Меню Услуги

Профилактика травматизма на уроках физической культуры у школьников. Часть 2.


Страницы:   1   2


24,13% старшеклассников отметили, что учитель физической культуры при объяснении техники безопасности на уроках использует технические средства обучения и не использует – 75,87%. Вопрос о частоте проведения инструктажа на уроках физической культуры вызвал разногласия. После проведения эксперимента положительный ответ дали 62,06 % и отрицательный ответ дали – 37,94%. Ученики 8 классов ответили, что инструктаж по технике безопасности с ними проводится довольно часто. С ними часто проводятся физкультминутки, минутки отдыха, релаксации, эмоциональные паузы.

Рис. 4. Применение технических средств обучения учителем физической культуры при объяснении техники безопасности на уроках

19% старшеклассников отметили, что получали травмы на уроках физкультуры, 81% — не получали. После проведения эксперимента количество травм и ушибов сократилось на 13% — 6% — положительных ответов. Причем часто получали травмы 3% старшеклассников.

Рис. 5. Получаемые травмы на уроках физкультуры

79,31% старшеклассников отметили, что были такие случаи, когда на уроках физической культуры кому-либо из учащихся становилось плохо, остальные отметили отрицательно – 20,69%.  После проведения эксперимента число положительных ответов сократилось на 37,94% – 41,37% — положительных ответов и 58,63% — отрицательных ответов.

Рис. 6. Количество случаев на уроках физической культуры, когда кому-либо из учащихся становилось плохо

55,17% старшеклассников умеют оказывать первую помощь при получении той или иной травмы и 44,83%, что не умеют. После проведенных уроков физической культуры, включающих освоение по технике безопасного поведения количество положительных ответов возросло на 34,48% — 89,65%, что умеют и 10,36%, что не умеют.

Рис. 7. Количество старшеклассников, умеющих оказывать первую помощь при получении той или иной травмы

100% опрошенных старшеклассников отметили, что проходят ежегодно медицинское обследование и имеют карту здоровья.

Как правило к травмам в спортивном зале приводит спортивный неисправный инвентарь. С данным утверждением согласились 82,75% старшеклассников, а остальная часть дала отрицательный ответ – 17,25%.

Результаты проведенного эксперимента отчетливо показали преимущество 3-разовых занятий физической культурой при строгом соблюдении техники безопасности в неделю в улучшении показателей физической подготовки и состояния здоровья школьников. Для учащихся наиболее целесообразными средствами физического воспитания являются:

  • гимнастические и акробатические упражнения;
  • легкоатлетические упражнения;
  • лыжная подготовка;
  • спортивные игры.

Эффективность использования учащимися физических упражнений зависит как от организации педагогического процесса, так и от уровня материального и научного обеспечения, совершенства систем управления. Целенаправленное взаимодействие административно-функциональных элементов и создает целостную социальную организацию, которая называется системой физического образования и воспитания. Система характеризуется определенным составом элементов (компонентов), присущими им функциями, особенностями взаимных связей с другими системами общества.

Цель и задачи системы физического образования и воспитания могут совпадать при одновременном различии некоторых организационных компонентов системы. При разных задачах системы физического воспитания иногда используются одинаковые средства, методы и формы организации занятий.

Полноценное наполнение системы физического образования характерными функциями зависит от таких факторов, как социально-экономические условия, характер общественно-политического устройства, внутри которых возникает и развивается эта самая система физического образования и воспитания, так как именно государственный строй обусловливает направленность функционирования системы физического воспитания, уровень материального, научного и методического обеспечения. Материальный уровень обеспечения включает в себя строительство спортивных комплексов и сооружений, изготовление инвентаря, подготовка квалифицированных кадров, оплата их труда; Методический же уровень обеспечения состоит из педагогического и медико-биологического исследования, теоретического изыскания, обобщения опыта и информационных технологий.

Наивысшая результативность физического воспитания достигается комплексным использованием всей системы средств, однако наибольший удельный вес в решении задач обучения и воспитания приходится на долю физических упражнений. Обусловлено это рядом причин. Самой главной из них является то, что среди всех видов учебно-воспитательной деятельности только в физическом воспитании предметом обучения являются действия, направленные на физическое совершенствование обучающегося и выполняемые ради усвоения самих действий. Занятие физической культурой оказывает воздействие не только на морфофункциональное состояние организма, но и на развитие личности выполняющего их. Физические упражнения через систему движений выражают мысли и эмоции человека, его отношение к окружающей действительности. Физические упражнения являются одним из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания, его научных и практических достижений; они удовлетворяют природную потребность человека в движениях.

Одно и то же физическое упражнение может привести к разным эффектам и, наоборот, разные физические упражнения могут вызвать одинаковый результат. Это является доказательством того, что физические упражнения сами по себе не наделены какими-то постоянными свойствами. Следовательно, знание факторов, определяющих эффективность воздействия физических упражнений, позволит повысить управляемость педагогическим процессом. Рассмотрим многообразие указанных факторов. Основным фактором являются личностные характеристики учителя и ученика. Так как процесс обучения является двусторонним, воздействие физических упражнений в равной мере зависит от того, кто учит, и от тех, кто учится: от нравственных качеств и интеллекта, от уровня знаний, умений и физического развития, от заинтересованности и активности и пр.

Меру познания человеком закономерностей физического воспитания характеризуют научные факторы. Чем тщательней разработаны педагогические, психологические и физиологические особенности физических упражнений, тем эффективнее они используются для решения педагогических задач.

Группа требований, подлежащих реализации при использовании физических упражнений, объединяется методическими факторами. При обучении физическим упражнениям следует учитывать возможный эффект от этого упражнения, то есть знать, решение каких задач можно достичь в большей мере этим упражнением, и его строение в плане статики или динамики, способы возможных повторений. Такие характеристики физического упражнения определяют подбор средств и методов физического воспитания для решения поставленной педагогической задачи.

Эффект от физических упражнений достигается лишь при оптимальной дозировке нагрузки, сочетающей в себе продолжительность выполнения действия, его интенсивности, частоты повторений, длительности и характера отдыха между повторениями, исходного положения. При регулировании дозировки следует учитывать взаимодействие всех перечисленных моментов.

Результативность физического упражнения зависит от способа его исполнения. Например, лазанье по канату в три приема более экономно, чем лазанье произвольным способом, а поэтому позволяет влезать на большую высоту.

Выполнение любого физического упражнения вызывает последействие – специфические функциональные изменения, сохраняющиеся после занятий определенное время, на фоне которого изменяется эффективность воздействия последующего упражнения. В зависимости от состава упражнений, предыдущего и последующего, их эффективность может повышаться (например, упражнения на внимание создают благоприятное последействие для освоения сложного действия), или понижаться (например, после кувырков возникает последействие, осложняющее обучение действиям в равновесии). Уровень последействия по своей глубине и продолжительности зависит от состояния учеников, их физической подготовленности и пр. Учет эффекта последействия составляет ведущее требование к разработке комплексов упражнений.

Гигиенические  факторы  являются   решающими  в  реализации  принципа оздоровительной  направленности  физического воспитания. Задача таких факторов заключается в преобразовании занятий физическими упражнениями в органическую часть жизнедеятельности человека. С другой  стороны, эффективность самих физических упражнений будет наивысшей только при соблюдении необходимых гигиенических норм.

Гигиенические факторы представляют собой широкую группу разнообразных средств, которые  условно разделяются на две группы:

  1. правила личной и общественной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, то есть средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания;
  2. оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воздуха, достаточная освещенность, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое облучение и т. п.), то есть средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания.

Метеорологические факторы  составляют ту группу факторов, познав закономерности воздействия которых можно определить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта от физических упражнений. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой: влияет на нее и приспосабливается к ней. Постоянно изменяющиеся природно-климатические условия вызывают существенные биохимические изменения в организме, приводящие к физиологическим и психическим реакциям: к изменению состояния здоровья, работоспособности человека и эффективности физических упражнений. Все это сказывается на технике и тактике физических упражнений и может повышать опасность травмирования. Таким образом, необходимо учитывать и специально организовывать влияние внешних факторов на ученика при выполнении им физических упражнений.

Определяющий фактор конечной результативности физических упражнений предусматривает использование не только основных средств физического воспитания в виде различных комплексов и систем физических упражнений, но и сопутствующих, которыми являются гигиенические и метеорологические меры воздействия.

Всякая разновидность средств физического воспитания обладает специфическими возможностями влияния на организм занимающихся и объединяет по этому признаку определенное количество схожих средств, каждое из которых может иметь несколько вариантов применения. Одно и то же средство применяется не изолированно, а в комплексе с другими. Таких комплексов средств допускается неограниченное количество. Отсюда вытекают два методических положения: разнообразие средств создает, с одной стороны, большие затруднения при выборе наиболее эффективного средства, а с другой — широкие возможности при решении любых педагогических задач. Выбор средств должен завершаться разработкой их комплексов [1; с.32].

В связи с выше сказанным, нами были разработаны рекомендации, направленные на профилактику травматизма на уроках физической культуры и уменьшения процента получения травм обучающимися.

2.3. Разработка рекомендаций по предупреждению травм на уроках физкультуры

Травмы, как правило, связаны с неправильной организацией учебно-тренировочного процесса, и возникают в результате:

  • недостаточного уровня теоретической и практической подготовки учителя физической культуры;
  • несоблюдение возрастных и физиологических особенностей обучающихся при составлении программы;
  • несоблюдение нагрузки и отдыха во время занятий физической культурой.

Большое значение для профилактики травм на уроках физической культуры учителю необходимо уделять последовательному обучению физическим упражнениям, включая: ознакомление с упражнениями, начинаемое с их показа, демонстрации и объяснения в определенной последовательности; разучивание, совершенствование, предупреждение и исправление ошибок.

Демонстрация упражнений должна осуществляться до тех пор, пока обучаемые не усвоят последовательность и логику их выполнения. Демонстрировать новые упражнения преподаватель может, привлекая обучающихся с хорошей физической подготовкой. Сложный прием сначала показывают целиком, а затем по отдельным частям с одновременным объяснением техники выполнения.

Для обучающихся, которые менее справляются с заданиями должны даваться упражнения облегченного характера и применяться приемы для показа в замедленном темпе его выполнения, на небольшие дистанции, более низкие планки для прыжков. Главное при выполнении упражнений на этапе показа – добиться от обучающихся самостоятельности в выполнении упражнений. Упражнения необходимо разучивать как отдельными фрагментами, так и целиком или по деталям и с помощью подготовительных упражнений.

Совершенствование выполнения упражнения (тренировка) – основной и заключительный этап обучения. Он начинается, когда тот или иной прием разучен, но его надо закрепить, используя многократные и систематические повторения с постепенным повышением физических нагрузок и различные усложнения. Преподаватель контролирует нагрузки, учитывая уровень подготовленности занимающихся, а также дозирует их так, чтобы выполнение упражнений не привело к переутомлению.

Предупреждение и исправление ошибок – важный момент при обучении занимающихся. Ошибки, как правило, возникают из-за несовершенной методики преподавания, низкого уровня развития физических качеств обучаемых, слабой материально-технической базы. Задача преподавателя — облегчить освоение упражнения и предотвратить травматизм. Для предупреждения ошибок преподавателю необходимо показывать упражнения:

  • четко и правильно;
  • используя дополнительные упражнения;
  • оказывая учащимся необходимую помощь и страховку;
  • дозируя физическую нагрузку в зависимости от уровня подготовленности занимающихся;
  • тщательно готовить место для проведения учебных занятий.

При выполнении упражнений преподаватель может осуществлять помощь, если обучаемые не могут самостоятельно выполнить упражнение и нуждаются в обязательной страховке. Зная технику выполнения упражнений, преподаватель должен быть всегда готов помощь учащемуся и следить за тем, чтобы не было срывов, падений со снарядов. А также необходимо развивать у обучаемых навыки самострахования [3; c.317].

Профилактика травматизма может быть в результате переутомления обучающихся. Поэтому урок физической культуры должны быть построен на смене нагрузки и отдыха, которые определяют эффективность овладения учащимися физическими упражнениями.

Так, вместо тренировки, улучшающей общую физическую подготовку, учителя по физической культуре порой слишком рано требуют выполнения норм. Травмы могут возникнуть тогда, когда за поведением большого количества обучающихся в группе, учитель просто не успевает уследить. Не в коем случае урок физической культуры не должен проходить без учителя.

Для профилактики травматизма, возникающего из-за неправильной организации учебно-тренировочного процесса и соревнований, необходим соблюдение определенных условий:

  • при правильном планировании учебно-тренировочного процесса и разработке индивидуальных планов, особенно в отношении нагрузок, необходимо учитывать данные медицинского заключения о состоянии здоровья и уровне физической подготовленности занимающихся;
  • при планировании тренировочного занятия в него нельзя включать технически сложные упражнения сразу же после приема пищи;
  • во время занятий следует обеспечивать надежную страховку учащихся. В то же время нужно воспитывать в учащихся навыки самостраховки, т.е. приемы правильного и безопасного падения, что достигается систематической тренировкой;
  • перед каждым занятием (тренировкой) организовывать выполнение общей разминки, которая позволяет разогреть мышцы и привести их в рабочее состояние;
  • соблюдать в спортивном зале порядок и меры безопасности;
  • использовать только исправные тренажеры, тренировочные приспособления и снаряды. Неисправные тренажеры могут привести к травме.
  • не отвлекаться при выполнении силовых упражнений;
  • применять правильную технику при выполнении упражнений;
  • увеличивайте нагрузок должно быть постепенным.
  • не включать такие упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения, приводящие к травмам мышц и связок;

Травматизм может возникнуть вследствие метеорологических условий при проведении уроков физической культурой — ослепляющие лучи солнца, дождь, снег, туман, оттепель, сильный ветер (выше 7—8 баллов), не соответствующие установленным нормативам. Поэтому, проводить занятия во время неблагоприятных метеорологических условий — грубейшая ошибка организационного характера.

Неблагоприятные санитарно-гигиенические условия как фактор риска до настоящего времени занимают одно из ведущих мест. К неблагоприятным санитарно-гигиеническим условиям относятся: неудовлетворительное санитарное состояние спортивных залов и площадок; плохое освещение; недостаточная вентиляция; нарушение установленных норм температуры воздуха в помещении и воды в бассейне; повышенная влажность воздуха (до 80— 90%).

Для предупреждения травм, связанных со скученностью и перегрузкой мест занятий, необходимо следить за выполнением установленных санитарных норм на каждого занимающегося.

Для профилактики травматизма важное значение имеет правильное расположение осветительных приборов и достаточное по силе освещение мест, где происходят тренировочные занятия и соревнования Коэффициент естественного освещения должен быть равен 1:5, 1:6, коэффициент искусственного — 50—70 лк. При отсутствии хорошего освещения тренировочные занятия в вечернее время проводить не следует.

Травматизм из-за недостаточного материально-технического обеспечения составляет, по данным различных авторов, 5—7% всех спортивных травм. При внедрении нового инвентаря и оборудования крайне важно, чтобы на стадии их проектирования и разработки были продуманы и медицинские аспекты, иначе неизбежно возрастает риск возникновения травм.

Анализ травм, возникших из-за неправильной методики проведения учебно-тренировочных занятий, выявил следующие их причины:

— неправильное комплектование групп учащихся, когда в одной и той же группе находятся лица с различной физической и технической подготовленностью, а план занятий составляется исходя из однородного состава;

— неправильное построение тренировок, выражающееся в отсутствии принципа постепенности, последовательности в овладении двигательными навыками, в отсутствии индивидуального подхода к учащемуся;

— недостаточность или отсутствие разминки перед тренировкой и соревнованием или же чрезмерно интенсивная разминка, что может стать причиной возникновения травмы.

Кроме того, рост травматизма обусловливают и такие факторы, как увеличение объемов и интенсивности физических нагрузок, сложности выполнения тех или иных упражнений и приемов. Среди названных причинных факторов наиболее значимым является резкое увеличение объемов тренировочных нагрузок, на долю которого приходится более половины всех травм.

В последнее время среди учащихся все чаще проявляется жестокость и грубость обучающихся. Это причина 5—8% случаев травм. Они возникают как результат применения запрещенных приемов во время занятий или соревнований (толчок, подножка удар бутсами по ноге, удар ниже пояса и др.).

Таким образом, для профилактики травматизма на уроках физической культуры учителю необходимо:

  • принять меры по усилению контроля за учётом несчастных случаев и травм;
  • разработать комплексный план мероприятий по профилактике и снижению травматизма;
  • обратить особое внимание на состояние благоустройства территорий и спорт зала: своевременное проведение ремонта и восстановление на них спортивных площадок, очистку участков от негабаритного мусора, достаточность искусственного освещения. Благоустройство территорий образовательных учреждений существенно влияет на организацию физкультурно-оздоровительной работы;
  • организовать в образовательных учреждениях своевременную ревизию, ремонт и замену устаревшего спортивного оборудования;
  • организовать работу по систематическому гигиеническому обучению учащихся вопросам профилактики травматизма через специальные образовательные программы или другие различные формы работы;
  • учитывая место проведения занятия, преподавателю следует объяснять ученикам важность соблюдения правил по технике безопасности на уроке физкультуры;
  • не допускать к занятиям тех, у кого нет карты здоровья, и особенно внимательно относится к учащимся со слабым здоровьем;
  • следить за спортивной одеждой, которая не должна стеснять движения, а обувь должна быть удобной и не скользить;
  • контролировать действия по правильному выполнению упражнений;
  • немедленно оказать первую медицинскую помощь и содействовать скорейшему доставлению пострадавшего в медицинское учреждение, если занимающийся все же получил травму.

Подводя итоги, следует отметить, что наблюдаемые нами старшеклассники на уроках физической культуры получают такие виды травм, как ушибы, ранения, растяжения, вывихи, переломы костей. Чаще всего в школе ребята получают ушибы и ранения, которые не являются тяжелыми травмами и легко излечимы. Необходимо отметить, что мальчики получают травмы чаще, чем девочки, так как отличаются большей подвижностью и меньшей дисциплинированностью. Причины, по которым учащиеся получают травмы, при внимательности и соблюдении всех правил безопасности, можно ликвидировать. Необходимо давать школьникам теоретические сведения в области физической культуры, информировать занимающихся о возможности получения травм, их последствиях и профилактике.

В свою очередь, обучающиеся на уроках физической культуры также должны:

  • придерживаться дисциплины на занятии физической культурой;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • знать и соблюдать правила безопасного поведения на уроках физической культуры;
  • правильно питаться, избегать вредных привычек;
  • своевременно сообщать преподавателю о плохом самочувствии или о его ухудшении во время занятия;
  • внимательно слушать и чётко выполнять задания учителя, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя; во время передвижений смотреть вперёд, соблюдать достаточные интервал и дистанцию, избегать столкновений;
  • нельзя покидать место проведения занятия без разрешения учителя; толкаться, ставить подножки в строю и в движении; мешать и отвлекать при объяснении заданий и выполнении упражнений; резко изменять направление своего движения; жевать жевательную резинку;
  • при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке; во время бега смотреть на свою дорожку; после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-10 м; возвращаться на старт сбоку от дорожки;
  • выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение; выполнять прыжки поочерёдно; после выполнения прыжка быстро вернуться на своё место с правой или левой стороны дорожки для разбега;
  • запрещается выполнять прыжки на неровной и скользкой поверхности; перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся; приземляться на руки;
  • запрещается метать снаряд в необорудованных для этого местах; производить произвольные метания; передавать снаряд друг другу броском; пересекать зону метания;
  • запрещается толкаться в спину впереди бегущих; резко изменять направление своего движения;
  • учащийся должен соизмерять силу броска мячом в игроков. Запрещается бросать мяч в голову играющим; вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им; падать и ложиться на пол, уворачиваясь от мяча; забегать на скамейки;
  • учащийся должен выполнять эстафету по своей дорожке; после передачи эстафеты встать в конец своей команды; запрещается начинать эстафету без сигнала учителя; во время эстафеты выходить из строя; продолжать эстафету до того, как впереди стоящий игрок передал вам эстафету касанием руки; садиться на пол или залазить на спортивное оборудование;
  • при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры; с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, вызвать врача; при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Травмы на уроках физической культуры являются актуальной проблемой, так как они противоречат оздоровительным задачам общего среднего образования, могут вывести обучающихся на длительный период из строя и нередко требуя продолжительное время для восстановления прежней трудоспособности.

К причинам травм во время занятий физической культурой в спортивном зале являются скользкий пол, острые углы и выступы, неогражденные батареи центрального отопления, неправильно подобранная спортивная одежда, грунт беговых дорожек, секторов для прыжков и метаний, различные ямы, рытвины, бугры, недостаточное взрыхление, посторонние предметы и недостаточная физическая подготовленность самих школьников.

Учителю по физической культуре необходимо учитывать все методики обучения, которые целесообразно использовать на уроках; постепенно дозировать нагрузки; последовательно нормировать освоение двигательных навыков; индивидуально подходить к каждому обучающемуся; правильно демонстрировать выполнение упражнений, тщательно инструктировать занимающихся и контролировать выполнение ими упражнений. Учитель не должен вынуждать обучающихся выполнять те упражнения, к которым они не подготовлены. Безусловно, именно от учителей зависит здоровье обучающихся пока они  пребывают в школе.

Перед организацией уроков учителю необходимо соблюдать гигиенические условия в классе: достаточную освещённость, проветренность помещения, оптимальность температурного режима, пренебрежение которых может привести к быстрой утомляемости обучающихся, а в дальнейшем может привести к снижению здоровья.

С выше сказанным, нами был организован эксперимент, направленный на профилактику травматизма на уроках физической культуры в школе с учащимися 9б класса. Каждый урок физической культуры сопровождался с объяснением техники безопасного поведения и использования оборудования в спортзале. В ходе эксперимента нами выявлялся уровень знаний о травматизме и мерах его избежания.

Наш эксперимент проводился в гимназии №39 городе Уфа, которая расположена на улице Достоевского 67.

Первое анкетирование проводилось 16 октября 2013 года,  в ходе которого были проведены эксперимент и наблюдение. В процессе исследования велось наблюдение, в ходе которого нами оценивалось и анализировалось поведение обучающихся, соблюдение ими основных правил техники безопасности на уроках физической культуры.

Второе анкетирование проводилось 5 декабря 2013 ,в ходе которого проводилась обработка и  анализ результатов исследования, были сделаны выводы, оформлена данная работа. Все материалы были систематизированы и приведены в хронологический порядок.

Педагогическое наблюдение за учащимися 9б класса проводилось в течение 20 уроков физической культуры.

Анонимное анкетирование в гимназии №39 привели к выводу, что школьники на уроках физической культуры из перечисленных видов наиболее часто получают такие травмы, как ушибы и растяжения связок. Они не являются тяжелыми травмами и легко излечимы. Однако, следует отметить, что учащиеся после инструктажа по технике безопасности на уроках физичкой культуры, заметно меньше стали получать травмы, ушибы и растяжения.

Проанализировав данные, полученные в ходе исследования, можно дать следующие практические рекомендации преподавателям физической культуры: поддерживать дисциплину на занятии физической культурой; соблюдать правила личной гигиены; знать и соблюдать правила безопасного поведения на уроках физической культуры; правильно питаться, избегать вредных привычек; своевременно сообщать преподавателю о плохом самочувствии или о его ухудшении во время занятия; посещать спортивные секции по интересам, оздоровительные лагеря, чаще находиться на свежем воздухе, заниматься физической культурой в свободное время.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Российская газета, N 276, 28.12.2013.
  2. Ашмарин, Б.А. Теории и методики физического воспитания/Б.А.Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – 288 с.
  3. Башкиров, В. Ф. «Профилактика травм у спортсменов»/В.Ф.Башкиров. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 177 с.
  4. Васильева, Е.В. Врачебный контроль и лечебная физкультура / Е.В.Васильева. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 224 с.
  5. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А.Васильков. – Ростов н/Д: Феникс – 381 с.
  6. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С.Барчуков, А.А.Нестеров; под общ.ред. Н.Н.Маликова. – 3-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2009. – 528 с.
  7. Велитченко, В.К. Физкультура без травм / В.К.Велитченко. – М.: Просвещение, 2009. – 128 с.
  8. Виленский М.Я. Физическая культура. 5-7 классы / М.Я. Виленский и др. – 2-е изд. — М.: 2013. — 239 с.
  9. Выдрин В.М. Спорт в современном обществе / В.М. Выдрин. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 421 с.
  10. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов// Москва: «АСАДЕМА», 2001. – 356 с.
  11. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А.Годик. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 324 с.
  12. Горбунова, Г.Д. Психология физической культуры и спорта: учебник / Г.Д.Горбунова, Е.Н.Гогунов. – М.: Академия, 2009. – 254 с.
  13. Грачев, О.К. Физическая культура: учебное пособие / под ред. Е.В.Харламова. — М.: ИКЦ «Март», 2012. — 464 с.
  14. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.
  15. Ильинич, В.И. Физическая культура: учебник / В.И.Ильинич – М.: Гардарики, 2000. – 448 с.
  16. Квартовкин, К.К. Первая доврачебная помощь при спортивных травмах, внезапных заболеваниях и воздействии других неблагоприятных факторов: Методические рекомендации / К.К.Квартовкин, В.Б.Мандриков. –Волгоград: ВМА, 2009.- с. 16
  17. Кизиляева, Е. Ю. Обеспечение безопасности на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях / Е. Ю. Кизиляева, Т. В. Барышникова, Н. И. Безбородов // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 492-494.
  18. Коваль В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: учебник / В.И.Коваль, Т.А.Родионова. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
  19. Кузнецов, В.С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе / В.С.Кузнецов. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 422 с.
  20. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2010. – 320 с.
  21. Лесгафт П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 420 с.
  22. Лечебная физическая культура: учебник [С.Н.Попов и др.]; под ред. С.Н.Попова. – М.: Академия, 2009. – 412 с.
  23. Лях, В.И. Физическая культура. 8-9 классы / В.И.Лях, А.А. Зданевич– 8-е изд. — М.: 2012. — 207 с.
  24. Лях В.И. Физическая культура. 10-11 классы / В.И.Лях, А.А. Зданевич – 7-е изд. – М.: 2012. — 237 с.
  25. Максимова, М.В. Травматизм у школьников / М.В.Максимова. – М.: Медицина, 1998. – 139 с.
  26. Мартынов, С.В. Предупреждение травм у детей / С.В.Мартынов. – М.: Медицина, 1995. – 228 с.
  27. Мельников, В.С. Физическая культура: учебное пособие / В.С.Мельников. – Оренбург: ОГУ, 2002. – 114 с.
  28. Меры безопасности на уроках физической культуры: Учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, П.А. Киселев, Г.Н. Попова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. – 68 с.
  29. Морозова, Е.В. Физическая культура как составная часть общей культуры личности / Е.В.Морозова // Вестник Удмуртского университета, 2003, №10, 161 с.
  30. Муравьев, В.А., Техника безопасности на уроках физической культуры/В.А.Муравьев, Н.А.Созинова. – М., 2011. – 96 с.
  31. Немсадзе, В.П. Детский травматизм/В.П.Немсадзе, Г.Амбернади. – М., 2009. – 185 с.
  32. Немсадзе, В.П., О методических основах профилактики детского травматизма/В.П.Немсадзе // Школа здоровья. – 2009. — №2. – С. 29-34
  33. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю.М. Николаев. – СПб.: СПбГАФК им П.Ф.Лесгафта, 2000. – 456 с.
  34. Основы безопасности жизнедеятельности. Балабас Л., Аманжолов Ж. – Астана: 2008. — 232 с.
  35. Социальные и биологические основы физической культуры: учебное пособие / Отв. ред. Д.Н. Давиденко. – СПб, 2001. – 208 с.
  36. Паначев, В.Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа / В.Д. Паначев // СОЦИС. – 2007, №11. – 238 с.
  37. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / [С.Д.Неверович и др.]; под ред. С.Д.Неверовича. – М.: Академия, 2010. – 329 с.
  38. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учебное пособие/И.П.Подласый. – М.: Владос-Пресс, 2006. — 365 с.
  39. Профилактика детского травматизма, организация травматической помощи и лечение травм у детей / Под ред. В.Л.Андрианова. – Л.: Просвещение, 1981. – 120 с.
  40. Раисов, Е. Социология: учебник для вузов / Е.Раисов, К. – М.: Просвещение, 2005. — 202 с.
  41. Соколов, Л.П. Предупреждение и лечение травм у детей: учебное пособие / Л.П.Соколов. – М.: Дело, 2007. – 96 с.
  42. Столбов, В.В. История физической культуры и спорта / В.В. Столбов. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 332 с.
  43. Ступницкая, М. А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика / М.А.Ступницкая // Школа здоровья. – 2010. — №4. – 196 с.
  44. Теория и методики физического воспитания: учеб. для студентов фак.физ.культуры пед.ин-тов по спец. «Физ.культура» / Б.А.Ашмарин, Ю.А.Виноградов, З.Н.Вяткина и др. – М.: Просвещение,1990. – 287 с.
  45. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие / Под ред. Ю.Д.Железняка. – 4-е изд., пепераб. – М.: Изд.центр «Академия», 2010. – 270 с.
  46. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие / Г.С.Туманян. – М.: Академия, 2009. – 332 с.
  47. Физическая культура студента: учебник для вузов / Под ред. Ильинича В.И. – М.: Гардарики, 2002. — 448 с.
  48. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
  49. Щедрина, А.Г. Здоровый образ жизни / А.Г.Щедрина. – Новосибирск, 2007. – 144 с.
  50. Энциклопедия физической подготовки / Е.Н.Захаров и др. – М.: Лептос, 1994. — 368 с.

Страницы:   1   2


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!