Скоро защита?
Меню Услуги

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИЗЫВЕ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

2.1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу.

Под полномочиями прокурора в широком смысле следует понимать совокупность прав и обязанностей, которыми наделен прокурор для осуществления возложенных на органы прокуратуры функций .
Традиционно в рамках комплексного подхода полномочия прокурора ученые подразделяют на три группы: полномочия, направленные на выявление нарушений закона; полномочия, направленные на устранение нарушений закона; полномочия, направленные на выполнение законных требований прокурора и предупреждение нарушений закона.
Действенный и эффективный прокурорский надзор предполагает использование всего арсенала полномочий прокурора по выявлению, устранению и предупреждению правонарушений, а также способствующих им причин и условий.
В п.1 ст. 22 Закона о прокуратуре закреплен исчерпывающий перечень полномочий по выявлению нарушений законов.
Рассмотрим конкретно каждое из них:
1. По предъявлении служебного удостоверения прокурор вправе беспрепятственно входить на территории и в помещении органов, поднадзорных органам прокуратуры. Данная норма не носит характера абсолютного дозволения в силу следующих обстоятельств. Во-первых, необходимо учитывать, что конкретный прокурор вправе реализовать рассматриваемое полномочие только в отношении поднадзорных именно ему объектов, что обусловлено наличием у него соответствующей компетенции, определенной приказом Генпрокурора РФ и (или) прокурора регионального звена. Исключением из этого правила могут являться случаи, когда прокурор действует на основании письменного поручения вышестоящего прокурора, например, районный прокурор проводит проверку в соседнем муниципальном образовании с санкции прокурора субъекта РФ. Во-вторых, на отдельных поднадзорных объектах, а таковых в целом по стране не мало, существует установленный режим безопасности, в силу чего проверяющему прокурору необходимо наличие допуска определенной формы. Такие требования являются неотъемлемым условием для прохождения службы в прокуратурах по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах .
Военные прокуроры, в свою очередь, что является отличительной особенностью от полномочий территориальных прокуроров, имеют право при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима.
2. Прокурор вправе иметь доступ к документам и материалам, находящимся в поднадзорных объектах. Отдельные авторы рассматривают данное полномочие как неоспоримое право прокурора изучать любые документы, в том числе ограниченные в доступе (обладающие грифами секретности и т.д.), однако и здесь необходимо учитывать, что отсутствие у прокурора допуска соответствующей формы является основанием для отказа в ознакомлении с документом.
В свою очередь, военные прокуроры имеют доступ к документам и материалам поднадзорных им воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов.
3. Прокурор вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. По большому счету речь идет о комплексном полномочии, поскольку все перечисленные в п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре правовые возможности прокурора связаны с проведением проверки. Вопрос лишь в том, применение каких из них позволяет прокурору с наименьшими временными и иными затратами достичь искомого результата – установить истину .
4. Прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Реализация данного полномочия может осуществляться в двух формах. Во-первых, речь идет о непосредственном ознакомлении с соответствующей документацией в рамках выхода прокурора на конкретный объект. Здесь необходимо учитывать положения приказа от 07.12.2007 № 195, запрещающего прокурорам требовать документы (статистическую и иную информацию), не относящиеся к предмету проверки. Это означает, что прокурор обязан четко обозначить цель своего посещения, а должностное лицо проверяемого объекта вправе отказать прокурору в случае истребования последним материалов, выходящих за пределы предмета проверки.
Второй формой реализации рассматриваемого полномочия является право прокурора истребовать в прокуратуру необходимые для осуществления надзорной функции документы и материалы. Это полномочие, как правило, реализуется посредством направления письменного требования руководителю поднадзорного органа. Однако и здесь следует учитывать положения приказа от 07.12.2007 № 195, запрещающие прокурорам запрашивать в соответствующих структурах документы, с которыми можно ознакомиться при непосредственном выходе на проверяемый объект.
Кроме того, в п. 3.6 приказа Генпрокурора РФ от 21.06.2013 № 252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями» прокурорам предписано исключить факты истребования из органов местного самоуправления без соответствующего обоснования информации, опубликованной в общедоступных источниках, размещенной на официальных сайтах в сети Интернет или ранее предоставленной указанными органами, а также направления дублирующих запросов одновременно в несколько органов местного самоуправления одного муниципального образования. При направлении запросов не допускать случаев установления неоправданно коротких сроков исполнения.
В соответствии с дополнением ст. 4 Закона о прокуратуре п. 2.1 органы прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора вправе в установленных законом случаях получать доступ к информации ограниченного характера, а также производить обработку персональных данных. Данная норма корреспондирует положениям ряда законодательных актов.
Так, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», определены случаи, при которых допускается обработка персональных данных, и содержит п. 7.1, предусматривающий в установленных законодательством РФ случаях такую деятельность при осуществлении органами прокуратуры прокурорского надзора.
В свою очередь п. 3 ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Φ3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» допускает получение сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя, в том числе по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» прокурор при осуществлении прокурорского надзора вправе запросить информацию о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя. Специфика работы прокуроров с полученной информацией нашла свою регламентацию в Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, утвержденной приказом Генпрокурора РФ от 20.11.2013 № 506.
5. Прокурор вправе требовать от руководителей поднадзорных органов выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Данное полномочие в практической деятельности реализуется в двух формах. Во-первых, в буквальном смысле речь идет о том, что, приходя на проверку на конкретный объект, прокурор, не обладая определенными познаниями в специфической сфере, может поставить перед руководителем поднадзорного органа вопрос о предоставлении ему квалифицированного специалиста для разъяснения тех или иных сложных вопросов, с которыми он столкнулся в процессе проведения проверки. Во-вторых, широко распространена практика привлечения прокурорами в рамках осуществления надзорных проверок специалистов контрольно-надзорных и иных органов, задача которых также заключается в оказании помощи прокурору по вопросам, выходящим за рамки его профессиональных познаний, но имеющим отношение к предмету проверки.
6. Прокурор вправе требовать от руководителей поднадзорных органов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. При этом в п. 4 ст. 22 Закона о прокуратуре четко определено, что соответствующие должностные лица обязаны приступить к выполнению данных требований прокурора (его заместителя) незамедлительно .
Вышеуказанное полномочие реализуется в рамках проведения прокурором проверки по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, т.е. при наличии информации о нарушении закона, требующем прокурорского вмешательства. Но при этом возникает необходимость в проверке вопросов, обоснованные ответы на которые могут выяснить только должностные лица контрольно-надзорных органов. Данное полномочие прокурора получило свою конкретизацию после вступления с 1 августа 2011 г. в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому требование прокурора, сформулированное им в рамках осуществления надзора за исполнением законов, является для соответствующих органов основанием проведения внеплановой выездной проверки.
Что касается требования прокурора о проведении ревизии, то речь идет о ситуациях, возникающих в процессе прокурорской проверки, когда имеется необходимость установить законность осуществления финансово-хозяйственной деятельности (например, целевого характера затрат на определенные нужды) на поднадзорном объекте .
Военные прокуроры, в свою очередь, имеют право назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения, что также следует относить к отличиям деятельности военных прокуроров от территориальных и иных специализированных прокуроров.
7. Прокурор вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Это полномочие реализуется путем письменного (направление повестки) или устного (телефон, факс иные доступные средства коммуникации) вызова (Закон о прокуратуре не устанавливает форму). Реализация соответствующего полномочия осуществляется в рамках проверки, а это означает, что отобрание объяснения является одним из способов сбора доказательств, совокупность которых позволит прокурору иметь четкое представление о существе нарушения либо о его отсутствии.
Кроме того, сам факт вызова гражданина в органы прокуратуры заключается отнюдь не в желании уличить его в правонарушении. Действительно, гражданин в качестве работника может быть очевидцем нарушений закона, например, со стороны работодателя по отношению к работнику, и в силу этого дать необходимые сведения.
Согласно ч. 1 ст. 51 Конституции вызываемое лицо может не свидетельствовать против самого себя, однако факт неявки без уважительной причины по вызову прокурора должен оцениваться как совершение административного проступка, ответственность за который предусмотрена ст. 17.7 КоАП РФ.
8. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 9.1 Закона о прокуратуре прокурор вправе проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
По смыслу Закона о прокуратуре все перечисленные полномочия могут быть реализованы любыми прокурорами (как руководителями, так и исполнителями), за исключением права требовать проведения проверки и ревизии, на что обращалось внимание выше.
Вторая группа надзорных полномочий, реализация которых является исключительной прерогативой прокуроров – руководителей прокуратур и их заместителей, – это полномочия по устранению нарушений законов . Речь идет о применении актов прокурорского реагирования в связи с выявленными нарушениями закона, основная и наиболее часто используемая на практике совокупность которых закреплена в п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре:
1. Прокурор вправе освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. В п. 7.4 приказа Генпрокурора России от 07.12.2007 № 195 прокурорам предписывается решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, активнее использовать предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.
Военные прокуроры проверяют законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц.
Военные прокуроры имеют право требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации.
2. Прокурор вправе опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными или недействующими.
Протест является одним из основных актов прокурорского реагирования и согласно ст. 23 Закона о прокуратуре приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Он подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
Согласно ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» прокурор соответствующего субъекта РФ (его заместитель) вправе приносить протест на правовые акты региональных государственных органов и их должностных лиц, в случае противоречия их также Конституции РФ, конституции (уставу) субъекта РФ.
Следует отметить, что гл. 30 КоАП РФ предусмотрены специфические основания для применения рассматриваемого полномочия. Согласно ст. 30.10 КоАП РФ прокурор вправе принести протест на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций на это постановление. Речь идет о возможности реагирования в 10-дневный срок с момента вынесения решения, хотя в отдельных случаях прокурор, если он не был участником рассмотрения дела по существу, вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. В свою очередь, ст. 30.12 КоАП РФ наделяет прокурора полномочием по опротестованию в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Альтернативной формой оспаривания правовых актов (кроме указанных в КоАП РФ) является обращение прокурора в суд о признании нормативного правового акта недействующим, а ненормативного правового акта – недействительным. При этом следует учитывать вопросы подведомственности, т.е. отнесения прерогативы по рассмотрению соответствующего дела к ведению суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Кроме того, на основании Постановления КС РФ от 18.07.2003 № 13-П оспаривание положений конституций и уставов субъектов РФ может быть осуществлено только путем обращения в названный судебный орган Генпрокурора РФ с запросом о конституционности указанных статусных нормативных правовых.
Следует также назвать такое полномочие, как право Генпрокурора РФ информировать Президента РФ в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам, предусмотренное п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре. Речь идет об опосредованной форме реагирования па незаконный правовой акт органа, не поднадзорного прокурору .
3. Прокурор вправе вносить представление об устранении нарушений закона. Статья 24 Закона о прокуратуре устанавливает, что данный акт реагирования вносится прокурором (его заместителем) в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Эта норма допускает возможность внесения представления в вышестоящий по отношению к нарушителю орган (должностному лицу), и данное положение, как правило, реализуется в случаях, когда ранее принятые прокурором меры не принесли должного результата.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
4. Статьей 25 Закона о прокуратуре и ст. 28.4 КоАП РФ предусмотрено право прокурора выносить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, причем такой акт реагирования применяется по факту выявления любых административных проступков, ответственность за совершение которых предусмотрена как статьями КоАП РФ, так и нормами законов субъектов РФ. Более того, дело может возбуждаться прокурором в отношении любого субъекта административного правонарушения (гражданина, должностного и юридического лица), если факт правонарушения выявлен в ходе прокурорской проверки.
5. Согласно ст. 9.1 Закона о прокуратуре при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вправе вносить в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
Третью группу полномочий прокурора по надзору за исполнением законов составляют предоставленные ему права по предупреждению правонарушений :
1. В соответствии со ст. 25.1 Закона о прокуратуре в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор вправе направить в письменной форме предостережение о недопустимости нарушения закона должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности – руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.
Закон предусматривает, что в случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. При этом рассматриваемый акт реагирования является превентивным средством прокурорского надзора, поскольку призван предотвратить возможное нарушение закона и наступление связанных с этим негативных последствий.
2. Согласно ч. 2 ст. 47 Закона о прокуратуре военные прокуроры имеют право участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления.
Необходимо отметить, что пункт 16 приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 требует от прокуроров:
 в документах прокурорского реагирования излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц;
 принимать обязательное участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования;
 контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.
В свою очередь, в пункте 3.7 приказа от 21.06.2013 № 252 указано, что прокурорам предписано исключить из практики случаи принятия мер реагирования по формальным основаниям, в том числе по отмене (изменению) уже исполненных правовых актов, особенно когда подобные действия могут повлечь нарушение прав граждан.
Таким образом, следует отметить, что в рамках осуществления надзора за исполнением законов прокуроры наделены достаточным арсеналом полномочий, своевременное и грамотное применение которых (а это предполагает четкое знание прокурорами оснований и особенностей их реализации) позволяет достигать качества и результативности прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу.

 

2.2. Организация и проведение проверок исполнения законодательства о призыве граждан на военную службу

Прокурорская проверка исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе – основное правовое средство выявления и пресечения правонарушений и преступлений, установления обстоятельств, им способствующих .
Содержание, объем проверки, перечень выясняемых вопросов зависят от характера сведений о нарушениях законодательства. Каждая проверка имеет свою специфику. Поэтому объем, объекты и порядок проведения проверки определяются военным прокурором лишь после получения соответствующей информации и ее анализа.
Немаловажным условием эффективности проверки является своевременность ее проведения, что обеспечивает предупреждение нарушений и их оперативное устранение.
Практика показывает, что повышение результативности работы по надзору за исполнением законов достигается при надлежаще организованной системе получения информации о нарушениях закона, позволяющей военному прокурору своевременно располагать оперативными данными о состоянии законности, вырабатывать эффективные меры по поддержанию правопорядка и оперативно реагировать на правонарушения.
Поэтому первоначальным этапом надзорной деятельности в рассматриваемой сфере должны являться сбор, накопление и анализ поступающей информации о нарушениях законодательства, связанных с незаконным освобождением призывников от призыва либо предоставление им отсрочек от него за денежное вознаграждение, вымогательство у их родителей денежных средств путем обмана (за совершение действий, не входящих в компетенцию должностного лица), направление призывников за денежное вознаграждение для прохождения военной службы в указанные ими или их родителями воинские части либо местности.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 21 Закона О прокуратуре и п. 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года N 195 сбор, накопление и анализ данных о правонарушениях, их причинах и способствующих им условиях необходимо осуществлять в каждой прокуратуре систематически и полно.
Обобщенной информацией о состоянии правопорядка в подчиненных военных комиссариатах и их отделах, фактах нарушений законов обладают вышестоящие штабы и органы военного управления, а также контрольные и ревизионные органы, осуществляющие функции ведомственного контроля за соблюдением законодательства.
Организация проверок исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе органами военного управления, военными комиссариатами, воинскими должностными лицами включает в себя следующие основные этапы:
 сбор, накопление, анализ информации о нарушениях законов;
 планирование проверок;
 подготовка и непосредственное проведение прокурорских проверок;
 осуществление прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов;
 контроль за фактическим устранением нарушений.
Практика показывает, что повышение результативности работы по надзору за исполнением законов достигается при надлежаще организованной системе получения информации о нарушениях закона, позволяющей военному прокурору своевременно располагать оперативными данными о состоянии законности, вырабатывать эффективные меры по поддержанию правопорядка и оперативно реагировать на правонарушения. Поэтому сбор (истребование), накопление и анализ данных о нарушениях закона, их причинах и способствующих им условиях необходимо в каждой прокуратуре осуществлять систематически и полно.
Прокурорские проверки организуются и проводятся как в плановом порядке (в соответствии с планами работы военной прокуратуры, по заданиям вышестоящих прокуроров), так и на основании поступившей информации о нарушениях законности (актов финансовых проверок, ревизий, обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.д.), требующих использования прокурорских полномочий по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности, в первую очередь для защиты интересов государства и прав военнослужащих, обеспечения обороноспособности страны и боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации, установленного порядка прохождения военной службы, соблюдения законности при выполнении задач, возложенных на воинские формирования и органы, где законом предусмотрена военная служба.
Независимо от поступления сигналов о правонарушениях, военными прокурорами проводятся обязательные плановые проверки законности правовых актов командования, соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе.
В качестве повода и основания для организации прокурорских проверок рассматриваются материалы уголовных, гражданских и административных дел, результаты анализа статистических сведений о состоянии законности в войсках, прокурорской и правоприменительной практики, обращения граждан, сообщения СМИ, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона, требующих прокурорского реагирования .
Кроме того, военные прокуроры незамедлительно организовывают и проводят надзорные проверки (в том числе в вышестоящих органах военного управления), в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел о гибели, самоубийствах и причинении тяжкого вреда здоровью военнослужащих (кроме гибели и травмирования военнослужащих вне воинской части вследствие причин личного характера), незаконном обороте оружия и боеприпасов, посягательствах на федеральную собственность, повлекших причинение государству ущерба в крупном и особо крупном размере, групповых уклонениях от военной службы, оставлении места службы с оружием, а также в других случаях, требующих принятия безотлагательных мер прокурорского реагирования для устранения нарушений закона и их последствий.
Проверки могут также проводиться в соответствии с решениями координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, коллегий и оперативных совещаний военных прокуратур.
После определения предмета проверки повышенное внимание должно быть уделено проведению необходимых подготовительных мероприятий организационного характера:
– ознакомление с материалами (в том числе документами прокурорского реагирования, ответами на них командования) ранее проведенных в этой воинской части (организации, учреждении) проверок в целях установления характера выявленных нарушений и последующей оценки полноты и достаточности принятых мер по реализации требований прокурора;
 изучение законов, нормативных правовых актов, методических пособий и рекомендаций, относящихся к предмету проверки;
 определение методики и тактики проведения проверки (последовательность проверочных действий; проверяемые подразделения; перечень подлежащих изучению материалов и документов; вопросы, подлежащие выяснению);
 определение персонального состава привлекаемых для проверки работников прокуратуры, их разбивка на группы по направлениям или по объектам проверки и постановка задач;
 решение организационных вопросов по привлечению и последующий инструктаж привлеченных к проверке специалистов контролирующих (надзорных) органов (в том числе вышестоящих органов военного управления), согласование порядка взаимодействия с ними и др.
Прокурору необходимо твердо владеть знаниями соответствующих методик проведения тематических проверок, умение применять которые на практике является одним из слагаемых успешной работы и высокой результативности проверочных мероприятий.
Подготовка к проверке завершается составлением плана проверки, в котором должны быть отражены следующие вопросы:
 наименование органа военного управления, учреждения (организации), включая структурные подразделения, где планируется проведение проверки;
 перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы проверки;
 сроки проверки;
 вопросы, подлежащие выяснению, документы и иные источники сведений, подлежащие истребованию и изучению;
 основные тактические приемы, использование которых предполагается в ходе проверки (установление очередности получения объяснений, обеспечение сохранности соответствующей документации или ее изъятие, определение круга лиц (специалистов), привлекаемых к проведению проверочных мероприятий и фиксации их результатов (фотографирование и т.д.);
 порядок и сроки изучения, анализа и обобщения собранной информации;
 принятие решений по результатам проверки (об осуществлении прокурорского реагирования, привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности).
План может отражать и другие вопросы, которые могут быть скорректированы в ходе проверки. Качественное составление планов прокурорских проверок, их нацеленность на своевременное выявление и устранение нарушений закона обеспечивают предупредительную направленность надзора, его результативность и эффективность.
В зависимости от целевой направленности надзорных мероприятий, характера проверяемых вопросов и конкретной ситуации прокурорами планируются и проводятся следующие проверки:
 тематическая (предметная) проверка исполнения определенных норм законодательства (например, исполнение законодательства, регламентирующего тот или иной вид материального обеспечения воинских частей и военнослужащих);
 комплексная проверка исполнения требований нескольких видов (отраслей) действующего законодательства (выясняется широкий круг вопросов);
 проверка «сквозным» методом (проводится при выявлении на местах системных нарушений законов и охватывает по вертикали структуру вышестоящих органов военного управления; по своему содержанию может носить как целевой, так и комплексный характер). В ходе таких проверок исследуются вопросы исполнения должностными лицами вышестоящих штабов (управлений, служб и других органов) обязанностей по обеспечению режима законности в подчиненных войсках (воинских формированиях и органах), осуществлению контроля за деятельностью подчиненных органов военного управления и должностных лиц, дается оценка эффективности и достаточности принимаемых ими мер по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц, возмещению причиненного государству материального ущерба;
 контрольная проверка (организуется в целях получения достоверных сведений о фактическом устранении ранее выявленных нарушений закона и решения вопроса об ответственности должностных лиц, в адрес которых осуществлялось прокурорское реагирование). Основанием для ее проведения являются, как правило, поступающие сведения о продолжающихся нарушениях в деятельности органа военного управления (должностного лица), которые уже являлись предметом прокурорской проверки и на которые ранее осуществлялось реагирование .
Прокурорские проверки во исполнение требований организационно-распорядительных документов Главной военной прокуратуры проводятся на основании планов, утвержденных соответствующим руководителем военной прокуратуры, как правило, в месячный срок, при этом не должно допускаться их необоснованное затягивание. Продление сроков проведения проверок осуществляется в исключительных случаях, в связи с большим объемом надзорных мероприятий либо длительным характером проводимых в ходе проверок специальных исследований (финансовых проверок, ревизий и т.д.); при необходимости причины задержки обсуждаются на оперативных совещаниях с выработкой соответствующих организационных и иных мер по завершению проверочных мероприятий и осуществлению прокурорского реагирования.
В ходе надзорных мероприятий не допускается необоснованное вмешательство в административную, финансово-хозяйственную деятельность организаций (в том числе приостановление их производственной деятельности), истребование материалов, документов и сведений, не относящихся к предмету проверки, а также не обусловленных служебной необходимостью .
Военным прокурорам необходимо на постоянной основе совершенствовать свои профессиональные навыки, овладевать наиболее действенными тактическими приемами в целях повышения качества и эффективности прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о призыве граждан на военную службу. Активно использовать институт привлечения к проверке высококвалифицированных специалистов в целях установления истины и объективных доказательств; возможности контрольных и ревизионных органов.
В сферу деятельности привлекаемых к проверке специалистов могут включаться вопросы, требующие специальных познаний в той или иной области, в том числе требований ведомственных нормативных правовых актов, методик оценки состояния и результатов работы органов военного управления и должностных лиц по отдельным направлениям деятельности.
При проведении проверки прокурор обязан исходить из того, что ее результаты должны дать ответы на следующие вопросы:
 в чем заключается сущность нарушений законов;
 какие именно правовые нормы нарушены;
 когда совершены нарушения;
 кто из должностных лиц виновен в нарушениях;
 какие причины и обстоятельства способствовали совершению правонарушений;
 по каким причинам выявленные прокурором нарушения не были ранее выявлены вышестоящим командованием, кто должен нести за это ответственность;
 выявлялись ли ранее прокурорами нарушения законов в указанной сфере деятельности, какие меры, направленные на их устранение, были приняты военным комиссаром, органами военного управления, командованием воинских частей эффективность и достаточность этих мер.
Проверки в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации и подчиненных им отделах необходимо осуществлять исходя из возложенных на них задач (определены Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», положениями о военных комиссариатах, воинском учете и призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
В ходе их проведения следует учитывать, что в отделах военных комиссариатов осуществляется изучение граждан (проводится в целях обеспечения призывных комиссий объективными и полными данными для обоснованного принятия в отношении каждого из них соответствующего решения: о призыве на военную службу, предоставлении отсрочки от призыва или освобождения от него) и проведение их предварительного отбора для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Изучение граждан проводится с момента их первоначальной постановки на воинский учет и до отправки к месту прохождения военной службы. В процессе его проведения выявляются граждане, привлекавшиеся к уголовной или административной ответственности, находящиеся или находившиеся под следствием и судом, состоящие (состоявшие) на учете в органах внутренних дел за правонарушения, туберкулезных, психиатрических, кожно-венерологических, наркологических диспансерах и других медицинских учреждениях, а также имеющие право на освобождение и отсрочку от призыва на военную службу либо не подлежащие ему по различным основаниям.
Результаты этой работы отражаются в листе изучения призывника, а социально-психологического изучения, психологического или психофизиологического обследования — в карте профессионального психологического отбора.
В ходе прокурорских проверок в военных комиссариатах (их отделах) прокурорским работникам необходимо ознакомиться со следующими документами:
— приказами военных комиссаров (начальников отделов) о приписке граждан к призывному участку и о призыве на военную службу;
— решениями глав субъекта Российской Федерации, администраций местных органов власти об утверждении персонального состава призывных комиссий;
— книгами протоколов комиссий по приписке граждан к призывному участку;
— алфавитными книгами призывников, состоящих на учете;
— нарядами с протоколами призывных комиссий — за проверяемый период;
— личными делами призывников, получивших отсрочки;
— отчетами и донесениями о приписке и призыве граждан на военную службу;
— именными списками на команды, направляемые из отделов военных комиссариатов на сборный пункт областного военкомата для отправки в войска;
— нарядом с материалами по пересылке личных дел призывников во время призыва и снятых с учета;
— нарядом с материалами о фактах уклонения граждан от приписки и призыва на военную службу;
— нарядом с материалами о наложении административных взысканий за нарушения правил воинского учета и учета оправдательных документов;
— актами проверки законности призыва граждан на военную службу районными призывными комиссиями;
— списками лиц, состоящих на учете или лечившихся в нервно-психиатрических, противотуберкулезных, кожно-венерологических и других лечебно-профилактических учреждениях.
Так, при проведении проверок в ходе призыва необходимо, в том числе выяснять, все ли граждане, призванные на военную службу, отправлены в войска.
Для того, чтобы установить, все ли призванные на военную службу лица отправлены к местам ее прохождения, следует ознакомиться со вторыми экземплярами именных списков команд, которые составляются начальниками отделов военного комиссариата на каждую отправляемую команду и вручаются старшему команды.
С учетом специфики и компетенции органов военной прокуратуры в ходе надзорных мероприятий проверке подлежит деятельность военного комиссара (начальника отдела) по привлечению к ответственности лиц за допущенные нарушения требований по воинскому учету (статьи 21.1-21.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Анализ работы в данном направлении свидетельствует о том, что вышеназванные должностные лица при привлечении граждан к административной ответственности в основном допускают следующие нарушения законодательства:
— пропуск срока давности привлечения к административной ответственности — два месяца с момента совершения (ст. 4.5 Кодекса);
— несоставление протокола об административном правонарушении либо его несоответствие предъявляемым требованиям, в том числе отсутствие объяснения виновного лица;
— вынесение постановления не правомочным на то лицом, военным комиссаром или лицом, его замещающим, а другим должностным лицом военного комиссариата;
— наложение штрафа в большем размере, чем предусмотрено санкцией статьи.
При проведении проверок в органах военного управления (окружного звена и ниже) и военно-врачебных комиссиях целесообразно получить информацию о результатах призыва граждан на военную службу, фактах необоснованного призыва граждан на военную службу по состоянию здоровья и иным основаниям, а также военнослужащих, признанных военно-врачебными комиссиями негодными к военной службе в первые 3 месяца военной службы в связи с заболеваниями, полученными до призыва. Кроме того, необходимо истребовать документы (либо ознакомиться с ними на месте), подготовленные этими органами в рамках исполнения требований законодательства рассматриваемой направленности.
В ходе проверок на сборных пунктах и пунктах отправок личного состава особое внимание необходимо уделить вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологических норм, правил размещения, организации питания, обеспечения обмундированием призывников и отправляемых военнослужащих к новому месту военной службы, а также сохранности их жизни здоровья (в случае необходимости — своевременного оказания медицинской помощи), профилактике неуставных отношений.
Особенности отдельных проверок также обуславливаются характером и объемом обязанностей должностных лиц, предусмотренных общевоинскими уставами и иными нормативными актами.
В данном случае полезно иметь выписки из указанных актов применительно к обязанностям того или иного должностного лица.
При выявлении в ходе проверки нарушений со стороны вышестоящих органов военного управления, не являющихся объектами надзора военных прокуратур гарнизонного звена, последние должны направлять информацию об этих нарушениях вышестоящим прокурорам, вплоть до Главного военного прокурора. Порядок направления таких документов определен распоряжением Главного военного прокурора от 31 мая 2010 г. № 107.
По результатам проверки военный прокурор дает правовую оценку деятельности должностных лиц по исполнению требований закона и определяет форму и меры реагирования, выбор которых обуславливается, прежде всего, характером и степенью распространенности нарушений закона, их негативными последствиями.
В актах прокурорского реагирования излагаются обстоятельства, правовая оценка, негативные последствия выявленных нарушений закона, указываются виновные в их совершении должностные и иные лица, причины и условия, которые им способствовали, а также конкретные предложения о мерах по их устранению и недопущению впредь. Постановке вопроса об ответственности конкретного должностного лица должно предшествовать получение от него в обязательном порядке письменного объяснения с указанием обстоятельств и причин допущенных им нарушений закона, его последующая оценка с учетом других материалов проверки.
По окончании проверки, как правило, проводится разбор ее результатов с командиром воинской части или руководителем проверяемого органа военного управления, военного комиссариата, в котором при необходимости могут принимать участие специалисты. При этом основное внимание должно уделяться анализу причин выявленных нарушений и рассмотрению мер по их устранению. Именно на стадии разбора результатов проверки военный прокурор должен установить причины и условия, послужившие нарушению законов, определить характер нарушений, степень причастности к ним конкретных лиц, чья деятельность противоречила требованиям закона, или способствовала совершению правонарушений.
О результатах проверки прокурорским работником (заместителем или помощником военного прокурора) составляется докладная записка на имя военного прокурора, в которой отражается характер и объем выполненной работы, фиксируются выявленные нарушения законов и их причины, излагаются предложения об их устранении и принятии мер воздействия к виновным с приложением проектов соответствующих документов прокурорского реагирования.
Конечная цель прокурорской проверки может считаться достигнутой только тогда, когда устранены выявленные в ходе нее правонарушения, возмещен причиненный материальный ущерб, восстановлены нарушенные права, вступили в законную силу вынесенные судом решения по результатам рассмотрения уголовного дела, возбужденного по материалам проверки, или исковых требований прокурора в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

2.3. Проблемы, возникающие при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу

Анализ надзорной деятельности органов военной прокуратуры в сфере исполнения законодательства о призыве граждан на военную службу свидетельствует об имеющихся проблемах правового и организационного характера осуществления прокурорского надзора в исследуемой сфере.
По нашему мнению, в первую очередь необходимо совершенствовать законодательство о воинской обязанности и военной службе.
В соответствии с п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии — в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда .
Вместе с тем, анализ надзорной деятельности на данном направлении прокурорского надзора свидетельствует о том, что имеют место факты злоупотребления призывниками права на обжалование решений призывных комиссий. Призывник, при вынесении в отношении него решения призывной комиссией, обжалует его по надуманным основаниям в суд. После вынесения судом первой инстанции решения об отказе в удовлетворении требований призывника, последний обжалует данное решение в суде апелляционной инстанции. Это все занимает продолжительное время, на что и рассчитывает призывник в целях уклонения от военной службы.
Когда приходит время следующей призывной кампании, предыдущее решение призывной комиссии отменяется, и в отношении призывника проводятся необходимые призывные мероприятия. А в это время призывник использует свое право на обжалование вновь принятого решения в целях уклонения от призыва на военную службу.
Является это проблемой и для военного прокурора, который не может повлиять на такие факторы при реализации своих законных полномочий в процессе надзорной деятельности на данном направлении. В данном случае вопрос о законности принятых призывными комиссиями решений в отношении призывников относится к компетенции суда. Достаточных оснований для признания указанной категории призывников уклоняющимися от призыва на военную службу не имеется, как и не имеется оснований для привлечения их к административной ответственности за нарушение требований законодательства о воинской обязанности и военной службе.
Например, (здесь можно привести пример из судебной практики).
В целях решения проблем, возникающих при реализации военными прокурорами полномочий в сфере исполнения законодательства о призыве граждан на военную службу, автором предлагаются следующие изменения и дополнения в действующее законодательство:
1. Рассмотреть вопрос об установлении в статье 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации конкретного срока и порядка рассмотрения административных дел по оспариванию решений призывных комиссий в связи с тем, что призывная кампания осуществляется в установленные законом сроки, которые необходимо учитывать при вынесении решений по делам указанной категории.
Как показывает практика проведения прокурорских проверок, в настоящее время по-прежнему существует проблема, связанная с привлечением к административной ответственности граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности.
Так, в соответствии с требованиями статьи 21.5 КоАП РФ неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей .
В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания .
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ давность привлечения граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности по воинскому учету, к административной ответственности составляет 2 месяца.
Данное положение используется недобросовестными призывниками, которые обращаются в военные комиссариаты по истечению двухмесячного срока, и привлечению к ответственности не подлежат.
Проблема реализации полномочий военного прокурора в данном вопросе также заключаются в том, что согласно ст. 21 Закона о прокуратуре военный прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов не подменяет иные государственные органы. Из чего следует, что военный прокурор не может обеспечить привлечение к административной ответственности граждан, нарушивших ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а военные комиссариаты, в свою очередь, не имеют возможности своевременно получить информацию о гражданах, не вставших в двухнедельный срок на воинский учет.
В этой связи, представляется необходимым:
Увеличить установленный законом размер административного штрафа от пяти до десяти тысяч рублей, также увеличить срок привлечения к административной ответственности граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности.
В рамках совершенствования мер организационного характера, полаем необходимым активизировать взаимодействие между органами территориальной прокуратуры, органами ОВД, органами местного самоуправления, военными комиссариатами по розыску таких лиц и привлечению их к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Закона о прокуратуре военные прокуроры обладают полномочием по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима. Однако имеются установленные надзорной практикой факты, когда данное полномочие прокурора не реализуется. Под разными предлогами должностные лица суточного наряда по контрольно-пропускному пункту поднадзорного объекта не пропускают прокурорских работников органов военной прокуратуры для того, чтобы предупредить командование или руководство поднадзорного объекта, и дать им время устранить возможные нарушения закона.
В целях решения данной проблемы военным прокурорам надлежит активно практиковать реализацию его полномочия , направленного на невыполнение законных требований прокурора (выносить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом), а также направлять командованию или руководителю поднадзорного объекта предостережение о недопустимости нарушений закона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
Во-первых, прокурорский надзор за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе представляет собой самостоятельное направление надзорной деятельности, основная цель которой заключается в обеспечении исполнения законодательства о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве на военную службу, о прохождении военной службы, пребывании в запасе, призыве граждан на военные сборы и прохождении военных сборов в период пребывания их в запасе.
Во-вторых, прокуроры не вправе осуществлять надзор за законностью в деятельность органов, которые не перечислены в законе, не имеют права вмешиваться в деятельность органов и лиц, не регламентированную правовыми актами, не могут совершать действий, противоречащих закону, а равно бездействовать там, где законом предписываются определенные действия, не обладают исполнительно-распорядительной властью в отношении органов и лиц, законность деятельности которых не подлежит надзору.
В-третьих, в рамках осуществления надзора за исполнением законов прокуроры наделены достаточным арсеналом полномочий, своевременное и грамотное применение которых (а это предполагает четкое знание прокурорами оснований и особенностей их реализации) позволяет достигать качества и результативности прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу.
В-четвертых, прокурорская проверка исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе – основное правовое средство выявления и пресечения правонарушений и преступлений, установления обстоятельств, им способствующих. По результатам проверки военный прокурор дает правовую оценку деятельности должностных лиц по исполнению требований закона и определяет форму и меры реагирования, выбор которых обуславливается, прежде всего, характером и степенью распространенности нарушений закона, их негативными последствиями.
Конечная цель прокурорской проверки может считаться достигнутой только тогда, когда устранены выявленные в ходе нее правонарушения, возмещен причиненный материальный ущерб, восстановлены нарушенные права, вступили в законную силу вынесенные судом решения по результатам рассмотрения уголовного дела, возбужденного по материалам проверки, или исковых требований прокурора в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
В-пятых, анализ надзорной деятельности органов военной прокуратуры в сфере исполнения законодательства о призыве граждан на военную службу свидетельствует об имеющихся проблемах правового и организационного характера осуществления прокурорского надзора в исследуемой сфере.
По нашему мнению, в первую очередь необходимо совершенствовать законодательство о воинской обязанности и военной службе.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ давность привлечения граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности по воинскому учету, к административной ответственности составляет 2 месяца. Данное положение используется недобросовестными призывниками, которые обращаются в военные комиссариаты по истечению двухмесячного срока, и привлечению к ответственности не подлежат.
Также, военный прокурор не может обеспечить привлечение к административной ответственности граждан, нарушивших ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а военные комиссариаты, в свою очередь, не имеют возможности своевременно получить информацию о гражданах, не вставших в двухнедельный срок на воинский учет согласно ст. 21 Закона о прокуратуре.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Закона о прокуратуре военные прокуроры обладают полномочием по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима. Однако имеются установленные надзорной практикой факты, когда данное полномочие прокурора не реализуется. Под разными предлогами должностные лица суточного наряда по контрольно-пропускному пункту поднадзорного объекта не пропускают прокурорских работников органов военной прокуратуры для того, чтобы предупредить командование или руководство поднадзорного объекта, и дать им время устранить возможные нарушения закона.
Так, достаточных оснований для признания призывников уклоняющимися от призыва на военную службу не имеется, как и не имеется оснований для привлечения их к административной ответственности за нарушение требований законодательства о воинской обязанности и военной службе.
В этой связи, представляется необходимым:
Увеличить установленный законом размер административного штрафа от пяти до десяти тысяч рублей, также увеличить срок привлечения к административной ответственности граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности.
В рамках совершенствования мер организационного характера, полаем необходимым активизировать взаимодействие между органами территориальной прокуратуры, органами ОВД, органами местного самоуправления, военными комиссариатами по розыску таких лиц и привлечению их к административной ответственности.
В целях решения третьей проблемы военным прокурорам надлежит активно практиковать реализацию его полномочия, направленного на невыполнение законных требований прокурора (выносить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом), а также направлять командованию или руководителю поднадзорного объекта предостережение о недопустимости нарушений закона.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативное правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
3. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.
5. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. 03.06.1996, N 23, Ст. 2750.
6. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. 30.03.1998. N 13. Ст. 1475.
7. Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об альтернативной гражданской службе» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 (ред. от 30.09.2017) «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.11.2006. N 47. Ст. 4894.
9. Приказ Генеральной прокуратуры России от 07.12.2007 г. N 195 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. – 2008. — N 3.
10. Приказ Генеральной прокуратуры России от 07.05.2008 г. N 84 (ред. от 14.11.2018) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 23 мая 2000 года N 96/14 «Об устранении недостатков в организации надзора за исполнением законов о подготовке и призыве граждан на военную службу» // СПС «КонсультантПлюс».
12. Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // СПС «КонсультантПлюс».

Научная и учебная литература

1. Васюшкин В.В. Пределы прокурорского надзора // Законность. – 2010. – № 11.
2. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор : учебник для вузов / А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров ; под общ. ред. А.Ю. Винокурова. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 352 с.
3. Воронин О.В. О современном содержании прокурорского надзора // Вестник Томского государственного университета. – Право. – 2012. – №4(6).
4. Даев В.Г. Основы теории прокурорского надзора / В.Г. Даев, М.Н. Маршунов. – Ленинград: ЛГУ, 1990. – 136 с.
5. Настольная книга военного прокурора: пособие / под общ. ред. заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора С.Н. Фридинского. – М.: Граница, 2014. Издание второе, исправленное и дополненное. – 440 с.
6. Организация прокурорского надзора органами военной прокуратуры: сб. методич. материалов / под общ. ред. заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора государственного советника 1 класса С.Н. Фридинского. – М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2010. – 400 с.
7. Прокурорский надзор. Курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, А.А. Сумина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 335 с.
8. Прокурорский надзор: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / А.Ф. Смирнов [и др.]; под ред. А.Ф. Смирнова, А.А. Усачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 454 с.
9. Прокурорский надзор: учебник для вузов / под ред. А.Я. Сухарева. — 4-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 480 с.
10. Прокурорский надзор: учебник для академического бакалавриата / В.К. Бобров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 261 с.
11. Прокурорский надзор: учебное пособие / Е.А. Миллерова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов на Дону, 2017. – 58 с.
12. Прокурорский надзор: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Н.П. Кириллова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 330 с.
13. Прокурорский надзор. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / О.С. Капинус [и др.] ; под общ. ред. О.С. Капинус. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2018. – 198 с.
14. Прокурорский надзор: учебник / под ред. Ф.К. Зинурова – М.: ЮНИТИ, 2012. – 248 с.
15. Сафронов А.Л. Пути повышения эффективности прокурорского надзора / Совершенствование прокурорского надзора в СССР: Сб. СТ. – М., 1973. – 157 с.
16. Казарина А.Х. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзора за исполнением экономической направленности: дис. д-ра юрид. наук / А.Х. Казарина. — М., 2009. — 57 c.
17. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой – 4-е изд., доп. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф