индивида; специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик. При этом среда рассматривается в качестве носителя такого доминирующего фактора, как стресс (любое требование среды является стрессом; в случае поведения риска стрессовое давление среды, её сопротивление резко увеличивается как реакция на это поведение), а само поведение индивида – как фактор риска наркомании.

Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением различных стратегий: 1) формирование мотивации на изменение поведения; 2) изменение дезадаптивных форм на адаптивные; 3) формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

Контингенты воздействия – дети и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).

В этих стратегиях используются специальные технологии.

  1. Социальные и педагогические технологии: формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место; формирование мотивации на изменение поведения; развитие проблем – преодолевающего поведения; формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в про социальных сетях.
  2. Психологические технологии: преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний; осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности; развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем – преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания); анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от псих активных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития, интервального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркологической среды.
  3. Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

III. Третичная профилактика наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики – снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто ещё не готов полностью отказаться от них.

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от первичного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилактики основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье – обязательное условие проведения третичной профилактики.

Третичная профилактика наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий: 1) формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления наркотиков или других психоактивных веществ; 2) изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные; 3) осознание ценностей личности; 4) изменение жизненного стиля; 5) развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков; 6) формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

1.3. Возможности профилактической психолого-педагогической работы по предотвращению наркомании

Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.

Цели такой работы – создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижение вреда от их употребления.

Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

  • Распространение информации о причинах, формах и последствиях употребления наркотических средств;
  • Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения;
  • Предоставление альтернатив наркотизации. Цель работы в данном направлении – коррекция социально-психологических особенностей личности;
  • Целевая работа с группой риска – определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам;
  • Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.

Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками – оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним.

Это – общие принципы ведения профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:

  • возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль над их усвоением;
  • влияние на уровень притязаний и самооценку;
  • свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации;
  • возможность привлечения специалистов по профилактике.

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе.

Принципы построения школьных программ в области антинаркотического просвещения:

  • Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы;
  • Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека;
  • Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества;
  • Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или «приблизиться» к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач;
  • Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений);
  • Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотическоко просвещения;
  • Для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

Чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:

  • использования тактики запугивания: неэффективностъ такой тактики доказана;
  • искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;
  • разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам;
  • ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;
  • упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков;
  • оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.

Вся просветительная работа в школе должна вестись по установленным руководящим принципам. Эти руководящие принципы помогают определить центральную роль учителя и подчеркнуть скорее воспитательную, нежели превентивную направленность просветительской работы по вопросам наркологической профилактики. Применение этих принципов поможет сократить использование неэффективных программ.

Принцип 1. Акцент на конечный результат обучения, факторы внешней среды и тесное сотрудничество являются важным условием успеха просветительской работы в школах по вопросам профилактики употребления наркотиков.

Школы, которые ставят своей целью изменить модели поведения, связанные с употреблением наркотиков, рискуют сразу же потерпеть неудачу, поскольку такая «цель» находится вне их контроля. Следует признать, что школы оказывают влияние на поведение (но не определяют его) путем передачи учащимся знаний, выработки у них умений и навыков и нравственных ориентиров. В свою очередь, необходимы время, чтобы достичь четко намеченных результатов, а также плодотворное сотрудничество с семьями и общиной, чтобы обучение происходило в атмосфере, способствующей развитию личности и повышению уровня знаний.

Принцип 2. Достижение результатов в просвещении по вопросам профилактики употребления наркотиков должно осуществляться в рамках учебного плана по теме «здоровье» или других соответствующих учебных предметов, что обеспечит последовательность, развитие, непрерывность и связь с другими касающимися здоровья проблемами, которые оказывают воздействие на жизнь учащихся.

Изолированные программы не могут обеспечить непрерывное комплексное развитие личностных и социальных навыков, а также нравственных ориентиров. Употребление наркотиков происходит не в вакууме, а является частью жизни молодого человека, и просвещение в целях профилактики этого явления должно включать другие важные для молодых людей вопросы, в том числе особенности развития в подростковом возрасте, стресс и способы его преодоления, сексуальность, сотрудничество семьи и школы и межличностные взаимоотношения.

Принцип 3. Школьная среда должна способствовать результативной воспитательной работе и плодотворному сотрудничеству

Школьная среда соединяет в себе такие элементы, как культура, окружение, идеалы, чувство общности, цели и ощущение некоего порядка. Учащиеся положительно реагируют на такую школьную среду, где, как они чувствуют, к ним относятся справедливо. Учащиеся получают максимальную пользу, когда обучение в школе носит целенаправленный характер, когда четко определен набор необходимых для учащихся знаний и умений, установлены пути и методы для достижения таких результатов и их оценки.

Принцип 4. Для принятия решений необходимо развитие тесных партнерских отношений.

Учащиеся, персонал школы, родители, специалисты-практики в области профилактики злоупотребляют наркотиками, учреждения, направляющие на лечение, и общины в широком смысле должны сотрудничать при принятии решении, касающихся как общей политики в области борьбы с наркотиками, так и работы по отдельным случаям злоупотребления наркотиками. Основанный на сотрудничестве подход к разработке политики способствует достижению намеченных ценностных ориентиров и адекватных моделей поведения в школе, дома и в общине.

Принцип 5. Преподавание и изучение должны быть интерактивными

Интерактивные методы преподавания, такие как дискуссии, «мозговая атака», принятие решений, выработка умения высказывать свои суждения или ролевые игры для выработки новых навыков и моделей поведения, стимулируют активное участие всех учащихся. Благоприятной атмосфере в классе способствуют занятия в небольших группах, что поощряет сверстников к общению и максимальному участию.

Принцип 6. Просветительские программы по профилактике наркомании должны вызывать ответную реакцию и обеспечивать общее участие

В просветительских программах по профилактике злоупотребления наркотиками необходимо учитывать уровень употребления наркотиков, как отдельными лицами, так и в обществе в целом, факторы риска и защитные факторы, пол, национальность, культуру, язык, уровень развития, способности, религию и сексуальную ориентацию.

Общение с учащимися, при котором принимаются во внимание реальные факты их биографий и жизненного опыта, создает возможности для существенного вклада учащихся в просветительские программы по профилактике злоупотребления наркотиками. Учащиеся реагируют позитивно, когда признаются их индивидуальные потребности и потребности тех, кто употребляет и не употребляет наркотики, каналы для общения остаются открытыми, но при этом не забывается и проблема употребления наркотиков.

Принцип 7. Специальная подготовка учителей, участвующих в программах профилактики наркомании, повышает эффективность этих программ и способствует их устойчивости.

Когда вместо того, чтобы просто научить применению конкретной программы или методики, учителям предлагают пройти курс обучения по вопросам профилактики наркомании, в рамках которого они знакомятся с целым рядом учебных приемов, ресурсов и методов оценки в соответствии с потребностями учащихся, это гарантирует более глубокое воздействие программ и их устойчивость. Преподавателям необходимы поддержка школьных руководителей, а также советы по технике осуществления программ и создания сетей, чтобы иметь возможность поделиться как успехами, так и проблемами.

Принцип 8. Программы, стратегии и ресурсы следует использовать таким образом, чтобы они служили поддержкой учителям, помогали им в достижении надлежащих результатов в ходе просвещения по вопросам наркомании и способствовали долгосрочному улучшению школьной среды и морального климата.

Программы просвещения по вопросам наркотиков и соответствующие пособия должны отбираться таким образом, чтобы они служили дополнением деятельности классного руководителя, но не подменяли ее. Доверие к учителю и его способность удовлетворять потребности учащихся могут быть поставлены под угрозу, когда школам навязываются программы, разработанные в других учреждениях.

Принцип 9. Программы профилактики употребления наркотиков и их результаты должны регулярно оцениваться для получения доказательств их ценности и улучшения структуры будущих программ.

Некоторые программы оказываются неэффективными, а другие могут приводить к обратным результатам. Школы могут избежать неудачного опыта, если будут руководствоваться принципами, установками и моделями наилучшей практики при обосновании и проведении оценки программ и их результатов.

Принцип 10. Методы и процедуры работы с отдельными случаями, связанными с наркотиками в школах, должны разрабатываться совместно и широко популяризироваться, чтобы иметь положительные отклики.

Определенная реакция на употребление наркотиков может привести к маргинализации и стигматизации замеченных в этом учащихся.

Наиболее важным психолого-педагогическим условием профилактики наркомании среди учащихся школы выступает знание педагогами признаков и распространения наркотиков и первичных признаков наркотизации. Педагоги должны активно проявлять гражданскую и педагогическую позицию в борьбе с наркоманией. Как известно, наркомании и токсикомании трудно лечить и поэтому крайне актуальной является задачей педагогов раннего выявления употребления психактивных веществ еще на начальной стадии  учащихся.

При раннем выявлении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, профилактическая работа может проводиться педагогами, психологом в учреждениях образования. Педагоги, психологи учреждений образования должны аспекты поведения подростков и факторы риска, способные спровоцировать употребление наркотических веществ.

Как узнать наркомана по его внешнему виду или особенностям поведения – наиболее часто бросается в глаза странное поведение дома. Первые признаки наркомании выражаются в подозрительном состоянием ребенка, поздним приходом домой и тяжёлым пробуждением утром, что совсем не характерно для нормального ребенка. Признаки наркомании быстро становятся заметны окружению человека. При наркотическом опьянении характерна социальная апатия. Социально активный ребенок очень быстро теряет интерес ко всему, что было интересно прежде и забывает прежние занятия и увлечения. Часто признаки наркомании проявляются не только в безразличие и апатии, но и в необъяснимых и ничем не обоснованных порывах агрессии и спонтанных действиях противоправного характера: кражи и грабежи. Особо ярко первые признаки наркомании бывают, заметны при негативных изменениях в поведении на месте учёбы или работы. Поразительная безответственность, грубость в сочетании с невозможностью концентрации на выполняемой работе или учебе. Как узнать что человек наркоман – он отчуждён, скрытен в своём привычном окружении, и наоборот, быстро сближается подозрительными людьми, вероятно употребляющими наркотики. Как следствие близкий вам человек начинает проводить своё время (тусоваться) в компаниях, которые неадекватно хохочут и проявляют агрессивность. Чтобы совместно принимать наркотиков такие группы находят укромные и малоприметные места: парки, детские площадки детсадов и школ в сумерках или ночью, чердаки, подвалы, некоторые наркоманы принимают наркотик непосредственно на лестничной площадке в домах наркодиллеров. Как узнать наркомана – он оказывает повышенное внимание к аптекам и перечню лекарственных средств в домашней аптечке. Странные и непонятные медикаменты или таблетки, а уж тем более шприцы должны вызвать подозрение.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!