Меню Услуги

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём. Часть 3.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Основополагающим нормативно-правовым актом в Российской Федерации является принятый 7 августа 2001 года, в период становления законодательства в области противодействия преступных доходов, Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

Нормативно-правовой акт отвечает всем международным требованиям и стандартам в области противодействия отмывания преступным доходов. Согласно законодательству Российской Федерации, легализацией преступных доходов является придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и другим имуществом, полученными в результате преступления.

Действие нормативно-правового акта распространяется как на юридических, так и на физических лиц. Область распространения закона достаточно объемна. К организациям, осуществляющих финансовую деятельность, относятся: кредитные организации, страховые организации (за исключение страховых медицинских организаций), профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые брокеры, лизинговые компании. Законопроект распространяется на адвокатов, нотариусов и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в области оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Основное место в законе уделяется операциям по предупреждению, выявлению и пресечению деяний, которые могут быть отнесены к сфере отмывания преступных доходов. Описанные контрмеры попадают под рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. К мерам, направленным на противодействие отмыванию преступных доходов, относятся:

— организация и осуществление внутреннего контроля;

— обязательный контроль;

— запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации преступных доходов, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» №115-ФЗ от 7 августа 2001 года.

В исполнение законодательства Российской Федерации в сфере противодействия отмыванию преступных доходов организации должны проводить меры, направленные на предотвращение отмывания преступных доходов.

Политика внутреннего контроля включает в себя разработку и утверждение правил внутреннего контроля, а также назначение ответственного сотрудника в сфере противодействия отмыванию преступных доходов. Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и Положением о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 02.03.2012 № 375-П). Основные положения Правил внутреннего контроля должны включать:

— Программу организации и реализации внутреннего контроля в целях предотвращения отмывания преступных доходов;

— Порядок выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных операций (сделок), связанных с отмыванием преступных доходов;

— Систему идентификации клиентов, установление бенефициарных владельцев и выгодоприобретателей, и проверку полученной информации;

— Порядок блокирования операций с денежными средствами и иным имуществом при проведении подозрительных операций;

— Программу документального фиксирования и хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ внутреннего контроля в целях борьбы с отмыванием преступных доходов;

— Систему обучения и подготовки кадров в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Ответственный за реализацию законодательства Российской Федерации в сфере противодействия отмывания преступных доходов сотрудник должен передавать полученные при идентификации сведения в полном объеме в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения таких сведений, согласно Указанию Банка России от 14.09.2011 № 2696-У «Об установлении срока передачи сведений, полученных при проведении идентификации» в уполномоченный орган.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» №115-ФЗ от 7 августа 2001 года, определяется Президентом­­­­­ Российской Федерации. Положение о Федеральной службе по Финансовому мониторингу утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 808.

Порядок предоставления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует «Положение о предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении  Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 года. Положение устанавливает сроки передачи сведений и перечень необходимой предоставляемой информации об операциях клиента.

При проведение проверки уполномоченным органом может быть издано постановление о приостановке операций с денежными средствами или иным имуществом на срок до тридцати суток. В случае обнаружения доказательств, свидетельствующих о том, что операция связана с отмыванием преступных доходов, Федеральная служба по финансовому мониторингу направляет соответствующую информацию в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией.

Федеральная служба по финансовому мониторингу во взаимодействии с Банком России и в соответствии с международными договорами Российской Федерации информирует компетентные органы иностранных государств, в целях реализации рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

Лица, признанные виновными по постановлению судебного органа в нарушении законодательства в области противодействия отмывания преступных доходов, могут понести административную, гражданскую и уголовную ответственность.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неисполнения законодательства в сфере противодействия отмывания доходов, должностному лицу может быть вынесено предупреждение, либо штраф в размере от десяти до тридцати тысяч рублей, юридические лица несут ответственность в размере до ста тысяч рублей. Если же действие (бездействие) сотрудника повлекло за собой непредоставление обязательной информации, установленной правилами внутреннего контроля, в Федеральную службу финансового мониторинга, административный штраф в отношении физического лица увеличивается до пятидесяти тысяч рублей, а в отношении юридического лица до четырехсот тысяч рублей соответственно.

Административная ответственность предусмотрена за неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества, непредоставление запрашиваемой информации, а также воспрепятствование осуществлению контрольных и надзорных функций.

Если же нарушение законодательства в области противодействия отмыванию преступных доходов повлекло установленную приговором суда легализацию доходов, полученных преступным путем, и правонарушение не попадает под действие уголовного законодательства, ответственный сотрудник может быть дисквалифицирован до трех лет, а деятельность юридического лица приостановлена до девяноста суток.

Согласно рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, ответственность за нарушение в сфере противодействия отмыванию преступных доходов должна быть криминализирована. Законодательство Российской Федерации в полной мере отвечает необходимым требованиям. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за отмывание преступных доходов до семи лет и штрафом в размере до миллиона рублей.

Надзор в сфере противодействия отмыванию преступных доходов является неотъемлемой частью контроля за обращением денежных средств в Российской Федерации. Контроль законного происхождения денежных средств осуществляется уполномоченными государственными органами. Организации, осуществляющие финансовую деятельность, и другие уполномоченные лица, организуют сбор, фиксацию, передачу и хранение предусмотренной законом информации. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации следует разделить на два уровня: первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг.

В области первичного финансового мониторинга решается задача предупреждения отмывания преступных доходов. Организации, осуществляющие финансовую деятельность, и другие уполномоченные лица, являются субъектами первичного финансового мониторинга, проводя текущий финансовый контроль и передавая установленную законом информацию в Федеральную службу по Финансовому мониторингу. Данный уполномоченный орган, являясь основным элементом национальной системы противодействия отмыванию преступных доходов, согласовывает взаимодействие субъектов правоохранительной сферы и финансового мониторинга, обеспечивает международное сотрудничество, в целях исполнения законодательства Российской Федерации в области противодействия отмыванию преступных доходов. Организации, осуществляющие финансовую деятельность являются агентами финансового контроля и непосредственно осуществляют контрольные функции. Два уполномоченных органа – Федеральная служба по Финансовому мониторингу и Банк России контролируют полноту, достоверность и своевременность предоставляемой информации. Кредитные организации предоставляют информацию о движении средств по счетам своих клиентов в порядке, установленном Центральным Банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Государственный финансовый мониторинг в области отмывания преступных доходов определяется деятельностью государственных органов по проверке операций на предмет придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Первичный финансовый мониторинг характеризуется проведением обязательного внутреннего контроля, который позволяет собрать и передать в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию о подозрительных операциях, возможно связанных с отмыванием преступных доходов. Основная функция первичного финансового мониторинга состоит в выявлении таких операций. Федеральная служба по Финансовому мониторингу анализирует и обрабатывает поступающую информацию, и, в случае подозрения отмывания денежных средств, проводит финансовые расследования, выявляя наличие связей между финансовыми операциями и отмыванием преступных доходов. Результатом финансового расследования будет передача собранной информации в правоохранительные органы.

Государственный финансовый мониторинг в сфере противодействия отмывания преступных доходов включает в себя два основных уполномоченных органа: Банк России и Федеральную службу по финансовому мониторингу. Центральный Банк Российской Федерации и Федеральная служба по финансовому мониторингу активно взаимодействуют в сфере противодействия отмыванию преступных доходов. Федеральная служба по финансовому мониторингу разрабатывает основные направления политики противодействия отмыванию преступных доходов, разрабатывает и регулирует основные направления деятельности в этой области. Банк России выполняет функции Росфинмониторинга в банковской системе, осуществляя контроль за соблюдением национального законодательства в сфере противодействия отмывания преступных доходов среди кредитных организаций и устанавливая порядок осуществления кредитными организациями функций по противодействию отмыванию преступных доходов путем издания нормативных актов и методических рекомендаций.

Объектами контроля со стороны Росфинмониторинга и его территориальных органов являются:

— Лизинговые компании

— Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

— Операторы по приему платежей

— Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Таким образом, Федеральная служба по финансовому мониторингу не контролирует соблюдения законодательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов в кредитных организациях, этой деятельностью занимается Банк России. Надзорная работа Центрального Банка Российской Федерации позволяет выявлять основные виды подозрительных операций, совершаемых кредитными организациями. Основная задача Банка России состоит в государственном регулировании денежного обращения, развитии и укреплении банковской системы, что обеспечивает эффективное существование финансовой системы страны в целом.

Осуществление первичного финансового мониторинга возможно проанализировать на примере финансового агента ОАО ВТБ Лизинг. Лизинговые компании относятся к организациям, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, таким образом, получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) является операцией с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.

Действующая в ОАО ВТБ Лизинг система противодействия отмыванию преступных доходов построена в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и рекомендациями Банка России. Основные положения корпоративной политики внутреннего контроля в сфере противодействия отмыванию преступных доходов закреплены «Консолидированной политикой группы ВТБ по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма», «Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и «Инструкцией о порядке подготовки и представления сведений.

ОАО ВТБ Лизинг предпринимает необходимые меры внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию преступных доходов при работе с клиентами. Необходимая идентификация клиента проводится в разумно короткие сроки после первого обращения клиента. Документарная проверка физического лица осуществляется на основании оригиналов документов, которые, в соответствии с национальным законодательством, являются документами, удостоверяющими личность. При проверке юридического лица предпринимаются необходимые меры для получения следующих сведений организаций:

− полное наименование,

− регистрационный номер,

− адрес места регистрации компании,

− адрес фактического места нахождения, места нахождения органов управления,

− идентификационный номер налогоплательщика,

− список органов управления и всех руководителей,

− другую информацию, предусмотренную национальным законодательством.

В целях поддержания информации о клиентах в актуальном состоянии ОАО БТБ Лизинг не реже одного раза в три года пересматривает и обновляет имеющиеся в распоряжении документы и информацию о клиентах.

Проверка полученной информации происходит посредством обращения к достоверным, независимым источникам, базам данных или информации.

Для проведения операций Компания должна располагать списком лиц, уполномоченных подписывать платежные инструкции клиента, и иметь в своем распоряжении документы, подтверждающие право данных лиц подписывать подобные инструкции. Лица, уполномоченные подписывать документы, идентифицируются только в тех случаях, когда этого требует основанный на оценке риска подход, если национальное законодательство не обязывает идентифицировать всех лиц, уполномоченных подписывать документы.

Данные о реализуемой сделке фиксируется по специальной форме и направляются уполномоченному сотруднику в сфере противодействия отмыванию преступных доходов. Документальная фиксация и передача в уполномоченный орган происходит не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции. Передаются следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом:

— Вид операции и основания ее совершения;

— Дата совершения операции;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— Сумма, на которую данная операция совершена;

— Наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию;

— Сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;

— Сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция;

— Сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;

— Сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Существует два типа операций, сведения о которых подлежат представлению в Федеральную службу по финансовому мониторингу:

− операции, подлежащие обязательному контролю, в соответствии с национальным законодательством;

− операции и деятельность, в отношении которых возникла уверенность, подозрения или мотивированные основания для возникновения уверенности или подозрений в том, что осуществляющее их лицо связано с отмыванием преступных доходов.

Процедура предоставления сообщения об операции также регламентируется правилам внутреннего контроля. Сбор информации о подозрительной сделке осуществляется всеми сотрудниками ОАО ВТБ Лизинг, полученные данные транслируются ответственному сотруднику в сфере противодействия отмыванию преступных доходов. Ответственный сотрудник в сфере противодействия отмыванию преступных доходов направляет отчет в Федеральную службу по финансовому мониторингу в сроки, определенные национальным законодательством.

Все действия, предпринятые в связи с операциями, сообщения о которых подлежат представлению с Уполномоченный орган, подлежат документированию и хранятся под систематическим контролем. ОАО ВТБ Лизинг обеспечивает хранение в течение пяти лет следующей информации, как доказательство предпринятых мер в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, и для использования в качестве доказательства при проведении расследования правоохранительными органами:

− документы, содержащие сведения о клиенте;

− сведения о совершенных операциях;

− внутренние и внешние отчеты об операциях, подлежащие обязательному контролю, и о подозрительных операциях;

− годовые и другие отчеты Ответственного сотрудника ОАО ВТБ Лизинг в сфере противодействия отмывания преступных доходов;

− информация об учебных мероприятиях и их эффективности.

Обеспечивается доступ к документации только тех работников, которые имеют на это право в соответствии с их трудовыми обязанностями, пресекаются все попытки несанкционированного получения информации. Информация о клиентах и проведенных операциях, полученная в рамках реализации мер внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию преступных доходов, является конфиденциальной. Сотрудники ОАО ВТБ Лизинг не вправе информировать клиентов и иных лиц о формах, способах и методах осуществления в Компании процедур внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию преступных доходов. Раскрытие иным лицам информации о том, что Компанией были представлены в Уполномоченный орган сведения об операциях или деятельности клиента, строго запрещается.

ОАО ВТБ Лизинг проводит ежегодное обучение персонала в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, сотрудники изучают национальное законодательство в области противодействия отмыванию преступных доходов и свои функциональные обязанности в рассматриваемой сфере.

Политика ОАО ВТБ Лизинг транслирует все требованиям национального законодательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, которые показали свою эффективность в борьбе с отмыванием преступных доходов.

Анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации показал, что национальная законодательная база полностью отвечает мировым стандартам противодействия отмыванию преступных доходов. Использован международный опыт борьбы с отмыванием преступных доходов, учтены рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Практическая реализация первичного финансового мониторинга рассмотрена на примере корпоративной политики ОАО ВТБ Лизинг в сфере противодействия отмыванию преступных доходов.

2.2. Анализ деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу

Федеральная служба по финансовому мониторингу является ключевым органом исполнительной власти Российской Федерации в сфере противодействия отмыванию преступных доходов. Росфинмониторинг был образован путем преобразования Комитета по финансовому мониторингу согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти». Федеральная служба по финансовому мониторингу была уполномочена предпринимать меры в борьбе с отмыванием преступных доходов и координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти в этой сфере, при этом функции принятия нормативно-правовых актов были возложены на Министерство Финансов Российской Федерации.

Деятельность Росфинмониторинга регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу».

Указ президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года № 1274 «Вопросы структуры Федеральных органов власти» вывел Росфинмониторинг из-под юрисдикции Министерства Финансов Российской Федерации, напрямую подчинив Федеральную службу по финансовому мониторингу Правительству Российской Федерации. Но уже в 2012 году Президент принимает решение самостоятельно курировать финансовую разведку Российской Федерации. В настоящее время руководство деятельностью Федеральной службой по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации, согласно указу Президента Российской Федерации «О структуре Федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636.

Текущую деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет директор, который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Росфинмониторинг обязанности. Директор Росфинмониторинга, и его заместители, назначаются и освобождаются от должности указами Президента Российской Федерации.

Основные функциональные обязанности Росфинмониторинга определяются Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу.

Ключевым инструментом деятельности в сфере противодействия отмыванию преступных доходов Федеральной службы по финансовому мониторингу является надзор. В целях исполнения, возложенных законодательством Российской Федерации полномочий, Росфинмониторинг проводит проверки организаций, осуществляющих финансовую деятельность, ведет их учет, координирует работу надзорных органов и взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами прокуратуры, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия отмыванию преступных доходов. Координационной деятельностью и взаимодействием федеральных органов исполнительной власти занимается Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – МВК).

Федеральная служба по финансовому мониторингу контролирует следующие объекты:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— Лизинговые компании;

— Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

— Операторы по приему платежей;

— Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Центральный банк Российской Федерации и Федеральная служба по финансовому мониторингу активно взаимодействуют в сфере противодействия отмыванию преступных доходов.  Федеральная служба по финансовому мониторингу разрабатывает основные направления политики противодействия отмыванию преступных доходов, разрабатывает и регулирует основные направления деятельности в этой области. Банк России выполняет функции Росфинмониторинга в банковской системе, осуществляя контроль за соблюдением национального законодательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов среди кредитных организаций и устанавливая порядок осуществления кредитными организациями функций по противодействию легализации преступных доходов путем издания нормативных актов и методических рекомендаций.

Федеральная служба по финансовому мониторингу не контролирует соблюдения законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов в кредитных организациях, эти полномочия возложены на Банк России.

Порядок предоставления информации четко регламентирован, что исключает возникновение проблем на практике. Информация предоставляется согласно законодательству Российской Федерации в сфере противодействия отмыванию преступных доходов.

Международное сотрудничество Федеральной службы по финансовому мониторингу занимает одно из главных мест в деятельности организации. Обмен приобретённой информацией и опытом в сфере противодействия отмыванию преступных доходов играет ключевую роль в становлении законодательства в области отмывания преступных доходов. Росфинмониторинг сотрудничает со следующими международными организациями:

— Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

— Комитетом экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (МАНИВЭЛ);

— Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ);

— Азиатско-Тихоокеанской группой по типу ФАТФ (АТГ).

Осуществляется сотрудничество с финансовыми разведками иностранных государств, прежде всего с международным объединением подразделений финансовой разведки группы Эгмонт.

Федеральная служба по финансовому мониторингу старается активно взаимодействовать со всеми странами, вовлечённых в борьбу с отмыванием преступных доходов, рассматривая и подписывая необходимые соглашения в сфере противодействия отмыванию преступных доходов. Ведется плодотворный двусторонний диалог с государствами всех регионов мира, результатом которого является разработка и подписание соответствующих международных соглашений о взаимодействии в сфере противодействия отмыванию преступных доходов.

Для исследования деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу необходимо проанализировать работу Росфинмониторинга в указанных международных организациях.

В период стремления стать постоянным членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег и становления национальной системы борьбы с отмыванием преступных доходов, в 2002 году, Федеральная служба по финансовому мониторингу (еще будучи Комитетом по финансовому мониторингу), от имени Российской Федерации, стала членом объединения финансовых разведок мира Эгмонт. Государство в Эгмонте представляет уполномоченный орган, созданный для сбора и обработки информации о преступных доходах. Членство в Эгмонте позволило Российской Федерации получить доступ в специальную систему закрытой связи, созданной для обмена информацией между своими членами и наладить более тесные контакты с подразделениями финансовых разведок других стран. Федеральной службе по финансовому мониторингу стало легче отслеживать тенденции в области отмывания преступных доходов, применяя новые методы финансового анализа.

Выступив инициатором создания Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) в 2004 году, Российская Федерация стремилась оказать содействие государствам-членам в развитии правовых и институциональных основ борьбы с отмыванием преступных доходов, основанных на международно признанных стандартах Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. В настоящее время членами ЕАГ являются: Белоруссия, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Российская Федерация является председателем ЕАГ с момента ее основания.

Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма проводит взаимные оценки соответствия национальных систем противодействия отмыванию преступных доходов своих государств международным стандартам, учитывая особенности евразийского региона. Страны обмениваются финансовой информацией, происходит взаимный обмен опыта в целях повышения квалификации персонала.

Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма стала ассоциированным членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег с июня 2010 года, а в 2011 году ЕАГ получила статус межправительственной организации, став субъектом международного права. При этом Китай, Россия и Индия являются также и самостоятельными членами ФАТФ. Основываясь на принципе равноправия государств-членов в деятельности организации, обобщается международный опыт и разрабатываются рекомендации для национальных систем противодействия отмыванию преступных доходов.

В 2013 году был подписан Федеральный закон о ратификации Соглашения между Правительством России и Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) об условиях пребывания её Секретариата на территории Российской Федерации. Соглашение было подписано в Париже 14 февраля 2012 года.

Федеральная служба по финансовым рынкам от имени Российской Федерации является членом Европейской региональной группы по типу ФАТФ —  Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер по борьбе с отмыванием денег (МАНИВЭЛ). Основная задача МАНИВЭЛ состоит в распространении применения международно признанных стандартов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в национальные системы противодействия отмыванию преступных доходов государств-членов.

Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер по борьбе с отмыванием денег был создан в 1997 году как подкомитет Европейского Комитета Совета Европы по проблемам преступности. МАНИВЭЛ действует по мандату Совета Европы и отчитывается перед Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег по итогам работы.

Еще одним ассоциированным членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, представителем которого в статусе наблюдателя является финансовая разведка Российской Федерации, является Азиатско-Тихоокеанская группа по типу ФАТФ (АТГ). Руководствуясь основными стандартами в области противодействия отмыванию преступных доходов, Рекомендациями ФАТФ, Азиатско-Тихоокеанская группа определяет политику в системе противодействия отмыванию преступных доходов в регионах всех государств-членов. Каждые три года АТГ разрабатывает стратегический план, излагающий основные цели, который должен быть одобрен всеми странами, представленными в группе. Краткосрочные цели организации отражаются в ежегодном бизнес-плане, детально излагающий рабочую программу Азиатско-Тихоокеанская группы.

Исследуя деятельность Федеральной службы по финансовому мониторинга в области международного сотрудничества, на мой взгляд, основная цель Росфинмониторинга состоит в усилении влияния и сближении ассоциированных членов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием преступных доходов.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет координацию между органами исполнительной власти в сфере противодействия отмыванию преступных доходов. На мой взгляд, стандарты и требования Росфинмониторинга повторяют Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, эффективность которых доказана опытом международного сообщества. Федеральная служба по финансовому мониторингу координирует программы международного сотрудничества, активно содействует с международными организациями, структурами и заинтересованными странами с целью повышения эффективности взаимодействия подразделений финансовых разведок и улучшения функционирования мирового финансового рынка, стремясь к открытости и прозрачности финансовых операций.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!