Меню Услуги

Психологическая готовность к школьному обучению и её формирование в дошкольных учреждениях (на примере МБДОУ «Детский сад № 247»)». Часть 3.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста (на примере МБДОУ «Детский сад № 247»)

2.1. Программа исследования: цель; задачи; объект; предмет; гипотезы и методы исследования

 

В плане исследования психологической готовности к школьному обучению, полезными могут оказаться психологические методики. В рамках психологического подхода к диагностике школьной зрелости отчетливо выделяется два основных направления:

— первое предусматривает использование психодиагностических методов определения уровня школьной зрелости;

— второе предполагает определение школьной зрелости через диагностику уровня развития психических процессов ребенка.

Диагностический комплекс:

Оценка интеллектуального компонента школьной зрелости.

Ориентация в окружающей среде, запас знаний.

Данные выявляются в беседе с ребенком, в процессе которой определяется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире. Беседа строится в спокойном, доверительном тоне. Для успешного проведения обследования и получения достоверных результатов важно в ходе беседы установить контакт с ребенком, завоевать его доверие. В случае если ребенок затрудняется, необходимо подбодрить его, не следует также выражать недовольство или ругать ребенка за неправильный ответ.

Следующий этап исследования связан с определение социальной и эмоциональной зрелости ребенка. Она может носить качественные характер и основываться на данных наблюдения психолога за поведением ребенка в ходе обследовании. В некоторых случаях можно использовать специальные методики, направленные на оценку этих компонентов школьной зрелости.

Оценка социального компонента школьной зрелости

В процессе наблюдения психолог отмечает, насколько общителен ребенок, легко ли он идет на контакт, проявляет ли сам инициативу общения. Для более тонко диагностики социальной зрелости можно использовать методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, например методика «Изучение социальных эмоций» и др.

Диагностика эмоционального компонента школьной зрелости

Как мы уже узнали, подготовка ребенка к школьному обучению является одной из важнейших проблем педагогической психологии Проблема эта стала особенно актуальной в связи с переходом к обучению детей, начиная с 6-летнего возраста и введением новых, во многом альтернативных программ обучения. Успешность начала обучения в школе, а также особенности адаптации ребенка в начальный период во многом зависит от того, в какой степени будут учтены возрастно-психологические и индивидуальные особенности дошкольника в подготовительный период. Не менее важным является и вопрос диагностики готовности ребенка к школьному обучению. По данным многих исследователей (Л.И. Божовнч, А.Л. Венгер, Л.В. Запорожец, Й. Йирасек, Н.В. Нижегородцев и др.), основные сложности, возникающие у детей в период адаптации, связаны, в большинстве случаев с недостаточной школьной зрелостью. Поэтому проблема, диагностики школьной зрелости, определения уровня психического развития ребенка является особенно актуальным.

Цель исследования: Использовать системный подход при исследовании готовности детей к обучению в школе.

Объект исследования: дети подготовительной группы МБДОУ «Детский сад № 247».

Предмет исследования: психологическая готовность детей к школе.

Задачи исследования:

  1. Определить методики для проведения исследования
  2. Провести психодиагностику детей.
  3. Определить психологическую характеристику готовности к школьному обучению.

Гипотеза исследования: Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Поэтому, для исследования психологической готовности детей необходим системный подход, который позволит нам усмотреть пробелы в знаниях и умениях детей, а так же обследует их физическое развитие и социальную среду, в которой растет ребенок. Системный подход исследует личность ребенка со всех сторон, что позволяет определить задачи научных исследований в широком смысле.

Выявление готовности к школьному обучению с помощью описанных ниже методик поможет педагогу и психологу, работающему с детьми, определить те стороны психического развития ребенка, которые нуждаются в коррекции, а также будет способствовать успешному построению коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с целью формирования их психологической готовности к школе.

Материалы по каждой из диагностических методик представлены в следующем порядке:

  • цель исследования с помощью данной методики;
  • необходимый диагностический материал;
  • особенности предъявления инструкции;
  • особенности проведения исследования;
  • оценка результатов;
  • интерпретация данных.

Практическая значимость экспериментального исследования:

При диагностике готовности к школе учитываются все компоненты психологической готовности. Но они не обязательно должны быть максимально развиты, гораздо важнее, чтобы присутствовали все компоненты, даже если уровень сформированности некоторых из них невысок.

Правильно проведенная диагностика «готовности к школе» дает возможность определить, насколько ребенок подготовлен к школьной жизни, и прогнозировать его успехи в учебной деятельности. Однако для правильного проведения диагностики, прежде всего, необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но определенный их набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Основу нашего исследования составили следующие методики:

  1. Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)
  2. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека, являющийся модификацией теста А. Керна.
  3. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина .
  4. Методика «Лесенка» Г. Щур.
  5. Методика «Какой Я?».
  6. Проект программы психологической подготовки детей к школе.

Выборка: В исследовании принимали участие 22 ребёнка старшего дошкольного возраста МБДОУ.

Перед началом констатирующего эксперимента были созданы следующие условия:

— спокойная, доброжелательная обстановка, чтобы у испытуемого не возникло состояние страха или тревоги в процессе эксперимента;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




— исключение всего, что может отвлечь ребёнка, так как эти факторы могут негативно сказаться на результатах диагностики;

— соответствующая подготовка рабочего места (удобство, хорошая освещаемость, необходимый материал).

Диагностика готовности детей к школьному обучению

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) (см. Приложение 1).

Цель исследования: выявить сформированность внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека, являющейся модификацией теста А. Керна, состоит из 3-х заданий (см. Приложение 2)

Цель исследования: определить уровень готовности ребёнка к школьному обучению.

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина (см. Приложение 3)

Цель исследования: исследование произвольности как компонента психологической готовности ребенка к школе.

Методика «Лесенка» Г. Щур (см. Приложение 4)

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Методика «Какой Я?» (см. Приложение 5)

Цель исследования: выявить особенности и уровень самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностическое исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №247» г. Нижний Новгород.

 

2.2.Анализ результатов исследования психологической готовности детей к школьному обучению в МБДОУ «Детский сад № 247»

 

Психологическая готовность к школе является завершающим этапом всего предшествующего развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и дошкольном учреждении.

Рассмотрим результаты, полученные по методике сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации, учения по методике «Беседа о школе» в модифицированном варианте Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. Методика представлена в Приложении 1. Результаты полученные в ходе исследования приведены в Приложении 6, в процентном соотношении они представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Результаты диагностики по методике «Беседа о школе» в модифицированном варианте Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.

Таблица 1

Степень сформированности детей к школе 1 2

 

3
Количество испытуемых 7 11 4
Значение в % 32 % 50 % 18 %

 

Примечание: 1- достаточно сформировано, 2 – сформирована на начальном этапе, 3 – не сформирована.

Рис.1 Результаты исследования по методике «Беседа о школе»Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера в %

 

Анализ полученных данных позволяет сделать следующий вывод:

1.Из числа обследованных детей старшего дошкольного возраста МБДОУ выявлено, что у 7 детей (32%) внутренняя позиция школьника достаточно сформирована, то есть прослеживается школьно-учебная ориентация ребенка и положительное отношение к школе;

2.У 11 детей (50%) начальная стадия формирования внутренней позиции школьника, то есть преимущественный интерес ребенка к внешней атрибутике школьной жизни;

3.Из числа обследованных детей следует отметить, что у 4 детей (18%) внутренняя позиция школьника не сформирована, т.е. дети не проявляют интереса к школе.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йерасека был использован для определения степени готовности детей к школе.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Рассмотрим первичные обобщённые результаты определения готовности ребёнка к школе по методике Керна — Йерасека, Методика представлена в Приложении 2. Результаты полученные в ходе исследования приведены в Приложении 7, в процентном соотношении они представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Результаты исследования методики ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йерасека

Таблица 2

Степень готовности к обучению 1 2 3
Количество испытуемых 6 12 4
Значение в % 27 % 55 % 18 %

 

Примечание: 1- выше среднего, 2 – средний, 3 – ниже среднего.

Рис. 2 Результаты исследования методики ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йерасека в %

 

Анализ приведенных в таблице данных позволяет сделать следующий вывод:

  1. Из числа обследованных детей старшего дошкольного возраста МБДОУ №247 выявлено, что у 6 детей (27%) уровень готовности к обучению в школе выше среднего. Такие дети довольно легко ориентируются в выполнении предложенных заданий, проявляют усердие, умеют слушать, способны действовать по заданному алгоритму, сосредоточенно выполнять произвольные действия. Анализируя данные обследования можно сделать вывод, что эти дети готовы к функциональному обучению в школе.
  2. У 12 детей (55%) уровень готовности к обучению в школе — средний. Дети довольно исполнительны, способны к произвольному выполнению задания, но требуют повторения инструкций, им необходимо больше времени на выполнение задания, требующие развития мелкой моторики для дальнейшего овладения письмом. Можно сделать вывод, что эти дети условно готовы к функциональному обучению в школе.
  3. Из числа обследованных детей следует отметить, что у 4 детей (18%) уровень готовности к обучению в школе ниже среднего. Эти дети отвлекаются, действуют согласно своих правил и инструкций, не проявляют заинтересованности в выполнении заданий, нуждаются в развитии мелкой моторики, что является основой для овладения письменными навыками, формирования произвольности внимания и поведения, умение сосредотачиваться и действовать согласно определенному алгоритму. Эти дети еще не готовы идти в школу.

Следует отметить, что результаты комплексного диагностирования предоставят объективную оценку готовности детей к обучению в школе.

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, мы используем для выявления готовности детей к обучению в школе. Методика представлена в Приложении 3. Результаты в полученные в ходе исследования приведены в Приложении 8, в процентном соотношении они представлены в таблице 3 и на рисунке 3

Результаты исследования методики «Графический диктант»  Д. Б. Эльконина

Таблица 3

Уровень готовности детей к обучению  1  2  3  4  5
Количество испытуемых 6 2 10 3 1
Значение в % 27 % 9 % 45 % 14% 5%

 

Примечание: 1- уровень готовности высокий, 2- уровень готовности выше среднего, 3- уровень готовности средний, 3 – уровень готовности ниже среднего, 4 – низкий.

Рис.3 Результаты методики «Графический диктант» Д. Б. Эльконина %

 

Анализ приведенных в таблице данных позволяет сделать следующие выводы:

  1. Из числа обследованных детей старшего дошкольного возраста МБДОУ выявлено, что у 6 детей (27%) высокий уровень готовности к обучению в школе. Довольно легко ориентируются в выполнении предложенных заданий, проявляют усердие, умеют слушать, способны действовать по данному алгоритму, сосредоточенно выполнять произвольные действия. Анализируя данные обследования можно сделать вывод, что эти дети готовы к функциональному обучению в школе.
  2. У 2 детей (9%) уровень готовности к обучению в школе — выше среднего, но не достаточно высокий. Дети исполнительны, способны к произвольному выполнению задания, но требуют повторения инструкций. Можно сделать вывод, что эти дети готовы к функциональному обучению в школе.
  3. Из числа обследованных детей следует отметить, что у 10 детей (45%) средний уровень готовности к обучению в школе. Эти дети отвлекаются, требуют повторения инструкций, больше времени, но проявляют заинтересованность в выполнении заданий. Можно сделать вывод, что эти дети условно готовы к функциональному обучению в школе.
  4. У 3 детей (14%) уровень готовности к обучению в школе ниже среднего, а у одного ребенка (5%) – низкий.

Эти дети часто отвлекается, действует согласно собственным инструкциям, не заинтересованы в выполнении задач, нуждается в развитии умений сосредоточиваться и действовать по заданному алгоритму. Эти дети еще не готовы к обучению в школе.

Следует отметить, что результаты комплексного диагностирования предоставят более объективную оценку готовности детей к обучению в школе.

Диагностика самооценки личности у детей дошкольного возраста по методике «Лесенка» В.Г. Щур. Методика диагностика представлена в Приложении 4. Результаты в полученные в ходе исследования приведены в Приложении 9, в процентном соотношении они представлены в таблице 4 и на рисунке 4.

Результаты диагностики самооценки личности у детей дошкольного возраста по методике «Лесенка» В.Г. Щур.

Таблица 4

Степень самооценки личности ребёнка  1  2  3  4
Количество испытуемых 3 5 14 0
Значение в % 14 % 23 % 63 % 0 %

 

Примечание: 1- неадекватно завышенный уровень самооценки, 2- высокий уровень самооценки, 3- адекватная самооценка, 4- низкая самооценка.

Рис.4 Результаты диагностики самооценки личности у детей дошкольного возраста по методике «Лесенка» В.Г. Щур в %

 

Как видно из таблицы, среди детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в диагностическом исследовании, 3 ребёнка (14%) имеют неадекватно завышенную оценку о себе. Такие дети считают, что мама оценивает их также, аргументируя свой выбор, ссылаются на мнение взрослого. Дети данной группы не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Из числа, обследуемых, также есть дети с завышенной самооценкой – 5 (23%). Эти дети объясняют свои действия, называют какие-то свои недостатки и промахи, но руководствуются их внешними, независящими от них, факторами, считают, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже их собственной.

У 14 (63%) детей собственная оценка адекватная. Дети данной группы осмысляют задание и, после объясняют свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считают, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Методика, «Какой Я?» использовалась для выявления уровня самооценки. Методика диагностики представлена в Приложении 5. Результаты в полученные в ходе исследования приведены в Приложении 10, в процентном соотношении они представлены в таблице 5 и на рисунке 5.

Результаты исследования методики «Какой Я?»

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Таблица 5

Уровень самооценки личности ребёнка  1  2  3  4
Количество испытуемых 2 10 12 0
Значение в % 9 % 45 % 56 % 0 %

 

Примечание: 1- очень высокий уровень самооценки, 2 – высокий уровень самооценки, 3- средний уровень самооценки, 4 – низкий уровень самооценки.

Рис. 5 Результаты исследования методики, «Какой Я?» в %.

 

Как видно по полученным данным, среди детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в диагностическом исследовании, 2 дошкольника (9%) имеют очень высокий и 10 (45%) высокий уровень самооценки по десяти различным положительным качествам личности. Средний уровень самооценки у 12 дошкольников (56%).

Первичные итоговые результаты по психологическим критериям готовности к школе детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года представлены в Приложении 11, в процентном соотношении в рисунке 6.

Рис.6 Обобщённые данные подготовки детей к школе.

 

Как видно из таблицы, среди детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в диагностическом исследовании, 18 дошкольников (82 % от общего количества) имеют высокий уровень сформированности произвольности, развития зрительно-моторной координации мелких мышц руки, осуществляют заданное правило и одновременно ориентируются на зрительно-воспринимаемый образец, достаточно легко ориентируются в выполнении предложенных заданий, умеют слушать, способны действовать по данному алгоритму, сосредоточенно выполнять произвольные действия, а также имеют достаточно полные и расчлененные представления, что отражает развитость наглядно-образного мышления. Дети данной группы умеют планировать собственные действия, предвидят результат своей деятельности, доводят начатое дело до конца, при отсутствии дополнительной внешней мотивации способны выполнять малопривлекательные, однообразные задания. Анализируя данные обследования, можно сделать вывод, что эти дети готовы (условно готовы) к функциональному обучению в школе.

Низкий уровень готовности к школе показали 4 детей, что составляет 18% от общего количества диагностируемых. Эти дети не заинтересованы в выполнении заданий, не внимательны, не слушают взрослого и выполняют задания согласно своим желаниям. Можно сделать вывод, что данная группа детей не готова к функциональному обучению в школе и требует дальнейшего развития психических процессов.

Первичные обобщённые данные по самооценки детей на начало учебного года детей старшего дошкольного возраста представлены в Приложении 12 в процентном соотношении на рисунке 7.

Рис. 7 Обобщённые данные по самооценки детей на начало учебного года.

 

Как видно из таблицы, среди детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в диагностическом исследовании, у 19 (86%) дошкольников достаточный уровень самооценки. Эти дети реалистично оценивают свои возможности, успехи и самокритичны к своим неудачам. У 3 дошкольников (14%) очень высокий, что может говорить об избытке или переизбытке родительского влияния. С данной группой детей, а также с педагогами группы проведена дополнительная беседа.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Развивающую работу с детьми, которые нуждаются в ней детьми целесообразно проводить в группах развития и индивидуально. Для такой группы разрабатывается коррекционная программа. Главная цель программы психологическая готовность ребёнка к школе. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то, новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Диагностика дошкольников имеет большое значение. Особенно важно, чтобы педагог мог квалифицировано провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования.

После реализации развивающей программы психологической подготовки детей к школе было проведено повторное психодиагностическое исследование. Произошли значительные изменения, по показателям учебной и личностной подготовки детей к школе. Мы начали, с диагностики по методике «Беседа о школе» в модифицированном варианте Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.

Результаты, полученные в ходе исследования, приведены в Приложении № 13, в процентном соотношении представлены в таблице 6 и на рисунке 8.

Результаты психологического исследования до и после по методике «Беседа о школе»

Таблица 6

Степень сформированности детей к школе 1 2 3
до после до после до после
Количество испытуемых 7 13 11 9 4 0
Значение в % 32% 59% 50% 41% 18% 0%

 

Примечание: 1- достаточно сформирована, 2 – сформирована на начальном этапе, 3 – не сформирована.

 

Рис.8 Результаты исследования по школе (%) до и после по методике «Беседа о школе» в модифицированном варианте Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.

 

После проведения развивающей программы психологической подготовки детей к школе наблюдаются существенные изменения. По полученным результатам можно сделать следующие выводы:

  1. Так до проведения данного мероприятия у 32% (7 детей) по шкале внутренняя позиция школьника, наблюдалась достаточная сформированность, однако после применения коррекционной программы, показатели значительно повысились до 59% (13 детей);
  2. До проведения программы на начальной стадии находилось 50% (11детей), после показатели данной стадии снизились до 41% (9 детей), т.к. испытуемые, находящиеся на данной стадии до реализации коррекционной программы повысили свои знания до уровня достаточной сформированности.
  3. По третей стадии до проведения мероприятия у 18%(4 детей) внутренняя позиция школьника не была сформирована, однако эти результаты снизились до 0%, что говорит об эффективности применения данной коррекционной программы.

Интерпретируя полученные данные по результатам психологического исследования до и после по методике «Беседа о школе» наблюдается тенденция к улучшению, что способствует повышению психологической готовности ребенка к школе, это подтверждается снижением количества респондентов находящихся на начальном и низком уровне сформированности внутренних позиций по отношению к школе. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Тем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, тем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.


Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Страницы:   1   2   3   4