Меню Услуги

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ БОРЬБЫ С ОТМЫВАНИЕМ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
  • 1.1. Деятельность Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег
  • 1.2. Международные правовые нормы, применяемые в борьбе с отмыванием преступных доходов
  • 1.3. Опыт зарубежных стран в борьбе с отмыванием преступных доходов
  • ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
  • 2.1. Основные нормативно-правовые акты Российской Федерации в области противодействия отмыванию преступных доходов
  • 2.2. Анализ деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу
  • 2.3. Тенденции совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере противодействия отмыванию преступных доходов
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и новизна темы «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», обуславливается возрастающим вниманием мирового сообщества и адекватной оценкой угроз, связанных с отмыванием преступных доходов. Регулирование и совершенствование законодательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов входит в число приоритетных задач для большинства государств, и Российская Федерация не является исключением. Доказанный ущерб от преступлений в денежно-кредитной сфере в течение трех последних лет превысил порог в двадцать миллионов рублей. Кредитные организации располагают сведениями о полутора триллионах рублей, ушедших заграницу. В 2013 году в Российской Федерации было совершено более сорока двух тысяч преступлений в сфере легализации доходов, полученных преступным путем.

В выпускной квалификационной работе противодействие отмыванию преступных доходов рассмотрено в рамках финансово-правых аспектов с акцентом на анализ международных стандартов и национального законодательства Российской Федерации в указанной сфере.

В первой главе исследованы международные стандарты противодействия отмыванию преступных доходов. В рамках международного сотрудничества и в целях объединения усилий в борьбе с данным явлением была создана Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег – ФАТФ (Finаnciаl Аctiоn Tаsk Fоrcе). Исполняя требования межправительственной организации ФАТФ, страны стремятся наладить эффективную работу по противодействию отмыванию преступных доходов, обмениваются опытом и совершенствуют собственную законодательную базу в этой сфере.

Международное сообщество, стремясь противодействовать отмыванию преступных доходов, принимает основные конвенции, директивы, направленные на борьбу с отмыванием преступных доходов и закрепляют эффективные механизмы реализации мер в этой области, включая вопросы международного сотрудничества компетентных органов государств.

Международные финансовые институты и банковское сообщество в целом также усиливают внимание к вопросам предотвращения использования национальных и мировой финансовых систем в целях отмывания преступных доходов. Ведущие банки мира инициировали разработку Всеобщих директив по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе, названных Вольфсбергскими принципами.

Среди финансовых и кредитных институтов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов примечателен Базельский комитет по банковскому надзору, который является комитетом органов банковского надзора, основная деятельность которого направлена на распространение политики единых стандартов в сфере банковского регулирования.

Для совершенствования собственной национальной системы противодействия отмыванию преступных доходов, исследован опыт зарубежных стран, успешно ведущих борьбу с отмыванием: Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции, Германии, Китая.

Во второй главе освещаются основы законодательства Российской Федерации в сфере противодействия отмыванию преступных доходов.

Анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации показал, что национальная законодательная база полностью отвечает мировым стандартам противодействия отмыванию преступных доходов. Использован международный опыт борьбы с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, учтены рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Рассмотрены институты государственного финансового мониторинга. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации следует разделить на два уровня: первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг. Государственный финансовый мониторинг в области отмывания преступных доходов определяется деятельностью государственных органов по проверке операций на предмет придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Первичный финансовый мониторинг характеризуется проведением обязательного внутреннего контроля, который позволяет собрать и передать в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию о подозрительных операциях, возможно связанных с отмыванием преступных доходов. Практическая реализация первичного финансового мониторинга рассмотрена на примере корпоративной политики финансового агента ОАО ВТБ Лизинг в сфере противодействия отмыванию преступных доходов.

Проведен анализ деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу. Федеральная служба по финансовому мониторингу координирует программы международного сотрудничества, активно содействует с международными организациями, структурами и заинтересованными странами с целью повышения эффективности взаимодействия подразделений финансовой разведки и улучшения функционирования мирового финансового рынка, стремясь к открытости и прозрачности финансовых операций.

В работе рассмотрены тенденции совершенствования законодательства Российской Федерации сфере в противодействия отмыванию преступных доходов на примере принятых нормативно-правовых актов и законодательных инициатив.

Теоритические вопросы, исследуемые в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, представлены в трудах: Бобрышевой Г.В., Бровкиной Н.Д Грачевой Е.Ю., Жубрина Р.В., Зацепина А.М., Хориной Л.Я.

Цели и задачи исследования. Целями настоящего исследования является изучение финансово-правовых национальных и международных механизмов противодействия отмыванию преступных доходов и определение основных тенденций развития борьбы с отмыванием преступных доходов.

Достижение перечисленных целей обеспечивается в результате решения следующих задач:

— исследовать роль нормотворческой деятельности ведущих международных организаций, осуществляющих борьбу с отмыванием преступных доходов;

— изучить международное и национальное законодательство в сфере противодействия отмыванию преступных доходов;

— исследовать правовой инструментарий противодействия отмыванию преступных доходов, имеющийся в законодательствах ряда зарубежных государств;

— описать действующие механизмы взаимодействия различных государств в области противодействия отмыванию преступных доходов;

— проследить основные тенденции развития национального законодательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются правовые средства и меры, направленные на противодействие отмыванию преступных доходов, существующие в международном и национальном законодательствах.

Предметом исследования выступают: деятельность международных организаций в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, нормативные правовые акты Российской Федерации и иностранных государств, регламентирующие противодействие отмыванию преступных доходов, международно-правовые акты, создающие международные механизмы противодействия отмыванию преступных доходов.

Методология исследования. Методологическим инструментарием для решения поставленных задач послужили методы исторического, системно-структурного анализа, формальной логики, сравнительно-правовой метод.

 

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ БОРЬБЫ С ОТМЫВАНИЕМ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

1.1. Деятельность Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег

Осознавая угрозу своим национальным интересам и сложность процесса выявления отмывания преступных доходов в международной финансовой системе, развитые государства пришли к пониманию острой необходимости разработки коллективных мер борьбы с этим видом преступной деятельности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Следствием этого стало создание Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег – ФАТФ (Finаnciаl Аctiоn Tаsk Fоrcе).

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Finаnciаl Аctiоn Tаsk Fоrcе (FАTF) – анг.) – межправительственный орган, созданный в 1989 году юрисдикциями стран, входящих в состав группы.

Организация была учреждена группой семи (Grоup оf Sеvеn – G-7, Большой семеркой) в июле 1989 года в Париже, для изучения и разработки мер борьбы с отмыванием преступных доходов.

Впоследствии в октябре 2001 года ФАТФ расширяет свой круг обязанностей и, в дополнение к противодействию отмыванию преступных доходов, прилагает усилия в борьбе с финансированием терроризма.

В настоящее время Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег включает в себя тридцать четыре юрисдикции и две региональные организации: Аргентина, Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Китай, Гонконг (Китай), Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Индия, Ирландия, Италия, Япония, Республика Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Российская Федерация, Сингапур, Южная Африка, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, США; Европейская комиссия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Это является большинством основных финансовых центров во всех частях земного шара.

Для того, чтобы государство рассматривали как потенциального кандидата на вступление в ФАТФ, необходимо выполнение определенных условий. Страна должна быть стратегически важной; оцениваются качественные показатели внутреннего валового продукта, размеры банковского, страхового сектора, общее количество населения. Анализируется влияние на мировую финансовую систему, степень открытости финансового сектора и его взаимодействие с международными рынками. Основными критериями являются:

— активное участие и усилия в противодействии отмыванию преступных доходов;

— участие в других соответствующих финансовых организациях;

— реализация своих программ, нацеленных на противодействие отмыванию преступных доходов;

— ратификация стандартов ФАТФ;

— при необходимости, внесение своего вклада в работу ФАТФ.

Противодействие отмыванию преступных доходов ведется и на международном уровне в региональных организациях, созданных наподобие Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег.

Некоторые международные организации имеют статус наблюдателя в ФАТФ. Одной из целей данных организаций, помимо своих основных функций, является противодействие отмыванию преступных доходов. Получив статус наблюдателя, организация и Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег обмениваются информацией по вопросам противодействия отмыванию преступных доходов.

Государствами-наблюдателями ФАТФ в настоящее время являются Индия и Республика Корея.

Основные цели группы включают в себя установление стандартов и содействие эффективного осуществления законодательных, нормативных и оперативных мер для борьбы с отмыванием преступных доходов, финансированием терроризма и другими угрозами, связанные с целостностью международной финансовой системы. Таким образом, ФАТФ является директивным органом, существующим для оказания необходимого политического влияния в законодательных и нормативно-правовых сферах. В соответствии с целями, обозначенными в программных документах, Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег придерживается курса на увеличение числа своих членов путем привлечения стратегически значимых стран, которые могли бы использовать своё влияние в регионах с целью повышения эффективности противодействия отмыванию преступных доходов.

Основным руководящим органом Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег является пленарное заседание, которое собирается три раза в год. Инструментом принятия решений также являются рабочие группы, которые делятся согласно направлениям деятельности. В частности, имеет место группа по противодействию финансированию терроризма и отмыванию преступных доходов.

В странах, состоящих в Группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, ФАТФ осуществляет непрерывный мониторинг создания и выполнения необходимых мер борьбы с отмыванием преступных доходов и способствует их глобальному принятию и осуществлению. В сотрудничестве с другими международными субъектами, ФАТФ ведет работу по выявлению уязвимостей на национальном уровне с целью защиты международной финансовой системы.

Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег были разработаны рекомендации, признанные в качестве международного стандарта для борьбы с отмыванием преступных доходов. Данные рекомендации формируют основу для скоординированного ответа на возникающие финансовой системе угрозы, помогая обеспечить ее целостность. Впервые рекомендации были опубликованы в 1990 году, а исследованы и пересмотрены в 1996, 2001, 2003 и 2012 годах соответственно, чтобы гарантировать актуальность в настоящее время. В феврале 2013 года утверждена новая Методология оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности национальных систем противодействия отмыванию преступных доходов.

Рекомендации Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег являются международным стандартом в сфере борьбы с отмыванием доходов. В 1996 году Рекомендации были пересмотрены первый раз, чтобы учесть развивающиеся типологии отмывания преступных доходов. Сорок рекомендаций 1996 года были одобрены более чем 130 странами. После событий 11 сентября 2001 года, в связи с возрастающей угрозой международного терроризма на внеочередном Пленарном заседании в Вашингтоне в октябре 2001 года было принято решение о расширении сферы деятельности в области борьбы с финансированием терроризма. Также было принято решение о проведении в мировом масштабе мониторинга предпринимаемых действий в этом направлении. Были одобрены новые международные стандарты – 8 Специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма, и утвержден соответствующий План действий.

В июне 2003 года с учетом обобщенного международного опыта ФАТФ приняла новую редакцию 40 Рекомендаций.

В октябре 2004 года была принята 9 Специальная рекомендация о контроле над перемещением наличных денежных средств физическими лицами.

Согласно Резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН) № 1617 (2005), 40+9 Рекомендаций ФАТФ являются всеобъемлющими международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН.

Основой для выработанных рекомендаций принято считать следующие Конвенции Организации Объединенных Наций: Конвенция ООН, направленная на борьбу против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (Венская конвенция) и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года (Палермская конвенция).

Рекомендации Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег собраны по направлениям основных тезисов. Подчеркивается важность интеграции законодательства, способствующего противодействию легализации доходов, в правовую системы страны. Отмывание преступных доходов является одним из самых неочевидных преступных посягательств, поэтому международное сообщество должно относить отмывание преступных доходов к преступлениям международного характера.

Таким образом, основой противодействия отмыванию преступных доходов должны стать предупреждающие действия: обеспечительные меры и конфискация имущества. Замораживание счетов, арест имущества позволяют компетентным органам предотвращать преступные сделки, связанные с отмыванием преступных доходов.

Одной из основных мер по предупреждению отмывания преступных доходов является жесткая идентификация клиента финансовыми учреждениями. Разработка внутренней политики учреждений, процедур и методов контроля, позволяют на этапе установления деловых отношений и совершения сделки выявить преступные намерения. Данные по уже проведенным сделкам необходимо сохранять в течение пяти лет.

Рекомендации призывают обеспечивать прозрачность юридических лиц и образований для предотвращения незаконного использования юридических лиц лицами, отмывающими деньги. Это возможно благодаря быстрой, конструктивной и эффективной взаимной правовой помощи, которая должна быть оказана странам, участвующих в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Следуя рекомендациям межправительственной организации ФАТФ, государства стремятся наладить эффективную работу по противодействию преступных доходов, создавая соответствующую законодательную базу и реформируя деятельность контролирующих и правоохранительных органов.

Однако, не все страны выполняют данные требования. Государства, пренебрегающие рекомендациями ФАТФ, подвергаются экономическим санкциям и несут значительные финансовые убытки. Так, согласно семнадцатой рекомендации, странам следует обеспечить возможность применения эффективных, пропорциональных и профилактических санкций, уголовного, гражданского или административного характера, в отношении юридических или физических лиц, попадающих под действие требований ФАТФ, которые нарушают положения о борьбе с отмыванием денег или финансированием терроризма. Финансовым учреждениям следует уделять особое внимание деловым отношениям и сделкам с лицами, включая компании и финансовые учреждения, из стран, которые не выполняют, или не полностью выполняют Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, для реализации возможности применить надлежащие контрмеры.

ФАТФ исследует имеющиеся в мире юрисдикции стран на предмет содействия преступной финансовой деятельности и составляет перечень государств, отказывающихся выполнять рекомендации и содействовать международному сотрудничеству. Черный список ФАТФ – перечень стран, которые в недостаточной степени сотрудничают с Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, отказываются от взаимодействия с этой организацией или поддерживают международный терроризм. Данный список ненадежных стран имеет прямое отношение к банковской системе и международной торговле. Любые платежи в пользу получателей в этом списке обязательно попадают под подозрение. Более того, часто финансовые учреждения вообще отказываются проводить операции с контрагентами из этих государств – для того, чтобы избежать лишних вопросов со стороны контролирующих органов.

Важно отметить, что достаточно часто в недостаточном сотрудничестве обвиняются страны, в которых не только практикуется отмывание преступных доходов, но и развивающие государства, которые не в состоянии придерживаться требований Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, ввиду отсутствия эффективной законодательной базы и политической воли для реформирования правоохранительных и контролирующих органов.

Первоначально в черном списке оказалось большинство офшорных государств, однако в настоящее время многим из них удалось привести свое законодательство в соответствие с международными нормами. В результате стало невозможно открывать анонимные банковские счета, скрывать информацию о владельце офшорной компании, устанавливать или сохранять корреспондентские отношения с банками-ширмами. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег особое внимание уделяет офшорам в силу их информационной непрозрачности. Анонимность офшоров и отсутствие жесткого финансового контроля превращает их в привлекательные юрисдикции для отмывания преступных доходов.

Впервые список неблагоприятных государств, с точки зрения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, был опубликован в 2000 году. Помимо ряда офшорных островных государств, таких как Багамы, Каймановы острова, Острова Кука, а также Панамы, в него были включены Россия, Израиль, Филиппины и Лихтенштейн. Для устранения пробелов в законодательстве и его соответствия международным стандартам организация выделила вышеперечисленным странам один год.

Россию включили в список неблагонадежных в части противодействия отмыванию преступных доходов в 2000 году по 11 из 25 критериев попадания в список неблагоприятных стран, выработанной этой организацией. В октябре 2002 года Россия была исключена из черного списка, а уже в июне 2003 года на очередном пленарном заседании была принята в постоянные члены Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. В течение этого времени, по настоянию ФАТФ, был создан Комитет по финансовому мониторингу, который анализировал все подозрительные банковские операции свыше 600 тысяч рублей. Позже Комитет был преобразован в Федеральную службу финансового мониторинга (Росфинмониторинг). Также, помимо Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 07.08.2001г., были приняты 43 нормотворческих и законодательных акта. Положение России в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием преступных доходов стало дополнительным стимулом для притока иностранных инвестиций при выстраивании различных экономических и финансовых отношений.

Черный список Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег не является постоянным и неизменным, его периодически обновляют. Так, в 2001 году в нем не было России, зато значились Египет, Венгрия, Украина и другие страны. С 2006 по 2009 год в списке оказались Иран, Пакистан, Узбекистан, Туркменистан.

Решение включение страны в черный список, так же, как и исключение, принимается коллегиально на пленарных заседаниях. Государство признается ненадежным на основании проведенных представителями организации оценок, связанных с отмыванием преступных доходов. Страна оценивается по определенным критериям, которые ФАТФ опубликовала 14 февраля 2000 года.

Всего было разработано двадцать пять критериев, разбитых на четыре группы, для выявления стран, несоблюдающих требования Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег и отказывающих в международном сотрудничестве.

В первой группе рассматриваются пробелы в финансовом регулировании страны. Здесь раскрывается отсутствие эффективной деятельности финансовой системы, контролирующих органов, законодательной базы, регулирующих защитные меры по противодействию легализации преступных доходов.

Во вторую группы возможно попадание страны при несоблюдении рекомендаций Группы в вопросе жесткой идентификации клиентов. Необходимо исключить наличие структур, дающих возможность финансовым организациям вести дела с анонимными собственниками или посредниками.

Третья группа критериев была сформирована на основе возникновения препятствий международному сотрудничеству в сфере обмена информацией, противодействующей отмыванию преступных доходов.

Критерии последней группы разработаны для стран, имеющих недостаточные ресурсы для предотвращения и обнаружения деятельности по отмыванию преступных доходов.

Юрисдикции стран, попадающих под оценочные критерии, разработанные на основе рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, включаются в черный список. ФАТФ проводит исследования по выполнению своих требований, производит непрерывный мониторинг совершенствования институтов в соответствии с международными стандартами и предлагает применять конкретные коллективные меры воздействия, побуждающие к сотрудничеству. Составляемые по итогам пленарных заседаний отчеты и доклады руководство организации направляет странам, состоящим в Группе для передачи своим уполномоченным органам. Внесение изменений в национальное банковское законодательство и валютно-финансовую политику страны, совершенствование институтов может стать причиной исключения государства из неблагонадежного списка.

В 2012 году ФАТФ использовала новый подход к формированию черного списка. Он был разделен на три группы.

Первую группу составляют государства с наибольшим уровнем риска, не сотрудничающие с Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег и против которых применяются ответные меры международным сообществом. К таким странам относятся Иран и Северная Корея.

Во вторую группу отнесены страны с высоким уровнем риска, против которых, однако, меры не применяются: Куба, Боливия, Пакистан, Сирия, Турция и др.

В третьей группе перечислены страны, руководство которых готово к сотрудничеству, но не имеет реальных возможностей для взаимодействия с ФАТФ: не развита финансовая и контролирующая инфраструктуры и т. п. В этом списке Алжир, Ангола, Камбоджа, Намибия, Туркменистан и другие беднейшие страны.

14 февраля 2014 года Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег обновила черный список, опубликовав обновленные списки юрисдикций. Черный список, в который входят государства с наибольшим уровнем риска, в отношении которых ФАТФ призывает государства-члены и другие юрисдикции применять контрмеры в целях защиты международной финансовой системы от сохраняющихся значительных рисков отмывания денег и финансирования терроризма, исходящих от данных юрисдикций, остался без изменений: Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР).

Из списка стран со стратегическими недостатками национальных режимов, которые не достигли достаточного прогресса в устранении недостатков или не выполняют разработанный совместно с ФАТФ план действий по устранению недостатков исключены Кения и Танзания. Теперь список выглядит следующим образом: Алжир, Индонезия, Йемен, Мьянма, Пакистан, Сирия, Турция, Эквадор и Эфиопия.

Кения и Танзания в документе определены как юрисдикции, которые показали хороший прогресс в имплементации стандартов ФАТФ.

Исполняя требования межправительственной организации ФАТФ, страны стремятся наладить эффективную работу по противодействию отмыванию преступных доходов, ведь присутствие в черном списке негативно сказывается на международной репутации и осложняет развитие международных экономических связей.

1.2. Международные правовые нормы, применяемые в борьбе с отмыванием преступных доходов

Исследование деятельности компетентных органов по реализации правовых норм ведет к необходимости широкого использования международных конвенций. Согласно ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Международное сообщество, стремясь противодействовать отмыванию преступных доходов, принимает конвенции, директивы, направленные на борьбу с отмыванием преступных доходов. Конвенции закладывают основы организации и правового обеспечения национальных режимов в области противодействия отмывания преступных доходов и закрепляют эффективные механизмы реализации мер в этой области, включая вопросы международного сотрудничества компетентных органов государств. Страны принимают меры для присоединения и полного выполнения Венской Конвенции, Палермской Конвенции, Международной конвенции ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999 года, а также Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года.

Конвенция Организации Объединенных Наций 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (Венская Конвенция) ратифицирована более чем ста странами. Венская конвенция впервые признает, что незаконный оборот наркотических средств обеспечивает колоссальную прибыль и финансовые средства, которые помогают транснациональным преступным организациям проникать в правительственные механизмы, разлагать финансовую деятельность государства и, таким образом, подрывать законную экономику, создавая угрозу для стабильности, безопасности, суверенитета стран. Наряду с требованием стран-участников предусмотреть в национальных законодательствах ответственность за преступления, связанные с производством, распределением, продажей наркотических средств, организацией, управлением или финансированием незаконных операций с наркотиками, Конвенция определяет отмывание связанные с наркотиками денежные средства как преступление. Конвенция ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 09.10.1990, а вступила в силу для СССР 17 апреля 1991 г.

Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности была принята 8 ноября 1990 года в Страсбурге (Страсбургская Конвенция). Государства, состоящие в Совете Европы, осознавая опасность отмывания преступных доходов, договорились, что для достижения эффективных методов борьбы с отмыванием преступных доходов необходимо создать систему международного сотрудничества. Основополагающим требованием является классификация преступлений, связанных с отмыванием преступных доходов внутренним правом каждой стороны. Меры, транслируемые в качестве предупреждающих, во многом схожи с рекомендациями других международных правовых документов. Прежде всего следует упомянуть арест имущества, конфискацию, замораживание счетов. Именно Страсбургская Конвенция расширяет определение отмывания преступных доходов, включая в него доходы, полученные не только от продажи наркотических средств, но и от другой преступной деятельности. Считая основной целью Совета Европы создание более тесного союза между его членами, подчеркивается необходимость совместной деятельности следственных и судебных органов, помощь в организации расследования. Присоединится к Конвенции можно решением Комитета министров Совета Европы, при согласии большинства государств-участников. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 декабря 2001 года.

Еще одним международным правовым документом в противодействии отмыванию преступных доходов стала Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая в Палермо, 13 декабря 2000 года (Палермская конвенция). Данный нормативно-правовой документ ратифицирован в России Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 26-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протоколов против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее», и вступил в силу 25 июня 2004 года. Конвенция охватывает широкий спектр проблем и уделяет самое серьезное внимание противодействию отмыванию преступных доходов. Основным направлением к унификации законодательства различных стран, предусматривается, что государства-участники обязаны криминализировать и признать в качестве уголовно наказуемых преступления, связанные с отмыванием доходов. В качестве меры борьбы с отмыванием денежных средств необходимо установить всеобъемлющий внутренний режим регулирования и надзора в отношении банков и других финансовых учреждений, а также закрепить конфискацию имущества и арест доходов от преступной деятельности. На мой взгляд, при конструировании мер противодействия отмыванию преступных доходов, разработчики учитывали рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Внутренний режим правового регулирования должен включать требования жесткой идентификации клиента, ведение отчетности, представление информации о подозрительных сделках и поощрение глобального сотрудничества между судебными и правоохранительными органами государств-участниц в целях противодействию отмывания денег.

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма была принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 года, подписана от имени Российской Федерации в городе Нью — Йорк 3 апреля 2000 года и вступила в силу в 2002 году. Специфика борьбы с противодействием отмыванию преступных доходов, и это большей частью отражено в Конвенции, включает сложную взаимосвязь разведывательных и правоприменительных аспектов, затрагивающих такую уязвимую область, как банковская тайна, связанную как с вопросами экономической безопасности целых государств, так и с правом собственности, коммерческими и личными интересами отдельных граждан, в чем и заключается исключительная трудность соответствующей деятельности как внутри государства, так и на международном уровне.

Вышеперечисленные конвенции отнесены к основополагающим международным соглашениям в борьбе с отмыванием преступных доходов, согласно Рекомендациям группы ФАТФ. К основополагающим документам в борьбе с отмыванием преступных доходов также можно отнести Европейскую конвенцию 1959г. «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» и Европейскую конвенцию 1957г. «О выдаче».

Еще одним важнейшим источником права для международной системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма являются Резолюции Совета Безопасности ООН. Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, резолюции Совета Безопасности являются обязательными для исполнения. Резолюции, относящиеся к действиям на национальном уровне, в Российской Федерации вступают в силу посредством подписания соответствующего указа Президента Российской Федерации.

Резолюции Совета Безопасности ООН, имеющие отношение к борьбе с отмыванием преступных доходов, ссылаются на международные конвенции, принятые в этой сфере. В частности, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005) 40+9 рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН.  Совет Безопасности призывает к взаимному сотрудничеству, особенно на основе двусторонних и многосторонних соглашений и механизмов, в целях предотвращения и пресечения отмывания денежных средств.

Группой по противодействию отмыванию денежных средств Организации Объединенных Наций в рамках глобальной программы борьбы с отмыванием денежных средств были рекомендованы к рассмотрению конвенции и международные стандарты, касающиеся законодательства о противодействии отмывания денежных средств. Впервые документ «Глобальная программа ООН против отмывания денег» был издан в 1998 году. Помимо развернутых правовых определений отмывания преступных доходов и характеристики ряда преступлений в финансовой сфере, подчеркивается, что предотвращение отмывания преступных доходов должно базироваться на всеобщей основе. Каждое государство должно разрабатывать свою стратегию пресечения отмывания преступных доходов, учитывая национальные особенности, международные конвенции, директивы и стандарты.

Для всеобщего преставления международной законодательной базы в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, кроме рассмотренных конвенций, необходимо остановиться на документах Европейского Союза.

Европейское общество не осталось в стороне от стандартов международных тенденций и 10 июня 1991 года была принята Директива Совета Европы 1991 г. № 91/308/ЕЕС «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег». Государственные деятели были обеспокоены возможной дискредитацией стабильного положения финансовых институтов, что могло негативно сказаться на будущих стремлениях по внедрению единой финансовой системы. Постепенно Директива становится основным документом, регулирующим противодействие отмыванию преступных доходов. Всем государствам предписывалось внести изменения в национальное законодательство с учетом положений Директивы. Подобно Страсбургской конвенции, расширяется понятие отмывания преступных доходов. Основополагающим является обязательство по хранению идентифицирующих и других, сопутствующих сделку, документов кредитными и финансовыми учреждениями в течение пяти лет. Финансовым учреждениям также предписывалось проводить внутренний аудит и предоставлять необходимую информацию по запросу судов. Фактически, происходила отмена института банковской тайны.

После принятия первой директивы велась активная законодательная деятельность по совершенствованию борьбы с отмыванием преступных доходов. Учитывая Рекомендации ФАТФ, была принята следующая Директива 2001/97/ЕС Европейского парламента и Совета от 4 декабря 2001 года о внесении поправок в Директиву 91/308/ЕЕС Совета о предупреждении использования финансовой системы в целях предупреждения отмывания преступных доходов. Эта Директива расширяет список лиц, обеспечивающих исполнения ее положений. Принципы предоставления объективной информации по сделкам и жесткой идентификации клиента распространяется на пункты обмена валюты, перевода денежных средств, а также инвестиционные компании.

После принятия второй Директивы, началась работа над ее совершенствованием и уточнением, что привело в итоге к принятию третьего документа, относящегося к борьбе с отмыванием преступных доходов.

Директива 2005/60/ЕС Европейского Парламента и Совета от 26 октября 2005 года о предупреждении использования финансовой системы в целях отмывания преступных доходов и финансирования терроризма раскрывает детальное проведение идентификации клиента и мониторинга сделок, для предоставления необходимой информации контролирующим и надзорным органам. Третья Директива предлагает концепцию оценки рисков, которая заключается в ослаблении контроля за клиентом, если сфера деятельности не обусловлена риском возникновения операций отмывания преступным доходов. Финансовая организация может отказаться от юридической проверки предоставленных документов, если существует возможность воспользоваться результатами уже проведенных проверок. Однако остается требование выполнения надзорных и контролирующих функций.

Говоря о борьбе с легализацией преступных доходов в странах Европейского Союза и, в частности, о межгосударственном сотрудничестве, нельзя не упомянуть о Решении Совета Европейского Союза от 17 октября 2000 г. 2000/642/JАI, касающемся установления сотрудничества между органами финансовой разведки государств-членов по вопросам обмена информацией.

Международные финансовые институты и банковское сообщество в целом усиливают внимание к вопросам предотвращения использования национальных и мировой финансовых систем в целях предотвращения отмывания преступных доходов. Ведущие банки мира инициировали разработку Всеобщих директив по противодействию отмыванию преступных доходов в частном банковском секторе, названные Вольфсбергскими принципами. По состоянию на февраль 2014 год Вольфсбергская группа состоит из следующих финансовых институтов: Bаncо Sаntаndеr, Bаnk оf Tоkyо-Mitsubishi-UFJ Ltd, Bаrclаys, Citigrоup, Crеdit Suissе, Dеutschе Bаnk, Gоldmаn Sаchs, HSBC, JPMоrgаn Chаsе, Sоciété Générаlе аnd UBS.

Вольфсбергские принципы содержат приоритетные направления политики банков и основные элементы механизмов по предотвращению использования банковской системы в целях противодействия отмыванию преступных доходов. В основе политики любого банка в соответствии с Вольфсбергскими принципами должно лежать правило, согласно которому банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть в разумных пределах подтверждено их законное происхождение. Вместе с тем учитывается, что конкретные меры борьбы с отмыванием преступных доходов могут определятся непосредственно политикой конкретного банка.

Центральный банк Российской Федерации в течение времени, когда не существовало законодательных норм борьбы с отмыванием преступных доходов, рекомендовал коммерческим банкам использовать Вольфсбергские принципы в своей деятельности. Основываясь на международных стандартах противодействия отмыванию преступных доходов, Вольфсбергские принципы содержат описание таких необходимых мер борьбы с отмыванием денежных средств, как идентификация и изучение клиентов, особенности работы с кодированными счетами и офшорными юрисдикциями, выявление подозрительных операций и действия при их выявлении, обучение персонала, хранение информации, проведение постоянного мониторинга операций.

Банк России Указанием оперативного характера от 15 февраля 2001 г. № 24-Т «О Вольфсбергских принципах довел до сведения кредитных организаций Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе.

Рекомендации Центрального банка Российской Федерации по построению внутреннего аудита в коммерческих банках во многом повторяют Вольфсбергские принципы. Кроме того, при установлении корреспондентских отношений западные банки иногда ставят перед российскими банками вопросы относительно следования Вольфсбергским принципам.

Среди финансовых и кредитных институтов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов примечателен Базельский комитет по банковскому надзору, который является комитетом органов банковского надзора, созданным управляющими центральными банками стран Группы десяти (G-10) в 1975 г. В его состав входят высокопоставленные представители органов банковского надзора и Центральных Банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Испании, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Базельский Комитет обычно заседает в Банке международных расчетов в Базеле, где расположен его постоянно действующий секретариат.

Основная деятельность Базельского Комитета направлена на распространение политики единых стандартов в сфере банковского регулирования. Собираясь четыре раза в год, Базельский Комитет разрабатывает требования и директивы, которые рекомендовано отражать в национальном законодательстве.

Следуя международным стандартам в области противодействия легализации отмывания доходов, Базельский Комитет во многом повторяет основополагающие принципы и рекомендации. Однако многие понятия раскрываются более четко, широко и конструктивно, в частности в вопросе политики определения приемлемости клиентов банковского сектора.

Документы, принятые Базельским Комитетом, не являются обязательными к исполнению, однако объединяют практический опыт Центральных Банков и надзорных органах Европы и Банка России.

Специализированные государственные структуры, основной целью которых является борьба с отмыванием преступных доходов, созданы во многих странах мира. Осознавая важность международного сотрудничества в борьбе с отмыванием преступных доходов, международные группы подразделений финансовой разведки в 1995 году, во дворце Эгмонт-Аренберг в г. Брюсселе (Бельгия), приняли решение создать неофициальную сеть подразделений финансовой разведки (ПФР) в целях развития международного сотрудничества. В настоящее время международное объединение подразделений финансовой разведки Группа Эгмонт регулярно встречается, стараясь обмениваться опытом и полученной информацией. Основной целью организации является создание особого формата ПФР, оказывающего поддержку национальным программам по борьбе с отмыванием преступных доходов, в том числе по расширению обмена информацией, повышению квалификации персонала, содействию развитию каналов связи с использованием новейших технологий.

Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, как национальная организация противодействия отмыванию преступных доходов, (КФМ России, в настоящее время Федеральная служба по финансовому мониторингу) в июне 2002 года, пройдя установленную процедуру приема, был официально признан членом международного объединения подразделений финансовой разведки – Группы Эгмонт. Принятие КФМ России в Группу Эгмонт подтвердило его соответствие общепринятому определению ПФР, включая наличие необходимых полномочий на получение, обработку и дальнейшую передачу информации, а также достижение им в полной мере оперативного состояния, правоспособности и готовности к сотрудничеству с ПФР других стран.

В настоящее время Группа Эгмонт объединяет ПФР более 120 государств, осуществляя свою деятельность на всех континентах. Недавно в организацию приняты Афганистан, Берег Слоновой Кости, Камерун и Уругвай.

Международное сообщество, стремясь противодействовать отмыванию преступных доходов, разрабатывает собственные подразделения финансовой разведки, деятельность которых основывается на признанных международно-правовых актах в сфере противодействия отмыванию преступных доходов. На мой взгляд, это является одним из ключевых элементов борьбы с отмыванием преступных доходов. Международные конвенции, директивы, общепризнанные стандарты закладывают основы организации и правового обеспечения национальных режимов в области противодействия отмыванию доходов и закрепляют эффективные механизмы реализации мер в этой области, включая вопросы международного сотрудничества компетентных органов государств.


Страницы:   1   2   3   4