Меню Услуги

Особенности художественной прозы Мамина-Сибиряка


Страницы:   1   2   3   4


Содержание

  • Введение
  • Глоссарий
  • Глава 1. Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка в историко-литературном контексте.
  • 1.1. Жизненный и творческий путь Д.Н. Мамина-Сибиряка
  • 1.2. Реалистическая проза Д.Н. Мамина-Сибиряка
  • 1.3. Историко-культурная ситуация прошлого порубежья и развитие детской литературы
  • Глава 2. Художественный мир прозы для детей Д.Н. Мамина-Сибиряка
  • 2.1. Своеобразие сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка
  • 2.2. Проблематика творчества Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей
  • 2.3. Тема обездоленного детства в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка
  • Глава 3. Художественный мир книги Д.Н. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки»
  • 3.1. История создания цикла
  • 3.2. Проблематика и система образов
  • Заключение
  • Методическая часть
  • Библиографический список

 

Введение

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что «ребенок – самый лучший читатель». Для детей им написаны рассказы и сказки: «Емеля-охотник, «Зимовье на Студеной», «Серая Шейка», «Вертел», «Богач и Еремка», «Аленушкины сказки» и другие. У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное, отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни.

Анализируя произведения по теме работы – «Особенности художественного мира прозы Д.Н. Мамина-Сибиряка» — отмечу, что всем своим творчеством автор стремился побудить в детской душе нравственные чувства: сочувствие, милосердие, научить делать выбор между «правильно» и «неправильно», привить любовь к родному краю, добиться, чтобы читатели становились его защитниками. Также Мамин хотел показать своим читателям Урал своего времени, с его особенной красотой, неисчислимыми богатствами, вложил в свои произведения любовь к обездоленному люду, преклонение перед его мудростью и творческими силами. Творческое наследие Д.Н. Мамина-Сибиряка ценно не только своей идейной содержательностью, но и богатством лексики. Его произведения не только воспитывают нравственные качества в душе ребенка, но и обогащают словарный запас, доставляют эстетическое удовольствием при чтении.

Актуальность темы определяется тем, что в современной школе таким величайшим детским писателям, как Мамин-Сибиряк, уделяется совсем мало внимания, изучают лишь пару его произведений, но ведь его творчество не ограничено двумя сказками, оно намного обширнее и интереснее. Более актуален Мамин-Сибиряк должен быть в уральских школах – ведь это наш земляк, а многие об этом даже и не знают. Темы, которые он затрагивает, актуальны и в наше время: даже сейчас, в цивилизованном обществе, много детей, которые оставлены на произвол судьбы и вынуждены сами себе добывать средства для существования, им не оказывается никакая помощь; мир так же делится на богатых и бедных; люди не ценят окружающий мир, природу, не умеют к ней бережно относиться; у многих из нас, тем более у школьников, нет чувства Родины, они не ценят то место, где родились, где растут и живут.

Сущность проблемы. Проблема исследования заключается в выявлении общечеловеческих проблем и ценностей в трактовке  произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Объектом изучения в работе выступает художественный мир произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Предметом исследования являются традиции и новаторство, язык и стиль писателя.

Цель работы – охарактеризовать и проанализировать самые выдающиеся произведения для детей Д.Н. Мамина-Сибиряка, выявить, в чем заключается ценность этих произведений. Для достижения цели работы необходимо решить ряд исследовательских задач:

  1. охарактеризовать мир прозы Д.Н. Мамина-Сибиряка; выявить значимость имени Мамина-Сибиряка в историко-литературном контексте;
  2. проследить специфику жанра сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей, традиции и новаторство писателя;
  3. выявить основные проблемы, затрагиваемые писателем в его творчестве, и проследить, как они раскрываются на примере конкретных текстов.

Гипотеза исследования состоит в том, что мастерство Мамина-Сибиряка построено на решении сложнейшей задачи – в предельно лаконичной форме дать представление о законах человеческого бытия.

Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, методической части и библиографического списка.

Чтобы добиться цели и полнее раскрыть тему данной работы – «Особенности художественной прозы Д.Н. Мамина – Сибиряка» — был проведен обзор научной литературы по данному вопросу. Наиболее интересными показались работы И.А. Дергачева («Д.Н. Мамин-Сибиряк. Личность и творчество», «Д.Н. Мамин-Сибиряк в литературном процессе 1870-1890-х гг.»), исследователь достаточно полно повествует о личности писателя, о его творческом пути, о роли Мамина-Сибиряка в детском чтении. Также интересна работа под названием «Модификация художетсвенных форм в литературном процессе: Д.Н. Мамин-Сибиряк – художник» под редакцией Щенникова, Дергачева, Ковалева, Лотмана: здесь говорится о художественном богатстве произведений Мамина-Сибиряка. Отметим также работу Удинцева и Боголюбова «Певец Урала. Д.Н. Мамин-Сибиряк». Данная работа ведет к разгадке многих произведений писателя, помогает понять их сущность. Учебник по детской литературе Арзамасцевой. Интересна книга «Д.Н. Мамин-Сибиряк в воспоминаниях современников», работа А.Груздева «Д.Н. Мамина-Сибиряк. Критико-биографический очерк», учебник Бабушкиной А.П. «История русской детской литературы».

 

Глоссарий

Сказка — преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора, включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.

Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев. Главные особенности литературной сказки — она имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Рассказ – это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Циклизация (от греч. kýklos — круг, колесо) — объединение ряда произведений на основе идейно-тематического сходства, общности жанра, места или времени действий, персонажей, формы повествования, стиля. Результатом такого объединения является цикл.

 

 

Глава 1. Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка в историко-литературном контексте

1.1. Жизненный и творческий путь Д.Н. Мамина-Сибиряка

К числу выдающихся региональных писателей России последней трети XIX и начала ХХ столетия относится Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, творчество которого было посвящено Уралу. В ноябре 2015 года исполнится 163 года со дня рождения и 103 года со дня смерти Д.Н. Мамина-Сибиряка. Писатель родился 6 (н.ст.) ноября 1852г., а умер 14 (н.ст.) ноября 1912 г.

Его детство прошло в поселке при Васимо-Шайтанском заводе в Нижне-Тагильском заводском округе. Это был один из многих старинных заводов Среднего Урала, принадлежавших промышленной династии Демидовых. Тема малой родины стала центральной в творчестве писателя, а Урал оценил Мамина. А.П. Чехов писал, что на Урале и в Сибири Мамина читают больше, чем Льва Толстого, а А.М. Горький отмечал, как жадно читают Мамина в Москве. В дальнейшем книги Мамина-Сибиряка были переведены на большинство языков народов бывшего СССР, а также на многие языки народов мира и продолжали вызывать большой читательский интерес.

Читающий мир увидел Урал глазами писателя, его произведения формировали образ Урала у его жителей и вне его. «До Мамина, — писал в 1913 г. известный уральский литературовед В.П. Чекин, — жизнь современного Урала и его недавнего прошлого рисовалась для десятков миллионов, населяющих центр, юг, запад и север России, чем-то далеким, чуждым, полусказочным. Суровую родину железа, золота и самоцветов знали немногим лучше, чем Индокитай, Южную Америку, Центральную Африку». Литературное наследие писателя можно широко использовать и в наше время при составлении страноведческой характеристики Урала.

Д.Н. Мамин-Сибиряк получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище (1866-1868 гг.) и в Пермской духовной семинарии (до 1872 года, полный курс не окончил).

С 1860 по 1864 год Мамин учился в Висимской поселковой начальной школе для детей рабочих, помещавшейся в большой избе. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец отвез его и старшего брата Николая в Екатеринбург и отдал в духовное училище. Правда, дикие бурсацкие нравы так подействовали на впечатлительного ребенка, что он заболел, и отец забрал его из училища. С большой радостью вернулся Митя домой и в течение двух лет чувствовал себя совершенно счастливым: чтение чередовалось со скитаниями по горам, ночевкам в лесу и домах приисковых рабочих.

По окончании бурсы в 1868 году Мамин-Сибиряк поступил в Пермскую семинарию – духовное заведение, дававшее среднее образование. Стремясь получить знания, чтобы приносить пользу народу, Мамин «ушел из семинарии после 4-го класса, не окончив ее: он больше не хотел быть священником. Но именно к пребыванию в Пермской духовной семинарии относятся его первые творческие попытки» [14; с.52].

В 1872 году Мамин поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. С 1874  для заработка писал для газет отчеты о заседаниях научных обществ. В 1876 года, не окончив академии, перешел на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужденно оставил университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался плеврит).

Он был увлечен бурным общественным движением 1870-х годов, посещал революционные студенческие кружки, читал произведения Маркса, участвовал в политических спорах. Но для себя выбрал другую дорогу – писательский труд.

В 1875 году в газетах «Русский мир» и «Новости» он начал репортерскую работу, давшую, по его словам, знание «подноготной» жизни, «умение распознавать людей и страсть окунаться в гущу повседневности». Студент Мамин серьезно учился, много читал, слушал лекции, посещал музеи. Но, решив стать писателем, он осенью 1876 года, не окончив курс Медико-хирургической академии, переходит на юридический факультет Петербургского университета, считая, что ему необходимо изучить общественные науки, которые помогут лучше разобраться в окружающей жизни.

И на этот раз Мамину не удалось довести учебу до конца. На юридическом факультете он проучился около года. «Чрезмерная работа, плохое питание, отсутствие отдыха надломили молодой организм. У него началась чахотка (туберкулез). К тому же, из-за материальных трудностей и болезни отца, Мамин не смог осуществить оплату за обучение и вскоре был исключен из университета» [14; с.61]. Весной 1877 года писатель уехал из Петербурга. Всем сердцем потянулся юноша на Урал. Там он вылечился от болезни и нашел силы для новых трудов.

Летом 1877 года вернулся на Урал к родителям. В следующем году умер его отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Дмитрия. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, он переехал в крупный культурный центр – Екатеринбург, где женился на Марии Якимовне Алексеевой, ставшей для него не только женой и другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы будущий писатель совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.

С начала 1880-х занимался литературным трудом, неоднократно выезжал в Санкт-Петербург.

В 1890 году развелся с первой женой, женился на артистке Екатеринбургского драматического театра Марии Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через год Абрамова умерла при родах, оставив больную хореей дочь Аленушку (Елену) на руках потрясенного этой смертью отца. Своей дочери Аленушке Дмитрий Наркисович цикл своих произведений для детей, который он так и назвал «Аленушкины сказки». Не без труда добился писатель прав на отцовство, и в итоге Елена Дмитриевна Мамина была признана законной дочерью Мамина-Сибиряка. Она прожила недолгую  жизнь, так же как и мать: в 1914 году она скончалась от туберкулеза.

В литературу Мамин-Сибиряк вошел серией путевых очерков «От Урала до Москвы» (1881-1882 гг.), опубликованных в московской газете «Русские ведомости». Затем в журнале «Дело» вышли его очерки «В камнях», рассказы «На рубеже Азии», «В худых душах» и другие. Многие были подписаны псевдонимом «Д.Сибиряк» [6; с.119].

В начале 1880-х годов в журналах Петербурга и Москвы стали печататься рассказы, очерки и повести до сих пор никому не известного писателя Д.Сибиряка. Вскоре, в 1882 году, вышел первый сборник путевых очерков «От Урала до Москвы» («Уральские рассказы»). Очерки были опубликованы в московской газете «Русские ведомости», а затем в журнале «Дело» вышли его очерки «В камнях», рассказы «На рубеже Азии», «В худых душах». Героями рассказов были фабричные рабочие, уральские старатели, чусовские бурлаки, в очерках оживала уральская природа. Эти произведения привлекли к себе читателей. Сборник быстро раскупили. Так входил в литературу писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк. Его произведения стали ближе к требованиям демократического журнала «Отечественные записки», и Салтыков-Щедрин охотно печатал их.

Первым крупным произведением писателя был роман «Приваловские миллионы» (1883 г.), который на протяжении года печатался в журнале «Дело» и имел большой успех. В 1884 году в журнале «Отечественные записки» появился роман «Горное гнездо», закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста.

Продолжительные выезды в столицу (1881-1882, 1885-1886 гг.) упрочили литературные связи писателя. Он познакомился с В.Г. Короленко, Н.Н. Златовратским, В.А. Гольцевым и другими писателями. В эти годы Мамин-Сибиряк писал и печатал много небольших рассказов и очерков.

В 1882 году начинается второй период литературной деятельности Мамина. Его уральские рассказы и очерки регулярно появляются в «Устоях», «Деле», «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Отечественных записках». В этих рассказах «чувствуется самобытный изобразитель жизни и нравов Урала, вольный художник, умеющий дать понятие о гигантском человеческом труде, изобразить всякие контрасты. С одной стороны, дивная природа, величественная, полная гармонии, с другой – неурядица людская, тяжелая борьба за существование. Присоединив к своему имени псевдоним, писатель быстро приобрел популярность, и подпись Мамин-Сибиряк осталась за ним навсегда» [6; с.124].

Первым крупным произведением писателя был роман «Приваловские миллионы» (1883 г.). Этот роман, начатый еще в 1872 году, — самый популярный из его сочинений в наши дни, был совсем не замечен критикой в момент его появления. В 1972 году на Свердловской киностудии был снят художественный фильм по этому роману.

Яркие эпизоды быта, раскольничьи предания, картины нравов «общества», образы чиновников, адвокатов, золотопромышленников, разночинцев, рельефность и точность письма, изобилующего народными поговорками и пословицами, достоверность в воспроизведении различных сторон уральского быта сделали это произведение, наряду с другими «уральскими» романами Мамина-Сибиряка, масштабной реалистической эпопеей, впечатляющим образцом отечественной социально-аналитической прозы.

С годами Мамина все больше занимают процессы народной жизни, он тяготеет к романам, в которых главным действующим лицом оказывается не исключительный человек, а целая трудовая среда.

Подолгу работал писатель над каждым произведением, собирая огромный исторический и современный материал. Красочным языком, мажорной тональностью отличаются исторические повести Мамина-Сибиряка «Братья Гордеевы» (1891; о демидовских крепостных, обучавшихся во Франции) и «Охотничьи брови» (1892; о восстании Уральского заводского населения в эпоху Пугачева), а также легенды из быта башкир, казахов, киргизов («Лебедь Хантыгал», «Майя» и др.).

Последние крупные произведения писателя – романы «Черты из жизни Пепко» (1894), «Падающие звезды» (1899) и рассказ «Мумма» (1907).

Одна из лучших книг Мамина-Сибиряка – автобиографический роман-воспоминание о петербургской юности «Черты из жизни Пепко» (1894г.), в котором рассказывается о первых шагах Мамина в литературе, о приступах острой нужды и моментах глухого отчаяния. Роман ярко обозначил миросозерцание писателя, догмы его веры, взгляды, идеи, которые легли в основу лучших его произведений: глубокий альтруизм, отвращение к грубой силе, любовь в жизни и, вместе с тем, тоска о ее несовершенствах, о «море печали и слез», где столько ужасов, жестокостей, неправды. «Неужели можно удовлетвориться одной своей жизнью. Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец – вот где жизнь и настоящее счастье!» — говорит Мамин в «Чертах из жизни Пепко» [9; с.21].

В своих романах и рассказах писатель изображал жизнь Урала и Сибири в пореформенные годы, капитализацию России и связанную с этим процессом ломку общественного сознания, норм права и морали.

1.2. Реалистическая проза Д.Н. Мамина-Сибиряка

На склоне лет, размышляя о своем месте в русской литературе, Д.Н. Мамин-Сибиряк ставил себе в заслугу, что он показал читателю Урал своего времени, с его особенной красотой, неисчислимыми богатствами, вложил в свои произведения любовь к обездоленному люду, преклонение перед его мудростью и творческими силами.

Современники писателя отдавали должное его яркому своеобразному дарованию. А. Чехов отмечал, что герои рассказов Мамина-Сибиряка — это сильные, цепкие, устойчивые люди, а слова у него — живые, настоящие, услышанные в народе, а не вычитанные из словарей, как это случается у иных литераторов.

М. Горький признавал, что книги Мамина-Сибиряка помогли ему глубже полюбить русский народ и русский язык. С. Елпатьевский, врач и писатель, близкий Чехову, лечивший Толстого, писал, что Мамин-Сибиряк выявил то новое, что забрезжило на Урале после отмены крепостного права и появления капитализма, — духовную и бытовую эволюцию, пережитую Уралом вместе со всей Россией, возникновение новых типов и нового уклада жизни.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В книге «Развитие капитализма в России» В.И. Ленин писал о Мамине-Сибиряке: «В произведениях этого писателя рельефно выступает особый быт Урала, близкий к дореформенному, с бесправием, темнотой и приниженностью привязанного к заводам населения, с «добросовестным ребяческим развратом» «господ», с отсутствием того среднего слоя людей (разночинцев, интеллигенции), который так характерен для капиталистического развития всех стран, не исключая и России».

Газета «Правда» 3 ноября 1912 года, отдавая дань уважения скончавшемуся писателю, высоко оценивала его литературное наследие: «Умер талантливый, сердечный писатель, под пером которого оживали страницы прошлого». И далее, противопоставляя реалистическое направление творчества Мамина-Сибиряка главенствовавшему в ту пору модернистскому, продолжала: «Нарождается новый читатель и новый критик, которые с уважением поставят твое имя на то место, которое ты заслужил в истории русской общественности».

Таким образом, передовая мысль того времени уже тогда высоко оценивала творчество Мамина-Сибиряка и верно определила его место в литературе и идеологии.

Роман «Приваловские миллионы» впервые был опубликован в 1883 году в демократическом журнале «Дело». На создание романа «Приваловские миллионы» у автора ушло почти десять лет. Сохранилось пять рукописных вариантов этого произведения. Работа над ними шла не только в поисках художественной выразительности, но, пожалуй, главное, в выявлении сущности сложного замысла, сюжета, поиска художественных решений проблем, волновавших писателя. Менялись соответственно этапам работы и названия: «Семья Бахаревых», «Каменный пояс» (два варианта), «Сергей Привалов» и, наконец, последнее – «Приваловские миллионы». Сергей Привалов то являлся просто состоятельным человеком, то даже агентом английской фирмы по перепродаже русского хлеба за границу. Лишь в окончательной редакции он стал потомственным наследником Шатровских заводов, последним представителем некогда очень известной на Урале семьи промышленников Приваловых.

Поразительны глубина и художественная сила, с которыми изображается в романе победное шествие капитализма, буржуазные взаимоотношения, исключающие какие-либо нравственные нормы. Мамин-Сибиряк с самых первых шагов в литературе как бы поставил перед собой задачу показать Россию в ее движении по капиталистическому пути. Он сделал это первым. В этом его особая заслуга.

Сюжетной пружиной романа являются наследственные миллионы Сергея Привалова. Получит он их или потеряет право на распоряжение Шатровскими заводами, которые способны при разумном ведении дела давать огромные доходы? Вокруг золотого блеска этого наследства и разгораются все страсти. Завязываются сложные интриги не только вокруг Привалова, но и между опекунами, ведущими закулисную борьбу друг с другом.

Наследство — это тот рентгеновский луч, который выявляет сущность главных персонажей романа. В чьи руки оно попадет? Кто и как им распорядится: во зло или на доброе дело? Опекуны Шатровских заводов –  Половодов и Ляховский – уже достаточно основательно погревшие на этом руки, думают только о деньгах, которые при удаче потекут в их карманы. Наследника же — Сергея Привалова — заводы и прибыли сами по себе не интересуют. Доходы ему нужны как средство для выплаты «исторического долга» народу и отчизне.

Сергея Привалова — сына своего века, получившего в Петербурге университетское образование, тоже коснулись эти веяния. Свой долг наследника богатств, созданных бесчеловечной эксплуатацией крепостных заводчан на неправедно отнятой у башкир земле, он видит в возмещении народу долга. «Чтобы не обидеть тех и других, — конкретизирует свою программу Привалов, — я должен отлично поставить заводы и тогда постепенно расплатиться со своими историческими кредиторами. В какой форме устроится все это — я еще теперь не могу вам сказать, но только скажу одно, — именно, что ни одной копейки не возьму лично себе…» Привалов, до решения крайне запутанного дела об освобождении от опеки заводов, начинает осуществлять строительство мельницы, намереваясь путем разумных отношений избавить крестьян, продающих по дешевке хлеб, от спекулянтов и торгашей, помочь им крепко встать на ноги, приобрести независимость. В намерении взять на себя заводское дело, чтобы прибыль шла не заводовладельцу, а заводским рабочим и настоящим хозяевам земли — башкирам, явственно сказывается влияние романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Сказывается также и глубокое, благородное убеждение русских интеллигентов, всегда являвшихся интернационалистами, бескорыстно служить народу, отдавать свою энергию, знания, опыт делу развития «малых» народностей России.

В «Приваловских миллионах» молодая жизнь с новыми взглядами, мироощущением врывается в старинную раскольничью семью золотопромышленника Василия Бахарева. Глава дома — фигура для Урала примечательная. Он из породы тех талантливых русских самородков из низов, которые осваивали природные богатства, поднимали уральскую и сибирскую промышленность. Конечно, уж без всякой жалости и пощады к тем, кто вкладывал свой труд, потом и кровью создавая богатства хозяевам. Бахарев чутьем понимает новизну времени, могучую силу образования, которое он дает своим детям. Однако, втянувшись в новую среду, встречаясь с новыми людьми, он все же не может понять старшего сына Константина, в котором хотел бы видеть продолжателя своего дела. Константин Бахарев считает для себя позорным встать в ряды золотопромышленников. В то же время он целиком отдается совершенствованию заводского дела, видя в крупной промышленности ту силу, которая может помочь решить многие социальные проблемы.

Константин Бахарев, как Привалов, Окоемов и в конечном итоге сам Мамин-Сибиряк, будучи прекрасными, благородными людьми, наивно верили в то, что им удастся, рано или поздно, пробудить совесть у буржуазии, повернуть ее с пути безудержной наживы на путь бескорыстного служения народу, России.

Сестра Константина Бахарева и его единомышленница Надежда прямо говорит Привалову: «Мы живем паразитами, и от нашего богатства пахнет кровью тысяч бедняков… Согласитесь, что одно сознание такой истины в состоянии отравить жизнь…» Под влиянием брата она вникает в заводское дело, знакомится с людьми, связанными с ним, проникается чувством уважения к рабочим. «Что-то такое хорошее, новое, сильное чувствуется всякий раз, когда смотришь на заводское производство, — делится она с Приваловым. — Ведь это новая сила в полном смысле слова…»

Исследователи творчества Мамина-Сибиряка и его романа справедливо ставят образ Надежды Бахаревой в ряд с именами таких героинь русских романов, как Татьяна у Пушкина, Елена у Тургенева, Наташа у Толстого. К ним можно добавить героинь поэмы Некрасова «Русские женщины». Нас пленяет чистота и ясность этих женщин, их верность долгу, готовность к самопожертвованию, ярко выраженный национальный характер, коренная, глубинная принадлежность к своему народу, нерасторжимая духовная связь с ним. В образе Надежды Бахаревой Мамин-Сибиряк нашел свои отличительные краски и оттенки. Она та русская женщина, которая уже осознала всю тяжесть положения своего народа, готовая даже малыми своими силами прийти к нему на помощь. Не бесплодное сострадание, не сентиментальность руководят ею, а трезвое осознание необходимости отдачи обездоленным своего труда. Только тогда у нее утихнет гнетущее ощущение паразитизма жизни за счет других. Это также отличительная черта русской интеллигенции — неприемлемость паразитизма. Характер Надежды выделяется самоцветным сиянием драгоценных камней, особенно в сравнении с ложным блеском ее сверстниц, спекулирующих молодостью и женственностью.

Надежду Бахареву тяготит та среда, в которой она вынуждена вращаться. Она последовательна в своих поступках и действиях. Решительно порывает с семьей, хотя в ней и сильно чувство дочерней любви к родителям. Труд учительницы не только дает ей самостоятельность, но и отвечает потребности принести хоть малую пользу народу. Больше того, отважно и открыто соединяется она в гражданском браке с любимым человеком. В этом поступке она видит один из элементов раскрепощения женщины. Не страшит ее и то, что у нее будет незаконнорожденный по понятию близкой ей косной среды ребенок.

Мир новых людей в романе резко противопоставлен другому — миру «козырных тузов». Жалкой игрушкой в руках этих дельцов становится Сергей Привалов.

Стремление писателя к социальной и художественной правде способствовало созданию убедительных и страшных картин мира буржуазии. Великолепно написаны сцены знаменитой Ирбитской ярмарки. Во весь размах действуют тут представители купеческого, промышленного и банковского капиталов «Глядя на эти довольные лица, — пишет Мамин-Сибиряк, — которые служили характерной вывеской крепко сколоченных и хорошо прилаженных к выгодному делу капиталов, кажется, ни на мгновение нельзя было сомневаться в том, «…кому живется весело, вольготно на Руси…» Эта страшная сила клокотала и бурлила здесь, как вода в паровом котле: вот-вот она вырвется струей горячего пара и начнет ворочать миллионами колес, валов, шестерен и тысячами тысяч мудреных приводов».


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!