3 Разработка мероприятий по совершенствованию процедуры проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков в строительной организации
3.1 Применение инструментов риск-менеджмента для оптимизации торгов в строительной компании
Риск является неотъемлемой частью любой организации, риски в строительной области может повлечь тяжелые последствия, поэтому управление рисками становится одним из ключевых конкурентных преимуществ вне зависимости от специфики предприятия.
Риск-менеджмент понятие очень широкое, которое охватывает различные аспекты, связанные практически со всеми направлениями и аспектами управления. Главная его задача — обнаружить область повышенного риска, оценить его степень, разработать и принять меры предупреждающие риск. В случаях, когда рисковое событие уже наступило необходимо принимать меры по оптимальному исправлению последствий, а также провести анализ и предупредить риски.
Из стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 можно определить, что риск ориентированное мышление позволяет организации определять факторы, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов процессов и системы менеджмента качества организации.
Одним из способов управления рисками может быть применение технологий из стандарта ГОСТ Р ИСО 58771-2019. Нами были изучены представленные технологии. Проанализировав, каждую технологию мы провели исследование на предмет совместимости методики с процессом «Закупки» в строительной компании [23, c. 58].
Для того чтобы определить риски и методы управления рисками нами были выявлены критерии управления качеством в процессе «Торги» в строительной компании:
— своевременность поставки материалов и оборудования;
— соответствие поставки желаемому результату;
— правильность и полнота сопроводительной документации на материалы и оборудование;
— своевременность заказа материалов и оборудования;
— планирование заказа материалов и оборудования (без излишек и недостатков).
Для оценки нами выбрана шкала Лайкерта:
1 – полностью не подходит;
2 – частично не подходит;
3 – трудно сказать, подходит или нет;
4 – частично подходит;
5 – абсолютно подходит.
Максимальное количество баллов 45 минимальное 9 баллов. Методики, которые набрали от 40 до 45 баллов это методики, которые применимы в процессе «Торги». Методы, набравшие от 22 до 40 баллов менее применимы в выбранном процессе строительной компании. Методы, которые набрали от 9 до 22 баллов, практически не применимы в процессе «Торги». С помощью данного исследования мы определили следующие методы для управления рисками процесса «Торги» (таблица 3.1).
Таблица 3.1- Применимые технологии оценки риска процесса «Торги» в строительной компании
Методика | Описание |
Метод «галстук-бабочка» | Схематический способ описания путей реализации риска от источника риска до его последствий, а также анализа мер по управлению риском. |
Анализ надежности человека | Набор методов для определения вероятности человеческой ошибки и оценки вероятности отказа. |
Метод Исикавы («рыбья кость») | Определяются факторы, влияющие на определенный результат (желаемый или нежелательный). Сопутствующие факторы обычно делятся на предопределенные категории и отображаются в древовидной структуре или диаграмме в форме «рыбьей кости». |
Анализ уровней защиты (LOPA) | Анализируется снижение уровня риска, которое может быть достигнуто за счет применения различных уровней защиты. |
Диаграммы Парето | Принцип Парето (правило 80-20) гласит, что для многих событий примерно 80% последствий исходит из 20% причин. |
Индексы риска | Оценивается значимость рисков на основе рейтингов, применяемых к факторам, которые, предположительно, оказывают влияние на величину. |
Реестры рисков | Средство фиксации информации о рисках и отслеживания действий. |
Далее проанализировав риски процесса «Закупки» нами был определен один из критических рисков это несвоевременная поставка материалов. Для того чтобы минимизировать данный риск нам необходимо выявить причины возникновения рискового события. Нами был выбран метод Исикавы (рисунок 3.1), этот инструмент используют для улучшения процессов и результатов.
Схема не только помогает найти истинные причины проблем и решения для них. Она позволяет разобраться в бизнес-процессах, снизить риски при планировании решений. С помощью данного метода было выявлено, что основными причинами несвоевременной поставки материалов являются: санкции на материалы зарубежного производителя; отсутствие оценки поставщика; неудовлетворенность з/п сотрудников; нехватка денежных средств; отсутствие поставщика [24, c. 96].
Используя этот метод каждый раз, когда материал поступает на объект не вовремя можно выявить причины несвоевременной поставки и провести мероприятия для исправления данного несоответствия.
Таким образом, в зависимости от ожиданий и от результата данные методы могут комбинироваться риск-менеджером для компенсации недостатков каждого из них. Методы для каждого этапа управления рисками подбираются с учетом поставленных задач и требований.
Идентификация рисков следует проводить непрерывно, как и совершенствование бизнес-процессов. Контекст, в котором выявляются определенные риски, постоянно меняется, и поэтому риски необходимо отслеживать, чтобы постоянно определять их значимость.
3.2 Оптимизация процедуры проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков
Процесс развития законодательного регулирования торгов строительных работ проходит через принятие нормативных правовых актов, основная задача которых заключается в обеспечении прозрачности и открытости процедур, позволяющих отследить все стадии подготовки, заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов с позиции объективной оценки динамики ценовых показателей с учетом внешних факторов, влияющих на создание строительной продукции.
Отличительные особенности заключаемых договоров подряда в строительстве, в том числе государственных и муниципальных контрактов, от договоров купли-продажи состоят в исполнении обязательств подрядчиком выполнить работы, построить, реконструировать объект в строгом соответствии с заданием заказчика. При этом обязанность заказчика (технического заказчика согласно градостроительному законодательству) – «покупателя» результата договора (контракта) подготовить условия, раскрывающие сущность и содержание предмета закупки [23, c. 57].
Технический заказчик, как юридическое лицо, уполномоченное инвестором, застройщиком осуществлять реализацию инвестиционного проекта и выполнять все функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, обязан подготовить комплект технической документации, определяющей архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения объекта капитального строительства и после определения победителя закупки передать утвержденную проектную и подготовленную на ее основе рабочую документацию подрядчику для исполнения. Все дальнейшие действия по реализации проекта выполняются в соответствии с условиями договора подряда-контракта.
Довольно часто субъектам инвестиционно-строительного комплекса, реализующим контрактные обязательства (и заказчикам, и подрядчикам), приходится обосновывать необходимость внесения изменений в проектные решения, уточнять технические, технологические и потребительские характеристики конструктивных элементов проекта и, как следствие, изменять цену контракта.
Федеральный закон 44-ФЗ содержит положения, которые позволяют изменять существенные условия контракта при его исполнении. Так, п. 1.3 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ содержит условия, при которых допускается изменение цены контракта не более, чем на десять процентов при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту. П. 8 ч. 1 той же статьи Закона предусмотрена возможность увеличения цены контракта до 30 % в случае возникновения обстоятельств, независящих от сторон контракта, влекущих невозможность его исполнения. Закон дал возможность учитывать условия рынка, которые прямо и косвенно влияющие на исполнение строительного подряда в части ценовых показателей. Несмотря на все безусловно прогрессивные действия Минстроя России по развитию и совершенствованию системы строительного ценообразования в сфере градостроительной деятельности, в том числе контрактного ценообразования, использование одной из ведущих отраслей экономики России в полной мере положений приведенной статьи Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в реальных ситуациях строительного процесса продолжает пробуксовывать [1].
На наш взгляд, проблема кроется в неоднозначном раскрытии положений законодательных и нормативных правовых актов РФ в методических документах, регламентирующих порядок рассматриваемого вопроса в части внесения изменений в цену контракта. На схеме 1 рассмотрены практически все возможные случаи, с которыми сталкиваются строители при реализации государственных контрактов.
Варианты внесения изменений в техническую часть контракта по блоку А (А.1–А.4) схемы 1 предусматривают процесс корректировки цены контракта по решению заказчика, так как одним из основных элементов существенных условий при заключении и исполнении контракта является предмет договора. Доказательством этого утверждения служат положения ст. 743. «Техническая документация и смета»: «Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования».
Рисунок 3.1 — Варианты, при которых допускается изменение существенных условий контракта
Описанные условия по изменению технической части контракта по пунктам А.1–А.4 схемы 1 должны быть отнесены в части корректировки цены контракта к положениям п. 1.3 ч. 1 ст. 95, так как инициатива внесения изменений в проектную документацию (ПД) принадлежит заказчику. Также заказчик должен инициировать весь процесс по корректировке проекта в соответствии с градостроительным законодательством. В то же время состав работ по пунктам В.1-В.4 схемы 1 достаточно логично укладывается в содержательную часть п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, которая касается возникших обстоятельств, независящих от сторон контракта. Далее будут изложены позиции авторов по этому вопросу.
На дискуссионных площадках, форумах, семинарах и конференциях обсуждался вопрос корректного применения формулировок, содержащихся в принятых НПА РФ, при обосновании строителями своих предложений:
«существенный рост цен»;
«независящие от сторон контракта обстоятельства».
Рассмотрены отдельные фрагменты правительственного акта, который устанавливает порядок изменения «существенных условий строительных контрактов при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения» (Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 г. № 680): «… в 2022 – 2023 гг. допускаются следующие изменения существенных условий контракта:
б) изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;
в) изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;
ж) изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
По мнению авторов рассматриваемые возможные варианты по внесению изменений в ПД по пп. В.1-В.2 схемы 1, результатом которых становятся новые технические решения строящегося или реконструируемого объекта, откорректированная проектная документация и, соответственно, смета контракта, логично подпадают под случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения (п. 8) ч. 1 ст. 95. Изменение, расторжение контракта).
Такого же рода обстоятельства складываются в случае, если в ходе производства работ принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, исполнение которых также требуют корректировки проекта. Подобные ситуации могут наблюдаться на объекте строительства в связи с заменой материальных ресурсов зарубежного производства, а также импортного инженерного и технологического оборудования, присутствующих в проектной документации, на российские аналоги (В.3., схема 1). При этом возникает потребность в корректировке технических и технологических решений по строительным, монтажным и иным сопутствующим работам. И, как следствие, возможные изменения цены контракта (схема 2).
Рисунок 3.2 — Варианты возможностей замены материальных ресурсов и оборудования на российские аналоги
Наконец, проблема, которая была поднята профессиональным сообществом в период пандемии и СВО, связана с существенным ростом цен на строительные ресурсы. В силу сложившихся экономических и политических ситуаций, в том числе в строительной отрасли, при исполнении контрактных обязательств объективно возникли обстоятельства, при которых продолжение подрядных работ и достижение установленных результатов стало невозможным.
Правительство России поддержало строительный комплекс, издав Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 г. № 1315, тем самым дав возможность подрядным организациям с учетом методических рекомендаций, внесенных изменениями в Приказ Минстроя России от 23.12.2019 г. № 841/пр, подготовить доказательную основу для корректировки цены контракта (В.4., схема 1).
С учетом приведенного обоснования нашей точки зрения по вопросам реализации нормативно-правовых актов РФ, цена контракта при наличии описанных выше ситуаций может быть изменена до 30 %, что соответствует положениям п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.
3.3 Внедрение в систему проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций контракта жизненного цикла
Одним из принципов контрактной системы является принцип обеспечения конкуренции. «Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение … любых действий, которые … приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок».
По данным ЕИС, в период с 2014 по 2023 год было размещено 330 закупок, предусматривающих заключение КЖЦ, в том числе 113 с начальной (максимальной) ценой контракта (далее – НМЦК) от 100 млн руб. до 1 млрд руб., 5 – более 1 млрд руб. (завершено 3). Предметами контрактов большей части закупок было выполнение работ по разработке проектной документации, капитальному ремонту, содержанию автомобильной дороги в рамках контракта жизненного цикла либо выполнение работ по контракту жизненного цикла, предусматривающего инженерные изыскания, подготовку проектной и рабочей документации, выполнение работ по капитальному ремонту и последующее содержание объекта «Автомобильная дорога …». И только два – «Выполнение работ по проектированию, строительству и содержанию объекта капитального строительства … (контракт жизненного цикла)» [13, c. 58].
Особый интерес с точки зрения исследования представляет контракт № 03623001708140000753, который заключен на срок с 2014 по 2043 год. Цена контракта 9 373 245 502,50 руб. Однако предмет контракта «Контракт жизненного цикла на выполнение комплекса работ по проектированию, строительству, последующему техническому обслуживанию объектов наружного освещения в городе Нижний Тагил», как считает заказчик, не относится к строительству объектов капитального строительства (в карточке контракта в графе «Предмет контракта относится к работам по строительству» стоит отметка «Нет»), а в графе «Контракт заключен в соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона 44-ФЗ (контракт жизненного цикла)» также стоит отметка «Нет». В 2022 г. завершено исполнение 5 контрактов жизненного цикла, из них 1 контракт с НМЦК от 100 млн руб. до 1 млрд руб.
Предмет контракта: выполнение работ по ремонту и содержанию на принципах контракта жизненного цикла участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения на период 2019–2021 гг. По мнению заказчика, предмет контракта не относится к работам по строительству, в карточке контракта стоит отметка «Нет», кроме того, в карточке контракта в графе «Контракт заключен в соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона 44-ФЗ (контракт жизненного цикла)» также стоит отметка «Нет». В соответствии с вышеуказанным (авторы не разделяют указанных оценок заказчиков) требуется проанализировать нормы, регулирующие закупки в рамках контрактной системы, с применением контрактов жизненного цикла.
Под контрактом жизненного цикла понимается «контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, создание товара в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара».
Обратим внимание на вопросы правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд с применением КЖЦ:
1. Право заказчика заключать контракты жизненного цикла введено в Закон 05.04.2013 г., а понятие дефиниции КЖЦ – только в 2019 г.
2. Понятие контракта жизненного цикла по сроку (периоду) его действия может не совпадать с жизненным циклом продукции – предмета контракта. В Законе эксплуатация, ремонт и утилизация объекта (товара) предусматриваются «при необходимости», а «жизненный цикл продукции, согласимся с В.С. Белых и О.А. Герасимовым, представляет собой совокупность производственных, имущественных и других отношений (связей) с момента возникновения потребности в конкретной продукции (работах и услугах) и до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукции».
3. В юридической литературе КЖЦ нередко рассматривается как разновидность соглашения в сфере публично-частного партнерства, согласимся с оценкой Е.А. Свининых, «государственный КЖЦ, заключаемый по правилам Закона о контрактной системе, нельзя признать соглашением в сфере публично-частного партнерства».
Некоторые исследователи (А.Г. Дорожкин, Т.М. Звездина), основываясь на том, что дефиниция «контракт жизненного цикла», применяемая в Законе как разновидность закупок для государственных нужд, существенным образом отличается от понятия КЖЦ, применяемого в международной практике, как одна из форм государственно-частного партнерства, квалифицировали названную ситуацию как некорректное использование терминов.
Фактически КЖЦ в рамках Закона, считают они, представляет собой совокупность отдельных контрактов в отношении одного объекта, и логичнее было бы в данном случае применение законодателем термина «комплексный контракт», что обеспечило бы соответствие формы содержанию. Эту точку зрения разделяет и И.В. Исаев. По нашему мнению, дефиниция «контракт жизненного цикла» является условным названием, не связанным с рамками «жизненного цикла» продукции в толковании понятия «жизненный цикл продукции», определенном в техническом законодательстве. Также нам представляется неправильным рассматривать контракт жизненного цикла как совокупность отдельных контрактов. Сформулируем правила применения КЖЦ, установленные нормативными правовыми актами (далее – НПА) контрактной системы [26, c. 52].
Правило 1. КЖЦ является разновидностью контракта Предметом государственного (муниципального) контракта являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества. Разновидностью контракта является контракт жизненного цикла. Предметом КЖЦ является поставка товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, создание товара в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатация в течение срока службы, ремонт и (или) утилизация поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капстроительства.
Правило 2. КЖЦ заключается в определенных случаях Заказчик вправе заключить КЖЦ в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства (ПП) РФ от 30.11.2013 г. № 10873).
Правило 3. Одним из существенных условий КЖЦ является условие о стоимости жизненного цикла товара (созданного объекта) «В контракте должна содержаться стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, включающая:
1) стоимость товара или работы (в т.ч. при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации, стоимость работ по созданию товара);
2) стоимость последующих обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара».
Правило 4. Обеспечение исполнения КЖЦ имеет особенности Требование об обеспечении исполнения такого контракта устанавливается раздельно в части:
— поставки товара или выполнения работы, например, по проектированию объекта капстроительства;
— последующего обслуживания, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного объекта капстроительства или товара. Размер обеспечения исполнения контракта определяется в соответствии с ч. 6, 6.1 ст. 96 Закона. Он зависит соответственно от стоимости товара (работы) или стоимости последующего обслуживания, ремонта, утилизации. Заключается КЖЦ после того, как участник предоставит обеспечение исполнения контракта в части поставки товара (выполнения работы).
Правило 5. Обязательно банковское сопровождение контракта Банковское сопровождение контрактов для обеспечения федеральных нужд в форме мониторинга расчетов обязательно для КЖЦ.
Правило 6. Случаи и порядок изменения существенных условий контракта жизненного цикла установлены Законом 6.1. Законом установлены следующие случаи продления срока КЖЦ:
1) принято решение соответствующего органа государственной власти (местного самоуправления). Его могут принять в отношении контрактов, указанных в п.п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 95 Закона, если контракт нельзя исполнить в предусмотренный срок по независящим от сторон обстоятельствам;
2) контракт заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) согласно п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона1 ;
3) по вине подрядчика либо по независящим от сторон обстоятельствам не исполнен в срок КЖЦ, предусматривающий проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства. Срок можно продлить на период, не превышающий первоначальный срок исполнения контракта, при соблюдении требований п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона. 6.2. Изменять существенные условия контракта в силу ч. 1 ст. 95 Закона допускается по соглашению сторон, если соблюден ряд условий, и в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на срок исполнения контракта (за исключением отдельных случаев).
Такие изменения возможны в случаях, установленных статьей 95 Закона (пункты 1.2, 1.3, 2, 3, 4, 9 ч. 1; ч. 1.2):
1) Если цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ на срок не менее чем 3 года, а муниципальных нужд – 1 года, составляет, либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства РФ (решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации соответственно). Размер цены для КЖЦ установлен Правительством в 100 млн руб.
2) Изменять в контракте жизненного цикла можно, в частности:
а) объем и (или) виды выполняемых работ. При этом цену контракта не более чем на 10 %;
б) любые существенные условия контракта.
Правило действует для КЖЦ при условии, что контракты предусматривают проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства. Для внесения изменений необходимо соблюдение следующих условий:
— контракт заключен не менее чем на год (либо по ч. 70 ст. 112 Закона);
— цена контракта не менее 100 млн руб. (1 млн руб. – для контрактов, заключенных до 31.12.2022);
— работы нельзя выполнить по независящим от сторон обстоятельствам (например, существенно увеличилась стоимость строительных ресурсов, что привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта);
— изменение не приведет к увеличению срока исполнения и (или) цены более чем на 30 % (если при этом необходимо внести изменения в проектную документацию, срок получения положительного заключения ее экспертизы не включается в новый срок исполнения контракта);
— есть письменное обоснование, основанное на решении Правительства РФ, высшего исполнительного органа региона либо местной администрации (соответственно).
Обратим внимание, что при изменении контракта по основаниям, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона, можно изменять цену и (или) срок.
Кроме того, в 2022–2023 гг. перечисленные контракты можно изменить, если возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения. Такое изменение осуществляется в соответствии с ПП РФ от 16.04.2022 г. № 6801 .
3) В ходе исполнения КЖЦ (при условии, что он предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства), сметная стоимость работ, определяемая в ходе государственной экспертизы проектной документации, превышает цену контракта. В таком случае его существенные условия меняются с учетом этой сметной стоимости и на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (соответственно).
Изменение не приведет к увеличению цены более чем на 30 %. Закупка строительных работ с применением КЖЦ. В соответствии с ПП РФ от 28.11.2013 г. № 10873 контракт жизненного цикла заключается в 18 случаях закупок работ, в т.ч. в сфере строительства, которые можно сгруппировать по трем типам строительных работ:
1) работы по проектированию, строительству (реконструкции) объектов;
2) строительству (реконструкции, капитальному ремонту и при необходимости по инженерным изысканиям и (или) проектированию) и содержанию;
3) проектированию, строительству (и реконструкции) объектов капитального строительства.
Обратим внимание на то, что только в одном случае речь идет об объектах капитального строительства, которые оговорены в понятии КЖЦ.
1) работы по проектированию, строительству (реконструкции):
— объектов инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов (п. 1 «б»); — аэродромов (п. 1 «в»);
— системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов (п. 1 «г»);
— инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта (п. 1 «д»);
— инфраструктуры железнодорожного транспорта (п. 1 «е»); — объектов, предназначенных для проживания военнослужащих и членов их семей, а также объектов хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения,… включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов (п. 1 «л»);
— с элементами реставрации и (или) приспособлению для современного использования (при необходимости) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов … (п. 1 «о»);
2) выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту и при необходимости по инженерным изысканиям и (или) проектированию) и содержанию:
— автомобильных дорог (участков дорог), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, и (или) работ по их ремонту;
3) выполнение работ по проектированию, строительству (и реконструкции, эксплуатации) объектов капитального строительства:
— уникальных объектов (п. 1 «ж»);
— в сфере здравоохранения (в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения), включая закупку медицинского оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов капитального строительства (п. 1 «к»);
— предназначенных для социального обслуживания граждан, в том числе для стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан (домов-интернатов (пансионатов) для детей, престарелых, инвалидов, ветеранов войны, труда и т.д. (п. 1 «м»);
— в сфере культуры (театров и амфитеатров, памятников и мемориальных сооружений, музеев, выставочных центров и комплексов, библиотек, цирков, кинотеатров, концертных залов), включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов (п. 1 «н»).
С.А. Баронин и К.Ю. Кулаков считают, что контракты жизненного цикла обязательны при строительстве автомобильных и железнодорожных дорог, портов, аэродромов и прочих объектов. Свой вывод они делают на основании Указа Президента РФ № 2041. С нашей точки зрения, вывод неосновательный, ибо в Указе № 204 ставится задача Правительству РФ при разработке национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить решение ряда задач, в том числе применение контрактов жизненного цикла.
Оценка внедрения контрактов жизненного цикла в качестве важной задачи и обязательность применения при строительстве таких контрактов – это разные сферы. Более того, в рамках исполнения пункта 8 Указа № 204 с целью расширения практики реализации КЖЦ в дорожном хозяйстве в соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона в 2020 году разработан проект ПП РФ «О порядке и правилах заключения и исполнения контрактов жизненного цикла …».
Минтранс в указанном проекте предлагает закрепить порядок и правила заключения и исполнения КЖЦ, предметом которых являются строительные работы, указанные в пп. «а» п. 1 ПП РФ от 28.11.2013 г. № 10874.
Рассматривая проблемы правового регулирования контрактов жизненного цикла, отметим большие преимущества от внедрения таких контрактов, оценивая в первую очередь эффективность закупок с применением КЖЦ. Основные проблемы правового регулирования КЖЦ. Некоторые проблемы правового регулирования КЖЦ выявлены В.М. Копровым, с которым мы полностью согласны. Бюджетная система Российской Федерации не предусматривает планирование на 30–40 лет (возможный срок жизненного цикла), отсюда возникает ряд проблем, считает автор:
1) контракт требует привлечения большого объема финансовых ресурсов, которые имеют не все заказчики;
2) сложность расчетов стоимости жизненного цикла создает риски некорректного результата (или завышенную, или заниженную цену контракта);
3) бюджет утверждается на 3 года, что влечет за собой риски недофинансирования проекта в будущем;
4) отсутствие возможности учесть все условия, влияющие на исполнение контракта в долгосрочной перспективе (политико-экономические условия в стране и мире, изменение законодательства и другие).
Наконец, немаловажный момент, связанный с обеспечением конкуренции: за счет укрупнения объекта закупки снижается количество участников и происходит монополизация строительной сферы. Эту же позицию разделяет и Е.А. Свининых. Также, на наш взгляд, немаловажным при заключении КЖЦ является вопрос обеспечения исполнения контракта. В ст. 96 Закона не учтена специфика КЖЦ, а именно его продолжительность, – многолетнее исполнение. В результате участник закупки несет большую финансовую нагрузку, связанную с оформлением независимой гарантии либо внесением денежных средств на счет заказчика.
На эту особенность тоже обратил внимание Е.А. Свининых. Разделяем точку зрения Е.А. Свининых, что специфика КЖЦ должна быть учтена в законодательстве более полно. «Необходимо принятие специальных правил заключения и исполнения КЖЦ. Нужна методика определения и обоснования начальной (максимальной) цены и формулы цены КЖЦ, которая позволила бы сформировать объективный подход к формированию цен и обеспечить баланс интересов заказчика и исполнителя КЖЦ».
Предлагаем внести изменения в Закон: изложить часть 16 статьи 34 Закона в следующей редакции: «Заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ. В контракте должны быть выделены отдельные этапы исполнения контракта. Порядок отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства и порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления продукции, устанавливаются Правительством РФ.
Контракт жизненного цикла содержит условия о казначейском и банковском сопровождении контракта». Нарушения законодательства, выявленные контрольными органами при проверке закупок строительных работ с применением КЖЦ. Нами проанализировано более 100 ненормативных актов контрольных органов, связанных с нарушениями заказчиков при проведении закупок строительных работ с применением контрактов жизненного цикла. Из них около 55 % составляют нарушения законодательства, ответственность за которые предусмотрена частью 4.2 ст. 7.301 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) РФ, 30 % – ч. 4 ст. 7.303 КоАП, около 15 % – ч. 1.4 ст. 7.301 КоАП. Большая часть нарушений законодательства о контрактной системе, допущенная заказчиками в 2022 году, ответственность за которые предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП, связана с неправильным применением правил, установленных п. 24 «в» ПП РФ № 24062 в отношении документов, подтверждающих наличие у участников закупки опыта, связанного с предметом контракта.
Достоинства и недостатки контракта жизненного цикла содержатся в его комплексности, которому присущи характеристики смешанного договора, а также в длительности срока действия. С одной стороны, заказчик снижает расходы на проведение закупочных процедур и обеспечивает менее затратное, но гарантированное и качественное длительное сопровождение создаваемого объекта капитального строительства, а подрядчик получает долгосрочный контракт, с другой – содержит сложности расчетов ценовых характеристик в условиях неопределенности экономических показателей, а также ограничивает конкуренцию среди участников закупок.
Рассматривая проблемы правового регулирования контрактов жизненного цикла, сложности его заключения и исполнения, следует при этом на первое место поставить большие преимущества от внедрения этих контрактов, учитывая эффективность таких закупок в отличие от обычной схемы.
Считаем, что в контракте жизненного цикла следует в обязательном порядке выделять этапы, например, проектирование, строительство, эксплуатацию и ремонт, и рекомендуем заказчикам выделять этапы в обязательном порядке.
Специфика контракта жизненного цикла должна быть учтена в законодательстве более полно. Необходимо принятие специальных правил заключения и исполнения КЖЦ, обоснования начальной (максимальной) цены КЖЦ. Применительно к контрактам жизненного цикла следует к объектам капитального строительства относить все объекты строительства, включая линейные, которые определены в ПП РФ № 1087. Предлагаем дополнить п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложением следующего содержания: «Линейный объект является подвидом объекта капитального строительства».
Заключение
Электронная торговля представляет собой заключение путем обмена электронными документами сделок, предусмотренных ГК РФ, но не ограничиваясь ими, в частности: купля-продажа, поставка, оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности.
Торги представляют собой конкурентную форму отбора предложений для заключения договора, в том числе на поставку товаров (работ, услуг), доступа к ограниченному ресурсу, предоставления права осуществления деятельности в определенной сфере по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки, на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
Закупочные процедуры на выполнение подрядных работ и привлечение субподрядных организаций в ГСК «БалтСтрой» осуществляются в соответствии с Регламентом, утвержденным Приказом ГСК «БалтСтрой» от 14.04.2014 г. № 41141 ГСК-ПР. Регламент определяет содержание, общий порядок и последовательность действий при проведении закупочных процедур на выполнение подрядных работ и привлечение субподрядных организаций при реализации проектов по основной деятельности компаниями в составе ГСК «БалтСтрой». В качестве возможных способов проведения закупок Регламентом предусмотрены следующие: запрос коммерческих предложений; закупка у единственного поставщика (прямая закупка).
Современное гражданское законодательство закрепляет только две формы проведения торгов: аукцион и конкурс, в том числе электронные. Однако отдельными законодательными актами установлены и другие формы проведения торгов: публичное предложение, распространенное в сфере банкротства, запрос котировок и запрос предложений. Причем последние формы имеют спорную природу: с одной точки зрения, это самостоятельные формы проведения торгов, с другой — они представляют собой упрощенные формы аукциона и конкурса. В условиях активного внедрения цифровых технологий в различные сферы общественных отношений представляется необходимым закрепить на законодательном уровне общие положения проведения электронных торгов и их особенности, в том числе в целях установления требований к техническим средствам, посредством которых обеспечивается проведение торгов, а также определение средств защиты информации.
В качестве направления совершенствования процедуры конкурсов и торгов предлагается внедрить в систему проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций контракта жизненного цикла. Контракт жизненного цикла представляет собой совокупность отдельных контрактов в отношении одного объекта, и логичнее было бы в данном случае применение законодателем термина «комплексный контракт», что обеспечило бы соответствие формы содержанию.
В контракте жизненного цикла следует в обязательном порядке выделять этапы, например, проектирование, строительство, эксплуатацию и ремонт, и рекомендуем заказчикам выделять этапы в обязательном порядке.
Специфика контракта жизненного цикла должна быть учтена в законодательстве более полно. Необходимо принятие специальных правил заключения и исполнения КЖЦ, обоснования начальной (максимальной) цены КЖЦ. Применительно к контрактам жизненного цикла следует к объектам капитального строительства относить все объекты строительства, включая линейные, которые определены в ПП РФ № 1087. Предлагаем дополнить п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложением следующего содержания: «Линейный объект является подвидом объекта капитального строительства».
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144624/4f41fe599ce341751e4e34dc50a 4b676674c1416/
2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Статья 2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022). URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_39331/8764f1ea3b4 838d75bea542a4b17522b6649f35d/
3. Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. Приложение № 1 к приказу Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. № 495. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194513/4156c32fc3e4d7bd205a0ea9a9089238b0 7e8204
4. Требования к операторам электронных площадок, электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. Приложение № 2 к приказу Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. № 495. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194513/abbc450636078d380e15e74930 5c17fa4cafac70
5. Общие положения о конкурсном производстве. Статья 124. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022). URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/6f0b81d07377437d1dbc751d0d0d82594 e394df3/
6. Айляров М. А., Макиев С. А. Торги в электронной форме в процедурах несостоятельности (банкротства): проблемы и перспективы // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 12-12 (80). С. 253–257.
7. Гатаулина, Л. Ф. Конкуренция и торги: некоторые аспекты правового регулирования / Л. Ф. Гатаулина // Образование и право. – 2023. – № 4. – С. 430-435.
8. Гатаулина, Л. Ф. Конкуренция и торги: некоторые аспекты правового регулирования / Л. Ф. Гатаулина // Образование и право. – 2023. – № 5. – С. 137-142.
9. Гетманская, Ю. А. Торги в электронной форме: понятие и классификация / Ю. А. Гетманская // Проблемы защиты прав: история и современность. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2023. – С. 47-52.
10. Григорьева, А. Д. Аукцион как форма торгов / А. Д. Григорьева // Via Scientiarum — Дорога знаний. – 2022. – № 4. – С. 29-34.
11. Дидковская, О. В. Внесение изменений в цену строительных контрактов при соблюдении законодательства Российской Федерации / О. В. Дидковская // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительство и строительные технологии. – Самара: Самарский государственный технический университет, 2023. – С. 1064-1071.
12. Добрецов, Г. Б. Закупка строительных работ в контрактной системе с применением контракта жизненногоцикла: обеспечение конкуренции и ответственность за результативность / Г. Б. Добрецов, А. Н. Вдовина // Социально-экономический и гуманитарный журнал. – 2023. – № 2(28). – С. 135-146.
13. Иванова, Д. А. Формы проведения торгов в гражданском праве / Д. А. Иванова // XV Итоговая студенческая научная конференция : Сборник статей конференции: в 2-х томах, Санкт-Петербург, 07 апреля 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2023. – С. 98-103.
14. Карякина, И. Е. Анализ современного состояния строительной отрасли РФ, проблемы и перспективы ее развития / И.Е. Карякина, Е.К. Потапкина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – №5. – С 65-78.
15. Ленович, Д. Д. Торги как инструмент заключения сделки / Д. Д. Ленович // Актуальные исследования. – 2023. – № 13(143). – С. 49-51.
16. Пахомов, Е.В. Текущее состояние строительной отрасли РФ / Е. В. Пахомов, М. С. Овчинникова // Молодой ученый. – 2019. – № 2 (240).– с. 255-260.
17. Пахомова, В. С. Применение инструментов риск-менеджмента в строительной компании / В. С. Пахомова // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов. – Санкт-Петербург: Печатный цех, 2023. – С. 430-434.
18. Пузыревский С. А., Гаврилов Д. А., Серегин Д. И. Конкурентное право: учеб. / отв. ред. С. А. Пузыревский. – М.: Норма; ИНФРА-М, 2019. – 416 с.
19. Самбала, А. В. Повышение эффективности выбора подрядчика на производство строительных работ / А. В. Самбала // Уральский научный вестник. – 2023. – Т. 9, № 2. – С. 48-51.
20. Секисов, А. Н. Организационно-экономические аспекты развития электронных торгов для предприятий строительной отрасли / А. Н. Секисов, И. И. Рудченко, Е. Д. Цвелых // Первый экономический журнал. – 2023. – № 9(339). – С. 136-141.
21. Созаева Д. А. Неявные риски проведения торгов по приватизации государственного имущества в электронной форме: теория и практика // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. № 6 (249). С. 27–32.
22. Сумина, Е. В. История становления и развития торгов в России / Е. В. Сумина // Актуальные проблемы правосудия в современном мире. – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2019. – С. 192-201.
23. Харитонова, Ю. Н. Технология проведения и этапы аукционных торгов (тендеров) / Ю. Н. Харитонова, А. А. Градусова // Научные исследования и разработки 2023: естественные и технические науки : сборник материалов XVII-ой международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 08 февраля 2023 года. – Москва: Научно-издательский центр «Империя», 2023. – С. 76-80.
24. Хватов К. Ю. Характеристика критериев электронных площадок торгов и аукционов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. № 1. Т. 4. С. 40–45
25. Хватов, К. Ю. Классификация электронных площадок торгов и аукционов по группам с определёнными признаками / К. Ю. Хватов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – Т. 2, № 8(139). – С. 29-35.
26. Хиневич, К. О. Моделирование оптимальной стратегии участия в аукционных торгах в условиях неопределенности / К. О. Хиневич, А. В. Капусто // Основные тенденции экономического развития Республики Беларусь. – Минск: Белорусский государственный университет, 2023. – С. 207-213.
27. Ягин, В. П. О необходимости совершенствования системы тендеров в строительстве / В. П. Ягин // Гидротехника. – 2023. – № 2(71). – С. 75-77.
28. «Quick Method» of Map Limit Exact Position Determination by Vertical Planning of Areas / R. R. Stepanov, A. N. Sekisov, D. A. Gura [et al.] // Helix. – 2019. – Vol. 9, No. 1. – P. 4744-4752.
29. A comparative analysis of various approaches to the process of creating production costs in a market environment / D. A. Gura, A. N. Sekisov, O. A. Kuznetsova [et al.] // Laplage em Revista. – 2020. – Vol. 6, No. Extra-C. – P. 161-169.
30. Assessment of the role and significance of the cost formation process in the activities of organizations / D. A. Gura, A. N. Sekisov, O. A. Kuznetsova [et al.] // Laplage em Revista. – 2020. – Vol. 6, No. Extra-C. – P. 314-319.
31. Environmental substantiation for the use of alternative energy sources / S. Ovchinnikova, G. Kukinova, A. Borovkov, N. Markina // E3S Web of Conferences : 22, Voronezh, 08–10 декабря 2020 года. – Voronezh, 2021. –
32. Innovative development of construction in russia: economics, technologies, management / R. A. Popov, N. A. Shipilova, A. N. Sekisov [et al.] // Amazonia Investiga. – 2019. – Vol. 8, No. 19. – P. 653-663.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф