Меню Услуги

Прокурорский надзор как средство обеспечения законности в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела

Страницы:   1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-правовые аспекты прокурорского надзора в таможенной сфере
  • 1.1 Сущность и роль прокурорского надзора в таможенной сфере
  • 1.2 Характеристика административных правонарушений в таможенной сфере
  • Глава 2. Особенности прокурорского надзора в сфере таможенного дела
  • 2.1 Сущность прокурорского надзора как средства обеспечения законности
  • 2.2 Полномочия прокурора по обеспечению законности
  • 2.3 Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве
  • 2.4 Прокурорский надзор как средство обеспечения законности в области таможенного дела
  • Глава 3. Современная практика прокурорского надзора за соблюдением законности в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
  • 3.1 Значение прокурорского надзора за соблюдением законности в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
  • 3.2 Проблемы организации таможенного надзора по  обеспечению законности в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
  • 3.3 Перспективы и пути развития прокурорского надзора как средства обеспечения законности в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В современных условиях, когда Таможенный союз функционирует в рамках ЕАЭС, роль Федеральной таможенной службы как органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, неуклонно возрастает. Таможенные органы в своей деятельности осуществляют ряд функций, в том числе по обеспечению экономической безопасности государства, выполнению контрольно-надзорных функций и других. Данные функции являются направлением административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов.

Следует отметить, несмотря на принимаемые меры, количество нарушений законности в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов остается большим. Это, в первую очередь, обусловлено несовершенством формирования таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕАЭС, неоднозначным толкованием и применением его материальных и процессуальных норм.

В связи с этим, нарушение законности должностными лицами таможенных органов, подмена правовых методов работы администрированием, приводят к ошибочным решениям, многочисленным жалобам участников внешнеэкономической деятельности, актам реагирования органов прокуратуры, негативной судебной практике и большим судебным издержкам.

С точки зрения изучения вопросов соблюдения законности производство по делам об административных правонарушениях представляет наибольший интерес, поскольку именно в данной области фиксируется значительное количество фактов нарушений прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, а также потерпевших и иных участников административного процесса.

При этом следует отметить, что, несмотря на либерализацию административного и таможенного законодательства, количество административных дел в области таможенного дела, остается значительным и имеет тенденцию к росту. Как показывает анализ практики ФТС России за 2014 г. возбуждено 79 170 дел, в 2015 г. – 79727 дел, в 2016 г. – 80385 дел. Закономерностью является возбуждение наибольшего количества дел по так называемым «контрабанднообразующим составам», правовое регулирование которых осуществляется статьями: 16.2, 16.3 КоАП РФ. Например в 2014 г. по ст. 16.2 «Недекларирование или недостоверное декларирование товаров» возбуждено  21555 дел (27% от общего количества), в 2015 г. – 22593 дел об (28%),  в 2016 г. – 23 728 дел (30%), а по ст. 16.3 «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации» в 2014 г. возбуждено 8960 дел (11% от общего количества), в 2015 г. – 10602 дел (13%), в 2016 г. – 9636 дел (12%).

В среднем количество возбужденных дел, по вышеуказанным статьям составляет, за последние три года более 40% от общего количества правонарушений, предусмотренных главой 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил). Это свидетельствует о высокой общественной опасности административных правонарушений в области таможенного дела.

Необходимость исследования представленной темы обусловлена последними законодательными изменениями в части, касающейся противодействия нарушениям таможенных правил и привлечения таможенными органами участников таможенных правоотношений к административной ответственности. К сожалению, новейшее таможенное законодательство не внесло существенных изменений в вопросы качественной регламентации прокурорского надзора, применяемого при нарушении таможенных правил, что существенно сказывается на эффективности реализации нормативно установленных правоограничений. В таком случае паритет участников таможенных отношений практически является нереализованным, поскольку усмотрение властного субъекта противопоставляется интересам развития предпринимательской активности.

Степень разработанности проблемы. Природу надзора исследовали такие философы и юристы, как С. С. Алексеев, Г. В. Ф. Гегель, И. А. Ильин, И. Кант, Н. М. Коркунов, О. Э. Лейст, А. С. Пучнин, Б. Н. Чичерин, и др.

Проблематика института прокурорского надзора как вида государственно-правового принуждения активно разрабатывалась в науке административного права. В частности, определением сущности, роли, пределов и целей применения прокурорского надзора занимались Ю. Е. Аврутин, Д. Н. Бахрах, О. И. Бекетов, К. С. Бельский, И. А. Галаган, М. И. Еропкин, А. И. Каплунов, А. П. Клюшниченко, П. И. Кононов, А. П. Коренев, И. В. Максимов, М. Я. Масленников, Б. В. Россинский, В. Е. Севрюгин, Ю. П. Соловей, В. Д. Сорокин, Ю. Н. Старилов, Ю. А. Тихомиров, А. Ю. Якимов и др.

Вопросы применения прокурорского надзора в области таможенного дела изучали А. Б. Агапов, О. Ю Бакаева, Б. Н. Габричидзе, А. А. Гараев, О. В. Гречкина, Ю. А. Евстратова, А. В. Зубач, И. А. Калашникова, Л. А. Косицина, В. И. Майоров, Г. В. Матвиенко, А. Ф. Ноздрачев, Е. И. Сидоров, Т. В. Тедтоев, Л. Л. Хомяков, В. С. Чернявский и др.

Несмотря на повышенный интерес к исследуемой теме со стороны ученых, прокурорский надзор, применяемое при нарушении таможенных правил, как разновидность государственно-правового принуждения остается недостаточно изученным и требует дальнейшей разработки.

Общественная значимость прокурорского надзора как средства обеспечения законности в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и необходимость всестороннего изучения и решения указанных проблем обусловили актуальность избранной автором темы дипломного исследования.

Объектом исследования выступали общественные отношения, складывающиеся в процессе применения прокурорского надзора при нарушении таможенных правил.

Предметом исследования являлась совокупность правовых норм, регламентирующих основания и порядок применения прокурорского надзора при мерах административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил, и правоприменительная практика таможенных и иных правоохранительных органов в данной сфере.

Основная цель работы заключается в исследовании прокурорского надзора как средства обеспечения законности в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Достижению поставленной цели служит решение следующих основных задач:

– исследовать сущность и роль прокурорского надзора в таможенной сфере;

  • раскрыть характеристику административных правонарушений в таможенной сфере;
  • раࣤссࣤмоࣤтрࣤетࣤь сущность прокурорского наࣤдзࣤорࣤа как средства обࣤесࣤпеࣤчеࣤниࣤя законности;
  • разобрать полномочия прࣤокࣤурࣤорࣤа по обеспечению заࣤкоࣤннࣤосࣤти;
  • рࣤасࣤсмࣤотࣤреࣤть прокурорский наࣤдзࣤор за исполнением заࣤкоࣤноࣤв в досудебном прࣤоиࣤзвࣤодࣤстࣤве;
  • выࣤявࣤитࣤь особенности прࣤокࣤурࣤорࣤскࣤогࣤо надзора как срࣤедࣤстࣤва обеспечения законности в области таможенного деࣤла;
  • раࣤскࣤрыࣤть значение прокурорского надзора за соблюдением законности в производстве по делам об административных правонарушениях в обࣤлаࣤстࣤи таможенного деࣤла
  • ࣤопࣤреࣤдеࣤлиࣤть актуальные проблемы прࣤокࣤурࣤорࣤскࣤогࣤо надзора как срࣤедࣤстࣤва по делам об административных правонарушениях в области таможенного деࣤла;
  • выࣤраࣤбоࣤтаࣤть предложения и реࣤкоࣤмеࣤндࣤацࣤии по совершенствованию прࣤавࣤовࣤогࣤо регулирования и орࣤгаࣤниࣤзаࣤциࣤи прокурорского наࣤдзࣤорࣤа по делам об административных правонарушениях в области таможенного деࣤла.

При проведении дипломного исследования применялись обще- и частнонаучные методы познания, в том числе диалектический, аксиоматический, гипотетико- дедуктивный, сравнительно-правовой, историко-правовой,системно-структурный, формально-логический, статистический, социологический.

Теоретическая основа включает идеи и научные взгляды, отражённые в трудах отечественных авторов, посвящённых исследованию вопросов теории познания, теории доказывания, административного процесса, административного права, криминалистики, таможенного права, а также в научных статьях на данную тематику, опубликованных в печатных изданиях правовой направленности.

Нормативная правовая база исследования включает: международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы 9 производства по делам об административных правонарушениях; Конституцию Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; договоры, заключенные в рамках Таможенного союза, Таможенный кодекс Таможенного союза, решения Евразийской экономической комиссии (ранее – Комиссия Таможенного союза); Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; иные федеральные законы, а также подзаконные нормативные правовые акты, в том числе принятые ФТС России, регулирующие общественные отношения, связанные с доказыванием по делам об административных правонарушениях, отнесённым к компетенции таможенных органов.

Эмпирическая база исследования. Обоснованность полученных теоретических выводов. В исследовании использовались официальные материалы различных форм статистической отчетности о деятельности судов, подразделений ФТС России по применению мер административно-правового принуждения, а также результаты эмпирических исследований, проведенных другими авторами.

Научная новизна определяется тем, что дипломная работа является одним из первых исследований, основанных на новом таможенном законодательстве, учитывающих трансформацию общественных отношений, связанных с организацией и функционированием ЕАЭС. Работа проведена на значительном нормативном, теоретическом и практическом материале. В дипломной работе исследовании предлагается решение правовых и организационных проблем, возникающих при применении прокурорского надзора при административно-правовом принуждении при нарушении таможенных правил с учетом последних изменений в таможенном и административном законодательстве.

Структура выпускной квалификационной работы определена содержанием темы и решением поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя 9 параграфов, заключения, список использованных источников включает 57 источников.

 

Глава 1.Теоретико-правовые аспекты прокурорского надзора в таможенной сфере

1.1. Сущность и роль прокурорского надзора в таможенной сфере

 

В современный период развития государства важность приобретает проблема обеспечения законности и правопорядка в осуществлении таможенными органами своих функций. Для осуществления легитимности, в данной сфере отношений, в качестве субъектов выступают органы прокуратуры.

Прокурорский надзор — это вид государственной деятельности, который представляет собой самостоятельный вид надзора, реализуемый от имени государства. Сам по себе прокурорский надзор не приписывается, к какой-либо ветви власти, но Конституции РФ описывает его в статье 129 Главе 7 «Судебная власть».

В соответствии со своей компетенцией, прокуроры имеют право принимать участие в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Помимо этого, прокурор вправе принимать участие в процессе правотворческой деятельности, а также при осуществлении антикоррупционной экспертизы основных нормативно-правовых актов.

На основании статьи 8 Федерального закона «О прокуратуре РФ», генеральный прокурор Российской Федерации, а также прокуроры, которые подчиняются ему осуществляют координацию деятельности, направленную на борьбу с преступностью.

Как и в любой другой организации прокурорский надзор имеет ряд целей таких, которые заключаются в обеспечении верховенства закона, в защите прав и свобод людей и гражданин, и в защите охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии со статьей 129 Конституцией РФ Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» определяет полномочия, организацию и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации.

В прокурорском надзоре так же имеется несколько основных направлений, состоящие из:

  • надзора соблюдения Конституции РФ, исполнения законов и соответствияих издаваемым правовым актам;
  • надзора соблюдения основных прав и свобод граждан;
  • надзора исполнения законов органами, которые осуществляют оперативно–­розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзора исполнения законов администрациями органов и учреждений, которые исполняют наказания и применяют назначаемые судом меры принудительного характера;
  • участия в процессе рассмотрениядел судами, включая уголовные, гражданские, арбитражные и административные дела.

Разумеется, таможенные органы причисляются к сфере данного надзора хотя бы в силу того, деятельность, реализуемая ими также должна регулироваться регулируется Конституцией РФ, законами, подзаконными нормативно-правовыми актами, которые должны быть исполнены, соблюдены и не нарушены всеми должностными лицами таможенных органов. Немаловажно, что и правовые акты, которые издаются таможенными органами, не могут иметь противоречащих федеральному законодательству частей. Все вышесказанное является предметом прокурорского надзора.

Для осуществления надзора за деятельностью таможенных органов существует ряд специализированных прокуратур, получившие названия транспортные. Указанная прокуратура расследует преступления на речном, железнодорожном, воздушном и морском транспортах.

Управление Генеральной прокуратуры стоит во главе системы транспортных прокуратур по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах. Управлениесостоит из следующих составных частей: отдела, занимающегося надзором исполнения законов на транспорте; отдела, занимающегося надзором исполнения таможенного законодательства; отдела, занимающегося надзором следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельностью; отдела, занимающегося документационным обеспечением.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Именно транспортная прокуратура производит проверки за исполнением законов таможенными органами и их должностными лицами, которые могут быть основаны на поступивших жалобах, заявлениях и других сообщениях, подтверждающих факт нарушения закона. Если прокурором были выявлены нарушения в ходе проверки в деятельноститаможенных органов и их должностных лиц, то в его обязанности входит немедленная реакция соответствующим образом, предусмотренная Федеральным законом от 17.01.1992 № N 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а именно принесение протеста, внесение представления и вынесение соответствующего постановления.

Генеральный прокурор возложил на транспортные прокуратуры, которые приравнены к прокуратурам субъектов Российской Федерации, ряд обязанностей и полномочий, состоящие из:

  • осуществления надзора исполнения законов, соответствия законов издаваемым правовым актам таможенными органами;
  • исполнения законов о государственной службе и законодательства о противодействии коррупции в таможенных органах;
  • наложения ареста на имущество, которое применяют таможенные органы в виде способа обеспечения исполнения решений о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет имущества плательщика;
  • расследования уголовных дел, которые находятся в работе у органов дознания региональных таможенных управлений и таможен;
  • оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел на транспорте, оперативных подразделениях региональных таможенных управлений (оперативных таможнях) и таможен.

Следует отметить, что таможенные органы является неотъемлемой частью данного надзора, это связано с тем, что их деятельность подчиняется Конституции Российской Федерации, законам, подзаконными нормативно-правовым актам, которые должны быть исполнены, соблюдены и не нарушены должностными лицами таможенных органов. А те нормативно-правовые акты, которые издаются таможенными органами, не должны содержать данных, которые бы противоречили федеральному законодательству. Все вышеперечисленное и является предметом прокурорского надзора.

Следует отметить, что при установлении права и обязанности прокуроров реализовать надзор за законностью правовых актов, соответствующая статья (ст.21) Закона о прокуратуре не имеет конкретизации в перечне и видах законов, которым должны соответствовать правовые акты. Данный нормативно-правовой акт регламентирует только то, что издание актов осуществляют субъекты исполнения законов, которые перечислены в той же статье 21 Закона о прокуратуре. Помимо этого, следует особо обратить внимание на то, что проверяется законность только тех правовых актов, которые содержат определенные меры, включая порождение, прекращение или изменение правовых (юридических) отношений. Перечень данных НПА, как правило, состоит из приказов, указаний, распоряжений, инструкций, положений, постановлений, уставов и т.п.

 

1.2. Характеристика административных правонарушений в таможенной сфере

 

Административное правонарушение является причиной наступления административной ответственности.

В статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 года N 195-ФЗ представлена другая формулировка понятия «административное правонарушение». В соответствии с данным документом административное правонарушение является противоправным, виновным действием (бездействием) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Производство по делам об административных правонарушениях является наиболее объемным и юридически оформленным видом административно-юрисдикционной деятельности, осуществляемом таможенными органами и их должностными лицами, общие условия осуществления которого установлены в главах 24 — 32 КоАП РФ (раздел IV — V).

Однако регламентация принципа законности присутствует только в его устанавливающих административно-процессуальных нормах при назначении административного наказания, а не на всех стадиях производства.

Анализируемый вид административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов включает в себя стадии возбуждения дела об административном правонарушении; применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; рассмотрения дела об административном правонарушении; пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении; исполнения постановлений по делу об административном правонарушении.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении заключается в составлении таможенными органами протоколов об административных правонарушениях.

Определение на законодательном уровне компетенции таможенных органов при составлении протоколов об административном правонарушении, признание связанности их действий установлениями закона являются гарантией от возможного злоупотребления властью со стороны должностных лиц, а значит гарантией соблюдения принципа законности. В этой связи особую значимость приобретает разрешение вопросов, возникающих в правоприменительной, в том числе и судебной, практике, связанных с различным толкованием норм о компетенции административных органов при осуществлении контрольных и надзорных функций в анализируемой сфере деятельности.

В настоящее время в арбитражных судах, по справедливому замечанию Т.А. Гуменюка, сложились различные представления о полномочиях таможенных органов по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях.

Так, например, арбитражные суды толкуют полномочия таможенных органов по составлению протоколов об административных правонарушениях о незаконном использовании средств индивидуализации товаров, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ, как неограниченные законом. Однако в силу положений ч.3 ст. 23 ФЗ «О таможенном регулировании», при выявлении таможенными органами признаков преступлений и (или) административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено к компетенции других государственных органов, таможенные органы обязаны незамедлительно передать информацию об этом соответствующим государственным органам.

Исходя из норм ст. 28.3 КоАП РФ, полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ, также наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и прокурор. Информация должна быть передана этим органам для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ или прокурору для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст. 28.4 КоАП РФ.

Составление в таких случаях должностным лицом таможенного органа протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.10 КоАП РФ, должно признаваться незаконным как совершенное с превышением полномочий, установленных законом.

Такое положение дел, кроме того, способствует применению судебной практикой различных форм таможенного контроля (таможенный осмотр,таможенный досмотр и другие) в отношении лиц, не являющимися субъектами таможенных правоотношений, и в отношении товаров, не включенных в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Использование указанных форм таможенного контроля допустимо только в связи с перемещением товаров через таможенную границу или нахождении их под таможенным контролем после выпуска в соответствующем таможенном режиме. Иначе их применение является незаконным. Важно отметить, что в целях обеспечения законности в деятельности таможенных органов и их должностных лиц при составлении протоколов по делам об административных правонарушениях недопустимо расширение судебной практикой установленной компетенции при осуществлении их деятельности.

Анализ возбужденных дел об административных правонарушениях в области таможенного дела показывает, что предметами правонарушений чаще всего являлись автотранспортные средства, текстильные материалы, валюта, машины и оборудование, продукты растительного происхождения, недрагоценные металлы и изделия из них, древесина и изделия из нее.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Возбуждая дело о нарушении таможенных правил, таможенные органы (их должностные лица), вправе составить: протокол о применении меры обеспечения; протокол об административном правонарушении; определение о возбуждении дела об административном правонарушении (при необходимости проведения административного расследования).

Объективное, полное и всестороннее исследование обстоятельств дела возможно только при наличии доказательств совершения административного правонарушения. И здесь в процессе формирования доказательственной базы по делу о нарушении таможенных правил принцип законности выступает на приоритетных началах, поскольку п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ устанавливает запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона. Кроме того, лицо, уполномоченное на решение дела, в целях соблюдения прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности, должно не только получить, собрать и зафиксировать из установленных законом источников доказательства, но и что немаловажно, подвергнуть их соответствующей правовой оценке, решить вопрос отнесения доказательства по делу. Правоприменитель в данном случае должен обладать не только фактическими знаниями в области таможенного и административного законодательства, но и аналитическим мышлением и высокими морально-этическими качествами, оценивая не только сами доказательства, но и процесс формирования доказательственной базы.

В процессе административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов часто возникает вопрос о том, относятся ли филиалы и представительства к субъектам нарушения таможенных правил. Согласно ст. 55 ГК РФ не обладая статусом юридического лица, субъектами нарушения таможенных правил, они не являются, и ответственности по таможенному законодательству не несут. Однако встречаются ситуации, когда филиал регистрируется в качестве юридического лица и тогда становится полноправным субъектом нарушения таможенных правил, даже если его наименование в качестве филиала не соответствует его правовому положению. В данном случае для обеспечения неизбежности ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела дополнительно требуется вынесение судебного решения о необходимости приведения наименования филиала в соответствие с его правовым положением.

Еще одной проблемой в обеспечении законности посредством неизбежности ответственности при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела является вопрос о привлечении к административной ответственности юридического лица — правопреемника. В соответствии с гл. 42 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» в качестве субъекта ответственности за нарушение таможенных правил может выступать только лицо, непосредственно совершившее правонарушение. Нормы же, предусматривающей возможность правопреемства в этом вопросе, ТК ТС не содержит, а ГК РФ данную проблему вообще не регулирует.

Возможность привлечения юридических лиц к мерам административной ответственности также непосредственным образом связана с установлением виновности в его действиях. Вместе с тем, вина юридического лица существенно отличается от понятия вины физического лица, поскольку по своей природе не может быть связана с психическим отношением к совершенному правонарушению. Поэтому юридическое лицо по закону признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Только наличие данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности.

На стадии привлечения к ответственности при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела также нередко возникает вопрос определения оснований применения малозначительности. Проблема заключается в том, что категория «малозначительность» в КоАП РФ не раскрывается, а критерии малозначительности законодательством вообще не установлены. Отсутствие определения малозначительности негативно отражается на правоприменительной практике.

Проблемой обеспечения законности посредством неизбежности ответственности при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела является вопрос о возможности применения конфискации предметов правонарушения в административном порядке. КоАП РФ, относя его к исключительной компетенции суда, не указывает на возможность применения данного вида наказания лишь в отношении собственника имущества. Отсюда следует, что конфискация может быть назначена в отношении лица — нарушителя таможенных правил, даже в том случае, если предмет или орудие нарушения таможенных правил не принадлежит правонарушителю на праве собственности.

Таким образом, обязанности должностных лиц таможенных органов по обеспечению законности, должны осуществляться в двух направлениях: обеспечении законности правильным применением норм действующего КоАП РФ и соблюдении установленных правил административно-юрисдикционного процесса в зависимости от предметной и должностной компетенции управляющей стороны.

Реализация первого направления заключается в том, что таможенный орган и его должностное лицо могут наложить на правонарушителя только то административное наказание, которое установлено действующим законодательством, в пределах той санкции, которая закреплена в Особенной части КоАП РФ. По общему правилу государственный орган (должностное лицо) или суд, налагающий административное наказание, не может выйти за пределы санкций правовой нормы, предусматривающей ответственность за конкретное правонарушение.

Второе направление реализации принципа законности заключается в рассмотрении дела об административном правонарушении и принятии решения по нему, а также в применении иных мер административного принуждения. Так, применение административных наказаний и мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела ограничено пределами компетенции соответствующего субъекта административной юрисдикции.

Следует отметить, что законом таможенные органы не включены в перечень участников производства по делам об административных правонарушениях. Должностные лица таможенных органов, составившие протокол об административном правонарушении, не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать вынесенные по делу определения и постановления судей.

Правильность такого положения вызывает сомнения, поскольку органы и должностные лица, уполномоченные составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, лишаются возможности осуществлять свои полномочия, например, по доказыванию виновности лица, привлекаемого к ответственности, при рассмотрении вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом или судьей возбужденных ими дел об административных правонарушениях, обжаловании постановлений, решений по таким делам. Представляется, что отсутствие такой нормы ограничивают права органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях.

Как справедливо отмечает О.В. Гречкина, компетенция таможенных органов и их должностных лиц ограничивается функцией составления протокола об административных правонарушениях, а сами дела рассматриваются уполномоченным органом (судом, либо соответствующим компетентным органом). Тем самым прямо их исключается право на обжалование не вступивших, а также вступивших в законную силу постановлений. В целом за совершение многих нарушений в области таможенного дела действующим административным законодательством установлены серьезные наказания, которые по своей репрессивной силе не уступают отдельным видам уголовной ответственности. Такие меры воздействия необходимы и адекватны, но в то же время они серьезно затрагивают права и законные интересы участников внешнеэкономической деятельности при привлечении их к ответственности за административные правонарушения.

Возможность устранения фактов нарушения прав и законных интересов лиц, а также норм действующего законодательства предусматривается стадией пересмотра постановлений и решений по делу об административном правонарушении.

В соответствии с КоАП РФ, вышестоящие таможенные органы не наделены полномочиями по пересмотру постановлений по делам об административных правонарушениях в порядке ведомственного контроля за соблюдением законности. Вместе с тем невозможность пересмотра не отменяет осуществления ведомственного контроля (например, в рамках инспектирования нижестоящих таможенных органов). В случаях грубых нарушений норм материального и процессуального права таможенные органы вправе обратиться в органы прокуратуры с мотивированным заявлением о принесении протеста об отмене или изменения вынесенного постановления.

Еще одной существенной проблемой обеспечения режима законности, которая требует законодательного решения, является то, что КоАП РФ не устанавливает порядок и сроки рассмотрения жалоб и актов прокурорского реагирования на решения таможенных органов, принятых в ходе самого производства по делу, перечень лиц, уполномоченных их рассматривать, виды решений, принимаемых по таким жалобам, механизм их реализации, а также меры воздействия за неисполнение принятого по жалобе решения, что существенно затрудняет работу таможенных органов по данной категории жалоб (протестов).

В настоящее время акты прокурорского реагирования и подача жалоб являются одними из доминирующих направлений соблюдения законности при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Например: в 2014 году таможенными органами Российской Федерации принято 962 решения по жалобам лиц и протестам прокуроров. Причинами принесения протестов явились процессуальные нарушения, допущенные при производстве по делам об  административных правонарушениях.

Таким образом, проявление законности при производстве дел об административных правонарушениях в области таможенного дела характеризуется как своими содержательными особенностями, так и наличием существенных недостатков. Необходимость защиты прав граждан и интересов участников ВЭД требует четкой регламентации данного принципа. Такая регламентация основывается на совершенствовании таможенного администрирования, расширении практики ведомственного контроля, осуществления общественного контроля, оптимальной организации прокурорского надзора, повышения роли судебного контроля. Данные меры будут способствовать дальнейшему обеспечению защиты прав граждан, интересов государства и общества в области таможенного дела.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4