Содержание
Введение
1 Теоретико-методологические проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков
1.1 Сущность, формы и принципы проведения конкурсов и торгов
1.2 Специфика проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков
1.3 Нормативно-правовое регулирование конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков
2 Исследование процедуры проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков в строительной организации
2.1 Характеристика процедуры проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков в ГСК «БалтСтрой»
2.2 Анализ регламента проведения закупочных процедур на выполнение подрядных работ и привлечение субподрядных организаций в ГСК «БалтСтрой»
2.3 Проблемы правового регулирования проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков в строительной организации
3 Разработка мероприятий по совершенствованию процедуры проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков в строительной организации
3.1 Применение инструментов риск-менеджмента для оптимизации торгов в строительной компании
3.2 Оптимизация процедуры проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков
3.3 Внедрение в систему проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций контракта жизненного цикла
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Итоговый протокол (Сводная оценочная таблица)
Введение
Строительный комплекс в современной хозяйственной среде России представляет собой динамично развивающуюся сферу национальной экономики, драйвер мультипликативного роста для большого количества высокотехнологичных отраслей. Причём это происходит как в целом в рамках российского промышленного сектора, так и в ряде специализированных областей деятельности, связанных прежде всего с оказанием различных инжиниринговых услуг.
Эффективность строительства как такового формируется под прямым влиянием большого количества значимых факторов, определяющих общие тенденции развития территорий: начиная с эколого-экономических, организационно-правовых и производственно-хозяйственных, заканчивая природно-географическими и технико-технологическими, обладающими в ряде случаем вариативными особенностями.
Вместе с тем та роль, научно-технологическая сложность и уникальность каждой единицы строительной продукции, которые определяются спецификой отрасли, становятся генераторами множества проблем в развитии экономики. Но это нормальный процесс, свидетельствующий о наличии положительных трендов в поступательном развитии страны и общества в целом. Поэтому следует не столько бороться с неизбежностью возникающих сложностей, сколько создавать наиболее благоприятные адаптивные условия для их преодоления. Достижение этих условий возможно наиболее эффективным способом посредством применения открытых торгов на строительном рынке, т. е. через систему электронных аукционов.
Учитывая актуальность данной тематики, мы постарались сконцентрироваться в данной статье на рассмотрении концептуальных вопросов, с которыми постоянно сталкиваются предприятия строительной сферы в процессе реализации своей основной деятельности, именно в данной области.
Объектом исследования в работе выступает процедура проведения конкурсов и торгов.
Предметом исследования в работе являются конкурсы и торги для субподрядных организаций и поставщиков в строительной организации.
Целью данной работы является разработка направлений совершенствования процедуры проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков в строительной организации.
Задачи:
— изучить сущность, формы и принципы проведения конкурсов и торгов;
— рассмотреть специфику проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков;
— выделить нормативно-правовое регулирование конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков ;
— представить характеристику процедуры проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков в ГСК «БалтСтрой»;
— проанализировать регламент проведения закупочных процедур на выполнение подрядных работ и привлечение субподрядных организаций в ГСК «БалтСтрой»;
— исследовать проблемы правового регулирования проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков в строительной организации;
— рассмотреть возможности применения инструментов риск-менеджмента для оптимизации торгов в строительной компании ;
— предложить мероприятия по оптимизации процедуры проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков;
— разработать направления внедрения в систему проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций контракта жизненного цикла.
Теоретической и методологической основой данной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие особенности проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков в строительной организации.
Практическая значимость работы состоит в разработке направлений совершенствования процедуры проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков в строительной организации.
При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный, метод описания и изложения.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.
1 Теоретико-методологические проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков
1.1 Сущность, формы и принципы проведения конкурсов и торгов
В соответствии с нормами законодательства Российской Федерации имущество должника реализуется путём публичных торгов и аукционов на электронных площадках в сети Интернет. Все электронные торговые площадки, через которые реализуется имущество банкротов, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации. У участников торгов есть выбор определенной или нескольких торговых площадок по соответствующих им критериям.
Электронные торговые площадки обобщенно можно разделить на:
а) аккредитованные в Российской Федерации, на этих площадках проводят закупки государственные корпорации и государственные структуры, торги по 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот закон вступил в действие 1 января 2014 года и несколько раз изменялся и дополнялся. Участники контрактной системы определены в третьей статье 44-ФЗ [1]: федеральные, региональные органы, органы МСУ регулирующие и контролирующие сферу госзакупок; заказчики; участники/поставщики; уполномоченные органы и учреждения; специализированные организации; операторы электронных площадок; эксперты. Выделяют три группы заказчиков:
— государственные: государственные органы, органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные казенные учреждения (ГКУ), действующие от имени РФ или субъекта, уполномоченные принимать бюджетные обязательства, а также Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
— муниципальные: муниципальный орган (МО) или казенное учреждение (МКУ), действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства;
— бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия. Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году [1].
Поставщик – участник закупок товаров, услуг, работ, с которым заключается контракт. В законе сказано, что в результате создания единой информационной системы, контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в планах-графиках закупок (далее также — планы-графики), извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условиях проектов контрактов (направляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом с использованием единой информационной системы участникам закупок, с которыми заключаются контракты) [1].
С 1 января 2019 года все без исключения госзакупки проводят в электронной форме. Торги по 44 ФЗ могут проходить только на 8 федеральных площадках: «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.РФ), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и орговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ); б) коммерческие, участниками являются как коммерческие, так и предприятия с государственным участием, торги по 223-ФЗ, он устанавливает общий порядок проведения закупок, определяет требования по созданию заказчиками своих положений о закупках, в которых включены приёмы обеспечения заключения контрактов, их выполнение, антидемпинговые меры. Поэтому каждый участник прежде чем, как принять участие в закупках по 223 ФЗ, должен проанализировать положение о закупках заказчика, чей договор он планирует выполнить. Заказчиками могут выступать государственные предприятия, если процент участия государства больше 50; организации, которые занимаются энергетикой, газо-, тепло- и водоснабжение и др.; бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если закупаются за счет грантов, пожертвований, средств субподряда или тратят самостоятельно заработанные деньги. Закон обязывает заказчика устанавливать понятные критерии оценки заявок участников, составлять планы-графики закупок, назначать закупочную комиссию, контрактного управляющего. Закон дает заказчикам больше выбора, чем 44-ФЗ. Они могут определять для себя удобный метод закупки и более оперативно изменять план закупок. Заказчики сами определяют сроки закупок по неконкурентным способам и обосновывают закупки у единственного поставщика [1].
Строгие правила для них действуют только в закупках у малого и среднего бизнеса (МСП); в) электронные торговые площадки для продажи имущества предприятий-банкротов, торги по 127-ФЗ.
Торги по продаже имущества должника банкрота начинаются с момента признания должника банкротом (Арбитражный суд принимает судебный акт), открытия конкурсного производства (назначается финансовый управляющий из Саморегилируемой организации СРО, который также назначает суд), составления реестра кредиторов и выявления имущества (в т.ч. недействительных сделок), принадлежащих должнику для последующей продажи через торги на электронной площадке торгов. Вся информация о ходе проведения торгов по банкротству обязательно публикуется на официальном сайте Единого Федерального Реестра Сведений о Банкротстве (ЕФРСБ).
В рамках данного исследования мы будем анализировать только электронные площадки, на которых реализуется имущество физических и юридических лиц банкротов аккредитованных государством (127-ФЗ), а требования к площадкам определены в Приказе Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495. Перечень ЭТП, которые проанализированы в рамках исследования данной статьи, опубликован на сайте «Единый Федеральный Реестр Сведений о Банкротстве». Общее количество проанализированных электронных торговых площадок в настоящем исследовании равно 61.
После проведённых исследований по перечисленным выше критериям, все шестьдесят одну электронные торговые площадки, опубликованные на сайте Единого Федерального Реестра Сведений о Банкротстве, распределим в итоге по группам:
I. «Ведущие». В эту группу попали торговые площадки, на которых проводится большое количество торгов, имеющие один домен, безопасное соединение, сервер в РФ и малое количество арбитражных дел в качестве «ответчика»: «Новые информационные сервисы» (nistp. «B2B-Center» (b2b-center.ru); «Межрегиональная Электронная Торговая Система» (m-ets.ru); «Аукционный тендерный центр» (atctrade.ru); «Профит» (etp-profit.ru).
II. «Лидеры». Сюда относятся операторы электронных торговых площадок, также с большим объёмом торгов, но с некоторыми отклонениями от требований. Такими как, большое количество сайтов на одном ip: «Альфалот» (alfalot.ru); «Российский аукционный дом» (lot-online.ru); «Центр дистанционных торгов» (cdtrf.ru). И/или имеется большое количество арбитражных дел в качестве «ответчика»: «Сбербанк-АСТ» (utp.sberbank-ast.ru); «ТП «Фабрикант»» (fabrikant.ru).
III. «Специализированные». Операторы электронных торговых площадок, имеющие высокие показатели по всем анализируемым критериям и средним объемом торгов; «Всероссийская Электронная Торговая Площадка» (банкрот.вэтп.рф); «ПТП-Центр» (ptp-center.ru); «RUSSIA OnLine» (rus-on.ru); «ЭТП ELECTRO-TORGI.RU» (electro-torgi.ru); «KARTOTEKA.RU» (etp.kartoteka.ru); «uTender» (utender.ru); «Аукцион-центр» (aukcioncenter.ru); «Систематорг» (sistematorg.com); «ТендерСтандарт» (tenderstandart.ru); «Система Электронных Торгов Имуществом» (seltim.ru); «ПРОМ-Консалтинг» (promkonsalt.ru).
IV. «Последователи» и/или «Начинающие». Характеризуются тем, что занимают определённую нишу в объёме торгов и/или специализируются на конкретных видах торгов, либо только начинают свою деятельность: «Ru-Trade24» (ru-trade24.ru); «Аукционы Сибири» (ausib.ru); «Банкротство РТ» (etp-bankrotstvo.ru); «Сибирская торговая площадка» (sibtoptrade. ru); «Региональная Торговая площадка» (regtorg. com); «UralBidIn» (uralbidin.ru); «АКОСТА info» (akosta.info); «МЕТА-ИНВЕСТ» (meta-invest.ru); «Южная Электронная Торговая Площадка» (torgibankrot.ru).
V. «Остальные». Операторы электронных торговых площадок, которые прекратили свою деятельность (сайты не работают) или объемы торгов минимальны и по другим критериям набирают низкие оценки. Сюда же мы отнесли ЭТП, сайты которых находятся на серверах США или других иностранных государств, либо предоставляют только незащищенное соединение, в т.ч.: «Арбитат» (arbitat.ru); «Открытая торговая площадка» (opentp.ru); «Property Trade» (propertytrade.ru); «Системы ЭЛектронных Торгов» (selt-online. ru); «ТЕНДЕР ГАРАНТ» (tendergarant.com) «Аукционы Дальнего Востока» (torgidv.ru); «Балтийская электронная площадка» (bepspb. ru); «Объединенная Торговая Площадка» (utpl.ru); «Уральская электронная торговая площадка» (etpu.ru); «Электронная площадка Центра реализации» (centerr.ru); «Электронная площадка ЭСП» (el-torg.com); «Регион» (gloriaservice.ru); «Заказ РФ» (eksystems.ru); «ЮГРА» (etpugra.ru) и др. Сначала определим, сколько процентов от общего числа всех анализируемых электронных торговых площадок, т.е. от шестидесяти одной, занимает каждая группа [30, c. 74].
Исходя из общего числа электронных торговых площадок в количестве 61, определили долю каждой группы в общем числе электронных торговых площадок (см. рис. 1.1): «Ведущие» — 13%; «Лидеры» — 8%; «Специализированные» — 17%; «Последователи» и/или «Начинающие» -14%; «Остальные» -48%. Далее, рассчитаем какой процент проводимых торгов приходится на каждую группу (см. рис. 1.2).
Группа «Ведущие» и группа «Лидеры» вместе составляют 21% от общего количества ЭТП представленных на рынке (см. рис. 1) и при этом через них проходит почти половина (50%) всех проводимых торгов (см. рис. 2). А если к ним прибавить группу «Специализированные», то получится, что почти 70% объема торгов имуществом банкротов приходится на первые три группы.
Выявлено, что принадлежность к какой-то определенной СРО, электронной торговой площадки не имеет зависимости, в какую группу попадает ЭТП. Защита соединения и расположение серверов, определило, какие ЭТП не включаются в первые три группы: «Ведущие», «Лидеры» и «Специализированные». Так как данный критерий является критическим при выборе ЭТП потенциальными участниками торгов.
Большое количество сайтов на одном ip не позволило некоторым крупным операторам ЭТП войти в первую группу «Ведущие», таким как «Альфалот» (alfalot.ru); «Российский аукционный дом» (lot-online.ru); «Центр дистанционных торгов» (cdtrf.ru). А значительное количество арбитражных дел в качестве «ответчика» у «Сбербанк-АСТ» (utp. sberbank-ast.ru) и «ТП «Фабрикант»» (fabrikant. ru), косвенно говорит о наличии конфликтных ситуаций между участниками торгов и операторов ЭТП. Но, так как обе эти площадки являются многопрофильными (разделены на торговые секции, на каждой из которых проводятся разные виды торгов), то показатели данного критерия могут быть не совсем объективными [19, c. 87].
К позитивным моментам этих ЭТП можно отнести возможность оплаты задатка на счет торговой площадки. Это является хорошим плюсом, и на многих других площадках такой возможности просто нет. Определено, что при общей доле 38% от числа всех электронных торговых площадок, представленных в исследовании, группы «Ведущие», «Лидеры» и «Специализированные» проводят почти 70% объема торгов имуществом банкротов. В целом можно отметить достаточную конкуренцию в данной отрасли, и что основная часть электронных площадок торгов и аукционов имущества банкротов отвечают критериям участников и Минэкономразвития.
1.2 Специфика проведения конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков
Электронные аукционы для государственных заказов в строительной отрасли могут способствовать более прозрачному и справедливому распределению заказов между предприятиями различного масштаба. Внедрение новых технологических решений, в том числе таких как использование модульных и промышленных методов строительства при производстве земляных и строительно-монтажных работ, может сократить сроки и затраты на строительные работы и повысить конкурентоспособность предприятий.
Кроме того, при этом необходимы изменения в бюрократических процедурах и упрощение процесса получения разрешений и лицензий, чтобы уменьшить административные барьеры и ускорить выход на рынок для предприятий. Важную роль может сыграть также поддержка со стороны государства, включая предоставление льготных условий кредитования, субсидии на научно-технические разработки и инновации, а также программы обучения и поддержки предпринимательства в строительной отрасли [26, c. 80].
Таким образом, для решения задачи выхода на рынок строительных услуг для строительных компаний необходимо внедрение свежих технологических решений, упрощение бюрократических процедур, изменение условий государственных заказов и предоставление поддержки со стороны государства.
Следует отметить, что одной из проблем является недостаток прозрачности при проведении электронных аукционов, что может приводить к несправедливому распределению заказов между участниками. Также существуют случаи, когда заказы на электронных аукционах получают организации, не имеющие достаточного опыта и ресурсов для выполнения работ, что может влиять на качество и сроки выполнения проектов. Еще одной проблемой является недостаток конкуренции в процессе электронных аукционов. Иногда на аукционах участвует небольшое количество компаний, что может ограничивать свободу выбора заказчика и приводить к завышенным ценам за выполнение работ [20, c. 57].
Для решения данных проблем необходимо вводить меры, направленные на повышение прозрачности электронных аукционов, а также на привлечение большего количества квалифицированных участников. Важно также усилить контроль за качеством и сроками выполнения работ, чтобы заказчик имел возможность регулярно оценивать прогресс и вносить коррективы в процессе строительства.
Таким образом, улучшение условий предоставления государственных строительных заказов и повышение качества проектно-сметной документации являются важными задачами для развития строительного сектора в России. Это позволит привлечь больше участников, повысить конкуренцию и обеспечить более качественное и эффективное выполнение проектов.
Применение электронных торговых площадок для размещения государственных заказов имеет ряд преимуществ.
Во-первых, это позволяет сэкономить государственные средства, поскольку конкуренция между подрядчиками способствует снижению цен на выполнение работ.
Во-вторых, уровень бюрократии при размещении заказов через электронные площадки значительно ниже, что ускоряет процесс принятия решений и сокращает время на исполнение заказов.
В-третьих, электронная система позволяет исключить возможность сговора между сторонами, так как все торговые операции записываются и хранятся в электронной форме [27, c. 54].
Однако, существуют и некоторые недостатки в использовании электронных аукционов.
Во-первых, в системе оценки поставщиков основным параметром является цена, что может не всегда отражать качество выполняемых работ или предлагаемых товаров. Это может привести к выбору подрядчиков с низким качеством услуг или товаров.
Во-вторых, существует риск бесчестной конкуренции, когда некоторые поставщики могут предоставлять недостоверные или завышенные предложения, чтобы исключить конкуренцию и получить заказ.
Несмотря на то, что преимущества превышают недостатки, электронные аукционы всё же могут вызывать некоторые проблемы в строительной сфере и в российской экономике в целом. Это может быть связано с несоответствием предложений и требований, неясностью процедур или сложностью в подаче заявок.
Поэтому важно проводить постоянное совершенствование и развитие системы размещения государственных заказов через электронные площадки.
Во-первых, выбор подрядчика только на основе стоимости может привести к отсутствию учета других важных аспектов, таких как опыт работы, репутация, качество предоставляемых услуг. Это может привести к неправильному выбору подрядчика, что в свою очередь может привести к задержкам в сроках выполнения работ, качественные проблемы, дополнительным затратам и неудовлетворенности заказчика [10, c. 50].
Во-вторых, исключительное основание на стоимости может привести к демпингу – продаже товаров или услуг по ценам ниже рыночных, чтобы оставаться конкурентоспособным. Это может создать негативную конкуренцию и нерентабельность для компаний, что в конечном итоге может привести к сокращению качественных подрядчиков на рынке.
Наконец, оценка только на основе стоимости не учитывает потенциальные риски и проблемы, которые могут возникнуть в процессе выполнения работ. Такие аспекты, как надежность подрядчика, отзывы клиентов, сроки выполнения проекта и гарантийные условия, могут играть важную роль при выборе подрядчика и должны быть учтены в процессе оценки.
В целом, при выборе подрядчика важно учитывать не только стоимость, но и другие важные аспекты, которые могут влиять на качество и результаты проекта. Решения, основанные только на стоимости, могут не только привести к нежелательным результатам, но и создать проблемы и потери для заказчика [29, c. 58].
Одним из вариантов реализации предоставленных задач может стать использование бальной системы оценки компаний. Такой подход позволяет более объективно оценить предлагаемые услуги подрядных организаций, учитывая не только цену, но и важные параметры качества работы. Это сокращает риск выбора подрядчика только на основе низкой цены, но низкого качества результатов. Балльная система оценки позволяет учесть все аспекты заказа и определить их относительную важность для клиента.
Например, клиент может придать больший вес опыту и репутации подрядчика, чем стоимости работ. В итоге, подрядчик, который предлагает оптимальное сочетание всех основных критериев, получит наивысший балл в конкурсе. Такой подход также способствует конкуренции между подрядными организациями и стимулирует их к повышению качества предлагаемых услуг. Подрядчики будут стремиться предложить наиболее выгодные условия для клиента, чтобы получить высокую оценку и выиграть конкурс [6, c. 69].
Таким образом, введение балльной системы оценки подрядных организаций поможет улучшить процесс выбора подрядчиков, повысить качество выполнения заказов и обеспечить более справедливую конкуренцию на рынке строительных услуг.
Итак, подводя итоги, возможно отметить ключевые задачи развития строительной сферы в Российской Федерации.
1. Необходимость создания более простой и доступной процедуры входа на рынок строительных услуг для небольших предприятий.
2. Реформирование управленческих процессов в отрасли, снятие управленческих барьеров и повышение эффективности управления проектами.
3. Повышение качества проектно-сметной документации и строительных работ через более строгий контроль со стороны государственных органов и независимых экспертов.
4. Улучшение процедуры государственных заказов, включая порядок проведения электронных аукционов, с целью повышения прозрачности и конкурентоспособности этого процесса [22, c. 69].
Другие меры, которые можно предпринять для решения обозначенных задач в области экономического снабжения государственных и муниципальных договоров включают.
1. Укрепление контроля со стороны государственных и муниципальных органов над исполнением подрядчиками своих обязательств по договорам, включая проверку качества выполненных работ и соответствие сроков исполнения.
2. Установление жестких требований к квалификации подрядчиков и контроль за их соответствием этим требованиям.
3. Ограничение возможности перетекания средств, выделенных для выполнения конкретного государственного или муниципального договора, на другие цели.
4. Усиление ответственности подрядчиков, включая введение механизмов штрафов и компенсаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
5. Повышение прозрачности процедур заключения государственных и муниципальных договоров, включая публикацию информации о них и создание механизмов обжалования решений.
6. Развитие конкуренции на рынке государственных и муниципальных контрактов путем привлечения большего числа потенциальных поставщиков и подрядчиков.
7. Совершенствование системы государственного и муниципального финансирования, включая упрощение процедур выделения и распределения средств на основе объективных критериев и эффективного контроля их использования [31, c. 58].
При этом следует в режиме текущего мониторинга учитывать влияние внешних факторов, определяющих деятельность российской строительной отрасли.
1. Ввод санкционных ограничений, которые привели к увеличению цен на строительные материалы и оборудование, а также сократили поступление иностранных инвестиций в отрасль.
2. Сокращение заказов из-за высокого уровня налогообложения, что также негативно влияет на деятельность строительных компаний.
3. Невысокий уровень платежеспособности населения, что ограничивает спрос на строительные услуги.
4. Изменения в правовой базе, которые могут создавать сложности и неопределенность в организации строительной деятельности.
5. Высокие затраты, связанные с проведением исследований, заключениями и юридическим оформлением сделок на протяжении всего строительного цикла. Кроме того, нерешенные проблемы в отрасли включают также недостаточное количество квалифицированных рабочих и инженеров.
Строительная отрасль по нашим оценкам в настоящее время нуждается в 5-7 миллионах работников различных категорий.
Однако при этом надо учитывать, что в данный момент присутствует:
— отставание в профессиональных компетенциях и запросах строительных фирм, особенно при внедрении новых технологий;
— сложность выхода на рынок для строительных компаний, вызванная высокой длительностью капитального ремонта, высокими производственными расходами и неблагоприятными условиями государственных закупок;
— низкое качество проектов, вызванное недостаточной квалификацией специалистов-проектировщиков и инженеров-оценщиков, а также недостаточным наполнением проектной документации [15, c. 69].
Таким образом, для преодоления данных проблем предлагается улучшать прежде всего квалификацию специалистов, обеспечивать более эффективное регулирование в строительной сфере, создавать более благоприятные условия для предприятий строительной отрасли и увеличивать наблюдение за разработкой проектов со стороны заказчиков. Это тем более актуально, в условиях, когда правительство Российской Федерации определило строительную отрасль как приоритетную для индустриального развития страны в целом до 2030 года.
1.3 Нормативно-правовое регулирование конкурсов и торгов для субподрядных организаций и поставщиков
Особенностью складывающихся при осуществлении электронной торговли правоотношений является их сложная структура. В электронную торговлю вовлечены специфические технологии, обслуживанием которых занимаются специалисты информационно-коммуникационной сферы. В результате юридически значимых действий, совершаемых с применением этих технологий, заключаются различного рода договоры между физическими, юридическими лицами, публично-правовыми образованиями.
В.А. Белов выдвигает идею о том, что подход к праву должен быть построен по принципу «от жизни к норме, а не от нормы к жизни». В связи с этим представляется затруднительным анализ электронной торговли, исключительно основываясь на нормы права [14, c. 63].
Представляется целесообразным изучать фактические, реально складывающиеся отношения в указанной области, выявляя юридически значимые элементы, и уже на основе этого формулировать единообразный понятийный и терминологический аппарат.
Попытка дать легальное определение электронной торговли и смежным с ней явлениям была предпринята в начале 2000-х гг. Был разработан проект федерального закона № 11081-3 «Об электронной торговле», который содержал определение ее.
«Электронная торговля – это заключение путем обмена электронными документами сделок, предусмотренных ГК РФ, но не ограничиваясь ими, в частности: купля-продажа, поставка, оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности» [20, c. 62].
Тем не менее законопроект содержал множество замечаний и требовал поправок, в связи с чем был отклонён. На сегодняшний день многие вопросы электронной торговли так и остаются не урегулированными законодательно. Сегодня также нет легального определения торгов в электронной форме, которое учитывало бы их «цифровые» особенности.
В ст. 59 федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» до 1 января 2022 г. было закреплено определение электронного аукциона, под которым понимался «аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором».
На сегодняшний день статья утратила силу. В учебной литературе неоднократно предпринимались попытки дать определение понятию «электронные торги». Так, по мнению одних авторов «торги – это конкурентная форма отбора предложений для заключения договора, в том числе на поставку товаров (работ, услуг), доступа к ограниченному ресурсу, предоставления права осуществления деятельности в определенной сфере по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки, на принципах состязательности, справедливости и эффективности» [23, c. 61].
По мнению других, торги «представляют собой сложный юридический состав, включающий в себя ряд сделок и иных юридически значимых действий».
В большинстве своем торги представляются формой заключения договора, совершения сделки, но при этом не учитываются особенности электронных торгов как комплексного института в различных сферах их применения.
Современное российское законодательство предусматривает обязательное проведение торгов в ряде случаев, например: приватизация, право получения лицензий на отдельные виды деятельности, право заключения договоров на комплексное развитие территорий, случаи закупок для государственных и муниципальных нужд. Как видно, проведение торгов не то же самое, что и отчуждение имущества, поскольку цель может быть как переход права собственности, так и получение права на заключение договора [12, c. 55].
В последнем случае победителем будет выступать не тот, кто предложил наиболее высокую цену, а тот, кто предложил наиболее выгодные условия по договору, а в случае размещения процедуры электронных торгов на закупку товаров, работ и услуг – участник, предложивший самую низкую стоимость объекта закупки.
Согласно ст. 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно абзацу первому п. 6 ст. 448 ГК РФ, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. При этом в законодательстве отсутствует запрет на проведение торгов для определения контрагента и некоторых условий договора (например, о цене), т. е. торгов на право заключения договора.
Следовательно, положение абзаца первого п. 6 ст. 448 ГК РФ о том, что подписанный сторонами протокол о результатах торгов имеет силу договора, означает, что в зависимости от формы торгов (как способа заключения договора или как способа определения контрагента) по результатам торгов стороны заключают либо основной договор, либо предварительный договор.
Из вышеизложенной позиции, сложившейся в судебной практике, можно говорить о том, что торги есть способ заключения договора. Данной позиции также придерживается Л.А. Новоселова, которая указывает на то, что сами по себе торги не порождают отчуждение имущества, необходим договор купли-продажи, который является самостоятельным действием (сделкой) даже при оформлении итогов торгов и договора одним документом (протоколом).
Так, можно говорить о том, что договор (сделка) является результатом торгов как средства его достижения. Из вышеизложенных доводов представляется возможным сформулировать понятие «торги в электронной форме» как способ заключения договора путем совершения последовательности юридически значимых действий с применением цифровых информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающий конкуренцию [8, c. 57].
Торги в электронной форме по степени регламентации можно разделить на две группы: обязательные в силу закона и так называемые «инициативные», т. е. порядок и процедура проведения которых определяется организатором торгов самостоятельно (закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц). В свою очередь обязательные в силу закона электронные торги возможно классифицировать по цели их осуществления: на торги по реализации имущества – торги идут на повышение цены в отношении объекта закупки и по его приобретению – наоборот, на понижение цены.
К видам электронных торгов по приобретению имущества относятся:
а) электронные торги в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При осуществлении таких закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Конкурентными способами являются конкурсы (открытый и закрытый конкурсы в электронной форме), аукционы (открытый и закрытый аукционы в электронной форме), запрос котировок в электронной форме [16, c. 52];
б) электронные торги, проводимые отдельными видами юридических лиц – «государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам».
К видам электронных торгов по реализации имущества относятся:
а) электронные торги по реализации имущества неплатежеспособных субъектов в сфере исполнительного производства – реализация имущества должника в целях удовлетворения требований кредитора;
б) электронные торги, проводимые при процедуре банкротства, – реализация имущества должника [23, c. 69].
В юридической литературе и гражданском законодательстве РФ мы можем отметить выделение таких форм торгов как аукцион и конкурс. Так в гражданском кодексе РФ в ст. 447 установлено заключение договора на торгах. В настоящее время по нынешнему законодательству договор может быть заключён путём проведения торгов. договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Далее ст. 448 ГК РФ посвящена организации и порядку проведения торгов. В данной статье говорится о том, что аукциона и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Участниками открытого аукциона могут быть любые лица, желающие принять участие в нем, а закрытые аукционы предполагают участие только лишь приглашённых лиц. Для более подробного изучения темы торгов, необходимо рассмотреть также публичные торги. В ст. 449.1 ГК РФ даётся определение публичных торгов.
Под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства. Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, a также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях установленных законом [19, c. 58].
В свою очередь, различают конкурс в виде тендера, и все большую популярность приобретают электронные торги. В законодательстве республики Казахстан предусматриваются торги через товарные биржи (ст. 12 Закона РК «О государственных закупках»).
Гражданское законодательство республики Казахстан, выделяя такую форму торгов как тендер, определяет что при конкурсных торгах в форме тендера его инициатор (организатор) обязуется на основе предложенных им исходных условий заключить договор (в качестве продавца, покупателя, заказчика, подрядчика, арендодателя, арендатора и т.п.) с тем из участников тендера, кто предложит лучшие условия для инициатора договора. Термин «тендер» в переводе с английского tender – предложение.
Соответственно, в законодательстве республики Казахстан тендер отождествляется с конкурсом. Избрание той или иной формы торгов определяется самим собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Во французском гражданском 32 кодексе об аукционе упоминается как о случае перехода права собственности посредством аукциона, в порядке обращения взыскания на имущество.
Например, в ГК республики Беларусь, в ст. 417, регламентируется порядок и способы проведения аукционов. Таким образом, аукционы отнесены к главе 28 ГК республики Беларусь «Заключение договора». Извещение о проведении торгов и, в частности, проведения аукциона, рассматривается и учеными, и практикующими правоведами с двух позиций. Оно квалифицируется как публичная оферта, т.е. предложение вступить в договор, обращённое к неопределённому кругу лиц, либо как односторонняя сделка организатора торгов [32, c. 6].
Таким образом, ряд учёных подразумевают извещение о проведении торгов в качестве оферты и отождествлении ее с заключением определённого договора на проведение торгов.
Одно из преимуществ конкурса, которое отличает его от аукциона — редкость демпинга или намеренного занижения цены. Правила подачи окончательного предложения в конкурсе исключают длительные торги, где участники могли бы постоянно предлагать цену меньшую, чем у конкурентов.
Кроме того, в конкурсе реже встречаются недобросовестные участники по сравнению с другими видами закупок. Поскольку требования к квалификации поставщиков и составу заявки отсеивают такие фирмы. Минус конкурса — высокий порог входа для поставщиков – новичков, Фирмам без опыта редко удаётся выдержать конкуренцию с более опытными участниками.
Исходя из выводов по мнениям ученых, мы можем привести преимущества и недостатки аукциона, ссылаясь на Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Мы можем сгруппировать все выводы по данной статье, а именно отсутствие выбора поставщика, по балльному принципу исходя из его опыта, квалификации, цены, предложения и других критериев упрощает победу в аукционе. Поставщику для победы понадобится правильно подготовить заявку и предложить низкую цену в ходе торгов. Исключение — торги с ценой больше 20 млн руб. с января 2022 года заказчики проводят такие крупные тендеры только для поставщиков с опытом. Частая проблема электронных аукционов — демпинг и недобросовестные поставщики. Некоторые фирмы участвуют в торгах номинально, чтобы сбить с толку реальных участников и привести к победе определённую компанию. Новые поставщики иногда в азарте занижают цены, а потом понимают, что не в состоянии выполнить условия сделки. Вывод всей работы заключается в том, что одержать победу в аукционе сможет даже компания без большого опыта работы с госзаказом [14, c. 58].
Главное — внимательно изучить требования заказчика, верно подготовить заявку и не идти на поводу у других участников в ходе торгов. Конкурс — тендер для более опытных компаний, которые получат дополнительные баллы за их квалификацию, опыт или деловую репутацию.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о необходимости глубокого исследования фактически складывающихся отношений в сфере торгов в электронной форме с целью эффективного законодательного регулирования в этой сфере, поскольку технологии, без которых существование электронных торгов в принципе невозможно, такие как технологии электронной подписи и криптографии, цифровой идентификации и аутентификации, платёжные технологии, блокчейн и т. п, характеризуются наличием в указанной области соответствующих проблем и неоднозначных положений.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф