Страницы 1 2
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей пищевого поведения у подростков
1.1. Особенности пищевого поведения и его основные виды
1.2. Причины возникновения пищевых зависимостей
1.3. Профилактика пищевых зависимостей у подростков
Глава 2. Эмпирическое исследование пищевого поведения у подростков.
2.1. Организация исследования, объём социальной выборки и методики эмпирического исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
2.3. Рекомендации клиническим психологам, родственникам и лицам подросткового возраста с пищевыми зависимостями
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Актуальность выбранной темы. В настоящее время нарушения пищевого поведения широко распространены и число заболеваний, связанных с этими расстройствами, увеличивается постоянно. В их формировании огромную роль играют недовольство образом своего тела, эмоциональные переживания, стремление к общепризнанным идеалам общества, повышенная нагрузка на организм, неправильное питание.
В результате для многих людей увлечения идеалами своих кумиров, диетами, чрезмерными тренировками становятся привычным образом всей жизни. Они уже не чувствуют себя нормально в своем нынешнем состоянии, и постоянно что-то хотят изменить, хотя это в конечном итоге может привести к негативным последствиям. На ранних стадиях пищевая зависимость быстра в формировании, часто не заметна для окружающих и в запущенном состоянии трудно поддается коррекции.
В возникновении данных нарушений немаловажное значение играют особенности личности, такие как подверженность стрессам, неуверенность в себе, склонность к депрессивным состояниям и ряд других субъективных факторов.
Рассматриваемые нарушения чаще всего характерны для мальчиков и девочек подросткового возраста. В данном возрасте внешние параметры оцениваются со всей строгостью. Поэтому и формирование самооценки подростка во многом зависит от развития физических данных организма.
Также они являются слишком восприимчивыми к информации, получаемой из сети Интернет и средств массовой информации. Часто из внешних источников можно слышать о стереотипах красоты, где главная роль отводится худобе и навязанным принципам в отношении пропорций тела. Подростки акцентируют на этом свое внимание, отсюда возникает беспокойство о своем внешнем виде и о том, какими их видят окружающие люди.
Одной из причин этого исследования является недостаточная информативность среди девочек и мальчиков подросткового возраста об особенностях пищевого поведения, способах его формирования и возможностях лечения заболеваний.
Цель исследования: изучение особенностей пищевого поведения, его причин и способов профилактики, применяемых при борьбе с пищевыми зависимостями.
Объект исследования – пищевое поведение у подростков.
Предмет исследования — особенности пищевого поведения и риска возникновения пищевых зависимостей у подростков.
Гипотеза:
— особенности пищевого поведения девочек характеризуются: контролем при приеме пищи, склонностью заедать эмоции, подверженностью пищевым зависимостям, неудовлетворенностью своим телом, заниженным уровнем самооценки;
— особенности пищевого поведения мальчиков характеризуются: бесконтрольным приемом пищи, склонностью контролировать эмоции, удовлетворённостью своим телом, завышенным уровнем самооценки.
Исходя из объекта, предмета, гипотезы и цели, поставлены следующие основополагающие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы особенностей пищевого поведения;
2. Подобрать методики для исследования особенностей пищевого поведения;
3. Выявить различия в пищевом поведении у мальчиков и девочек подросткового возраста;
4. Провести эмпирическое исследование различий в пищевом поведении у мальчиков и девочек подросткового возраста,
5. Сделать интерпретационные выводы и на их основе описать профилактические меры для подростков с проблемами пищевого поведения.
Теоретико-методологические основы составляют концепции пищевого поведения, рассмотренные в трудах таких отечественных психологов как Т.Г. Вознесенская, А.В. Вахмистров, О.А. Скугаревский,
Ю.И. Савенкова, Е.В. Каменецкая, М.Ю. Дурнева, А.Б. Холмогорова.
Методы исследования. Следующие предложенные методы были использованы для реализации цели и решения поставленных задач исследования, а также для проверка выдвинутой гипотезы.
I. Библиографический метод: изучение научной психологической литературы по проблеме исследования;
II. Психодиагностический метод. Использованы следующие психодиагностические тестовые методики:
1. Голландский опросник пищевого поведения (DEBQ);
2. Опросник для исследования пищевого поведения (EAT-26);
3. Опросник образа собственного тела (ООСТ);
4. Тест-опросник депрессии Бека;
5. Экспресс-диагностика уровня самооценки.
III. Методы математико-статистической обработки полученных данных;
IV. Интерпретационный метод.
Эмпирическая база исследования: частное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков «Мир знаний» и Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 444».
В исследовании приняли участие 58 человек — 29 мальчиков и 29 девочек подросткового возраста от 14 до 17 лет.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она распространяет и углубляет представления о психологических аспектах расстройств пищевого поведения. Также с помощью представленной работы можно узнать о профилактических мерах пищевых зависимостей среди лиц подросткового возраста.
Практическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование позволяет выделить психологические особенности подростков, страдающих нарушениями пищевого поведения. Предложенные рекомендации могут быть использованы для проведения профилактических мер специалистами и родителями, а также подростками, у которых есть пищевые зависимости.
Научная новизна исследования заключается в том, что полученные выводы, эмпирические данные и рекомендации могут быть полезны в профессиональной деятельности клиническими психологами с целью профилактики пищевых зависимостей у подростков.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 2 приложений.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей пищевого поведения у подростков
1.1. Особенности пищевого поведения и его основные виды
Что мы понимаем под пищевым поведением? Это наше отношение к пище и ее приему, как и в каких условиях эту пищу принимаем и как на это действуют стрессовые ситуации. Пищевое поведение формирует образ собственного тела [31].
Все чаще в последние десятилетия человек испытывает стресс, чувствует дисгармонию в отношениях с окружающим миром, не может наладить свой образ жизни, так как ему бы хотелось. И вместо того, чтобы активно заниматься своей жизнью, люди прячутся от проблем. Таким образом сами того, не подозревая они сталкиваются с разными видами аддиктивного поведения, в число которых входят нарушения пищевого поведения. Для людей становится удобно получать временное удовольствие, чтобы только не возникало лишнего дискомфорта. В связи с этим в современном мире важно не только заниматься лечением, но и также проводить меры по предотвращению заболеваний этих нарушений.
Именно поэтому в этой работе будет рассмотрена тема нарушений пищевого поведения, так как она приобретает все большее значение в лечении и профилактике психических заболеваний.
На данный момент известно, что в группу риска, связанной с расстройствами пищевого поведения, попадают представители любой возрастной категории, однако в большей степени ими являются все-таки подростки и молодые люди до 30 лет. Одна из причин такого выделения – это потребность следовать общим ожиданиям и нормам, которые свойственны для данных возрастов.
Согласно Т.Г. Вознесенской [4] выделяют три типа нарушений пищевого поведения: экстернальное, эмоциогенное, ограничительное.
Первый тип – экстернальный. При экстернальном пищевом поведении, как правило, человек физического чувства голода не испытывает, а в большей степени ориентируется на внешние стимулы перед приемом пищи. К ним относятся реклама со вкусной едой, банкет на каком-нибудь мероприятии или же просто атмосфера в кругу друзей, где ты сидишь за столом просто за компанию. В этом случае человек ест просто потому, что не может себе отказать в этих удовольствиях, ведь все такое аппетитное и вкусное.
Такие люди могут есть вне зависимости от того, когда они в последний раз принимали пищу. Они часто не могут остановится в употреблении еды. Поэтому экстернальное пищевое поведение чаще всего является неосознаваемым. Реакция на внешние стимулы возникает не только потому что появился аппетит, но и потому что насыщение организмом происходит медленнее. Часто именно с переполнением желудка и появляется чувство сытости.
Следующим типом является эмоциогенное пищевое поведение. Возникновение этого типа связано не с удовлетворением своих потребностей в еде, а с устранением дискомфорта в эмоциональной сфере. Человек в этом случае «заедает» свои проблемы. Например, это может происходить, когда он напряжен, тревожен или же чувствует одиночество. В этом случае еда выступает как способ убрать все негативные ощущения, переживания, стать спокойнее и повысить свое настроение.
Эмоциогенное пищевое поведение может проявляться как компульсивным перееданием, так и перееданием, которое четко зависит от утреннего или вечернего времени суток (синдром ночной еды).
К первому относятся такие характеристики:
— переедания длятся не более 2 часов;
— во время приема пищи происходит потеря самоконтроля;
— человек во время приступа есть больше и быстрее обычного приема еды;
— ощущение переедания обычно возникает, когда человек остается наедине с собой, когда его никто видит (это происходит из-за того, что чувствуется стыд за свои действия);
— только в случае сильного переполнения желудка человек может прекратить есть.
Рассмотрим особенности пищевого поведения, характерного для утреннего или вечернего приема пищи:
— рано утром аппетит снижен;
— вечером аппетит, наоборот, возрастает;
— ночью происходит нарушение сна;
— после переедания человек становится малоподвижным, не активным, возникает чувство сонливости, замедляется уровень работоспособности.
Причины для возникновения эмоциогенного пищевого поведения часто заложены еще в семейных отношениях. Например, мать любой крик или плач ребенка воспринимала, как признак его голода. В результате чего, она при каждом плаче кормила его, отсюда выработалось стереотипное кормление. После ребенку сложнее было научится понимать, отчего зависит его состояние. Вызвано ли оно соматическими ощущениями или же это реакция на какие-то эмоциональные стимулы. Поэтому во взрослой жизни при плохом самочувствие этот человек старается повысить свои эмоциональное состояние, прибегая к употреблению еды.
Третий тип нарушений пищевого поведения – ограничительный. Такой тип может возникнуть на фоне соблюдения диеты. Периоды ограничения в еде сменяются периодами переедания, при которых человек интенсивно набирает вес. В результате строгого ограничительного питания может возникнуть эмоциональная нестабильность, которая проявляется в «диетической депрессии». Под этим понятием подразумевается совокупность отрицательных эмоциональных ощущений, которые возникают в результате диеты. К таким ощущениям относят утомляемость, злость, повышенная тревожность или снижение настроения.
В итоге диетическая депрессия приводит к дальнейшему отказу следовать установленным правилам, и как следствие наступает рецидив. После таких приступов у человека возникает чувство вины, апатия, снижение самооценки и недоверие к лечению от данного заболевания. Особенно плохо переносят диетотерапию люди, которые постоянно повышали свое эмоциональное состояние с помощью приемов пищи.
Например, в научной литературе ряд вопросов, связанных с расстройствами пищевого поведения, были рассмотрены такими учеными как Т.Г. Вознесенская [4], А.В. Вахмистров [3]. Их исследования показывают, что употребление еды, людьми с пищевыми расстройствами, является одним из способов компенсации негативных переживаний на данный момент. Другим вариантом может считаться попытка бегства от этих самых эмоций.
На данный момент «Международная классификация психических болезней» 10-го пересмотра (МКБ-10), рассматривает «Расстройства приёма пищи» (F50) в разделе F5 «Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами». Самые известные и опасные расстройства пищевого поведения — анорексия и булимия, но ими список расстройств не ограничивается.
В этот подраздел относят следующие заболевания:
— нервная анорексия;
— атипичная нервная анорексия;
— нервная булимия;
— атипичная нервная булимия
— переедание, связанное с другими психологическими расстройствами;
— рвота, связанная с другими психологическими расстройствами;
— другие расстройства приема пищи;
— расстройство приема пищи неуточненное.
Отличить человека, у которого есть нарушение пищевого поведения от здорового крайне сложно. Как правило, он скрывает причины и симптомы заболевания даже от самых близких ему людей. Обычно это связано с тем, что он испытает страх, тревогу, чувство вины. Поэтому люди молчат и не обращаются за помощью.
Дальше рассмотрим более подробно несколько основных видов нарушений пищевого поведения [31]:
Нервная анорексия является расстройством, которое характеризуется преднамеренным отказом от еды, постоянным снижением веса тела, вызываемый и поддерживаемый человеком в целях похудения. Главными причинами отказа от еды могут выступать недовольство своим телом, внешностью, неуверенность в своей привлекательности. Каждая из культур или стран опирается на свой образ идеального тела, поэтому человек не должен подражать им, а наоборот стараться ориентироваться только на свое видение.
К диагностическим критериям нервной анорексии относят:
— снижение уровня массы тела на 15% и его дальнейшее поддержание;
— искажен образ собственного тела, в результате возникает страх перед возможностью набрать лишний вес (обычно бывает, что люди, которые весят 30-40 кг, считают себя толстыми, и переубедить их в обратном бывает крайне сложно);
— избегание продуктов, которые по мнению человека могут способствовать набору веса;
— уменьшение приемов пищи;
— постоянный учет калорийности в съеденной пище;
— потребность в интенсивных нагрузках (считается что, только так можно избавиться от лишнего веса);
— для поддержания определенного веса применяются слабительные и мочегонные лекарства, вызывается рвота.
Самое неприятное при нервной анорексии это то, как чувствуют себя люди больные этим заболеванием. Они постоянно в страхе, у них повышена тревожность, и никак не получается почувствовать себя счастливыми. Когда снижается их вес, то в итоге этого оказывается все равно мало и человек продолжает также дальше худеть. В результате больного начинают беспокоить разные соматические заболевания, которые возникают из-за похудания. К ним можно отнести нарушения пищеварения, язва желудка, заболевания кожи и внутренних органов.
В современных исследованиях, которые посвящены изучению такого заболевания как анорексия, отмечают, что чаще всего подвержены этому заболеванию девочки подросткового возраста [10]. В особенности те, которые склонны к перфекционизму, или так называемому «синдрому отличницы». Такие девушки если и начинают следить за своим питанием и весом, то всегда хотят все довести до идеала. Для них важно чувствовать, что они сделали все возможное для достижения своей цели. Но в реальности они слабо осознают оценку своего физического состояния. И им бывает сложно получить эту оценку со стороны, потому что такие девушки изолируются от родных людей, начинают мало общаться с друзьями, часто замкнуты в себе. На нарушение пищевого поведения одной из негативных ситуаций может стать еще и отрицательный сексуальный опыт. Девочки и мальчики в таком возрасте особенно склонны к одобрению со стороны противоположного пола. В ином случае это ведет к аддиктивному поведению со стороны отвергнутого.
Особо важное влияние на распространение анорексии и возникновения ее у подростков в том числе оказывают социальные сети и средства массовой информации [26]. Популярные блогеры в сети делятся своими достижениями в похудении, рассказывают о своих способах диеты, подкрепляют истории фотографиями. Девочки и мальчики, у которых еще не до конца сформировано представление о пропорциях тела, смотрят на страницы этих блогеров и стараются им подражать, следовать моде.
На просторах интернета содержится большое количество сайтов, сообществ, которые напрямую посвящены похудению. Помимо различных диет, статей, и видео, участники могут поддерживать связь с помощью сообщений. Любой может влиять или мотивировать человека на отказ от еды. В таких сообществах оказывается внимание и поддержка, из-за чего участники еще больше вовлекаются в процесс и в итоге их цели уже могут стать неосознаваемыми.
Нервная булимия является расстройством, которое характеризуется повторными приступами переедания, чрезмерным контролем за своим весом тела, неспособностью долгое время обходится без еды. Все эти причины способствуют принятию крайних мер, которые устранят чрезмерное воздействие от съеденной пищи.
Диагностические критерии нервной булимии:
— чрезмерная озабоченность едой;
— тяга к пище даже в условиях насыщения;
— чередование периодов переедания и диет;
— попытки приостановить ожирение от употребляемой пищи с помощью дополнительных мер (таких как вызывание рвоты, использование медикаментов для похудения, чрезмерные периоды голодания);
— страх перед возможностью ожирения.
К психологическим причинам возникновения нервной булимии относятся:
1. Стресс при утрате объекта любви, работы, близкого человека.
2. Сильный гнев, подавленность, страх перед одиночеством.
3. Ситуации, в которых есть чувство страха и опасности.
При нервной булимии больной также, как и в случае нервной анорексии испытает страх потолстеть, но, однако он не пытается добиться худобы. Главная его борьба состоит в противостоянии со своими желаниям, а именно с периодами переедания. Они происходят обычно в ночное время, когда никто не видит. Для больного нервной булимией важно знать, что за ним никто не следит и не оценивает со стороны. Поэтому родные узнают о заболевании не сразу, а лишь спустя месяцы или года [55].
После таких срывов переедания человек чувствует себя виноватым, униженным и подавленным. Старается не контактировать с близкими ему людьми. И первым делом он пытается «очистить» свой организм от вредной еды. К таким средствам относят слабительные, мочегонные препараты, клизмы. В том числе больной старается всеми силами согнать лишний вес с помощью интенсивных физических упражнений. Может заниматься в спортзале по несколько часов почти каждый день и даже не чувствовать, как измотано его тело. В итоге такой нагрузки снова случаются срывы, которые приводят к еще большей апатии и депрессии.
Как правило, внешний вид у больных нервной булимией почти остается неизменным, потому что периоды переедания сменяются периодами «очищения». Однако иногда у них наблюдается избыточная масса тела. Но кроме внешних показателей серьезно подрывается соматическое и психологическое здоровье человека.
Одной из предпосылок развития заболевания является активная гормональная перестройка организма. Поэтому нервная булимия чаще встречается среди подростков, в особенности именно у девочек. Этому способствуют современные стандарты привлекательности, которые пропагандируют среди средств массовой информации. Это заболевание проявляется с большей вероятностью, если у подростка были нарушены отношения внутри семьи. Например, отсутствие внимания со стороны родителей, попытка постоянно накормить ребенка, недовольство внешним видов и постоянные комментарии в адрес какого-то недостатка среди физических данных.
Компульсивное переедание можно охарактеризовать как потребление большого количества еды, при котором возникает ощущение в неспособности остановить аппетит. Приемы пищи могут длиться на протяжении нескольких часов, а иногда и весь день. От нервной булимии отличается тем, что почти отсутствует компенсаторное поведение (прием слабительных, изнурительные физические нагрузки, применение искусственной рвоты). Но, по наблюдениям О.А. Скугаревского, остается недовольство своим телом, сниженная самооценка, депрессия из-за собственного внешнего вида [49]. Люди с компульсивным перееданием отчаянно желают остановить переедание, но это все оканчивается без какого-то видимого результата. Поэтому они так же, как и в других видах пищевого поведения, чувствуют отвращение к себе, тревогу, вину за съеденную пищу.
При компульсивном переедании можно выделить следующие диагностические критерии:
— потребление пищи происходит гораздо быстрее, чем обычно;
— чувство ненависти к себе, подавленное состояние и сильное чувство вины после переедания;
— потребление большого количества пищи происходит даже при отсутствии физического ощущения голода.
Фактором возникновения компульсивного переедания может служить какая-нибудь стрессовая ситуация, при которой у человека резко возрастает аппетит и желание часто есть.
Постоянные эпизоды компульсивного переедания несут в себе очень отрицательные последствия на организм, после которых нередко возникает психоэмоциональное перенапряжение. В следствии чего возможно развитие других психических и соматических заболеваний. При этом заболевании человек так же старается скрыть свою болезнь. Он может стараться при других людях питаться как обычно или же вообще не есть, но как только его никто не видит он способен есть без остановки.
Таким образом, изучение причин возникновения пищевого поведения имеет дальнейшие перспективы в развитии лечения таких заболеваний. В том числе позволит лучше понять психологические особенности лиц с данными нарушениями. Ведь пищевое поведение – это поведение, которое ориентировано на образ собственного тела, на отношение к себе, и деятельность, способствующую налаживанию данного образа.
1.2. Причины возникновения пищевых зависимостей
Чтобы людям поддерживать свою жизнедеятельность и активность на определённом уровне необходимо обращать внимание на то, какое количество еды они употребляют, а также на вредность этой пищи. Но обычно за всем сложно уследить и контролировать себя. Это происходит в связи с определенными причинами [39]. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Первая группа причин – это биологические. Обычно они связаны именно с телом (физиологические составляющие). Сюда можно отнести генетическую предрасположенность, малоподвижный образ жизни, то, как организм влияет на изменение в рационе питания. Иногда происходят какие-то изменения в жизни человека (взросление, роды) и организм не успевает перестроиться.
Потребность в еде хоть и является больше физиологической потребностью, но часто бывает, что она так же связана и с психологическими причинами. Среди них часто встречаются такие, как страх, эмоциональное напряжение, злость. Например, часто перед важными событиями или же при плохом настроением люди отказываются от еды. Или, наоборот, много и часто питаются, когда чувствуют подавленность, страх перед одиночеством, чувство пустоты. Им в этот момент нужно заполнить то, чего не хватает. Еда в этом случае является способом удовлетворения своих эмоциональных потребностей. Она заполняет эту пустоту, создает ощущение безопасности.
В ранние годы жизни индивида питание оказывает очень значимое влияние на его эмоциональное состояние. Во время грудного вскармливания возникают первые положительные или отрицательные ощущения. В то время, когда удовлетворяется его голод, возникает чувство защищенности, комфорта. Страх и негативные чувства, наоборот, связаны именно с голодом и недоеданием. [29].
В последующем ребенок снова пытается вспомнить ощущения от грудного вскармливания, поэтому сосет большой палец своей руки. Все это говорит о том, что защищенность и чувство сытости тесно связаны между собой.
Иногда возникают ситуации, когда мать пытается навязать еду своему ребенку, даже против его воли. Она любой соматический, или же эмоциональный дискомфорт ребенка воспринимает как голод. Таким отношением она развивает в малыше недоверие к самому себе, он думает, что не может сам принимать решения, когда ему стоит поесть. Это может привести к нарушению в осознании своих основных биологических потребностей.
Например, такой же точки зрения придерживается Т.Г. Вознесенская [4]. Она говорит, что частое кормление ребенка препятствует научению различать разные ощущения тела и эмоциональные переживания.
Для многих людей уже в осознанном возрасте быть сытым это тоже самое что быть в безопасности, чувствовать заботу и внимание матери, поэтому удовлетворение своего желания поесть неосознанного ведет к ослаблению страха.
Далее можем отметить и социальную составляющую, которая приводит к потреблению пищи. Часто здесь в главных ролях выступают традиции, привычки. Мы с самого рождения связываем еду и межличностное общение. Во многих семьях принято кушать, только когда все члены семьи сядут за стол. И много раз, я думаю, слышали, как родители говорили, что не выйдешь из-за стола, пока все не съешь. Все эти привычки, заложенные нам с детства, идут с нами во взрослую жизнь.
Здесь же можно отметить, как мы часто зависим от мнения окружающих нас людей. Допустим, мама в детстве нам говорит, что у нас «одни кости, да кожа», что нас никто никогда не полюбит такими. Когда вырастаем, уже смотрим на мнение друзей, коллег. Нам нужно соответствовать тому окружению, в котором состоим, знать, что мы одобряемы со стороны. Поэтому мы ставим себя в рамки, худеем или полнеем, чтобы быть стройными и красивыми. И даже это бывает часто не для себя, а для других.
Таким образом, на нарушения пищевого поведения могут влиять не только биологические и физиологические, но также психологические и социальные причины.
На возникновение желания употреблять пищу оказывают влияние разные внутренние и внешние стимулы. Они связаны не только с чувством голода, но иногда и с другими потребностями. Среди них можно выделить потребность в получении удовольствия, либо способность справиться с депрессивными симптомами.
Распространена четырехкомпонентная модель, которая характеризует мотивацию пищевого поведения [31]:
— совладение с отрицательными эмоциями;
— социализация;
— соответствие ожиданиям других;
— получение удовольствия.
Пищевая потребность человека зависит от следующих факторов:
— разрядка психоэмоционального напряжения;
— чувственное наслаждение, которое выступает как самоцель;
— общение, при котором еда связана с пребыванием в коллективе;
— самоутверждение;
— поддержание определенных привычек;
— компенсация неудовлетворенных потребностей;
— поощрения за счет вкусовых качеств пищи;
— удовлетворение эстетических потребностей.
Но в результате, когда происходит формирование нарушения пищевого поведения, сложно говорить какие причины повлияли. Возможно, на человека было оказано комплексное воздействие разных факторов. И в настоящее время еще не до конца изучены механизмы проявления этих нарушений.
Однако в современном мире сейчас на многих людей оказывает сильное влияние общепринятые стандарты красоты, мода, которые в свою очередь приводят к развитию неуверенности в себе, неудовлетворенности своим телом [23]. При любом виде пищевого расстройства могут наблюдаться депрессивные мысли, которые касаются собственной внешности, навязчивые мысли изменить свое тело, усовершенствовать его. Ведь тело выступает как объект восприятия, оно является тем образом, на который все ориентируются и если что-то не так, то сразу подмечают. Наше считывание человека происходит за счет наших установок, ценностей, культуры, которые меняются в течении своей жизни. Поэтому так важно распространять информацию о видах нарушений, какие бывают причины и способах борьбы с негативными последствиями.
На данный момент люди непрерывно подвержены влиянию со стороны средств массовой информации, рекламы, сети Интернет [26, 57]. Возможной опасностью такого воздействия оказывается то, что большая часть масс-медиа выпускает на свои просторы идеализированные изображения людей и образ их жизни. Уже с малого возраста девочки начинают задумываться о том, попадают ли они под стандарты красоты или нет. Смотря на свои идеалы людей, они начинают сомневаться в собственной привлекательности, у них снижается самооценка, появляется страх что они никому не будут нужны в дальнейшем. Отсюда следует, что если будет искаженное восприятие собственного тела, то будет больше предрасположенности к нарушениям пищевого поведения. В своих работах Е.В. Каменецкая [17], М.Ю. Дурнева [12] отмечают, что за последние десятилетия очень поднялся уровень распространения расстройств пищевого поведения.
Известно, что женщины, которые подвержены влиянию образов физической красоты в средствах массовой информации, начинают терять уверенность в себе, у них появляются депрессивные мысли, они становятся более раздражительными. И максимально пытаются изменить свое пищевое поведение, образ жизни и скорректировать свои внешние данные.
Помимо влияния средств массовой информации, на возникновение неудовлетворенности своим телом и к развитию нарушений пищевого поведения могут привести отношения в семье и взаимодействие с окружающими людьми. Постоянные оценки внешнего вида, упреки, подшучивания резко вызывают заниженную самооценку, неуверенность, застенчивость.
В свою очередь семья играет огромную роль в формировании представления о внешней оценке и физического состояния тела. Это может проявляться в жестах, мимике, в том, какие были высказывания. Кроме того, семья, иногда не осознавая этого, может транслировать все на своих родных. Все свои переживания, мысли, недовольство чем-то.
Еще одним из факторов, который предрасполагает к возникновению пищевых зависимостей, является перфекционизм [8]. Во многих работах он признается основным фактором риска возникновения пищевого поведения и центральной психологической характеристикой людей с нарушениями пищевых зависимостей. Перфекционисты убеждены в том, что главной целью в жизни является самосовершенствование. Они обычны устанавливают для себя завышенные стандарты, стараются все делать как надо, следовать за недостижимыми целями.
Итак, можно сказать, что образ тела чаще всего искажен, у тех, кто страдает расстройством пищевого поведения. И характеризуется нереалистичностью, неспособностью заботиться о своем теле, завышенными требованиями к себе, ригидностью. Таким образом искаженный образ тела может быть сформирован посредством влияния социальных стереотипов о стандартах красоты, особенностями стиля внутри семьи, негативным взаимодействием с окружающими людьми.
1.3. Профилактика пищевых зависимостей у подростков
Расстройство нарушения питания является одним из главных расстройств среди подростков и людей молодого возраста. Поэтому на данный момент, подростки находятся в группе риска по разным нарушениям пищевого поведения. Часто до определённого возраста люди не до конца понимают опасность данного расстройства. Молодые люди не воспринимают это всерьез, из-за чего могут подорвать свое здоровье [12].
Причины данного заболевания у подростков могут заключаться в комплексах, негативном влиянии со стороны сверстников, нестабильной самооценки. У них в этот период происходит поиск себя, способов показать себя с лучшей стороны, чтобы друзья стали уважать и принимать их. Важным этапом является становление нового уровня самосознания, понятия своих возможностей и особенностей. Но в то же время если девочка или мальчик знают, что они не одобряемы сверстниками, то есть вероятность что они закроются в себе, у них появятся депрессивные мысли и они станут очень чувствительны к любой критике в их адрес.
Поэтому родители и учителя должны постараться вовремя заметить все эти изменения у подростков, чтобы как можно быстрее предпринять меры для борьбы с негативными последствиями. В первую очередь это относится к нарушениям, связанными с нервной анорексией, так как она сильнее всего может угрожать жизни подростка [10].
Но это бывает сложно сделать, потому что в подростковом возрасте резко падает значимость взрослого и уже больше оказывают влияние друзья. Нередко их попытки узнать о проблемах ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию.
Подростки, познавая себя, ищут сходства со своими сверстниками. Их субкультура имеет свои нормы, установки, специфические формы поведения, которые оказывают огромное влияние на становление личности подростка. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в важной для них группе.
В период полового созревания мальчиков и девочек очень волнуют их физические данные, на сколько они привлекательны для окружающих людей. Одновременно в этот период, подростки могут испытывать определенные формы социального давления со стороны. Часто приходится выглядеть по-особенному, нередко даже подражать кому-нибудь, использовать «стандарты», которые приняты в подростковом коллективе [24].
К сожалению, в современном мире постоянно растет количество подростков, которые озабочены своей внешностью. Они становятся одержимы идеями изменить свою внешность, в результате которых могут появится расстройства пищевого поведения, оказывающие сильное воздействие на здоровье.
Как правило, на нарушение нормального функционирования организма оказывают влияние неправильные пищевые привычки, прием пищи, дефицит витаминов в организме. Отсюда родителям необходимо следить какие полезные и качественные продукты есть в их дома, спрашивать совета у подростка что приготовить из еды. Можно помочь ребенку составить план питания, которого он будет придерживаться. Важно поддержать его на начальном этапе, чтобы дальше он уже сам мог определить как ему действовать. Необходимо так же смотреть на общее состояние организма, нет ли никаких внешних симптомов, которые могли бы указывать на заболевание. Девушки, больные анорексией, обычно не хотят чтобы их видели без одежды и одевают ее на несколько размеров больше их собственного, чтобы никто не догадался как они выглядят на самом деле.
Чтобы достичь идеальной фигуры девушки прилагают серьезные усилия и нередко просто голодают [19]. Каждый день они видят на экранах телевизоров и на обложках журналов идеал женской красоты. Пройдет несколько лет пока девушка осознает и примет свое тело, как самое красивое. А пока она ровняется на эти идеалы и стремится к ним ценой своего здоровья. Необходимо научить ребенка правильно оценивать медиа-образы. Говорить с ними об идеалах и красоте тела, чтобы они понимали, что на фотографиях, в журналах изображены не простые люди, а модели с профессиональным макияжем.
Проблемы пищевого поведения у подростков начинаются еще в детстве, когда у детей не закладываются основы правильного питания и нет понимания физиологии процессов в организме.
Рассмотрим проблему лишнего веса на девочке подростке, которая хотела бы убрать несколько лишних килограммов. Что она делает? Девочка ищет в интернете диеты и находит их. Но что это за диеты? Чаще всего они несбалансированные, голодные и как следствие опасные для детского организма. Девочка следует диете, теряет вес и происходит срыв. В результате этого срыва она начинает набирать вес (чаще всего с приростом). Дальше выбирается новая диета, подключается спорт и снова тот же результат. Ее организм уже не в силах терпеть голод, и девочка в который раз срывается. Эмоционально она истощена, чувство вины все время с ней. В результате формируются разного рода пищевые зависимости. Но этого можно было избежать, если бы родители вовремя разъяснили основы правильного питания.
Профилактической мерой со стороны родителей могут быть регулярные занятия спортом со своими детьми. Но вид спорта должен выбрать ребенок, согласно его предпочтениям. Любая физическая активность поможет ребенку укрепить его тело.
Выводы по 1 главе
1. Изучив особенности пищевого поведения можно сделать вывод, что пищевое поведение ориентировано на образ собственного тела, на принятие себя и своих особенностей. Выявлено, что существует три основных типа нарушения пищевого поведения. При экстернальном типе человек ориентируется на внешние раздражители. При эмоциогенном – на свои негативные и положительные эмоции. При ограничительном типе человек строго контролирует прием пищи. Следует заметить, что изучение проблематики и причин данного расстройства может предотвратить психические и соматические заболевания.
2. Было выявлено, что существует несколько причин, которые влияют на бесконтрольный прием пищи. К ним относятся биологические, психологические и социальные причины. Одна из них играет огромную роль в формировании представления о внешней оценке и физическом состоянии тела – это семья.
3. Профилактика пищевых зависимостей у подростков является немаловажной задачей. Причины нарушений могут возникать еще в детстве и перерастать в заболевание уже в подростковом возрасте. Профилактические меры помогут подростку избежать неуверенности в себе, повысить свою самооценку и как следствие принять себя.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф