Скоро защита?
Меню Услуги

Процесс и организационные особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Глава 2. Процесс и организационные особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

2.1. Тактика осмотра места происшествия

Определим важные особенности при производстве следственных мероприятий, учитывая данную категорию дел. Как было описано ранее, учитывая 87 статью Кодекса (первая часть), «несовершеннолетними признаются лица, которым … исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет».

К подросткам-преступникам при расследовании используют специфический подход. Это обусловлено особым порядком согласно криминально-процессуальному кодексу (глава 50). Связано это обстоятельство с социально-демографическими, функциональными, возрастными характеристиками субъектов-злоумышленников.

На основе 73 статьи УПК России «следователь или дознаватель … устанавливает также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления». Весомое значение в разработке и создании методики выявления убийств или иных злодеяний, сделанных подростками-преступниками, имеют обстоятельства, применяемые для аргументирования криминальных дел.

Главная задача следователя − установить вышеизложенные обстоятельства, без которых не может существовать качественное дело без пробелов. Законодатель назвал общепринятые обстоятельства, используемые при раскрытии уголовных дел (статья 73, 1 ч. УПК).

В этот список включаются:

  • виновность субъекта, который совершил злодеяние (мотивы, вина);
  • характеристики преступления: место, способ совершения, иные обстоятельства;
  • размер ущерба и его характер;
  • критерии, по которым можно охарактеризовать личность преступника;
  • отягчающие и смягчающие критерии;
  • обстоятельства, которые влекут за собой избавление от криминальной ответственности;
  • критерии, которые исключают наличие преступного деяния.

В законодательных актах отражены основные моменты расследования в отношении подростков-преступников (421 статья, 50 глава УПК). В этой статье описаны аргументирующие обстоятельства (кроме тех, которые отражены в статье 73): уровень психического развития; установление точной даты и возраста несовершеннолетнего; особенности воспитания; возможные попытки со стороны взрослых влиять на поведение подростка (могли привести к опасным последствиям).

Если должностное лицо, ведущее уголовное дело, установило факт отсталого психического развития (характерное отклонение или заболевание), необходимо в обязательном порядке выяснить, мог ли подозреваемый подросток осознано совершать злодеяние.

Следует различать педагогическую запущенность, которая сопровождается низким уровнем интеллектуального развития. Суть ее заключается в том, что подростку вовремя не открыли все пути для личной социализации.

Криминальные дела данной категории имеют важную характеристику − предмет доказывания, включающий обстоятельства, описанные в 73 статье и 421 статье УПК. Работа следователя усложняется при ведении убийств, которые совершили подростки-преступники по сравнению с делами взрослых злоумышленников. В меру возрастного влияния несовершеннолетние лица решаются на убийства, за которыми можно найти много следов из-за низкой латентности.

В таком случае предмет доказывания расширяется и само расследование усложняется. Кроме задачи расследования и выявления злодеяния, следователь или дознаватель должен решать задачу предупреждения преступности. Применение уголовно важной информации, полученной в ходе расследования злодеяний подростками-преступниками, осуществляется для предупреждения будущей несовершеннолетней преступности (криминалистическая профилактика). Должностное лицо при ведении своей деятельности и совершении любых следственных манипуляций с участием подозреваемого подростка должно учитывать это и принимать во внимание. Факт детерминации преступности подростков-злоумышленников отличается специфическим характером (играют роль социальные, психологические, возрастные, социально-правовые критерии). Во многих источниках используется понятие хаотичной информированности у подростков на собственные взгляды и ценности, жизненные позиции, а также присутствует чрезмерная эмоциональность, высокая привязанность к чужому мнению, неспособность адекватно расценивать свои поступки или действия других людей. Вышеприведенные индивидуальные характеристики несовершеннолетнего оказывают влияние на злоумышленные действия по умолчанию, а также проявляются в конфликтных ситуациях в обществе, в семье, в дружеском окружении. В качестве ведущих факторов преступного поведения подростка-злоумышленника выявляют не только психологические характеристики, а противоречивым также считается уровень экономического и социального состояния. Как у субъекта преступления есть свои особенности, так и способ совершения действий характеризуется некоторыми отличиями.  Способы совершения злодеяний подростками строятся на примитивности, отсутствии сокрытия и алгоритма действий. С иной стороны, замечается факт подражания взрослым (тенденция «киношности»).

Критичная жестокость, проявляемая в ходе злодеяний, не является составной частью мотива и целей преступления и часто отмечается в криминальных делах подростков-злоумышленников. Подобное поведение отражает пренебрежение ко всему обществу и строится на необдуманных подростковых мотивах с целью отомстить социуму. Факт убийства с особой жестокостью в деяниях несовершеннолетних не редкость. Молодой человек не может контролировать свои действия и эмоциональные всплески в ходе воплощения преступного умысла.

Групповой характер злодеяний − еще один отличительный признак в совершении преступных злодеяний несовершеннолетними. В окружении личностей, похожих на себя, у подростков формируется иллюзионный образ защищенности от всех и появляется ложное чувство выразить себя на глазах у друзей, почувствовать свободу, чтобы повысить самооценку и якобы найти свое место в обществе. Итак, групповые злодеяния подростков очень опасны своими последствиями в силу того, что каждый из них хочет проявить себя, доказать что-то и себе, и окружающим.

В обществе такая тенденция социализации крайне опасна. В ходе изучения убийств, совершенных группой подростков с фактом предварительного сговора, у должностного лица возникает множество сложностей. К примеру, нужно определить в группе подстрекателя, исполнителя и пособников. Эффективным инструментом среди ряда следственных действий считается проведение допросов, которые позволят проверить показания на месте, или использование допросов в местах обнаружения трупа, в местах совершения злодеяний (актуальным является метод очной ставки, позволяющей устранить нестыковки). При этом следует помнить об особом механизме следообразования, который присутствует у подозреваемых подростков.

Такой механизм отличается рядом признаков. Несовершеннолетние являются неосторожными (можно найти множество следов). Мероприятия по сокрытию преступлений подростки практически не проводят, вследствие чего следы отличаются ярко-выраженным характером. В местах злодеяний могут выявить следы, оставленные после преступления, или косвенные следы, появившиеся в ходе действий, не связанных с преступным умыслом. К примеру, при убийствах в жилых помещениях подростки-злоумышленники небрежно оставляют за собой признаки порчи предметов интерьера и другие проявления хулиганского поведения. Невозможно определить криминалистическую особенность злодеяния без жертвы преступного умысла.

Замечается интересная тенденция выбора потерпевших. Поиск субъекта-жертвы несовершеннолетние преступники проводят с учетом своего характера. Неудивительно, что к таким особам причисляют знакомых, сверстников или лиц помладше (соседи по двору, знакомые со школы). В таком случае убийства происходят из персональной неприязни подростков-злоумышленников по отношению к потерпевшим. Часто проводятся убийства с мотивом сокрытия следов вследствие злодеяния (грабеж, посягательство на половую неприкосновенность, разбой). Такими субъектами становятся малозащищенные лица, неспособные оказывать противостояние: пенсионер, одинокий прохожий, особа женского пола, лица, находящиеся под действием алкоголя. Эти факты имеют влияние на ход расследования.

Место, где было проведено преступление, не имеет характерных отличий от аналогичных мест, проходящим по другим делам. Имеет прямую связь с преступным умыслом. Если же, например, это касается половой неприкосновенности, то таковыми становятся темные переулки или малолюдные улицы.

Такое место является известным для злоумышленника, где он чувствует себя как на своей территории. Временная граница также не отличается взаимосвязанными особенностями с субъектом преступления (направлена только на преступный умысел). При расследовании злодеяний, в которые были вовлечены малолетние граждане, важно глубоко изучать личность подростка-злоумышленника, особенности воспитания и условия жизни. Эти особенности влияют на становление самой личности несовершеннолетнего. При тщательном анализе личностных характеристик подростка, его окружения и связей, семьи и других субъектов, которые могли оказывать на него влияние, следователь преследует одновременно две цели: выяснение условий и причин, повлиявших на факт преступления, и принятие мер по их пресечению; выявление лиц-подстрекателей (зачастую, это взрослые), которые вовлекли несовершеннолетнего в криминал, азартные игры, пьянство. При любых расследованиях уголовных ситуаций с подростками учитывают эти особенности. Чтобы полноценно изучить личность подростка-злоумышленника, используют ряд документов (они дополняют основные материалы).

Характеристика в письменном виде с места учебы (работы) или по месту жительства используется в качестве документального подтверждения. Правомерно, если следователь запросит документ посредством письменного обращения с пожеланиями фактов, которые следует отразить в характеристике. В результате документ получится полным для приобщения к делу. Чем яснее и шире будет описана личность подростка, тем лучше. Если на момент совершения злодеяния подозреваемый не учится и не работает, необходимо запрашивать характеристику с предыдущих мест, где присутствуют сведенья о несовершеннолетнем лице. В некоторых случаях документ может прояснить причину, почему подозреваемый сейчас не работает и не учится. Можно получить запрос и из воспитательной-трудовой колонии, если подросток-преступник ранее числился там. Параллельно с характеристикой из ВТК следует востребовать и копию приговора, а также документа, по которому несовершеннолетний был освобожден.

В делах о злодеяниях подростков неоднократно встречаются ситуации, когда их ранее привлекали к ответственности (административной или криминальной, прекращенной по определенным причинам).

Все копии документов приобщаются к расследуемому криминальному делу. Многие из несовершеннолетних лиц, обвиняемых в прошлом, относятся к категории трудновоспитываемых детей. Такие подростки числятся на учете в ОППН, поэтому за ними ведется систематическое наблюдение. От инспектора ОППН следует также запросить справку, которая прилагается к общим материалам. В справке указывается причина, по которой подросток стоит на учете, а также отражается поведение за период наблюдения и применимые меры. Участковый инспектор местного отделения полиции может предоставить сведения о подозреваемом несовершеннолетнем: его поведение, связи и другие личностные особенности. Полученные данные записываются в справку, которую прилагают ко всем материалам дела. Чтобы решить поставленные задачи, следователь заранее планирует следственные мероприятия и предусматривает все организационные моменты. Косвенное значение в ходе изучения жизненных условий имеет допрос знакомых подозреваемого подростка и других лиц, которые в той или иной мере осведомлены о жизненном образе обвиняемого, могут рассказать о поведении в семье, в быту, в дружеском кругу, в окружении одноклассников.

Неотложное следственное действие – оценка места преступления (визуальный осмотр). Как проводить его изучение, описано во многих книгах юридической направленности.

Правильно оценив место происшествия в ходе расследования преступлений малолетними гражданами, можно найти выход к успешному раскрытию злодеяния. Осмотр места преступления – неотложная задача, которую ставит перед собой дознаватель или следователь. Заключается это следственное действие в профессиональной оценке закрытого помещения или участка местности.

Цель такого осмотра – объективно изучить обстановку и смоделировать ее в момент происшествия. Важно получить максимально точные сведенья о дате, способе, времени суток, предметах, следах и других данных, которые могут повлиять на исход криминального дела.

Все данные, собранные в ходе осмотра места злодеяния, в совокупности представляют собой рассредоточенные элементы уголовной характеристики преступления. На их основе должностное лицо может получить сведения о субъекте-преступнике.

Если известен факт привлечения к деяниям подростков, то в ходе следственных действий должны присутствовать представители подразделений, которые ведут дела по несовершеннолетним. Они могут быть знакомы с лицами, склонными к преступным деяниям, в рамках данной местности. Не последнюю роль играет опыт, специализация и личность должностного лица, который занимался осмотром места преступления, предположительно совершенного подростком.

Чем больше опыта у следователя, тем быстрее он сможет выявить субъект посягательства, найти следы или определить возможное их наличие и объективно сформировать следственные версии. Значение имеет не только опыт в делах несовершеннолетних, но и уровень знаний во всеобщей подростковой психологии.

В таком случае факт осмотра места злодеяния самим следователем оказывается важным, так же как и факт специализации на подростковых преступлениях. В результате, как только следователь начинает подозревать в убийстве малолетних лиц, следственные действия направляются на выявление явных элементов криминалистической характеристики.

Процесс упорядочения деяний подростка на месте преступления состоит в том, чтобы в окружении материальной обстановки выявить специфические личностные качества несовершеннолетнего (на их основе следователь проводит анализ полученных следов и устанавливает отдельные элементы в совершении злодеяния). Данные о личности подростка-злоумышленника и о самих обстоятельствах получаются и на основе исследования ног, руки, обуви, зубов или предметов со следами преступления. После тщательного изучения всего перечня следов выдвигается предположение о причастности к убийству малолетних лиц. Например, примерный возраст подростка устанавливается по размерам следов рук, распределению папиллярных линий, приравниваемых к единице длины. Обязательно принимают во внимание микрообъекты или другие биологические следы, замеченные на месте преступления (экспертиза помогает выявить пол и возраст лиц-соучастников).

Не всегда при осмотре места убийства находят следы и предметы, указывающие на злоумышленников. В таком случае проводится поиск на основе производства оперативно-разыскных действий: анализируют прилегающие участки открытой местности, назначают обыск по месту жительства обвиняемого лица, ищут пути выхода и отхода. Обо всех результатах и проведенных действиях следователь отчитывается в материалах дела.

Если же на теле субъекта-жертвы выявляют множество телесных повреждений, то это используется как версия об убийстве, совершенном подростком. Принимаются во внимание исчезновение вещей, не имеющих ценности, а также следы обуви разного размера. Об обстоятельствах, которые предшествовали совершению злодеяния, свидетельствует поза потерпевшего или предметы, нашедшиеся в его руках.

Как пример: «по уголовному делу по обвинению несовершеннолетних К., 17 лет, С., 16 лет в грабеже и убийстве проживавших совместно Л., 65 лет, и Р., 68 лет, было установлено, что убийство Л. происходило на глазах у Р., когда тот, положив голову на стол, находился достаточно длительный промежуток времени под лезвием топора, а после его убийства преступные действия подростков были направлены на лишение жизни Р., которая держала в руках молитвослов и молила о пощаде».

В ходе осмотра места убийства можно найти данные о длительности присутствия там подростка-злоумышленника и времени, которое он там провел, или часах, потраченных на реализацию преступных деяний. В данном случае уместно утверждение, что «несовершеннолетним присуща алогичность действий при совершении преступлений» (Ю. Р. Орлова).

Заранее спланированные преступные намерения (убийства) нехарактерны для подростков. Их действия создаются уже в ходе ситуации, преступный умысел возникает внезапно, из-за чего несовершеннолетнее лицо не способно продумать все детали в отличие от подготовленных убийств. Хорошую картину для установления обстоятельств открывает анализ условий жизни и воспитания субъекта. Следователь может своими глазами увидеть обстановку, в которой воспитывается и формируется личность подростка. Анализируя индивидуальные особенности несовершеннолетнего, следователь соизмеряет их со следами, взятыми с места убийства (все вещественные доказательства тщательно детализируются).

Вышеописанные факты приводят к выводу, что произведение осмотра места убийства, сделанного подростком, относится к обязательному следственному действию (проводится при выявлении разных видов злодеяний, которые совершают несовершеннолетние).

2.2. Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых

Допросы относят к самым распространенным следственным действиям. Проводят их с целью выявления новых обстоятельств или для конкретизации уже полученных сведений в ходе расследуемого злодеяния. Свое мнение по этому поводу выразил ведущий криминалист Белкин: «допрос это процессуальное (следственное или судебное) действие, заключающееся в получении показаний (информации) о событии, ставшем предметом уголовного судопроизводства…».

В своих работах криминалистка Лутошкина заметила, что «допрос несовершеннолетнего является тактически сложным следственным действием, требующим от следователя высокого профессионального уровня: глубоких юридических знаний, … но и житейского опыта, умения интерпретировать и варьировать различные допустимые меры воздействия на личность с учетом ее индивидуально-возрастных особенностей».

Допросы несовершеннолетних преступников для следователей представляют особую сложность, так как получить информацию, отвечающую действительности, проблематично. Если у должностного лица вовсе отсутствуют знания о подростковых особенностях и нет умения налаживать психологический контакт, то успешность ведения дела затрудняется. У совершеннолетнего обвиняемого должно появиться желание самостоятельно давать правдивые показания.

В ходе профессионального общения должностного лица с подростком-злоумышленником при производстве допроса стоит использовать не только процессуальные, а и непроцессуальные формы, основанные на изучении психологических особенностей межличностного влияния на подростков и корректном использовании их при расследовании. Стоит учитывать, что «при проведении допроса положительное воздействие на несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) оказывает фактор внезапности: несовершеннолетний допрашиваемый может не суметь сориентироваться и непроизвольно сообщит сведения, которые он пытался скрыть». Если следователь начинает подозревать намерение несовершеннолетнего лица давать данные, не соответствующие действительности, следует изменить тактику и начать ставить вопросы, требующие детализации (подросток растеряется, и это невозможно будет не заметить). К примеру, можно сосредоточить внимание на времени нахождения подростка-обвиняемого в период убийства (чем он занимался, кто его видел в это время). Такой тактический прием следователи применяют при выявлении подозрения на дачу ложных сведений. В условиях сложившейся обстановки подозреваемые подростки допускают противоречия, вызванные их «придуманным рассказом».

При дальнейшем сопоставлении показаний обвиняемого подростка с остальными материалами криминального дела должностное лицо может выявить ложные сведенья, которые огласил несовершеннолетний. Когда при детализации показаний малолетнего подозреваемого выявляют противоречия между его показаниями и другими материалами рассматриваемого дела, и в самой информации, предоставленной несовершеннолетним лицом, присутствуют нестыковки, следователю необходимо сосредоточиться на получении действительных причин, которые мешают обвиняемого подростку сказать то, что было в действительности. К основным побуждениям, которые заставляют обвиняемого подростка давать ложные показания, относят: «боязнь наказания; стремление уклониться от ответственности; отрицательное эмоциональное отношение к правоохранительным органам; особые отношения с организатором, соучастником; стремление скрыть соучастников…».

Во многом эффективное проведение допросных действий несовершеннолетнего зависит от тщательно проработанной подготовительной стадии. Изначально следователю необходимо как можно полнее собрать исходную информацию, которая касается личности обвиняемого подростка и самого предмета допроса. Свой результат в проведении допроса несовершеннолетних лиц даст использование знаний, характеризующих личность допрашиваемого, и умение применять их в нужном направлении, чтобы успешно решить поставленную следственную задачу и соблюдая при этом строгие рамки закона. Взять необходимые сведения о подозреваемом подростке можно не только из материалов расследуемого дела (характеристики от участковых, педагогов, с места работы), но и посредством собственного наблюдения, особенно во время беседы с несовершеннолетним. Такая задача существенно упрощается, если должностное лицо лично проводило задержание подозреваемого подростка (в тот момент следователь мог наиболее ярко оценить личностные черты и объективно проанализировать поведение обвиняемого).

Во-вторых, выбор тактики проведения допроса. Чтобы вследствие такого важного мероприятия, как допрос, получить действенный и качественный результат, необходимо заранее продумать тактику и способы его проведения, выбрать наиболее подходящий с учетом особенностей психики подростка.

В-третьих, собрать все необходимые материалы, которые понадобятся в качестве доказательств при проведении допроса. Вовремя предъявленные и логично прокомментированные аргументы, доказывающие вину подозреваемого, могут существенно повлиять на психику несовершеннолетнего и качество допроса. Но, даже имея существенную доказательную базу, следователь не всегда может добиться от подозреваемого подростка признательных показаний. Только в совокупности с правильно выбранной тактикой ведения допроса весомая доказательная база возымеет действенный эффект на подозреваемого.

В теории криминалистики существуют разные способы предъявления подозреваемому вещественных доказательств. По мнению автора Соколова А.Б., предъявление доказательств может осуществляться в следующей последовательности: поочередное предъявление доказательной базы в ходе ведения допроса; одномоментное предоставление всех существующих доказательств; выбор тактики неожиданного предъявления нужного аргумента; использование метода последовательного предъявления нужных фактов по возрастанию их значимости; предоставление вначале косвенных улик, а затем — главных доказательств; предъявление полной доказательной базы в конце допроса.

Какой из способов доказательной базы необходимо выбрать следователю, зависит от тактики ведения допроса, а также от ситуации и характера поведения подозреваемого подростка.

В-четвёртых, выбор правильного способа, времени и места для проведения допроса.

В соответствии со статьей 424 Уголовного Процессуального Кодекса РФ, вызвать на допрос несовершеннолетнего подозреваемого, который не взят под стражу, возможно только в присутствии его представителей, имеющих на это законное право. Важно также отметить, что вызов подростка на допрос, сообщив об этом через его родителей, а не ему лично, может быть расценен как пренебрежительное отношение к его личности. И для того, чтобы в самом начале расположить к себе подростка, следователю необходимо вызвать его на допрос способом, вызывающим доверие.  При выборе времени для явки на допрос также следует учитывать интересы несовершеннолетнего. Если, конечно, это следственное мероприятие не является неотложным. Не рекомендуется назначать беседу в утренние либо вечерние часы, так как это время суток в большинстве случаев не является конструктивным для допросов подростков.

В-пятых, допрос следует вести с учетом технического оснащения.

При ведении допроса следует фиксировать показания подростков с использованием техники и других автоматизированных средств, так как зачастую под действием психологического давления или эмоционального состояния они часто меняют свои показания. Зафиксированные данные показаний, полученные при допросе подозреваемого, могут также пригодиться при дальнейшем их анализе и сопоставлении с полученной информацией от других участников процесса.

В-шестых, выявление и привлечение других лиц, участвующих в процессе допроса подростка. Принимать участие в допросе несовершеннолетнего может достаточно большое количество людей, имеющих на это право и законные основания. К кругу таких лиц относятся: адвокат, опекун или другой законный представитель, педагогический работник, специалист-психолог и пр. Главной целью таких лиц является оказание действенной помощи следователю при ведении допроса малолетнего подозреваемого с обязательным соблюдением его законных прав. Исчерпывающий перечень представителей, которые на законных основаниях могут участвовать в процессе допроса несовершеннолетнего подозреваемого, приведены в статье 5, пункт 12 Уголовного Процессуального Кодекса РФ. К ним относятся: родители подозреваемого, опекун либо усыновитель, лица из соответствующих учебных заведений и организаций, на попечительстве которых состоит несовершеннолетний подозреваемый или потерпевший, организации попечительства и опекунства.

Главным условием при выборе тактики проведения допроса подозреваемого или обвиняемого подростка является придание процессу атмосферы комфорта, располагающего к доверительной беседе. При этом имеет смысл отключить телефоны и исключить любые возможные отвлекающие внешние факторы.

Также большое внимание при ведении допроса с несовершеннолетним обвиняемым либо подозреваемым следует уделить следующим тактическим приемам: относиться с доверием и пониманием к показаниям подростка без проявления недоверия к сказанному, не вызывая тем самым негативную реакцию и отказ от дальнейшего сотрудничества; настойчиво, последовательно и аргументированно вести процесс, чтобы у подростка вызвать ответственность за серьезность  ситуации, в том числе ни в коем случае не уговаривать, а лишь убеждать; резко и моментально останавливать грубое и неподобающее поведение;  использовать попытку найти возможные обстоятельства, которые помогут уменьшить его вину; попытаться убедить подозреваемого в необоснованно ложном восприятии своих товарищей в качестве друзей и боязни возможной мести с их стороны; при признании несовершеннолетним своей вины следует прояснить детально все обстоятельства происшествия для определения реального его участия в нем; время проведения допроса не должно быть слишком длительным, так как подросток быстро устает от напряженного диалога и начинает путаться в своих показаниях; чтобы не отвлекать внимание допрашиваемого, результаты показаний следует зафиксировать в протоколе в конце допроса.

На основании статьи 425 Уголовно-процессуального Кодекса РФ, при допросе с участием малолетнего подозреваемого или обвиняемого в возрасте до 16 лет и выше, имеющего явные расстройства психики либо отсталость в развитии, необходимо обязательное присутствие специалиста-психолога или педагогического работника.

Обеспечить присутствие на допросе специалиста-психолога либо педагогического работника может следователь как по своему усмотрению, так и с помощью ходатайства адвоката. В процессе допроса несовершеннолетнего приглашенные оказывают следователю помощь и всячески содействуют ему, защищая интересы и права подозреваемого или обвиняемого. В рамках помощи, оказываемой следствию при ведении допроса несовершеннолетнего, педагогический работник и специалист–психолог выполняют следующие задачи:

Помощь следователю в налаживании психологического и эмоционального контакта с подозреваемым. Подростки в этот период зачастую эмоционально нестабильны, недоверчивы, имеют проблемы с общением, и помощь специалиста очень важна при установлении доверительной беседы.

При выборе следователем правильной тактики ведения допроса с участием подростка специалист помогает ему разобраться в вопросах, связанных с индивидуальными и специфическими чертами характера подозреваемого, в вопросах формирования личности в целом.  Специалист-психолог и педагогический работник, учитывая индивидуальные особенности характера несовершеннолетнего, его возраст, уровень развития, впечатлительность и другие черты помогают следователю подобрать формулировки своих вопросов, их последовательность и структуру. Оказывают помощь в заполнении протокола допроса и осуществляют контроль за правильной фиксацией в нем полученных показаний. Записи в протокол должны быть занесены в той же последовательности и с использованием идентичных формулировок, которые произнес подозреваемый, излагая обстоятельства дела. Специалист-психолог и педагогический работник имеют право ознакомиться с содержимым протокола еще до момента окончания процесса, в письменном виде предоставлять свои замечания по качеству и полноте внесенной в него информации.

Автор Курмаева Н.А. обращает внимание на то, что в процессе ведения допроса с участием несовершеннолетнего роль специалиста-психолога и педагога заключается в защите малолетнего подозреваемого от неправомерных действий со стороны следователя, а именно: в неверно выбранном тоне, в непродуманных формулировках задаваемых вопросов и пр. Их главная цель заключается в защите здоровья подростка от психологических травм, возможных в результате влияния на него нестандартной ситуации.

Придерживаясь всех приведенных рекомендаций и требований, следователь может добиться от несовершеннолетнего подозреваемого качественных результатов еще на начальном этапе ведения расследования, в том числе он может получить нужную и исчерпывающую информацию уже на первом допросе.

2.3. Тактика очной ставки и других следственных действий по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними

Очная ставка является не менее важным и ответственным следственным мероприятием, при котором с научной точки зрения осуществляется одновременный допрос двух опрошенных ранее участников, которые предоставили неоднозначную и противоречивую информацию на одно и то же событие в рамках одного процессуального производства.

Для проведения очной ставки с участием подростка необходимо, чтобы выполнялись следующие требования: определить наличие противоречивой информации по главным обстоятельствам в рамках одного дела, когда других методов добиться их однозначности нет; при проведении очной ставки существует большая вероятность в том, что именно она внесет ясность в конкретное событие и поспособствует получению правдивых сведений, касающихся уголовного дела; существует уверенность в том, что дающий показания несовершеннолетний подозреваемый не изменит их до окончания следственного мероприятия.

Автор Архипова В.В. утверждает, что для проведения очной ставки, в которой принимает участие подросток, требуется тщательная подготовка, которая учитывает особенности психики ребенка в данном возрасте, с соблюдением всех правовых гарантий в отношении него.

Следовательно, для получения качественных и эффективных результатов следователю необходимо тщательно подготовиться к проведению очной ставки, участником которой является несовершеннолетний подозреваемый. При подготовке к проведению очной ставки необходимо проанализировать следующие вопросы: установить дату, время и место проведения следственного мероприятия; подготовить список лиц — участников данной операции; продумать и обеспечить наличие необходимой техники, фиксирующей события данного процесса; подготовить список доказательной базы и необходимой документации, которая может понадобиться при проведении следственных действий. Еще одним важным моментом при подготовке к очной ставке является рассмотрение следователем возможных вариантов поведения несовершеннолетнего в процессе операции. Чтобы точно предусмотреть вероятные действия подростка в момент совершения очной ставки, следователю необходимо понять его психологию поведения, личностные качества и характер.

Очную ставку по делу об убийстве, в котором обвиняется подросток, необходимо проводить в присутствии специалиста-психолога и другого представителя в соответствии с законодательством, к которому подросток испытывает личное доверие.

Процедура очной ставки представляет собой форму последовательных вопросов и ответов. В связи с этим, подготавливая вопросы к данному мероприятию, следователю необходимо учесть психологию и интеллектуальное развитие несовершеннолетнего подозреваемого. В процессе очной ставки одновременно может присутствовать сразу несколько представителей: следователь, отвечающий за ход процесса; адвокат; сам подозреваемый; потерпевшее лицо; другие лица в соответствии с законодательством.

Специфика очной ставки такова, что она накладывает определенный отпечаток на каждого участника процесса, так как проходит в атмосфере психологического контакта.

Зачастую возникают случаи психологического конфликта в ходе проведения очной ставки. Нередки конфликты следователя и подозреваемого подростка, так как последний либо вовсе не желает давать показания либо лжет и путается в них. Также может обостриться ситуация между подозреваемыми, что приведет к потере контроля над процессом со стороны следователя.

Проведение очной ставки предполагает одновременное участие в ней двух подозреваемых, каждый из которых отстаивает свои интересы, что затрудняет взаимодействие этих лиц со следователем.

При вынесении вердикта по результатам очной ставки следователю необходимо помнить, что лица — виновники процесса, часто меняют показания, указывая на другое виновное лицо или соучастника из-за боязни расправы или мести, либо попав под психологическое давление. Следователю необходимо помнить, что для запугивания не обязательно выполнять какие-то сложные действия, зачастую достаточно одного подмигивания или определенного жеста.[17]

Также при проведении такого следственного действия, как очная ставка, в котором участником является несовершеннолетний, необходимо учитывать следующие рекомендации: если участниками очной ставки являются два человека, один из которых — взрослый, то следователю лучше начать допрос с подростка. В этом случае можно существенно снизить уровень негативного влияния взрослого подозреваемого, который может давать заранее ложные сведения.

Следователю необходимо также заранее предусмотреть местонахождение каждого из подозреваемых в помещении с целью исключить вероятность влияния на несовершеннолетнего и стремление любыми способами и жестами и заставить его дать неверные показания.

Лучше всего разместить участников так, чтобы между ними находился педагог или другой представитель, который мог бы помешать бесконтрольным действиям между подозреваемыми.

Вопросы должны быть простыми и однозначно понятными для подростка.

В том случае, если подросток дал другие показания, отличные от сведений, данных на предварительном следствии, то не следует выяснять причину этого во время очной ставки. Следователю лучше прояснить данный вопрос в следующий раз, сохранив при этом доверительные отношения с несовершеннолетним.

Современная педагогика и психология включают большое количество организационных элементов. К числу наиболее действенных и эффективных вариантов следует отнести очную ставку. Данный механизм отлично подходит при работе с подростками. Предварительный анализ ситуации является важной составляющей всего образовательного процесса. Не менее актуальной выступает оценка личности ребенка.

Исследования в области следственных процессов играют важную роль. Четкое понимание сути позволяет принять эффективные меры по противодействию насилию. Предметом анализа должны стать следующие факторы:

  • наличие психических отклонений у обвиняемого;
  • отставание в нормальном развитии психических процессов;
  • порядок совершения преступления (оценка используемых форм насилия, степени цинизма и хладнокровия);
  • реакция на присутствие авторитетного педагога в лице обвиняемого (данная схема действий актуальна при организации допроса, очной ставки);
  • понимание мотивов и причин, при которых обвиняемый дает ложные показания;
  • объективная оценка реакции обвиняемого при постановке вопросов квалифицированным психологом.

 

Практика показывает, что оптимальным вариантом для проведения допроса является присутствие педагога. При этом специалист должен быть в авторитете у подростка. Таким образом, обеспечиваются нормальные условия для реализации процессуальных действий.

Повышение результативности от проведения очной ставки тесно зависит от присутствия педагога. Наличие уважения к специалисту со стороны обвиняемого позволяет максимально глубоко раскрыть психологическую картину преступления. Взаимопонимание является важной составляющей диалога. Эксперты знают все тонкости для завязывания разговора. Изначально находится общий знаменатель в виде интересов, навыков, склонностей. Далее следует плавный переход к жизненным обстоятельствам и проблемам, которые вынудили пойти на незаконные действия. Важным элементом данного процесса является искренность.

Порядок организации очных ставок четко регламентирован действующим законодательством РФ. Интересным моментом является то, что наличие представителя не является обязанностью, а носит правовой характер. Отсутствие педагога не выступает поводом для отмены данной операции и выполнения следственных действий.

Механизм получения достоверной информации представляет собой сложный и упорядоченный процесс. От мастерства и профессионализма должностного лица зависит быстрота раскрытия всех особенностей преступления. Разработка тактики поведения должна проводиться с учетом персональных особенностей личности. Установка истины является основной задачей сертифицированного эксперта. Организация допроса проводится по нескольким моделям. Выбор психологического вектора зависит от того, как ведет себя подозреваемый.

В ученой среде активно ведутся дискуссии на предмет сути понятия «обыск». Отдельного внимания заслуживает утверждение профессора Волоховой О. Эксперт в сфере юриспруденции уверена, что комплекс следственных мер связан с обследованием определенной местности. При этом действия носят принудительный характер.  Объектом процесса также могут выступать вещи и прочие материальные предметы. Соблюдение конституционных прав и свобод граждан РФ является обязательным условием. Аккумулирование доказательной базы играет важную роль в привлечении преступника к ответственности[18].

Процессуальные действия, как правило, носят поисковый характер проявления. Организация обысков по уголовным делам (в т. ч. убийству) осуществляется в четком соответствии с действующими правовыми нормами. Выявление мотивов позволяет грамотно оценить сложившуюся ситуацию и подобрать оптимальные варианты для выполнения ряда следственных действий.

Практика показывает, что большое количество преступников не избавляется от используемого оружия. Убийцы часто хранят ножи, пистолеты, кастеты, заточки и прочее непосредственного в доме, на чердаках и пристройках. Качественно выстроив цепочку обыска, следователь сможет с высокой долей вероятности определить место расположения тайника. Также не менее важной является степень информированности правоохранителей. Наличие системы осведомителей позволяет качественно выполнить работу и добиться желаемых результатов. Порядок раскрытия убийства тесно коррелирует со всеми обстоятельствами дела.

Наблюдение за несовершеннолетним преступником – важный элемент системы следствия. Если подросток умеет контролировать свои эмоции, не выдавать переживания и тревоги, то это свидетельствует о его холодном восприятии действительности. Наличие данного рода навыков характеризует его в качестве зрелого и расчетливого убийцы.

Отдельного внимания заслуживают вопросы социального положения ребенка и его статуса в обществе. Следственная практика пестрит примерами, когда несовершеннолетние совершали убийства в качестве мести своим обидчикам. Выявление тайников, где хранится орудие убийства, играет важное значение. Как правило, такие места скрыты от родителей, родственников.

Следователи отмечают тот факт, что похищенное имущество часто хранится у знакомых. Последние даже не подозревают, что данного рода ценности являются доказательством причастия подозреваемого к убийству, грабежу. Процессуальные действия по обыску, как правило, сопряжены с тяжелой психологической атмосферой. Большая часть родителей удивлена таким мерам и категорически отрицает причастие своего чада к каким-либо преступлениям.

Структура результативных обысков примерно такая. Более 65% подозреваемых хранят украденные ценности непосредственно у себя дома. 30% передают имущество своим друзьям и знакомым с целью продажи. По месту работы или учебы такие схроны встречаются редко. Важным элементом следственных действий является проверка показаний. Опытные правоохранители постоянно сопоставляют полученную информацию, факты. Важным моментом является комплексное исследование места события. Анализ документов позволяет найти дополнительные данные для проведения независимого следствия.

Обстоятельства убийства, совершенного несовершеннолетними, играют ключевое значение. Анализ мотивационных факторов позволяет предубедить повторное проявление агрессии. Выявление всех организационных элементов способствует быстрому раскрытию уголовного дела и его передаче в судебные органы. При сопоставлении данных акцентируется внимание на порядке проникновения в дом, точных причинах наступления смерти и прочих моментах. Качественная организация допросов способствует расширению сути преступления[19].

Сбор доказательной базы осуществляется в несколько этапов. Наличие единственных показаний подростка недостаточно. Как правило, следователи допрашивают всех участников процесса (свидетелей, потерпевших и др.). Анализ оперативной информации осуществляется по утвержденному алгоритму. Важным условием является соблюдение принципа хронологической последовательности.

На сегодняшний день правоохранительные органы располагают широким инструментарием для качественного проведения следственных мероприятий. Современная система судебной экспертизы представляет собой комплекс специальных знаний, которые используются при расследовании.

Практика показывает, что иногда возникают ситуации, когда определить точный возраст преступника не представляется возможным. В первую очередь это связано с потерей документов. Запрос на выполнение специальной процедуры подается уполномоченным следователем.

Не менее актуальной является психологическая экспертиза. С ее помощью проводится объективная оценка на предмет восприятия преступником всех обстоятельств дела. Сопоставление и понимание информации выполняется по утвержденной шкале. Здоровое восприятие жизненных процессов свидетельствует о том, что человек преднамеренно и осознанно подошел к убийству, грабежу. Руководствуясь определенным умыслом, преступник мог находиться в стадии аффекта. Именно этот факт должна установить комплексная судебная экспертиза.

Наличие психического расстройства является показателем того, что характер поступка преступника был размыт. Действующее законодательство РФ устанавливает правовой статус шизофрении и прочих психозов в качестве болезни. В случае подтверждения данного факта убийца отправляется на принудительное лечение. Размещение в медицинском учреждении также необходимо для того, чтобы обезопасить общество.

Опытные эксперты знают, что текущий эмоционально-волевой уровень играет важную роль при комплексной оценке личности. Не менее актуален анализ мотивационных факторов. Современная молодежь особенно подвержена внушению со стороны сверстников. В результаты аморальные поступки становятся жизненной нормой. Наличие большого количества жестоких фильмов существенно влияет на данный процесс. Подростки становятся агрессивными и эмоционально вспыльчивыми. Ими руководит желание доминировать и подчинять своей воле окружающих людей[20].

Порядок расследования преступлений четко регламентирован действующей нормативно-правовой базой. Назначение судебно-психиатрической экспертизы осуществляется с подачи уполномоченного следователя. Таким образом, специалист подчеркивает важность подтверждения текущего психологического уровня подозреваемого. При выявлении несоответствий проводится глубокий анализ входящих данных и выявленных фактов.

Комплексное исследование психических процессов у подозреваемого является нормальной практикой. Данный метод позволяет оценить степень восприятия реалии и осознанность выполняемых действий. Комплекс мероприятий особенно актуален в уголовных делах, где фигурантами выступают несовершеннолетние.

Организация следственных действий представляет собой многогранный процесс, который требует от исполнителя специальных знаний и практических навыков. Анализ субъекта преступления позволяет объективно оценить его персональные характеристики и смоделировать поведение в экстренных ситуациях.

Заключение

Рассмотрев и проанализировав большое количество научной литературы, статистики, судебной практики и нормативно-правовые акты, можно подвести итоги данной работы и процесса исследования вопроса об методике расследования преступных деяний, совершенных несовершеннолетними:

Под криминалистической характеристикой преступлений, совершаемых несовершеннолетними, понимается систематизированная совокупность полученных из процессуальных, оперативных и иных источников сведений о подготовке преступлений, о местах, времени, мотивах, способах и других обстоятельствах их совершения, сокрытии их следов, используемая для выдвижения и проверки обоснованных версий о причастных к ним лицах.

Отдельного внимания заслуживают механизмы сокрытия следов. В большинстве случаев данного рода действия наивны и просты. Из-за повышенной эмоциональности, неподготовленности, несовершеннолетние ведут себя рассеянно. Иногда встречаются ситуации, когда несовершеннолетние даже не вытирали отпечатки с орудий убийства, включали украденные мобильные телефоны и пользовались ими. Избавление от трупа в одиночку представляет собой довольно сложный процесс. Поэтому тела жертв прячут в очевидных местах для следователей (канавы, канализации и пр.).

Следственная и судебная практика пестрят примерами, когда убийства совершаются непосредственно по месту жительства жертвы. На квартире потерпевшего остается много отпечатков пальцев, которые можно идентифицировать по используемым технологиям. Также эффективной мерой является упорядоченный допрос соседей, родственников, друзей убитого.

Стандартизация методологии расследования является важным этапом при формировании стратегии ведения дела. Должностные лица внимательно изучают личность преступника и выявляют мотивационные факторы его поступков. Сопоставление криминалистических элементов позволяет объективно оценить сложившуюся ситуацию и подобрать оптимальные варианты ее решения.

Психология несовершеннолетнего является незрелой. Формирование личности в данном возрасте происходит под влиянием социальной среды. В первую очередь это касается школы, семьи, двора и пр. Изменчивая структура нравственных качеств тесно коррелирует с эмоциональным состоянием индивида. Наличие раздражения и психологического дискомфорта свидетельствует о неуравновешенности. В связи с этим проблему профилактических мероприятий нужно решать с помощью изучения психологии несовершеннолетних и глубокого погружения должностных лиц в изучение проблемы поведения несовершеннолетних.

Важным элементом следственного процесса также является установка факта давления на подростка со стороны взрослых. При расследовании не стоит исключать модели управления манипуляторного характера. Часто взрослые создают условия для того, чтобы несовершеннолетний выполнил незаконные действия.

Содействие должностным лицам может иметь активную и пассивную формы проявления. Наличие определенной модели связано с большим количеством факторов. В первую очередь это касается особенностей личности (характер, эмоциональные проявления, эмпатическое чувство и пр.). Планирование следственных мероприятий представляет собой упорядоченный процесс, который требует от исполнителя определенных навыков. Анализ текущего объема работ и ограниченность по срокам играют ключевую роль при утверждении стратегии поведения.

Детализированный осмотр места происшествия играет важную роль при организации следственных мероприятий. Практика показывает, что несовершеннолетние в силу неопытности оставляют много улик. Данная специфика свойственна поведению подростков. Как правило, труп остается на месте убийства и не прячется вовсе.

Проверка оперативной информации на предмет достоверности играет важную роль при организации следствия. Организация допроса преступника осуществляется с учетом его психологических особенностей развития. Установка доверительного контакта выполняется через призму искренности, сочувствия и сожаления. Понимание сути дела и мотивов поведения подростка существенно упрощает данную задачу.

Тактика поведения при обыске выстраивается с учетом всех организационных факторов. В первую очередь это касается времени и места проведения операции. Также важны манипуляторные действия. Если преступник чувствует угрызение совести и вину, значит его психологическое состояние является нормальным.

Одной из приоритетных задач следователя на допросе является установка доверительных отношений с жертвой. Наличие замкнутости свидетельствует о том, что подростка необходимо отвлечь. В таком случае разговор начинается с нейтральных тем. Далее следует общение на тему жизни, истинных ценностей. Искренность в таком диалоге очень важна. Данного рода действия лучше выполнит квалифицированный психолог.

Установка судебно-медицинской экспертизы, развернутого психиатрического исследования проводится по инициативе уполномоченного следователя. Анализ результатов позволяет сделать корректные выводы о сложившейся ситуации. Оценка поступков несовершеннолетнего позволяет выявить скрытые моменты по уголовному делу. Так, можно выйти на других соучастников или лиц, которые способствовали преступлению.

Точное понимание сути психологических процессов играет ключевую роль в работе следственной комиссии. Расширение базы фундаментальных знаний является положительной тенденцией роста. Вопросам повышения квалификационного уровня должно уделяться пристальное внимание.

Библиографический список

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. – – № 31. – Ст. 4398.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // СЗ РФ. – – № 52. – Ст. 4921.
  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: Федеральный закон от 21.12.2013 № 365-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. – 2013. – № 51. – Ст. 6685.
  5. О государственной судебно-экспертной деятельности Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. – –  № 23. –  Ст. 2291.
  6. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.
  7. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 N 73-ФЗ.

Литература

  1. Агешкина Н.А. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации от 13 июня 1996. № 63-ФЗ. – Саратов: Слово 2018. – 908 с.
  2. Архипова В.В. Криминалистические аспекты проведения очной ставки при расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних. – М.: Академия, 2018. –  98 с.
  3. Безрукова О.В. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними // Наука. Общество. Государство. – 2019. – № 4. – С. 51 – 55.
  4. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. – М.: Гардарики, 2018. –244 с.
  5. Бельский А.И. О преступности несовершеннолетних и молодежи // Российский следователь. – 2019. – № 8. – С. 55 – 59.
  6. Бессонов А.А. Особенности криминалистической характеристики преступлений, совершенных несовершеннолетними // Научные исследования: от теории к практике. – 2016. – № 3. – С. 322 – 325.
  7. Варчук Т.В. Виктимология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 324 с.
  8. Воловикова М. И. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России. – М.: Сфера, 2019. – 276 с.
  9. Волохова О.В. Криминалистика. – М.: Центр, 2018. – 154 с.
  10. Дзиконская С.Г., Грабчак О.О. Субкультура «АУЕ» — Основные подходы к пониманию // Лучшая научная статья 2017. Сборник статей XIII Международного научно-практического конкурса: в 2 частях. Пенза. 2017. С. 151-155
  11. Колесниченко А.Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. – СПб.: Питер, 2018. – 272 с.
  12. Корягина С.А. Несовершеннолетние преступники: Некоторые современные социально-демографические и нравственно-психологические характеристики // Журнал правовых исследований. –2018. – № 3. – С. 73 – 78.
  13. Кошелева С.И. Тактика производства обыска. – М.: НОРМА, 2018. – 158 с.

1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф