Меню Услуги

Таможенные процедуры внешнеторгового товарооборота

Страницы:   1   2   3

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общее понятие о таможенных процедурах
  • 1.1. Понятие таможенной процедуры
  • 1.2. Виды таможенных процедур
  • Глава 2. Типичные таможенные процедуры и их правовое регулирование
  • 2.1. Выпуск для внутреннего потребления
  • 2.2. Экспорт
  • 2.3. Таможенный транзит
  • Глава 3. Актуальные проблемы отдельных таможенных процедур
  • 3.1. Проблемы выпуска для внутреннего потребления
  • 3.2. Экспорт: упрощенный порядок декларирования и выпуска товаров
  • 3.3. Таможенный транзит: технология электронного оформлению
  • Заключение
  • Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования состоит в следующем.

За последние годы таможенное право изменилось кардинальным образом. Создание Таможенного союза (далее в работе – ТС) Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС) с участием Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан привело к формированию двухуровневого механизма правового регулирования таможенных отношений. Первый уровень представлен таможенным законодательством ТС, второй — национальным законодательством о таможенном деле государств — членов ТС. Таможенным законодательством ТС ЕврАзЭС установлен приоритет союзного законодательства перед национальным законодательством государства — члена ТС при регулировании таможенных отношений, однако при этом ряд вопросов таможенного регулирования, в том числе и по вопросам таможенных процедур, был передан в ведение национального законодательства с условием, что принятые государством — членом ТС законодательные нормы не будут противоречить таможенному законодательству ТС ЕврАзЭС.

Выбор таможенных процедур в качестве темы исследования обусловлен прежде всего значением самих таможенных процедур в современном механизме правового регулирования внешнеэкономической деятельности, их особой ролью в упрощении правовых схем трансграничных экономических связей, снятии на пути международного бизнеса отдельных таможенных барьеров административной природы и снижении в ряде случаев налоговой нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности через предоставлении им отсрочки уплаты таможенных платежей либо полного освобождения их от уплаты таможенных пошлин и налогов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.

Соответственно, данные проблемы требуют обстоятельного научного анализа.

Степень научной разработанности проблемы. В юридической литературе отсутствуют фундаментальные исследования по указанной проблеме, что объясняется как относительной новизной самого понятия «таможенная процедура», так и отсутствием внятной научной доктрины правового регулирования таможенных процедур. До настоящего времени в отечественной и зарубежной науке не сложилось общей концепции таможенных процедур как государственно-властной разрешительной деятельности, не определена его терминология, не исследован и не закреплен категориальный аппарат, не описаны способы его функционирования, не установлены место и роль в правовой системе общества, не исследовано содержание и пути повышения эффективности норм о таможенных процедурах. Существующие в науке взгляды по отдельным вопросам регулирования вопросов правового регулирования таможенных процедур зачастую непоследовательны и противоречивы.

Объект исследования. Общественные отношения в области правового регулирования таможенных процедур.

Предметом исследования является специфика правовых норм о регулировании таможенных процедур в правовой системе российского общества, проблема эффективности правовых отношений в указанной сфере, путей и способов повышения их оптимальности. Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих задач:

  • изучение и обобщение теоретических материалов, выявление уровня научной разработанности темы в общетеоретических и отраслевых исследо-ваниях, уточнение и, по мере возможности, разрешение дискуссионных положений, определение некоторых методологических направлений для дальнейшего научного поиска;
  • анализ и синтез философского и психологического, социологического и лингвистического, исторического и управленческого, юридического и иных подходов к изучению правового регулирования таможенных процедур;
  • рассмотрение основных признаков таможенных процедур и определение их формы и содержания;
  • уяснение сущности основных видов таможенных процедур в настоящее время;
  • подробное изучение актуальных проблем правовой регламентации таможенных процедур;
  • рассмотрение основных функций таможенных процедур в правовой системе российского общества;
  • формулировка выводов и рекомендаций, направленных на создание общетеоретической концепции правового регулирования таможенных процедур и совершенствование юридической практики в целом.

Методологическая основа исследования. При работе над темой автор исходил из положений методологического плюрализма. На этой основе широко использовались общенаучные, частнонаучные и иные методы исследования – социологический, исторический, психологический, формально-логический, сравнительно-правовой и другие.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, так или иначе затрагивающих вопросы, рассматриваемые в исследовании.

В частности, достоверность и научная аргументированность результатов исследования основываются на широком использовании общетеоретических и отраслевых юридических источников.

Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составили российское и зарубежное законодательство, опубликованные и неопубликованные материалы юридической практики и т.п.

Теоретическое и практическое значение исследования определяется его актуальностью, новизной, четко сформулированными выводами и положениями.

Структура работы: работа состоит из трех глав, включающих шесть параграфов, введения, заключения и библиографического списка.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




 

Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ

1.1. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ

Научные подходы к пониманию юридических процедур в большинстве случаев основаны на их взаимосвязи с юридическим процессом. В общей теории права и различных отраслевых исследованиях вопрос о соотношении юридического процесса и юридической процедуры решен неоднозначно. Не стремясь подробно изложить содержание всех научных дискуссий в данном отношении, отметим лишь три основные позиции по этому вопросу. Первая из них формирует широкий взгляд на юридический процесс, при котором процесс и процедура отождествляются, а процесс представляет собой правоприменение в различных его аспектах, как юрисдикционном, так и позитивном (А.И. Ким, В.С. Основин, В.О. Лучин и др.). Вторым подходом можно назвать ультраширокое понимание юридического процесса, при котором юридические процедуры и юридический процесс рассматриваются не как тождественные явления, а как соотношение части (процедуры) и целого (процесс) (Д.М. Азми, В.Н. Иванова и др.).

Противоположная двум вышеназванным концепция связана с расширительным пониманием юридической процедуры и соответственно узким — юридического процесса (В.Н. Протасов, Д.Н. Бахрах, Д.В. Винницкий и др.). Юридический процесс при этом рассматривается в качестве разновидности правовой процедуры. Так, В.Н. Протасов разделяет юридические процедуры на правореализующие (материальные и процессуальные) и правотворческие. При этом юридический процесс он относит к категории процедур правореализующих. При таком подходе как процедура, так и юридический процесс по своему строению, месту и роли в правовом механизме рассматриваются в качестве правоотношения.

В соответствии со ст. 4 ТК ТС таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории или за ее пределами. В данном нормативном определении суть таможенной процедуры выражается посредством совокупности норм, правил поведения, что отличается от традиционных взглядов на процедуру как на систему последовательно сменяющих друг друга актов поведения, направленных на достижение некоторого социального результата.

Что касается понимания таможенных процедур, здесь научные концепции также не отличаются однообразием. Следует отметить, что не способствует этому и практика правового регулирования.

Таможенный кодекс СССР (далее — ТК СССР) не обращался к данному понятию, несмотря на фактическое использование правовых конструкций, определявших правила перемещения товаров через таможенную границу и применения ограничений со стороны таможенного законодательства, таких как пропуск для свободного обращения (включающий ввоз и вывоз — ст. 24 ТК СССР), пропуск в целях временного ввоза или временного вывоза (ст. 25 ТК СССР) и пропуск для транзита через территорию СССР (ст. 26 ТК СССР).

Начиная с Таможенного кодекса Российской Федерации (1993) в практике законодательного регулирования стал употребляться термин «таможенный режим», под которым понималась таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования.

В Таможенном кодексе РФ (2003) было использовано более лаконичное определение таможенного режима как «совокупности положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей».

И наконец, Таможенный кодекс Таможенного союза заменил термин «таможенный режим» на более широкое по отношению к нему понятие таможенной процедуры.

Такое изменение некоторые авторы объясняют стремлением законодателя к терминологическому единообразию с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее — Киотской конвенцией), в нормах которой широко употребляется термин «customs procedures» в значении совокупности некоторых действий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

Однако следует обратить внимание на то, что при этом в Киотской конвенции не обособляются термины таможенной процедуры и таможенной операции, как это имеет место в таможенном законодательстве Таможенного союза, где под таможенной операцией понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза (пп. 29 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Таким образом, благое намерение в данном конкретном случае не только не привело к однообразию, но, напротив, существенно усложнило понимание таможенной процедуры, потребовав смыслового разграничения с понятием таможенной операции.

Г.Ф. Суркичин предлагает рассматривать таможенную процедуру, как и юридический процесс, в широком и узком смыслах. При этом таможенная процедура в широком смысле — это нормативно установленная система, ориентированная на достижение конкретного правового результата, состоящая из последовательно сменяющих друг друга таможенных операций, внутренне структурированная правовыми отношениями, иерархически построенная и динамически развивающаяся, посредством которой субъекты внешнеэкономической деятельности реализуют свои права и обязанности в таможенной сфере. Таможенная процедура в узком смысле — это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

Г.В. Матвиенко также выделяет два направления в терминологическом понимании процедуры. С одной стороны, таможенные процедуры могут быть рассмотрены как необходимые составные элементы, стадии таможенного процесса. В данном случае процедура понимается как официальный порядок действий, выполнения, обсуждения чего-нибудь. С другой стороны, Г.В. Матвиенко обращает внимание на то, что процедура может выступать инструментом нормативного регулирования и в этом смысле представлять собой совокупность норм права, устанавливающих статус участников правоотношения, последовательность их действий и набор юридических фактов, позволяющих перевести такие нормы из статичного состояния в фазу активного действия в целях достижения конкретного результата.

В целом соглашаясь с необходимостью разделения аспектов понимания таможенных процедур, все же следует отметить разнородность процедур как элементов таможенного процесса, выступающих в качестве разновидностей юридических процедур, и собственно таможенных процедур как инструментов нормативного регулирования, понимая под ними совокупность правовых норм, определяющих условия вовлечения товаров во внутренний или внешний оборот. Рассмотрение таможенной процедуры при таком понимании невозможно без определения ее места среди элементов механизма правового регулирования.

К числу элементов механизма правового регулирования можно отнести нормы права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей и акты применения права. Исследуя таможенную процедуру как систему и рассматривая ее в качестве элемента системы более высокого порядка — механизма правового регулирования, становится очевидным, что среди элементов механизма правового регулирования таможенная процедура не может быть одновременно, и правовой нормой, и правоотношением.

Таможенная процедура, при ее понимании как инструмента правового регулирования, очевидно, относится к числу правовых норм, посредством реализации которых возникает правоотношение между таможенным органом и лицом, управомоченным совершать юридически значимые действия при перемещении товара через таможенную границу.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Соответственно, третий элемент механизма правового регулирования проявляет себя в акте реализации прав и обязанностей — помещении товаров под таможенную процедуру (таможенное декларирование) и последующем соблюдении предусмотренных ею требований и ограничений. Завершается правовое регулирование отношений при этом стадией применения права, результатом которой является акт применения права, т.е. разрешение таможенного органа пользоваться и распоряжаться товаром в соответствии с таможенной процедурой (выпуск товаров).

Применительно к помещению товаров под таможенную процедуру следует различать: а) завершение процесса помещения товаров под таможенную процедуру и б) завершение действия самой таможенной процедуры, представляющие собой разнопорядковые явления. Они входят в число элементов систем разного уровня — механизма правового регулирования в первом случае и собственно таможенной процедуры как элемента этого механизма — во втором.

Отличия между процедурой таможенного процесса и таможенной процедурой основаны в первую очередь на различных целях, которые преследуют данные правовые явления. Как известно, «право — творение человеческого разума и как любое творение человека может быть понято только из собственной цели». Это в полной мере относится и к юридическим процедурам как явлениям правовым.

Процедуры таможенного процесса, как разновидности юридических процедур, преследуют общие с ними цели.

Применительно к юридическим процедурам такими целями можно назвать обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, установление надежных гарантий от государственного произвола. Как верно отмечает В.Е. Кузнеченкова, юридическая процедура представляет собой нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности. При этом юридические процедуры гарантируют юридической деятельности правомерность и результативность и ориентируют правоприменителя на достижение определенной правовой цели.

Целью процедур таможенного процесса можно назвать формирование гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций во взаимоотношениях с таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу.

Так, например, таможенным законодательством установлен порядок прибытия товаров на таможенную территорию и их убытия с этой территории, последовательность действий декларантов и таможенных органов, связанных с подачей таможенной декларации, ее регистрацией, проверкой, внесением в нее изменений, отзывом такой декларации, порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, порядок возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных платежей и др. При таком понимании процедуры таможенного процесса можно назвать этапами таможенного процесса, включающими в себя в качестве элементов отдельные действия — таможенные операции.

Основная цель таможенных процедур — сформулировать правовые условия, при соблюдении которых товары, перемещенные или перемещаемые через таможенную границу, в большей или меньшей степени могут быть вовлечены во внутренний или внешний оборот. Таможенная процедура в данном случае определяет условия наступления результата перемещения товаров через таможенную границу. Можно сказать, что таможенная процедура — не результат, а инструмент правового регулирования.

Сама по себе таможенная процедура, как и большинство явлений в таможенном праве, носит вспомогательный, служебный характер по отношению к реализации основных отношений, связанных с использованием перемещенных через таможенную границу товаров во внутреннем или внешнем обороте. Действительно, бессмысленно было бы утверждать, что лицо перемещает товары через таможенную границу для того, чтобы поместить их под таможенную процедуру. Частный интерес лица, перемещающего товар через таможенную границу, выражен не столько в том, чтобы собственно переместить товар, сколько в том, чтобы включить (вовлечь), использовать этот товар в дальнейшем обороте в той степени, в какой это необходимо лицу с учетом обстоятельств такого перемещения. Как правило, лица перемещают товары через таможенную границу для того, чтобы удовлетворить материальные или духовные интересы (свои или чужие). В зависимости от того, на удовлетворение какого интереса — материального или духовного — направлено перемещение товара через таможенную границу, можно говорить о последующем вовлечении таких товаров в экономический или культурный оборот. При этом следует учитывать также, что целями таможенных процедур является не просто определение условий вовлечения товаров в экономический или культурный оборот, но определение их исходя из совокупности факторов. К их числу можно отнести заинтересованность лица, перемещающего товары через таможенную границу, наличие или отсутствие внешнеэкономической сделки, в рамках которой осуществляется такое перемещение, ее содержание и прочие обстоятельства перемещения товаров. Данные обстоятельства, в конечном счете, определяют степень вовлечения в оборот перемещаемых товаров. В свою очередь, степень вовлечения в оборот перемещаемых товаров влияет на решение ряда государственно значимых вопросов, таких как необходимость уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений (экономического и неэкономического характера), осуществления контроля выполнения условий самих таможенных процедур.

Таким образом, определение условий вовлечения перемещенных через таможенную границу товаров в оборот выступает важным средством гармонизации публичных и частных интересов, от правильного применения которого зависит эффективность таможенно-правового регулирования в целом. По словам И.В. Рукавишниковой, именно от возможности корректного сочетания публичных интересов общества с реальными гарантиями осуществления прав и свобод личности напрямую зависит эффективность правового регулирования.

Итак, можно определить цель таможенной процедуры — формулирование таких условий вовлечения товаров, перемещенных через таможенную границу, в экономический и культурный оборот, которые бы обеспечивали необходимый баланс публичных и частных интересов.

О.Ю. Бакаева, раскрывая содержание общих принципов таможенного права, характеризует принцип сочетания публичных и частных интересов: «Преследуя публичные цели (формирование доходной части бюджетной системы, усиление борьбы с неправомерными деяниями в области таможенного дела), органы государственной власти должны ориентироваться и на частноправовые начала. В современных условиях приоритетные направления деятельности таможенных органов состоят в содействии развитию внешней торговли, ускорению товарооборота, унификации таможенных процедур».

Согласно п. 1 ст. 203 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под таможенную процедуру по выбору лица в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом и законодательством государств — членов Таможенного союза. Возможность выбора таможенной процедуры лицом, перемещающим товары через таможенную границу, представляет собой редкий пример диспозитивного начала в таможенно-правовом регулировании.

В данном случае выбор таможенной процедуры предусмотрен для того, чтобы лицо, перемещающее товар через таможенную границу, могло самостоятельно избрать наиболее оптимальный способ исполнения своих обязанностей, связанных с уплатой таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений в сфере внешней торговли, документальным сопровождением и пр.

В то же время следует учитывать, что норма, закрепляющая право декларанта на выбор таможенной процедуры, хоть и выступает проявлением диспозитивности, по своему характеру диспозитивной не является, так как декларант в заданных законодателем условиях не может избрать какой-либо иной вариант поведения, кроме как применять таможенную процедуру или не применять ее вовсе. Следует согласиться с А.В. Деминым, который, анализируя различные аспекты диспозитивности в налоговом праве, делает вывод, что диспозитивные нормы и диспозитивность — не тождественные категории. Диспозитивность — это правовое явление, которое имеет различные аспекты (помимо собственно диспозитивных норм, которые предлагают альтернативные варианты поведения). Это могут быть также обязывающие нормы с альтернативной диспозицией или нормы-запреты с альтернативной санкцией.

Как верно отмечает О.Ю. Бакаева, содержание принципа свободы выбора таможенной процедуры весьма сужено, поскольку свобода здесь ограничена требованиями таможенных органов, определенными текущим законодательством. Можно сказать, что таможенная процедура, являясь инструментом правового регулирования, становится неким симбиозом императивного и диспозитивного регулирования, выступая как средство обеспечения необходимого баланса публичных и частных интересов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Для характеристики таможенной процедуры недостаточно выявить ее сущность. Определение сущности таможенной процедуры демонстрирует то главное, чем она является; исследование содержания таможенной процедуры предполагает рассмотрение системы важнейших ее составных элементов, взаимодействующих друг с другом. Для этого в первую очередь необходимо определить элементный состав таможенной процедуры. Хотя в таможенном законодательстве таможенная процедура определяется как совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории или за ее пределами, более точным представляется характеристика отдельных элементов структуры таможенной процедуры как определенных в нормах таможенного законодательства условий обращения товаров, перемещенных через таможенную границу, на таможенной территории или за ее пределами.

К числу таких условий, образующих элементный состав таможенной процедуры, можно отнести: определение категории товаров, к которым она может или не может применяться; требования к состоянию товара в период применения таможенной процедуры; определение направления движения товара; регламентацию применения или неприменения запретов и ограничений; необходимость уплаты таможенных платежей или возможность освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов; установление срока действия таможенной процедуры; иные условия помещения товаров под таможенную процедуру (предоставление документов, совершение необходимых действий, направленных на обеспечение соблюдения таможенного законодательства, и т.п.); особенности завершения действия таможенной процедуры; особенности возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и определения срока их уплаты в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру.

Для определения таможенной процедуры существенным является тот факт, что, представляя собой некоторое целостное образование, таможенная процедура приобретает «новые свойства и качества, не сводимые к свойствам и качествам отдельных составляющих ее элементов». Поэтому, определяя таможенную процедуру, недостаточно простого перечисления ее элементов, необходимо также выявить взаимосвязь между ними.

Все элементы таможенной процедуры, т.е. отдельные условия включения товаров в экономический или культурный оборот, в конечном счете формируют способность таможенной процедуры воздействовать на процессы перемещения товаров через таможенную границу, в том числе в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности.

Данное свойство таможенной процедуры выражается в возможности обеспечения соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу и взимания таможенных платежей. При этом таможенную процедуру можно рассматривать также как часть юридического инструментария в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с взиманием таможенных платежей. Посредством описания условий уплаты таможенных платежей для отдельных таможенных процедур формируется приводной механизм аккумуляции финансовых ресурсов применительно к конкретным правоотношениям, возникающим по поводу перемещения товаров через таможенную границу.

В свою очередь, уплата таможенных платежей наряду с возможностью изменения состояния товара является тем основополагающим фактором, которым руководствуется декларант при принятии решения о выборе конкретной таможенной процедуры. На наш взгляд, именно условия, связанные с вопросом уплаты таможенных платежей, играют роль ведущих элементов в содержании таможенной процедуры. Учитывая вышеназванные особенности таможенной процедуры, можно попытаться определить ее как закрепленную в нормах таможенного права модель вовлечения товара, перемещенного через таможенную границу, в экономический или культурный оборот, позволяющую обеспечить баланс публичных и частных интересов. По нашему мнению, нормативное определение таможенной процедуры возможно сформулировать следующим образом: «Таможенная процедура — система условий вовлечения товаров во внутренний или внешний оборот, обеспечивающая соблюдение запретов и ограничений, а также взимание таможенных платежей при реализации права на перемещение товаров через таможенную границу».

1.2. ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР

Таможенные процедуры — это необходимые составные элементы таможенного процесса. Как мы установили выше, таможенная процедура — совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (п. 21 ч. 1 ст. 11 ТК РФ). Таможенный режим предусматривает также порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного характера.

К таможенным процедурам законодатель относит также «макропроцедуры» таможенного оформления, таможенный контроль, а также специальные таможенные процедуры.

Наряду с иными процедурами действие таможенных режимов во времени образуют стадии таможенного процесса, последовательное прохождение которых позволяет декларанту достичь основной цели перемещения груза, а государству обеспечить законность такого перемещения и пополнить бюджет за счет таможенного обложения и применения нетарифных мер экономического характера.

Особенности таможенных процедур заключаются в следующем: перечень таможенных процедур установлен ТК РФ; таможенная процедура отражает алгоритм законного вариативного поведения; процедурные нормы ТК имеют императивный характер; применение таможенной процедуры служит задачам достижения конкретного, разрешенного законом результата; обязательным участником процедурных отношений является таможенный орган и лицо, ответственное за совершение действий с товарами и транспортными средствами; таможенная процедура позволяет избрать наиболее приемлемый статус товаров и транспортных средств с точки зрения цели их перемещения через таможенную границу, нахождения его на таможенной территории России или за ее пределами; вариативность поведения заинтересованных в перемещении товаров лиц в рамках таможенной процедуры ограничивается необходимостью получения разрешения таможенного органа на ее использование; завершение в установленном ТК порядке действия таможенной процедуры является предпосылкой для наступления следующего этапа таможенного процесса либо стадии производств, иных таможенных процедур, его образующих; во время процедурных отношений, а также в результате достижения определенной цели уполномоченный орган принимает правовой акт управления (промежуточный или окончательный); охрана от нарушений положений таможенных процедур обеспечивается принудительными мерами.

Поскольку таможенные режимы являются специфической разновидностью таможенных процедур, названные признаки характерны и для них. В отличие от процедур специального характера, таможенные режимы призваны обслуживать законность перемещения товаров для коммерческих целей. Таможенные процедуры, образующие в совокупности стадии таможенного оформления (например, временное хранение товаров, внутренний таможенный транзит), в отличие от таможенных режимов, характеризуются менее длительными сроками действия и особым назначением. Таможенный режим избирается декларантом самостоятельно, тогда как процедуры оформления и контроля являются обязательными при любом характере перемещения грузов. Наряду с необходимостью таможенного контроля, уплаты таможенных платежей, процедуры таможенного оформления служат «спусковым крючком» для действия режимных правил, предусматривающих больший объем тарифных и нетарифных льгот, с одной стороны, и наличие дополнительных обременений для декларанта, с другой. На заинтересованное в использовании таможенного режима лицо распространяются не только общие требования по соблюдению запретов и ограничений, не имеющих экономического характера, но и специальные обязанности, сопряженные с действием избранного таможенного режима.

Закон содержит принцип свободы выбора таможенного режима, предусматривает возможность изменения его на любой другой, содержит классификацию таможенных режимов (ст. 155, ч. 2 ст. 156 ТК РФ). Анализ положений Кодекса позволяет выявить также критерии классификации для любых таможенных процедур. С точки зрения структуры таможенного процесса можно выделить: таможенные процедуры, образующие его самостоятельные элементы (таможенные режимы и специальные таможенные процедуры); таможенные процедуры, включенные в производство таможенного оформления (временное хранение, внутренний таможенный транзит).

В зависимости от цели перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу существуют: таможенные процедуры, применяемые только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при коммерческом перемещении (таможенные режимы, специальные таможенные процедуры в отношении транспортных средств); специальные таможенные процедуры, применяемые физическими лицами (ввоз, вывоз, временный ввоз, временный вывоз товаров и транспортных средств для личных нужд — глава 23 ТК «Перемещение товаров физическими лицами»); специальные таможенные процедуры по перемещению товаров отдельными категориями иностранных граждан (глава 25 ТК).

С точки зрения предметов, перемещаемых через таможенную границу для коммерческих целей, различают: таможенные процедуры, применяемые только к товарам (например, таможенные режимы); специальные таможенные процедуры, применяемые только к транспортным средствам (временный ввоз, временный вывоз транспортных средств), к запчастям и оборудованию.

В зависимости от вида транспортного средства, применяемого в ходе перемещения или способа перемещения товаров, следует выделить: специальные таможенные процедуры: применяемые в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях (ввоз, внутренний транзит, транзит — глава 24 ТК); связанные с перемещением товаров трубопроводным транспортом и по линии электропередачи (глава 26); таможенные процедуры общего характера, применяемые в отношении товаров, перемещаемых традиционными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским, речным, воздушным (т.е. все таможенные режимы, предполагающие использование такого транспорта при коммерческом перемещении товаров). Представляется, что данная классификация позволит упростить восприятие законодательно установленных стадий таможенного процесса и взаимообусловленность таможенных процедур

Всего в Таможенном кодексе ТС установлено 17 видов таможенных процедур. Ограниченные объемом настоящей работы мы не можем подробно рассмотреть все процедуры, поэтому в работе будут рассмотрены некоторые типичные таможенные процедуры, а также те таможенные процедуры, применение которых сегодня является в той или иной степени проблемным с точки зрения практики.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1   2   3