Страницы: 1 2
Глава 2 Эмпирическое исследование эффективности игротерапии как средства нивелированная проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста
Следующим этапом нашего исследования был констатирующий этап, который проводился с октября 2022 г. по апрель 2023 г.
В соответствии с поставленной целью, задачами и гипотезой исследования мы определили основную цель констатирующего этапа: определить проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста.
Проведение экспериментальной работы проходило на базе дошкольного образовательного учреждения № 7 «Островок» пгт. Ноглики, Сахалинская область, в старше группе «Солнышки».
Выборка данного исследования. В эксперименте участвовали 18 детей в возрасте 5- 6 лет.
Для проведения констатирующего эксперимента были использованы следующие методики:
1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона — Рузера). .
2. Графическая методика М. Панфиловой «Кактус» .
3. Тест Поппельрейтера .
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона — Рузера). [Приложение 1].
Описание методики.
Одной из психофизиологических методик для исследования свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности во времени является тест Тулуз—Пьерона, который позволяет быстро и первично обследовать детей 5-6 лет и старше.
Суть задания состоит в дифференцировании стимулов, близких по формуле и содержанию в течение длительного, точно определенного времени. Применительно к рассматриваемой проблеме детей с гиперактивностью возможно использование теста для исследования концентрации внимания и определения минимальной мозговой дисфункции.
Цель состоит в том, чтобы определить продуктивность и устойчивость концентрации внимания у детей 5-7 лет. Ребенок работает с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дается задание искать и отмечать соответствующую фигуру как в образце.
Оборудование. Рисунок с изображением простых фигур, секундомер, протокол для фиксации параметров внимания, простой карандаш.
Форма диагностики – индивидуальная.
Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».
Результаты обследования детей по данной методике представлены в табл. 2.1 [Приложение 2].
Качественный анализ результатов исследования уровня концентрации и устойчивости внимания у детей группы на констатирующем этапе представлен в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Качественный анализ результатов исследования уровня концентрации и устойчивости внимания у детей группы на констатирующем этапе (модификация метода Пьерона — Рузера)
Уровень | Количество чел. | % |
Высокий | 5 | 27,77 |
Средний | 8 | 44,46 |
Низкий | 5 | 27,77 |
Как видно из таблицы 2.2 у 5 детей, т.е. 27,77 % от общей выборки уровень концентрации и устойчивости внимания у детей на констатирующем этапе находится на низком уровне, средний уровень концентрации внимания был диагностирован у 8 участников исследования, т.е. 44,46 % от общей выборки, и еще у 5 участников отмечен высокий уровень концентрации внимания.
Анализ результатов показал, что все дети, показавшие высокий уровень концентрации внимания сразу поняли задание и принялись выполнять его с энтузиазмом, не отвлекаясь на посторонние раздражители, задание этими детьми выполнялось с легкостью. Дети показавшие средний уровень выполняли задание дольше, они уточняли по ходу выполнения какие-то моменты, присутствовало отвлечение. Дети показавшие низкий уровень концентрации внимания били рассеяны, постоянно отвлекались на посторонние раздражители, у них отсутствовала систематичность и порядок в выполнении задания, они не с первого раза поняли задание, многие из этой группы не выполнили задание в установленное время и допускали ошибки.
Обычно, эмоциональную сферу психологи исследуют в последнюю очередь, поскольку на первый план выступают ведущие симптомы: гиперактивность, импульсивность, рассеянность. Однако именно исследование эмоциональной сферы гиперактивного ребенка позволит полно оценить его состояние. Для детей с синдромом гиперактивности характерны изменения настроения, переживания, страхи, тревожность, негативизм и тому подобное. Их эмоции характеризуются бедностью.
Для диагностики эмоциональной и личностной сфер используются проективные методы исследования. Особенно эффективными они являются именно для детей дошкольного возраста.
В исследовании графическая методика «Кактус» была адаптирована в соответствии с интеллектуальным развитием и возрастом детей [Приложение 3].
Методика 2. Графическая методика М. Панфиловой «Кактус»[1].
Описание. Графическая методика «Кактус» разработана М. Панфиловой и проводится с детьми с 4-х лет и старше. Цель — выявление состояния эмоциональной сферы ребенка. Для умственно отсталых детей дошкольного возраста предлагается шаблон кактуса.
Инструкция: посмотри на рисунок, дорисуй на нем то, чего не хватает этому кактусу. Нарисуй, каким ты себе представляешь кактус. На выполнение задания ребенку дается столько времени, сколько ему нужно для того, чтобы закончить рисунок. При обработке результатов обращается внимание на характеристики линий, силу нажима на карандаш, дополнительные детали, цветовую гамму и тому подобное. Кроме того, учитываются специфические показатели: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.), характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и т.д.), характеристика игл (размер, расположение, количество).
Результаты обследования детей по данной методике представлены в таблице 2.3 [Приложение 4].
Качественный анализ результатов выявление состояния эмоциональной сферы детей группы на констатирующем этапе представлен в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Качественный анализ результатов выявление состояния эмоциональной сферы у детей группы на констатирующем этапе
Уровень | Количество чел. | % |
Высокий | 5 | 27,77 |
Средний | 7 | 38,88 |
Низкий | 6 | 33,33 |
Результаты диагностики детей по данной методике, представленные в табл. 2.4, позволяют среднем на среднем уровне – 38,88 % (7 чел.), высокий уровень диагностирован у 5 детей – 27,77 % выборки, низкий уровень эмоциональной сферы – низкий уровень развития сферы – 6 чел. – 33,33 %.
У детей с низким уровнем развития эмоциональной сферы присутствовало множество острых иголок на кактусе, в их рисунках превалировали темные цвета – коричневые, черные, линии – с сильным нажимом.
Методика 3. Тест Поппельрейтера.
Цель: диагностика уровня концентрации внимания, возможности правильного распознавания предмета при правильном детальном опознании.
Содержание: Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то затраченное время фиксируют в протоколе. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущей картинке. К следующему изображению можно переходить лишь тогда, когда найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Всего на картинках «спрятано» 14 предметов.
Результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 2.5 [Приложение 6].
Качественный анализ результатов исследования уровня развития у детей группы на констатирующем этапе представлен в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Результаты диагностики уровня развития концентрации внимания у детей группы по тесту Поппельрейтера (констатирующий этап)
Уровень | Количество чел. | % |
Высокий | 3 | 16,67 |
Средний | 9 | 50 |
Низкий | 6 | 33,34 |
Результаты диагностики детей группы, представленные в табл. 2.6, позволяют сделать вывод, что у 3 детей – 16,67 % от общей выборки имеют высокий уровень развития концентрации внимания, у 50 % — средний уровень и еще у 33,34 % — низкий уровень концентрации внимания.
Анализ результатов диагностики по данной методике показал следующее:
Результаты диагностики уровня развития концентрации внимания и эмоциональной сферы как показателя гиперактивности, у детей группы по трем методикам представлены в таблице 2.7 и рис. 2.1. [Приложение 7, 8].
На этом констатирующий этап эксперимента был закончен. По итогам данного этапа была разработан перспективный план нивелирования проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста..
2.2.Разработка и апробация перспективного плана коррекционной работы посредством игратерапии по коррекции гиперактивности и рассеянности внимания
Исходя из гипотезы и учитывая результаты констатирующего этапа, мы определили следующую цель формирующего этапа: проверка эффективности игратерапии как средства развития нивелирования проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Формирующий эксперимент проводился с детьми, Работа проводилась с детьми по (форма работы) с ноября 2022 г. по марта 2023 г.
В ходе формирующего этапа эксперимента был разработан перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Перспективный план представлен в табл. [Приложение 15].
Описание процесса работы на формирующем этапе.
Целью программы является создание условий для снижения проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с этим программа включает в себя следующие задачи:
— развитие и концентрация внимания;
— снижение эмоционального напряжения;
— разработка приемлемых способов высвобождения негативной энергии, снятия негативных эмоций;
— рациональное планирование детьми своих действий, управление собственным поведением;
— развитие внимания, произвольности;
— развитие коммуникативных навыков, навыков группового взаимодействия.
Участники образовательной программы – дети с проявлениями гиперактивности в старшем дошкольном возрасте.
Условия комплектования группы: индивидуальная работа на начальном первом этапе, на 2 этапе привлечение ребенка к играм и занятиям в малых группах, третий этап предполагает вовлечение ребенка к занятиям и играм в коллективе. Всего в программе участвуют 5 человек (дети с низкими показателями концентрации внимания и развития эмоциональной сферы).
Срок реализации программы: 3 месяца.
Продолжительность 1 занятия – до 1 часа.
Системность занятий – 3 раза в неделю.
Количество часов Программы по снижению проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста составляет 37 часов.
Основные виды деятельности – игровая деятельность, тренинговые занятия, занятия с психологом, консультационная деятельность с родителями.
Методы работы: организация игровой деятельности и индивидуальных занятий, а при условии положительной динамики и коллективных игр и занятий с педагогом-психологом для детей с симптомами гиперактивности детей старшего дошкольного возраста.
Формы программы:
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление проблем у детей с гиперактивностью, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им педагогической помощи в условиях дошкольного учреждения в социально-коммуникативной сфере.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в развитии и концентрации внимания, снижение агрессии, снятие негативных эмоций, развитие социально-коммуникативной сферы, навыков группового взаимодействия детей с гиперактивностью в условиях дошкольного учреждения; способствует формированию универсальных действий.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с гиперактивностью и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий развития и концентрации внимания, снижения агрессивности, развития коммуникативной сферы, снижение эмоционально напряжения, снятие негативных эмоций развитие внимания и произвольности.
Содержание программы (разделы и направленность каждого раздела).
Программа включает аспекты:
1. Диагностика детей с симптомами гиперактивности;
2. Психокоррекционная индивидуальная работа с детьми с синдромом гиперактивности;
3. Работа с родителями таких детей;
4. Диагностика и оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
2.3. Исследование проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста после формирующего этапа
По окончанию формирующего этапа опытно — экспериментальной работы с марта по апрель 2023 г. был проведен контрольный этап.
Цель: выявление проявлений гиперактивности и уровня развития концентрации внимания и эмоциональной сферы (как показателей гиперактивности) после проведения формирующего этапа.
Задачи:
проверить эффективность проведенных занятий по снижению проявлений гиперактивности у детей подготовительной группы;
сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов;
выявить динамику проявлений гиперактивности в группе.
Методики исследования проявлений гиперактивности остались прежними, Результаты исследования проявлений гиперактивности через оценку концентрации внимания по методике изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона — Рузера) у детей группы, на контрольном этапе представлены в табл. 12 [Приложение 9].
Сравнительный анализ результатов исследования уровня развития концентрации внимания у детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах представлен в табл. 2.14.
Таблица 2.14
Сравнительный анализ результатов исследования уровня развития концентрации внимания у детей группы на констатирующем и контрольном этапах
Конст. этап | Контр. этап | |||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
Высокий | 5 | 27,77 | 4 | 22,22 |
Средний | 8 | 44,46 | 12 | 66,67 |
Низкий | 5 | 27,77 | 2 | 11,11 |
Как видно из таблицы, в группе после проведения коррекционной работе повысились показатели концентрации внимания у детей: средний уровень концентрации внимания стал у 12 детей – 67,67 % из всей выборки на низком уровне остался уровень у 2 детей – 11,11 % против 27,77 % против констатирующего эксперемента.
- Результаты исследования уровня развития эмоционального развития по графической методике М. Панфиловой «Кактус» у детей группы, на контрольном этапе представлены в табл. 2.16 [Приложение 10].
Сравнительный анализ результатов исследования уровня развития эмоциональной сферы у детей группы на констатирующем и контрольном этапах представлен в табл. 2.17.
Таблица 2.17
Качественный анализ результатов выявление состояния эмоциональной сферы у детей группы на констатирующем и контрольном этапах
Конст. этап | Контр. этап | |||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
Высокий | 5 | 27,77 | 6 | 33,34 |
Средний | 7 | 38,88 | 11 | 61,11 |
Низкий | 6 | 33,33 | 2 | 11,11 |
Анализируя результаты повторного исследования состояния эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, можно отметить, что изменения в группе очевидны, теперь с низким уровнем развития эмоциональной сферы всего 11,11 %, что в три раза меньше показателей констатирующего этапа, игратерапия позволила развить эмоциональную сферу детей, улучшить их состояния с напряженного до умеренного.
3.Результаты повторного исследования уровня развития концентрации внимания у детей группы по тесту Поппельрейтера на констатирующем и контрольном этапа представлены в табл. 2.18 [Приложение 11].
Сравнительный анализ результатов исследования уровня развития у детей группе на констатирующем и контрольном этапах представлен в табл. 2.20.
Таблица 2.20
Результаты диагностики уровня развития концентрации внимания у детей группы по тесту Поппельрейтера на констатирующем и контрольном этапах
Конст. этап | Контр. этап | |||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
Высокий | 3 | 16,67 | 6 | 33,34 |
Средний | 9 | 50 | 10 | 55,56 |
Низкий | 6 | 33,34 | 2 | 11,11 |
Как видно из таблицы, уровень развития концентрации внимания у детей группы повысился, высокий уровень по данной методике наблюдаем увеличение на 14 %, детей со средним уровнем стало 10, т.е. стало на 5,56 %.
Обобщенные результаты исследования уровня развития проявлений гиперактивности по трем методикам у детей группы на контрольном этапе представлены в табл. 2.21 и рис. 2.2 [Приложение 12, 13].
Сравнительный анализ обобщенных результатов исследования уровня проявлений концентрации внимания и эмоционального развития по трем методикам у детей (показатели гиперактивности) на констатирующем и контрольном этапах представлены в табл. 2.22 и рис. 2.3 [Приложение 14].
Таблица 2.22
Обобщенные результаты исследования уровня проявлений концентрации внимания и эмоционального развития по трем методикам у детей (показатели гиперактивности) на констатирующем и контрольном этапах
Конст. этап | Контр. этап | |||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
Высокий | 2 | 11,12 | 5 | 27,78 |
Средний | 12 | 66,67 | 10 | 55,56 |
Низкий | 4 | 22,23 | 3 | 16,16 |
Исходя из результатов сравнительного анализа уровня развития концентрации внимания и эмоциональной сферы у детей группы на констатирующем и контрольном этапах, можно сделать вывод о том, что в группе результаты повторной диагностики намного превышают результаты констатирующего этапа. Количество детей с высоким уровнем развития увеличилось в 2,5 раза с 11,12 % до 27,78 %, на низком уровне не сильно изменились показатели по трем методикам низкий уровень наблюдался у 3 детей.
Краткие выводы по второй главе
Обобщая результаты контрольного этапа нашего эксперимента, можно сделать вывод о том, что игротерапия как педагогические средства снижения проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение для успешного развития детей в старшем дошкольном возрасте.
Заключение
Проблема гиперактивности в настоящее время становится особенно актуальной, так как число гиперактивных детей увеличивается с каждым годом. По данным различных авторов, от 2 до 20% младших школьников проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью и свободой мышления. Поскольку такие дети невнимательны, недостаточно просто указать им на их ошибки и увлечь их образовательной деятельностью.
Актуальность проблемы заключается в том, что гиперактивность – это расстройство, имеющее множество различных аспектов: неврологический, психиатрический, двигательный, речевой, педагогический, социальный, психологический и др.
Поэтому своевременная диагностика проявлений и причин гиперактивности у детей имеет важное значение, так как, по мнению многих психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детском возрасте более эффективна. При составлении коррекционных программ необходимо выявить особенности личности ребенка, стиль семейных отношений, причины развития гиперактивного поведения и др.
Исходя из результатов сравнительного анализа уровня развития концентрации внимания и эмоциональной сферы у детей группы на констатирующем и контрольном этапах, можно сделать вывод о том, что в группе результаты повторной диагностики намного превышают результаты констатирующего этапа. Количество детей с высоким уровнем развития увеличилось в 2,5 раза с 11,12 % до 27,78 %, на низком уровне не сильно изменились показатели по трем методикам низкий уровень наблюдался у 3 детей.
Обобщая результаты контрольного этапа нашего эксперимента, можно сделать вывод о том, что игротерапия как педагогические средства снижения проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение для успешного развития детей в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза полностью подтвердилась, задачи решены, цель достигнута.
Список использованных источников
Официальные документы
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. №1155. Доступ из справ. — прав.
системы «КонсультантПлюс».
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014. № 1351. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
3. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В.В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
4. Алексеев, О. Л. Комплексный подход к коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / О. Л. Алексеев, А. А. Королева // Специальное образование. – 2010. – № 3. С. 5-13.
5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2013 — 624 c
6. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
7. Брязгунов, И. П. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях [Текст] / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова – 2-е изд., испр. и доп. –Москва: Психотерапия, 2008. – 208 с.
8. Горлова, Н. Гиперактивность современного ребёнка: норма или патология? / Н. Горлова / /Коррекционно – развивающее образование. 2009 №1. – С. 53 – 60.
9. Губанова, Л. Какой ключик подобрать к шустрику?: из опыта работы психолога с гиперактивными детьми / Л. Губанова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – С. 99-102.
10. Дмитриева, Н.Ю. Общая психология: учебное пособие / Н.Ю. Дмитриева. – 2-е изд. – Саратов: Научная книга, 2019. – 127 c.
11. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 111 с.
12. Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. . — М.: Издательский центр «Академия», 2019. -256 с.
13. Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. — М.: Юрайт, 2020. — 223 с.
14. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
15. Куликовская, И. Э. Теоретические основы дошкольного образования: Учебник / И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева, А. Ю. Белогуров. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 170 с.
16. Кучма, В.Р., Брязгунов, И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза) / В. Р. Кучма, И. П. Брязгунов. – М.: ИНФРА-М, 2020 – 498 с.
17. Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н и Запорожца А.В -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.
18. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. — М.: Academia, 2018. — 640 c.
19. Михан, О. Ю. Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей. / О. Ю. Михан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022 — № 47 (323). — С. 304-307.
20. Мичурина, Ю.А., Никулина, А.А. Гиперактивность у детей. дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Международный студенческий научный вестник. 2019. № 5-2. С. 255-257.
21. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии./Р.С.Немов — М.: Издательский центр «Юрайт», 2022. – 42 с.
22. Оклендер, Вайолет. Окна в мир ребенка : Рук. по дет. психотерапии / Вайолет Оклендер; Пер. с англ. под ред. Ф. Б. Березина и др. — М. : Независимая фирма «Класс», 1997. — 334,[2] с.
23. Пасечник, Л. Гиперактивность: как быть / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2020 — №1. – С. 88-95.
24. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М.: Юрайт, 2019. — 222 с.
25. Раттер ,М. Помощь трудным детям / Под ред. А.С. Спиваковский. – М.:Прогресс, 2017 – 420 с.
26. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. — 3 е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2020. – 185 с.
27. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.
28. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 575 с.
29. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов [Текст] / И.А. Фурманов. – М. : Владос. – 2014.- 240 с.
30. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд.- М.: Академия, 2007. — 384 с.
31. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] : [Статьи] / А. П. Усова ; Под ред. [и с вступ. статьей] А. В. Запорожца. — Москва : Просвещение, 1976. — 96 с.
32. Яскова, О. Гиперактивность как психологический диагноз: особенности гиперактивного ребенка / О. Яскова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 8. – С. 108 – 113.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф