Скоро защита?
Меню Услуги

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИЗЫВЕ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
1.1. Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу.
1.2. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИЗЫВЕ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
2.1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу.
2.2. Организация и проведение проверок исполнения законодательства о призыве граждан на военную службу
2.3. Проблемы, возникающие при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Эффективность прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу во многом влияет на обеспечение законности в процессе призывной кампании и уровень воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации. В связи с введенными ограничительными мерами к местам службы первые призывники отправятся не ранее 20 мая. В целях соблюдения безопасности жизни и здоровья, обеспечения призыва и комплектования войск, военнослужащие обеспечены средствами индивидуальной защиты . Несмотря на данное ограничение комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации новым пополнением будет осуществляться в установленном законом порядке .
Качество осуществляемой надзорной деятельности за исполнением законов о призыве граждан на военную службу, взаимодействие военных прокуроров с территориальными прокурорами, правоохранительными органами и органами военного управления позволяют на более высоком уровне решать вопросы укомплектования Вооруженных Силы Российской Федерации. Основной целью прокурора при этом, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, как в ходе призыва, так и при прохождении военнослужащими военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Обеспечение законности при призыве граждан на военную службу, прежде всего, влияет на уровень обороноспособности государства, его повышение, а результативность прокурорского надзора в поднадзорных войсках — на повышение уровня боеготовности и боеспособности военнослужащих и боевой техники в целях сохранения мира во всем мире, спокойствия граждан Российской Федерации.
Актуальность темы исследования обуславливается результатами надзорной деятельности органов военной прокуратуры, свидетельствующими о значительном количестве нарушений, выявляемых в указанной сфере прокурорского надзора.
Так, проведенный в Главной военной прокуратуре анализ надзорной практики осуществления надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу показал, что, несмотря на принимаемые меры, должностными лицами органов военного управления, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления допускаются нарушения положений Конституции Российской Федерации, требований федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», положений о военных комиссариатах и о призыве граждан на военную службу, а также других нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы призыва и прохождения военной службы гражданами Российской Федерации.
Например, по результатам прокурорских проверок исполнения законодательства о призыве граждан на военную службу в 2017 году органами военной прокуратуры выявлено 17215 нарушений закона, в 2018 году – 63877. Основными причинами выявленных правонарушений послужили незаконные действия коррупционной направленности отдельных должностных лиц органов военного управления, использовавших свои служебные полномочия в личных интересах.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления прокурором надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы призыва граждан на военную службу, в том числе правовые акты органов прокуратуры Российской Федерации, данные о результатах надзорной практики органов военной прокуратуры в указанной сфере прокурорского надзора; источники научных исследований прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу; практика применения норм, регламентирующих осуществление прокурором данного вида надзора.
Для достижения указанной цели в исследовании предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу;
определить пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу;
раскрыть полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу;
рассмотреть вопросы организации и проведения прокурорских проверок за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу;
выявить проблемы, возникающие при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу.
Правовую основу данного исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности и военной службы, приказы Генерального прокурора Российской Федерации, Главного военного прокурора Российской Федерации, которые регламентируют порядок организации надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу.
Методологическую основу настоящего исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также комплексное применение таких методов исследования, как анализ, синтез, индукция, формально-юридический метод, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный и ряд других специально-юридических и общенаучных методов.
Структура исследования состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Первая глава исследования посвящена общетеоретическим и правовым основам прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу; вторая – вопросам надзорной деятельности за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу и проблемам, возникающим в процессе его осуществления при реализации прокурорскими работниками своих законных полномочий. В заключении кратко изложены основные итоги исследования и намечены перспективы дальнейших исследований по обозначенной теме.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИЗЫВЕ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

1.1. Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу.

Основу правового регулирования рассматриваемой сферы составляют:
— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ;
— федеральные законы: от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»;
— Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2003 года N 793 «Вопросы организации альтернативной гражданской службы»;
— постановления Правительства Российской Федерации: от 11 декабря 2003 года N 750 «Об организации альтернативной гражданской службы», от 29 апреля 2006 года N 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты»;
— положения: о порядке прохождения альтернативной гражданской службы (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 256), о военных комиссариатах (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N 1609), о воинском учете (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719), о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663), об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 года N 222) и о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (глава 21) определяет, за какие нарушения требований воинского учета наступает административная ответственность и какое административное наказания последует за их совершением.
Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) определяет полномочия прокурора при организации надзорной работы, меры прокурорского реагирования, применяемые им в целях устранения выявленных нарушений закона.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (разделы II — IV), положения о военных комиссариатах, о воинском учете, о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы и о военно-врачебной экспертизе определяют порядок ведения воинского учета, организации призыва граждан на военную службу, их медицинского освидетельствования и обследования, обязанности органов военного управления, военных комиссариатов, органов исполнительной власти и местного самоуправления по организации воинского учета, призыва граждан на военную службу, обязанности граждан по воинскому учету.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2003 года N 793, постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2003 года N 750 определяют основные положение организации альтернативной гражданской службы.
Также в данный перечень входят следующие правовые акты.
Приказы Генерального прокурора Российской Федерации: от 7 декабря 2007 года N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 7 мая 2008 года N 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»; Указание Генерального прокурора Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации и Министра внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 1995 года N 52/7 «О неотложных мерах по устранению нарушений законов в процессе призыва граждан на военную службу»; указания: Генерального прокурора Российской Федерации от 23 мая 2000 года N 96/14 «Об устранении недостатков в организации надзора за исполнением законов о подготовке и призыве граждан на военную службу», заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора от 10 апреля 2008 года N 70 «О задачах органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 31 марта 2004 года N 49 «О повышении эффективности работы органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу», которыми конкретизирована деятельность органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу.
Инструкции: по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400); об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 10 сентября 2007 года N 366/789/197). В данных актах конкретизированы задачи органов военного управления и военных комиссариатов по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, организации взаимодействия с органами внутренних дел по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, «в целях обеспечения верховенства закона, единства укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
 надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов».
Для того, чтобы определить понятие прокурорского надзора за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе, необходимо проанализировать совокупность общественных отношений, регулируемых данной сферой законодательства.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
 воинский учет;
 обязательную подготовку к военной службе;
 призыв на военную службу;
 прохождение военной службы по призыву;
 пребывание в запасе;
 призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В случаях, когда в РФ объявляется мобилизация, вводится военное положение или осуществляется переход на военное время, воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
 призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
 прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
 военное обучение в период военного положения и в военное время .
Воинский учет – это государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.
Воинский учет граждан Российской Федерации организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719.
Обязательная подготовка к военной службе — один из элементов воинской обязанности граждан Российской Федерации, который представляет комплекс мероприятий, направленных на подготовку граждан РФ к прохождению военной службы.
Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
 получение начальных знаний в области обороны;
 подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
 военно-патриотическое воспитание;
 подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
 медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор.
Призыв на военную службу — один из важнейших элементов воинской обязанности граждан Российской Федерации, который заключается в призыве на военную службу граждан Российской и Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе . Является одним из способов комплектования ВС РФ. Порядок призыва определен Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663.
Прохождение военной службы по призыву – это наиболее активная форма исполнения воинской обязанности гражданами Российской Федерации. Порядок прохождения военной службы утвержден Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»).
Пребывание в запасе — один из важнейших элементов воинской обязанности граждан Российской Федерации, который заключается в нахождении гражданина в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которые предназначены для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время. Запас состоит из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса .
Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе — проведение в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законом предусмотрена военная служба, мероприятий по подготовке граждан к военной службе. Порядок их проведения установлен Положением о проведении военных сборов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333.
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в других войсках, воинских формирования, органах, где предусмотрена данный вид государственной службы, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Прохождение военной службы осуществляется:
 гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
 иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Таким образом, прокурорский надзор за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе представляет собой самостоятельное направление надзорной деятельности, основная цель которой заключается в обеспечении исполнения законодательства о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве на военную службу, о прохождении военной службы, пребывании в запасе, призыве граждан на военные сборы и прохождении военных сборов в период пребывания их в запасе.

1.2. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре предметом надзора прокурора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше.
Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе — соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов в области воинской обязанности и военной службе, действующих на территории Российской Федерации, поднадзорными объектами, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых их органами и должностными лицами.
Объект прокурорского надзора – организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, в которых прокурор осуществляет проверку исполнения законов. Объектами будут являться федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, воинские части, а субъектами надзора — их должностные лица. Здесь следует заметить, что объектом надзора не буду являться палаты Федерального Собрания РФ, судебные органы, Правительство РФ и Президент РФ .
Предмет надзора составляет законность деятельности определенных органов и лиц. При этом законность деятельности рассматривается через призму, во-первых, соблюдения Конституции РФ, во-вторых, исполнения законодательства о призыве граждан на военную службу и, в-третьих, издания соответствующих законодательству правовых актов.
Анализ положений ст. 21 Закона о прокуратуре позволяет определить признаки предмета прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу:
1. Предметом надзора не могут выступать сами федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, воинские части и их должностные лица – предметом прокурорского надзора может выступать лишь то, как они исполняют закон, в обратном случае пределы надзорных полномочий прокурора были бы безграничны.
2. Определены два направления прокурорского надзора за исполнения законодательства о призыве граждан на военную службу.
Во-первых, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законодательства о воинской обязанности и военной службе органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и их должностными лицами.
Во-вторых, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем параграфе.

Понятие, предмет, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу составляют категорию основных понятий прокурорского надзора. Вместе с тем, по нашему мнению, не представляется возможным здесь обойтись при рассмотрении основных теоретических положений прокурорского надзора без установления понятия пределов прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу.
В толковых словарях русского языка «предел» означает пространственную или временную границу чего-либо; то, что ограничивает собой что-нибудь .
Закон о прокуратуре устанавливает общие ограничения при осуществлении прокурорского надзора.
Так, в частности, в ч. 2 ст. 21 указано следующее: «При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения закона проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятие мер прокурором». Таким образом, в законодательстве четко и ясно определены ограничения прокуроров при осуществлении прокурорского надзора. Следовательно, при буквальном толковании указанной нормы права можно сделать вывод о том, что надзорная функция прокуратуры заканчивается там, где начинаются функции иных государственных органов, и именно компетенция каждого, осуществляющего надзор за исполнением законов государственного органа определяет границы компетенции прокуратуры .
Немаловажным фактором является и то, что на основании Закона о прокуратуре, прокурорский надзор основывается на принципах обязательности исполнения требований прокурора и недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора.
Вопросы конкретных ограничений явились предметом научных исследований.
Так, В.Г. Даев и М.Н. Маршунов определяли пределы прокурорского надзора в качестве правовой категории, позволяющей определить компетенцию прокуроров по осуществлению надзора с точки зрения установления группы нормативных актов, точное и единообразное исполнение которых составляет предмет прокурорского надзора, круга органов, законность в деятельности которых поднадзорна прокуратуре, а также объем полномочий прокурора .
А.П. Сафронов отмечает, что прокуроры:
— не вправе осуществлять надзор за законностью в деятельность органов, которые не перечислены в Конституции и нормативно-правовом акте, которые, в свою очередь, определяют организацию и деятельность прокуратуры;
— не имеют права вмешиваться в деятельность органов и лиц, не регламентированную правовыми актами;
— не могут совершать действий, противоречащих закону, а равно бездействовать там, где законом предписываются определенные действия;
— не обладают исполнительно-распорядительной властью в отношении органов и лиц, законность деятельности которых не подлежит надзору .
А.Х. Казарина, основываясь на положениях ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, дополнительно устанавливает еще три ограничения:
1. Запрет на вмешательство прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов;
2. Проведение проверок только по поступившей в органы прокуратуры информации о допущенных нарушениях закона;
3. Запрет подменять иные государственные органы в рамках отведенных им полномочий и предмета ведения.
Таким образом, автором под пределами прокурорского надзора понимаются границы должного, возможного и запрещенного при выборе прокурором объектов предстоящей проверки, применении полномочий и средств прокурорского реагирования на выявленные факты нарушения закона .
В свою очередь, А.Ю. Винокуров определяет пределы надзора как установленную законодателем и Генпрокурором РФ систему запретов и ограничений, призванных не допускать в надзорной деятельности фактов дублирования (подмены) прокурорами деятельности иных прокуроров и других органов публичной власти, а также отграничивать надзор в рамках конкретно взятой отрасли от надзора в другой отрасли.
С данным толкованием понятия «пределов прокурорского надзора», на наш взгляд, следует согласиться, поскольку оно является исчерпывающим.
Здесь следует отметить, что по сути дела предмет и определяет пределы надзора, в нашем случае предметом является надзор за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу.
Целью пределов прокурорского надзора является определение границ прокурорского надзора, а также обеспечение единства в подходах органов прокуратуры за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе. Следует также руководствоваться принципом недопустимости вмешательства в деятельность другого государственного органа, в частности речь идет о контроле, который осуществляют вышестоящие должностные лица над нижестоящими. Прокуроры при осуществлении прокурорского надзора не должны подменять контролирующие органы.
Как уже отмечалось выше, основополагающим актом правового регулирования общественных отношений является Конституция Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления и их должностные лица не являются исключением и в полной мере обязаны соблюдать требования основного закона, в частности, в рамках соблюдения прав и законных интересов граждан. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» является одним из основных предметных нормативных актов данной сферы прокурорского надзора.
Генеральным прокурором РФ разграничена сфера надзорной деятельности территориальных и военных прокуроров. Территориальные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Военные прокуроры в пределах своей компетенции осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей и учреждений и организаций Минобороны России, Федеральной службы войск национальной гвардии России, ФСБ России, МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, а также в ДОСААФ России, управляемых Минобороны России открытых акционерных обществах, других организациях .
Из п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре следует, что к предмету прокурорского надзора относятся все законы, действующие на территории Российской Федерации, включая законы ее субъектов. Однако в военной сфере, т.е. по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, действуют лишь федеральные законы, так как согласно п. «м» ст. 71 Конституции РФ оборона находится в ведении Российской Федерации. Поэтому в сфере военного управления военные прокуроры осуществляют только за исполнением федерального законодательства.
В то же время на территории дислокации поднадзорных органам военной прокуратуры воинских частей и органов военного управления наряду с федеральным законодательством могут действовать также законы субъектов Российской Федерации, которые нередко касаются вопросов деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и их жизнеобеспечения, соблюдения прав и свобод военнослужащих, их семей и гражданского персонала. Надзор за соответствием данных законов федеральному законодательству осуществляют территориальные прокуроры.
Военные прокуроры при выявлении в ходе проверок несоответствия указанных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам информируют об этом соответствующих территориальных прокуроров и во взаимодействии с ними принимают меры к устранению указанных нарушений.
Осуществляя надзор за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу органами военного управления, воинскими частями и их должностными лицами, военные прокуроры в первую очередь обращают внимание на исполнении ими правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятых в пределах компетенции этих органов, затрагивающих вопросы обеспечения жизнедеятельности военных организация, соблюдения прав военнослужащих, лиц уволенных с военной службе, и членов их семей.
При осуществлении надзор за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе, военные прокуроры обязаны знать требования подзаконных нормативных правовых актов, в том числе положения общевоинских уставов .
В теории прокурорского надзора выработаны определенные подходы к характеристике пределов надзора за исполнением законов, которые с учетом произошедших в последние годы изменений в законодательстве определяются:
1. По кругу оснований для проведения проверок;
2. По кругу поднадзорных объектов, надзор за исполнением законов которыми вправе осуществлять прокурор исходя из установленного разграничения компетенции;
3. По кругу нормативно правовых актов, исполнение (соблюдение) которых вправе проверять прокурор;
4. По кругу правовых актов поднадзорных органов и лиц, законность вправе проверять прокурор;
5. По кругу нормативных правовых актов, соответствие которым правовых актов поднадзорных органов и лиц вправе проверять прокурор;
6. По кругу нормативных правовых актов, в отношении которых прокурор вправе проводить антикоррупционную экспертизу, и кругу оснований, позволяющих прокурору признать наличие в нормативном правовом акте коррупциогенного фактора;
7. По кругу оснований, препятствующих согласованию прокурором проведению контрольно-надзорными органами внеплановых проверок субъектов предпринимательской деятельности, а также органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
8. По кругу надзорных полномочий, которые вправе применять в зависимости от своего статуса прокурор .
Установление пределов прокурорского надзора по кругу лиц строится на обособлении деятельности отдельных органов, учреждений и должностных лиц, а также правовых норм (институтов), регулирующих их деятельность. Ранее во внимание также принималась их отраслевая (институциональная) принадлежность.
Пределы при осуществлении прокурорского надзора по кругу лиц, по своей сути, предмет, закрепленный в Законе о прокуратуре, содержит общий перечень органов и должностных лиц, подпадающих под сферу прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу. Круг лиц, подпадающих под сферу действия этого надзора, закрепляется федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и постановлениями правительства в области воинской обязанности и военной службы.
По мнению некоторых ученых, при установлении круга правоотношений, которые входят в предмет прокурорского надзора в рамках отрасли надзора за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе, применительно к должностным лицам, указанных в законе органов и организаций, законодатель определяет, что предметом охватывается исполнение норм законодательства в их повседневной служебной деятельности. Этот предел, с одной стороны, выделяет деятельность, подпадающую под правовую оценку, с другой – из правоотношений, на которых эта деятельность основана, определяются те, которые устанавливают пределы прокурорского надзора в рамках конкретной отрасли. Хотя по отношению к критериям пределов по кругу лиц и актам, критерий по кругу правоотношений носит вторичный характер .
Таким образом, круг объектов определяют и пределы данной отрасли надзора. Пределы, установленные законом, при осуществлении прокурорского надзора, являются ограничителями и без того властных полномочий органов прокуратуры и их сотрудников.
Основным ведомственным нормативным актом в регламентации данного вопроса является приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», в котором закреплены основные положения и задачи, ставящиеся перед прокурорами в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов.
Также при реализации своих полномочий военные прокуроры обязаны соблюдать требования Указания Главного военного прокурора от 10.04.2008 № 70 «О задачах органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
Определяя поднадзорность объектов прокурорского надзора, прокуроры должны руководствоваться указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 23 мая 2000 года N 96/14 «Об устранении недостатков в организации надзора за исполнением законов о подготовке и призыве граждан на военную службу».
В свою очередь, компетенция военных прокуроров окружного и гарнизонного звеньев (приравненных по своим полномочиям соответственно к прокурорам субъектов Российской Федерации и прокурорам городов, районов) установлена Законом о прокуратуре.
Разграничение компетенции между военными прокурорами осуществляется всоответствии с приказом Главного военного прокурора от 28 января 2011 г. № 14 «О разграничении компетенции военных прокуроров».
В рамках взаимодействия прокуратуры с другими правоохранительными органами по поводу обеспечения воиснкой обязанности и военной службы ранее действовало совместное указание Генеральной прокуратуры РФ, Минобороны РФ и МВД РФ от 21, 22 ноября 1995 г. NN 52/7, 315/3/214, 5 «О неотложных мерах по устранению нарушений законов в процессе призыва граждан на военную службу», но приказом Генеральной Прокуратуры РФ от 13 декабря 2001 г. № 77 «О признании некоторых организационно-распорядительных актов утративших силу» данное указание прекратило свое действие в Генеральной Прокуратуре РФ.
На основании изложенного в настоящей главе автор пришел к следующим выводам:
Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе — соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов в области воинской обязанности и военной службе, действующих на территории Российской Федерации, поднадзорными объектами, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых их органами и должностными лицами.
Предмет надзора составляет законность деятельности определенных органов и лиц. При этом законность деятельности рассматривается через призму, во-первых, соблюдения Конституции РФ, во-вторых, исполнения законодательства о призыве граждан на военную службу и, в-третьих, издания соответствующих законодательству правовых актов.
Пределы прокурорского надзора – установленная законодателем и Генпрокурором РФ система запретов и ограничений, призванных не допускать в надзорной деятельности фактов дублирования (подмены) прокурорами деятельности иных прокуроров и других органов публичной власти, а также отграничивать надзор в рамках конкретно взятой отрасли от надзора в другой отрасли.
Прокуроры не вправе осуществлять надзор за законностью в деятельность органов, которые не перечислены в законе, не имеют права вмешиваться в деятельность органов и лиц, не регламентированную правовыми актами, не могут совершать действий, противоречащих закону, а равно бездействовать там, где законом предписываются определенные действия, не обладают исполнительно-распорядительной властью в отношении органов и лиц, законность деятельности которых не подлежит надзору.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф