СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАЦИЙ БАНКОВ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ
1.1 История развития банковских карт. Виды современных карт
1.2 Роль банка в операциях с банковскими карт
1.3 Особенности платежной системы с использованием банковских карт
2.АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ БАНКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ НА ПРИМЕРЕ АО «АЛЬФА-БАНК»
2.1.Экономическая характеристика АО «Альфа-Банк
2.2.Анализ операций банка с банковскими картами
2.3.Анализ доходности АО «Альфа-Банка» по операциям с картами
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЛАТЕЖЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕЗНАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
3.1Инновации в платежной системе банковских карт
3.2Расчетная стоимость новых технологий для безналичных платежей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная банковская система – одна из важнейших сфер мировой экономики. Банкам необходимо осваивать новые способы и приемы для поддержания бизнеса. Сегодня кредитные организации представляют большое количество услуг для своих клиентов. Однако, наиболее динамично развивающимся видом является эмитирование банковских карт.
За последние несколько десятилетий объем использования персональных банковских карт во всем мире достиг внушительных размеров. Российский рынок банковских карт также последние годы бурно развивается. Причиной такого стремительно роста является общемировая тенденция в развитии безналичных расчетов.
Банковские карты создают возможность организации функционирования единой универсальной расчетной сети, которая позволяет обеспечить обслуживание массовых ежедневных платежей населения страны и приводит к сокращению наличных операций и качественному изменению структуры финансовых потоков в России. В настоящее время доля безналичных платежей в общем обороте существенна, безналичный оборот по картам увеличивается, что является отражением стабильности и сбалансированного роста рынка банковских карт в целом.
В современных условиях, когда конкурентная борьба между банками в данной сфере достигла особого накала, рассмотрение механизма операций банка с банковскими картами становится особенно важно.
Актуальность выбранной для исследования тема заключается в перспективах развития и дальнейшего увеличения доли безналичных расчетов c использованием банковских карт в общей массе финансовых операций. Банковские карты позволят сократить объем налично-денежного обращения, снизить расходы, связанные с осуществлением кассовых операций, хранением и транспортировкой наличных денежных средств и существенно ускорить безналичные расчеты.
Проблемы, рассматриваемые в выпускной квалификационной работе, характерны для большинства кредитных организаций, занимающихся продвижением данного банковского продукта. Поэтому очень важно для них иметь четкую стратегию, которая как можно более соответствовала бы миссии банка, ее стратегическим целям и задачам.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по развитию платежей с использованием безналичных денежных средств в АО «Альфа-Банк».
Для достижения поставленной в рамках выпускной квалификационной работы цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности платежной системы с использованием банковских карт.
2. Проанализировать операции банка с использованием банковских карт на примере АО «Альфа-Банк».
3. Разработать мероприятия по развитию платежей с использованием безналичных денежных средств.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы операций кредитных организаций с банковскими картами, описаны исторические аспекты развития банковской карты, даны характеристики видам современных банковских карт. В ней рассмотрены особенности функционирования платежной системы с использованием банковских карт.
Во второй главе проанализирована деятельность банка с использованием банковских карт на примере АО «Альфа-Банк». Дана экономическая характеристика Альфа-Банка. Рассмотрены особенности механизма операций банка с банковскими картами. Представлен анализ доходности операций по банковским картам.
В третьей главе представлены мероприятия по развитию платежей с использованием безналичных денежных средств.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАЦИЙ БАНКОВ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ
1.1 История развития банковских карт. Виды современных карт
В современном мире наличием счета в банке никого не удивишь, а с технологией работы банковской карты сейчас знаком каждый. Несмотря на это, метод платежных систем прошел долгий путь эволюции, прежде чем стал современным средством платежной системы.
Банковские карты делятся по двум категориям: видам и целям их выпуска.
Банковская карта имеет разных эмитентов.
Если говорить о кредитных картах, то происходит схема расчета между владельцем банковской карты и, к примеру, торговым центром или страховой компанией (эмитентом), которой может быть не обязательно банком [25].
Что касается времени появления банковских карт, то данный вопрос является неоднозначным. Нужно уточнить, о каких картах идет речь, большинство просто путают разные понятия. Кто-то говорит о кредитных картах, другие называют их банковскими картами, третьи – пластиковые карты.
Если углубляться в историю, то первыми появились именно кредитные карты, но те карты не были ни пластиковыми, ни банковскими. Служили они для того, чтобы подтверждать кредитоспособность такой карты. Такое средство кредитование возникло в США, где потребительский кредит частных лиц развивался уже с конца девятнадцатого века. Первая теория кредитной карточки была выдвинута в далеком 1880 году в книге Эдуарда Беллами «Глядя назад». Но для того, чтобы перейти к практике понадобилось 34 года, и в 1914 году известная компания General Petroleum Corporation of California начала выдавать своим постоянным, и конечно же, богатым клиентам специальные карточки, чтобы привязать их к себе. Карты были сделаны из картона с написанными или порой выдавленным данными.
Изготовление пластиковых карт началось чуть позже, а именно в 1928 году. Первые пластиковые карты (Приложение А) были выпущены Бостонской компанией Farrington Manufacturing и представляли собой металлические пластины, на которых выдавливался адрес. Такие карты выдавались только кредитоспособным клиентам. Продавец вставлял эту пластинку в специальную машину, так называемый импринтер, и прокатывал. Данные которые были выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке [34].
Уже в последствие появились такие элементы финансово-кредитной схемы, как ежемесячное погашение долга, с периодом отсрочки (беспроцентный кредит) и многое другое. Специалисты, занимавшиеся изучением истории происхождения пластиковых карт, считают, что начало банковским кредитным картам было положено Джоном С.Биггинсом, который являлся специалистом по потребительскому кредиту в Национальном банке Flatbush в Бруклине. В 1946 году Биггинс разработал кредитную схему под названием Charge-it. Схема была довольна таки проста, местные магазины принимали расписки от клиентов за покупки, а затем предоставляли эти расписки в банк, который, в свою очередь, оплачивал их со счетов покупателей.
Однако, исследователь банковского дела, Льюис Мэнделл утверждает, что первой массовой платежной карточной системой была созданная в 1949 году компания Diners Club. Главным отличием ее от предыдущих банковских систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями существовал посредник, которой брал на себя проведение расчетов. Именно это позволило Diners Club стать первой и очень массовой универсальной картой в отличие от магазинных карт.
Для идентификации клиентов использовали эмбоссированные пластинки (Приложение А), которые к тому времени уже были распространены и использовались во многих магазинах и бензиновых компаниях.
Новая компания получает название «Diners Club». Уже спустя год 285 торгово-сервисных организаций обслуживали 35 тысяч держателей карт компании. Годовое обслуживание карты стоило 3 доллара. И к концу 1951 года компания принесла своим владельцем прибыль в размере 61 222 доллара, а общий оборот составил больше 6 миллионов.
Далее вместе с развитием рынка Соединенных Штатов Америки операции с картами стали внедряться повсеместно. «Diners Club» дала первую лицензию на использование своих схем и своего имени в Великобритании, произошло это событие в 1951 году. И после этого начали появляться такие известные платежные системы, как American Express, Visa и MasterCard.
За рубежом универсальные карты делились по классификациям и использовались для оплаты гостиниц, ресторанов и путешествий бизнесменов. Чисто банковские карты, предназначались для обычных клиентов и имели потребительский характер.
Именно в пятидесятые годы произошел подъем в сфере банковских карт и более ста банков Америки начали свои программы с кредитными картами.
Настоящий переворот в развитии бизнеса пластиковых карт начался в 1958 году, когда в карточный бизнес вступил первый по величине американский банк – Bank of America.
Первая пластиковая карта от American Express (Приложение А) была выпущена 1 октября 1958 года, а уже через год такими картами пользовалось более 475 тысяч человек и больше 30 тысяч организаций и предприятий. Такой успех произошел по ряду причин. Во-первых, компания приобрела Universal Travel Card, с помощью которой обслуживалась Ассоциация американских отелей, и во-вторых, American Express имела большие финансовые возможности для кредитования и огромную международную сеть, обслуживающую дорожные чеки компании.
Один из крупнейших банков Америки Chase Manhattan Bank уже к концу первого года введения карточной программы имел 350 тысяч держателей карт. Оборот по карточным операциям возрастал с каждым годом и к 1960 году достиг 25 миллионов долларов. Но в дальнейшем дела стали ухудшаться, постепенно начали увеличиваться операционные расходы и число неплательщиков, а число владельцев карт уменьшилось до 160 тысяч. В результате в 1962 году банк продал программу за 9 миллионов долларов компании Юни-Серв, которая стала выпускать карту Юни-Кард. С подобными проблемами сталкивались многие банки. Пожалуй, самой успешной стала финансовая политика Bank of America, который выпускал карту BankAmericard (Приложение А). Преимущество перед остальным банками заключалось в территориальной особенности штата Калифорния, где был большой процент состоятельных людей и масштабная сеть торговых предприятий.
В 1966 году Bank of America принял решение выдать лицензию другим банкам на выпуск своих карт. Банки-конкуренты в ответ на это решили объединиться и создали свою Межбанковскую карточную ассоциацию – ICA (Interbank Card Association). Ассоциация начала сотрудничать с банками западных штатов, которые выпускали свою карту Master Charge. Проанализировав все преимущества, ICA в 1969 году купила права на выпуск и использование данной карты.
В оппозицию ассоциации выступали банки, выпускавшие BankAmericard. Они добились вывода производства этих карт из-под строгого контроля Bank of America. Таким образом в июле 1970 года была создана новая организация National BankAmericard Incorporated (NBI). В 1976 году NBI переименовала свою карту BankAmericard, на более известную теперь всему миру, как Visa.
И по итогу, к началу семидесятых годов в Соединённых Штатах Америки на рынке банковских карт сформировалось два основных конкурента: ICA и NBI.
Они разделили между собой более 90% сферы влияния, остальной же процент занимали карты American Express.
Стремительный рост карт BankAmericard обусловлен объединением группы банкиров, которые представляют 17 финансовых учреждений. У них появилась идея создать сеть банков вне отделений банков, где большое скопление потенциальных клиентов, например, на железнодорожных станциях.
Около 30% от общего количество банкоматов находится в Западной Европе, еще 26% расположено в Японии, в США 25%. Самыми активными пользователями банкоматов являются жители Великобритании, на втором месте во Франция, далее идет Германия.
На данный момент эксперты считают наиболее перспективным рынком, для банкоматов Россию, Болгарию и Индию. В этих странах ожидается рост количества банкоматов на 412%, 364% и 625% соответственно.
В современной банковской системе самой крупной платежной организацией является VISA Int.(Приложение А), она занимает 60% рынка. Второй по величине является MasterCard Int.(Приложение А) регулирующие еще 30% рынка. Оставшиеся 10 % приходятся на карты других международных организаций.
Первой появившейся в Советском Союзе платежной картой, видимо, также была карта Diners Club, которую в 1969 г. стали принимать к оплате в системе магазинов «Березка». В 1988 г. советские спортсмены олимпийской сборной отправлялись на Олимпийские игры в Сеуле, снабженные картами международной платежной системы Visa International. Но только после появления в России коммерческих банков, регламентированных в 1990 г. Законом «О банках и банковской деятельности», пластиковые карты смогли начать завоевывать популярность как платежный инструмент, ориентированный на держателей – частных лиц.
В 1993 г. в России были созданы такие платежные системы на картах (Приложение А), как STB Card (расчетный банк «Столичный») и Union Card (расчетный банк – Автобанк), которые быстро стали лидерами рынка пластиковых карт и долгое время таковыми оставались. Обе платежные системы активно завоевывали рынок, заключая с банками договоры на выпуск своих карт один за другим. В результате по состоянию на 1998 г. банками – участниками Union Card стали около 180 банков, за сотню переваливало количество участников STB Card, но после кризиса 1998 года сначала STB Card, а затем и Union Card уступили свои лидирующие позиции на рынке банковских платежных систем популярным VISA и MasterCard [20].
Банковская карта представляет собой пластину и имеет определенный стандарт ISO 7810 (Идентификационные карты) ID – 1 формат – 85,6 х 53,98мм, изготавливается из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы [25]. Существует несколько видов банковских карт, они различают по таким признакам как: территория применения, принадлежность средств и назначение. Рассмотрим каждый вид банковских карт подробнее [27].
Таблица 1 – Виды банковских по территории применения
Вид банковской карты | Функции банковской карты |
Локальные банковские карты | Предназначены для операций только в системе банкаэмитента. Такая карта может быть использована в банкоматах и терминалах своего банка. Оплату покупок также можно производить только при наличии терминала данного банка, что бывает очень редко. Использовать такую карту для операций в интернете невозможно, кроме операций на сайте банка-эмитента. |
Международные банковские карты | Карты международных банковских систем, таких как VISA и MasterCard. Такие карты бывают разных видом и различаются по функционалу. Самые популярные из них позволяют производить операции в любых банкоматах и терминалах по всему миру, и оплачивать покупки через интернет. |
Виртуальные банковские карты | Карты (Приложение А), позволяющие совершать операции только через интернет. Внешне они ничем не отличаются от стандартных дебетовых карт, но в них отсутствует магнитная полоса и чип, что не позволяет использовать данные карты в банкоматах и терминалах. У владельца виртуальной карты нет возможности получить наличные в кассе отделения банка, кроме закрытия карты при наличии на ней денежных средств. Виртуальная карта – это скорее реквизиты счета, предоставленные в форме банковской карты. |
Таблица 2 – Виды банковских карт по принадлежности
Вид банковской карты | Функции банковской карты |
Дебетовые карты банковские | Карты, позволяющие совершать операции в пределах средств, имеющихся на счете. То есть владелец может использовать только собственные денежные средства. Банк может устанавливать уровень неснижаемого остаток – сумма, при достижении которой клиент не сможет совершать операции до тех пор, пока не пополнит баланс счета. Также в условиях банка может быть оговорено начисление процентов на остаток средств. Дебетовая карта в основном служит в качестве замены наличных денежных средств и позволяет совершать денежные операции в интернете |
Кредитные банковские карты | Карты, предназначенные для совершения операций на заемные средства. По своим свойствам кредитная карта – это почти тоже, что и кредит. Основная разница в том, что средствами можно пользоваться по мере необходимости и проценты начисляются только на сумму, которая была фактически использована. Кредитные карты являются многоразовыми, то есть после погашения взятой суммы можно снова использовать кредитные средства. Сумма кредита устанавливается индивидуально для каждого клиента и определяется по тем же принципам, что и при оформлении обычного кредита. Проценты по кредитным картам обычно ниже, чем по картам с разрешенным овердрафтом, но выше, чем по обычным кредитам. Важное отличие кредитной карты от обычного кредита заключается в наличии так называемого «льготного периода» – определенного срока, в течение которого проценты за пользование кредитными средствами не начисляются. Длительность этого периода различается в зависимости от банков, но в среднем составляет 50-60 дней. |
Предоплаченная банковская карта | Карта, на которой в момент ее покупки имеется определенная сумма, а расчеты производятся от лица банка-эмитента. Предоплаченная карта позволяет совершать покупки или оплачивать услуги, по такому же принципу, что и дебетовая карта. |
Таблица 3 – Виды банковских карт по назначению
Вид банковской карты | Функции банковской карты |
Личные банковские карты | Карта оформляется клиентом самостоятельно и используется им в личных целях. Так как клиент заводит карту по собственной инициативе, то как правило делает это осознанно и стремится к тому, чтобы карта наиболее удовлетворяла его потребности и давала некоторые преимущества. |
Зарплатные банковские карты | Выдаются сотрудникам компаний в рамках зарплатных проектов. Условия использования зарплатных карт чаще всего являются более выгодными, чем при использование личных. Кроме всего прочего, владельцам зарплатных карт банки обычно значительно упрощают процесс оформления кредита, и условия кредитования при этом могут быть льготными. |
Корпоративные банковские карты | Выпускаются с целью совершения оперативных покупок и оплаты услуг сотрудниками компаний в ее интересах, например, оплата ресторанов, автомоек, АЗС и других услуг. Денежные средства, находящиеся на счету карты, принадлежат компании и учитываются в расчете собственных средств. |
Предвыпущенные банковские карты | Карты, которые выпускаются еще до написания клиентом заявления на получение карты. Такая карта изначально не содержит информацию о ее владельце, на не указаны ФИО. Карта прикрепляется к счету, который открывается на конкретного клиента. Такая карта дает возможность совершать все те же операции, что и обычная дебетовая, в том числе пользоваться онлайн-банком, получать проценты на остаток средств. Предвыпущенные карты очень удобны, когда необходимо срочно оформить карту, ведь в этом случае процедура займет всего несколько минут. Также их часто используют банки для выплаты процентов или для пополнения кредитного счета. |
Таким образом, рынок современных банковских карт достаточно разнообразен и служит для современного потребителя активным помощником в разнообразии потребления различных услуг и приобретению товаров. Банковская карта имеет ценность и реализует все свои достоинства не как кусок пластика, а как инструмент, существующий в рамках платежной системы. Причем, чем более развитой является система, тем большее значение приобретает карта.
1.2 Роль банка в операциях с банковскими карт
В современном мире понятия кредитная организация и банковские карты – неразделимы. Банковские карты предоставляют свои владельцам массу возможностей (рисунок 1):
Рисунок 1 – Возможности банковских карт
Широкое использование банковских карт дает возможность кредитным организациям не только расширить свой бизнес, но и предоставлять финансовые услуги тем слоям населения, которые ранее не пользовались услугами банков. При этом точками оказания платежных и иных банковских услуг становятся почтовые отделения и точки розничной торговли в том числе аптеки, розничные торговцы, продуктовые магазины, а также автозаправочные станции [4].
Для малообеспеченных слоев населения применение карточных продуктов может оказаться удобным, а главное эффективным механизмом доступа к финансовым услугам. Для большинства клиентов это может впервые открыть доступ к легальным финансовым услугам, так как легальные услуги обычно гораздо безопаснее и дешевле, чем «теневые» альтернативы.
В современную эпоху глобализации и снятия трансграничных барьеров перед участниками денежного рынка и рынка капиталов – биржами, инвестиционными и коммерческими банками, управляющими компаниями и инфраструктурными организациями – встает непростая задача адаптации и сохранения конкурентоспособности [14].
В этой «гонке технологий» в роли догоняющих находятся национальный финансовый рынок и органы регулирования. Экономические проблемы, связанные со скудностью ресурсной базы, тесно переплетаются с неразвитостью законодательства, правовой неопределенностью, а порой и прямыми нормативными запретами.
Развитие экономики страны зависит не только от внедрения новых производственных и финансовых технологий, но также и от способности населения воспринимать и использовать эти технологии. Эффективность участия населения России в современной экономике напрямую зависит от понимания того, как с выгодой для себя использовать новый финансовый продукт, а сделать это без базовых знаний и навыков практически невозможно.
Банк играет важную роль в предоставление финансового продукта, и понятно, что поддержки заслуживают инициативы, которые направлены на расширение наших знаний о новых финансовых технологиях – электронных деньгах, кредитных картах, мобильном банкинге и прочих инновациях.
Состояние рынка торгового эквайринга показывает, что до формирования зрелого рынка банковских карт в России пройдет еще весьма продолжительное время. На данный момент наиболее слабым сегментом рынка банковских карт в России является именно рынок торгового эквайринга. Его формирование в Российской федерации началось после того, как среди большей части населения закрепилось представление о банковских картах лишь, как о способе получения наличных.
Следует учитывать менталитет основной части населения, которая реальные деньги воспринимает лишь в наличной форме. При этом в настоящее время рынок торгового эквайринга демонстрирует высокие темпы развития, поэтому можно предположить, что в ближайшем будущем он останется одним из наиболее активно растущих сегментов российского банковского рынка, но при условии, что банки направят свои усилия на проведения различных акций, призванных научить владельцев банковских карт использовать их как платежный инструмент, а не только лишь как средство для обналичивания денег.
В Российской Федерации только начинает развиваться банковский маркетинг, порой банки прибегают к услугам специальных агентств или приглашают иностранных менеджеров для разработки стратегий развития или проведения разовых исследований. В основе банковского маркетинга лежит стратегия удовлетворения потребностей клиента, которая приводит к повышению рентабельности банков [12].
Согласно исследованиям западных специалистов, розничные банки, способные осуществлять подобную стратегию, могут повысить рентабельность своих операций на 50-100% в расчете на одного клиента. Но, к сожалению, российские банки в настоящее время еще не до конца оценили эффективность грамотного банковского маркетинга, и расходы на маркетинг сейчас не более 2%, в тоже время как компании, производящие товары массового потребления тратят 15% [14].
К факторам, которые тормозят развитие банковского маркетинга как направления деятельности, кроме низких расходов, можно отнести слабую организационную структуру многих банков, где различные подразделения ведут свое направление, зачастую предлагая продукты одной и той же группе клиентов, концентрирую внимание клиента именно на своем продукте.
Выявив функции банков и их влияние на производственную сферу, то можно сказать, что банковская система и материальное производство – взаимосвязанные составляющие производственного процесса. Поэтому стабилизация, укрепление и оздоровление банковской системы является необходимым и решающим фактором для стабилизации и оживления всей экономики страны.
Банк является одним из главных звеньев системы рыночных структур. Его развитие – необходимое условие для реального создания рыночного механизма. Именно банк выполняет разнообразные функции и вступает в сложные взаимоотношения между собой и другими объектами экономики [6].
Каждый банк, решивший заняться «карточным» бизнесом, имеет два пути развития. Первый путь – предоставление более широкого спектра услуг небольшому круг клиентом, а именно обладателям значительных сумм инвалюты. Второй путь – это ориентация на широкий круг лиц, для которых банковские карты облегчили бы пользование российским рублем, прежде всего внутри страны.
В каждой стране наряду с международными успешно действуют и локальные платежные системы. Наиболее успешные из них тесно сотрудничали с международными. Однако предсказать, что будет с той или иной российской платежной системой в будущем практически невозможно. Наиболее успешной окажется та система, в которой будет разветвленная сеть обслуживания в регионах, где на данный момент проживает большинство населения страны.
Учитывая вышесказанное, то можно сделать вывод, что в современных условиях весьма важным представляется изучение экономических основ и факторов устойчивости банков. Изучение факторов устойчивости банков предполагает их изучение во взаимосвязи с другими экономическими субъектами и выяснение, насколько развиты процессы взаимодействия между банковскими и другими секторами экономики.
В заключении хочется отметить, что в мировой практике приоритетным финансовым инструментом расчетов являются пластиковые карты, более миллиарда людей по всей планете используют их. Необходимым условием для достижения банком высокого уровня обслуживания на уровне мировых стандартов является умение и подготовленность банка к работе с банковскими картами.
1.3 Особенности платежной системы с использованием банковских карт
Развитие российского рынка платежных карт является одним из важнейших факторов при достижении целей по сокращению расчетов наличными денежными средствами и развитию безналичных расчетов в сфере розничных платежей. Платежные карты занимают одну из главных позиций среди платежных инструментов, используемых на рынке розничных платежей. Благодаря универсальности платежной карты, стало возможным решение различных задач не только в сфере розничных услуг, но и в социальной, бюджетной сферах [20].
Платежные системы банковских карт охватывают весь мир, они функционируют через уже привычные всем зарплатные и кредитные карточки разных видов. Наиболее популярным и стабильным международными платежными системами считаются VISA и MasterCard [5].
Российской национальной платежной системой является платежная система под названием «Мир». Эта платежная система была создана в 2015 году, а первые карты (Приложение А) были выпущены 15 декабря 2015 года. Первыми банкамиэмитентами стали Газпромбанк, МДМ Банк, Московский Индустриальный банк, РНКБ, Банк «РОССИЯ», Связь-Банк и СМП Банк.
Система «Мир» создана в рамках программы импортозамещения и является государственным проектом, который должен сделать все платежные операции внутри страны бесперебойными и не зависящими от сторонних факторов.
Операции по картам «Мир» обрабатывает Национальная система платежных карт России (НСПК). В платежной системе «Мир» есть дебетовые и классические карты, поддерживающие овердрафт. Карта «Мир» является уникальной, так как на ней нанесён графический символ рубля, видимый в ультрафиолете.
Не позднее 1 июля 2017 года все банки Российской Федерации обязаны приступить как минимум к приему карт «Мир» в терминалах и банкоматах.
В большинстве стран действует специальное законодательство, которое регулирует операции с банковскими картами. Магнитная полоса, которая расположена на карте, дает возможность при операции с банковскими картами записывать или считывать с нее необходимую информацию. Магнитная полоса располагается на обратной стороне карты и состоит из трех дорожек: две дорожки предназначены для хранения идентификационных данных, а на третью можно записывать информацию (Приложение А).
Для повышения безопасности работы с банковскими картами, на карту наносится информация, которая имеет идентификационный характер. На лицевой стороне обычно указывают: логотип платежной системы, логотип банка-эмитента, срок действия карты, номер карты, имя держателя карты. На оборотной стороне располагается магнитная полоса, предусмотрено место для подписи.
По прошествии 15-20 лет стало понятно, что магнитная полоса уже не обеспечивает необходимого уровня защиты информации от мошенничества и подделок. Более надежным способом записи информации оказался чип или микросхема. Единственным внешним отличием от карты с магнитной полос является микросхема, которая располагается на лицевой стороне (Приложение А). Именно эта микросхема позволяет надежно хранить конфиденциальную информацию, в том числе и стоимостные показатели [15].
Существующие возможности и особенности банковских карт влияют на особенности построения и функционирования платежных систем. На данный момент развитую платежную систему составляют: банки-эмитенты карты, банкиэквайеры, расчетные банки, магазины и другие точки обслуживания. Однако самое главное в платежной системе – клиенты – пользователи карты, поскольку именно он, в той или иной форме, оплачивают содержание остальных участников системы.
Банк-эмитент – является собственником карт, а клиенты получают право их использования. Выдача карты клиенту предваряется открытием ему счета в банкеэмитенте и, как правило, внесением клиентом некоторых средств на этот счет. Выдавая карту, банк-эмитент берет на себя тем самым гарантийные обязательства по обеспечению платежей по карте. Характер этих гарантий зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карты [7].
Основные операции с банковской картой ее держатель совершает в магазинах и других пунктах, предоставляющие различные виды услуг. Данные торговые предприятия обязаны входить в платежную систему, которая поддерживает расчеты с помощью такой карты. У них должна быть возможность получить на свои счета в банках суммы за предоставленный товар и услуги владельцам карты.
Банки-эквайеры осуществляют обслуживание таких торговых предприятий.
Рисунок 2 – Процесс осуществления платежей с помощью банковских карт
Магазин, отпуская владельцу карты товар, проверяет возможность совершения платежа с использованием данной карты и оформляет слип с подписью клиента на соответствующую сумму. Далее согласно представленным слипам, банкэквайер перечисляет сумму на расчетный счет торгового предприятия и через процессинговый центр в электронной форме оформляет расчеты с банкомэмитентом. Банк-эмитент кредитует карточный счет владельца карточки, на основе электронных журналов, которые поступают через процессинговый центр. Банк-эмитент предоставляет выписку со счета клиента, информируя его о состояние счета. Клиент по выписке самостоятельно контролирует состояние своего счета, проводя своевременное его пополнение или погашая предоставленный кредит.
Операции с банковской картой, который снабжены микропроцессором, происходят примерно по той же схеме.
Исключением является процесс авторизации. Он уже не требует режима online, а может происходить в торговой точке автономно. На основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банкамиучастниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкамэквайерам стоп-листы.
Учет операций с банковскими картами зависит от выбранной схемы организации расчетов с использованием той или иной карты.
Рисунок 3 – Виды банковских карт
Дебетовая карта обеспечивает расчеты в рамках кредитового остатка на спецкартсчете клиента. Кредитная банковская карта позволяет образованию дебетового остатка на спецкартсчете, то есть предоставляет клиенту своеобразный кредит.
Дебетовые карты выдаются клиентам, не имеющим необходимой кредитной истории или обеспечения под выдаваемый кредит. При использовании такой карты снижаются риски банков, но сужается сфера предоставляемых услуг.
В качестве одного из видов обеспечения под выдаваемый кредит может выступать страховой депозит. Его наличие позволяет выдавать кредиты по карте в рамках суммы страхового взноса.
Резюмирую выше изложенное, следует отметить, что операции с кредитными картами имеют свой ярко выраженный характер, заключенный в специфике безопасности их обращения.
Подводя итоги, нужно отметить, что рынок современных банковских карт разнообразен и является для современного потребителя активным помощником в разнообразии потребления различных услуг и приобретения товаров. Развитие платежных систем является одним из прогрессивных направлений организации безналичных расчетов, оно основано именно на использование современных банковских карт.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф