Заявка на расчет
Меню Услуги

ПРОФИЛАКТИКА ПИЩЕВЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Глава 2. Эмпирическое исследование пищевого поведения у подростков.

2.1. Организация исследования, объём социальной выборки и методики эмпирического исследования

Гипотеза исследования:

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

— особенности пищевого поведения девочек характеризуются: контролем при приеме пищи, склонностью заедать эмоции, подверженностью пищевым зависимостям, неудовлетворенностью своим телом, заниженным уровнем самооценки;

— особенности пищевого поведения мальчиков характеризуются: бесконтрольным приемом пищи, склонностью контролировать эмоции, удовлетворённостью своего тела, завышенным уровнем самооценки.

Задачи эмпирического исследования:

  1. Выбрать соответствующую базу для изучения проблемы пищевого поведения у подростков;
  2. Подобрать требуемый контингент для включения в эмпирическое исследование, направленное на изучение пищевого поведения у подростков;
  3. Подобрать методический материал для проведения эмпирического исследования;
  4. Проведение эмпирического исследования;
  5. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов, в ходе проведенного эмпирического исследования;
  6. Разработка практических рекомендаций, направленных на борьбу с пищевыми зависимостями.

Эмпирическая часть исследования проводилась на базе частного общеобразовательного учреждения Общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков «Мир знаний», расположенного по адресу Московская область, Красногорский р-н, с. Петрово-Дальнее, ул. Суворовская д.1 и на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 444», расположенного по адресу г. Москва, Нижняя Первомайская ул., 14. Исследование проводилось в период с октября по ноябрь в 2019 году.

Всего в исследовании приняли участие 58 человек в возрасте от 14 до 17 лет: 29 девочек и 29 мальчиков. Все испытуемые были разделены на две группы: группа девочек и группа мальчиков.

Диагностика была осуществлена на респондентах по пяти методикам, которые были задействованы в эмпирическом исследовании (описание и полные тексты методик представлены в Приложении№1). Исследование проводилось очным образом в группе, в дневное время и в учебных кабинетах общеобразовательной школы «Мир знаний» и общеобразовательной школы «Школа №444». Данное тестирование было добровольное, предварительно обговорены цель и задачи эмпирического исследования.

Респонденты имели индивидуальные бланки следующих тестов: «Голландский опросник пищевого поведения», «Опросник для исследования пищевого поведения», «Опросник образа собственного тела», «Тест-опросник депрессии Бека», «Экспресс-диагностика уровня самооценки».

Всем подросткам в начале каждой методики давалась инструкция и объяснялось как правильно следует отмечать выбранное утверждение. Подробно подросткам разъяснялись ответы на возникшее вопросы по ходу исследования. Испытуемые могли не ограничиваться временем в выполнении данных методик, потому что это не входило в инструктивные требования тестовых методик.

Для решения поставленных в эмпирическом исследовании основных задач, применены следующие методики эмпирического исследования:

 

Голландский опросник пищевого поведения (DEBQ)

«Голландский опросник пищевого поведения» [31] был разработан в 1986 году голландскими учеными на базе факультета питания человека Сельскохозяйственного университета. Он позволяет выявить в какому типу пищевого поведения человек относится (к эмоциогенному, к экстернальному, к ограничительному). К каждому из этих типов свойственны свои собственные причины.

Причины эмоциогенного пищевого поведения – неспособность отказаться от еды, когда находишься под эмоциями. К экстернальному относится невозможность устоять перед видом вкусной еды. При ограничительном человек стремится ограничить себя в еде, садится на диеты и в результате срывается, чтобы снова есть то, что запретил себе.

Данный опросник состоит из 33 вопросов, касающихся пищевого поведения. Задачей испытуемого является выбрать один из пяти возможных вариантов ответа, который больше всего соответствует его поведению в каждой из описанных ситуаций. Варианты ответов, следующие: никогда – 1 балл, редко – 2 балла, иногда – 3 балла, часто – 4 балла, очень часто – 5 баллов. В 31 вопросе баллы ставятся наоборот (от «никогда» – 5 баллов и дальше до «очень часто» — 1 балл.

Подсчет результатов производится следующим образом:

Ограничительное пищевое поведение. Результаты, полученные по первым 10 вопросам, сложить и итоговую сумму разделить на 10. Полученное число характеризует этот тип питания. Норма составляет 2,4. Если результат оказался выше, то человек боится съесть лишнее, и постоянно контролирует себя в отношении питания. Если наоборот ниже, то нет ограничений в еде, часто не осознается что и сколько употребляется.

Эмоциогенное пищевое поведение. Сложить баллы с 11 по 23 вопросы, и сумму разделить на 13. Норма по данной шкале составляет 1.8. Если результат выше, то человеку сложно перерабатывать свои эмоции, обычно старается подавить их с помощью еды. Низкий результат говорит о том, что человеку не свойственно проводить параллель между эмоциями и пищей. Ему безразлична еда, при любых проявлениях эмоций.

Экстернальное пищевое поведение.  Баллы складываются с 24 по 33 вопрос, и данная сумма делиться на 10. Норма – 2.7. Если человек не склонен переедать в социальных ситуациях, то его результат ниже нормы. Если выше нормы, то ему наоборот, сложно удержаться от вида вкусной еды. Они постоянно испытывают тягу к употреблению еды, когда увидят ее.

Опросник для исследования пищевого поведения (EAT-26)

«Опросник для исследования пищевого поведения» [31] был составлен David M.Garner в 1979 году в Институте психиатрии Кларка в университете Торонто. Но в 1982 году данный тест был модифицирован до 26 вопросов, и был переименован из EAT в EAT-26. Этот тест подходит для первоначальной диагностики выявления симптомом нарушений пищевого поведения. Однако, только его результаты не являются достаточными для постановки диагноза.

Высокие результаты необязательно говорят о том, что имеется расстройство пищевого поведения. Они означают что есть наличие определенных нарушений, которые могут привести к расстройству. Поэтому если выявляется высокий показатель, это повод пройти еще дополнительное обследование.

Как уже было сказано выше, «Опросник для исследования пищевого поведения» состоит из 26 вопросов. Согласно инструкции, необходимо выбрать для каждого утверждения один из ответов. Варианты ответов: всегда – 3 балла, обычно – 2 балла, часто – 1 балл, иногда – 0 баллов, редко – 0 баллов, никогда – 0 баллов. В 26 вопросе все ответы меняются на противоположные (от «всегда» – 0 баллов до «никогда» – 3 балла). Дальше идет подсчет по 3 шкалам и в конце баллы по ним суммируются. Если общий счет 20 или больше, то рекомендуется пройти дополнительную диагностику на предмет нарушений пищевого поведения.

Опросник образа собственного тела (ООСТ)

«Опросник образа собственного тела» разработан О.А. Скугаревским [49] в Белорусском Государственном Университете. Опросник направлен на диагностику недовольства своим телом. Он является вспомогательным тестом для исследования расстройств, связанных с пищевым поведением.

Данный тест состоит из 16 пунктов-утверждений. Испытуемому предлагается оценить каждое утверждение по четырехбалльной шкале: никогда – 0 баллов, иногда – 1 балл, часто – 2 балла, всегда – 3 балла. По шкале вычисляется один общий балл. Для подсчёта сырых баллов необходимо суммировать все баллы по всем пунктам шкалы. Говорить о высоком уровне неудовлетворённости своим телом можно в том случае, если значение составило 13 баллов или выше.

Тест-опросник депрессии Бека

«Тест-опросник депрессии Бека» был составлен в 1961 году А.Т. Беком на основе клинических наблюдений, которые позволили выявить симптомы депрессии. Эта методика предназначена для диагностики уровня депрессии.

Тест-опросник включается в себя 21 вопрос-утверждение, которые описывают часто встречаемые симптомы и жалобы. Каждое утверждение представлено 4-5 возможными ответами, которые ранжированы по мере усиления симптома. Согласно инструкции, необходимо прочитать каждую группу утверждений и выбрать тот ответ, который лучше всего соответствует нынешнему состоянию. Суммарный балл может быть представлен от 0 до 62, и чем лучше состояние, тем более снижен общий результат.

Результаты определяются следующим образом: 0-9 — отсутствие депрессивных симптомов; 10-15 — легкая депрессия (субдепрессия); 16-19 — умеренная депрессия; 20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести); 30-63 — тяжёлая депрессия.

Экспресс-диагностика уровня самооценки

Методика «Экспресс-диагностика уровня самооценки» разработана Н.П. Фетискиным [60] для быстрой оценки своих возможностей.

Испытуемому предлагается дать ответ на 16 утверждений, которые выявляют уровень самооценки. Отвечая на вопросы, выявляется насколько часты для него перечисленные состояния. В опроснике предоставлена следующая шкала: очень часто — 4 балла, часто — 3 балла, иногда — 2 балла, редко — 1 балла, никогда — 0 баллов. Дальше необходимо сложить все баллы по данным утверждениям, чтобы можно было определить уровень самооценки.

В результате подсчета баллов выявляется следующее. Сумма баллов от 0 до 10 означает завышенный уровень самооценки, при котором человек редко прислушивается к мнению окружающих. Сумма баллов от 11 до 29 говорит о среднем уровне самооценки. При этом уровне только иногда стараются подстроится под мнения других. Сумма баллов более 29 свидетельствует о заниженном уровне самооценки, при котором человек постоянно старается обращать внимание на чужое мнение и считает себя хуже других людей.

Метод математической статистики:

U-критерий Манна — Уитни – это непараметрический статистический критерий. Он используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, который измеряется количественно. Метод основан на определении того на сколько зона перекрещивающихся значений мала между двумя вариационными рядами. Чем меньше значение критерия, тем выше вероятность, что различия между значениями параметра в выборках являются достоверными.

2.2.   Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования

В ходе исследования получены результаты, которые я представила ниже в виде таблиц и диаграмм по каждому тесту. Мной было решено применить U-критерий Манна-Уитни.

«Голландский опросник пищевого поведения»

С помощью теста «Голландский опросник пищевого поведения» рассмотрим, как различаются типы пищевого поведения среди подростков. Каждая диаграмма представляет собой процентное соотношение исследуемых показателей. Это сделано для удобства и наглядности. Результаты данного теста представлены в Приложении №2. Ниже представлены показатели нормы для каждого из типов:

Таблица №1

Тип пищевого поведения Норма
Ограничительное пищевое поведение 2,4
Эмоциональное пищевое поведение 1,8
Экстернальное пищевое поведение 2,7

 

  • Рассмотрим ограничительное пищевое поведение в виде диаграммы:

Рис. 1.1. Сравнение количества подростков по трем показателям ОПП

По данным моего исследования к бесконтрольному приему пищи склонны 43% подростков, к строгому контролю за съеденной едой 48%, а к нормальному приему – 9%.

Анализ первого показателя ОПП «бесконтрольно» между девочками и мальчиками проведем с помощью таблицы и диаграммы:

Таблица №2

Тип Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
ОПП «бесконтрольно» 1,4 1,7 20

Проанализировав полученные результаты, эмпирическое значение Uэмп(20) находится в зоне неопределенности, что свидетельствует о том, что различия между группами испытуемых по данному типу достоверны на уровне значимости р<0,05. Согласно таблице №2, среднее значение в группе девочек ближе к нормативу по ОПП «бесконтрольно».

Рис. 1.2. Сравнение количества по группам по показателю «бесконтрольно» ОПП

Данные, которые я получила в результате проведенного исследования, вышли следующие – к группе «бесконтрольно» относятся 78% мальчиков и 22% девочек. Исходя из диаграммы, можно сделать вывод, что к бесконтрольному приему пищи больше подвержены мальчики, чем девочки. Они не задумываются о еде, когда начинают есть, не следят за калориями, не наблюдается четкого контроля в употреблении пищи.

Анализ второго показателя ОПП «контроль» между девочками и мальчиками проведем с помощью таблицы и диаграммы:

Таблица №3

Тип Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
ОПП

«контроль»

3,1 3,5 47,5

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлено отсутствие статистической значимости по показателю «контроль».  Согласно таблице №3, среднее значение в группе мальчиков ближе к нормативу по ОПП.

Рис 1.3. Сравнение количества по группам по показателю «контроль» ОПП

На данной диаграмме видно, что особый контроль в приеме пищи наблюдается у девочек. Их показатель – 71%, в том случае, когда у мальчиков всего 29%.

Таким образом, можно сделать вывод, что по показателю «контроль» девочки больше следят за питанием и режимами приема пищи.

  • Рассмотрим эмоциогенное пищевое поведение в виде диаграммы:

Рис. 1.4. Сравнение количества подростков по каждому показателю ЭПП

Как видно по диаграмме почти половина подростков склонна заедать свои эмоции и готова с помощью пищи попытаться улучшить свое эмоциогенное состояние. Остальные испытуемые, которые входят в 48%, стараются контролировать эмоции разными способами, чтобы это никак не влияло на их собственное состояние.

Анализ первого показателя ЭПП «контроль эмоций» между девочками и мальчиками проведем с помощью таблицы и диаграммы:

Таблица №4

Тип Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
ЭПП

«контроль эмоций»

1,3 1,2 75,5

 

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлено отсутствие статистической значимости по показателю «контроль эмоций».  Согласно таблице №4, среднее значение в группе мальчиков ближе к нормативу по ЭПП.

Рассмотрим с помощью диаграммы показатель «контроль эмоций»:

Рис. 1.5. Сравнение количества по группам по показателю «контроль эмоций» ЭПП

На данном рисунке видно, что процент значений показателя «контроль эмоций» мальчиков составляет 61%. Они не склонны заедать эмоции. В то время группа девочек плохо контролирует свои положительные и негативные эмоции, что отражается на приеме пищи.

Анализ второго показателя ЭПП «склонность заедать эмоции» между девочками и мальчиками проведем с помощью таблицы и диаграммы:

Таблица №5

Тип Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
ЭПП

«склонность заедать эмоции»

2,5 2,9 74,5

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлено отсутствие статистической значимости по показателю «склонность заедать эмоции».  Согласно таблице №5, среднее значение в группе мальчиков ближе к нормативу по ЭПП.

Рис. 1.6. Сравнение количества по группам по показателю «склонность заедать эмоции» ЭПП

Получилось следующее процентное соотношение: мальчики – 40%, девочки – 60%. По данным диаграммы можно увидеть, что девочки чаще склонны заедать эмоции, в то время как мальчики свое эмоциональное состояние привыкли контролировать и не заедать.

  • Рассмотрим экстернальное пищевое поведение в виде диаграммы:

Рис. 1.7. Сравнение количества подростков по каждому показателю ЭкПП

По данным диаграммы видно, что среди группы подростков из 58 человек только 31% склонен переедать в социальных ситуациях, а 57% подросткам это, наоборот, не свойственно. В нормальные показатели по этому типу пищевого поведения вошли всего 12% испытуемых.

Анализ первого показателя ЭкПП «безотказный едок» между девочками и мальчиками проведем с помощью таблицы и диаграммы:

Таблица №6

Тип Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
ЭкПП

«безотказный едок»

2,3 2,4 26,5

 

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлено отсутствие статистической значимости по показателю «безотказный едок».  Согласно таблице №6, среднее значение в группе девочек ближе к нормативу по ЭкПП.

Рис. 1.8. Сравнение количества подростков по показателю «безотказный едок» ЭкПП

Процентное соотношение мальчиков в критерии «безотказный едок» меньше, чем процентное соотношение у девочек. Последним видимо сложно удержаться от вкусной еды.

Анализ второго показателя ЭкПП «не склонны переедать» между девочками и мальчиками проведем с помощью таблицы и диаграммы:

Таблица №7

Тип Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
ЭкПП

«не склонны переедать»

3,4 3,6 137

 

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлено отсутствие статистической значимости по показателю «не склонны переедать».  Согласно таблице №7, среднее значение в группе мальчиков ближе к нормативу по ЭкПП.

Рис. 1.9. Сравнение количества подростков по показателю «не склонны переедать» ЭкПП

Рассмотрев диаграмму, видно, что мальчики и девочки почти в равных долях не склонны переедать. Их процентные значения, следующие: мальчики – 52%, девочки – 48%. Мальчики немного лучше чувствуют, когда нужно перестать есть и за счет этого более адекватно оценивают свое отношение к употребляемой пищи.

«Опросник для исследования пищевого поведения»

С помощью этой методики, в результате подсчета общего числа EAT, возможно обнаружение предрасположенности к нарушению пищевого поведения. Результаты данного теста представлены в Приложении №2.

В начале рассмотрим гистограмму, где представлены результаты подростков по данному тесту:

 

Рис. 2.1. Количественные показатели группы подростков по тесту EAT-26

Данная гистограмма наглядно нам показывает, что нарушением питания страдает 9 человек из 58.

Анализ первого критерия «нарушение питания» с помощью таблицы и гистограммы:

Таблица №8

Тип Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
Нарушение питания 23 31 7

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлено отсутствие статистической значимости по критерию «нарушение питания».  Согласно таблице №8, среднее значение в группе девочек говорит о более выраженных симптомах нарушения пищевого поведения.

Рис. 2.2. Количественные показатели группы подростков по критерию «нарушение питания»

Данные показываю, что между количественными показателями у мальчиков и девочек есть значительное различие. Как мы видим, среди всех показателей данного критерия девочки более склонны к нарушению питания. Но все же это не такие большие показатели по сравнению со всей выборкой испытуемых.

Анализ второго критерия «нет нарушения питания» с помощью таблицы и гистограммы:

Таблица №9

Тип Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
Нет нарушения питания 4,6 8,2 153

 

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлена статистическая значимость по критерию «нет нарушения питания».  Согласно таблице №9, среднее значение в группе мальчиков говорит о менее выраженных симптомах нарушения пищевого поведения.

Рис. 2.3. Количественные показатели группы подростков по критерию «нет нарушения питания»

По гистограмме видно, что меньше всего подвержены пищевым зависимостям группа мальчиков.

«Опросник образа собственного тела»

Данная методика представляет собой опросник, направленный на исследование недовольства собственным телом. Для наглядности все результаты этого теста представлены в виде гистограмм. Результаты данного теста представлены в Приложении №2.

Первым делом рассмотрим гистограмму, на которой представлено общее количество подростков по двум показателям:

Рис. 3.1. Количественные показатели группы подростков по опроснику

По результатам наблюдаем, что у 20 человек выражена неудовлетворённость собственным телом, а 38 человек, наоборот, принимают себя и свое тело.

Анализ первого критерия «неудовлетворенность своим телом» с помощью таблицы и гистограммы:

Таблица №10

Критерий Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
неудовлетворенность своим телом 19,7 23,4 20,5

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлено отсутствие статистической значимости по критерию «неудовлетворенность своим телом».  Согласно таблице №10, среднее значение в группе девочек говорит о более выраженной неудовлетворённости собственным телом.

Рис. 3.2. Количественные показатели группы подростков по критерию «неудовлетворенность своим телом»

По гистограмме видно, что данные между двумя группами сильно разняться. Девочки чаще обращают внимание на критику со стороны, поэтому им и более свойственно принижать свое тело и искать в нем изъяны.

Анализ второго критерия «принятие своего тела» с помощью таблицы и гистограммы:

Таблица №11

Критерий Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
принятие своего тела 3,8 7,7 49,5

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлена статистическая значимость по критерию «принятие своего тела».  Согласно таблице №11, среднее значение 3,8 в группе мальчиков говорит о том, что они принимают свое тело таким какое оно есть.

Рис. 3.3. Количественные показатели группы подростков по критерию «принятие своего тела»

На рисунке показатели мальчиков говорят о том, что они реже страдают от оценки окружающих людей. Их количество, по сравнению с девочками, демонстрирует что они чаще принимают свое тело, свое физическое состояние. Девочки все-таки больше склонны к неудовлетворенности своим телом.

Тест-опросник депрессии Бека

«Тест-опросник депрессии Бека» используется для диагностики уровня депрессии. Каждая диаграмма представляет собой процентное соотношение исследуемых показателей. Это сделано для удобства и наглядности. Результаты данного теста представлены в Приложении №2.

Рассмотрим диаграмму, на которой представлено распределение показателей общего количества подростков по пяти уровням депрессии:

Рис. 4.1. Сравнение количества подростков по пяти уровням депрессии

По результатам видно, что наибольшее количество подростков совсем не испытывает депрессивные симптомы. Самые маленькие процентные данные представлены умеренной депрессией и тяжелой депрессией.

  • Анализ первого уровня «отсутствие депрессивных симптомов» у подростков с помощью таблицы и диаграммы:

Таблица №12

Уровень Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
отсутствие депрессивных симптомов 4,4 5,5 67,5

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлено отсутствие статистической значимости по первому уровню «отсутствие депрессивных симптомов».  Согласно таблице №12, отсутствие депрессивных симптомов в равной степени мы наблюдаем как у мальчиков, так и у девочек.

Рис. 4.2. Сравнение количества подростков по первому уровню «отсутствие депрессивных симптомов»

Представленные данные у девочек и у мальчиков примерно одинаковы. Различие составляет всего 4%.

  • Анализ второго уровня «легкая депрессия (субдепрессия)» у подростков с помощью таблицы и диаграммы:

Таблица №13

Уровень Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
легкая депрессия (субдепрессия) 13,2 12,2 11,5

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлено отсутствие статистической значимости по второму уровню «легкая депрессия (субдепрессия)».  Согласно таблице №13, присутствие легкой депрессии в равной степени мы наблюдаем как у мальчиков, так и у девочек.

 

Рис. 4.3. Сравнение количества подростков по второму уровню «легкая депрессия (субдепрессия)»

Здесь значения уже более выражены между группами, чем на предыдущем рисунке 6.2. К легкой депрессии более подвержены мальчики. Их процентное соотношение составляет 55%.

  • Анализ третьего уровня «умеренная депрессия» у подростков с помощью таблицы и диаграммы:

Таблица №14

Уровень Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
умеренная депрессия 17,7 18 3

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлено отсутствие статистической значимости по третьему уровню «умеренная депрессия».  Согласно таблице №14, присутствие умеренной депрессии мы наблюдаем у мальчиков и у девочек поровну.

Рис. 4.4. Сравнение количества подростков по третьему уровню «умеренная депрессия»

Таким образом, по уровню умеренной депрессии различий в показателях между мальчиками и девочками мы не наблюдаем.

  • Анализ четвертого уровня «выраженная депрессия» у подростков с помощью таблицы и диаграммы:

 

Таблица №15

Уровень Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
выраженная депрессия 23,3 23,2 6,5

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлено отсутствие статистической значимости по четвертому уровню «выраженная депрессия».  Согласно таблице №15, присутствие выраженной депрессии в равной степени мы наблюдаем как у мальчиков, так и у девочек.

Рис. 4.5. Сравнение количества подростков по четвертому уровню «выраженная депрессия»

Согласно диаграмме, симптомам выраженной депрессии больше подвержены девочки.

  • Анализ пятого уровня «тяжелая депрессия» у подростков с помощью таблицы и диаграммы:

Таблица №16

Уровень Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
тяжелая депрессия 34 37 3

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлено отсутствие статистической значимости по пятому уровню «тяжелая депрессия».  Согласно таблице №16, среднее значение 37 в группе девочек говорит о том, что они более подвержены симптомам тяжелой депрессии.

Рис. 4.6. Сравнение количества подростков по пятому уровню «тяжелая депрессия»

Согласно диаграмме, количество мальчиков и девочек по уровню тяжелой депрессии равно.

Экспресс-диагностика уровня самооценки

Методика «Экспресс-диагностика уровня самооценки» применима для быстрой оценки своих возможностей. Каждая диаграмма представляет собой процентное соотношение исследуемых показателей. Это сделано для удобства и наглядности. Результаты данного теста представлены в Приложении №2.

Рассмотрим диаграмму, на которой представлено распределение показателей общего количества подростков по трем уровням самооценки:

Рис. 5.1. Сравнение количества подростков по трем уровням самооценки

По результатам видно, что наибольшее количество подростков имеет средний уровень самооценки. На втором месте по показателям подростки, у которых заниженная самооценка. Завышенную самооценку имеет самая малая часть испытуемых.

Анализ завышенного уровня у подростков с помощью таблицы и диаграммы:

Таблица №17

Уровень Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
завышенный 6,7 6,3 11,5

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлено отсутствие статистической значимости по завышенному уровню.  Согласно таблице №17, средние значение между группами подростков мало отличается.

Рис. 5.2. Сравнение количества подростков по завышенному уровню самооценки

Исходя из рисунка, видно, что группа мальчиков сильно подвержена завышенному уровню самооценки. Группа подростков с завышенным уровнем самооценки представлена так: 25% девочек и 75% мальчиков.

Анализ среднего уровня у подростков с помощью таблицы и диаграммы:

Таблица №18

Уровень Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
средний 21 23,5 93

Проанализировав полученные результаты методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни нами было выявлено отсутствие статистической значимости по среднему уровню.  Согласно таблице №18, средние значение между группами подростков мало отличается.

Рис. 5.3. Сравнение количества подростков по среднему уровню самооценки

Согласно диаграмме, количество мальчиков и девочек по показателям среднего уровня самооценки равно. Показатели каждой группы соответствуют 50% от всего количества подростков.

Анализ заниженного уровня у подростков с помощью таблицы и диаграммы:

Таблица №19

Уровень Средние значения Uэмп
Группа мальчиков Группа девочек
заниженный 32,4 38,9 12

Проанализировав полученные результаты, эмпирическое значение Uэмп(12) находится в зоне неопределенности, что свидетельствует о том, что различия между группами испытуемых по данному уровню достоверны на уровне значимости р<0,05. Согласно таблице №19, среднее значение в группе девочек говорит о том, что они более подвержены заниженному уровню самооценки.

Рис. 5.4. Сравнение количества подростков по заниженному уровню самооценки

Исходя из рисунка, видно, что группа девочек сильно подвержена заниженному уровню самооценки. Группа подростков с заниженным уровнем самооценки представлена так: 69% девочек и 31% мальчиков.

2.3.  Рекомендации клиническим психологам, родственникам и лицам подросткового возраста с пищевыми зависимостями

В результате проведенного эмпирического исследования нами было выявлено, что у девочек подросткового возраста превалируют следующие факторы: контроль при приеме пищи, подверженность пищевым зависимостям, неудовлетворенность своим телом и заниженная самооценка; в то время как у мальчиков: бесконтрольный прием пищи, склонность контролировать эмоции, удовлетворённость своим телом, завышенная самооценка.

Говоря о важности данной профилактики, следует обратить внимание на формирование правильных установок, выявлении их актуальности в настоящий момент и адекватные способы их реализации в жизни.

Нарушенное пищевое поведение необходимо привести в порядок с помощью профилактических мер. Это долгий и сложный процесс, который проходит в несколько этапов:

Определение проблемы.

Необходимо выяснить причины данных нарушений. Для этого нужно пройти тесты, которые выявят тип Вашего пищевого поведения.

Выбор стратегии.

После определения причин нужно решить, как именно будет проходить переход к здоровому пищевому поведению.

Разработка плана.

После выработки стратегии нужно составить план, который подойдет именно Вам. План представляет собой поэтапное описание, как Вы будете двигаться в этом направлении.

Выполнение плана.

Выполнение плана — это сложный и ответственный этап. Необходимо помнить, что это нужно для Вашего будущего и верить, что у Вас все обязательно получиться.

Таким образом, проанализировав полученные результаты эмпирического исследования, были разработаны рекомендации, направленные на профилактику пищевых зависимостей у подростков.

Рекомендации специалистам:

— необходимо установить эмоциональную связь с подростком, чтобы он мог довериться специалисту;

— затем провести тестирование на выявление пищевых зависимостей;

— необходимо по результатам тестов составить индивидуальный план лечения;

— важно мотивировать подростка на выполнение предписаний психолога;

— возможность предоставить информацию подросткам о связи сбалансированного питания со здоровым образом жизни.

Рекомендации родственникам:

— необходимо осознать важность поддержки с стороны родственников для подростка, у которого выявлена пищевая зависимость;

— проявлять эмпатию, воздерживаться от осуждений, обвинений, проявлять терпение в процессе лечения;

— доверять своим родительским инстинктам;

— внимательно наблюдайте за ребёнком;

— организовать рациональное питание, соблюдать режим труда и отдыха;

— необходимо читать литературу о расстройствах пищевого поведения, узнавать о них как можно больше;

— изучить информацию о различных видах лечения и при необходимости обратиться за помощью к психологу;

— обратиться за помощью к другим родителям, которые столкнулись с такой же проблемой.

Рекомендации подросткам:

— установить себе промежутки времени, когда необходимо есть, и стараться не перекусывать в остальное время;

— не следует отвлекаться во время еды, так как любое отвлечение в период приёма пищи приводит к затормаживанию функции желудочно-кишечного тракта;

— важно есть понемногу и медленно, чтобы не было переполнения желудка;

— тщательно пережёвывать пищу;

— необходимо ограничить в своём рационе жиры, сладости и хлеб, уменьшить потребление соли;

— стараться больше ходить пешком, как можно больше двигаться на свежем воздухе, заниматься спортом, а также совершать прогулки перед сном.

 

Выводы по 2 главе

Исследование было проведено на базе частного общеобразовательного учреждения Общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков «Мир знаний» и на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 444»

Всего в исследовании приняли участие 58 человек в возрасте от 14 до 17 лет: 29 девочек и 29 мальчиков. Все испытуемые были разделены на две группы: группа девочек и группа мальчиков.

Для исследования пищевого поведения нами были выбраны следующие методические материалы: Голландский опросник пищевого поведения (DEBQ), Опросник для исследования пищевого поведения (EAT-26), Опросник образа собственного тела (ООСТ), Тест-опросник депрессии Бека, Экспресс-диагностика уровня самооценки.

По результатам методики «Голландский опросник пищевого поведения» было выявлено, что девочки подвержены контролю при приеме пищи, а мальчики, наоборот, бесконтрольному употреблению еды.

«Опросник для исследования пищевого поведения» выдал следующие результаты: среди всех показателей данного критерия девочки более склонны к нарушению питания.

Полученные результаты по «Опросник образа собственного тела» говорят о том, что мальчики принимают свое тело таким какое оно есть.  Девочки все-таки больше склонны к неудовлетворенности своим телом.

Тест «Тест-опросник депрессии Бека» показал нам, что наибольшее количество подростков совсем не испытывает депрессивные симптомы.

По результатам «Экспресс-диагностика уровня самооценки» выявлено, что у мальчиков самооценка выше, чем у девочек.

Были разработаны рекомендации, направленные на профилактику пищевых зависимостей у подростков. Рекомендации были даны специалистам, родственникам и подросткам.

Заключение

Целью данной работы являлось изучение особенностей пищевого поведения, его причин и способов профилактики, применяемых при борьбе с пищевыми зависимостями.

В теоретической части предоставленной работы было рассмотрено понятие пищевого поведения и его основные типы. Так же были рассмотрены несколько видов пищевого поведения, таких как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание.  После чего, была предоставлена информация о причинах возникновения пищевых нарушений.  Также была рассмотрена профилактика пищевых зависимостей у подростков.

В эмпирической части данной работы было организовано и проведено эмпирическое исследование, рецензентами которого были мальчики и девочки от 14 до 17 лет в составе 58 человек. В исследовании была использована следующая методическая база: «Голландский опросник пищевого поведения», «Опросник для исследования пищевого поведения», «Опросник образа собственного тела», «Тест-опросник депрессии Бека», «Экспресс-диагностика уровня самооценки».

Благодаря проведённому исследованию, выяснилось, что проблема нарушений в питании у подростков действительно существует. В этом мы убедились, анализируя полученные результаты проведенного эмпирического исследования.

В результате, было установлено, что большинство подростков имеют неправильные привычки питания и, как следствие, наличие стремления изменить свое тело. Это связано не только с лишним весом или его недобором, но и с неправильным восприятием своего образа тела. В результате выяснилось, что у большей части девочек есть недовольство и отрицательное отношение к своему внешнему виду, заниженная самооценка, из-за которой они не могут адекватно оценивать себя. Поэтому очень часто подростки прибегают к новым методам избавления от лишнего жира, действие которых не всегда оказывается положительным. Нередко, когда используется какая-нибудь диета, то возникает недостаток в необходимых углеводах, белках, каких-то витаминах. Все это мешает поддерживать здоровый образ жизни.

Мы увидели все причины, возникающих проблем увеличения или недобора веса. И выяснили, что лишь посредством рационального питания и соблюдения режима питания можно достигнуть баланса, поступающих в наш организм веществ и повысить его работоспособность. На примере рекомендаций увидели, что здоровый образ жизни непрерывно связан с правильным питанием. При наличии плана питания, использования полезных продуктов, выполнения физических нагрузок в течении дня, можно уменьшить риск возникновения пищевого нарушения.

В ходе всей проведённой работы достигнута поставленная цель, а именно: составлены общие рекомендации по профилактике пищевых зависимостей у подростков.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что особенности пищевого поведения девочек характеризуются: контролем при приеме пищи, склонностью заедать эмоции, подверженностью пищевым зависимостям, неудовлетворенностью своим телом, заниженным уровнем самооценки; а особенности пищевого поведения мальчиков характеризуются: бесконтрольным приемом пищи, склонностью контролировать эмоции, удовлетворённостью своего тела, завышенным уровнем самооценки.  Данные результаты частично подтвердили выдвинутую гипотезу. В ходе написания работы все поставленные задачи оказались выполненными, что говорит о том, что цель исследования достигнута.

Список литературы

  1. Алмазова, С.Л. Теоретический анализ проблемы изучения образа тела как компонента «Я-концепции» личности / С.Л. Алмазова // Психология телесности: теоретические и практические исследования. — 2009. — №6. — С.112-125.
  2. Вахмистров, А.В. Клинико-психологический анализ нарушений пищевого поведения при ожирении / А.В. Вахмистров, Т.Г. Вознесенская, С.И. Посохов // Журн. Неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. — 2011.- №12.- С. 19-24.
  3. Вахмистров, А.В. Клинико-психологический анализ различных форм эмоциогенного пищевого поведения // Альманах клинической медицины. -2011. — № 4. — С. 127-130.
  4. Вознесенская Т. Г. Расстройства пищевого поведения при ожирении и их коррекция //Ожирение и метаболизм. – 2004. – Т. 2. – С. 2-6.
  5. Вознесенская Т. Г., Вахмистров А. В. Клинико-психологический анализ нарушений пищевого поведения при ожирении //Невропат. и психиатр. – 2001. — Т. 12. — С. 19-24
  6. Гавриленко, А.А. Образ физического Я как структурная составляющая Я концепции: автореф. дис. … канд. псих. наук / А.А. Гавриленко. — ИСУП Государственного университета управления. — М., 2013.- 18 с.
  7. Газарова, Е.Э. Психология телесности / Е.Э. Газарова. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 192 с.
  8. Гаранян, Н. Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) / Н.Г. Гаранян // Современная терапия психических расстройств. — 2006. — № 1. — С. 21-30.
  9. Гинзбург, М.М. Ожирение: Влияние на развитие метаболического синдрома. Профилактика и лечение / М.М. Гинзбург, Н.Н. Крюков. — М.: Медпрактика, 2012. — 128 с.
  10. Горчакова Н.М. Особенности клинических проявлений у мужчин и женщин, страдающих нервной анорексией.: Профилактическая и клиническая медицина, — 2011. — T. 2(39), — С. 337
  11. Горчакова Н.М. Особенности эмоциональной сферы пациентов с пищевыми нарушениями // Наука и мир, 2015. — T. 1, — № 11. — С. 97-102
  12. Дурнева М. Ю. Особенности совладающего поведения у девушек с риском формирования нарушений пищевого поведения [Текст] / М. Ю. Дурнева, Т. А. Мешкова // V Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья». — 2013. — С. 317—318.
  13. Дурнева, М.Ю. Влияние социокультурных стандартов привлекательности на формирование отношения к телу и пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста / М. Ю. Дурнева, Т. А. Мешкова // Психологическая наука и образование. — М., 2013. — №2. — С. 25-34.
  14. Дурнева, М.Ю. Формирование пищевого поведения: путь от младенчества до подростка. Обзор зарубежных исследований / М.Ю. Дурнева // Клиническая и специальная психология. — М., 2015. — № 3. — С. 1-19.
  15. Заржицкая, О.А. Социально-психологический анализ телесности: возможности и перспективы / О.А. Заржицкая // Психология телесности: теоретические и практические исследования. — 2009. — №6. — С. 87-101.
  16. Иванова И.В. Состояние здоровья и социально-психологические особенности учащихся школ разного типа. Российский педиатрический журнал. 2010; 2: 53-5.
  17. Каменецкая, Е.В. Телесный образ Я у лиц с нарушением пищевого поведения/ Е.В. Каменецкая, Т.А. Ребеко // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова. — 2014. — № 4. — С. 58-64.
  18. Каминская, Н.А. Исследования образа физического «Я» в различных психологических школах / Н.А. Каминская, А.М. Айламазян //Национальный психологический журнал. — 2015. — № 3(19). — С. 45-55
  19. Карабина, Ю.С. Эталон физической привлекательности как социокультурный фактор образа телесного Я у женщин / Ю.С. Карабина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2014. — № 16. — С. 144-148.
  20. Келеси, М. Развитие самопознания личности в раннем юношеском возрасте / М. Келеси. — К.: Наукова думка, 2001. — 219 с.
  21. Келина, М.Ю. Алекситимия и ее связь с пищевыми установками в неклинической популяции девушек подросткового и юношеского возраста /М. Ю. Келина, Т. А. Мешкова // Клиническая и специальная психология. — 2014. — №2.- С. 17-25.
  22. Келина, М.Ю. Нарушения пищевого поведения и копинг-стратегии / М. Ю. Келина // Психология совладающего поведения: материалы II международной научно-практической конференции. — 2012. — №1. — С. 85-87.
  23. Келина, М.Ю. Неудовлетворенность телом как риск-фактор возникновения нарушений пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста / М. Ю. Келина, Е.В. Маренова // Молодые ученые – нашей новой школе. Материалы Х юбилейной научно-практической межвузовской конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М.: МГППУ. — 2014. — С. 211-212.
  24. Келина, М.Ю. Социокультурные факторы формирования неудовлетворенности телом и нарушений пищевого поведения / М.Ю. Келина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2012. — №640 (7).- С. 158-166.
  25. Кононенко, О. И. Особенности самосознания и восприятия собственной внешности в подростковом и юношеском возрасте / О. И. Кононенко // Вестник Одесского национального университета. — 2012. — Т. 17, № 9. — С. 134-143.
  26. Копылова, Ю.С. Образ тела девушек в связи с эталонным образом, транслируемым посредством СМИ / Ю.С. Копылова, Е.В. Шевкова // Будущее психологии. — 2012. — № 5. — С. 71-82.
  27. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2001. — № 1. — С. 8-15.
  28. Красноперова, Н. Ю. Клинико-динамическая характеристика пищевой аддикции: автореф. дис. канд. мед. наук / Красноперова Н. Ю. — Томск, 2001.- 24 с.
  29. Лифинцева А.А., Холмогорова А.Б. Семейные факторы психосоматических расстройств у детей и подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 1. С. 70–83.
  30. Малкина-Пых, И. Г. Терапия пищевого поведения / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2007. — 1040 с.
  31. Малкина-Пых, И.Г. Исследование влияния индивидуально-психологических характеристик на результаты коррекции пищевого поведения и алиментарного ожирения / И.Г. Малкина-Пых // Сибирский психологический журнал. — 2008. — № 30. — С. 90-95.
  32. Матусевич М. С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 814-817
  33. Мельникова, М.Л. Телесная граница и агрессивность: клиникопсихологическое исследование / М.Л. Мельникова. — Ижевск: ERGO, 2009. — 180 с.
  34. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / – 6_е изд. – М. : МЕДпресс-информ, 2008. – 285 с.
  35. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / В. С. Мерлин; под ред. Е. А. Климова. — М.: Изд-во Моск. Психологосоциального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. — 544 с.
  36. Миллер, Н.М. Выявление факторов, влияющих на расстройства пищевого поведения / Н.М. Миллер // Расстройства пищевого поведения: пер. с англ. — Киев: Сфера, 2006 — C. 132-134.
  37. Мэрри, Н.М. Выявление факторов, влияющих на расстройства пищевого поведения / Н.М. Мэрри // Расстройства пищевого поведения / Под ред. М. Мэйа, К. Халми, Х. Х. Лопез-Ибора, Н. К. Сарториуса, 2013. — 217 с.
  38. Нардонэ, Дж. В плену у еды: краткосрочная стратегическая терапия при нарушениях пищевого поведения: булимия, анорексия, vomiting (вызванная рвота) / Дж. Нардонэ, Т. Вербиц, Р. Миланезе. — М., 2010. — 436 с.
  39. Николаева, Н. О. Нарушения пищевого поведения: социальные, семейные и биологические предпосылки / Н.О. Николаева, Т.А. Мешкова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2011. — № 1. — С. 31-47.
  40. Николаева, Н.О. История и современное состояние исследований нарушений пищевого поведения (культурные и психологические аспекты) / Н.О. Николаева // Клиническая и специальная психология. — 2012. — № 1. — С.15-28.
  41. Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде / Л.Ю.Овчаренко // Систем­ная психология и социология. –2015. – Т. 1, № 13. – С. 44–56.
  42. Павлова Т.С., Холмогорова А.Б. Гендерные факторы социальной тревожности в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 169–179. doi:10.17759/psyedu.2014060119
  43. Петров Д.П. Психологические и социальные аспекты ожирения / Ожирение (клинические очерки) / под ред. А.Ю. Барановского, Н.В. Ворохобиной. – СПб.: Диалект, 2007. – 240 с.
  44. Подольский А.И., Идобаева О.А. Психоэмоциональное благополучие современных подростков // Национальный психологический журнал — 2007. — №1(2) — с.87-89.
  45. Приленский, Б.Ю. Актуальные вопросы психотерапии зависимого пищевого поведения / Б.Ю. Приленский, А.В. Приленская, И.И. Федорова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2009. — № 1. — С.48-61.
  46. Рамси, Н., Харкорт, Д. Психология внешности / Н. Рамси, Д. Харкорт. — СПб.: Питер, 2009. — 256 с.
  47. Савчикова Ю.Л. Личностные особенности женщин с избыточной массой тела. Международный медицинский журнал №3, 2004, 83-87с.
  48. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика / А.Г. Самохвалова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. – 358 с. (28,4 п.л.).
  49. Скугаревский, О. А. Нарушения пищевого поведения : монография / О. А. Скугаревский. — Минск : БГМУ, 2007. 240 с.
  50. Скугаревский, О.А. Классификационные критерии нарушений пищевого поведения и сопряженные поведенческие проявления / О.А. Скугаревский // Психотерапия и клиническая психология. — 2003. — №2 (7). — С. 25-29.
  51. Сохань, И.В. Производство женской телесности в современном массовом обществе — культ худобы и тирания стройности / И.В. Сохань // Женщина в российском обществе. — 2014. — № 2. — С. 68-77.
  52. Суэми, В. Психология красоты и привлекательности / В.Суэми, А. Фернхем. — СПб.: Питер, 2009. — 240 с.
  53. Тарханова П.М., Холмогорова А.Б. Социальные и психологические факторы физического перфекционизма и неудовлетворенности своим телом // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 5. С. 52–60.
  54. Татаурова // Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья. М.: «ИГРА». — 2009. — №11. — С. 331-345.
  55. Тихонов С.В., Нервная булимия, Под редакцией проф. В.И. Симаненкова. Санкт-Петербург:. 2015.- 15с.
  56. Фролова, Ю.Г. Социальные факторы формирования негативного образа тела/ Ю.Г. Фролова, О.А. Скугаревский // Социология. — 2004, — №2. — С.61 — 68.
  57. Холмогорова А.Б., Герасимова А.А. Психологические факторы проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 138–155. doi:10.17759/cpp.2019270309
  58. Холмогорова, А.Б. Физический перфекционизм как фактор расстройств аффективного спектра в современной культуре / А.Б. Холмогорова, А.А. Дадеко // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2010. — №3. – С. 71-79.
  59. Шебанова, В.И. Влияние семьи на формирование расстройств пищевого поведения детей и подростков / В.И. Шебанова, С.Г. Шебанова // V Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья». — 2013. — С. 327-328.
  60. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 — 362 с.

Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф