Меню Услуги

Таможенные процедуры переработки товаров. Часть 5.

Страницы:   1   2   3   4   5


ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПЕРЕРАБОТКИ ТОВАРОВ

3.1. Совершенствование порядка выдачи разрешений на переработку

Одна из основных проблем применения процедуры переработки вне таможенной территории в отношении сырьевых товаров — невозможность их идентификации таможенными органами в продуктах переработки, в связи, с чем помещение их под процедуру противоречит законодательству. Выдаваемые таможенными органами разрешения на переработку большей частью признаются вышестоящими таможенными органами неправомерными, однако доначисленные таможенные платежи, как правило, безнадежны к взысканию.

Предусмотренные законодательством льготы зачастую используются недобросовестными участниками ВЭД с целью уклонения от уплаты таможенных платежей при вывозе сырья и ввозе товаров под видом продуктов переработки, а также организациями — «однодневками», выводящими полученную прибыль из-под налогообложения.

Современные научные исследования применения таможенных процедур, безусловно, производятся в контексте изучения вопроса об использовании современных технологий информационного взаимодействия между таможенными органами и хозяйствующими субъектами, осуществляющими экспортно-импортные операции. Однако и в этом случае, эффективность осуществления таможенного контроля, а также выполнения таможенных операций, помещение товаров под определенную таможенную процедуру напрямую зависит от полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, которые предъявляет участник ВЭД в таможенные органы для таможенных целей. В этой связи информационному взаимодействию между бизнесом и таможней, в т.ч. посредством использования системы предварительного информирования, уделяется достаточное внимание. Тем не менее, проводимы исследования актуальных аспектов правового регулирования в ЕАЭС позволяют выявить еще целый ряд проблемных вопросов. При исследовании проблематики правового регулирования таможенных процедур переработки становится очевидным, что главным критерием оценки регулирующего воздействия Таможенного кодекса, а также действующего законодательства ЕАЭС для предприятия является время, требуемое для получения разрешения на переработку.

Если рассматривать действия, совершаемые таможенными органами и предприятиями-переработчиками в связи с получением разрешения на переработку в качестве таможенной операции, то таковая занимает достаточно продолжительный период времени. В связи с этим следует напомнить, что Таможенный кодекс ЕАЭС устанавливает общее правило, что таможенные операции могут осуществляться с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средствах их обеспечения. Необходимость сокращения потерь времени значимо для всех предприятий, поскольку выполнение принятых на себя обязательств происходит в определенные сроки, срыв которых влечет за собой штрафные санкции.

Следует положительно отметить стремление таможенных органов государств-участников ЕАЭС развивать и внедрять современные информационные таможенные технологии при осуществлении таможенных операций. Однако, по мнению ряда ученых, правоприменительная практика позволяет прийти к пониманию того, что существует масса вопросов в этой области, над которыми нужно интенсивно работать в ближайшее время.

Причем совместно с разработчиками программных продуктов и систем обмена информации, юристами, практическими работниками таможенных органов, а также учеными. Особое значение сокращение временных затрат имеет для предприятий, например, авиационной отрасли, так как простой дорогостоящей авиационной техники (в связи с продолжительностью таможенных операций) влечет за собой значительные убытки. В связи с этим ускорение процесса ремонта, поставки запасных частей приобретает исключительное значение для сохранения рынков для российских производителей такой продукции.

Для получения разрешения на переработку в таможенный орган подается заявление, содержащее целый ряд сведений, в том числе о заявителе; предприятиях-смежниках; о товарах, предназначенных для переработки; продуктах переработки; а также об отходах и остатках; об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения; о местонахождении производственных мощностей; о норме выхода продуктов переработки; о способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки; о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами; о сроке переработки товаров и т.д.

Получение разрешения на переработку является своеобразной предварительной процедурой для осуществления ремонта (модернизации) на территории ЕАЭС. Следует отметить, что ремонт ряда изделий может занимать от 10 до 30 дней, то есть меньше, чем подготовка документов к подаче заявления и рассмотрение заявления в таможенном органе. Приведенный объем сведений требует значительного времени для их проверки. Таможенный орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы, как правило, в течение 30 дней со дня их принятия. При этом таможенный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев со дня его принятия.

Т.е., с одной стороны, таможенные службы стремятся к повсеместному внедрению стандартов безопасности облегчения мировой торговли, а также развитию информационных систем и информационных технологий при взаимодействии с участниками ВЭД, что, безусловно, положительно сказывается на сокращении временных затрат и ускорения товарооборота. С другой стороны, правоприменительная практика выявляет правовые пробелы, которые не позволяют эффективно применять таможенные процедуры по назначению. Существующие правовые коллизии, а также проблематика применения таможенных процедур переработки актуализирует вопрос об усилении информационного взаимодействия меду участниками внешнеэкономической деятельности и таможней в ЕАЭС посредством применения современных информационных программных продуктов для таможенных целей. Однако при этом, технические разработки должны корректировать с существующей практикой правового регулирования таможенных правоотношений, а также интересами участников ВЭД.

Следует отметить, что для предприятий переработчиков проблемным вопросом остается, как было отмечено выше, таможенная операция по получению документа об условиях переработки товаров (разрешения), выдаваемого таможенными органами. Время, затрачиваемое таможенными органами и экономическими агентами на эту операцию, превышает затраты времени на иные таможенные операции. По моему мнению, одним из способов решения этой правовой проблемы, имеющей прямое отношение к упрощению таможенных процедур переработки, является совершенствование правового регулирования в части выдачи разрешений на переработку.

Для оперативной работы может рассматриваться в контексте получения предприятием-переработчиком статуса уполномоченного экономического оператора. При этом, специальным упрощением может рассматриваться уведомительный порядок получения предприятием разрешения на переработку. Пункт 4 ст. 41 ТК ТС (Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору) не исключает такую возможность, упоминая об иных специальных упрощениях, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС. Обязательным требованием можно установить обязанность уполномоченного экономического оператора направлять в таможенный орган по месту аккредитации необходимый перечень документов в электронной форме посредством отдельной информационной платформы.

Второй вариант заключается в возможности предоставления упрощений по выдаче разрешений на переработку вне статуса уполномоченного экономического оператора. Такая схема может применяться на основе разработанных критериев в отношении предприятий-переработчиков, например, высокотехнологичной продукции, которые хорошо зарекомендовали себя на внешних рынках и перед таможенными органами. Как и в первом случае, разрешения на переработку выдаются в уведомительном порядке на основе документов, направляемых предприятием в уполномоченный посредством электронных информационных систем.

Как в первом, так и во втором случае, предоставление упрощений по выдаче разрешений на переработку предусматривает возможность таможенных органов на основании действующего законодательства истребовать у предприятия-переработчика иные документы для таможенных целей в рамках осуществления таможенного контроля по любому контракту и поставке.

В заключение отметим, что применительно к процедурам переработки, положительный опыт электронного декларирования товаров, возможно, может быть использован и для системы выдачи разрешений на переработку. Для этого требуется и соответствующее правовое основание, и техническое решение. Безусловно, этот вопрос носит дискуссионный характер. Однако решение вышеприведенных проблемных аспектов правового регулирования процедур переработки в ЕАЭС актуально и требует внимание со стороны таможенных органов.

3.2. Совершенствование некоторых норм правого регулирования процедур переработки

Порядок применения таможенных процедур переработки и их нормативно-правовое регулирование вызвано объективной необходимостью обеспечения таможенного регулирования в ЕАЭС. Таможенные процедуры переработки товаров имеют свою предметную обособленность, которая проявляется достаточно наглядно.

Особенностью правового содержания таможенных процедур переработки товаров является то, что они представляют собой определенную обособленную совокупность норм таможенного права, объединенных в правовые институты по признакам целей правового регулирования, однородности возникающих правоотношений, а также наличия специфической методики воздействия на общественные отношения, имеющей императивный характер, и возникающих в процессе таможенного регулирования в ЕАЭС, и являются самостоятельным институтом таможенного права.

Положения ТК ТС, касающиеся таможенных процедур переработки, совпадают с механизмом регулирования таможенных правоотношений по переработке товаров при помещении товаров и транспортных средств под «таможенный режим». При этом указанные правовые механизмы не совпадают по своему содержанию с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола от 26 июня 1999 года, нормы которой частично имплементированы в ТК ТС, поскольку при регламентации таможенных процедур переработки не используются меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности экономического и неэкономического характера.

В период существования правового института «таможенный режим» (до вступления в силу ТК ТС) понятие «положение», составлявшее в то время основу категории «таможенная процедура», не раскрывало её правового содержания, поскольку ни один из ранее действовавших нормативно-правовых актов в области таможенного дела не определял дефиницию «положение» для таможенных целей. Это обстоятельство вносит неясность при толковании категории «таможенная процедура» и требует обоснования (при использовании исторического метода исследования).

В административно-правовом аспекте под таможенной процедурой следует понимать совокупность правовых средств, характеризующих и определяющих систему регулятивного воздействия, для которой свойственны свои специфические приемы регулирования — особый порядок возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, а также действие единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм.

В законодательстве ЕАЭС отсутствует определение понятия «эквивалентный иностранный товар». Указанное обстоятельство вызывает неоднозначное понимание и толкование норм ТК ТС и не позволяет субъектам таможенных правоотношений в полной мере применять таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории в соответствии с целями, для которых она была введена, в части замены продуктов переработки иностранными товарами.

Применение правовой нормы, сформулированной в пункте 2 статьи 248 ТК ТС (Замена эквивалентными товарами), в случае гарантийного ремонта является неоправданным ограничением и не позволяет отечественным производителям оперативно осуществлять замену вышедших из строя товаров, ранее поставленных в адрес иностранных контрагентов в режиме экспорта, в рамках послегарантийного (возмездного) ремонта.

В этой связи в целях ускорения процесса ремонта, поставки запасных частей, который в условиях возрастающей конкуренции приобретает исключительное значение для сохранения и расширения рынков сбыта предприятий-производителей ЕАЭС, положения абзаца второго пункта 2 статьи 248 ТК ТС необходимо распространить и на послегарантийный (возмездный) ремонт.

Отсутствие в таможенном законодательстве ЕАЭС положений о статусе товаров в части замены эквивалентных иностранных товаров товарами Таможенного союза при применении таможенной процедуры переработки товаров вне таможенной территории.

В положения статьи 259 ТК ТС, регламентирующей замену продуктов переработки иностранными товарами (при ремонте), в действующей редакции делает указанную замену невозможной. Поэтому на практике данная норма не работает.

В результате таможенные органы рассматривают возможность замены неисправного товара аналогичным товаром, т.е. неисправным, в результате чего не только не разрешают осуществлять замену неисправных частей новыми запасными частями, но и делают такую замену в целом практически невозможной.

 

Заключение

Таможенные процедуры переработки являются мощным таможенно-правовым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности, потому отсутствие контроля за их применением создает серьезную угрозу нанесения ущерба интересам экономики государств членов ЕАЭС.

Каждая таможенная процедура — это отдельная правовая схема перемещения товаров через таможенную границу. Выбор и заявление таможенной процедуры являются принципиальными условиями реализации лицами своих прав на ввоз (вывоз) товаров.

Однако реализовать данные права можно только при условии выполнения всех требований избранной таможенной процедуры. При этом выполнение требований заявленной таможенной процедуры и последующий выпуск таможенными органами товаров еще не гарантируют их эффективное использование на таможенной территории ЕАЭС (за ее пределами).

Таможенные процедуры переработки имеют общие черты:

  • помещение товаров под эти процедуры допускается только с разрешения таможенного органа на основании заявления заинтересованного лица;
  • как правило, переработка допускается, если таможенные органы могут идентифицировать товары, помещаемые под данные таможенные процедуры, в продуктах переработки;
  • для названных процедур к общим операциям по переработке относятся: собственно, переработка или обработка, а также изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка, разборка. К операциям по переработке не могут относиться упаковка, расфасовка и сортировка товаров; добыча полезных ископаемых; охота и рыболовство; подготовка товаров к продаже и транспортировке; копирование и размножение; получение электрической, тепловой и других видов энергии и другие действия;
  • таможенные процедуры переработки предполагают в качестве одного из требований соблюдение определенных сроков, которые определяются субъектом внешнеэкономической деятельности по согласованию с таможенным органом в рамках, определенных законодательством.

Таможенные процедуры переработки товаров предполагают в качестве одного из требований соблюдение определенных сроков:

  • срок переработки товаров на таможенной территории по новому законодательству –  увеличен с 2 до 3 лет;
  • предельный срок переработки товаров вне таможенной территории составляет два года;
  • переработка для внутреннего потребления — одного года (в общем порядке).

Перспективы совершенствования таможенных процедур в ЕАЭС, в том числе процедур переработки:

1) совершенствование законодательства в данной области;

2) запустить в действие единые технические регламенты, единые принципы санитарного, ветеринарного и других видов контроля;

3) внедрение и соблюдение административных положений принятого закона о таможенном регулировании в России;

4) совершенствование лицензионной деятельности в ЕАЭС.

В работе рассмотрены основные проблемные вопросы, возникающие при применении таможенных процедур переработки товаров, в том числе в части контроля таможенных органов за соблюдением требований и условий этих таможенных процедур.

Подводя итог проведенного исследования, отметим, что в настоящее время назрела необходимость в систематизации и во внесении дополнений в законодательные, подзаконные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы применения таможенных процедур переработки товаров.

В заключение отметим, что вопросы таможенных процедур переработки товаров на сегодняшний день востребованы и актуальны.

 

Список используемых источников

Нормативно-правовые источники

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;
  2. Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании от10 октября 2014г. к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Приложение N 6 к Договору о Евразийском экономическом союзе);
  3. Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе);
  4. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанный 23 декабря 2014 г.;
  5. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС);
  6. Проект ТК ЕАЭС
  7. Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС;
  8. ​Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 г. № 112 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54»;
  9. Таможенный кодекс Таможенного союза принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества и содержит изменения, внесенные Протоколом о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 16 апреля 2010 г. (ТК ТС);
  10. Комментарий к Таможенному кодексу таможенного союза / под. ред. Е.Г. Моисеев. М., 2011;
  11. Единый таможенный тариф таможенного союза (в ред. Решений Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС) ;
  12. Соглашение «О едином таможенно-тарифном регулировании внешней торговли» от 25.01.2008.(Документ утратил силу);
  13. Соглашение «О единых правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» от 25.01.2008;
  14. Соглашение «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» от 22.12.2008;
  15. Соглашение «О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода» от 19.11.2010 (прекратило действие с 01.01.2015 на основании международного договора от 29.05.2014);
  16. Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25.01.2008 (С изменениями и дополнениями от 23 апреля 2012 г.);
  17. Решение Комиссии Таможенного союза «Инструкция по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» от 20.05.2010 г. №257.(Документ утратил силу);
  18. Решение Комиссии ТС 375 от 20.09.10 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» (ред. от 21.10.2014);
  19. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27.11.2009 №18;
  20. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 02.10.2012) «Об утверждении единой Товарной номенклатур внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»;
  21. Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.(принята всенародным голосованием 12.12.1993);
  22. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 27.12.2014) «О Федеральной таможенной службе»
  23. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
  24. Налоговый кодекс Российской Федерации;
  25. Уголовный кодекс Российской Федерации;
  26. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. №164-ФЗ;
  27. Федеральный закон N 311 «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 г.;
  28. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. №173-Ф3;
  29. Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» от 14.04.1998 г, №63-Ф3;
  30. Постановление правительства РФ от 22 сентября 2012 г. n 954 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации, территории — участников соглашений о таможенном союзе»;
  31. Постановление Правительство РФ 756 от 21.07.12
  32. «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  33. Правительства Российской Федерации от 12.07.2011 № 565 «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления»;
  34. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1239 «Об утверждении Правил замены продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами при переработке товаров вне единой таможенной территории Таможенного союза, если операциями по переработке является возмездный (платный) ремонт, а также при перемещении товаров Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС трубопроводным транспортом»;
  35. Приказ ФТС России от 07.02.2011 № 217 «Об утверждении Порядка выдачи разрешения на замену продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами»;
  36. Приказ ФТС России от 14.03.2011 № 532 «Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров на таможенной территории, а также порядка отзыва и порядка аннулирования разрешения на переработку товаров на таможенной территории»;
  37. Приказ ФТС России от 13.04.2011 № 778 «Об утверждении форм отчетности, представляемой в таможенный орган при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории, для внутреннего потребления и вне таможенной территории»;
  38. Приказ ФТС России от 27.05.2011 № 1072 «Об утверждении порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, а также порядка отзыва и аннулирования разрешения на переработку товаров вне таможенной территории»;
  39. Приказ ФТС России от 14.06.2011 № 1241 «Об утверждении Порядка заполнения должностными лицами таможенных органов разрешения на переработку товаров на таможенной территории»;
  40. Приказ ФТС России от 15.06.2011 № 1243 «Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления, а также порядка отзыва и аннулирования разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления»;
  41. Приказ ФТС России от 23.08.2011 № 1727 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций, связанных с выдачей разрешений на переработку вне таможенной территории в отношении нефти и нефтепродуктов»;
  42. Приказ ФТС России от 12.09.2011 № 1839 «Об утверждении Порядка заполнения должностными лицами таможенных органов разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления»;
  43. Приказ ФТС России от 05.10.2011 № 2043 «О компетенции таможенных органов по выдаче разрешений на переработку вне таможенной территории»;
  44. Приказ ФТС России от 02.11.2011 № 2247 «Об утверждении Порядка заполнения должностными лицами таможенных органов разрешения на переработку вне таможенной территории»;
  45. Приказ ФТС России от 29.03.2012 № 600 «О дополнительных требованиях к описанию отдельных товаров в графе 31 декларации на товары»;
  46. Приказ ФТС России от 12.05.2011 №971 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней»;

Учебники, монографии, брошюры

  1. Е. С. Ерополова , Щ. В. Шишкина Таможенные процедуры (Переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории) Учебное пособие, Москва, РТА, 2012;
  2.  К. В. Басарева и др. Таможенные процедуры в Таможенном союзе ЕВРАЗЭС Санкт-Петербург, ИЦ Интермедия, 2014;
  3. Халипов С.В. Таможенный представитель – Москва, ИД «Юриспруденция», № 8, 2015;
  4. Покровская В.В. Таможенное дело: учебник для бакалавров. Издательство Юрайт – 2012;
  5.  С. Ю. Глазьев, Т.А. Мансуров, Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: учебное пособие, М: Проспект,2011г;
  6. Г. А. Маховикова, Е.Е.Павлова, Таможенное дело: учебник для бакалавров, М:Юрайт -2012;
  7. А.В.Толкушкин, Таможенное дело: учебник для бакалавриата, М:Юрайт -2012;

Электронные ресурсы

  1. http://www.customs.ru/ — сайт Федеральной таможенной службы РФ;
  2. http://www.evrazes.com/ — сайт Евразийского Экономического Сообщества ;
  3. http://www.tsouz.ru/ — сайт Комиссии Таможенного союза.

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!