Заявка на расчет
Меню Услуги

Психологическая готовность ребенка к школе

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3

ВВЕДЕНИЕ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Актуальность исследования. Психологическая готовность ребенка к школе является актуальной и важной темой исследования, так как она влияет на успех и благополучие ребенка в образовательном процессе. Психологическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок имеет необходимые умения, знания, мотивацию, интересы и эмоциональное состояние для адаптации к школьной среде и обучению.

Существуют различные актуальные на сегодняшний день критерии и методы оценки психологической готовности ребенка к школе, такие как:

  • Познавательный критерий — оценивает уровень развития памяти, внимания, мышления, речи, восприятия и творчества ребенка.
  • Личностный критерий — оценивает уровень развития самосознания, самооценки, саморегуляции, ценностных ориентаций, мотивации и интересов ребенка.
  • Коммуникативный критерий — оценивает уровень развития общения, сотрудничества, эмпатии, толерантности и конфликтности ребенка.
  • Физический критерий — оценивает уровень развития здоровья, физической подготовки, координации, ловкости и выносливости ребенка.

Для оценки психологической готовности ребенка к школе могут использоваться различные методы, такие как:

  • Наблюдение — позволяет изучать поведение, эмоции, реакции и взаимодействие ребенка в разных ситуациях и условиях.
  • Беседа — позволяет узнать мнение, чувства, интересы, пожелания и проблемы ребенка, а также проверить его знания и умения.
  • Тестирование — позволяет измерить уровень развития различных психологических характеристик и способностей ребенка с помощью стандартизированных или авторских тестов и заданий.
  • Игровые методы — позволяют создать естественную и комфортную среду для ребенка, в которой он может проявить свои способности, творчество, инициативу и личностные качества.

Исследование психологической готовности ребенка к школе позволяет выявить сильные и слабые стороны ребенка, определить его потребности и возможности, а также разработать индивидуальную программу подготовки к школе, учитывая все факторы, влияющие на развитие ребенка. Это способствует успешной адаптации ребенка к школьной жизни и повышению его учебной мотивации и достижений.

Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе является одной из важнейших задач дошкольного образования и семейного воспитания. От того, насколько ребенок адаптирован к школьным условиям, зависит его успех в обучении, развитии и социализации. Поэтому актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выявления факторов, влияющих на психологическую готовность ребенка к школе, и разработки эффективных методов ее формирования и поддержания.

Цель исследования: изучить особенности психологической готовности ребёнка к школе, а также разработать и апробировать психолого-педагогическую программу, направленную на формирование психологической готовности к школьному обучению.

Объект исследования: психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.  

Предмет исследования: особенности психологической готовности ребёнка к школьному обучению.  

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ изучения проблемы психологической готовности к   школе детей старшего дошкольного возраста. 
  2. Выявить уровень психологической готовности детей к школе.
  3. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу, направленную на формирование психологической готовности к школьному обучению.

Гипотеза исследования заключается в том, что психологическая готовность ребенка к школе зависит от совокупности индивидуальных (познавательных, мотивационных, эмоциональных, волевых, коммуникативных) и средовых (семейных, дошкольных, социокультурных) факторов, и может быть сформирована и поддержана с помощью специально разработанного комплекса психолого-педагогических мероприятий.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам психологии развития ребенка, психологии обучения, психологии готовности, психологии семьи, психологии дошкольного образования и др.

Методологическая основа исследования является системный, деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы к изучению психологической готовности ребенка к школе.

База исследования: В исследовании принимали участие 22 ребёнка старшего дошкольного возраста МБОУ «Манушкинская СОШ».

Методы исследования включают теоретические (анализ научной литературы, обобщение и систематизация теоретического материала) и эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент, статистическая обработка и анализ данных).

Методики исследования: 

— Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера);

— Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека, являющийся модификацией теста А. Керна. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина;

— Методика «Лесенка» Г. Щур; 

— Методика «Какой Я?»;

— Проект программы психологической подготовки детей к школе.

Этапы исследования:

Подготовительный этап, на котором определяются цели, задачи, объект, предмет, гипотезы, методы и план исследования, а также проводится анализ теоретической и эмпирической литературы по теме.

Диагностический этап, на котором проводится обследование детей с помощью выбранных методик, анализируются и обрабатываются полученные данные, выявляются уровни психологической готовности детей к школе и их особенности.

Коррекционно-развивающий этап, на котором разрабатывается и реализуется программа, направленная на формирование и повышение психологической готовности детей к школе, а также проводится контрольный срез для оценки эффективности программы.

Заключительный этап, на котором подводятся итоги исследования, делаются выводы, обобщаются результаты, формулируются рекомендации и перспективы дальнейшего исследования.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для определения индивидуальных особенностей и потребностей детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, а также для выявления детей, нуждающихся в дополнительной поддержке и коррекции.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, заключения и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

1.1 Подготовка детей к школе как важнейшая задача дошкольного учреждения

Важным результатом развития психики дошкольника является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. По мнению Араповой Н.А., под психологической готовностью следует понимать необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. [3]

При этом, исходя из исследований Араповой Н.А., А выделяется три основных компонента: психологическая готовность, физиологическая, социальная готовность.

Психологическая готовность — готовность всех психических процессов к новым условиям функционирования. Это восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Физиологическая готовность — физическую возможность организма приспособиться к новым условиям. Развитость мелкой моторики, зрительно — моторная координация, готовность структур головного мозга к выполнению все

более сложных мыслительных операций – все это играет существенную роль при определении готовности к школе.

Социально — психологическая готовность разными авторами определяется по разному: сформированность внутренней позиции школьника, готовность к волевому усилию, развитость коммуникативных навыков, мотивация — все это позволяет успешно начать школьное обучение. [10]

Рассматриваемые понятия тесно взаимосвязаны и вне зависимости от того, какие компоненты школьной готовности выделяются, все авторы сходятся в одном: начинать подготовку к школе следует с младшей группы детского сада или с трех лет, если ребенок не посещает дошкольное учреждение, но будет учиться в школе. Все виды готовности необходимы ребенку даже в условиях обучения вне школы, дома.

Важно не останавливаться только лишь на специальной подготовке и готовности ребенка к обучению. 

Вследствие того, что при переходе в школу изменяется распорядок жизни, личностная позиция в обществе, также важным становится умение самостоятельно и ответственно исполнять роль школьника, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своими действиями и деятельностью, иметь понятие о правилах поведения и взаимоотношений в школьной среде. Неверная оценка общего уровня подготовки к школе приводит к тому, что обучение приобретает номинальную форму. Главная задача — формирование разносторонней личности решается не в полной мере.

У детей, поступивших в школу, могут наблюдаться различные нарушения речи: ее недоразвитие, дизартрия, ринолалия, заикание. Однако тяжелые речевые расстройства носят системный характер: страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты (фонетико — фонематическая сторона, лексика, грамматический строй).[13]

Для детей с речевыми нарушениями характерен пониженный уровень общей осведомленности об окружающем мире. Наблюдается недостаточный уровень развития познавательных процессов, их произвольности.

Для детей с речевой патологией характерно своеобразие учебной деятельности. 

Например, для заикающихся детей характерна зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. Изменение привычных условий приводит к неустойчивости деятельности, рассеиванию внимания. Затруднения вызывают задания, связанные с переключением с одного вида деятельности на другой.

 При выполнении заданий, требующих интеллектуального и волевого усилий, наблюдается переход с заданного вида работы на более привычный, освоенный ранее. 

У некоторых наблюдается неумение самостоятельно проконтролировать результаты как собственной, так и чужой работы. Дети с трудом анализируют образец, сопоставляя написанное с печатным текстом, с трудом находят ошибки. Эти дети испытывают определенные трудности на занятиях, когда нужно, обдумывая собственный ответ и приготовив соответствующие примеры, следить за ответом своих товарищей, помогать им в случае затруднений исправлять неправильные ответы. В процессе чтения они не замечают собственных ошибок, ошибок своих товарищей, при чтении «по ролям» диалогов произносят «свои» слова несвоевременно, иногда читают слова других лиц. Характерные для заикающихся неустойчивость деятельности, слабость переключения, пониженный самоконтроль не могут не отразиться на их общей организованности: они с трудом «входят» в работу, не прилагают для этого достаточных эмоционально — волевых усилий.[35]

Важным компонентом готовности к школе является речевая готовность. Результаты исследований таких ученых, как Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др., позволяют сделать вывод о том, что несформированность речевой деятельности в дошкольном возрасте закономерно приводит к нарушениям чтения и письма.[46]

Недостаточный уровень речевой готовности обусловливает стойкие и выраженные затруднения при усвоении учебного материала, а также недоразвитие регулирующей и коммуникативной функций речи. Комплексное диагностическое обследование детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, проведенное Л.С. Волковой и С.Р. Исмаиловой, позволило выделить и описать уровни речевой готовности данной категории детей к школе.[38]

Первую группу составили дети с очень низким уровнем речевой готовности, не обеспечивающим возможность обучения в массовой школе.

Вторую группу – дошкольники, уровень речевой готовности которых был оценен как низкий. Дети этой группы могут освоить школьную программу, но только при условии дополнительной коррекционно — педагогической помощи.

В третью группу вошли дошкольники со средним уровнем речевой готовности, у которых выраженных и стойких затруднений в процессе усвоения дошкольной и школьной программы не отмечено.

Дети с высоким уровнем речевой готовности составили четвертую группу. Они успешно обучаются и усваивают программу массовой образовательной школы.

Особенности развития высших психических функций, в том числе речи, у детей с речевыми нарушениями приводят к недостаточному уровню сформированности интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Итак, у детей с речевыми нарушениями наблюдается нарушение всех компонентов готовности к школьному обучению.

1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Психическое развитие дошкольника имеет большое значение в становлении яркого и полноценного человека. Дошкольный период в жизни современного человека составляет всего семь лет. Однако, несмотря на его непродолжительность, он является одним из самых важных. В это время формируются основы личности.

Здесь очень важно знать индивидуальные черты дошкольника. Они помогут сформировать склонности ребёнка, которые потом станут основным фундаментом для вхождения в систему школьного образования. Родителям следует обратить внимание на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста.[20]

В психологии есть деятельностный подход. Его изучал советский психолог и педагог Алексей Николаевич Леонтьев, а также и его последователи. Они, опираясь на труды Льва Семёновича Выготского, сделали обоснование структуры возраста. Одним из основных критериев данной структуры является так называемое новообразование.

Среди основ новообразования мы хотим выделить 3 важных фактора:

  • произвольность – у ребёнка формируется воля, и он уже начинает ставить цели и идти к ним;
  • наглядно-образное мышление эволюционирует – ребёнок уже может устанавливать связи между изображениями;
  • увеличивается объём памяти – дошкольник самостоятельно ставит перед собой цель удержать что-нибудь в памяти.

Все эти особенности говорят о том, что просто необходимо заняться изучением ментальной арифметики.[32]

Психологи и педагоги отдельным и очень важным пунктом выделяют формирование математических представлений. Ментальная арифметика является супертренажёром для мозга. Если раньше больше надежд возлагали на классическую математику, то сейчас всё больше и больше на развитие ребёнка с помощью устного счёта посредством визуализации абакуса.

Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов; внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. К концу дошкольного возраста начинается развивательное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.[15]

Развития мышления. Более высокого уровня достигает развитие наглядно- образного мышления а так же логическое мышление т. е. формируются способности сравнения, обобщения, классификации. Развивается образное мышление.

Развитие воображения. У дошкольника идет развитие творческого воображения, этому способствует различные игры, яркость, конкретность представляемых образов и впечатлений. Но часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте. Обьяснить это можно различными влияниями, средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

В возрасте 6 лет расширяется активный словарный запас. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Психическое развитие и становления личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания.

Формируется самооценка не основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он занимает в детском коллективе, в семье.[27]

У детей формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сфере ребенок является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я смогу», «я должен» постепенно начинает переобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок стремится к самоутверждению. Осознание своего «Я»

порождают новые потребности. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжение
дошкольного возраста уже не может удовлетворить ребенка.
Ребенок стремится к принятию новой социальной позиции «познователи», что является одним из важнейших итогов и
особенностей личного и психического развития детского дошкольного возраста.

Психологические особенности старших дошкольников состоят в том, что из-за быстрого роста появляются противоречия, которые влияют на эмоции и действия ребёнка. Основными движущими силами развития детей до 7 лет являются следующие факторы:

  • окружающий мир;
  • новые возможности;
  • большая двигательная активность;
  • желание общаться с друзьями и незнакомцами.[19]

Из-за некоторых трудностей это развитие может быть приостановлено. Здесь мы перечислим ряд данных проблем:

  • проблемы, связанные с эмоциями или личностью (вспыльчивость, тоска и печаль, боязнь чего-либо);
  • медленное формирование познавательного процесса, который включает в себя плохую память, маленький запас слов, непонимание происходящего, отсутствие внимания;
  • проблемы с поведением (ребёнок говорит неправду, хамит, грубит, зазнаётся);
  • проблемы, связанные с неврологией (беспокойный сон, чрезмерная усталость);
  • проблемы, связанные с коммуникацией (излишняя обида на других, замкнутость в своём мирке).

В старшем дошкольном возрасте (5,5-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.[31]

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности:

  • формируется устойчивая структура мотивов;
  • зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; 
  • потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим;
  • появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.);
  • возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения;
  • ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит это надо делать и т.д.).

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли.

 Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Старший дошкольный возраст — период активного развития и становления познавательной деятельности. 

Маленький ребенок 3-4 лет активно действует с предметами, старший дошкольник стремится узнать как эти предметы устроены, для чего они предназначены, пытается установить (с помощью взрослого) взаимосвязи предметов и явлений действительности, задает очень много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, о строении вселенной и т.д. 

К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, кроссворды, задачки и упражнения в которых «нужно думать». Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.[6]

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. 

Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат (труд и учение). 

Если для маленького ребенка важен лишь результат (нарисовать домик, снеговика, построить башенку), его внимание не концентрируется на способах выполнения действия, то старшему дошкольнику доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно.

 Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения. Ребенок 3-4 лет, сравнивая свой рисунок или поделку с образцом, скажет, что у него получилось так же и всегда оценит свою работу только положительно. Для маленького ребенка важно «что» он делает, а для старшего дошкольника — «как» это надо делать, каким способом.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.[8]

Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.

 Давно замечено, что так называемые «неорганизованные» дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.

Некоторые авторы предлагают отказаться от задачи подготовки дошкольников к школе, так как это, по их мнению, «отрицает самоценность проживания эпохи детства». С этим трудно согласиться. Во-первых, любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Во-вторых, психическое развитие это стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки — возрастные новообразования.

 Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержке в развитии. Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития — одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. В-третьих, главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых — педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.[16]

1.3 Особенности психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников

Вопросами обучения детей в школе много занимались отечественные и зарубежные исследователи (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, Г.И. Капчеля, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Н.Г. Салмина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, и др.). 

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Н Губанова, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др. [12, 16, 18, 20].

Многие исследователи М. Марусинец, О.Н. Расцветаева, Л.Ф. Тихомирова [25, 35, 38], согласны с тем, что успех ребенка в школе, во многом зависит от того, насколько хорошо он подготовлен.

Т.Н. Доронова, Н. И. Гуткина, М.И. Лисина утверждают, что, готовность к школе, является наиболее важным результатом для дошкольников. Это определяется теми ожиданиями, которые школы предъявляют к детям. Характер этих ожиданий зависит от новой социально-психологической ситуации ребенка, новых задач, к которым его нужно подготовить, и специфических характеристик этих задач [17].

Общая готовность к школе И.Ю. Глебова, определяет, как уровень интеллектуального, морального, этического, языкового, эстетического и физического развития, который создает основу для активного участия ребенка в новой школьной среде, и для приобретения знаний по учебной программе в начале обучения в школе [10].

Подготовка к специальному образованию, по мнению Т.Гризик дополняет общую школьную и психологическую подготовку ребенка; определяется знаниями, умениями и навыками, необходимыми для изучения таких предметов, как математика и русский язык. Интенсивное обучение в раннем детстве позволяет детям сформировать математические понятия, развить язык, подготовиться к чтению и письму, а также достичь уровня, необходимого для обучения в школе [11].

T.И. Бабаева отмечает, что содержание общего взросления ребенка в школе имеет много взаимосвязанных аспектов, важнейшими из которых являются нравственная, психологическая и физическая готовность [3].

Е.С. Рапацевич утверждает, что подготовка к нравственному обучению проявляется в развитии, которое происходит при достижении нравственного поведения, воли, нравственных эмоций и нравственного сознания в дошкольном возрасте, когда ребенок активно принимает новую социальную позицию и может устанавливать нравственно здоровые отношения с педагогами и сверстниками [32].

Это результат нравственно-волевого развития ребенка в дошкольный период, включающий важнейшие аспекты личности и школьного поведения, которые в совокупности создают необходимые условия для адаптации ребенка к школьной среде, ответственного отношения к новым задачам и нравственного отношения к учителям и ученикам, считает В.Н. Авангесова [1].

По мнению М.Ю. Ивановой, готовность к школе состоит из нескольких взаимосвязанных факторов [19].

С.Л. Новоселова считает, что важной составляющей грамотной подготовки к школе является наличие у детей, поступающих в школу, достаточно широких знаний об окружающем мире. Эта база знаний является важным фундаментом, с которого должны начинать учителя. Дети, начинающие обучение в школе, должны быть в достаточной мере дифференцированы [28].

По мнению В.М. Букатова, психологическая подготовка к школе состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов когнитивного и языкового развития детей. Общий уровень когнитивного функционирования, согласованность познавательных интересов, мышление ребенка, достаточно широкое содержание, структурированный набор основных идей и понятий, основные речевые и учебные действия составляют когнитивную подготовку ребенка к школьным предметам [5].

Школьная физическая подготовка важна для хорошей учебы детей, и Н.Я. Михайленко отмечает, что физическая подготовка детей значительно изменилась в связи с изменением образа жизни, включая школьное образование, альтернативную медицину, серьезную учебу на работе и более длительные курсы.

 Подготовка к школе включает в себя несколько элементов. Наиболее важными являются здоровье ребенка, сила, выносливость, работоспособность и высокая сопротивляемость болезням. Это гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка, морфологическое и физиологическое развитие в соответствии с возрастными параметрами (или способствующее им), развитие высоких двигательных навыков [27].

Готовность к школе является одной из важнейших задач в воспитании дошкольников и, наряду с другими дошкольными задачами, обеспечивает богатое и гармоничное развитие детей этого возраста.

Многие авторы Т.И. Бабаева, В.М. Букатов, С.Б. Горбушина, сходятся во мнении, что развитие памяти, внимания, мышления и т. д. недостаточно для подготовки детей к школе [ 9]. 

Личность ребенка начинает играть роль в школьном обучении, когда она выявляется в связи с учебной деятельностью и содержанием обучения, т. е. когда она приобретает образовательное значение. 

Тот факт, что они проявляют познавательную активность, не обязательно означает, что они достаточно мотивированы к обучению. Важно, чтобы познавательные интересы детей были связаны с содержанием и контекстом их обучения.

Мотивация детей к обучению – это важная подготовка к школьной жизни. По этой причине воспитатели детских садов сосредотачиваются на трех основных задачах:

  • развитие у детей понимания школы и обучения;
  • развитие положительного эмоционального отношения к школе;
  • опыт учебной деятельности.

Обучающие игры состоят из следующих основных взаимосвязанных частей: 

  • цели обучения;
  • игровые цели (игровой дизайн);
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • результаты игры. 

По мнению Е. Сергеевой, успешность детей в начале первого класса во многом зависит от наличия у них определенных учебных элементов и способов учебной деятельности (первоначальных навыков) [37].

Вводные навыки включают в себя: 

  1. Устные знания и навыки (чтение и письмо, звуковой анализ, структура предложений, словарный запас, фонематическое восприятие и произношение).
  2. Математические знания и понятия (счет до 10, числовые последовательности, решение числовых задач с использованием «+» и «-», понятия формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал), понятия пространства (вверх, вниз, вправо, влево).
  3. Навыки обучения (как держать карандаш, пользоваться тетрадью или книгой, слушать и выполнять то, что говорит учитель) [43].

Развитие подвижности руки обеспечивает точность письма за счет мышечного контроля; включает в себя ловкость и координацию пальцев и кистей рук. 

Используются многочисленные техники и упражнения (массаж рук, пальчиковая гимнастика и игры, лепка из глины, упражнения с мелкими предметами, упражнения на разрезание (упаковка гаек и болтов) и специальные упражнения для подготовки рук к письму отмечает А.Н. Давидчук [15].

К концу дошкольного возраста, дети способны делать логически правильные обобщения о знакомых областях реального мира на основе визуальных сигналов, а также вербальные обобщения. Л.С. Выготский назвал эти понятия концептуальными обобщениями (дети используют те же обобщения, что и взрослые, и используют их правильно). 

Для детей дать определение предмету или понятию означает рассказать им, что они могут с ним делать. Латентные понятия (предпонятия) – это наиболее развитая форма сложного мышления, которую Л.С. Выготский называет «переходным мостиком» к реальным понятиям, высшей ступенью в развитии обобщения [8].

Отечественные психологи (например, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин) показали, что мыслительные процессы развиваются со временем. Первоначально, происходит развитие как внешней практической деятельности, с использованием предметов и их образов, затем эта деятельность переходит в речевые образцы и принимает форму внешней речи (вслух, шепотом) и только после некоторой модификации и редукции становится умственной деятельностью в форме внутренней речи. Поэтому дети должны постепенно развивать свою умственную деятельность [18].

По мнению С.Л. Новоселовой, существует три основных вида мыслительной деятельности у дошкольников: наглядная действительность, наглядное воображение и (понятийная) логика [28].

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным когнитивным развитием, формированием суждений и самооценки, а также развитием когнитивных, языковых и эмоциональных навыков саморегуляции. Создаются мотивационные структуры, возникают новые социальные потребности, потребность в одобрении сверстников, новая мотивация и основа для спонтанного поведения пишет Е.С. Рапацевич [32]. В этом возрасте закладываются основы будущей личности.

Дети развивают психологические и личностные навыки для систематического обучения в школе. Это важное психологическое развитие детей не происходит само по себе, а является результатом соответствующих образовательных вмешательств.

Подготовка детей к школе – одна из важнейших задач в обучении и воспитании дошкольников пишет Г. Колжаспирова [23].

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению, то есть его способность усваивать части культурной учебной программы в процессе учебной деятельности, является сложной структурной и институциональной конструкцией. Она охватывает все аспекты психики ребенка, включая личностные сферы движения и воли, элементарные системы общих знаний и познания, а также конкретные учебные навыки и умения отмечает, Е. Сергеева [37].

Отечественные и зарубежные психологи и педагоги этого периода Дж. Селли, Э. Меймана, А. Бине, Ст. Холла, К.Д. Ушинского, А.П. Нечаева, П.Ф. Каптерева, Е.И. Кондрата, Е.Н. Водовозовой и др., отмечают необходимость подготовки детей к систематическому школьному обучению, необходимость учитывать особенности и значение дошкольного возраста, роль семейного воспитания в подготовке ребенка к школе, непрерывность в обучении и воспитании детей дошкольного и школьного возраста, задачи дошкольных учреждений в подготовке детей к школе, содержание и методы работы с маленькими детьми в семье и в дошкольных учреждениях по обеспечению всестороннего развития и подготовки к школьному обучению [26].

А.П. Усова считает, что воображение играет самую важную роль в восприятии реальности. Воображение характеризуется тем, что дети решают практические и познавательные проблемы с помощью идей без практической практики. 

Индивидуальный опыт накапливается в процессе практической и познавательной деятельности, а конкретные представления субъекта обобщаются и формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Понятия детей дошкольного возраста обобщаются и формализуются, поэтому они могут изучать и конструировать основные понятия, используя различные модели и рамки [43].

А.Н. Давидчук отмечает, что способность удерживать неуместный языковой материал отражает функциональное состояние коры головного мозга. Поэтому развитие вербальной и моторной памяти является одним из важнейших показателей готовности к школе [16].

Ключевой особенностью нового поведения детей является то, что они регулируют свое поведение в соответствии с правилами. Если эта характеристика не развита, она будет препятствовать процессу обучения и планированию учебной деятельности пишет А.В. Каличенко [22].

Существует несколько возможных причин недоразвития спонтанного поведения и действий у детей этого возраста (недоразвитие социальной и компульсивной мотивации, дисфункция центральной нервной системы и мозга, недоразвитие психологических (функциональных) механизмов, регулирующих спонтанные действия и поведение личности) пишет Н.Ф. Талызина [40].

Формирование произвольности деятельности включает:

  • поощрение желания учиться;
  • укрепление здоровья детей, путем создания условий для нормального развития и функционирования нервной системы ребенка;
  • развитие психологических механизмов волонтерства через мероприятия для детей, и специальные игры и упражнения.

Н.А. Короткова подчеркивает, что тесное сотрудничество между семьями и детскими садами, по всем аспектам подготовки к школе – лучший способ устроить детей в школу. Учителя должны поддерживать семьи, а родители должны работать с детскими садами для достижения общих результатов [24].

Поэтому важно, чтобы дети дошкольного возраста развивали знания, навыки и компетенции, необходимые им для успешного обучения в школе, включая развитие познавательных интересов и занятий и эмоциональное обогащение. 

Хорошая готовность к школе включает общие и специфические навыки обучения и самостоятельного функционирования ребенка, а также развитие готовности к школе, навыков грамотности и мотивации к обучению. Вся работа должна проводиться в тесном сотрудничестве с семьями.

Вывод по 1 главе

Важнейшим условием успешной подготовки к школе является связь между занятиями и игрой – самым важным видом деятельности для детей этого возраста. Вся деятельность детей должна планироваться с использованием различных видов игры.

Сочетая развивающие игры с играми, имеющими готовое содержание и правила, учителя могут более систематически использовать развивающие игры для подготовки детей к школе.

Поэтому, детям дошкольного возраста необходимы определенные знания, навыки и подготовка к школе, включающие в себя базовые навыки обучения, и соответствующее самоуправление когнитивными процессами. Успешная подготовка к школе требует не только интеллектуальной подготовки, но и подготовка к школе, которая включает психологическую, моральную, этическую, социальную, личностную и физическую подготовку.

Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф