Скоро защита?
Меню Услуги

Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКО-ГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АО И УИН

2.1 Методика и тактика проведения прокурорской проверки испол-нения законов АО и УИН

В данном случае имеются в виду методика измерения и оценка эффек-тивности прокурорского надзора за исполнением законов. Как в теоретиче-ском, так и в практическом планах определение эффективности прокурорско-го надзора является наиболее сложной проблемой. Между тем объективная оценка эффективности служит средством совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов, как и всей иной деятельности прокуратуры. Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов может быть определена с помощью критериев оценки и показателей измерения эффек-тивности. Показатели позволяют производить измерение эффективности, а критерии — оценивать ее.
Критерий — это такой измеритель (признак), который показывает, че-му должен соответствовать прокурорский надзор, каким он должен быть. Он отражает предельно допустимый результат деятельности прокурора. Для оценки достижений каждой из целей применяется свой критерий. Такими критериями являются:
— своевременность и полнота выявления нарушений законов, обстоя-тельств, способствующих им, и установление лиц, нарушивших законы;
— своевременность, полнота, адекватность и реальность реагирования на выявленные нарушения законов, обстоятельства, способствующие им;
— реальное, фактическое восстановление прав, свобод и законных инте-ресов физических и юридических лиц, государства;
— реальное укрепление законности.
В качестве непосредственных измерителей эффективности выступают показатели, выражающиеся в конкретных цифрах. Показатели делятся на:
— количественные (количество проведенных прокурорских проверок, в том числе и совместно или одновременно с другими органами, общее коли-чество выявленных нарушений законов, количество внесенных актов проку-рорского реагирования, количество возбужденных уголовных дел, количе-ство лиц, привлеченных к ответственности, и т.д.);
— качественные (полнота выявления нарушений законов и обстоятель-ств, им способствующих, реальное устранение нарушений законов и способ-ствующих им обстоятельств, реальное восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов, реальное возмещение вреда, причиненного правонарушителями, и т.д.);
— результативности (количество совершенных правонарушений, в том числе и преступлений за определенный период времени — квартал, полуго-дие, год, суммарные вредные последствия совершенных правонарушений и др.).
Показатели результативности позволяют видеть наступившие измене-ния в состоянии законности, т.е. больше или меньше стало правонарушений по сравнению с предшествующим периодом. Сущность определения эффек-тивности прокурорских проверок и актов прокурорского реагирования (надзора) состоит в сопоставлении поставленных перед ними целей с достиг-нутыми в ходе их проведения (выполнения) результатами. В качестве основ-ной при определении эффективности проверки выступает первая цель, а акты реагирования — вторая цель прокурорского надзора за исполнением зако-нов.
Сущность определения эффективности прокурорского надзора за ис-полнением законов состоит в сопоставлении (сравнении) фактически достиг-нутых в оцениваемый период результатов с намечаемыми на этот период це-лями и с достигнутыми в предшествующем периоде результатами. Опреде-лять эффективность удобнее с помощью так называемой сопоставительной таблицы контрольных показателей прокурорского надзора за исполнением законов.
В нее могут быть включены такие контрольные показатели, как:
— количество проведенных прокурорских проверок;
— количество выявленных и зарегистрированных нарушений законов;
— суммарные вредные последствия в виде, например, сумм причиненно-го материального ущерба, количества погибших лиц и лиц, получивших те-лесные повреждения, в том числе производственные травмы, количества по-гибших от рук браконьеров диких животных и т.д.;
— количество внесенных актов прокурорского реагирования;
— количество проведенных аналитических мероприятий и другие.
Уменьшение числа контрольных показателей упрощает процесс опре-деления эффективности, но снижает его точность.
Таблица позволяет наглядно видеть основные результаты деятельности прокурора предшествующего периода, которые берутся за 100% (исходный пункт), результаты прошедшего оцениваемого периода (фактически достиг-нутые) и цели, которых намечалось достигнуть. Их заполнение относительно несложно, если в прокуратуре хорошо налажен учет выполненной надзор-ной работы и совершенных в регионе правонарушений. Данные сопостави-тельной таблицы без особых затруднений могут вводиться в компьютер, что упрощает процесс определения эффективности.
При этом принимаются во внимание не все правонарушения, а только те из них, которые нарушают права, свободы и законные интересы граждан, предприятий, организаций и государства в целом. Может быть определена эффективность прокурорского надзора за исполнением конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения, эффективность прокурорского надзора за исполнением законов на конкрет-ном объекте (предприятии, организации, учреждения), в регионе (городе, районе, области) и в целом по стране.
Эффективность прокурорской проверки может быть определена путем проведения контрольной проверки; акта прокурорского реагирования (надзора) — путем проведения проверки результативности акта реагирова-ния или фактического устранения нарушений закона.
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов на конкретном объекте может быть определена также путем проведения повтор-ной проверки. Определяя эффективность проверок и актов прокурорского реагирования, прокуроры устанавливают тем самым качество прокурорско-го надзора за исполнением законов, так как при этом используются только качественные показатели.
В зависимости от достигнутых конечных результатов, т.е. реального состояния законности, прокурорский надзор за исполнением законов может быть оценен как высокоэффективный, эффективный, малоэффективный, не-эффективный.
Прокурорский надзор за точным и единообразным соблюдением зако-нов распространяется на широкую сферу государственной, общественной и частной деятельности. Их разнообразие объективно обусловливает необхо-димость выделения в рамках единого по сути своей прокурорского надзора определенных его участков или направлений, при этом единый в конечном счете объект надзора —законность соответствующей деятельности —видоизменяется, приобретает «специализацию» с учетом конкретной дея-тельности поднадзорного объекта (структуры), например, надзор на транс-порте, соблюдение природоохранительного законодательства, надзор в ме-стах заключения и т. п.
Среди направлений, указанных в ст. 2 Закона о прокуратуре, следует выделить отрасли, которые определяются как относительно самостоятель-ные, но взаимосвязанные участки прокурорской деятельности, характеризу-ющиеся спецификой задач, предмета и полномочий.
Задачи каждой отрасли вытекают из общих целей прокуратуры по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защи-ты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; они обуслов-лены своеобразием объекта и предмета надзора. В соответствии с этим пра-вовые средства и методы деятельности прокуроров в каждой отрасли имеют как общие черты, так и свои особенности.
В целом можно отметить стабильность основных направлений проку-рорского надзора с момента его возникновения до настоящего времени. Хотя отдельные видоизменения исключить нельзя.
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учрежде-ний, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры при-нудительного характера, администрациями мест содержания и заключенных под стражу. Выделение этой отрасли из единого прокурорского надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфиче-ского комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задер-жанных в связи с подозрением в совершении преступления, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности орга-нов, исполняющих эти законы.
Режим законности распространяется не только на дознание, предвари-тельное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры наказания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы опре-делены и четко регулируются специальным законодательством, прежде всего нормами УИК РФ.
Соблюдение администрацией органов и учреждений, применяющих назначенное судом наказание, этих прав и свобод лиц, отбывающих наказа-ние или иные меры принудительного характера, не менее важно, чем соблю-дение прав и свобод законопослушных граждан. Вот почему в условиях строительства правового государства прокурорский надзор в этом направ-лении приобретает особо актуальное значение, ибо отражает политику госу-дарства в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за ис-полнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужден-ных, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в случае их задержания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурорский надзор должен вы-ступать гарантией законности осуществленного ограничения свободы этих граждан.
В этом также просматривается двуединая задача прокурорского надзора — обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства. Данная деятельность прокурора является частью рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.
В связи с принятием ФЗ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производ-стве», а также согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами. Эту деятельность прокуроров можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющи-ми приговоры и иные решения судов.
Отличительной чертой данной надзорной деятельности прокуратуры является то, что законодателем четко определены субъекты, исполняющие требования законов, а именно судебные приставы. Характеристика судебных приставов, их виды, задачи и полномочия определены в названном выше Федеральном законе «О судебных приставах». Предметом рассматриваемого надзора является исполнение федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».
Объектами данного надзора являются подразделения службы судебных приставов. К ним относятся: Федеральная служба судебных приставов; тер-риториальные органы Федеральной службы судебных приставов.
Определенным исключением из этого является деятельность службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, чья деятельность определяется не только вышеназванными законами, но и федеральными конституционными закона-ми об этих судах.
Основной задачей рассматриваемого направления прокурорского надзора является обеспечение законности в деятельности судебных приста-вов, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные акты.
Предметом надзора данного направления прокурорской деятельности являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учрежде-ниях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Россий-ской Федерации прав и обязанностей задержанных, арестованных, осужден-ных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе:
— посещать в любое время органы и учреждения, в которых содержатся под стражей и отбывают наказание осужденные (исправительные, воспита-тельные колонии, тюрьмы), а также лица, находящиеся под следствием и подсудимые (изоляторы временного содержания, следственные изоляторы);
— опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, под-вергнутых мерам принудительного характера;
— знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержа-ны, арестованы, осуждены либо подвергнуты другим мерам принудительно-го характера, с оперативными материалами;
— требовать от администрации создания условий, обеспечивающих пра-ва задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Рос-сийской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации мест лишения свободы и других учреждений, обеспечивающих исполнение мер принудительного характера;
— требовать объяснений от должностных лиц, вносить протесты и пред-ставления, возбуждать уголовные дела или производства об административ-ных правонарушениях.
До рассмотрения протеста действие опротестованного акта админи-страцией учреждения приостанавливается. Прокурор полномочен также от-менять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лише-ния свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штраф-ного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Как видим, и в этой отрасли надзора прокурор обладает властно-распорядительными полномочиями. Поэтому прокурор обязан «…немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, ис-полняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение за-кона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или поме-щенного в судебно-психиатрическое учреждение» (ст. 33 закона «О прокура-туре РФ»).
Закон «О прокуратуре РФ»31 (ст. 34) гласит, что постановления и тре-бования прокурора относительно исполнения установленных законом по-рядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, подвергнутых ме-рам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению админи-страцией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ33 ряд статей отводит во-просам прокурорского надзора в этой отрасли, в частности, задачам и пол-номочиям прокурора (ст. 22, 24, 139).
Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учре-ждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»35 (в ред. от 17 ноября 1995 г.), в гл. 4 которого определены предмет и полномочия ор-ганов прокуратуры в указанной сфере деятельности.
Согласно ст. 32 Закона предметом надзора являются законность нахождения осужденных в исправительных учреждениях и иных местах от-бывания наказания, соблюдение установленных законодательством прав и обязанностей осужденных, законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Особое внимание при осуществлении надзора уделяется соблюдению норм УИК, определяющих правовое положение осужденных, их материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предоста-вил широкие полномочия при проверке соблюдения законов (ст. 33). Проку-рор, осуществляющий надзор, вправе в любое время посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, опрашивать осужденных, знакомиться с документами, на основании которых они осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами.
Прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обес-печивающих права осужденных, проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений и ор-ганов, исполняющих наказания, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела и производ-ства об административных правонарушениях.
Прокурору предоставляется право отменять дисциплинарные взыска-ния, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобож-дать своими постановлениями из штрафного или дисциплинарного изолято-ра, помещения камерного типа, одиночной камеры.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учрежде-ниях, исполняющих наказания. Федеральным законом «О прокуратуре Рос-сийской Федерации» устанавливается обязанность исполнения постановлений и требований прокурора администрацией учреждений и органов, исполня-ющих наказания (ст. 34).
Согласно ст. 54 указанного Закона такое полномочие предоставлено Генеральному прокурору РФ, его заместителям и советникам, всем нижесто-ящим прокурорам, их заместителям, помощникам прокуроров по особым поручениям, старшим помощникам, помощникам, старшим прокурорам и прокурорам, старшим прокурорам-криминалистам и прокурорам-криминалистам управлений и отделов, действующих в пределах своей ком-петенции по осуществлению надзора за соблюдением законов при исполне-нии наказаний.
УИК предоставил прокурорам дополнительные полномочия по реше-нию вопросов, связанных с исполнением наказаний. Они в основном относят-ся к даче санкций на задержание осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания. Так, в случае уклонения осужденного к ограничению свободы от получения предписания о выезде к месту отбывания наказания или невыезде к месту отбывания наказания в установленный срок без уважительных при-чин он задерживается органом внутренних дел с санкции прокурора на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 48); при самовольном без уважительных причин остав-лении осужденным к ограничению свободы места отбывания наказания он задерживается с санкции прокурора на срок не более 30 суток.
Возрастает роль прокурора по надзору за законностью исполнения наказания в виде смертной казни. Так, при отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании с участием прокурора администрацией ис-правительного учреждения составляется соответствующий акт (ч. 3 ст. 184 УИК). Прокурор также присутствует при исполнении смертной казни (ч. 2 ст. 186 УИК).
Учитывая особую важность и актуальность этой отрасли прокурорско-го надзора,— вспомним, что речь идет об ограничении конституционного права человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность,— Генеральный прокурор РФ приказом № 67 от 12 декабря 1994 г. «О совер-шенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения, при исполнении уголовных наказаний» обя-зал прокуроров «при проверке состояния законности в исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых учреждениях режима и условий содер-жания осужденных, реализации правовых норм, регулирующих их трудовое использование, проведение воспитательной работы, особое внимание обра-щать на причины вскрытых нарушений, реальность принятых мер по ре-зультатам предыдущих прокурорских проверок».
«…В целях обеспечения законности и обоснованности, а также сроков содержания граждан в местах предварительного заключения не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы. Принимать безотлагатель-ные меры к восстановлению нарушенных прав граждан, немедленному осво-бождению незаконно содержащихся под стражей и наказанию виноватых в нарушении закона».
Анализ состояния законности при реализации органами местного са-моуправления возложенных на них функций и изучение практики прокурор-ского надзора за исполнением федерального законодательства указанными органами выявили ряд нарушений в этой сфере.
Прокуроры несвоевременно принимают меры по приведению норма-тивных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, недостаточно активно участвуют в правотворческом процессе. Повсеместно направляются необоснованные запросы в муниципальные органы, в том чис-ле на получение общедоступной информации, устанавливаются неоправдан-но короткие сроки их исполнения. Допускаются факты подмены контроли-рующих органов и дублирования их функций при осуществлении надзорных мероприятий.
Не соблюдая требования указания Генерального прокурора Россий-ской Федерации от 08.08.2011 N 236/7 «Об исключении из практики проку-рорского надзора фактов необоснованного вмешательства в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций», прокуроры не соотносят тяжесть нарушения и при-меняемые меры реагирования, не оценивают возможные негативные послед-ствия своего вмешательства, что влечет нарушение прав граждан, интересов государства и общества. В отношении должностных лиц муниципальных ор-ганов не всегда обоснованно возбуждаются дела об административных пра-вонарушениях, им объявляются предостережения.
Не во всех случаях обеспечен должный контроль за своевременным рассмотрением актов прокурорского реагирования и фактическим устране-нием выявленных нарушений.
Перейдем к вопросу путей повышения эффективности мер прокурор-ского реагирования на выявленные нарушения.

2.2 Пути повышения эффективности мер прокурорского реагирования на выявленные нарушения

Магистральное направление повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов — это повседневное, постоянное совершен-ствование его качественных характеристик на всех стадиях надзорного про-цесса и в особенности совершенствование всех элементов организации рабо-ты прокуратуры.
Прежде всего необходимо обеспечить комплексный подход в борьбе с правонарушениями и в первую очередь — с преступлениями. Применитель-но к прокурорскому надзору за исполнением законов комплексный подход может означать: комплексное, целенаправленное и активное применение про-курором всех предоставленных в его распоряжение правовых средств; коор-динацию надзора в рассматриваемой сфере с другими отраслями прокурор-ского надзора и всеми участниками деятельности прокуратуры; тесное увя-зывание надзорной работы с профилактической деятельностью; постоянное и тесное взаимодействие прокуроров с органами представительной и исполни-тельной власти, правоохранительными, контролирующими и другими орга-нами, а также с общественными формированиями по вопросам укрепления законности; увязывание надзорных мероприятий с важнейшими социально-экономическими, экологическими и иными задачами, решаемыми в регионе (районе, городе, области).
Достижению комплексного подхода могут способствовать также: тесное увязывание надзорной деятельности с предварительным следствием по уго-ловным делам и, в частности, проведение прокурорских проверок одновре-менно с производством предварительного следствия; проведение совместных с органами контроля и иными органами проверок; активная реализация про-курором права поручения проведе — ния проверок правоохранительным, контролирующим и другим органам. Речь, таким образом, идет о создании единого, четко скоординированного фронта борьбы с правонарушителями.
Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением за-конов связано с совершенствованием управления (руководства) надзорной деятельностью со стороны вышестоящих прокуратур. Оно может идти по следующим направлениям:
• своевременное, оперативное корректирование надзорной деятельно-сти, нацеливание ее на решение главных, ключевых задач укрепления закон-ности, предупреждение правонарушений;
• улучшение анализа надзорной деятельности и своевременное доведе-ние результатов анализа до нижестоящих прокуроров;
• своевременное принятие мер к устранению ошибок и упущений в ра-боте, допускаемых нижестоящими прокурорами;
• улучшение методической помощи нижестоящим прокурорам;
• подготовка более совершенных методических пособий, разработок, указаний, писем и обеспечение ими прокуроров;
• совершенствование деятельности по распространению положительно-го опыта работы;
• совершенствование контроля за внедрением в практику работы но-вейших достижений науки и практики, передовых методов и приемов выяв-ления и устранения правонарушений;
• развитие инициативы, самостоятельности и боевитости у нижестоящих прокуроров. При этом основные усилия должны направляться на оказание действенной помощи прокурорам районов и городов в организации ими на научной основе прокурорского надзора за исполнением законов. В плане повышения методического мастерства прокурорских работников низового звена хорошие результаты может дать проведение работниками областных и им равных прокуратур показательных (учебных) проверок исполнения зако-нов. Речь идет об обучении в условиях проведения реальной проверки.
Следующее направление — это совершенствование тактики и методики выявления нарушений законов и установления обстоятельств, им способ-ствующих. В первую очередь необходимо добиваться повышения качества прокурорских проверок, которое к сожалению, не всегда высокое. Прокуро-ры не всегда готовятся к проведению проверок, в результате чего они порой проводятся поверхностно и отдельные нарушения законов не выявляются, не устанавливаются обстоятельства, способствующие нарушениям. Устранение этих и других недостатков будет способствовать повышению качества про-курорских проверок. Этому может способствовать также:
• комплексное применение прокурорами различных проверочных дей-ствий;
• применение различных приемов и методов, в том числе и криминали-стических;
• активное привлечение к проверкам специалистов;
• проведение проверок совместно (одновременно) с другими право-охранительными органами, контролирующими и иными органами;
• проведение комплексных проверок, т.е. проверок исполнения не-скольких законов. Повышению качества проверок будет способствовать, кроме того, совершенствование ныне действующих и разработка новых частных методов их проведения. Повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законов также может способствовать совершенство-вание практики реагирования прокуроров на нарушения законов. Совер-шенствование практики реагирования может идти по следующим направле-ниям:
• совершенствование порядка внесения актов прокурорского надзора, активное применение всех правовых средств и актов реагирования;
• сочетание письменных и устных форм реагирования;
• повышение остроты прокурорского реагирования;
• совершенствование структуры и повышение качества актов проку-рорского надзора;
• усиление контроля со стороны прокуроров за реализацией внесенных актов реагирования;
• систематическое обобщение (анализ) практики реагирования;
• совершенствование профессиональных навыков прокуроров. Этому могут способствовать все формы повышения квалификации прокуроров. Кроме этого повышению эффективности прокурорского надзора, как и всей многогранной деятельности прокуратуры, может способствовать дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего организацию и дея-тельность прокуратуры, о чем будет сказано в следующем параграфе этой главы. Понятно, что и совершенствование всего законодательного массива России и, в частности, устране.ние пробелов в правовом регулировании тех или иных общественных отношений, разночтений, дублирования, его коди-фикация будут в конечном итоге способствовать повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законов.
Прокуроры должны использовать все имеющиеся в их распоряжении средства (возможности) для повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов, что будет, несомненно, способствовать укреплению законности и правопорядка как в регионах, так и в целом в стране.
Как и другие государственно-правовые структуры, прокуратура под-вержена изменениям, которые должны соответствовать направлениям разви-тия общества и государства на переходном этапе.
По какому пути пойдет в будущем развитие Российской прокуратуры — зависит от многих факторов, и в первую очередь от таких:
• какая модель развития капитализма будет взята за основу в России, т.е. будет ли преобладать модель частного капитализма или будет избрана модель так называемого народного капитализма с ориентацией на усиление социальной защиты основной массы россиян;
• будет ли в России проводиться политика, отвечающая национальным интересам, преобладать национальная идея, направленная на всяческое уси-ление государства, его целостности, экономической, интеллектуальной и во-енной мощи и в конечном итоге на спасение россиян. С учетом сложившихся неблагополучных реалий именно спасение россиян становится основной, преобладающей национальной идеей;
• как в будущем пойдет процесс становления новой российской госу-дарственности, развития федеративных отношений и, в частности, какой объ-ем прав получат субъекты РФ и какие полномочия останутся за центром, и как это скажется на структуре законодательства;
• по каким направлениям будет идти судебная реформа и к каким пози-тивным результатам она может привести в плане защиты прав и свобод граждан, как будут перераспределяться правозащитные полномочия между судами, прокуратурой и другими правоохранительными и иными органами;
• будет ли учитываться позитивный опыт организации и деятельности Российской прокуратуры, накопленный ею за многие десятилетия своего су-ществования. Национальным интересам России, интересам законопослушной части граждан соответствует, чтобы Прокуратура РФ оставалась федераль-ным, централизованным надзорным органом и органом уголовного пресле-дования с оставлением за нею всех функций, определенных Конституцией РФ и Законом о прокуратуре, и чтобы она в дальнейшем развивалась в первую очередь как орган надзорного типа.
Следует заметить, что функция надзора за исполнением законов при-суща всем государствам, и она вызвана объективными потребностями до-биться надлежащего исполнения законов, без чего невозможно нормальное функционирование государств. Но в разных странах функция надзора за ис-полнением законов возложена на различные по своей структуре и назначе-нию органы.
Исторически так сложилось, что в России функция надзора за исполне-нием законов возлагалась на органы прокуратуры. Такая практика себя вполне оправдала, и никакой необходимости освобождать прокуратуру от надзорной функции не имеется, так как это неизбежно привело бы к негатив-ным последствиям, что не отвечает национальным интересам России. Поэто-му в будущем прокуратура может в основном развиваться как надзорный правозащитный орган.
Учитывая, что только сильное в политическом и экономическом отно-шении государство в состоянии обеспечить нормальные условия для прожи-вания всех категорий граждан, включая достижение высокого жизненного уровня, защитить их в социальном отношении, защита именно государствен-ных и общественных интересов (публичного интереса) останется приоритет-ной задачей для прокуратуры. Сказанное вовсе не означает, что прокурату-ра не будет защищать интересы предпринимателей, частных владельцев предприятий (частный интерес). Речь лишь идет о смещении акцента в сторо-ну защиты государственных и общественных интересов. Приоритетным для прокуратуры будет также защита прав и свобод человека и гражданина.
Получат дальнейшее развитие вре отрасли надзора и участки деятель-ности прокуратуры, однако в зависимости от происходящих в стране преоб-разований, новых задач, встающих перед обществом, будут уточняться при-оритеты, задачи, пределы отраслей надзора и участков деятельности проку-ратуры, полномочия прокуроров.
Все более приоритетное значение будет приобретать международное сотрудничество Прокуратуры РФ с органами прокуратуры, иными право-охранительными органами зарубежных стран, международными организа-циями.
Дальнейшее углубление получит деятельность Координационного Со-вета генеральных прокуроров стран СНГ, особенно в деле борьбы с органи-зованной, транснациональной преступностью. Об этом свидетельствует со-здание в структуре этого Совета аппарата исполнительного секретаря с уча-стием представителей генеральных прокуроров стран СНГ. Активизируется участие Генеральной прокуратуры РФ в деятельности Международной ассо-циации прокуроров, в иных организациях.
Можно полагать, что в будущем более полно будет востребован право-защитный потенциал российской прокуратуры, задействованы имеющиеся здесь резервы. Повышению роли прокуратуры как надзорного правозащит-ного органа, а следовательно, повышению эффективности ее многогранной деятельности в наибольшей мере могли бы способствовать повышение пра-вового статуса как самой прокуратуры, так и ее работников, полное прове-дение в жизнь принципа независимости прокурорского надзора, наделение прокуроров дополнительными полномочиями, т.е. дальнейшее развитие за-конодательства, регулирующего прокурорский надзор.
В этой связи представляется крайне необходимым в Конституцию РФ вместо ст. 129, посвященной прокуратуре и входящей в гл. 7 «Судебная власть», включить самостоятельную главу «Прокуратура Российской Феде-рации», в которой изложить задачи, структуру, основные направления дея-тельности прокуратуры, порядок назначения на должности прокуроров и освобождения их от должностей, отказавшись от института согласования назначения прокуроров субъектов РФ с ее субъектами, наделить Генерально-го прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ правом законодательной ини-циативы, а также правом обращения с запросом в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, закрепить, что организация и деятельность прокуратуры РФ определяются федеральным конституционным законом. Этот закон мог бы воспроизвести основные по-ложение ныне действующего Закона о прокуратуре.
В нем следовало бы более обстоятельно изложить структуры прокура-тур, полномочия прокуроров всех звеньев, посвятив этому такие самостоя-тельные главы, как: «Генеральная прокуратура Российской Федерации», «Прокуратуры субъектов Российской Федерации», «Районные прокурату-ры» и другие главы, хотя бы в кратком виде закрепить процедурные вопро-сы деятельности прокуроров по отраслям надзора, их правовое положение при участии в судах, более подробно регламентировать в специальной главе вопросы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Следовало бы восстановить ряд полномочий, которыми ранее были наделены прокуроры. Речь идет о наделении прокуроров правом выносить постановления о возбуждении дисциплинарного производства. В интересах дела следовало бы также закрепить в Законе, что принесение прокурором протеста на противоречащий закону акт или обращение прокурора с заявле-нием в суд о признании такого акта недействующим приостанавливает дей-ствие этого акта до рассмотрения протеста или заявления. Районным, город-ским и им равным прокурорам имело бы смысл предоставить право обра-щения с исковыми заявлениями в арбитражные суды и участия в этих судах.
Реализация этих и иных законодательных мер, несомненно, положи-тельно сказалась бы на состоянии работы органов прокуратуры, что в свою очередь способствовало бы укреплению законности и правопорядка в стране

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обеспечение законности в организации и деятельности органов госу-дарственного управления, исполнительной власти и органов местного само-управления, развитие государственности и правовой системы неотделимы от совершенствования деятельности прокуратуры, которая должна осуществ-ляться в приоритетных направлениях обеспечения реальной защиты прав и свобод человека и гражданина. Одно из этих направлений осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов, которые являются основ-ными элементами механизма государственного управления, ответственных за правопорядок в стране.
Для достижения цели и задач исследования в работе, в первую очередь, дается характеристика прокурорского надзора как особого вида правовых гарантий законности правовых актов, рассматриваются формы и методы прокурорского реагирования на несоблюдение законов. незаконными право-выми актами, исследованы функции прокуратуры по минусовой реализации законов и методов ее надзорной деятельности в современных условиях.
Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централи-зованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Положение о прокуратуре базируется на Федеральном Законе «О про-куратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г., на основе этого был изложен в I гл. Этот акт отвечает интересам укрепления законности и право-порядка в сложный переходный период развития России. В нем в значитель-ной мере учтен опыт сходных государственно-правовых структур развитых стран. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие пре-емственность отечественного опыта.
Основное усилие сделано на развитие огромного правозащитного по-тенциала прокуратуры, в том числе в реализации его конституционного при-оритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражда-нина. С учетом этого введена в закон специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности.
В этих целях прокуратуры осуществляют надзор за исполнением зако-нов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и ис-полнительными органами субъектов Российской Федерации, органами мест-ного самоуправления, органами контроля, а также руководителями коммер-ческих и некоммерческих организаций.
Одновременно прокуратура способствует взаимодействию разделения властей, выполняя функцию одного из элементов системы «сдержек и проти-вовесов», их согласованному функционированию как единой государствен-ной власти; прокуратура призвана обеспечивать укрепление и сохранность законности.
Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.
В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов». Она устанавливает и принима-ет меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходи-ли. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует вза-имодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заинтересованы в со-хранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана проку-ратура. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления за-конности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняе-мых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
— надзор за исполнением законов
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опера-тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
— надзор за исполнением судебных решений судебными приставами;
— надзор за исполнением законов администрациями органов и учре-ждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержан-ных и заключенных под стражу;
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установ-ленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федера-ции;
— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Рос-сийской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотвор-ческой деятельности.
В целях повышения эффективности прокурорского надзора за испол-нением федерального законодательства органами местного самоуправления, руководствуясь п.1 ст.17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предложено:
1. При осуществлении надзора за исполнением законов органами госу-дарственной власти, местного самоуправления, иными органами и организа-циями строго руководствоваться нормами действующих организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Феде-рации.
2. Главному управлению по надзору за исполнением федерального за-конодательства, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравнен-ным к ним прокурорам специализированных прокуратур осуществлять по-стоянный мониторинг взаимодействия органов прокуратуры и указанных органов и организаций учитывать состояние этой работы при проведении комплексных проверок нижестоящих прокуратур, принимая во внимание всесторонние данные о состоянии законности в регионе (муниципальном об-разовании), не ограничиваясь статистическими сведениями о принятых мерах реагирования.
3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам горо-дов, районов, иным территориальным прокурорам и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:
— на постоянной основе осуществлять надзор за законностью норматив-ных правовых актов, принимаемых органами государственной власти и ор-ганами местного самоуправления, оперативно реагируя на изменения феде-рального законодательства. При выявлении нарушений закона принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования.
— о состоянии законности и практике прокурорского надзора рассмат-риваемой сфере, включая вопросы правомерности возбуждения дел об ад-министративных правонарушениях в отношении должностных лиц органов местного самоуправления, информировать Генеральную прокуратуру Рос-сийской Федерации по итогам работы за полугодие и год.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (в ред. от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ] // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
2. Конвенция «О защите прав и основных свобод» (заключена в г.Риме 04.11.1950 г. вместе с Протоколом № 1, подписан в г. Париже 20.03.1952г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.
3. Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010г. № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002г. № 137-ФЗ (в ред. от 23.12.2010 г. № 494-ФЗ) // Собрание зако-нодательства РФ. — 2002. № 46. — Ст.4532.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002г. № 95-ФЗ (в ред. от 27.07. 2010 г. № 46-ФЗ) // Собрание законо-дательства РФ. — 2002. № 30. Ст. 3012.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001г. № 174-ФЗ (в ред. от 20.07.2011г. № 250-ФЗ) // Собрание зако-нодательства РФ. — 2001. № 52 (ч.I). Ст. 4921.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ (в ред. от 21.07.2011г. № 253-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
8. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 06.04.2011 г. № 65-ФЗ) // Собрание законо-дательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
9. Федеральный закон РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конку-ренции» (в ред. от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. Ст. 3434.
10. Федеральный закон РФ от 27.07.2007 г. № 79-ФЗ «О государствен-ной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. 13.12.2010 г. № 358-ФЗ) Российская газета. — 2004. — 31 июля.
11. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2011 г. № 246-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
12. Федеральный закон РФ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни-тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2011 г. № 246-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 242. Ст. 3287.
13. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в тамо-женных органах Российской Федерации» (в ред. от 18.12.2010 г. № 404-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.
14. Федеральный закон от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (в ред. 18.07.2011 г. № 241-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. Ст. 8220.
15. Федеральный закон РФ от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (в ред. 18.07.2011 г. № 241-ФЗ) // Собрание законода-тельства РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
16. Федеральный закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государ-ственной тайне» (в ред. от 18.07.2011 г. № 242) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. Ст. 8220.
17. Федеральный закон РФ от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 07.02.2011 г.) // Собрание законодатель-ства РФ. — 1995. №47. — Ст. 4472.
18. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 3. Ст. 140.
19. Приказ Генерального прокурора РФ 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществ-лении оперативно-розыскной деятельности» (вместе с «Инструкцией о по-рядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельно-сти», «Инструкцией об организации в прокуратуре делопроизводства по до-кументам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность») (документ опубликован не был) Справочная правовая система Консультант Плюс по состоянию на 06.10.2011 г.
20. Приказ Генерального прокурора РФ от 19 января 2010 г. № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о проти-водействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу-тем, и финансированию терроризма» (документ опубликован не был) // Справочная правовая система КонсультантПлюс по состоянию на 06.10.2011 г.
21. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12 марта 2009 г. № 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации» (документ опубликован не был) // Справочная пра-вовая система КонсультантПлюс по состоянию на 06.10.2011 г.
22. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 07 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и дру-гих специализированных прокуратур» (в ред. от 20.04.2010 г., документ опубликован не был) // Справочная правовая система КонсультантПлюс по состоянию на 06.10.2011 г.
23. Приказ Генерального прокурора РФ от 21 ноября 2007 г. № 186 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов на транс-порте и в таможенных органах» (документ опубликован не был) // Справоч-ная правовая система КонсультантПлюс по состоянию на 06.10.2011 г.
24. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законно-стью нормативных правовых актов органов государственной власти субъек-тов Российской Федерации и местного самоуправления» (в ред. от 15.04.2011 г. № 78, документ опубликован не был) // Справочная правовая система Кон-сультантПлюс по состоянию на 06.09.2011 г.
25. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 января 1999 г. № 3 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при раз-решении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подго-товляемых преступлениях» (в ред. от 16.03.2003 г., документ опубликован не был) // Справочная правовая система КонсультантПлюс по состоянию на 06.10.2011 г.
Справочники и печатные издания
1. Галустьян О.А. Прокурорский надзор: учебник для студентов выс-ших учебных / В.Н. Галузо, В.И. Батюк, А.Я. Марков и др.; под ред. О.А. Галустьяна. М.: Юнити-дана; Закон и право, 2007. 399 с.
2. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор: учебное пособие / В.Ф. Крюков. М.: Норма, 2010. 814 с.
3. Паламарчук А.В. О некоторых аспектах прокурорского надзора за исполнением законодательства о банках и банковской деятельности: научно практическое пособие / А.В. Паламарчук. М.: Веста, 2008. 178 с.
4. Поляков М.П. Прокурорский надзор: краткий курс лекций / М.П. Поляков, А.В. Федулов. учеб. изд. М.: Юрайт, 2004. 204 с.
5. Правоохранительные органы России: учебник / под ред. В.П. Божье-ва. М.: Юрайт, 2010. 336 с.
6. Прокурорский надзор: учебник / авт. кол.: Ю.Е. Винокуров, А.Ю. Винокуров, К.Ю. Винокуров, Ф.М. Кобзарев; под общ. ред. Ю. Е. Виноку-рова. М.: Юрайт, 2010. 490 с.
7. Прокурорский надзор: учебник для вузов / под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2005. 465 с.
8. Прокурорский надзор: учебное пособие / Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, В.И. Гладких и др.; под ред. Р.А. Адельханяна. М.: Юнити-Дана, 2011. 215 с.
9. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: ис-тория, развитие, понятие, соотношение / В.И. Рохлин. СПб.: Юрид. центр пресс, 2003. 304 с.
10. Смоленский М.Б. Прокурорский надзор: учебник / М.Б. Смолен-ский, И.А. Жильцов. учеб. изд. М.: ИТК «Дашков и К»; Академцентр, 2010. 240 с.
11. Тиунов Б.В. Надзор прокуратуры за законностью правовых актов субъекта Российской Федерации: учебное пособие / Б.В. Тиунов. СПб.: Нева, 2004. 57 с.
12. Федотова Е.В. Прокурорский надзор: курс лекций / Е.В. Федотова. М.: Омега-Л, 2006. 238 с.
Статьи из периодических изданий
1. Васюшкин В.В. Пределы прокурорского надзора / В.В. Васюшкин // Законность. 2010. №11. С. 15 19.
2. Викторов И.С. Вопросы прокурорского надзора за соблюдением за-конодательства в сфере градостроительной и жилищной деятельности / И.С. Викторов, Н.Н. Земеров // Жилищное право. 2008. №8. С. 26 31.
3. Викторов И.С. О состоянии законности и практике прокурорского надзора за соблюдением законодательства об оплате труда: По материалам проверок прокуроров субъектов Российской Федерации / И.С. Викторов, А.Ж. Макашева // Трудовое право. 2004. №10 (56). С. 59 63.
4. Викторов И.С. Основные научные и практические проблемы право-применительной практики и прокурорского надзора за исполнением требо-ваний Трудового кодекса Российской Федерации / И.С. Викторов // Трудовое право. 2005. №10. С. 26 35.
5. Вильде Л.В. Проблемы и пути оптимизации прокурорского надзора за исполнением валютного законодательства / Л.В. Вильде // Вестник Акаде-мии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. №1. С. 19 22.
6. Говорков Н. Прокурорский надзор: Трудности практики / Н. Говор-ков // Законность. 2007. №5. С. 14 16.
7. Зубова А.О. Проблемы правового регулирования исполнения лише-ния свободы в следственном изоляторе / А.О. Зубова // Право и образование. 2010. №3. С. 166 170.
8. Идилова Ж.Н. Научно-правовые положения, определяющие специ-фику и содержание прокурорского надзора за исполнением законов о малом и среднем предпринимательстве Ж.Н. Идилова Право и государство. 2009. №1. С. 68 71.
9. Исаенко В.И. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий / В.И. Исаенко // Законность. 2010. №4. С. 10 14.
10. Калинин В.Н. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона / В.Н. Калинин // Следователь. 2004. №4 (72). С. 55 62.
11. Козусев А.Ф. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности / А.Ф. Козусев // Законы Рос-сии. 2010. №10. С. 3 9.
12. Кузят Е.М. Правовые основания проведения проверок исполнения законов и пределы прокурорского вмешательства / Е.М. Кузят // Организа-ция прокурорского надзора за исполнением законов и законностью право-вых актов / под общ. ред. А.Х. Казариной. Выпуск 6. — М., 2003. С. 46 55.
13. Макеев Н. Надзор за соблюдением бюджетного законодательства / Н. Макеев Законность. 2004. №9. С. 29 31.
14. Муляева А.А. Сущность, задачи и значение прокурорского надзора
за исполнением законов при осуществлении розыска лиц, скрывшихся от ор-ганов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания А.А. Муляева // Российская юстиция. 2009. №6. С. 86-88.
15. Мыцыков А.. Прокуратура: Мифы, реальность, перспективы / А. Мыцыков, И. Мыцыков Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 6. С. 26 34.
16. Нестерова Т. Прокуратура и защита трудовых прав / Т. Нестерова // Законность. 2004. №5. С. 13 17.
17. Низовцев А. Надзор за соблюдением законов о государственной и муниципальной собственности / А. Низовцев // Законность. 2005. №2. С.19 20.
18. Новиков В. Надзор за исполнением законов коллегиальными орга-нами административной юрисдикции / В. Новиков, В. Хорьков // Законность. 2004. №5. С. 29 30.
19. Панов С.В. Надзор за исполнением законодательства в сфере топ-ливно-энергетического комплекса / С.В. Панов, С.В. Клюев // Законность. 2011. №2. С. 3 7.
20. Петров М. Надзор за исполнением законодательства о выборах / М. Петров // Законность. 2009. №1. С. 9 13.
21. Погребинская Л. Надзор за исполнением законодательства о сред-ствах массовой информации / Л. Погребинская // Законность. 2008. №3. С. 29 31.
22. Поляков Ю. Надзор за исполнением экологического законодатель-ства / Ю. Поляков, Д. Добрецов // Законность. 2006. №2. С.14 16.
23. Пригорща П.А. О требовании прокурора как составляющей средств выявления нарушения закона и средств прокурорского реагирова-ния / П.А. Пригорща // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2011. №1. С.121-124.
24. Протопопов А.Л. Функции прокуратуры / А.Л. Протопопов // Изве-стия вузов. Правоведение. 2000. №6 (233). С. 169 178.
25. Репкина И. Надзор за исполнением налогового законодательства / И. Репкина // Законность. 2005. №1. С. 26 28.
26. Рохлин В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Про-блемы и перспективы // Известия вузов. Правоведение. 2000. №5. С.154 163.
27. Сергиенко А. Надзор за реализацией приоритетных национальных проектов / А. Сергиенко // Законность. 2007. №2. С. 2 4.
28. Стрельников В.В. Проблемы правового обеспечения деятельности российской прокуратуры / В.В. Стрельников // Право и государство. 2010. №10. С. 22 31.
29. Стуканов А.П. Предмет и пределы прокурорского надзора за ис-полнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации / А.П. Стуканов // Известия вузов. Правоведение. 1999. №4. С.224 223.
30. Сушина Т. Предмет надзора за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве / Т. Сушина // Законность. 2009. №2. С.9 14.
31. Трошкин И.Ю. Надзор за исполнением законодательства судебны-ми приставами / И.Ю. Трошкин // Законность. 2011. №1. С. 22 25.
32. Туйков В.И. Российская прокуратура в условиях становления пра-вового государства / В.И. Туйков // Извести вузов. Правоведение. 1998. №2. С. 162 166.
33. Христинич И.В. Надзор за исполнением законов в сфере пожарной
безопасности / И.В. Христинич // Законность. 2011. №2. С. 31 35.
34. Шерегова Ф.Х. К вопросу о прокурорском надзоре за исполнением законодательства о правах граждан России на бесплатную медицинскую по-мощь / Ф.Х. Шерегова // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2009. №1. С. 190 — 196.
Авторефераты диссертаций
1. Бабаев С.Н. Прокурорский надзор как способ обеспечения законно-сти правовых актов управления: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук С.Н. Бабаев. Воронеж, 2003. 24 с.
2. Волколупов Е.В. Прокурорский надзор как гарантия обеспечения законности правовых актов: Проблемы теории и практики: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук / Е.В. Волколупов. Саратов, 2003. 26 с.
3. Желтобрюхов С.П. Прокурорский надзор как гарантия законности в Российском государстве: Проблемы теории и практики: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук / С.П. Желтобрюхов. Саратов, 1999. 26 с.
4. Женетль С.З. Проблемы прокурорского надзора за соответствием правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральному за-конодательству: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук / С.З. Же-нетль. М., 2002. 25 с.
5. Жубрин Р.В. Проблемы теории и практики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании незаконного предприниматель-ства: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук / Р.В. Журбин. М., 2004. 28с.
6. Кириченко С.Г. Прокурорский надзор за соблюдением природо-охранного законодательства: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук / С.Г. Кириченко. Екатеринбург, 2003. 26 с.
7. Макушенко Е.А. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук / Е.А. Макушенко. М., 2009. 28 с.
8. Рабко Т.А. Надзор прокуратуры за соответствием законам правовых актов, издаваемых представительными (законодательными) органами субъ-ектов Российской Федерации: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук / Т.А. Рабко. СПб., 1999. 24 c.
9. Рубан Н.В. Основные теоретические и организационно-методические проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельно-сти федеральных органов налоговой полиции: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук / Н.В. Рубан. СПб., 2001. 23 с.
10. Сумин А.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органа-ми федеральной службы безопасности в Российской Федерации: Правовые, организационные и методические аспекты: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук / А.А. Сумин. М.,1999. 60 с.
11. Туйков В.И. Прокуратура субъекта Российской Федерации как зве-но прокурорской системы : На примере Свердловской области: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук / В.И. Туйков. Екатеринбург, 1998. 32 с.
Электронные ресурсы
1. Судебная и арбитражная практика: справочная система для профес-сионалов: электронный бюллетень. Выпуск 2 (9). Изд. на CD диске. М.: Рос-сийская газета,2010.
2. Судебная и арбитражная практика: справочная система для профес-сионалов. Выпуск 1 (6). Изд. на CD диске. М.: Российская газета, 2011.
Материалы судебной практики
1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2005 г. № 422-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина Полякова Олега Павловича об официальном разъяснении Опре-деления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года № 406-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Полякова Олега Павловича на нарушение его конституционных прав поло-жениями статьи 50 Федерального закона «О прокуратуре Российской Феде-рации» (документ на опубликован) // Справочная правовая система «Кон-сультантПлюс» по состоянию на 03.09.2011.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф