3 Проект программы психологической профилактики профессиональной деформации
Результаты проведения психодиагностики профессионального выгорания у социальных работников комплексного центра социального обслуживания населения, нашли свое практическое применение в специально разработанных рекомендациях по созданию системы профилактики профессиональной деформации сотрудников КЦСОН. Разработка рекомендаций профилактики выгорания социальных работников осуществлялась с учетом основных функций профессиональных обязанностей социальных работников, а также на основе теоретических принципов и практических научных разработок. В системе профилактики были задействованы административные работники, практический психолог.
Среди мероприятий по профилактике выгорания было проведено анкетирование социальных работников с целью выяснения их удовлетворенности работой. Отдельным значительным разделом профилактики профессионального выгорания выступила организация психодиагностической работы практического психолога с сотрудниками с профессиональным выгоранием. Одним из способов мотивирования социальных работников выступило награждение победителей конкурса «Лучший социальный работник». Среди мероприятий социально-психологического характера программой предусмотрено организация индивидуальной консультативной и психокоррекционной работы практического психолога с сотрудниками с профессиональным выгоранием и «группой риска». Так как выполнение этой работы предусмотрено в течение года, за период проведения исследования индивидуальную консультативную помощь практического психолога получили 3 социальных работника (15 %), участвующих в исследовании; индивидуальную психокоррекционную помощь — 2 сотрудника (10 %) с профессиональным выгоранием и входящих в «группу риска».
При анализе теоретического обоснования рассматриваемой нами проблемы, мы пришли к выводу, что необходимо предусмотреть методическое сопровождение деятельности практического психолога в комплексном центре социального обслуживания населения. В рамках профилактики выгорания социальных работников мы предлагаем рассмотреть проект, реализация которого позволит:
— обеспечить системность организационных мероприятий;
— создать условия для увеличения работоспособности и активизации
стремления социальных работников понять, осознать и использовать свои внутренние адаптационные возможности.
Механизм реализации данного проекта определяется комплексом мер, которые осуществляются координатором и исполнителем проекта в целях достижения планируемых результатов. Пользователи результата проекта: психологические службы. Проведенный практический анализ условий и средств организации психолого-педагогического сопровождения по предупреждению синдрома профессиональной деформации у социальных работников с различным стажем работы позволяет сформулировать следующие выводы. В настоящее время психологическое сопровождение является ведущей сферой профессиональной деятельности психолога, которое представляет собой целостный и непрерывный ход исследования и анализа, формирования, развития и коррекции практически всех субъектов жизнедеятельности, которые попадают в область его профессиональной деятельности. Как целостная система явление психологического сопровождения при работе по предупреждению синдрома эмоционального выгорания социальных работников детерминируется через призму тех задач и функций организации, в которой сам специалист осуществляет собственную трудовую деятельность. При формировании и совершенствовании эффективной системы психологического сопровождения и предупреждения профессионального выгорания социальных работников значительное внимание следует уделять психологической защите.
Заключение
Цель заключалась в разработке и апробации системы профилактики профессионального выгорания у социальных работников КЦСОН Петродворцового района г. Санкт-Петербурга. В связи с этим были сформулированы следующие выводы. Результаты проведенного теоретического анализа литературы по проблеме исследования, показывают, что в нынешнее крайне напряженное время профессиональный стресс все чаще признается значительной прикладной проблемой во всем мировом пространстве. По информации ВОЗ, профессиональное выгорание в трудовой деятельности представляется своего рода бедствием глобального масштаба, и по статистическим данным, около примерно трети всех сотрудников задумывались об увольнении хотя бы один раз, из-за, низкой стрессоустойчивости в профессиональной сфере. В условиях пандемии коронавирусной инфекции проблематике профессионального выгорания социальных работников и ее профилактике уделяется пристальное внимание организационных психологов, социологов, руководителей, медицинских работников. Мы можем заключить, что в ходе формирования профессионального выгорания у работников центра может развиваться ухудшение самочувствия, увеличиваться личностная и ситуативная тревожность, а также снижаться общая активность. Профилактика выгорания у социальных работников должна быть направлена на формирование толерантности в общении, стрессоустойчивости и способности к саморегуляции эмоционального состояния. Развитие и совершенствование стрессоустойчивости социальных работников с целью профилактики возникновения синдрома профессионального выгорания представляет собой набор взаимосвязанных личностных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности социальных работников и включающий показатели нервно-психической устойчивости, личностного потенциала, степени подверженности негативным последствиям стресса. Воздействие негативных факторов окружающей среды в сочетании со значительными психогенными раздражителями, острым дефицитом информации постоянно сопровождают повседневный труд специалистов, работающих в социальных центрах. Выявив уровень профессионального выгорания и личностные факторы, у социальных работников комплексного центра социального обслуживания населения Петродворцового района, мы можем констатировать, что чем выше стаж испытуемых, тем вероятнее возникновение профессионального выгорания. Разработав проект программы профилактики синдрома выгорания, мы пришли к выводу, что развитие стрессоустойчивости в системе профилактики профессионального выгорания обеспечивается посредством использования комплекса мероприятий в процессе профессиональной деятельности. По этой причине стратегическим приоритетом деятельности руководителей организаций должно быть применение четко определенных программ предупреждения и минимизации отрицательных последствий воздействия профессиональных стрессов. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования, подтвердили гипотезу основанную на том, что у сотрудников со сфοрмирοваннοй фазοй выгорания «истощение», наиболее выражен высокий уровень тревожности и выраженный уровень дезадаптации, а у социальных работников с сфοрмирοваннοй фазοй «резистенция» средний уровень тревожности и выраженный уровень дезадаптации. Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Список использованной литературы
1. Андриади И. П. Основы профессионального мастерства. М. : Академия, 2016. 302 с.
2. Антипова Л. В. Выраженность синдрома профессионального выгорания в связи с психологическими характеристиками личности и ситуацией эмоционального развития / Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / СПб: Изд-во СПб ун-та, 2015. С. 20-27.
3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. : Академия, 2019. 406 с.
4. Березовская Л. Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «профессионального выгорания» Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. Курск: КГУ, 2018. С. 17-19.
5. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М. : Изд-во «ПЕР СЭ», 2018. 528 с.
6. Бойко В. В. Синдром «профессионального выгорания» в общении. СПб. : Питер, 2019. 216 с.
7. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. И. Социально-психологический климат коллектива и личность. М. : Мысль, 2017. 193 с.
8. Бондарь В. И. Управленческая деятельность: дидактический аспект. 3-е изд. К. : Лыбидь, 2019. 160 с.
9. Борисова М. В., Медведев В. В. Взаимосвязь удовлетворённости трудом с уровнем профессионального выгорания // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2018. №17. С. 5-12.
10. Борисова М. В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2 Том II (Психолого-педагогические науки). С. 212-215.
11. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена профессионального выгорания // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 96-103.
12. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом / К. Вильямс. М. : Эксмо, 2017. 272 с.
13. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова Е. С. Старченкова. 2-е изд. СПб. : Питер, 2016. 336 с.
14. Водопьянова Н. Е., Никифоров Г. С. Теоретические аспекты профилактики и коррекции профессионального выгорания // Вестн. С. Петерб. ун-та. Сер. 16. 2019. Вып. 2. С. 5-13.
15. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. СПб: Питер, 2018. 271 с.
16. Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В. В. Лукьянова А. Б. Леоновой, А. А. Обознова, А. С. Чернышева Н. Е. Водопьяновой; Курск. гос. ун-т. Курск, 2018. 440 с.
17. Гончаров М. А. Основы менеджмента. Учебное пособие / Кнорус, 2016. 476 с.
18. Горянина В. А. Психология общения. М. : Академия, 2017. 506 с.
19. Жариков Е. С. Психология управления. М. : Проспект, 2016. 307 с
20. Железникова Е. П., Мокшина И. А., Белякова А. А. Профессиональное выгорание сотрудников в различных сферах деятельности // Матераилы и методы инновационных исследований и разработок: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: МЦИИ Омега сайнс, 2016. С. 73-77.
21. Журавлева Г. «Эмоциональное выгорание» в деятельности и способы его профилактики // Народное образование. 2019. № 5. С. 114-120.
22. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. Екатеринбург, 2018. 295 с.
23. Ильин Е. П. Психология. СПб. : Питер, 2018. 640 с.
24. Капитанец Е. Г. Экспериментальное исследование формирования синдрома профессионального выгорания // Концепт. 2015. 112 с.
25. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М. : Книга по требованию, 2018. 368 с.
26. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М. : Пересвет, 2017. 318 с.
27. Коноваленко В. А., Коноваленко М. Ю., Соломатин А. А. Психология управления персоналом. М. : Юрайт, 2018. 480 с.
28. Корзиникова Г. Г. Менеджмент / Г. Г. Корзиникова. М. : Инфа-М, 2017. 369 с.
29. Корытова Г. С., Никифорова Н. А. Профессиональное становление личности сотрудника: проблемное поле и концептуальные модели // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. 61 с.
30. Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности: защитно-совладающий аспект / Г. С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 33-39.
31. Костикова М. Н. Инновационные процессы в развитии образования. Чита: ЗабГПУ, 2016. 219 с.
32. Курапова И. А. Преодоление профессионального выгорания субъекта труда: проблемы и подходы // Вестник Марийского государственного университета. 2017. 115 с.
33. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М. : Изд-во МГУ, 2019. 123 с.
34. Лизинский В. М. Профессионально-личностное выгорание и способы повышения сохранности и способности качественно выполнять свои профессиональные и социальные обязанности. М. : Педагогический поиск, 2019. 96 с.
35. Лопухин Б. М. Оценка и прогнозирование личностных ресурсов стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС Росси в период адаптации к профессиональной деятельности: Дис. канд. психол. наук. СПб, 2018. 180 с.
36. Лукьянченко Н. В. Взаимосвязь профессионально значимых качеств личности и рабочей мотивации // Сибирский психологический журнал. 2016. №62. С. 153 168.
37. Майстренко В. И. Взаимосвязь синдрома профессионального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей // Психологическая наука и образование. 2017. № 1. С. 21-30.
38. Меграбян А. А. Деперсонализация. Ереван: Армянское государственное издательство, 2019. 356 с.
39. Мерзлякова Д. Р. Отношение к микросоциуму и макросоциуму у сотрудников с разным уровнем психического выгорания // Психологическая наука и образование. 2019. №4.
40. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. Вып. 2. Красноярск: Литера-принт, 2017. 237 с.
41. Мороз А. А., Мамедова Л. В. Психологический тренинг, как одно из средств профилактики эмоционального выгорания // Электронный научный журнал. 2016. №10-2. С. 224-227.
42. Осницкий А. К., Филиппова Е. В. Особенности эмоциональных проявлений в системе, осознанной саморегуляции деятельности // Психологические исследования (электронный научный журнал). 2019. № 6 (14).
43. Пряжников Н.С. Стратегия преодоления синдрома «эмоционального выгорания» // Психологическая наука и образование. 2019. № 2. С. 87-95.
44. Редина Т. В. Особенности эмоционального выгорания. М. :Изд-во «Книга по требованию», 2019. 236 с.
45. Ронгинская Т. И. Проблемы профессионального выгорания // Психологический журнал. 2019. Т. 24. № 5. С. 90-97.
46. Солдатова Е. Л., Шевченко А. А. Взаимосвязь психического выгорания и показателей статусов эго-идентичности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 3. №3. С. 13-16.
47. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации // Психология состояний: хрестоматия: учебное пособие / ред. А. О. Прохоров. М. : Пер Сэ; СПб: Речь, 2019. С. 449-457.
48. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб. : Питер, 2017. 256 с.
