Страницы: 1 2
Оглавление
Перечень сокращений и условных обозначений
Введение
Глава 1. Организация аварийно-спасательных работ
1.1. Термины и определения
1.2. Нормативно-правовая база
1.3. Структура АСФ
1.4. Связь в МЧС России
1.5. Организация и проведение спасательных работ
1.6. Охрана труда
1.7. Материально-техническое оснащение
1.8. Этапы и фазы АСР
Глава 2. Проведение ПСР при ликвидации последствий ДТП с участием грузовых автомобилей
2.1 Анализ исходных данных
2.2 Расчетное время прибытия сил и средств к месту дорожно-транспортного происшествия
2.3 Алгоритм действий при ДТП
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1.
Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение спасательных работ при ДТП
Приложение 3.
Виды ГАСИ применяемые при ликвидации последствий ДТП, правила их применения, тактические схемы использования инструмента.
Перечень сокращений и условных обозначений
АСА – аварийно-спасательный автомобиль
АСР— аварийно-спасательные работы
АСФ – аварийно-спасательное формирование
АХОВ — аварийно-химически опасные вещества
ГАСИ — гидравлический аварийно-спасательный инструмент
ГБО – газобаллонное оборудование
ГСМ — горюче-смазочные материалы
ДТП — дорожно-транспортное происшествие
КВ – коротковолновый
ОД – оперативный дежурный
ПСС – поисково- спасательная служба
ПФ – поражающие факторы
РСЧС — Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
СИЗ — средство индивидуальной защиты
СМП – скорая медицинская помощь
ТС — транспортное средство
УКВ — ультракоротковолновый
ЦССИУ — цифровая сеть связи с интеграцией услуг
ЦУКС – Центральное управление в кризисных ситуациях
ЧС — чрезвычайная ситуация
ПСР — поисково-спасательные работы
Введение
В данной работе разбирается АСР при ликвидации последствий ДТП. Опрокидывание.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оперативного и эффективного проведения АРС на месте ДТП. Это крайне важно в силу своевременного устранения последствий ДТП, спасения жизни и сохранение здоровья пострадавших. Все действия уполномоченных органов должны быть четко скоординированы, а последовательность их действий соответствовать законодательным нормам Российской Федерации, государственных стандартов, административных регламентов и руководящих документов ведомств. Поэтому корректное проведение АСР при ДТП способствует повышению:
• Эффективности решения задач по спасению пострадавших.
• Надежности безошибочной работы на месте ДТП.
• Качества принятия решений при совместной работе ведомств и координации их деятельности.
Целью работы является исследование теоретических основ, описание прикладных аспектов и моделирование практической ситуации выполнения АСР при возникновении ДТП.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
• Изучить нормативно-правовую базу;
• Изучить литературу по теме ликвидация последствий ДТП;
• Изучить различные виды спасательного снаряжения;
• Изучить характеристики ЧС и его поражающие факторы;
• Предложить тактические схемы работы спасателей.
Объект исследования – дорожно-транспортное происшествие с опрокидыванием.
Предмет исследования – тактика проведение АСР при дорожно-транспортных происшествий с опрокидыванием.
Теоретическая значимость работы: повышение теоретической подготовленности спасателей и представления типичных тактических схем работы при ликвидации последствий ДТП в сложных условиях.
Практическая значимость работы: использование в дальнейшем полученных знаний спасателями при ликвидации последствий ДТП для более быстрой, эффективной и безопасной работы.
Основные методы исследования: изучение нормативно-правовых документов, изучение литературы по теме ликвидации последствий ДТП, наблюдение за работой профессиональных АСФ при ликвидации последствий ДТП.
Глава 1. Организация аварийно-спасательных работ
1.1. Термины и определения
Аварийно-спасательная служба — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
АСР при ликвидации последствий ДТП характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. В состав АСР входят также поисково-спасательные и другие неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий ДТП.
Основными критериями, определяющими привлечение аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных служб МЧС России к ликвидации последствий ДТП, являются:
• ситуация, когда пострадавший заблокирован деформированными элементами кузова ТС, и его эвакуация невозможна без применения специального спасательного оборудования и инструментов;
• угроза падения на аварийное ТС с пострадавшими грузов, конструкций и других опасных предметов;
• ситуация, когда ТС с пострадавшими находится в зоне разлива (угрозы разлива или возгорания) ГСМ, АХОВ и других опасных грузов;
• сложная метеорологическая обстановка на месте ДТП, требующая привлечения специальных аварийно-спасательных средств.
Аварийно-спасательные средства — это специальные приборы, оборудование и техника, материально-технические средства, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии АСР, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения АСР.
Водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, первой, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержание их работоспособности.
Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось.
Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Первая помощь — оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).
Поисково-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения АСР, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенная специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами и аттестованное.
Спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение АСР.
Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по локализации ЧС и связанной с этим угрозы их жизни и здоровью.
Столкновение — происшествие, при котором движущиеся ТС столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
Основными видами ДТП являются столкновения, которые подразделяются на:
• лобовое — столкновение ТС при встречном движении;
• боковое — столкновение ТС с боковой стороной другого ТС;
• касательное — столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении.
Транспортное средство (ТС) — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Основные конструктивные элементы легкового автомобиля — представлены на Рисунок 1.

1.2. Нормативно-правовая база
Нормативные правовые документы в области организации и ведения АСР при ликвидации последствий ДТП регулируют порядок действий органов управления МВД России, Минздрава России и МЧС России, участников дорожного движения по предупреждению и ликвидации ДТП.
Аварийно-спасательные работы в ДТП проводятся с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью, спасению материальных ценностей и защиты окружающей среды Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих проведение АСР при ДТП, приведен в приложении 1.
В ходе проведения работ по ликвидации последствий ЧС спасатели имеют право на следующее:
• полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;
• беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации последствий ЧС;
• требовать от всех лиц, находящихся в зонах ЧС, соблюдения установленных мер безопасности;
• экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;
• использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах ЧС.
Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации последствий ЧС, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центров в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и внештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.
Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения работ по ликвидации последствий ЧС, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.
Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.
Спасатели обязаны:
• быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации последствий ЧС, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;
• совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;
• неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
• активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению. оказывать им первую помощь и другие виды помощи;
• неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации последствий ЧС руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;
• разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения ЧС и порядок действий в случае их возникновения.
Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований по безопасной организации труда определяются также нормативными, директивными, инструктивными документами, соответствующими уставами, постановлениями и трудовым договором (контрактом).
Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:
• принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении ЧС;
• принцип единоначалия руководства;
• принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
• принцип постоянной готовности к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.
Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы спасателей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации последствий ЧС и связанной с угрозой их жизни и здоровью. Спасатель должен иметь навыки безопасных приемов выполнения самых различных работ и операций, использования машин, механизмов, приспособлений, средств защиты при работе в условиях воздействия опасных и вредных факторов.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, следующим в зоны ЧС и проводящим работы по ликвидации ЧС, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.
Спасатели координируют свою деятельность по ликвидации последствий ДТП с представителями ГИБДД (сотрудниками ДПС) и подразделений медицинских служб.
Непосредственному началу АСР по ликвидации последствий ДТП должны предшествовать разрешительные действия со стороны представителя ГИБДД (руководителя работ) и сотрудника (врача) службы медицинской помощи, которые в дальнейшем являются участниками АСР до их завершения.
При необходимости спасатели производят извлечение из ТС погибших в ДТП путем разборки ТС, так как извлечение погибших иным способом может повлечь нарушение целостности тел погибших и квалифицироваться как надругательство над телами умерших, что в соответствии со ст. 244 Уголовного кодекса Российской Федерации, является уголовным преступлением.
Факт принятия решения о необходимости разборки ТС должен быть засвидетельствован представителями органа МВД (руководителем работ по ликвидации последствий ДТП), Минздрава России и зафиксирован видео- и аудио средствами документирования.
1.3. Структура АСФ
В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные формирования (аварийно-спасательные службы) могут создаваться:
• на постоянной штатной основе – профессиональные аварийно-спасательные формирования (аварийно-спасательные службы);
• на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования;
• на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.
Профессиональные аварийно-спасательные формирования (аварийно-спасательные службы) создаются: в федеральных органах исполнительной власти – решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; в субъектах Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований), – руководством организаций по согласованию с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации; в органах местного самоуправления – по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав и структуру аварийно-спасательные формирования (аварийно-спасательные службы) определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации. В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств.
1.4. Связь в МЧС России
Система связи МЧС России – организационно-техническое объединение сил и средств: связи, оповещения и автоматизации управления, создаваемое для обеспечения устойчивого и непрерывного управления мероприятиями гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях.
Система связи МЧС России выполняет задачи по обеспечению обмена всеми видами информации в системе управления, а также доведения сигналов оповещения до органов управления и населения.
Элементами системы связи являются: система управления связью; система технического обеспечения связи, оповещения и автоматизированных систем управления; сеть (элементы сети) фельдъегерско-почтовой связи; резерв сил и средств связи.
Система связи МЧС России базируется на использовании сети связи общего пользования единой сети электросвязи России, сетей связи МЧС России, сетей связи других министерств и ведомств.
Основу стационарной части системы связи МЧС России составляют стационарные системы связи, создаваемые в каждом регионе страны силами и средствами подразделений связи территориальных органов и учреждений МЧС России.
Для обеспечения связи в интересах управления силами МЧС России на местности, не подготовленной в отношении связи, а также на территории, где элементы стационарной системы связи подверглись намеренному или техногенному разрушению, полевыми подвижными средствами связи развертывается полевая система связи.
Присоединение узлов связи пунктов управления территориальных органов и учреждений МЧС России к узлам связи вышестоящих пунктов управления осуществляется с использованием услуг связи операторов связи (в соответствии с действующим законодательством РФ). Контроль состояния каналов связи, мониторинг качества услуг осуществляется силами подразделений связи и специализированных организаций, предоставляющих услуги в рамках государственных контрактов.
Основу системы связи МЧС России составляет цифровая сеть связи с интеграцией услуг МЧС России (ЦССИУ). Представляет собой совокупность автоматизированных цифровых сетей связи общего пользования региональных центров, главных управлений, местных органов (учреждений) МЧС России, на основе унифицированных телекоммуникационных технологий, объединенных единым управлением и обеспечивающих предоставление пользователям требуемых видов и услуг связи заданного качества.
ЦССИУ состоит из цифровых сетей связи с интеграцией услуг федерального, межрегионального, регионального и местного уровней.
ЦССИУ включает в себя полевую и стационарную компоненты и формируется на основе стационарных и полевых средств связи и автоматизации.
В состав ЦССИУ входят взаимоувязанные и согласованные по задачам, месту и времени действий узлы и линии связи различного назначения, развертываемые или создаваемые по единому плану для управления силами (группировками сил) МЧС России.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения управления во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России имеет право на приоритетное использование любых сетей и средств связи, а также приостановление или ограничение использования этих сетей связи, средств связи и автоматизации управления.
Роль и значение различных сетей, средств связи и автоматизации управления определяется характером мероприятий по защите населения и проведению спасательных работ, требованиями к системе управления и связи и тактико-техническими характеристик. Основным средством связи является то, которое по своим возможностям в данной обстановке наиболее полно обеспечивает потребности управления силами и средствами МЧС России.
Все средства связи применяются, как правило, комплексно, что обеспечивается одновременным применением на важнейших направлениях различных средств и видов связи.
Рисунок 2. Типовая схема связи при проведении ПСР
1.5. Организация и проведение спасательных работ
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения. Все эти работы проводятся в максимально сжатые сроки.
Неотложные работы проводятся в целях всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.
В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение.
Для ведения аварийно-спасательных работ создается группировка сил гражданской обороны. В зависимости от обстановки эта группировка может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка может выдвигаться к очагу по нескольким маршрутам. Успешное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается быстрым вводом формирований в очаг поражения, высокой выучкой личного состава формирований, знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы, непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований, непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток и время года.
Силы и средства группировки выводятся из зоны работ на основании решения руководителя или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В целях организованного вывода разрабатывается, специальный план, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.
1.6. Охрана труда
Нормативно-правовой базой охраны труда спасателей является Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты об охране труда.
Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе на следующее:
• рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
• обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
• получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
• отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
• обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
• обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
• дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
• запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
• обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
• личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
• внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра;
• гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе в соответствии с положениями трудового договора (контракта).
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В Приложении 2 представлена типовая инструкция по охрани труда при АСР по ликвидации последствий ДТП.
1.7. Материально-техническое оснащение
Для доставки спасателей к месту проведения аварийно-спасательных работ применяются аварийно-спасательные автомобили
Аварийно-спасательные автомобили имеют грузопассажирское исполнение с кабиной водителя, салоном для экипажа и техническим отсеком.
Технические отсеки снабжены стеллажами, выдвижными поддонами, специальными багажниками и другими устройствами, предназначенными для транспортирования гидравлических аварийно-спасательных инструментов (ГАСИ) и аварийно-спасательного оборудования.
Например, Газель-АСА имеет следующее оснащение: наборы гидравлического и пневматического инструмента с источниками питания, противопожарные средства, средства связи и сигнализации, энергетическое и осветительное оборудование, оборудование для оказания первой помощи и другое вспомогательное оборудование.
Автомобиль оснащен дополнительным оборудованием:
• лебедками;
• верхним багажником;
• фонарями.
В транспортной кабине автомобиля находится мобильная УКВ-радиостанция, позволяющая поддерживать связь на расстоянии до 25 км и другое оборудование
При ведении АСР в ходе ликвидации последствий ДТП применяются гидравлические, пневматические, электрические и ручные инструменты, а также автомобильные краны и лебедки.
Для разборки поврежденных автомобилей используются только гидравлические и пневматические ручные инструменты.
1.8. Этапы и фазы АСР
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно подразделяется на 3 этапа:
1. начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;
2. первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;
3. второй этап – завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.
Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие основные фазы:
• поиск пострадавших;
• деблокирование пострадавших;
• оказание пострадавшим первой помощи;
• эвакуация пострадавших из зон опасностей (мест блокирования) на пункт сбора.
Поиск пострадавших представляет собой совокупность действий спасателей, направленных на обнаружение, выявление местонахождения и состояния людей, установление с ними связи и определение видов и объемов необходимой помощи.
Деблокирование пострадавших есть совокупность организационных мероприятий и технологических операций, выполняемых спасателями с целью доступа к пострадавшим, извлечения из мест блокирования, организации путей их эвакуации.
Первая помощь оказывается пострадавшим на месте их деблокирования с целью спасения жизни пострадавших путем устранения воздействия поражающих факторов и приведения пострадавшего в состояние, позволяющее осуществлять эвакуацию из опасной зоны. Оказание первой помощи в ряде случаев производят на пункте сбора пострадавших после их эвакуации.
Эвакуация пострадавших из мест блокирования заключается в организованной и быстрой доставке пострадавших в безопасные места, на пункты сбора или лечебные учреждения.
Страницы: 1 2
